Автомобили 1900 1910 годов
Автомобили, ХХ век: самые важные легковушки мира до 1945 года
За 130 с лишним лет своей истории легковой автомобиль пережил трудные времена поисков и достижений, бесконечных проб, ошибок и долгих испытаний. Его конструкция кардинально менялась и достигла практического совершенства, основные параметры многократно улучшились, а мощность, скорость и экономичность возросли в сотни раз. Конструкция и удобство автомобилей эволюционировали от конной телеги с деревянными скамейками до болидов с футуристическим дизайном и эргономичным, безопасным и комфортным интерьером. В этом материале мы вспомним самые известные легковые машины разных стран мира, созданные в период от рождения автомобиля в конце XIX века и до их возмужания в середине ХХ века – к моменту начала Второй мировой войны.
1885–1900 годы
Историю автомобиля с бензиновым двигателем начинали писать изобретатели ведущих европейских стран с высоким уровнем экономического развития, позволявшего воплощать в жизнь самые сумасшедшие проекты. Победителями в этой борьбе идей оказались сразу два немецких самоходных экипажа. Осенью 1885 года Карл Бенц (Karl Benz) построил первую в мире трехколесную машину с одноцилиндровым моторчиком заднего расположения, на которую 26 января 1886 года получил патент. С тех пор эта дата считается днем рождения автомобиля.
Первый в мире трехколесный самоходный экипаж Карла Бенца. 1885 год
Второй экипаж, созданный Готлибом Даймлером (Gottlieb Daimler), представлял собой конную пролетку с односильным мотором, размещенным между сиденьями. Он был готов в ноябре 1886 года и впоследствии получил титул первого в мире четырехколесного автомобиля.
Первый в мире четырехколесный автомобиль Готлиба Даймлера. 1886 год
В начале 1890-х французская фирма Panhard-Levassor собирала автомобили, у которых двигатель занимал место в передней части шасси, а ведущими являлись задние колеса. Так родилась классическая компоновка основных агрегатов. Приоритетом компании Peugeot был мелкосерийный выпуск целого семейства из десяти моделей, на которых в 1895 году впервые установили пневматические шины Michelin.
Французский экипаж Panhard-Levassor классической компоновки. 1894 год (фото автора)
Одна из первых самоходных серийных машин фирмы Peugeot. 1892 год
Через три года изобретатель-самоучка Луи Рено построил свой сверхлегкий экипаж, на котором впервые в мире появились механическая коробка передач и карданный привод задних колес. Одновременно с ним родились легкие экипажи австрийцев братьев Грэф (Graef), ставшие первыми в мире легковушками с передним приводом.
Легкий экипаж Луи Рено с коробкой передач и карданным приводом. 1898 год
Переднеприводный автомобиль австрийской фирмы Graef. 1900 год (фото автора)
Историки считают, что впервые серийный выпуск легковых машин начался в апреле 1894 года, когда в течение следующих полутора лет фирма Benz собрала 62 одинаковых экипажа Velo, которые легли в основу первого русского автомобиля, собранного на заводе предпринимателя Евгения Яковлева в Санкт-Петербурге. На фоне достижений Бенца объем выпуска французских машин De Dion-Bouton, достигший за 1899–1902 годы трех тысяч единиц, вполне можно считать зародышем будущего массового производства.
Немецкий четырехместный автомобиль Benz Velo Comfortable. 1897 год
Первый русский автомобиль Е. А. Яковлева на Нижегородской ярмарке. 1896 год
Первый в США работоспособный моторный экипаж Чарльза Дюреа (Charles Duryea) был готов 20 октября 1893 года, но историки до сих пор сомневаются в точности этой даты, а главный оппонент Джордж Селден (George Selden) всю свою жизнь доказывал, что сделал свою машину еще в 1877 году.
Первый американский моторный экипаж Чарльза Дюреа. Фото 1896 года
Первым «чисто английским самоходным экипажем крупносерийного производства» считается модель Wolseley 5НР образца 1899 года. В Италии серийный выпуск относится к тому же времени, когда только что образованная компания FIAT начала изготовление 3,5-сильной моторной коляски.
Легкий английский двухместный автомобиль Wolseley 5НР выпуска 1904 года
Первый автомобиль будущего концерна FIAT. 1899 год (фото автора)
Первой же окончательно сформировавшейся машиной классической компоновки считается появившийся в 1900 году спортивный Mercedes-35PS с четырехцилиндровым мотором. Так постепенно в Европе бензиновый экипаж превращался из «игрушки для богатых» в надежное и полезное транспортное средство.
