Автомобили без водителя инновации
Автомобили без водителей запустят в России в 2021 году
Испытания хотели начать осенью, но отложили
В России на общественных дорогах запустят тестирование беспилотных автомобили без водителей в 2021 году.
Испытания полностью автономных автомобилей планировали начать осенью 2020 года, но пилотный проект пришлось отложить. Об этом сообщило издание «Ведомости» со ссылкой на документ с планом, доработанным четырьмя министерствами – Минтрансом, Минпромторгом, МВД и Минэкономразвития.
Как отметили источники «Ведомостей», план проекта должен быть внесён на рассмотрение правительству в самое ближайшее время.
Задержка произошла не по вине властей. Разработчики оказались попросту не готовы к тестированию на дорогах общего пользования беспилотных автомобилей без страховки со стороны водителей. Единственным исключением здесь стал Яндекс. В проекте также планируют участвовать КамАЗ, Сбербанк и ГАЗ.
Представитель рабочей группы «Автонет» Национальной технологической инициативы (НТИ) Ярослав Федосеев отметил:
Испытание беспилотников без инженера в салоне – ключевой этап в процессе их внедрения. От этих испытаний, по сути, зависит судьба проекта».
На данный момент на российских дорогах испытывают беспилотники, но только с подстраховкой инженера-водителя. Яндекс не так давно начал тестировать беспилотники без водителя в Мичигане. В этом американском штате разрешено тестировать беспилотные автомобили без человека за рулём.
Машины без водителя и автоматизация перевозок
Лента новостей
Все новости »
Современные технологии меняют автомобильный транспорт
Представление об автомобиле как о кузове с мотором и колесами устарело примерно 30 лет назад. Первые диагностические компьютеры появились в серийных авто еще в 90-е годы прошлого века. Затем машины стали оснащать бортовыми компьютерами, которые объединили в себе системы диагностики и развлечений. Потом к этому добавился ряд полезных опций, самые популярные из которых — парктроник и спутниковый навигатор.
Первая функция автономного вождения была доступна еще в 1958 году, когда круиз-контроль начали устанавливать на представительском Chrysler Imperial. А сегодня искусственный интеллект учится водить машину вообще без участия человека. И хотя до широкого применения беспилотного автотранспорта дело пока не дошло, эксперименты проводятся в ряде стран, и Россия не исключение. Компьютеры используются не только в самих машинах, но также в дорожном хозяйстве, системах управления движением и транспортно-логистическими цепочками.
В России созданием и развитием современных технологий для автомобилей и всего, что с этим связано, занимаются участники рынка «Автонет» Национальной технологической инициативы.
В Самаре готовят к запуску первую «умную» дорогу в стране. Сейчас ее обкатывают в тестовом режиме. Система предупреждает водителей о приближении пешехода или открытом люке, фиксируя вибрационное воздействие от объектов на дороге.
Проект, запущенный в рамках национальной платформы «Автодата», стартовал сразу в нескольких городах, в том числе в Самаре, причем на самой оживленной трассе, проходящей почти через весь город: Московском шоссе. Напомним, Самарская область включена в число субъектов РФ, где проходит эксперимент по опытной эксплуатации беспилотных автомобилей.
«Внедрение так называемого акустического мониторинга вкупе с другими новейшими технологиями стало возможным благодаря километрам волоконно-оптического кабеля вдоль трасс. Оказывается, телекоммуникационная инфраструктура может помочь водителям сориентироваться даже при плохой видимости в ночное время, во время непогоды или в туман», — отмечает пресс-секретарь НТИ «Автонет» Ярослав Федосеев.
Но не только такие сервисы лежат в основе проекта «Автодата». Двумя годами ранее в России стартовал эксперимент по тестированию беспилотных автомобилей. Сначала таким машинам разрешили движение по дорогам общего пользования в Москве и Татарстане, позже к двум первым пилотным регионам добавились Владимирская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Новгородская и Самарская области, а также Санкт-Петербург.
Одним из лидеров беспилотных технологий в России стала компания «Яндекс», также являющаяся участником рынка «Автонет». На территории наукограда Иннополис в одноименном городе-спутнике Казани уже два года работают беспилотные автомобили «Яндекс.Такси». За это время они совершили 10 тысяч поездок с клиентами. Еще одна разработка интернет-гиганта — робот-доставщик «Яндекс.Ровер», который уже осуществляет перевозку документов и посылок на территории «Сколково».
Сами россияне, как выясняется, появление на дорогах машин без водителя в целом одобряют. Так, согласно исследованию «Автонета», на беспилотном такси готовы ездить 77% россиян в возрасте от 18 до 65 лет.
Широкому внедрению беспилотников в России мешает отсутствие законодательной базы. К примеру, действующие законы не позволяют выпускать на обычные дороги машины вообще без людей в салоне и без органов управления, таких как руль или педали, что сильно ограничивает конструкторов. Но попытки устранить это препятствие уже предпринимаются.
К примеру, в марте этого года НП «ГЛОНАСС» попросило приостановить действие отдельных положений Венской конвенции о дорожном движении, так как они затрудняют развитие и внедрение технологии беспилотного автомобильного транспорта на территории России. Об этом говорится в письмах президента НП «ГЛОНАСС» и соруководителя НТИ «Автонет» Александра Гурко, направленных министру иностранных дел Сергею Лаврову, министру транспорта Евгению Дитриху и министру юстиции Константину Чуйченко.
Венская конвенция о дорожном движении была принята в 1968 году, чтобы стандартизировать правила дорожного движения. Всего к конвенции присоединились 78 стран. Согласно статье 8 конвенции, «каждое транспортное средство или состав транспортных средств, которые находятся в движении, должны иметь водителя». Под водителем в документе подразумевается живой человек. Указанный пункт «на горизонте нескольких лет может стать существенным административным барьером для развития высокоавтоматизированного транспорта» в России и негативно повлиять на конкурентоспособность российских разработчиков подобных транспортных средств.
«Большие данные» выходят на дорогу
Инновационные технологии востребованы не только в автомобилестроении, они могут быть полезны и, например, для оптимизации перевозок и управления транспортными потоками. Рабочая группа «Автонета» планирует разработать государственную концепцию по организации в России челночных грузоперевозок. Об этом сообщил в ходе международного онлайн-форума «Автонет-2020» президент некоммерческого партнерства «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» и соруководитель рабочей группы НТИ «Автонет» Александр Гурко.
В июне «Автонет» объявил о разработке сервиса «Цифровой дальнобойщик», который обеспечит беспрерывное движение груза при смене водителей и тягачей, а также непрерывный контроль. Предполагается, что это позволит сократить время и стоимость перевозки груза за счет исключения времени на отдых водителя на маршруте. Проехав свой участок пути, водитель предаст машину с грузом сменщику.
По словам Гурко, этот сервис будет развиваться в рамках платформы «Автодата», которая будет собирать данные, обрабатывать их и формировать оптимальную загрузку. С 2021 года сервис начнут внедрять на всех федеральных трассах. Заинтересованные в работе дальнобойщики будут регистрироваться в мобильном приложении по аналогии с «Яндекс.Такси» и выполнять челночные поездки.
Ключевой задачей проекта «Автодата», который реализуется в рамках дорожной карты «Автонет» НТИ, является создание крупнейшего в мире национального массива обезличенных автомобильных данных и обеспечение недискриминационного доступа к ним для всех российских разработчиков продуктов и услуг с использованием этой информации.
Современный подключенный к интернету автомобиль (например, с помощью технологии connected car) генерирует около 4 Тб данных в сутки. Это информация о работе его систем, расходе топлива, режиме движения и так далее. Фактическим владельцем этих данных сейчас является производитель автомобиля. Это позволяет ему использовать эти данные в своих коммерческих интересах без согласия, а зачастую даже без ведома владельца машины.
Закон о государственной информационной системе «Автодата» планируется разработать до конца 2020 года. Он будет регулировать правоотношения участников оборота автомобильных и инфраструктурных данных, в том числе права собственности на эти данные, сообщил ТАСС официальный представитель НТИ «Автонет» Ярослав Федосеев.
Идея «Автодаты» в том, чтобы данные с автомобилей собирались централизованно. В результате в России будет сформирован крупнейший в мире банк автоданных, который можно использовать самыми разными способами — в том числе для организации движения беспилотного транспорта или оптимизации трафика обычных, управляемых людьми машин (например, для создания «зеленых волн» для больших потоков, следующих в одном направлении). Коммерциализировать полученные данные тоже можно по-разному. Например, вводить сервисы вроде умного страхования, рассчитывая цену полиса по многим параметрам.
Ряд сервисов на базе платформы «Автодата» уже вышли на стадию пилотных проектов в восьми российских регионах. Например, в Самаре, Курске и Волгограде на пилотных участках с помощью сетей связи нового поколения V2X, которые позволяют организовать «общение» автомобиля с автомобилем и автомобиля с инфраструктурой, удалось сократить время в пути более чем на 30%, практически избежать пробок на дороге и создать так называемую зеленую волну.
Сервисы и приложения, разрабатываемые в рамках проекта «Автодата», имеют хороший экспортный потенциал. Об этом заявил в рамках конференции «Новые подходы и бизнес-модели. Тренды на рынке транспорта и городской умной мобильности» президент некоммерческого партнерства «Содействие развитию и использованию навигационных технологий», соруководитель рабочей группы НТИ «Автонет» Александр Гурко.
Беспилотные автомобили в 2020 году. Как далеко продвинулись технологии
В 2020 году, несмотря на пандемию, технологии не замедлились в своем развитии. Кроме того, некоторые из них стали еще актуальнее в эпоху социального дистанцирования. Например, сервис беспилотных автомобилей. Рассказываем о главных достижениях лидеров рынка в 2020 году, какие обновления и модели появились на рынке — от Tesla до «Яндекса».
Читайте «Хайтек» в
Сейчас около 60 компаний занимаются разработкой и выпуском на рынок автомобилей с автопилотом. Кто из них добился наибольшего успеха в 2020 году? Для начала разберемся, что такое автомобиль с автопилотом вообще.
Четыре уровня «самоуправления» автомобилей
Само понятие «самостоятельное вождение» или «автопилот» — это довольно расплывчатый термин. Согласно SAE International, есть четыре уровня беспилотного вождения.
Поскольку эти уровни не имеют большого значения для людей, не относящихся к отрасли, производители автомобилей часто не говорят о своих технологиях в этих конкретных условиях SAE. Наиболее интересны для людей либо автомобили, которые большую часть пути по шоссе находятся в режиме самоуправления (уровень 3), либо автомобили, которые могут ездить почти самостоятельно, за исключением нескольких условий (уровень 4).
Итак, какие компании отличились разработками в области беспилотных автомобилей и как в 2020 году?
Cruise — тестирует полностью беспилотные автомобили в Сан-Франциско
Cruise, компания по производству беспилотных автомобилей, аффилированная с General Motors и Honda, тестирует в Сан-Франциско автомобили без водителя, за рулем которого не должен сидеть человек. Компания одной из первых протестировала свои беспилотные автомобили 4-ого уровня в плотной и сложной городской среде.
На видео, опубликованном компанией, сотрудник Cruise сидит на пассажирском сиденье, пока машина едет по темным улицам Сан-Франциско. Все автомобили Cruise имеют аварийный выключатель в центральном канале рядом с переключателем передач на случай, если что-то пойдет не так.
Cruise был одобрен для тестирования автомобилей без водителя (уровня 4) в Калифорнии 15 октября 2020 года. По данным DMV (Автотранспортная инспекция США), Cruise может протестировать только пять беспилотных автомобилей «на некоторых улицах Сан-Франциско». Транспортным средствам не разрешается превышать скорость в 48 км/час, и они не могут работать во время сильного тумана или ливня.
Cruise стала пятой компанией, получившей разрешение на использование автопилота без водителя от Департамента автотранспортных средств штата. Другие компании — Waymo, Nuro, Zoox и AutoX.
Это первый раз, когда Cruise продемонстрировала свои возможности автомобиля уровня 4. Его главный конкурент, дочерняя компания Google Waymo, уже более года тестирует свои полностью беспилотные автомобили в Фениксе и недавно объявила, что сделает свою службу такси уровня 4 доступной для большего числа клиентов.
В прошлом году Cruise представила Cruise Origin, полностью беспилотный прототип автомобиля без рулевого колеса, педалей и каких-либо элементов управления, обычно связанных с вождением человека. Автомобиль, который будет запущен в производство на заводе GM в Детройте-Хамтрамке, построен для совместного использования несколькими пассажирами. Хотя насколько востребован общий транспорт в мире после COVID-19, неизвестно. Cruise недавно представила новый набор протоколов безопасности, направленных на то, чтобы люди оставались социально дистанцированными во время поездок, а транспортное средство дезинфицировалось между поездками.
Google Waymo — открывает доступ к своим беспилотным автомобилям
Waymo, самоуправляемое подразделение Alphabet, объявило, что откроет свои полностью беспилотные автомобили для всех клиентов службы вызова пассажиров в Фениксе, штат Аризона. Раньше к беспилотникам допускалось только несколько человек. Теперь более тысячи пользователей сервиса смогут ездить на автомобиле Waymo без водителя на переднем сиденье.
Waymo тестирует свои автомобили в районе Феникса с начала 2017 года. Беспилотные автомобили компании работают на территории площадью около 260 квадратных км. В конце 2018 года компания запустила ограниченную общедоступную службу вызова пассажиров под названием Waymo One, но единственными клиентами, которые получили доступ, были люди, которые сначала прошли проверку в рамках программы бета-тестирования ранних моделей Waymo. Компания сообщила, что у нее около 1500 активных пользователей в месяц из обеих программ.
Ранее только участникам программы Waymo было разрешено ездить в беспилотных автомобилях компании. Им надо было подписывать с компанией соглашение о неразглашении, чтобы получить доступ к ранним версиям технологии Waymo. Это запрещает им выступать публично, когда, скажем, одна из их поездок отклоняется от курса.
Для начала компания планирует предлагать поездки без водителя только для клиентов Waymo One — хотя эти люди могут брать с собой в поездку друзей и семью, заявил в своем блоге генеральный директор Waymo Джон Крафчик. В течение следующих нескольких недель еще больше людей будет приглашено подписаться на Waymo One. У компании есть список ожидания, из которого она выбирает участников.
Компания также планирует добавить автомобильные барьеры между передним рядом сидений и задней пассажирской кабиной. Затем будет «повторное введение поездок с обученным оператором транспортных средств, что увеличит пропускную способность и позволит нам обслуживать более обширную географическую зону», — сказал Крафчик. Транспортные средства также будут чаще мыть из-за пандемии COVID-19. Здесь изложены правила компании по охране труда и технике безопасности.
«В ближайшем будущем 100% наших поездок будут полностью без водителя», — сказал Крафчик, но не сообщил точных сроков. «Мы ожидаем, что новый сервис без водителя будет очень популярным, и мы благодарны нашим гонщикам за их терпение, когда мы увеличиваем доступность сервиса для удовлетворения спроса».
Отметим, что эти беспилотные автомобили не совсем бесконтрольные. У Waymo есть команда удаленных сотрудников, которые в реальном времени следят с восьми камер за трансляциями каждого автомобиля и могут помочь одним нажатием кнопки, если программа попадает в трудное место и требует человеческого вмешательства, чтобы понять, что происходит. Но Waymo настаивает на том, что, все же, автопилот будет принимать большинство решений о вождении благодаря своей объемной компьютерной системе и программному обеспечению с искусственным интеллектом.
Tesla и её бета-версия Full Self-Driving
В конце октября 2020 года Tesla начала продвигать свое обновление «Full Self-Driving» (FSD) для избранной группы клиентов. Генеральный директор компании, Илон Маск, сообщил, что еще больше владельцев Tesla получат обновление в течении нескольких недель для «широкого запуска» к концу года.
Только те клиенты, которые участвуют в программе раннего доступа Tesla, получат обновление программного обеспечения. Оно позволит водителям получить доступ к частично автоматизированной системе помощи водителю автопилота на городских улицах. Программа раннего доступа используется как платформа для тестирования, помогающая устранять программные ошибки.
Маск заявил, что Tesla подошла к обновлению программного обеспечения «очень осторожно», потому что «мир — сложное и беспорядочное место». В письме к инвесторам Tesla сообщила, что ее команда Autopilot «сосредоточилась на фундаментальном архитектурном переписывании нейронных сетей и алгоритмов управления».
Это переписывание, по словам Маска, позволит автомобилям Tesla интерпретировать окружающую среду в четырех измерениях, а не в двух. Маск уверен — это приведет к повышению производительности и более быстрому обновлению ПО.
Автопилот может центрировать Tesla на полосе движения, даже на поворотах, и регулировать скорость автомобиля в зависимости от движущегося впереди объекта. Функция «Навигация на автопилоте» предлагает и выполняет смену полосы движения, чтобы объехать более медленные автомобили, а также направить Tesla к развязкам и съездам. Еще одна функция может замедлить Tesla до остановки на светофоре и знаках остановки.
Автопилот не может выполнять некоторые из этих задач, если маркеры полосы дороги блеклые или отсутствуют, и он не может делать повороты. Водитель также должен постоянно держать руль, иначе автопилот выдаст серию предупреждений, прежде чем в конечном итоге полностью отключится. Но, когда эти функции работают согласованно, может казаться, что машина едет сама, но водитель по-прежнему несет ответственность, если машина допустила ошибку или разбилась. (Было несколько аварий со смертельным исходом с участием автомобилей Tesla с включенным автопилотом.)
Во время разговора Маск утверждал, что преимущество Tesla в области автономного вождения связано с наличием большого парка транспортных средств — около 930 000 — уже находящихся на дорогах. Эти автомобили записывают ситуации и предоставляют данные для обучения для улучшения нейронных сетей, необходимых для программного обеспечения ИИ, которое и обеспечивает работу беспилотных автомобилей. Подход компании к автономным транспортным средствам в первую очередь ориентирован на компьютерное зрение или использование камер.
«Почти миллион автомобилей, которые предоставляют обратную связь по странным ситуациям, которые вы просто не можете придумать в симуляции, — это действительно ценно», — сказал Маск.
«Яндекс» выпустил новый автономный автомобиль
Компания «Яндекс» выпустила новый беспилотный автомобиль четвертого поколения. Он создан вместе с южнокорейской компанией Hyundai Mobis, которая является «дочкой» концерна Hyundai Motors и производит всю электронную начинку автомобиля. Сотрудничество между компаниями началось в марте 2019 года, когда «Яндекс» и Hyundai Mobis подписали соглашение о намерениях, чтобы разработать совместную беспилотную платформу. Первые беспилотные Hyundai Sonata четвертого поколения выехали на улицы Москвы в марте — они были собраны до ограничительных мер из-за распространения новой коронавирусной инфекции. Но официально они были представлены только недавно.
Первое поколение беспилотника «Яндекс» представил в начале 2017 года — оно объединило все экспериментальные сборки «Яндекса». Во втором поколении появилась унификация: компания поняла, какие из сенсоров лучше всего подходят. Десять таких машин «Яндекс» выпустил во второй половине 2017 и в 2018 году. Третье поколение беспилотников — 90 машин — появилось в 2019 году.
Первый беспилотник Hyundai Sonata сошел с конвейера в Южной Корее и был доставлен в Москву самолетом в мае 2019 года: «Яндекс» установил на машину сенсоры с одного из беспилотников Toyota Prius второго поколения, а также компьютер, после чего машина поехала. «Это подтвердило тот факт, что мы делаем универсальную технологию, которую можно было устанавливать в серийный автомобиль», — отметили в пресс-службе «Яндекса».
Далее полгода «Яндекс» и Hyundai Mobis работали над тем, чтобы глубже интегрировать систему управления в автомобиль. «Наши инженеры ездили в Корею, а корейские инженеры приезжали в Москву. Hyundai Mobis доработали все внутренние системы — настроили управление скоростью, работу генератора и т. д.», — рассказали в пресс-службе «Яндекса».
До конца 2020 года флот «Яндекса» пополнит сотня таких автомобилей — их общее число достигнет 200. Часть из них будет использоваться в сервисе беспилотных такси в Иннополисе — бесплатно и с человеком на месте водителя, так как законодательство пока ограничивает использование беспилотных автомобилей. Часть также присоединится к тестовому флоту компании в США (Мичиган). Большинство автомобилей останутся в Москве, так как это основной тестовый полигон с разнообразными дорожными сценариями (пробки, неправильно припаркованные машины, пешеходы, которые переходят дорогу в неположенном месте и т. д.).
Идеальный Козлевич
Оценки показывают, что беспилотники кардинально изменят ситуацию на дорогах. В разы снизится число аварий, а также нагрузка на водителей. Роботы позволят если не решить, то намного смягчить проблему пробок. Ведь ралли беспилотников демонстрируют, что расстояние между ними можно значительно уменьшить без ущерба для безопасности движения. А значит увеличится пропускная способность дорог.
И здесь возникает естественный вопрос. Если робот такой умный и оснащен техникой практически на все случаи жизни, если уже управляет авто лучше человека, как утверждает гуру «Гугла» Крис Армсон, то почему этот «идеальный Козлевич» еще не на дорогах? Кто его тормозит? Скажем сразу: беспилотник уже пробил тропинку к признанию. Уже в трех штатах США вступил в силу закон, разрешающий беспилотникам езду по автомагистралям без активного вмешательства человека. Правда, рядом с роботом должен сидеть оператор, чтобы при экстраординарных ситуациях принять меры. Пока речь идет только о трассах, которые не являются федеральными. Там роботам появляться запрещено. Опыт показал, что беспилотники оправдывают свою репутацию, с ними произошла всего одна авария, причем по вине какого-то неосторожного водителя, который врезался в механического «конкурента».
Конечно, пока у беспилотника немало проблем, скажем, он плохо ориентируется в тумане, при сильном дожде, снегопаде. Кроме того, цена умной электроники больше, чем самого «железа». Но все это решаемые вопросы. Однако остается главный: сможет ли беспилотник «ужиться» на дороге с человеком? По мнению Павловского, технически это вполне реально. Правда, не в таких мегаполисах, как Москва, Париж, Токио. И при обязательном условии: человек обязан, как и робот, строго следовать букве правил движения. Не проскакивать на красный свет, не подрезать партнеров по движению, не превышать скорость и т.д.
В России ведутся работы по созданию роботов-автомобилей. Так, при поддержке Российской академии наук ученые Института прикладной математики РАН разрабатывают беспилотник для движения по проселочным дорогам. Бортовой компьютер управляет двигателем, трансмиссией, сцеплением, торможением, рулем. Этот автомобиль без пилота прошел испытания и показал такую же точность движения, как при управлении человеком.
Фонд АФК «Система» и ФРИИ инвестировали в стартап по подписке автомобилей
Ксения Шойгу, управляющий партнер фонда Sistema SmartTech, добавляет: «В мире, где будет править шеринговая экономика, основанная на максимально эффективном разделении ресурсов и средств, это направление одно из самых интересных. Уверена, большинство водителей предпочли бы иметь возможность в несколько кликов получать новое авто, не думая в дальнейшем обо всех сложностях, возникающих при владении машиной».
Концепция пользования автомобилем по подписке предполагает более длительную, чем каршеринг, аренду транспортного средства, при которой основные эксплуатационные расходы – страховка, налог, техобслуживание, шиномонтаж – несет арендодатель. На российском рынке такие услуги в основном предоставляют компании, принадлежащие самим автопроизводителям. Это Hyundai Mobility, Volvo Car Drive, Kia Mobility, Skoda Smart Drive, Audi Drive. Есть подобный сервис у «Сбера» и «Яндекс.Драйва». Цены на аренду начинаются примерно с 20 000 руб. в месяц за автомобиль бюджетного сегмента – например, Volkswagen Polo.
«В ежемесячный платеж, который начинается от 19 000 руб., в зависимости от марки и модели автомобиля входят техобслуживание, мойка, транспортный налог, эвакуация при аварии, шиномонтаж и хранение резины, водитель-консьерж, помощь на дороге и страховка. Компания также тестирует сервис мобильной заправки – автомобиль будут заправлять партнеры и сотрудники сервиса без участия водителя. Стартап предлагает вариант владения авто без поездок к дилеру, без взаимодействия с банками или страховыми. Все комплектации машин фиксированные и подобраны с учетом предпочтений целевой аудитории – это машины топовых и околотоповых комплектаций с самыми популярными опциями», – говорится в сообщении фондов.
Тем не менее на момент сдачи номера в печать в приложении, через которое работает сервис, самым дешевым доступным автомобилем был Volkswagen Polo, который предлагалось взять в аренду за 34 000 руб. в месяц. Сооснователь и гендиректор сервиса Дудаш объяснил «Ведомостям», что автомобили за 19 000 руб. есть, это Renault Logan, но в данный момент дата их поставки не очень понятна из-за дефицита у производителя и предлагать их клиентам для аренды было бы некорректно. Самым дорогим доступным вариантом на момент сдачи номера был Mercedes E200 за 100 000 руб. в месяц. Всего для подписки было доступно 18 вариантов, три из них – по предзаказу.
По словам руководителя управления по транспорту фонда «Сколково» Кирилла Жанайдарова, с точки зрения инвестиций в стартап это очень своевременное вложение, поскольку сейчас рынок услуг по подписке на автомобили будет расти, из-за того что у людей нет денег на покупку нового автомобиля – они слишком сильно подорожали (на 5–8% за I квартал, по оценке ассоциации дилеров). «Этот рынок имеет миллиардные объемы, и появление на этом поле игроков, не связанных напрямую с автобизнесом, говорит об интересе инвесторов к данному виду услуг», – отмечает он. Причем российские сервисы подписки на автомобили ничем не уступают зарубежным аналогам, считает эксперт. Сервисы автомобилей по подписке растут по всему миру и на растущих рынках широко представлены, добавляет Казинец. Европейские компании, работающие в этом сегменте, – Drover из Великобритании и Cluna из Германии – были поглощены стратегическими инвесторами с высокой рыночной оценкой, напоминает он.