Автомобиль в лизинг с последующим выкупом
Лизинг с правом выкупа
Завершить лизинговый договор можно двумя способами: выкупить предмет лизинга в частную собственность или вернуть его лизингодателю на оговоренных условиях. В данном материале мы подробно рассмотрим сценарий развития событий, когда лизингополучатель хочет выкупить имущество, оформленное в лизинг.
Содержание статьи:
В чем особенности лизингового договора с правом выкупа — пример
Согласно заключенному договору, лизинговая компания выкупает имущество и передает его во временное пользование лизингополучателю, который в свою очередь выплачивает регулярные платежи по лизингу за пользование и владение. Таким образом, лизингодатель возвращает часть вложенных средств, а чтобы предмет лизинга перешел в собственность лизингополучателя, ему предстоит выплатить остаток суммы. Размер выкупной суммы оговаривается на начальном этапе лизинговой сделки и прописывается в официальном договоре.
Есть важное условие — цена выкупа имущества не должна равняться нулю, поскольку завершением сделки является подписание договора купли-продажи. Выкупная стоимость определяется в денежном выражении.
Как определяется выкупная стоимость
Внесение выкупного платежа является обязательным условием лизинговой сделки с выкупом. Его размер рассчитывают с учетом нескольких факторов:
Выкупную стоимость не следует занижать, так как налоговая служба имеет все основания определить выкуп как «спрятанный» в регулярных ежемесячных платежах и принять его в качестве аванса. В итоге придется лизингополучателю пересчитывать налоговую базу.
Выкупной платеж — это стоимость имущества, равная остатку долга плюс доход компании-лизингодателя. Лизингополучатель и лизинговая компания стараются, чтобы выкупная выплата была максимально приближена к остаточной стоимости, которая указывается при расчете налога.
Выкуп предмета лизинга раньше срока
Условия досрочного выкупа предмета лизинговой сделки должны четко прописываться в договоре, в котором также определяется цена выкупа. Если в договоре предусматривается досрочный выкуп без определения цены, тогда обязательно оформляется дополнительное соглашение, где эта сумма указывается. Однако в любом случае вероятность выкупа имущества раньше срока и стоимость этого выкупа напрямую зависит от финансового состояния лизингополучателя.
В стандартном договоре лизинга четко прописываются условия, при которых возможно досрочное завершение сделки с выкупом актива. При этом стоит учитывать важный момент — досрочный выкуп возможен, как правило, через 6–12 месяцев со дня заключения сделки. Осуществлять выкуп раньше этого срока нецелесообразно, поскольку в этом случае договор могут признать сделкой купли-продажи с рассрочкой платежа.
Кстати, большинство лизинговых компаний вместе с официальным договором дают своим клиентам-лизингополучателям график с указанием стоимости предмета лизинга при досрочном выкупе за каждый месяц завершения сделки раньше срока.
Что обязательно нужно прописать в договоре с выкупом предмета лизинга:
Правовые аспекты финансовой аренды с правом выкупа
Если клиент лизинговой компании не вносит стоимость выкупа, то последняя может совершенно законно требовать свое имущество обратно.
Не надо путать с договором рассрочки, который нельзя отнести к арендным соглашениям. Если оформляется рассрочка платежей, продавец имущества не имеет права требовать возврат актива и расторжения сделки, если арендатор успел выплатить больше 50% указанной стоимости.
Вместо выводов
Использование лизинга с выкупом имеет ряд плюсов:
Аренда с выкупом: когда выгоден лизинг автомобиля?
Лизинг автомобиля – относительно новый финансовый инструмент, доступный физическим лицам. Выясним, в чем его особенности, и при каких условиям им выгодно воспользоваться.
Доступен для частных лиц
Сегодня финансовые организации предлагают несколько вариантов приобретения автомобиля. Наряду с привычным автокредитом транспортное средство можно оформить в лизинг, что означает получить авто в долгосрочную аренду с последующей возможностью выкупа.
Долгое время было принято считать, что лизинг автомобилей существует исключительно для представителей бизнеса. Дело в том, что при создании «Закона о лизинге» более 15 лет назад в него была включена формулировка «для целей коммерческого использования», которая исключала возможность его применения частными лицами для бытового использования. Но в 2010 году в законодательство было внесено изменение, исключающее эту фразу. «Учитывая, что с предмета лизинга в настоящее время сняты ограничения по использованию, сегодня лизинговые программы могут быть доступны любому дееспособному и правоспособному физическому лицу, – комментирует директор ООО «Лизинговая компания 163″ Андрей Колеганов. – Условия участия в данных программах определяются исключительно требованиями конкретных лизинговых компаний и их желанием заниматься данным направлением лизинга».
Условия лизинга
Современные лизинговые программы, рассчитанные на физических лиц, во многом похожи на кредитование при покупке автомобиля. Их объединяет необходимый первоначальный взнос и ежемесячные выплаты. «Однако лизинг более выгоден за счет в два-три раза более низких ежемесячных платежей, – отмечает вице-президент автофинансовой компании «Европлан» Александр Михайлов. – Такой эффект достигается за счет того, что клиент не выплачивает всю стоимость автомобиля в течение срока лизинга, как в кредите. Например, ежемесячный платеж при покупке Peugeot 3008 (рекомендованная цена 817 тыс. руб.) в лизинг на 2 года с авансовым платежом 25% практически в три раза меньше, чем при кредите на тех же условиях – 11 571 руб. (лизинг) против 30 591 руб. (кредит)».
Еще одно отличие лизинга в том, что при обычном кредите автомобиль становится собственностью физического лица и сразу же становится залогом, обеспечивающим выплату кредита. При лизинге машина продолжает числиться на компании и меняет собственника в зависимости от условий договора. По словам Андрея Колеганова, данное право позволяет лизинговым компаниям более лояльно относиться к потенциальным лизингополучателям в момент принятия решения о заключении договора. Деятельность лизинговых компаний менее «зарегулирована», по сравнению с банками, контролирующими органами, что позволяет более гибко действовать как при согласовании с лизингополучателем условий договора, так и при решении возникающих проблем.
Выгодная схема
Сегодня лизинговые компании, работающие с физическими лицами, предлагаются два типа продукта. Первый – лизинг с переходом права собственности (в конце срока договора клиент может приобрести право собственности на автомобиль за выкупную плату). Второй – лизинг без перехода права собственности (в конце срока лизинга клиент возвращает авто в лизинговую компанию и может выбрать и заключить договор на другой автомобиль).
«При выборе замены автомобиля на новый или возврата авто клиент избегает массы проблем, типичных при продаже старого автомобиля: непрогнозируемой стоимости, недобросовестных покупателей и перекупщиков, затрат времени на размещение объявлений, показы и т.д., – рассказывает Александр Михайлов. – С учетом того, что средний гарантийный срок автомобиля составляет 3 года, а автомобили премиум-марок меняют в среднем через 2,5-3 года владения, лизинг для физических лиц является наиболее удобным финансовым инструментом для приобретения таких автомобилей. Однако эта схема не теряет актуальности и для популярных автомобилей среднего класса. В итоге лизинг для физических лиц – это продукт для тех, кто хочет ездить на новых гарантийных автомобилях, при этом не связывая себя тяжелыми финансовыми обязательствами и необходимостью искать покупателя на свое старое авто. Лизинг перекладывает все неудобства, связанные с заменой автомобиля, с водителя на лизинговую компанию. Кроме всего прочего, за счет уменьшенного платежа клиент получает возможность приобрести машину более высокого класса, чем он мог бы при автокредите».
По словам директора ЗАО «Самарская лизинговая компания» (ГК «Перволизинг») Виктора Платчихина, лизинг является оптимальным инструментом для физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями. «Это инструмент обновления основных средств, и налоговое законодательство предоставляет юридическим лицам и предпринимателям, являющимся участниками лизинговой сделки, определенные преференции, – поясняет эксперт, – весь лизинговый платеж идет на себестоимость, происходит ускоренная амортизация этого имущества, возмещается НДС. То есть если рассматривать экономический эффект от сделки с учетом налоговых льгот, лизинг более выгоден. Но на физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, льготы не распространяются, у них нет возможности сэкономить».
Виктор Платчихин, директор ЗАО «Самарская лизинговая компания»:
Сегодня в нашей компании нет программы автолизинга, рассчитанной на физических лиц, не являющихся предпринимателями.
Андрей Колеганов директор ООО «Лизинговая компания 163»:
– Учитывая, что история развития лизинговых программ для физических лиц насчитывает 3-4 года, динамика спроса на такие программы постепенно набирает обороты.
Прогноз на 2015 год делать достаточно сложно, очевидно, что снижение доходов населения, сокращения объемов продаж транспорта отрицательно скажется на развитии лизинговых программ для физических лиц, но с другой стороны ужесточение требований банков к заемщикам перенаправит часть граждан, желающих приобрести автомобиль, новый или б/у, но не имеющих единовременно достаточно средств на его покупку искать иные способы финансирования в том числе и лизинг.
Александр Михайлов вице-президент автофинансовой компании «Европлан»:
– Лизинг для физических лиц становится особенно актуальным сейчас, когда цены на автомобили начали и продолжают расти. За счет в 2-3 раза меньших, чем в автокредите, ежемесячных платежей лизинг позволяет приобрести модель автомобиля более высокого класса или значительно сократить ежемесячные расходы. Кроме того, автокредиты становятся все менее доступными – как вследствие роста ставок, так и из-за гораздо более избирательного подхода кредиторов к заемщикам. Стремясь минимизировать свои риски, банки стали одобрять меньше автокредитов и повысили свои требования к кредитной истории и финансовому положению заемщика. Так что лизинг становится сейчас одним из немногих реальных способов приобрести именно тот автомобиль, который хочет покупатель.
В ближайшие годы лизинг в России может занять 25–30% рынка финансирования покупки автомобиля – как это уже произошло в странах Европы и в Америке.
Лизинг для физ.лиц — выгодная ли это история?
Покупка автомобиля – это серьезный шаг для каждого автолюбителя. Все мечтают купить авто на максимально выгодных условиях, в особенности, если нет возможности единовременно внести полную сумму.
До недавнего времени единственной возможностью для физлица купить машину, оплатив лишь часть ее стоимости, был банковский кредит. Но с недавнего времени россиянам доступен еще один вариант приобретения авто – это лизинг.
На сегодняшний день услугами лизинга пользуются в основном компании, а физическим лицам привычнее брать автомобиль в кредит. Но есть и те, кому важнее пользоваться автомобилем более высокого класса за меньшее количество денег. Например, по итогам 2016 года около 30% автомобилей Porsche было продано именно в лизинг.
Разберем более детально все плюсы и минусы лизинга для физических лиц и сравним его с кредитом.
Само слово «лизинг» пришло к нам из английского языка, это производное от слова «to lease», означающее «сдавать в аренду». И покупка имущества в лизинг как раз подразумевает долгосрочную аренду транспортного средства, оборудования и прочих активов с возможностью выкупа по окончании срока арендного договора.
Возможность купить автомобиль в лизинг у обычного россиянина появилась сравнительно недавно – в 2011 года. Именно тогда были внесены соответствующие поправки в российское лизинговое законодательство.
Существует две основных разновидности лизинга, которые применимы для сделок с физическими лицами:
* финансовый (выкупной)– с выкупом транспортного средства по окончании договора. Лизинговая компания приобретает автомобиль у поставщика и передает во владение конечному пользователю. По окончании срока пользования автомобиль переходит во владение конечного пользователя.
* оперативный (возвратный) – без выкупа (долгосрочная аренда). В нашей стране мало распространен. По окончании действия лизингового договора автомобиль возвращается в собственность лизинговой компании.
В обоих случаях на период действия лизингового договора автомобиль находится в собственности компании-лизингодателя, а клиент пользуется им по доверенности.
На данный момент правила регулируют все формальности формирования доверенности: документ выдается лизинговой компанией автовладельцу и действует в течение всего периода погашения долга. Доверенность на автомобиль считается неотъемлемым приложением к договору.
Договор лизинга может заключаться на разные сроки, обычно это 12, 24, 36 или 48 месяцев. Остаточная сумма, по которой производится выкуп транспортного средства, определяется индивидуально в каждом конкретном случае. Она зависит от марки и модели авто, его состояния, срока договора и прочих факторов. Обычно в нее включены следующие составляющие:
- амортизация автомобиля за период;
- процентные средства;
- комиссия лизинговой компании;
- сама стоимость автомобиля;
- дополнительные факторы вроде суммы страховки имущества.
Лизинг или кредит – что выгоднее?
Для физлица приобретение автомобиля по схеме лизинга имеет некоторые преимущества перед кредитованием, к которым можно отнести более быстрое рассмотрение заявки (например, Сбербанк обещает выдать решение по лизинговому займу в течение 8 часов), невысокий первоначальный взнос (некоторые компании предлагают оформить договор лизинга под залоговые 10%, например, такие ставки предлагают «Балтийский лизинг», и ВТБ-лизинг), и более низкие ежемесячные выплаты по договору.
Кроме того, действуют специальные государственные программы поддержки российских автопроизводителей, по которым можно приобрести авто отечественного производства со скидкой от 10%.
В отличие от программ автокредитования, все регистрационные действия с автомобилем осуществляет лизингодатель, владельцу не придется тратить деньги, силы и время на общение с соответствующими органами. При покупке в кредит вам предстоит самостоятельно оплатить регистрацию авто в органах ГИБДД.
Лизинговые программы предоставляют более широкий выбор вариантов по окончанию срока действия договоров. Владелец имеет возможность выкупить автомобиль, став его полноправным владельцем, обменять его на новое, вернув б/у лизингодателю, продлить договор лизинга. В то же время после окончания срока действия кредитного договора никаких вариантов у автовладельца нет. У него остается подержанное авто, которое он должен продать самостоятельно, если есть желание купить новую машину.
Однако, оформляя автомобиль в лизинг, физлицо должно осознавать риски, связанные с данным видом кредитования: при разорении лизинговой компании, помимо потерянного автовладелец теряет и денежные средства, внесенные за автомобиль.
Также огромным минусом лизингового рынка в России до сих пор является малое количество программ для физических лиц. Большинство выгодных ставок до сих пор доступны только юридическим лицам либо ИП.
Покупка автомобиля в лизинг предоставляет физлицу некоторые преимущества. Однако есть и существенный минус, связанный с риском лишиться автомобиля в случае просрочки.
Мы решили на примере покупки нового Kia Sportage рассчитать, во сколько он нам обойдется в кредит и в лизинг.
KIA Sportage в кредит
Kia Sportage в лизинг
Нас смутил большой ежемесячный платеж, поэтому мы обратились к лизинговому партнеру Kia. Выбрали “ Мэйджор Лизинг”.
Возвратный лизинг с таким же первоначальным взносом ( 360 000 руб.) сроком на 3 года (36 месяцев) ежемесячно будет обходится нам в 21 531 руб. Итого сумма выплат будет в размере — 775 151 руб. Добавляем наши 360 000 рублей. Итого: 1 137 151 руб. Если предстоит выкупать автомобиль, то придется доплатить еще — 681 000 руб. Переплата будет тоже заоблачной…
Посмотрим, как дела обстоят с выкупным лизингом сроком на 2 года. У нас все тот же первоначальный взнос — 360 000 руб. Нам ежемесячно придется вносить — 50 706 руб. Получается, что выплатим мы — 1 216 944 руб и вспомним про первоначальный взнос ( 360 000 руб). Зато уедем уже теперь на своем собственном Kia Sportage за 1 578 944 руб., переплатив банку 216 000 руб.
Если нас угораздит ввязаться в выкупной лизинг сроком на 3 года, к чему стоит приготовиться? К тому, что опять придется отдать свои кровные 360 000 руб. (первоначальный взнос) и на протяжении 36 месяцев выплачивать каждый месяц 36 305 руб. По прошествии трех лет в общей сложности общая сумма выплат составит 1 306 992 руб. Прибавляем первоначальный взнос и получаем сумму в размере — 1 668 992 руб. Таким образом, переплата будет 306 992 руб.
На данном примере мы убедились, что нет никаких явных преимуществ у лизинга перед кредитом. За исключением того, что ежемесячный платеж в случае с лизингом немного меньше. И да, Kia Sportage нам зарегистрируют.
Тем не менее, эксперты позитивно оценивают перспективы развития лизинга для физлиц в России. Так, компания autospot.ru отмечает положительную динамику: “Еще два года назад у нас не было продаж по лизинговой программе, только за наличный расчет или автокредит. В этом году мы наблюдаем значительный рост. Ежемесячно через нас продается около 20 автомобилей в лизинг для физических лиц”. Отмечает директор по маркетингу Дмитрий Рыбальченко.
В мировой практике лизинг является одним из основных каналов сбыта автомобилей для физических лиц. К примеру, в США и Центральной Европе около 30% общего рынка лизинга составляет именно лизинг для физических лиц.
У российских автолюбителей покупка автомобилей в лизинг пока не пользуется популярностью, по такой схеме приобретают авто около 3% россиян. Одна из основных причин – неосведомленность населения о возможности покупки авто в лизинг. По данным Национального агентства финансовых исследований, всего 14% россиян знают о том, что автомобиль можно приобрести в лизинг. А свыше половины из тех, кто принял участие в опросе, вообще никогда не слышали о том, что такая услуга доступна и физическим лицам. И это неудивительно, ведь услуги лизинга для физлиц предлагаются практически только в Москве и Санкт-Петербурге.
К тому же на сегодняшний день существует и еще одна возможность приобрести автомобиль — оформить кредит с остаточным платежом. Однако для большей части потенциальных клиентов этот шанс практически ничем не отличим от традиционного лизингового соглашения.
Еще одна причина низкого спроса на услуги лизинга – отсутствие культуры аренды автомобилей. Многих автолюбителей смущает тот факт, что владельцем автомобиля является лизинговая компания. Для российского потребителя важно обладание машиной, поэтому многие предпочитают приобретать автомобили в кредит, а не по схеме лизинга.
Кейс: выкуп лизингового автомобиля физлицом
Лизинг автомобилей пользуется популярностью — удобный график платежей, хорошие скидки на автомобили и, конечно, экономия на НДС и налоге на прибыль. Налоговая же смотрит на лизинг иначе и нередко доначисляет налоги лизингополучателям. Разберем на примере, почему инспекторы могут доначислить налог и как этого избежать.
Вводные данные
Кто: Торговая компания ООО «Ромашка», Сибирский Федеральный округ. Вид деятельности — продажа и техническое обслуживание сложного оборудования.
Что случилось: В 2019 году Ромашке понадобилась машина для постоянных разъездов специалиста, который занимается установкой оборудования и обучением пользователей. Было принято решение взять легковой автомобиль в лизинг на следующих условиях:
По истечении 11 месяцев необходимость в машине отпала, и компания решила отказаться от выкупа. Однако в 2020 году машину у лизинговой компании выкупило неизвестное физическое лицо — оно не было никак связано с кем-либо из учредителей или сотрудников компании.
Проблема: В 2021 году Ромашка получила от ИФНС уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений. В качестве основания вызова было указано, что Ромашка реализовала транспортное средство на невыгодных для себя условиях, тем самым необоснованно занизив базу по налогу на прибыль.
Это было не требование и не акт о налоговом правонарушении, а именно уведомление о вызове. Свою позицию представители Ромашки отстаивали в инспекции.
Что в итоге: Претензии налоговой исчерпаны в ходе дачи пояснений. Позиция Ромашки принята налоговиками, но судом не подтверждена.
* — название компании и другие данные изменены
Претензии налоговой VS Позиция компании
В уведомлении о вызове в налоговую инспектор четко перечислил все вопросы, которые возникли у ИФНС. Это дало Ромашке возможность подготовиться к посещению налогового органа и проработать свою позицию. Мы выделили основные претензии проверяющих и покажем ответы Ромашки, которые помогли избежать доначислений.
Претензия ФНС № 1. Лизинговый платеж можно учесть в составе прочих расходов лишь частично
Инспектор утверждает, что лизинговый договор представляет собой комбинацию договоров купли-продажи и аренды. Расходы лизингополучателя в виде выкупной цены являются расходами на покупку амортизируемого имущества и не учитываются в целях расчета налога на прибыль. Таким образом, так как лизинговый платеж включает в себя часть выкупной стоимости и арендный платеж, он может быть учтен в составе прочих расходов лишь в части, уплаченной за получение автомобиля во временное владение и пользование.
Инспектор ссылается на следующие документы и статьи:
Ответ № 1. Ежемесячные платежи были «арендными»
По смыслу п. 5 ст. 270 НК РФ «выкупная» часть лизингового платежа — это расходы на приобретение амортизируемого имущества, которые не учитываются при исчислении налога на прибыль.
ФНС абсолютно верно трактует ст. 270 НК РФ. Однако в нашем кейсе по договору лизинга выкупной платеж выделен отдельно, следовательно все ежемесячные платежи были платежами за временное пользование (арендными). И только 15 000 рублей — это выкупной платеж, который в расходы по ст. 270 НК РФ включить нельзя. Но Ромашка отказалась от выкупа, а значит не нарушила ст. 270 НК РФ.
Ответ № 2. Письма Минфина к рассматриваемой ситуации не относятся
В двух приведенных письмах Минфина из трех рассматривается ситуация, когда имущество числится на балансе лизингополучателя, что к нашему кейсу отношения не имеет. А в третьем письме конкретно сказано:
Таким образом, лизинговый платеж может быть отнесен к прочим расходам в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ только в той части, в которой он уплачивается за получение предмета лизинга во временное владение и пользование, а выкупная цена предмета лизинга для целей налогообложения прибыли не учитывается.
Ромашка так и сделала — ежемесячные платежи были платежами за временное пользование автомобилем. Их в полном объеме учли в качестве расходов. А вот выкупной платеж 15 000 рублей Ромашка даже не платила, поэтому он не был учтен в расходах.
Претензия ФНС № 2 — Лизинговые платежи должны быть разделены на 2 части
Прямым текстом инспектор пишет, что в общей сумме лизинговых платежей должны быть обособлены суммы арендных платежей и выкупная цена. Следовательно, необходимо вести раздельный учет двух разных сумм.
Инспектор ссылается на следующие документы:
Ответ № 1 — «Должны ли?»
Позиция ФНС про то, что в лизинговом платеже должны быть обособлены «арендные» и «выкупные» суммы, спорит с положениями ст. 28 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ:
В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.
То есть выкупного платежа может и не быть, если переход права собственности не предусмотрен. К тому же из закона не следует, что именно ежемесячный платеж нужно дробить на две части. То есть при переходе права собственности на имущество выкупной платеж может быть как «зашит» в ежемесячный, так и выделен обособленно в конце срока договора лизинга.
Ответ № 2 — Фактически платежи разделены
В лизинговом договоре четко прописаны ежемесячные платежи за право пользования лизинговым имуществом и отдельно указан выкупной платеж. Следовательно, суммы обособлены. Арендные платежи списали в расходы в соответствии с НК РФ, а от выкупа компания отказалась, поэтому не вносила выкупной платеж.
Претензия ФНС № 3 — Невыгодные условия купли-продажи автомобиля
Инспектор ссылается на то, что компания реализовала автомобиль на невыгодных для себя условиях. Для этого был проведен анализ предложений по продаже аналогичных автомобилей в Интернете. Ориентировочная цена 1 300 000 рублей, а фактически автомобиль реализовали за 15 000 рублей.
Ответ № 1 — Ромашка ничего не продавала
Лизингодатель предоставляет лизингополучателю имущество за плату во временное владение и пользование. При этом лизингополучатель сам решает — выкупать имущество или нет.
«Ромашка» от выкупа отказалась и вернула автомобиль лизинговой компании. По смыслу п. 1 ст. 39 НК РФ и п. 1 ст. 11 ФЗ от 29.10.1998 № 164-ФЗ при возврате лизингового имущества реализации не происходит.
Лизингополучатель до момента внесения выкупного платежа не является собственником лизингового имущества. В нашем кейсе автомобиль весь период действия договора лизинга принадлежал только лизинговой компании. Следовательно, реализовала автомобиль физлицу именно лизинговая компания.
Ответ № 2 — Ромашка имела законное право отказаться от выкупа
Автомобиль изначально покупали для предпринимательской деятельности. Специалист ООО посещал заказчиков и проводил инструктаж пользователей. Благодаря наличию автомобиля, выросло число исполненных контрактов и повысилась выручка компании.
От выкупа отказались, так как более разъезды специалиста для обучения пользователей не планировались. Как показала практика, во время пандемии COVID-19 большая часть клиентов стала переходить на обучение в формате онлайн.
Оставлять автомобиль, который фактически не нужен, означало:
Все эти затраты компании были не нужны.
Ответ № 3 — Экономическое обоснование
Ромашка представила в ИФНС экономический анализ за 2019 и 2020 гг., чтобы наглядно продемонстрировать рост финансовых показателей: выручки, прибыли от продаж, чистой прибыли, стоимости чистых активов, коэффициентов ликвидности, платежеспособности, рентабельности и пр.
Все показатели можно рассчитать вручную на основании бухгалтерской отчетности, а можно прибегнуть к помощи онлайн-сервисов. Ромашка для экономии сил и времени выгрузила отчеты из Контур.Фокуса.
В инспекции представители «Ромашки» показали, что в 2020 году по сравнению с 2019 годом выручка и прибыль от продаж выросли более чем на 70 %, а чистая прибыль на 90 %.
Далее компания обратилась к официальному сервису ФНС «Налоговый калькулятор». Здесь достаточно выбрать налоговый период, ОКВЭД, регион и масштаб деятельности, после чего сайт покажет среднеотраслевую рентабельность в регионе.
Пример работы «Налогового калькулятора». Удобно, что вы можете внести свои фактические данные и калькулятор рассчитает отклонение от средних показателей
Рентабельность «Ромашки» в 2020 году оказалась выше среднеотраслевой по региону практически в 3 раза. Поэтому назвать решение «Ромашки» по возврату лизингового автомобиля неэффективным или невыгодным сложно.
Ответ № 4 — Налоговая нагрузка
«Налоговый калькулятор» показывает не только среднеотраслевую рентабельность, но и среднюю налоговую нагрузку по налогу на прибыль и НДС. В нашем кейсе средняя налоговая нагрузка в отрасли Ромашки — 1,5 %. А у нашей компании этот показатель в 4 раза выше.
Сравнение фактической налоговой нагрузки со средней помогает доказать, что налогоплательщик не стремится сэкономить на налогах или занизить их. Наоборот, Ромашка показывала себя как порядочный налогоплательщик. А при возврате автомобиля руководствовалась сугубо бизнес-логикой.
Ответ №5 — Несущественность вменяемой суммы
Налоговая фактически вменяла Ромашке экономию на налоге в размере 260 000 рублей (20 % от стоимости автомобиля). Представители компании обратили внимание инспектора на общую сумму налоговых платежей за прошлый год.
Доля вменяемой суммы в общей массе уплаченных налогов и взносов (в виде налога на прибыль, НДС, взносов с зарплаты сотрудников) не превышала даже 3 %.
Лизинг без выкупа — это фактически аренда. Компания попользовалась автомобилем и затем вернула его лизинговой компании. Это натолкнуло налоговую на мысль о намеренном завышении расходов путем замены аренды лизингом.
В нашем случае в регионе Ромашки практически не было предложений по аренде легковых автомобилей. Арендовать автомобиль можно было только у местных таксопарков.
Предлагаемые таксопарками машины были не новые и практически все в плохом состоянии. Кроме того, предлагались они только в посуточную аренду. Для междугородних поездок такой автомобиль, по мнению представителей Ромашки, не подходил. А вкладываться в ремонт арендованного автомобиля экономически нецелесообразно.
Аналогом лизинга без последующего выкупа можно было бы рассмотреть автоподписку, но таких программ в 2020 году еще не было, а до региона «Ромашки» они не до сих пор не дошли.
Поэтому лизинг оставался единственным способом взять в аренду новый автомобиль в отличном техническом состоянии. Кроме того, лизинговая страхует его по программе КАСКО. Для компании это означает минимальные затраты на ремонт и обслуживание. Единственные затраты за год — это ГСМ, аренда парковочного места и покупка сезонной резины.
Судебная практика
Свою позицию нужно обязательно подкреплять судебными решениями. Особенно, если вопрос спорный. Как мы уже поняли, основная претензия налоговой заключается в том, что лизинговые платежи нужно разбивать на две составляющие: «арендные» и «выкупные».
Обязанность по «разбивке» ежемесячных лизинговых платежей законом не закреплена. Это можно сделать только в том случае, если такой порядок предусмотрен лизинговым договором.
Под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора, в которую входит:
В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю (ст. 28 ФЗ от 29.10.1998 № 164-ФЗ).
Следовательно, лизинговый платеж — это единый платеж, производимый в рамках договора лизинга. И несмотря на то, что в расчет лизингового платежа входит несколько составляющих, его нельзя рассматривать как несколько самостоятельных платежей.
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся лизинговые платежи за принятое в лизинг имущество, а также расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если имущество, полученное по договору лизинга, учитывается у лизингополучателя, расходами, учитываемыми в соответствии с настоящим подпунктом, признаются:
Таким образом, если имущество числится на балансе лизингодателя, то лизинговый платеж относится на расходы лизингополучателя.
Вывод инспектора о том, что выкупная цена должна быть выделена в составе лизингового платежа, не основан на нормах законодательства о налоге на прибыль. Следовательно, лизинговый платеж можно включить в состав расхода по налогу на прибыль. Об этом нам говорит судебная практика по делам:
Выводы
Попасть в ситуацию Ромашки может каждая компания, которая брала в лизинг легковой автомобиль. Чтобы вы могли обезопасить себя, мы дадим несколько советов:
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.