1900–1914 годы
В Америке конца XIX века ничто не предвещало, что вскоре она выйдет в лидеры мирового автомобилестроения. Вялое отношение американцев к автомобилям продолжалось бы еще долго, если им не был бы послан свыше деловитый Генри Форд (Henry Ford). Свою первую простейшую моторную коляску он смастерил осенью 1895 года, а в 1903 приступил к выпуску более совершенного варианта Ford A, проданного в количестве 1 700 экземпляров.
Первый «серийный» автомобиль изобретателя Генри Форда. 1903 год
К началу ХХ века относятся машины, составившие золотой фонд автомобильной истории: простенькие Cadillac A и Rolls-Royce 10НР — прообразы знаменитых «автомобилей для миллионеров» — и самый знаменитый из Роллс-Ройсов — «абсолютно бесшумная» модель Silver Ghost (Серебряный призрак), итальянская Itala 35/45CV — победитель трансконтинентального пробега Пекин–Париж и американский Thomas Flyer — герой беспримерной гонки Нью-Йорк–Париж. Во Франции легендарными стали утилитарные такси Renault AG1, доставившие в 1914 году войска на фронт и спасшие Париж от немецкой оккупации.
В Европе первоначально рекорды популярности удерживали недорогие микролитражки Peugeot Bebe и немецкие «народные автомобили» Opel Doktorwagen, но их легко догнал, а затем оставил далеко за собой простенький и откровенно дешевый американский Ford T.
Один из вариантов массового легкового автомобиля Ford T. 1910 год (фото автора)
Это был первый массовый стандартизованный автомобиль, который с 1914 года впервые в мире стали собирать конвейерным методом в Детройте. Именно этой неприметной машине Америка была обязана тем, что уже к середине 1910-х стала мировой автомобильной державой. В 1910-е годы появились популярные простые «рабочие лошадки» Austin, Morris и Chevrolet, легендарные в будущем спортивные машины Bugatti и Alfa Romeo, автомобили высшего класса Hispano-Suiza, Minerva, Cadillac и Packard, на которых впервые стали монтировать двигатели V8 и V12 мощностью до 85 л.с. и электрический стартер.
Роскошная Minerva WT с бесшумным бесклапанным мотором. 1910 год
Шикарный открытый Packard Twin Six с двигателем V12. 1916 год (фото автора)
1920–1930-е годы
Сразу же по окончании Первой мировой войны на европейском автомобильном небосклоне взошло новое имя Андрэ Ситроена (Andre Citroёn). В июне 1919 года он развернул массовый конвейерный выпуск своей простейшей модели A (10CV), сразу же добившись невероятно высокой производительности — 100 машин в день. За ней в обедневшей Европе сразу же потянулась бесконечная череда новых недорогих машин для народа, отличавшихся оригинальными формами и диковинными конструктивными решениями: передние ведущие колеса, центральная трубчатая рама, несущий кузов и независимая подвеска.
Первый в Европе массовый легковой автомобиль Citroёn-10CV. 1919 год
Выпускавшийся с 1922 года британский миникар Austin Seven отличался не только хрупкостью и тщедушностью, но и вполне современным четырехцилиндровым 700-кубовым мотором и рекордно низкой массой — всего лишь 380 килограммов. Через год появилась чехословацкая Tatra-11 с мотором воздушного охлаждения, независимой подвеской и продольной трубой, внутри которой проходил карданный вал. Эта компоновка произвела переворот в автомобильном деле и до сих используется на некоторых грузовиках.
Закрытый вариант простейшей машины Hanomag Kommissbrot. 1925 год (фото автора)
В середине 1920-х по простоте и примитивности не существовало автомобиля, равного модели Hanomag Kommissbrot с одной фарой на удивительно неказистом кузове, на котором лежала печать глубокого кризиса и нехватки качественного сырья в побежденной Германии.
Говоря о других технических достижениях, внедренных в 1920–1930-е годы, нельзя не упомянуть первый дизельный легковой автомобиль Mercedes-Benz 260D и итальянский Lancia Lambda с несущим кузовом, массовые немецкие переднеприводные машины DKW Front, Adler Trumpf и французские Citroёn 7CV, американские творения высшего класса Cord и Ruxton с передними ведущими колесами и двигатели V12 и V16 для дорогих заокеанских суперкаров.
Уникальные обтекаемые формы демонстрировали не только серийные автомобили Peugeot-402, Panhard-Levassor Dynamic и Tatra-87, но и престижные американские Chrysler Airflow, Lincoln Zephyr и французские уникумы марки Voisin.
Знаменитый чехословацкий обтекаемый автомобиль Tatra-87 (фото автора)
Американский аэродинамичный автомобиль Chrysler Airflow. 1934 год
В США в 1928-м концерн Ford сменил легендарный Ford T на более современную модель А. Когда же ее производство продали в СССР, в Америке начался серийный выпуск более совершенной машины с двигателем V8. В 1938 году немецкая компания Opel освоила выпуск модели Kapitan среднего класса со сварным цельнометаллическим кузовом. На массовое изготовление легковушек был рассчитан и новый завод в немецком местечке Фаллерслебен, где предполагалось ежегодно собирать до 800 тысяч заднемоторных народных автомобилей Volkswagen, но Вторая мировая изменила эти планы.
Одним из лучших в мире, самым мощным, крупным, роскошным и дорогим считался 300-сильный Bugatti Royal (Королевский) конструкции и дизайна легендарного француза Этторе Бугатти (Ettore Bugatti). Позднее он прославился семейством спортивных машин серии 57, выделявшихся одновременно изящными и экстравагантными, привлекательными и амбициозно-грубоватыми формами.
Самый крупный и дорогой лимузин Bugatti-41 Royal. 1933 год (фото автора)
В Германии был свой суперавтомобиль — Mercedes-Benz 770, рассчитанный на политическую и военную элиту страны и ставший воплощением силы и мощи Третьего рейха.
Эти героические времена навсегда остались в истории благодаря самым известным спортивным классикам Alfa Romeo, Mercedes-Benz, Aston Martin, Lagonda, BMW, Delage и Delahaye, а также самым дорогим, наиболее совершенным и качественным произведениям автомобильного дизайна, завораживающим воображение красивым и звучным именами Rolls-Royce, Minerva, Hispano-Suiza, Isotta-Fraschini, Duesenberg, Pierce-Arrow, Marmon, Cadillac, Packard, Lincoln, Auburn, Maybach…
Автомобили 1900 1910 годов
На рубеже веков никто ещё не мог определённо сказать, на каком топливе будут работать автомобили в будущем. В то время на дорогах встречались не только бензиновые, но и паровые машины, а также электромобили. На рынке были представлены многочисленные компании, каждая из которых, как правило, выпускала модели одного вида. В США в 1900 г. 40% автомобилей были на паровом ходу, 38% электрических и 22% бензиновых. Это свидетельствовало о том, что общество ещё не осознало преимущество двигателей внутреннего сгорания, так как они были сложными, постоянно выходили из строя и требовали специального топлива, достать которое тогда было непросто.
Паровые автомобили, несмотря на широкую распространённость и большой опыт конструирования, уже в начале XX века стали проигрывать своим конкурентам. Они могли работать практически на любом топливе, но потребляли его слишком много и долго разогревались в холодную погоду. Из-за большого веса парового котла легковые машины с паровыми двигателями были слишком непрактичными, поэтому перестали пользоваться спросом уже в 1910-х гг., хотя грузовики и автобусы выпускались несколько дольше. На пике популярности паровых автомобилей в этой отрасли открылось много производителей (компания Stanley выпускала 1000 машин в год), но к началу 20-х гг. почти все они исчезли.
Для электромобилей Бронзовая эра была золотым веком. В сравнении с бензиновыми машинами они имели ряд преимуществ: отсутствие выхлопных газов и шума, высокая плавность хода, простой запуск двигателя (без рукоятки) и никакого переключения передач. Запас хода у электрических машин был не меньше, чем у бензиновых, но главная проблема заключалась в длительном процессе подзарядки аккумуляторов, так как эффективных преобразователей переменного тока в постоянный ещё не существовало. Вначале покупатели сталкивались и с отсутствием источников электроэнергии, но в 1910-х гг. американские и европейские города были в основном электрифицированы. Однако из-за несовершенства технологий начала XX века максимальная скорость электромобилей была ограничена на уровне 24-32 км/ч, и это во многом определило их судьбу, наряду с высокой стоимостью. Когда были открыты богатые запасы нефти, Чарльз Кеттеринг изобрёл электрический стартер и бензиновые автомобили стали общедоступными, производители электрических машин однозначно оказались в проигрыше.
В конце XIX века французская фирма Panhard & Levassor разработала первый автомобиль с классической компоновкой (двигатель спереди, задние колёса ведущие). Очень скоро её преимущества осознали и другие производители, так как переднее расположение силового агрегата облегчало его обслуживание. Ещё одно важное событие произошло в 1898 г., когда Луи Рено установил на DeDion-Bouton карданный вал и дифференциал с коническими шестернями. Это означало постепенный отказ от цепного привода, хотя последний считался более надёжным и использовался в гоночных машинах до начала 20-х гг. Затем получили распространение многоцилиндровые двигатели, вначале рядные 4-х и 6-цилиндровые, а также 2-цилиндровые V-образной или оппозитной конфигураций. В этот период разрабатывались и моторы других типов, но достаточно надёжные серийные двигатели V8 и V12 появились только после Первой мировой войны, когда инженеры получили опыт в области создания авиамоторов большой мощности.
В первой четверти XX века окончательно сформировалась и конструкция автомобильной трансмиссии. Ранние 1-но и 2-ступенчатые коробки передач уступили место 3-х и 4-ступенчатым, которые обеспечивали более широкий диапазон скоростей. Планетарные трансмиссии тоже остались в прошлом, хотя впоследствии послужили основой для автоматических КПП. Большинство автомобилей Бронзовой эры имели барабанные тормоза с механическим приводом, ставившиеся только на задние колёса. Тормоза на всех колёсах впервые получил автомобиль Arrol-Johnston в 1909 г. Что касается подвески, то здесь в основном использовались неразрезные мосты с листовыми рессорами и фрикционными амортизаторами, так как ранние варианты независимых подвесок были ещё несовершенными. Рессоры стали крепится не над, а под балками мостов (underslung spring), что позволило уменьшить дорожный просвет.
Среди всех автомобилей Бронзовой эры наибольший вклад в развитие мирового автопрома внёс Ford Model T. В 1908 г., когда он поступил в производство, это был типичный для своего времени автомобиль с 2.9-литровым 4-цилиндровым двигателем, 2-ступенчатой планетарной коробкой передач и карданным приводом. Как и другие модели тех лет, он собирался вручную, но стоил дешевле своих конкурентов. Секрет успеха Генри Форда заключался в том, что он сумел максимально удешевить конструкцию автомобиля и в 1913 г. поставить его на конвейер. В результате цена Ford Model T упала в два раза, а объёмы производства резко увеличились. К 1920 г. половину автомобилей в мире уже составляли Ford Model T. На некоторое время Форд стал монополистом на рынке дешёвых машин, и конкуренцию с ним не выдержали сотни мелких компаний не только в США, но и в Европе, в особенности производители сайкл-каров.
Автомобили начала XX века
Здесь собраны фотографии старинных автомобилей различных марок. В основном, американские.
1903 год. Кадиллак Модель А Бочка.
1906 год. Модель ВЛМ.
1906 год. Форд Модель N Родстер.
1906 год. Уинтон Модель K.
1907 год. Stevens-Duryea.
1908 год. Кадиллак Модель S.
1908 год. Максвелл-Бриско Модель H.
1909 год. Кадиллак Модель 30.
1909 год. Oakland Модель 40.
1909 или 1910 год. Кадиллак Demi-Бочка.
1909 или 1910 год. Ford Модель T Tourabout.
1910 или 1911 год. Уайтинг Модель A Roadster.
1910 год. Peerless Touring Car.
1911 год. EMF Roadster.
1912 год. Кадиллак Модель 30.
1912 год. Pierce Arrow Модель 36.
1913 Willys-Knight Overland Модель 69.
1914 год. Willys Overland.
1915 год. Форд Модель T Tourer.
1916 год. Форд Модель T Спидстер.
1918 год. Форд Модель T Ранэбаут.
1918 год. Overland Модель 90.
1919 год. Pierce-Arrow серия 51.
1919 год. Pierce-Arrow серия 51.
Энди Ф. Скотт и Андерсон Специальный гоночный автомобиль, Канзас-Сити, штат Миссури, 1915 год.
Ford T, около 1915 года.
Ford Model T, Нью-Йорк, 1913 год.
Джентльмены в старинном автомобиле, около 1910 года.
Автомобильная компания HA Мойер, Сиракузы, Нью-Йорк, 1912 год.
Джон Альбрехт и семья в автомобиле Halladay, август 1910 год.
Джон Реннер в Халладей Альбрехта, август 1910 год.
Нью-Йорк автобус, 1910 год.
Pullman в Вашингтоне, округ Колумбия, 1912 год.
Джонс и Джулия Уилкинс Джонс и авто Poolville, Техас, 1917 год.
Rev. Х Хартнелл, 90 лет, в Suncook, Нью-Гемпшир, 18 октября 1909 года.
София и Лаура в автомобиле Halladay, август 1910 года.
1917-19 год. Ford Model T
Туристы на Ford Model T посетили историческое место «Логово дьявола» в Геттисберге, Battlefield в Пенсильвании, в начале 1910-х годов.
Лимузин Wolseley-Siddeley и шофер, Лондон, ок 1906-1907 годов.
Лимузин Wolseley-Siddeley и шофер, Лондон, ок 1906-1907 годов.