Автомобили италии второй мировой войны

Необычные итальянские армейские грузовики времен Второй мировой войны с трогательным названием SPA

Эта парочка умудрилась создать самые необычные армейские вездеходы

В 1906 году два итальянца, Маттео Чейрано и Микеле Ансальди, основали в городе Турин машиностроительную компанию SPA. Расшифровывалось это как Societa Piemontese Automobili Ansaldi-Ceirano (т.е. Пьемонтское автомобильное общество Ансальди-Чейрано). Начали они с производства авиамоторов, а в 1910 году занялись армейскими грузовиками с цепным приводом, разработанными при участии FIAT. Машины эти быстро стали популярными. Они воевали в Ливии в 1912 году, в Первой мировой и даже в Гражданскую войну в России.

Автомобили италии второй мировой войны Автомобили италии второй мировой войны

К 1926 году SPA потеряла самостоятельность, превратившись в отделение FIAT по производству военной техники. Самой известной моделью бывшего общества Ансальди – Чейрано стало трехосное семейство Dovunque (в неточном переводе с итальянского – «вездеход») которое первоначально выпускалось строго в заднеприводном исполнении. Что, впрочем, не мешало тогдашним военным относить SPA Dovunque к автомобилям повышенной проходимости. Тем более что при необходимости на задние колеса можно было легко надеть резиновые гусеницы.

Ранние Dovunque 33 (здесь и далее цифры указывают на год принятия на вооружение) отличались характерной сдвинутой назад неоткидной кабиной (впрочем, других тогда и не было), уставленной над двигателем, и складной крышей. Доступ к шестицилиндровому бензиновому мотору (3 литра, 46 л. с.), естественно, был не очень удобным. Следующая модификация, Dovunque 35, оснащалась уже четырехлитровым двигателем мощностью 55 л. с. (4 цилиндра). Скорость за счет прибавки мощности увеличилась с 47 до 60 км/ч, а грузоподъемность с 2,0 до 2,5 тонн. При этом гидравлические тормоза получили вакуумный усилитель. Некоторые машины обзавелись обтекаемыми грузовыми кузовами с полностью закрытой кабиной. Они использовались как штабные автомобили, а также как платформа для мощных радиостанций.

Автомобили италии второй мировой войны

Заднеприводный вездеход. SPA Dovunque 35 c ведущими задними
мостами по меркам тридцатых был вполне себе внедорожник

Автомобили италии второй мировой войны

Итальянские редкости. БТР Dovunque 35 Protetto
был построен всего в 5 экземплярах

На шасси улучшенного «Вездехода» фирма Viberti в 1938 году попыталась водрузить бронекорпус с рациональными углами наклона брони. В результате должен был получиться вместительный открытый бронетранспортер Protetto («Защищенный») с пулеметным вооружением. Но, как это часто бывает, испытания затянулись. В крайне неспешном темпе построили всего лишь пять прототипов, а в 1943 году Италия и вовсе вышла из войны…

Последний вариант, Dovunque 41, уже с полным приводом, пошел в серию с некоторым опозданием, в 1942 году. Он выделялся красивой закрытой стальной обтекаемой кабиной от коммерческого FIAT, а место бензинового двигателя занял шестицилиндровый дизель рабочим объемом 9,4 литра и мощностью 110 л. с. Передний мост был подключаемый, неразрезной, подвешен на поперечной рессоре. Грузоподъемность машины увеличилась до 5 тонн. А вот скорость наоборот снизилась до 50 км/ч. На базе модели Dovunque 41 был создан средний артиллерийский тягач TM41, (Trattore Medio, т. е. Трактор или Тягач Средний). А уже после войны модель 41 была модернизирована и выпускалась как FIAT Dovunque 50.

Автомобили италии второй мировой войны

Теперь ты в артиллерии. На базе модели Dovunque 41
был создан средний артиллерийский тягач TM41

TRATTORE LEGGERO

В отличие от немцев, которые сделали ставку на полугусеничные тягачи, итальянцы отдавали предпочтение более простым, легким и экономичным колесным машинам. Причем изначально разработанные как перевозчики артиллерии, итальянские тягачи постепенно трансформировались в многоцелевые автомобили. Разумеется, FIAT в лице SPA не мог пройти мимо столь перспективной темы. Тем более, что маленькая фирма Pavesi мало того, что не справлялась c и без того крохотным армейским заказом, так еще и выпустила слишком мудреную конструкцию с сочлененной рамой.

Поднапрягшись, инженеры SPA к концу 1936 года подготовили к производству артиллерийский тягач TL37 (Trattore Leggero, т.е. Трактор Легкий). Получилось у них нечто, мягко говоря, весьма странное. Тихоходная машина (максимальная скорость 38 км/ч) оснащалась полностью независимой подвеской: передняя на пружинах, задняя на одной поперечной рессоре. Рулевое управление – на все колеса, а раздаточная коробка размещалась в одном корпусе с единственным, кстати, дифференциалом (блокируемым) и располагалась в центре тягача. От нее буквой «Х» расходились валы бортовых передач по одному на каждое колесо. А еще один вал приводил в действие установленную сзади под кузовом лебедку. При этом можно было установить либо диски с пневматическими шинами, либо со сплошными массивными, которые не боялись проколов, пуль и осколков.

Автомобили италии второй мировой войны

С комфортом. Радиостанция на шасси SPA Dovunque 35
отличалась закрытым кузовом

Автомобили италии второй мировой войны

Аэродинамика для войны. SPA Dovunque 41 получил полный
привод и красивую кабину от гражданского грузовика

В целом «Легкий трактор», предложенный SPA, во многом напоминал более тяжелую модель «32» компании Breda (выпускалась с 1932 года). Даже бензиновый мотор (4 литра, 52 л.с.), самой что ни на есть простой конструкции с нижними клапанами, также получил архаичное зажигание от магнето. Что позволяло легко запускать его «кривым стартером». И действительно, а вдруг в пустыне на африканской жаре аккумулятор выкипит?

ПУСТЫННЫЙ СПЕЦНАЗ

В 1938 году на базе TL37 был создан более быстроходный (50 км/ч) тягач-грузовик AS37 (Africa Settentrionale, т. е. Северная Африка), который со временем обзавелся легковой модификацией, поскольку других подходящих полноприводных шасси для командирских автомобилей итальянский автопром не осилил. Для лучшей проходимости «североафрикацы» комплектовались широкопрофильными шинами, кроме того появились крепления для канистр, дополнительные баки и была усилена система охлаждения. А многие из африканских тракторов и вовсе превратились в частично бронированных «носителей оружия». Итальянцы нередко оснащали его пулеметами, автоматическими пушками и даже противотанковыми орудиями калибра 47 мм. Такие самоходки использовались для охраны конвоев, диверсионных рейдов и отражения налетов лихих британцев из Специальной авиадесантной службы (SAS) на внедорожниках, вооруженных целой батареей пулеметов.

Автомобили италии второй мировой войны

Специально для Африки.
Колонна Тягачей-грузовиков AS37 на марше

Впрочем, у итальянцев был машины и посерьезнее – бронеавтомобили серии AB (AutoBlinda, т. е. Авто Бронированное) с кузовом фирмы Ansaldo. Ранние варианты вооружались обычными пулеметами винтовочного калибра, поздние еще и автоматической двадцатимиллиметровой пушкой фирмы Breda 20/65. При этом конструкция броневиков принципиально не отличалась от легких тягачей TL37: один центральный дифференциал, бортовые передачи, независимая подвеска всех управляемых колес (правда, только на пружинах) и т. д. КПП была шестискоростной, а рядный шестицилиндровый бензиновый мотор с верхними клапанами (5,0 л, 80–110 л. с.) располагался сзади или… спереди! Что зависело, как это ни странно, от точки зрения. А точнее от того, на каком из двух постов управления находился водитель. Максимальная скорость составляла 78 км/ч.

Автомобили италии второй мировой войны

Воин пустыни. Итальянские солдаты в Тунисе ведут огонь из пушки 47 мм,
установленной на SPA AS42. Обратите внимание на внушительный
запас бензина в канистрах по бортам машины

Автомобили италии второй мировой войны

Рациональная компоновка. За счет отсутствия капота
средний тягач TM40 мог взять на борт больше снарядов

Автомобили италии второй мировой войны

Все под рукой. SPA TM40 был тесным внутри, зато заправочные горловины
и воздушные фильтры (за спиной пассажира) были легкодоступны

Автомобили италии второй мировой войны

Под знаком «Х». Валы бортовой трансмиссии тягачей TL37 и
TM40 расходились как лучи звезды от единственного дифференциала

ВАГОННАЯ КОМПОНОВКА

TL37 после некоторого переосмысления и увеличения в размерах превратился в Trattore Medio образца 1940 года. Основные отличия – очень прочная массивная рама, вагонная компоновка, усиленная конструкция всех узлов и агрегатов и новая задняя подвеска, у которой поперечную рессору перенесли сверху вниз и добавили еще по одному рычагу на колесо. Занятно, что для удобства обслуживания в пустыне воздушные фильтры прикрепили к задней части спинки переднего пассажирского сидения.

Возможности машины значительно расширились за счет шестицилиндрового дизеля FIAT 366 рабочим объемом 9,4 литра, мощностью 105 л. с. Завести его рукояткой, конечно, было проблематично. Зато благодаря повышенной экономичности запас хода увеличился почти в два раза: 300 км против 170 у TL37. А еще новый TM40 теперь мог перемещать не только более тяжелые орудия, но танки на прицепе. Максимальная скорость составляла 43 км/ч.

Автомобили италии второй мировой войны

Пулестойкий. Полноприводный и полноуправляемый тягач
SPA TL37 можно было оснастить дисками со сплошными шинами,
которые не боялись проколов, осколков и пуль

Автомобили италии второй мировой войны

Самый последний.
На артиллерийском тягаче TM48 история SPA заканчивается

Автомобили италии второй мировой войны

Эрзац-кабина. Для вермахта грузовик T40 поставлялся
с упрощенной кабиной из дерева, фанеры и прессованного картона

Автомобили италии второй мировой войны

Корпоративный дизайн. Полноприводный грузовик T40
на шасси тягача TM40 обзавелся кабиной как у «больших» грузовиков FIAT

На базе TM40 был создан тягач-грузовик Т40 с кабиной, решенной в «корпоративном дизайне» FIAT. После оккупации примерно половины территории Италии Германией в 1943 году он стал поступать и на вооружение вермахта. Причем для экономии металла кабину для T40 стали делать из фанеры. После войны тягач TM40 был модернизирован, но выпускался уже исключительно как FIAT. Внешне он отличался главным образом колесами меньшего диаметра. А Пьемонтское автомобильное общество в 1947 году окончательно прекратило свое существование и как отделение, и как марка. Впрочем, это было общей судьбой всех производителей грузовиков в Италии. Рано или поздно все они превращались в FIAT.

Источник

Необычные итальянские армейские грузовики времён Второй мировой

Эта итальянская парочка умудрилась создать самые необычные армейские вездеходы.

В 1906 году два итальянца, Маттео Чейрано и Микеле Ансальди, основали в городе Турин машиностроительную компанию SPA. Расшифровывалось название как Societa Piemontese Automobili Ansaldi-Ceirano (т. е. Пьемонтское автомобильное общество Ансальди-Чейрано). Начали они с производства авиамоторов, а в 1910 году занялись армейскими грузовиками с цепным приводом, разработанными при участии FIAT. Машины быстро стали популярными. Они воевали в Ливии в 1912 году, в Первой мировой и даже в Гражданскую войну в России.

Автомобили италии второй мировой войныОснователи SPA Маттео Чейрано и Микеле Ансальди Автомобили италии второй мировой войны

Уже к 1926 году SPA потеряла самостоятельность, превратившись в отделение FIAT по производству военной техники. Самой известной моделью бывшего общества Ансальди-Чейрано стало трёхосное семейство Dovunque (в неточном переводе с итальянского – «вездеход»), которое первоначально выпускалось строго в заднеприводном исполнении. Что, впрочем, не мешало тогдашним военным относить SPA Dovunque к автомобилям повышенной проходимости. Тем более что при необходимости на задние колёса можно было легко надеть резиновые гусеницы.

Автомобили италии второй мировой войныЗаднеприводный вездеход. SPA Dovunque 35, c ведущими задними мостами, по меркам тридцатых был вполне себе внедорожник

Ранние Dovunque 33 (здесь и далее цифры указывают на год принятия на вооружение) отличались характерной сдвинутой назад неоткидной кабиной (впрочем, других тогда и не было), уставленной над двигателем, и складной крышей. Доступ к шестицилиндровому бензиновому мотору (3 л, 46 л. с.) был не очень удобным. Следующая модификация, Dovunque 35, оснащалась уже четырёхлитровым двигателем мощностью 55 л. с. (4 цилиндра). Скорость, за счёт прибавки мощности, увеличилась с 47 до 60 км/ч, а грузоподъёмность с 2,0 до 2,5 тонн. При этом гидравлические тормоза получили вакуумный усилитель. Некоторые машины обзавелись обтекаемыми грузовыми кузовами с полностью закрытой кабиной. Они использовались как штабные автомобили, а также как платформа для мощных радиостанций.

Автомобили италии второй мировой войныРадиостанция на шасси SPA Dovunque 35 отличалась закрытым кузовом

На шасси улучшенного «Вездехода» фирма Viberti в 1938 году попыталась водрузить бронекорпус с рациональными углами наклона брони. В результате должен был получиться вместительный открытый бронетранспортер Protetto («Защищённый») с пулемётным вооружением. Но, как это часто бывает, испытания затянулись. В крайне неспешном темпе построили всего лишь пять прототипов, а в 1943 году Италия и вовсе вышла из войны.

Автомобили италии второй мировой войныИтальянские редкости. БТР Dovunque 35 Protetto, был построен всего в пяти экземплярах

Последний вариант, Dovunque 41, уже с полным приводом, пошёл в серию с некоторым опозданием, в 1942 году. Он выделялся красивой закрытой стальной обтекаемой кабиной от коммерческого FIAT, а место бензинового двигателя занял шестицилиндровый дизель, рабочим объёмом 9.4 литра и мощностью 110 л. с. Передний мост был подключаемый, неразрезной, подвешен на поперечной рессоре. Грузоподъёмность машины увеличилась до 5 тонн, а вот скорость наоборот снизилась до 50 км/ч. На базе модели Dovunque 41 был создан средний артиллерийский тягач TM41, (Trattore Medio, т. е. Трактор или Тягач Средний). А уже после войны модель 41 была модернизирована и выпускалась как FIAT Dovunque 50.

Автомобили италии второй мировой войныАэродинамика для войны. SPA Dovunque 41 получил полный привод и красивую кабину от гражданского грузовика

В отличие от немцев, которые сделали ставку на полугусеничные тягачи, итальянцы отдавали предпочтение более простым, легким и экономичным колёсным машинам. Причём, изначально разработанные как перевозчики артиллерии, итальянские тягачи постепенно трансформировались в многоцелевые автомобили. Разумеется, FIAT в лице SPA не мог пройти мимо столь перспективной темы. Тем более, что маленькая фирма Pavesi мало того, что не справлялась c крохотным армейским заказом, так ещё и выпустила слишком мудреную конструкцию с сочленённой рамой.

Автомобили италии второй мировой войныНа базе модели Dovunque 41 был создан средний артиллерийский тягач TM41

Поднапрягшись, инженеры SPA к концу 1936 года подготовили к производству артиллерийский тягач TL37 (Trattore Leggero, т.е. Трактор Лёгкий). Получилось у них нечто, мягко говоря, весьма странное. Тихоходная машина (максимальная скорость 38 км/ч) оснащалась полностью независимой подвеской: передняя на пружинах, задняя на одной поперечной рессоре. Рулевое управление – на все колёса, а раздаточная коробка размещалась в одном корпусе с единственным, кстати, дифференциалом (блокируемым) и располагалась в центре тягача. От нее буквой «Х» расходились валы бортовых передач по одному на каждое колесо. А ещё один вал приводил в действие установленную сзади под кузовом лебёдку.

Автомобили италии второй мировой войныПод знаком «Х». Валы бортовой трансмиссии тягачей TL37 и TM40 расходились как лучи звезды от единственного дифференциала

При этом, можно было установить либо диски с пневматическими шинами, либо со сплошными массивными, которые не боялись проколов, пуль и осколков. В целом, «Лёгкий трактор», предложенный SPA, во многом напоминал более тяжёлую модель «32» компании Breda (выпускалась с 1932 года). Даже бензиновый мотор (4 л, 52 л. с.), самой что ни на есть простой конструкции с нижними клапанами, тоже получил архаичное зажигание от магнето, что позволяло легко запускать его «кривым стартером». И действительно, а вдруг в пустыне на африканской жаре аккумулятор выкипит?

Автомобили италии второй мировой войныПулестойкий. Полноприводный и полноуправляемый тягач SPA TL37 можно было оснастить дисками со сплошными шинами, которые не боялись проколов, осколков и пуль

В 1938 году на базе TL37 был создан более быстроходный (50 км/ч) тягач-грузовик AS37 (Africa Settentrionale, т. е. Северная Африка), который со временем обзавёлся легковой модификацией, поскольку других подходящих полноприводных шасси для командирских автомобилей итальянский автопром не осилил. Для лучшей проходимости «североафрикацы» комплектовались широкопрофильными шинами. Кроме того, появились крепления для канистр, дополнительные баки и была усилена система охлаждения. А многие из африканских тракторов и вовсе превратились в частично бронированных «носителей оружия». Итальянцы нередко оснащали его пулеметами, автоматическими пушками и даже противотанковыми орудиями калибра 47 мм. Такие самоходки использовались для охраны конвоев, диверсионных рейдов и отражения налетов лихих британцев из Специальной авиадесантной службы (SAS) на внедорожниках, вооруженных целой батареей пулеметов.

Автомобили италии второй мировой войныВоин пустыни. Итальянские солдаты в Тунисе ведут огонь из 47-мм пушки,
установленной на SPA AS42. Обратите внимание на внушительный запас бензина по бортам машины

Впрочем, у итальянцев был машины и посерьёзнее – бронеавтомобили серии AB (AutoBlinda, т. е. Авто Бронированное) с кузовом фирмы Ansaldo. Ранние варианты вооружались обычными пулемётами винтовочного калибра, поздние ещё и автоматической двадцатимиллиметровой пушкой фирмы Breda 20/65. При этом, конструкция броневиков принципиально не отличалась от легких тягачей TL37: один центральный дифференциал, бортовые передачи, независимая подвеска всех управляемых колёс (правда, только на пружинах) и т. д. КП была шестискоростной, а рядный шестицилиндровый бензиновый мотор с верхними клапанами (5.0 л, 80–110 л. с.) располагался сзади или. спереди. Что зависело, как это ни странно, от точки зрения. А точнее от того, на каком из двух постов управления находился водитель. Максимальная скорость составляла 78 км/ч.

Автомобили италии второй мировой войныСпециально для Африки. Колонна тягачей-грузовиков AS37 на марше

Автомобили италии второй мировой войны

TL37 после некоторого переосмысления и увеличения в размерах превратился в Trattore Medio образца 1940 года (ТМ40). Основные отличия – очень прочная массивная рама, вагонная компоновка, усиленная конструкция всех узлов и агрегатов и новая задняя подвеска, у которой поперечную рессору перенесли сверху вниз и добавили ещё по одному рычагу на колесо.

Автомобили италии второй мировой войныРациональная компоновка. За счёт отсутствия капота средний тягач TM40 мог взять на борт больше снарядов

Занятно, что для удобства обслуживания в пустыне воздушные фильтры прикрепили к задней части спинки переднего пассажирского сидения. Возможности машины значительно расширились за счёт шестицилиндрового дизеля FIAT 366 рабочим объёмом 9.4 литра, мощностью 105 л. с. Завести его рукояткой, конечно, было проблематично. Зато благодаря повышенной экономичности запас хода увеличился почти в два раза: 300 км против 170 у TL37. А еще новый TM40 теперь мог перемещать не только более тяжёлые орудия, но танки на прицепе. Максимальная скорость составляла 43 км/ч.

Автомобили италии второй мировой войныВсё под рукой. SPA TM40 был тесным внутри, зато заправочные горловины
и воздушные фильтры (за спиной пассажира) были легкодоступны

На базе TM40 был создан тягач-грузовик Т40 с кабиной, решённой в «корпоративном дизайне» FIAT. После оккупации примерно половины территории Италии Германией в 1943 году он стал поступать и на вооружение вермахта. Причём, для экономии металла кабину для T40 стали делать из фанеры.

Автомобили италии второй мировой войныЭрзац-кабина. Для вермахта грузовик T40 поставлялся с упрощённой кабиной из дерева, фанеры и прессованного картона

После войны тягач TM40 был модернизирован, но выпускался уже исключительно как FIAT. Внешне он отличался главным образом колёсами меньшего диаметра.

Автомобили италии второй мировой войныСамый последний. На артиллерийском тягаче TM48 история SPA заканчивается

А Пьемонтское автомобильное общество в 1947 году окончательно прекратило своё существование и как отделение, и как марка. Впрочем, это было общей судьбой всех производителей грузовиков в Италии. Рано или поздно все они превращались в FIAT.

Автомобили италии второй мировой войныКорпоративный дизайн. Полноприводный грузовик T40, на шасси тягача TM40, обзавёлся кабиной, как у больших грузовиков FIAT

Источник

«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировой

Автомобили италии второй мировой войны

В начале 1930-х итальянское военное ведомство приняло программу унификации своей военной автотехники. И уже через несколько лет Италия первой в Европе начала активную милитаризацию страны, привлекая изготовителей заказами на уникальные автомобили-тягачи оригинальных конструкций, которые испытывались в ходе локальных войн и во время Второй мировой.

Большинство военной автотехники итальянские фирмы разрабатывали и выпускали самостоятельно, используя официально приобретенные лицензии на сложные агрегаты. Их главными достижениями мирового уровня считались специальные тягачи со всеми ведущими и управляемыми колёсами с бортовым приводом каждого из них. Все машины имели правостороннее управление и были приспособлены для работы на бездорожье Восточного фронта, в горах Испании и пустынях Африки. Так в Италии было создано самобытное поколение оригинальных армейских автомобилей, не похожих на все другие, правда, надёжность и качество этой слишком сложной и тяжёлой техники оставляли желать лучшего.

Дополнительно к маркировке военизированных легковушек М и С для армейской автотехники применялась расширенная цифровая индексация: N – дизельный двигатель, B – бензиновый, U – унифицированный, L – лёгкий, Р – тяжёлый и т. д.

Автомобили италии второй мировой войны

Оригинальный и редкий для армии заднеприводный тягач SPA CL39 с высокобортным кузовом

Эта малоизвестная аббревиатура расшифровывалась как «Пьемонтское автомобильное общество Ансальди-Чейрано» (Societa Piemontese Automobili Ansaldi-Cеirano, SPA), которое в 20-е годы выкупил концерн FIAT, превратив в свой военный филиал.

Автомобили италии второй мировой войны

Тягач SPA CL39 c деревянным кузовом и прицепом на службе Вермахта

Особое место среди компактных военных машин в программе SPA занимали оригинальные однотонные тягачи CL39 (4х2) с коротким капотом и открытой двухместной кабиной, служившие для сопровождения конницы, службы в горнострелковых частях и полевых госпиталях. Специальный «пехотный тягач» CLF39 применялся для буксировки полевых орудий массой до 800 килограммов.

Автомобили италии второй мировой войны

Специальный тягач CLF39 с высоким кузовом для перевозки боевых расчётов буксируемых пушек и амуниции

Автомобили италии второй мировой войны

Автомобиль-фургон SPA CL39 с полевой душевой установкой, заменявшей обычную баню

На машинах обоих типов устанавливали 24-сильный бензиновый мотор, пятиступенчатую коробку передач, неразрезные мосты на рессорной подвеске, гидропривод барабанных тормозов и все односкатные колёса. На них также же монтировали дорожные литые и пневматические шины, «колониальные» широкопрофильные и пуленепробиваемые.

С середины 30-х первым в категории полноприводной военной автотехники с бортовым приводом всех ведущих и управляемых односкатных колёс стал лёгкий артиллерийский тягач TL37 (4х4), выпускавшийся в капотном и пробном полукапотном исполнениях для буксировки пушек калибра до 100 мм.

Автомобили италии второй мировой войны

Тягач SPA TL37 со всеми ведущими и управляемыми колёсами развивал максимальную скорость 38 км/ч

Автомобили италии второй мировой войны

Редкий опытный полукапотный вариант артиллерийского тягача SPA TL37. 1937 год

В моторном отсеке этих машин помещались 57-сильный бензиновый движок и пятиступенчатая коробка передач с межосевым самоблокирующимся дифференциалом, передававшая крутящий момент на центральный конический редуктор, расположенный под полом салона, от которого он поступал на конические шестерни четырёх карданных валов всех колёс.

Автомобили италии второй мировой войны

Приёмочная комиссия на испытаниях полноприводного тягача TL37 с прицепом. 1936 год

Автомобили италии второй мировой войны

Итальянские военные на автомобиле TL37 в начале русской кампании на территории Украины. 1942 год

Тягачи получили открытый металлический шестиместный кузов с двумя рядами сидений с отсеками для амуниции и лебёдку заднего расположения. Передние колёса имели пружинную подвеску с гидроамортизаторами, задние монтировались на продольных рессорах, механический привод тормозов снабжался усилителем.

В 1938-м для итальянских войск в Африке на шасси TL37 был создан «сахарский» автомобиль-тягач AS37 Sahariano с упрощенным низким деревянным кузовом с двумя продольными скамьями и средней откидной частью заднего борта, в котором можно было устанавливать довольно мощное крупнокалиберное вооружение.

Автомобили италии второй мировой войны

Специальное шасси SPA AS37 для северной Африки с деревянным восьмиместным кузовом. 1938 год

Автомобили италии второй мировой войны

Конструктивным развитием модели TL37 стал средний бескапотный тягач ТМ40 (4х4), рассчитанный на работу с орудиями калибра 150 мм и массой до шести тонн. На нём также применялась бортовая система привода всех колёс на независимой подвеске с гидроамортизаторами двойного действия и шинами размером 24 или 32 дюйма.

Автомобили италии второй мировой войны

Автомобили италии второй мировой войны

Тягачи SPA ТМ40 со всеми ведущими и управляемыми колёсами и кузовом с тремя рядами сидений

95-сильный дизель размещался между передними сиденьями, за которыми находился открытый отсек для шести членов расчёта буксируемого орудия, располагавшихся на одном заднем и двух индивидуальных сиденьях, обращённых спинками против движения.

Автомобили италии второй мировой войны

Тягач SPA TM40 во время военных действий буксирует двухосную 90-мм гаубицу

Несмотря на бомбардировки союзнической авиации в ноябре 1942-го и в 1943-1944 годах, завод SPA продолжал работать, поставляя свои машины в Германию для монтажа деревянных эрзац-кабин.

Первой автомобильной продукцией военно-промышленной компании «Бреда» был тяжёлый короткобазный артиллерийский тягач Breda 32 (4х4) с колесной базой 2,65 метров для буксировки орудий калибром до 150 мм. Он получил угловатую кабину и короткую платформу для балласта и сцепных устройств, передние одиночные управляемые 32-дюймовые колёса и задние двухскатные.

Автомобили италии второй мировой войны

Тяжёлый артиллерийский тягач Breda 32 с бортовой системой привода всех четырёх колёс

Главной особенностью машины являлась сложная и тяжёлая бортовая конструкция индивидуального привода каждого колеса. При переднем расположении 84-сильного бензинового мотора коробка передач с межосевым дифференциалом была отнесена к задним колёсам и передавала крутящий момент на центральный конический редуктор, откуда карданные валы диагонального расположения передавали его на редукторы каждого колеса.

Автомобили италии второй мировой войны

Короткобазный тягач Breda 32 с двухосной гаубицей калибра 149 мм. 1932 год

Автомобили италии второй мировой войны

Четырёхтонный тягач Breda 33 с удлинённой до 3,8 метра колёсной базой. 1933-1934 гг.

Развитием модели Breda 32 стал удлиненный 115-сильный дизельный вариант Breda 40 (4х4) для буксировки орудий массой до 15 тонн. Он разрушил устоявшийся примитивистский внешний облик машин этой марки, получивших обтекаемые кабину и капот, полукруглые крылья и пневматические шины низкого давления.

Автомобили италии второй мировой войны

Обновлённый дизельный артиллерийский тягач Breda 40 в Военно-историческом музее военной автотехники

Параллельно выпускался вариант Breda 41 (4х4) с изменённой передней облицовкой и передним съёмным механическим пятитонным краном-балкой, послуживший основой ремонтно-эвакуационных машин и тяжёлых тягачей.

Автомобили италии второй мировой войны

Специальный вариант Breda 41 с металлическим кузовом и встроенными в передний бампер фарами

Автомобили италии второй мировой войны

Ремонтно-эвакуационная машина на шасси Breda 41 с разборным краном, весившая свыше 11 тонн

SPA Dovunque 33/35 (1933-1948 гг.)

В отличие от других стран в вооруженных силах Италии состоял только один специальный многоцелевой армейский грузовик SPA Dovunque (6х4) с узнаваемой поджарой тупоносой внешностью и чуть выдвинутыми вперед передними управляемыми колёсами.

Разработки этой машины начались с создания и испытаний первого двухтонного образца Dovunque 33 без лебёдки, оборудованного бензиновым 46-сильным двигателем, четырёхступенчатой коробкой передач с демультипликатором и гидравлическим тормозным приводом.

Автомобили италии второй мировой войны

Прототип трёхосного грузовика SPA Dovunque 33 с задними двухскатными колёсами. 1933 год

В последующие годы серийно выпускался известный 2,5-тонный вариант Dovunque 35 («Вездеход») с моноблочным бензиновым силовым агрегатом в 57 л.с., сухим двухдисковым сцеплением, вакуумным усилителем привода тормозов и трёхтонной лебёдкой. Его главными визуальными элементами являлись открытая кабина с мягким верхом и откидными лобовыми стёклами, характерным высоким капотом и трубчатым ограждением радиатора. Две боковые низко расположенные и свободно вращавшиеся «запаски» служили для преодоления высоких препятствий.

Автомобили италии второй мировой войны

Известный итальянский военный грузовик SPA Dovunque 35 с хорошо узнаваемой внешностью. 1935 год

Автомобили италии второй мировой войны

Доработанный «колониальный» вариант SPA Dovunque 35 для вооружённых сил Италии в Северной Африке

Автомобили применялись для буксировки пушек среднего калибра и установки вооружения, в том числе зенитных пушек. На них монтировали специальные кузова-фургоны фирмы Viberti, в том числе цельнометаллические с интегрированной кабиной, а также упрощённые открытые бронекорпуса и опытные башенные системы от бронеавтомобилей.

В общей сложности их собрали около тысячи экземпляров.

Автомобили италии второй мировой войны

Полевая радиостанция на экранированном шасси Dovunque 35 со встроенной кабиной

Автомобили италии второй мировой войны

Зенитная установка калибра 20 мм на открытом грузовике SPA Dovunque 35 в Северной Африке

SPA Dovunque 41 (1943-1948 гг.)

На завершающем этапе войны фирма SPA выпускала тактический автомобиль-тягач Dovunque 41 (6х6) классической компоновки с мощностью дизеля 110 л.с. Он снабжался открытой или полностью закрытой цельнометаллической кабиной, металлической бортовой платформой для перевозки 5-6 тонн грузов и грузопассажирским кузовом на 12 мест с задним отсеком для амуниции.

Автомобили италии второй мировой войны

Передовой армейский грузовик SPA Dovunque 41 с открытой кабиной и грузопассажирским отсеком

Автомобили италии второй мировой войны

Шасси Dovunque 41 с цельнометаллической кабиной и ремонтно-эвакуационным оснащением в Музее военной автотехники

На этой машине использовали коробку передач с двухступенчатым редуктором, блокируемыми межколёсными дифференциалами и гидропневматическую тормозную систему. Все колёса были односкатными 24-дюймовыми, по бокам кузова крепились вращавшиеся поддерживающие «запаски».

Первые образцы Breda 51, оснащённые задними неразрезными мостами, четырехступенчатой коробкой передач и передней независимой подвеской, остались в опытных образцах.

Автомобили италии второй мировой войны

Первый неудачный вариант автомобиля Breda 51 с пушкой калибра 90 мм. 1941-1942 гг.

За ним появился носитель тяжелого вооружения Breda 52 с закрытой или открытой цельнометаллической кабиной, усиленной рамой и пятиступенчатой коробкой передач, собранный в количестве до 120 единиц.

Автомобили италии второй мировой войны

Бескапотное шасси Breda 52 классической конструкции с 8,5-литровым дизельным двигателем. 1942-1943 гг.

Автомобили италии второй мировой войны

Опытный образец шасси Breda 52 с передними двускатными колёсами и съёмными задними гусеницами. 1943 год

Следующий 130-сильный вариант Breda 53 был собран для замены аналогичных систем на двухосных шасси Lancia 3RO и в 1943-1944 годах использовался в Вермахте. Все трёхоски «Бреда» оказались маломощными, громоздкими и неспособными оперативно перемещаться как в горной местности, так и на городских улицах.

На заглавной фотографии – оригинальный артиллерийский тягач SPA ТМ40 с бортовым приводом всех ведущих и управляемых колёс.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *