Автомобили на зеленке во владивостоке

Знаменитая «Зеленка» появилась на необжитых сопках 71-го микрорайона Владивостока в 1993 году. Места здесь тогда были диковатые, район считался небезопасным. Так писал об авторынке в 2012 году местный публицист и писатель Василий Авченко в книге «Глобус Владивостока»:

«С 1993 года “Зеленка” — крупнейший в стране рынок подержанных японских машин. Чрево и соль постперестроечного Владивостока, его главная достопримечательность. По мнению многих невладивостокцев, автомобилями торгуют все владивостокцы без исключения. Местные жители гордятся своими япономарками так, как будто делают их сами. В ряде случаев это недалеко от истины».

Владивосток — город морской, и моряки из уст в уста передавали легенды о японских машинах, вернувшись из очередного рейса. Ничего не ломается, комфорт — куда там нашей «Волге»! Салоны — «как в Большом театре», двигатель бесшумный, подвеска мягкая.

Первые японские автомобили начали появляться в Приморье с конца 80-х, правда, без документов. В городе их были единицы. Тонкий импортный ручеек превратился в огромный поток в 1992 году, когда президент Борис Ельцин открыл закрытый порт Владивосток. До «Зеленки» небольшая площадка, где с рук торговали машинами (и привезенной из рейсов контрабандой), находилась на стадионе «Строитель». Но небольшой пятачок уже скоро не мог вместить в себя всех желающих. Тогда мэр города Виктор Черепков отдал землю под новый рынок, даже военные не возражали. Как ни странно, этот шаг главы Владивостока объяснялся заботой о рабочих местах: судоходство умирало, на военном флоте тоже дела шли не очень гладко. Оборонные предприятия, которых во Владивостоке и его окрестностях было немало, вставали из-за отсутствия заказов. А с организацией авторынка открылись новые возможности пополнения городского бюджета и появились новые рабочие места — в городе стали повсеместно открываться автомастерские, шиномонтажки, брокерские конторы, занимающиеся таможенным оформлением.

Первое время рынок был не очень большим, состоял из пары стоянок. Привоз автомобилей был сопряжен с определенными трудностями.

— Я начала возить машины в 89-м году, — рассказывает продавец Ирина. — Был повсеместный дефицит хороших и качественных автомобилей. Пределом мечтаний было иметь «Жигули» или «Волгу». Естественно, когда разрешили ввоз японских автомобилей, люди погнались за качеством и доступной ценой. И они себя показали. Возникающие тогда сложности решались быстро: сегодня вопрос возник — завтра он решился. И все шло нормально. Хотя правила игры постоянно менялись. То вводили «пять экю» (сборы за ввоз в то время рассчитывались в безналичной европейской валюте экю, которая существовала до введения евро — прим. ред.), то появлялись льготы, то пошлины обнулили, то опять ввели. В период беспошлинного ввоза машины оформлялись через две недели после выгрузки. Были и «дяди в бордовых пиджаках». Тогда машины не гоняли в одиночку, собирались в колонны, старались группироваться. Из Находки возили, из Зарубино. На дороге останавливали. На пароходах тоже присутствовали, при выгрузке им говорили — «это моя». Все это было. Так работали в начале 90-х. В те годы популярны были «Зубатки», Туринги, Короллы. Естественно, ввозили Прелюды, Скайлайны, Цефиро. Всегда хитом были Крауны. Из внедорожников ввозили пикапы Датсун и Сурфы.

Японские машины хорошо зарекомендовали себя на наших дорогах за счет неприхотливости к бензину, выносливости конструкции и доступности запчастей. Но и проблем хватало. Рассказывают, что однажды, в 93-м или 94-м году, во Владивосток привезли пассажирский автобус Hiace. Поставить его на учет так и не удалось — в ГИБДД были уверены, что владелец не собирается ездить на нем сам, а сделает «маршруткой». Но у коммерческого транспорта были совсем другие правила оформления и регистрации. Так он и катался по Владивостоку без документов, пока его не забрали какие-то «братки» в Хабаровск.

Вокруг авторынка начал расцветать смежный бизнес. Например, появились магазины, торгующие «всякой японской всячиной», в том числе автомобильной. Японцы, у которых машины в начале 90-х часто забирали прямо с рук, забывали в салоне мелочь: очки, аудиокассеты, брелоки, игрушки, невиданную автомобильную «бытовую технику» вроде кофеварок. А еще разные клюшки — для гольфа или крикета. Все это богатство изымалось, подчас вместе с магнитолами, полками багажника, аккумуляторами и хорошей резиной, прямо в порту. Затем машина уходила на стоянку, а добро — в магазинчик по соседству.

Через три года в выходные дни на «Зеленку» пробиться было невозможно. Машины заполняли не только все свободные участки сопок, но даже и соседние улицы. Торговали во дворах, вдоль дороги, под гаражами. В ходу была не только продажа, но и обмен — за автомобиль давали земельный участок или квартиру. За Toyota Land Cruiser 80 можно было при удачном раскладе получить трехкомнатную квартиру. Впрочем, в таких ситуациях не обходилось без криминала.

«Туры в Японию на теплоходе “Михаил Шолохов” по паспорту моряка», — звучали объявления по радио. У многих жителей Дальнего Востока еще на слуху и в памяти названия легендарных теплоходов — «Антонина Нежданова», «Михаил Шолохов», «Мария Садовская» и «Русь», на которых возили «туристов». В 1997 году в отношении арендатора «Михаила Шолохова», компании «Пасифика Трейдинг Ко ЛТД», было возбуждено уголовное дело. По данным правоохранительных органов, компания по сути занималась организацией полулегальных круизов в Японию: билеты продавались непосредственно на борту теплохода, причем за наличную иностранную валюту. По информации РУОП, только за март-апрель 1997 года их было продано на общую сумму около 1,5 миллиарда рублей, налоги с них не были уплачены. Это и стало причиной возбуждения уголовного дела.

Экономические сложности страны ощутимо сказывались на жизни рынка. В первый раз «Зеленый угол» тряхнуло в 1998 году. В течение всего года продажи падали — машин было много, но их не покупали. Распродавали по бросовым ценам, закрывали стоянки, уходили из бизнеса. Удача тогда улыбалась тем, кто получал зарплату в долларах. После дефолта «Зеленка», казалось, умерла. Но ненадолго.

К началу нового тысячелетия машины снова начали активно везти, хотя цены на них и выросли. Тогда же про «Зеленку» узнали и регионы — во Владивосток стали массово ехать не только соседи по Дальнему Востоку, потянулись сибиряки, за ними и жители европейской части.

— Из регионов сюда начали приезжать в «нулевых». Сначала все покупали машины у нас. А потом появились туристические компании, которые стали оформлять сибирякам визы в Японию. Они начали сами ездить на пароходах, хотя это было дороже, — вспоминает Ирина.

Оборот рос и рос. Параллельно чиновники изобретали все новые меры по ограничению ввоза подержанных иномарок в страну, и острее всего это ощущалось именно в Приморье. Пик своего могущества знаменитый авторынок пережил в 2008 году. Тогда на «Зеленке» одновременно находилось до 12 тысяч машин, а сам рынок было прекрасно видно даже из космоса. В день на Владивостокской таможне оформлялось до 900 машин — и значительная часть отправлялась на рынок.

К 2008 году «Зеленый угол» выгодно отличался от того рынка, который зарождался на продуваемых всеми ветрами сопках в 1993 году. Это было единственное место такого масштаба в России, где автомобили продавали и в будни, и в выходные, и в праздники — круглый год. Появились тогда и представительства банков, и страховые компании, и помощь в оформлении документов. Арендаторы стоянок сами прокладывали дороги и асфальтировали площадки. Стихийности на рынке не осталось. Но в этом же году началось «падение империи».

С октября 2008 года правительство России последовательно повысило пошлины на ввоз «кузовов отдельных видов транспортных средств», что фактически означало гибель сегмента автобизнеса, построенного на импорте машин в разобранном виде, затем вступило в силу постановление правительства «О внесении изменений в Таможенный тариф в отношении некоторых моторных транспортных средств». Согласно постановлению, таможенные пошлины вводились на девять месяцев (в реальности же пошлины на «конструкторы» снизили только в 2018 году). По задумке правительства, доля собираемых в стране автомобилей должна была вырасти вдвое. Именно для того, чтобы помочь отечественному автопрому, решили изменить ввозные пошлины на иномарки. Импортные авто поднялись в цене раза в полтора-два. И поток подержанных машин из-за рубежа стал резко сокращаться.

В пиковом 2008 году на Дальний Восток ввезли свыше полумиллиона иномарок, причем большая часть из них пришлась на Приморье. А уже в 2009 году ввоз составил лишь 80 тысяч единиц. Рынок падал, потом оживал и снова падал. В 2014 году обвалился рубль — стоянки еще «ужались». В 2015 году все только усугубилось, да еще и вырос (в первый раз) утилизационный сбор. Только вот обвал импорта, которого добивались чиновники, обвалил заодно и почти всю экономическую структуру региона. Платежей, отчисляемых в бюджет, стало в разы меньше.

— Я возил машины из Владивостока в Сибирь много лет, — вспоминает Дмитрий из Новосибирска. — Всякое бывало, конечно. Несколько раз чудом живым выходил. Машину однажды отобрали, Subaru Forester турбовый, под заказ вез. Это в Приморье какая-то цивилизация за 10–15 лет развилась, а там, в регионах, криминала еще хватает. Иногда ехать страшно. Сейчас Владивосток — уже не самый дешевый город, где можно купить машину. Иногда разница в цене достигает 100–200 тысяч рублей, причем не в пользу Приморья. То же касается и запчастей. Те, кто не знает, как тут дела обстоят, иногда не могут понять, почему бампер из Владивостока на японскую машину стоит дороже, чем такой же в Москве. Говорят — там же Япония за углом, почему так дорого?

Во время подготовки к саммиту АТЭС в 2012 году «Зеленый угол» даже хотели перенести за город — неподалеку планировалось проложить так называемый гостевой маршрут. Но и тут рынок устоял. Планирующийся к строительству жилой квартал тоже не помешал: его возвели чуть в стороне. Теперь жители этого квартала ездят как раз через «Зеленый угол», потому что другой дороги нет.

Сейчас рынок поделился на две категории покупателей. Первые идут за бюджетными машинами до 500 тысяч рублей. Это малолитражки «городского» класса, объемом до полутора литров — Nissan Note, Nissan March, Toyota Vitz, Mazda Demio, Toyota Passo. Ими в основном и забиты все стоянки.

Вторая категория идет за более крупными машинами стоимостью от 1,5 млн рублей — Toyota Harrier, Nissan X-Trail, Subaru Forester и Outback. За разумную сумму можно взять трех-пятилетний экземпляр в очень богатой комплектации. Хорошо идут гибридные Toyota Alphard: их много берут в представительские такси и прокаты. Популярны также минивэны Honda Stepwgn. Этим вариантам нет прямых альтернатив на официальном дилерском рынке по комфорту, качеству, исполнению и цене.

Середина, вокруг миллиона рублей, принадлежит двум безусловным фаворитам — Honda Fit и Toyota Prius Alpha.

Людей на рынок сейчас приходит немного. Продавцы ругаются сквозь зубы — да где это видано, чтобы машина стояла по три-четыре месяца. В магазинах «сопутствующих товаров из Японии» тоже пустовато. Говорят, в выходные людей становится больше — а толку никакого. Денег мало, ходят как в музей. Из регионов тоже почти никого нет, максимум соседи — до Бурятии и Якутии.

— Мы ищем какую-нибудь машину небольшую, — говорит покупатель Василий из Амурской области, который приехал на «Зеленку» с товарищем. — Желательно гибридную, потому что бензин у нас очень дорогой на Дальнем Востоке. Приехали на несколько дней, вот, бродим тут по рынку, смотрим. Машины, с одной стороны, все одинаковые. Ну вот, два Фита стоят, только цвет отличается. Но видно, что у одной кузов не очень, его красили. Другой ничего, но у него салон «уставший». В Интернете посмотрели несколько автомобилей, теперь решили сами потрогать, пощупать, послушать, покататься.

При этом, как говорят продавцы, регионы не отказались от японских автомобилей, просто торговля ушла с «Зеленки» в Интернет: привозят сами и через брокеров оформляют. Екатеринбург, Питер и Москва, кажется, даже стали больше брать.

— Рынок менялся на моих глазах, я занимаюсь этим с 2002 года, — рассказывает продавец Евгений. — Если тогда покупали все, то сейчас у людей свободных денег на автомобили нет. Покупают просто для того, чтобы передвигаться. Большим спросом пользуются дешевые машины, до 500 тысяч. Это Nissan Note, например. Того же Фита уже до миллиона сложно купить. Самое серьезное, что сейчас можно найти на рынке, — это Land Cruiser Prado с объемом двигателя 2,7 л либо дизельный 2,8 л. Прочие дорогие машины из Японии привозят исключительно на заказ. Наше государство так сделало. Мы работаем в сегменте до 1,5 млн рублей. Из этих машин есть спрос на Mitsubishi Outlander PHEV — из-за того, что он частично на электричестве. Расходы на топливо у него минимальны. «Электрички» вроде Nissan Leaf тоже пользуются спросом, но с «заправками» для них у нас туго.

Стоянки на «Зеленом углу» по-прежнему делятся на ценовые категории. Есть «гражданские», где стоят массовые легковые автомобили всех классов. Среди них упомянутые Note, Vitz, Passo. Есть точки, специализирующиеся на экстравагантных машинах вроде Suzuki Lapin или Hustler — это добралась до Приморья мода на японские кей-кары. Таких, правда, единицы. Тут же всевозможные маленькие Honda — Fit, Shuttle, Freed, Grace. Очень много среди машин этой марки гибридных полноприводных Vezel, которые на европейский рынок поставляются как возрожденная модель HR-V.

Toyota представлена рядами Premio, Axio, Allion, Prius Alpha, Fielder (тоже гибридные в основном) и «овощевозкой» Probox. Отдельно стоят вечные фавориты Владивостока — Toyota Crown, с каждым новым поколением кузова становящиеся все краше.

Из Subaru много на рынке Forester и Outback, среди Nissan хорошо представлены March и X-trail. Mitsubishi в основном Outlander — как простой, так и PHEV.

Почти на каждой стоянке есть закуток, где можно купить машину без документов. Нередко этим пользуются те, кто не эксплуатирует автомобиль на дорогах общего пользования. Например, «джипари» либо гонщики-любители, которые берут мощную машину вроде Mark II или Laurel, а потом в гараже строят свои «болиды» для трека.

Совсем мало, но все же есть еще «распилы». Впрочем, их время прошло: на учет «половинку» уже не поставишь, в ГИБДД таких раскусывают на раз. Тем не менее кто-то берет их на запчасти, восстанавливая машины после ДТП. Сейчас на запчасти чаще везут «конструкторы» — то есть отдельно кузов и отдельно силовые агрегаты. Их и не планируется ставить на учет как целый автомобиль, «конструкторы» — это именно наборы запчастей. С 2018 года пошлины на них понизили и этот бизнес расцвел. Подробнее о том, что такое «распилы», «конструкторы», «карпилы» — в этой статье.

Часть стоянок теперь пустеют. Там, где еще десять лет назад вплотную стояли автомобили, теперь стоят прилавки с японскими сигаретами и алкоголем или же выставлены литье и резина. Также стали загонять сюда и машины «с пробегом по России» — те, что продают с рук, но не хотят держать возле дома.

Говорят, «Зеленки» скоро не станет. Но такие прогнозы звучат с тех самых пор, как она появилась. Правый руль, несмотря на все настроения и меры по ограничению импорта, еще очень силен на Дальнем Востоке. Это не в последнюю очередь настоящий социально-культурный феномен региона. «Зеленый угол» в этом контексте — не просто рынок. Это образ жизни.

«Настроение у людей рабочее. Мы закалены уже всякими закрутками гаек и усложнениями. Но все равно хотим работать. Потому что первое — это качество. Оно компенсирует все нервы и расходы», — говорит Ирина.

Источник

«Зеленый угол»-2021: что собой представляет некогда самый популярный авторынок Приморья?

Фотокорреспондент PRIMPRESS «полетал» над «Зеленкой». «Каждая вторая модель – Passo, Vitz или March»

Автомобили на зеленке во владивостоке

Там, где еще лет 10–15 назад вовсю кипела жизнь и невозможно было найти место для машины, сегодня практически пустота. Нет, машин-то полно, а вот людей совсем нет. Авторынок «Зеленый угол» все еще дышит и скорее жив, чем мертв, но надежды на его развитие почти не осталось. Предпосылок для этого множество: от повышения пошлин на ввоз «японок» до высокой конкуренции на российском автомобильном рынке. Большинство стоянок «переквалифицировались» в склады автозапчастей или авторазбор.

Ряды автомобилей уже давно стали значительно меньше, к этому покупатель привык. Но самое пугающее при фразе «купить авто на «Зеленом углу» – осознание, что можно нарваться на ушлого продавца, который не расскажет о подводных камнях выбранной машины. Такое встречается нечасто, однако местные жители все же опасаются обмана.

Корреспондент PRIMPRESS прошелся по «Зеленке» и пообщался с продавцами. Один из них – Егор Роженцев. Он себя называет специалистом по продаже автомобилей, пусть так. По его словам, покупатели если и приезжают на авторынок, то только чтобы посмотреть машины, «пощупать», а потом найти объявления о продаже таких же моделей в Сети.

«Многие приходят как на выставку, они заказывают авто прямиком с японского аукциона и, чтобы не прогадать, заглядывают на рынок, катаются и присматриваются. Это логично, оправданно и немного обидно. Люди судят о продавцах с «Зеленки» по паре случаев, обходя заодно и честных ребят, которые на совесть занимаются продажей авто», – поделился Егор.

«Сложно приходится тем, кто никогда не работал нигде, кроме «Угла». Конечно, машины никогда не стоят дольше месяца, покупатель всегда найдется, однако есть некоторые стены, о которые романтика автопродавца разбивается на куски. Как минимум это «корейцы», достойные конкуренты японского автопрома, при этом значительно дешевле, если говорить о среднем классе. Да, они пока не полностью «дошли» до Приморья, но некоторые уже вкусили радость обладания такими моделями. Также конкуренцию составляют автосалоны и программы трейд-ин, компании, помогающие купить авто прямо в Японии. Основной страх людей – купить машину с подставным аукционным листом. Такое тоже бывает, но это легко раскусить.

Если говорить о будущем «Зеленки» как авторынка, то его скорее нет. Японский автопром усилиями властей истребляется с просторов страны. Но и это не основная причина. В большей степени виноваты сами работники «Угла», которые бесчестно запустили маятник обмана: покупаешь битое авто и не говоришь никому, а продаешь его как целое с хорошей оценкой. Поэтому люди туда не идут, по крайней мере местные. Поэтому «Зеленый угол» медленно превращается в историю Владивостока», – заключил Егор.

Фотокорреспондент PRIMPRESS тоже побывал на «Зеленом углу» и со всех ракурсов визуально оценил состояние некогда самого популярного авторынка на Дальнем Востоке.

Источник

Авторынку «Зеленый угол» во Владивостоке — 25: история символа праворульного движения

Автомобили на зеленке во владивостоке

Одна из визитных карточек Владивостока — наряду с мостами и «Мумий Троллем» — авторынок «Зеленый угол» отмечает свое 25-летие сегодня, 25 сентября. Образовавшийся в 1993 году как замена стадиону «Строитель» в качестве полудикой площадки для торговли автомобилями с рук, он за несколько лет стал самым большим авторынком России open-air и символом «праворульного движения». Кто и зачем создавал «Зеленку», почему первые машины здесь меняли на квартиры и сколько раз всевозможные эксперты хоронили свободолюбивый приморский автобизнес после очередного увеличения импортных пошлин — читайте в очерке ИА PrimaMedia.

Время «до»

Закрытый порт Владивосток был открыт 1 января 1992 года по указу президента страны Бориса Ельцина. Для города с этого момента началась новая, интересная жизнь. Иностранные товары появлялись тут и раньше, но лишь как вещи для личного пользования моряков или контрабанда. Теперь же дорога на местный рынок была открыта всему без исключения — джинсам, жвачкам, телевизорам и, конечно же, автомобилям.

Правда, как вспоминает Директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН Юрий Авдеев, первые «японки» появились во Владивостоке еще в 1986 году.

Автомобили на зеленке во владивостоке

Юрий Авдеев. Фото: Илья Табаченко, РИА PrimaMedia

— В то время машину можно было купить в Японии за 300 долларов. Но их, в основном, привозили себе моряки. Во Владивостоке обеспеченность автомобилями не превышала 70-80 автомобилей на тысячу жителей (сейчас это показатель почти в 10 раз больше — прим. ред). Автомобиль был роскошью и дефицитным товаром. В конце 1970-х — начале 1980-х годов в ДВО РАН вдруг по разнарядке пришел отечественный мотоцикл с коляской, здесь была огромная запись, и из-за этого мотоцикла была даже драка. А уж машину, тем более иномарку, купить было практически невозможно, — рассказывает Авдеев.

Моряки, говорит он, потихоньку начали осваивать эту технику. Несмотря на строгий коммунистический принцип «у нас самые лучшие в мире автомобили», никто уже тогда всерьез не сравнивал «Жигули» и «Тойоту». На свободное место на палубу моряки брали себе автомобиль. Потом стали привозить родственникам, друзьям. Был скандал по этому поводу в 1989 году, когда вышла статья в «Красном Знамени» под заголовком «Круиз для своих». Сыр-бор заключался в том, что кто-то купил два автомобиля, а кому-то не хватило места на палубе.

Автомобили на зеленке во владивостоке

Японские автомобили во Владивостоке вне конкуренции. Фото: Валентин Труханенко

Дальше — больше, и к 1991 году почти каждый уважающий себя моряк, заходивший в Японию, не упускал возможности привезти для себя и попытаться продать кому-то еще хотя бы одну иномарку. Вопрос – где ее выставить на продажу? Какое-то время площадкой для свободной торговли машинами был стадион «Строитель» на проспекте Столетия. Но жители близлежащих домов очень быстро начали жаловаться на шум. Руководству Владивостока, который тогда возглавлял Виктор Черепков, предстояло решить, как и волков накормить, и овец сохранить.

«В 1993 году, когда остановилось финансирование военно-промышленного комплекса, на обслуживании которого была занята большая часть населения, люди были практически выброшены на улицу», — вспоминал Виктор Черепков. — «Предприятия выбрасывали станки и занимались торговлей ширпотребом. Встали ДВМП и железная дорога. Бюджеты Владивостока и Приморья резко сократились. Срочно требовались новые рабочие места. Я собрал своих замов и сказал: ребята, будем строить автозавод. Он должен выпускать машин больше, чем в Тольятти. Но завод виртуальный, без фундамента, без давления на экологию».

Первые стоянки

Таким «заводом» и должен был стать авторынок. Под него был выделен пустырь, прилегающий к улице Нейбута — принадлежащий ТОФ и министерству обороны. Новый арендатор, которым стало ООО «Березка» во главе с директором Геннадием Згиблым, тут же разровнял несколько площадок, вывез мусор, вырубил кусты и создал открытые стоянки для всех желающих. Привозишь машину, торгуешь ее, а платишь только за ночную охрану. Один из моряков, который через некоторое время сменил профессию и стал торговать автомобилями в крупных масштабах, сегодня до сих пор работает на «Зеленке». Вспоминать, что было здесь в начале 90-х годов, Владиславу непросто, но кое-что все-таки всплывает в памяти.

— Изначально существовала только центральная стоянка, вот та, что внизу от главной дороги. Вокруг были пустыри, лес, кусты и обрывы. Ну и еще небольшое место на сопке было справа, — показывает Владислав рукой за окно будки стоянщика.

Центральная площадка, она же «нижняя» (потому что находится на уровень ниже большинства стоянок), была самой первой. Гораздо позже площадками по обеим сторонам обросла центральная дорога.

Автомобили на зеленке во владивостоке

Раньше этой стоянки около дороги не было. Фото: Мария Бородина, PrimaMedia

Автомобили на зеленке во владивостоке

«Зеленка» в 1993 году. Фото: Валентин Труханенко

Автомобили на зеленке во владивостоке

Изначальная стоянка «Зеленого угла». Фото: РИА PrimaMedia

— Первый раз я попал сюда еще в 1993 году, когда учился в ДВВИМУ. Тогда «Зеленка» только открылась, но народу сразу было много. При этом привозить авто большими партиями люди еще не умели — это только морякам разрешалось привезти себе одну машину, как бы для личного пользования. А на корабль просто пассажиром не брали, надо было быть членом экипажа, в общем, достать японку тогда могли только настоящие моряки. Поэтому кто в Японию попадал, обязательно брал на себя авто и под небольшую пошлину в несколько ЭКЮ — привозил. Лесовозами их везли сюда через Находку, Пластун и Терней.

Автомобили на зеленке во владивостоке

Где было место, там и стояли. Фото: Валентин Труханенко

Справка: ЭКЮ (ECU) — это условная валютная единица, бывшая в употреблении в валютной системе Европы в период с 1979 по 1998 годы. Название представляет собой аббревиатуру от European Currency Unit, что означает в переводе «европейская валютная единица» и восходит к названию старинной французской золотой или серебряной монеты ЭКЮ (écu — прямоугольный щит). Монеты получили свое название из-за изображенного на них щита.

Естественно, рынок подержанных машин, как любой другой рынок в России 90-х, вызывал пристальное внимание любителей легкой наживы. Сверхприбыли, которые продавцы получали в долларах, тут же могли быть отняты в качестве «налога на безопасность». Однако, как вспоминает Александр Ролик — спикер регионального Закондательного собрания, а тогда сотрудник КГБ — создание «Зеленого угла» было скорее помогло борьбе с преступностью.

Автомобили на зеленке во владивостоке

Александр Ролик. Фото: Илья Табаченко, РИА PrimaMedia

— На мой взгляд, создание «Зеленого угла» было позитивным шагом. Раньше машины привозили и продавали где попало, чем, собственно, и пользовался криминалитет. Они отслеживали владельцев, отбирали эти машины, облагали предпринимателей данью. А создание площадки позволило, во-первых, хранить машины под ночным присмотром, а во-вторых, правоохранительным органам стало проще работать. Наблюдать за преступниками гораздо легче, когда они собираются где-то в одном месте, — рассказывает Ролик.

Также позитивным моментом Александр Ролик считает появившуюся у жителей Приморья и Владивостока возможность приехать в одно место, выбрать и законно купить автомобиль. Интерес криминала к торговле подержанными японками был вполне объясним. Заработать на привезенной «Тойоте» можно было до 1 тысячи долларов. В газетах нередко появлялись объявления такого содержания: «Меняю 2-комнатную квартиру на иномарку-джип».

— Когда свободную торговлю открыли, никто же не знал, что сколько стоит. Рынка недвижимости в СССР не было, квартиры просто раздавало государство. Поэтому люди не представляли, сколько реально может стоить их жилье, — вспоминает продавец-ветеран.

Автомобили на зеленке во владивостоке

Предпродажная подготовка. Фото: Валентин Труханенко

Правда, о законности и юридическом оформлении продаж на «Зеленке» стали думать далеко не сразу. Поначалу покупка машины была похожа на покупку банки колы в придомовом ларьке — отдал деньги, получил товар.

— Продавались машины сначала вообще как попало. В лучшем случае старый хозяин выписывал доверенность и отпускал покупателя с миром. Даже ПТС у нас не было, потому что таможня их поначалу не выдавала, а надо было в ГАИ идти с таможенной декларацией и только там оформлять документы. Ну и, конечно, этим пытались пользоваться всякие серые личности, — говорит старожил Владислав.

Другой свидетель контактов покупателей иномарок с криминальными элементами рассказывает, что редкая сделка на «Зеленке» проходила без участия «братвы».

— Лет 20 назад, когда я был еще подростком, мой отец накопил, наконец, денег на японскую машину. Помню, как они с продавцом пересчитывали требуемую сумму, доставая купюры из большого целлофанового пакета размером с чемодан. Родители понимали, что каждого покупателя на рынке «пасут» бандиты. И если у продавцов часто была своя «крыша» и отнять машину у них было не так просто, то когда она выходила из-под их контроля и попадала в руки покупателя — выследить, догнать и заставить переписать машину рэкетирам было проще простого. Отец попросил своего знакомого милиционера подстраховать нас, тот взял служебный «калаш», и мы поехали. Купили обалденную по тем меркам белую Corona и отправились домой. Папа положил ракетницу между сиденьями, его товарищ-милиционер ехал с автоматом в руках. И тут нас догоняет «жигуль» с кавказцами внутри. Водитель открывает окошко и кричит отцу «Продаешь?». А он отвечает: «ага, только не я, а он!». И показывает на приятеля с АК. «Покупатель» этот понимающе улыбнулся, сбавил скорость и скоро пропал из виду. Да, вокруг нашей «Зеленки» таких историй полно.

Переход от полукриминального бизнеса к полузаконному все же происходил поступательно. Как писал Василий Авченко в своем романе «Правый руль», рынок «стал развиваться, медленно цивилизуясь под звуки взрывов и перестрелок».

И, тем не менее, невиданный доселе уровень надежности и комфорта японских автомобилей пришелся по вкусу рядовым покупателям в Приморском крае, да и на всем Дальнем Востоке, так что «Зеленому углу» пришлось расширяться. Центральной стоянки с прилегающими площадками быстро стало не хватать. Своими авто продавцы занимали все близлежащие дороги. Машины стояли по всему району Нейбута. Оказавшийся на улицах Владивостока рынок надо было загнать обратно.

Автомобили на зеленке во владивостоке

Автомобили на продажу на улицах района Нейбута. Фото: Еженедельник «Конкурент»

— Помню в 1996 году, я снова привез машину, кажется Land Cruiser, и вот эта центральная дорога, которая идет по рынку – она вся на субботу-воскресенье была забита под завязку. Вся – от слова «полностью», выехать было никак нельзя. Люди, купившие машину в глубине этой очереди, ночевали прямо на рынке, пока дорога не освобождалась, чтобы можно было выехать. Это потом уже отсыпали вот эти площадки слева от дороги, где теперь находится половина стоянок, а тогда места было ужасно мало, — рассказал Владислав.

В том же году, на волне повального интереса к праворульному автомиру, в городе появляется специализированный радиопроект на VBC, а после — печатный журнал под названием Twin Cam. Как вспоминает один из его создателей Кирилл Потапенко, начинался он с объявлений о продаже и небольших тематических статей о различных марках японских авто.

— В материалах, за отсутствием тогда в Приморье каких бы то ни было официальных дилеров, господствовал «правый руль». Так что это был довольно квалифицированный источник информации по новым моделям. Добывали мы эту фактуру в большинстве случаев именно на «Зеленке». Ходили по продавцам, выискивали интересные или совсем новые модели. Все фотографии, естественно, делались там же, — рассказал Потапенко.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *