Автомобили охотников за ураганами

Оседлать бурю. Автомобили «охотников за ураганами»

Эти удивительные люди одержимы одной идеей – побывать как можно ближе к эпицентру стихии. Снизить безумный риск призваны специальные машины, больше похожие на броневики.

Автомобили охотников за ураганами

Автомобили охотников за ураганами

Как же так получилось? Чтобы понять это, необходимо погрузиться в мир исследователей, которых чаще всего называют «охотниками за ураганами».

Автомобили охотников за ураганами

Автомобили охотников за ураганами

Но и у простых «охотников за ураганами» и у профессионалов есть одна общая Мекка — так называемая «Аллея торнадо» — территория в США, охватывающая штаты Южная Дакота, Небраска, Канзас, Оклахома, Техас и часть Колорадо. Именно здесь возникают самые мощные ураганы на Земле. Происходит это так: холодный сухой воздух со Скалистых гор встречается с тёплым из континентальной Мексики и тёплым влажным потоком из Мексиканского залива. Что происходит дальше? Тёплый сухой воздух начинает подниматься, а холодный – напротив опускаться, в результате возникает зона разряжения. В неё втягивается тёплый влажный воздух, который стремится наверх, от земли до неба образуется воронка. Этот процесс может длиться от нескольких минут до нескольких часов. За финальной точкой этого явления наблюдают те самые «охотники за ураганами», которые преследуют непогоду на своих автомобилях, пытаясь уловить момент образования воронки и её рассасывания.

Автомобили охотников за ураганами

Как же выглядят их машины? Если говорить о любителях, то тут все относительно просто. Как правило, такие они используют большие пикапы (Ford F-Series, Chevrolet Silverado, RAM и т.д.) и микроавтобусы (Chevrolet Express, GMC Savanna и др.). Из оборудования — система навигации GPS, иногда – метеостанция и, конечно же, фото- и видеоаппаратура. Любопытно, что «охота» сильно упростилась с развитием интернета. Ведь теперь при помощи ноутбука можно в онлайн-режиме отслеживать сообщения «Национальной метеорологической службы США» и буквально следовать за ураганом. Раньше приходилось сначала собирать сводки прогнозов погоды по радио, а затем, находясь на месте событий, пытаться буквально предсказать направление бури.

Автомобили охотников за ураганами

Совсем иные автомобили используют «охотники-профессионалы». Как правило, это – мобильные лаборатории, созданные на базе грузовиков. Они оснащены специальными доплеровскими радарами и сканируют проходящие ураганы, находясь на относительно безопасном расстоянии. Но есть у охотников-профессионалов автомобили и еще одного, особого типа, в которых они могут находиться в самом эпицентре торнадо. Фактически все такие машины уникальны, и тем больший интерес они представляют для поклонников техники. Но есть у них и ряд общих черт, напрямую связанных со спецификой работы. Прежде всего, это – усиленная защита кузова. Для этой цели используется высокопрочная сталь, причем панели обязательно должны прикрывать и колёса автомобиля, в то время как стёкла и фары защищает поликарбонат толщиной от 13 до 41 мм. Во-вторых, часть кузовных панелей должна опускаться вплоть до земли при помощи нажатия кнопки в салоне. Это сделано для того, чтобы завихрения не попали под кузов автомобиля и не подбросили его в воздух. Одновременно машина должна обладать хорошей проходимостью, ведь работать приходится в сельской местности, где завязнуть в дождливую погоду довольно легко.

На этом общие черты заканчиваются, и начинаются нюансы конкретных машин, существующих в единственном экземпляре и построенных определенными людьми под определенные задачи. Поэтому расскажем о некоторых из них. Самые известные автомобили были созданы в период, когда телеканал Discovery заинтересовался необычным занятием метеорологов-экстремалов и решил запустить сериал, который так и назывался – «Охотники за ураганами».

Автомобили охотников за ураганами

В съемках сериала принял участие известный охотник за торнадо Шон Кейси. Поначалу он, как и многие другие, пользовался обычным микроавтобусом. Однако такая техника не давала возможности подобраться к урагану вплотную, поэтому Кейси занялся разработкой специального транспорта. Результатом трудов стал TIV, или «Автомобиль для перехвата торнадо» (Tornado Intercept Vehicle), построенный на базе пикапа Ford F-Super Duty. Этот «танк» приводится в движение 7,3-литровым турбодизельным двигателем мощностью 275 л.с., сочетающимся с пятиступенчатой механической трансмиссией. Кузов автомобиля покрыт бронированными панелями, а стёкла и фары получили защиту из поликарбоната. Общая масса автомобиля составила семь с половиной тонн. К другим важным особенностям машины можно отнести двери особой конструкции, панорамную башню, откуда Кейси и его команда могли снимать видеоролики, а также «якоря» — специальные выдвижные опоры, наподобие тех, которые позволяют экскаваторам и строительным кранам закрепиться на местности.

Несмотря на то, что TIV оказался удачным экспериментом, машина довольно часто ломалась, поэтому в 2007 году Шон Кейси приступил к разработке нового автомобиля, который получил название TIV2. На этот раз за основу был взят Dodge Ram 3500, в конструкцию которого внесли изменения, добавив третью ось. В движение автомобиль приводился 6,7-литровым турбодизельным мотором Cummins мощностью 625 л.с. с запасом хода в 1200 километров.

Автомобиль получил наблюдательную башню другой формы, двери иной конструкции, а также другие «якоря», которые теперь стали напоминать иглы, втыкающиеся в землю. Последнее решение выглядит особенно интересно. При необходимости развертывания в случае торнадо, специальная гидравлическая конструкция фиксирует автомобиль, буквально пригвождая машину к земле за счет своеобразных свай. А когда необходимо продолжить движение, «якоря» поднимаются и автомобиль спокойно едет дальше, как обычно. На строительство TIV2 была потрачена 81 тысяча долларов.

Автомобили охотников за ураганами

Еще один автомобиль был создан метеорологом и оператором Ридом Тиммером. Он также принимал участие в съемках «Охотников за ураганами». Его машина получила название Dominator, а в её основу лег модифицированный Chevrolet Tahoe 2007 года выпуска. Кузов автомобиля обшили броней, а также поликарбонатом. В движение такая машина приводится стандартным шестилитровым 345-сильным двигателем V8. Однако у «Доминатора» есть некоторые отличия от «ТИВа». Прежде всего, у машины отсутствуют «якоря», позволяющие закрепиться на пересеченной местности. Это связано с тем, что Dominator изначально предназначался не для нахождения внутри торнадо, а для наблюдения за ним со стороны. За период с 2007 по 2011 год Рид Тиммер собрал неплохой опыт использования «Доминатора», в том числе негативный. Например, у автомобиля несколько отказывали тормоза и гидравлика. Поэтому в 2011 году метеоролог и его команда сделали новый автомобиль, который получил название Dominator 2.

Автомобили охотников за ураганами

На этот раз за основу был положен внедорожник GMC Yukon XL, оснащенный 6,2-литровым 403-сильным мотором. В отличие от своего предшественника, Dominator 2 уже был рассчитан на нахождение эпицентре торнадо. По сравнению с первым «Доминатором» автомобиль получил улучшенную аэродинамику, доработанную подвеску, гоночный каркас безопасности и спортивные сиденья. Но, главное, у автомобиля впервые появились «якоря».

Автомобили охотников за ураганами

Наконец, третьим автомобилем для охоты на ураганы, созданным Тиммером стал Dominator 3. Эта машина построенна на основе пикапа Ford Super Duty, оснащенного 6,7-литровым турбодизельным двигателем V8 (400 л.с.). На этот раз автомобиль оснастили улучшенной бронёй, полностью закрывающей кузов, дверями «крылья чайки», открывающимися вверх, а также гидравлическими «якорями». Именно этот автомобиль стал самым большим и мощным из всех, созданных для профессиональной охоты на ураганы.

Итак, автомобили профессиональных «охотников» фактически представляют собой броневики, сделанные из обычных гражданских автомобилей. Хватит ли таких ухищрений, чтобы действительно пережить близость к урагану? Как оказалось, да. Причем еще в 2010 году организаторы телешоу «Разрушители легенд» испытали автомобили TIV2 и Dominator, поместив их за Boeing 747 с работающими двигателями, что примерно соответствовало скорости ветра в 402 км/ч. Поначалу у «ТИВа» открылась водительская дверь, но, как оказалось, Шон просто забыл её заблокировать… Тест пришлось ненадолго прервать. Но после возобновления испытаний таких ситуаций уже не возникало. Оба автомобиля справились с тестом без значительных повреждений, если не считать помятого регистрационного знака и слегка погнутого «якоря» TIV2.

Правда, к моменту выхода третьего «Доминатора», телеканал Discovery давно прекратил трансляцию своего шоу, а Тиммер и команда организовали свою передачу под названием «Охотники за торнадо». Как бы там ни было, но именно один из автомобилей Тиммера, а именно – Dominator 2 — встретился с мощным ураганом Эль Рино, оказавшимся одним из самых мощных ураганов в истории.

Помните, с чего мы начинали наш рассказ? Так вот, именно так выглядел торнадо Эль Рино, прошедший по Оклахоме в 2013 году. Ураган был действительно страшным и оказался самым мощным за всю историю наблюдений. Ущерб от стихии оценивался в 40 млн. долларов США, но, самое главное, из-за урагана получили ранения более 150 человек, а еще восемь человек погибло. Среди них был и Тим Самарас — известный охотник за ураганами. Да-да, исследования торнадо велись и в такую непогоду. Но, как мы уже говорили, гибель Самараса, а также его сына и другого учёного – Карла Йонга, связана не столько с бурей, сколько с его обычным Chevrolet Cobalt. А также трагичным стечением обстоятельств.

История Тима Самараса наглядно показывает, что человеку не стоит шутить со стихией — природа всё равно окажется сильнее, то тут, то там, преподнося сюрпризы, к которым люди будут не готовы. И всё же, погоня за ураганами продолжится. А мы обязательно увидим новые суперзащищенные автомобили, напоминающие не то космические корабли, не то мощные военные броневики. А также толпы энтузиастов, гоняющихся за непогодой на обычных гражданских автомобилях. Почему? Во-первых, как ни крути, но именно нахождение в непосредственной близости от торнадо дает учёным возможность лучше изучить их поведение. А во-вторых, число любителей, гоняющихся за ураганами из-за красивых снимков, вряд ли пойдет на спад. Ведь ни один экстремал не откажется от невероятной возможности поймать бурю за хвост.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

В сердце тьмы: опасное ремесло охотников за торнадо

Молнии, беспросветный ливень и ураган, до которого рукой подать.

Материал подготовлен при поддержке Just Cause 4

На дворе 25 мая, 2012 год. Два друга, Скотт Макпартленд и Дэйв Левисон, сидят в кафе города Грейт Бэнд и мониторят подробный прогноз погоды на ближайшие часы, одновременно поглядывая на небо через окно. Облаков немного, но дует сильный ветер. Настолько, что стоящего рядом человека практически не слышно.

Вскоре Макпартленд и Левинсон покинули стены кафе и выдвинулись на запад, в сторону небольшого городка Ла-Кросс. Там формировался мощный циклон — бурное движение пластов воздуха вокруг своей оси. Вскоре погода испортилась: небо быстро затянули грозовые тучи, а ветер стал невыносимо сильным.

Над городком виднелись огромные тучи — как в ширину, так и в высоту. Если приглядеться, можно было заметить, как они вращаются вокруг самих себя. Ветер пригнал с полей облака пыли, и друзьям стало трудно различать дорогу. В усиленное лобовое стекло их автомобиля полетели метровые ветки, сорванные шквалом. Над Ла-Кроссом собирался смерч.

Прошло немного времени, и Макпартленд и Левисон нашли место для наблюдения — такое, чтобы при приближении торнадо можно было легко уехать, — и начали снимать небо сразу на несколько камер. От тучи к земле потянулась огромная воронка, которую освещали десятки молний. Ливень не давал высунуться из машины, так что друзьям оставалось лишь наблюдать изнутри.

Наконец, смерч коснулся земли под аккомпанемент из грохота молний и барабанящего по крыше машины дождя. Молнии били каждые полсекунды, и без них торнадо было бы не увидеть на фоне тёмного неба. Но благодаря молниям даже ночная съёмка выходила детализированной и вполне исчерпывающей. Воронка разрасталась, в стороне от неё показался ещё один смерч, который только-только зарождался. С места нужно было уходить.

К счастью, торнадо прошёл в нескольких километрах от Ла-Кросса. Но сирены, предвещавшие ненастье, выли ещё долго.

Смерч (или, как привыкли говорить американцы, торнадо) — одно из самых неизученных природных явлений. Учёные могут лишь догадываться, как они формируются и, тем более, что происходит внутри них.

Однако некие общие признаки их появления всё же известны. Для образования торнадо необходимы так называемые суперъячейки — огромные грозовые тучи высотой до стратосферы. От остывающей земли к небу поднимаются огромные потоки тёплого воздуха, которые содержат конденсат с испарениями воды — этой водой напитываются грозовые тучи.

Со временем скорость потока усиливается, и появляется мезоциклон — вращающийся столб воздуха внутри тучи. При достаточном количестве влаги холодный воздух (стремящийся вниз) и тёплый (стремящийся вверх) начинают смешиваться, из-за чего в мезоциклоне появляется значительная разница температур. Образуется воронка, нисходящая к земле.

Чем она ниже, тем быстрее вращается весь столб. Когда он касается земли, образуется торнадо, скорость воздуха в котором может достигать 150 или даже 350 километров в час. А задействованная в процессе энергия сравнима с энергией ядерной бомбы.

Впрочем, даже при всех условиях смерч может просто не возникнуть. Его появление всегда непредсказуемо.

Торнадо образуются везде, где есть грозы. Но из-за особенностей климата чаще всего их можно наблюдать в Северной Америке, на огромной территории: от Скалистых гор до Атлантического океана. Местность, где они случаются особенно часто, называют «Аллеей торнадо»: эта территория захватывает штаты Южную Дакоту, Канзас, Техас, Оклахому, Колорадо и Небраску.

Люди наблюдали торнадо ещё тысячи лет назад. Но начать изучать их они смогли лишь тогда, когда это начали позволять технологии — то есть в середине двадцатого века.

Первым энтузиастом, решившим преследовать смерчи, был Дэвид Ходли. В шестидесятых он выслеживал штормы и делал их профессиональные снимки. Позже, в 1977 году, он основал журнал Storm Track, в котором публиковались результаты исследований, истории преследования, различные заметки и интервью с другими «охотниками на торнадо» или штормхантерами.

В погоне за торнадо Ходли проехал более миллиона километров и наблюдал около двухсот смерчей.

Снимки и записи на камеру делаются не для красоты: они помогают учёным изучать природу смерчей. Поэтому первые охотники оборудовали автомобили разными метеорологическими приспособлениями и прочей аппаратурой.

С тех пор в профессии мало что изменилось. Разве что вместо плёнки штормхантеры стали брать с собой камеры IMAX — чем лучше качество съёмки, тем выше её ценность для исследований.

Из-за документальных фильмов и кинолент об охотниках за торнадо может сложиться впечатление, будто эта профессия — сплошь погони и наблюдения за одними из самых смертоносных явлений природы. В реальности всё куда менее романтично.

Преследование смерчей — это медитативная работа для терпеливых людей. Штормхантер проводит весомую часть времени за рулём, постоянно мониторит метеорологические данные и много ждёт. Он может двадцать часов разъезжать по полям в полной уверенности, что там должно что-то произойти, но никакие торнадо на горизонте так и не появятся.

Мы надеемся, что найдём шторм до того, как стемнеет, надеемся, что образуется торнадо и надеемся, что до него ведут хоть какие-нибудь дороги.

Первым делом с утра штормхантеры смотрят подробные данные о погоде от Национальной метеорологической службы США, высматривая показатели с нужными условиями для формирования торнадо. Например, большие массы холодного воздуха в высоких слоях атмосферы и тёплого у поверхности Земли — знак того, что где-то появится смерч. Скорее всего.

После анализа всех данных штормхантеры выбирают на карте точку для наблюдения, забираются в машину и отправляются в путь. Только на дорогу до предполагаемой цели энтузиасты могут потратить несколько часов — при условии, что за это время погода не изменится. Это бывает редко. С торнадо всё нечасто идёт по плану.

Штормхантеры возят с собой огромное количество оборудования: компьютеры, радары, рации и локаторы, которые позволяют быстро получать информацию об изменениях погоды и координировать действия. Если все данные считаны верно, и хантерам улыбается удача, через некоторое время они войдут в визуальный контакт со штормом. По вращению туч преследователи понимают, едут ли они в правильном направлении или нет.

В Северном полушарии суперъячейки вращаются против часовой стрелки. В Южном — по часовой. Это связано с вращением Земли: у части тучи, которая находится ближе к экватору, импульс меньше, чем у противоположной.

К этому моменту штормхантеры обычно находят место для безопасного наблюдения. В идеале это холм в четырёх километрах от торнадо. В ход идут всевозможные камеры — чтобы зафиксировать одно из самых впечатляющих природных явлений.

Когда воронка касается земли, штормхантеры начинают отслеживать её движение и соответственно менять позицию. Заранее предугадать, в какую сторону пойдёт смерч, невозможно.

В погоню за торнадо охотники отправляются на специальных автомобилях. Когда начинается ураган, в стекло может прилететь что угодно — камни, ветки, град размером с теннисный мяч. Поэтому даже самые опытные преследователи стараются держаться на безопасном расстоянии от торнадо.

Однако те, кто хотят приблизиться к нему поближе и при этом не погибнуть в искорёженной груде металла, укрепляют свой транспорт. В ход идут толстые стальные пластины, железные решётки и даже полноценная броня. Заводское стекло заменяется на закалённое и дополняется сверхпрочным пластиком. Старенький пикап превращается в нечто из фильмов «Безумный Макс».

Такие автомобили могут побывать в нескольких десятках метров от торнадо. Так помимо красивых фотографий и записей, снятых на IMAX-камеры, охотники добывают ценнейшую метеорологическую информацию для научных исследований.

Штормхантеры либо конструируют свои автомобили самостоятельно, либо заказывают — серийным производством никто не занимается. Поэтому даже сидя в десятитонном бронированном пикапе не стоит рассчитывать на полную безопасность. Хоть он и рассчитан на то, чтобы выдерживать смерч со скоростью ветра в двести, а то и триста километров в час, изредка случаются сверхмощные торнадо — они вмиг переворачивают даже машины штормхантеров.

Для определения силы смерчей их делят на категории по шкале Фудзиты. Торнадо класса EF0 слабейшие и достигают скорости ветра в 137 км/ч. А EF5 — шторм катастрофического масштаба, который разгоняется до 500 км/ч и может вызвать коллапс небоскрёба.

Поэтому даже сидя в автомобиле-крепости не стоит забывать о банальных мерах предосторожности — говоря простыми словами, не лезть на рожон. В отличие от цунами, никогда нельзя предугадать, какой силы будет зарождающийся смерч. Они очень красивы, но зрелище может стоит жизни.

Простым энтузиастам и любителям никогда не стоит преследовать торнадо. Штормхантеры — профессионалы, которые разбираются в метеорологии, умеют оценивать ситуацию и риски. Для того, чтобы сбежать от надвигающегося вихря, недостаточно просто быстро ехать.

Тим Самарас, исследователь канала National Geographic, был одним из них. Он стал легендой ещё при жизни: в 2003 году он поставил рекорд Гиннеса, когда его измерительный зонд в зоне торнадо зафиксировал самый большой перепад атмосферного давления — сто гектопаскалей за минуту, почти на десять процентов от нормы. Самарас успел установить зонд за полторы минуты до прихода стихии.

Позже он организовал команду TWISTEX (от слова twister — смерч), которая занималась исследованием ураганов. Он не лез в центр торнадо, а лишь расставлял зонды и фиксировал данные. Друзья называли Тима «очень предусмотрительным и осторожным».

В 2013 году Эль-Рино, сформировавшийся из нескольких бурь, разросся до огромных размеров — вместе с основным вихрем было ещё четыре поменьше. Скорость ветра в них достигала почти пятисот километров секунду. Ураган напоминал бурлящий котёл.

Как и всегда, Самарас хотел поставить измерительные зонды вместе с командой — сыном Полом и метеорологом Калом Йонгом. Однако менее чем за минуту ураган раздулся в диаметре с полутора километров до четырёх. Он резко изменил направление и двинулся в сторону исследователей. Неподалёку от них воронка коснулась земли.

Чуть менее, чем через час, полицейский патруль нашёл белый Шевроле «Кобальт» Самараса, раздавленный, словно консервная банка. Тима нашли пристёгнутым в машине, тела его сына и коллеги разбросало по округе. Транспорт оказался в семи километрах от места, где он предположительно находился перед столкновением с Эль-Рино

Случай с Самарасом показал, что от стихии не застрахованы даже лучшие профессионалы. Ураганы вроде Эль-Рино случаются очень редко, но оставляют после себя катастрофические последствия.

Чтобы посмотреть на торнадо, не рискуя жизнью, можно либо поехать в специальный тур, либо залезть в интернет — у многих штормхантеров есть свои профили в Instagram с поразительными снимками катаклизмов.

Охота за торнадо может стать хорошим увлечением или даже работой мечты. Эту профессию есть за что любить: адреналин, красивейшие пейзажи и чувство свободы, которое испытываешь, рассекая на автомобиле по бесконечным североамериканским равнинам.

Но не каждый может себе такое позволить. До США далеко, да и охота на торнадо — опасная профессия.

Четвёртого декабря на ПК, PS4 и Xbox One выходит игра Just Cause 4 — экшн, где можно пролететь в десятке метров от торнадо, не рискуя жизнью. Большая часть игрового процесса завязана на борьбе с катаклизмами — песчаными бурями, метелями, суровыми ливнями и смерчами.

В игре нет рутины ремесла штормхантеров: вместо того, чтобы искать торнадо, они находят игрока сами. А дальше нужно действовать по ситуации.

Источник

За стихией: как дают имена ураганам и как работают «ловцы торнадо»

Автомобили охотников за ураганами

«Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч…» Но не только тучи гоняют ветра. Бывают еще и торнадо, ураганы – в этих ветрах летают целые скалы! Кто закручивает тайфуны? Чем грозит человечеству растущее год от года число стихийных бедствий? Откуда дует космический ветер? Об этом рассказывает программа «Как устроен мир» с Тимофеем Баженовым на РЕН ТВ!

Виновато Солнце

Автомобили охотников за ураганами

В древности мало кто сомневался, что ветер – это нечто сверхъестественное, порожденное волей богов. Это неудивительно, ведь разрушительная мощь стихии выходит за пределы человеческого понимания. К счастью, теперь мы понимаем, что ветер вызывают не мифические божества, а вполне реальные природные процессы.

«Аллея торнадо»

Автомобили охотников за ураганами

У многих американцев во дворах выкопаны бункеры с чугунным верхним люком, запасом еды и воды. Дело в том, что в любой момент сильный ветер может превратиться в торнадо. В таком случае семья спускается, закрывает люк и пережидает стихийное бедствие. Техас, Оклахома, Канзас, Колорадо – через эти штаты пролегает так называемая «аллея торнадо». Именно в этой части Северной Америки формируется большая часть торнадо на всем земном шаре. И, хотя этот факт хорошо известен, никто не знает, где и когда вновь появится смертоносный вихрь.

Охотники за бурей

Автомобили охотников за ураганами

Впрочем, есть горячие головы, которые не только не убегают, но и, напротив, ищут встречи с этим страшным явлением. Их называют «охотниками за торнадо».

Ветер на других планетах

Автомобили охотников за ураганами

Вы не поверите, но ученые давно следят за ветрами не только на Земле, но и на других планетах, прежде всего на Марсе. Во-первых, потому что это ближайшая к нам после Венеры планета Солнечной системы. Во-вторых, вокруг Марса десятки лет кружат космические аппараты, с которых прекрасно видно поверхность. Да и на саму поверхность давно уже ступила «нога» марсохода.

Интересно, что причиной гибели одного из марсоходов стала именно буря. Пылевые бури на Марсе – довольно частое явление. Они имеют сезонный характер, чаще всего начинаются весной и летом в южном полушарии планеты, длятся по несколько дней и покрывают территории размером с Европу. Но иногда случаются и глобальные пылевые бури, которые закрывают все марсианское небо.

Удачное предупреждение – за 15 минут до торнадо

Автомобили охотников за ураганами

К счастью, в предсказании погоды человечество значительно продвинулось вперед, и сейчас мы уже не полагаемся на поведение птиц, приметы и морские ритуалы.

Специалисты применяют метео- и радиолокаторы, метеорологические спутники. Они фиксируют мгновенные изменения в атмосфере, так называемый «красный шум». Таким образом, например, охотники за торнадо узнают, где искать свою цель.

Но все же основная задача метеорологов – это предупреждение населения о приближении стихийных бедствий. Главное – вовремя обнаружить возникшую бурю.

Еще больше о том, как устроен этот мир, самые интересные факты и истории смотрите в выпуске программы «Как устроен мир» с Тимофеем Баженовым. Новые выпуски смотрите на РЕН ТВ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *