Автомобили с минимальным радиусом разворота
Что такое радиус разворота, каким он бывает, и почему он важен?
При выборе автомобиля обычно смотрят на его ключевые характеристики: размер, объем и мощность двигателя, тип трансмиссии и так далее. Однако в повседневной жизни есть и другие показатели, которые оказываются весьма важными – к примеру, радиус разворота. На что влияет это значение, как его замеряют, и почему важно не запутаться в этом, казалось бы, элементарном понятии?
К ак нетрудно догадаться, радиус разворота – это радиус полуокружности, которую описывает автомобиль при развороте с места на 180 градусов при условии, что руль повернут до упора. Правда, как мы убедимся чуть ниже, само словосочетание «радиус разворота» весьма коварное.
Радиус разворота – показатель, во многом отражающий маневренность автомобиля. Чем он больше, тем больше места требуется автомобилю для совершения полного разворота на 180 градусов – то есть, в условиях, когда ширина дороги известна и ограничена, этот показатель отражает то, сможете ли вы развернуться на ней в один прием, или же придется сдавать назад и быстро крутить рулем на втором (а то и третьем) заходе. Однако очевидно, что сам по себе радиус разворота говорит не только о способности развернуться, но и о том, насколько маневренным является автомобиль: чем меньше это значение, тем удобнее будет управлять машиной в стесненных условиях и легче парковаться.
Даже для замера этого элементарного на первый взгляд показателя существует две методики: «от бордюра до бордюра» и «от стены до стены».
Первый отражает радиус полуокружности, которую описывают колеса автомобиля при развороте: то есть, чтобы его замерить, нужно отметить мелом стартовое положение наружного (относительно поворота) колеса, затем вывернуть руль до упора, развернуться на 180 градусов, отметить мелом конечную точку, замерить расстояние между ними и разделить его пополам. Соответственно, эта методика замера отражает, какой должна быть ширина гладкой дороги, чтобы автомобиль смог развернуться, не съехав с нее.
Однако в реальной жизни стоит учитывать тот факт, что у автомобиля есть передний свес – то есть, расстояние от оси передних колес до конца переднего бампера. И если дорога, к примеру, ограничена высокими бордюрами, то развернуться на ней, даже «укладываясь» по показателю от бордюра до бордюра, не выйдет: автомобиль упрется в препятствие выступающим вперед бампером. Для отражения этого «реального» радиуса разворота используют показатель «от стены до стены»: соответственно, чтобы замерить его, нужно закрепить мел на стержне, установленном на наружном (относительно поворота) углу бампера автомобиля, затем выполнить разворот, замерить диаметр получившейся полуокружности и разделить его пополам.
Разумеется, автопроизводители стремятся показать свои автомобили максимально маневренными, так что в брошюрах и списках характеристик практически всегда указывается радиус разворота от бордюра до бордюра, так как он меньше, чем от стены до стены. В реальной жизни, сравнивая машины по показателю маневренности, стоит учитывать не только на эту цифру, но и длину переднего свеса.
Главная проблема, связанная с радиусом разворота, заключается в том, что само словосочетание «радиус разворота» является скорее разговорным, ведь реальный показатель, отражающий расстояние, необходимое для разворота «от упора до упора» – это диаметр. Соответственно, при перечислении габаритных и технических характеристик автомобиля зачастую указывают именно его, хотя можно встретить и радиус. Но главное при этом – не перепутать эти два показателя. Ведь даже сами производители порой ошибаются: к примеру, в пресс-релизе о новом Land Cruiser Prado в Toyota говорят о том, что он «сохранил удобный диаметр разворота, составляющий всего 5,8 м», что для машины длиной в 4,84 метра выглядит явно невозможным. А вот в брошюре по модели указано, что это «минимальный радиус разворота по колесам», что уже похоже на правду. Чтобы в этом убедиться, можно заглянуть, к примеру, на австралийский официальный сайт, где указан уже не радиус, а диаметр разворота, равный 11,6 метра.
Несложно догадаться, что радиус разворота зависит прежде всего от габаритных размеров автомобиля и угла поворота передних колес. Габариты машины поменять, очевидно, нельзя, а угол поворота колес на гражданских автомобилях ограничен параметрами работы рулевого управления, а на машинах с приводом на переднюю ось еще и рабочими диапазонами шарниров равных угловых скоростей (ШРУС, или «гранат»), которые крайне не любят работать при вывернутых колесах. Поэтому, не углубляясь в теорию, можно ответить так: без вмешательства в конструкцию с потерей гарантии нормальной работоспособности изменить радиус разворота машины нельзя.
Наглядным примером «вмешательства в конструкцию» можно считать автомобили, подготовленные для соревнований по дрифту: у них угол поворота передних колес («выворот») стараются сделать максимальным. Но нужно это уже не для уменьшения радиуса разворота, а для того, чтобы поддерживать как можно больший угол заноса при движении в повороте – то есть, это делается отнюдь не для улучшения показателей «гражданской» эксплуатации.
Радиус разворота легкового автомобиля таблица
Радиус разворота: насколько важен параметр
Когда мы выбираем для себя автомобиль, то оцениваем в основной ключевые характеристики, такие как габариты машины, отдачу и объём двигателя, тип коробки передач и прочее. Но для повседневной эксплуатации важны и другие показатели, например, радиус разворота. Как влияет этот параметр на вождение, как он измеряется, и что это вообще такое?
Радиус разворота
Из названия параметра уже понятно, что он означает радиус (минимальный) полуокружности, описываемый машиной при манёвре разворота, выполняемого с места. Рулевое колесо при этом должно быть повёрнуто до конца. Вроде всё понятно, однако в этом параметре имеются свои нюансы.
Насколько важен параметр
Радиус разворота, это одна из составляющих манёвренности машины, чем больше его значение, тем для разворота автомобиля требуется больше пространства. Это влияет на возможность машины развернуться на ограниченной ширине дороги за один приём. С небольшим радиусом автомобилем легче управлять в городских условиях, а также проще парковаться. Автопроизводители в желании показать свои машины более маневренными вносят в документацию значение минимальное, то есть по колёсам, от поребрика до поребрика, ведь он получается существенно меньше реального от стенки до стенки. Так что, при выборе машины по этому параметру, учитываем и размер переднего свеса.
Насколько важен Радиус разворота
Как измеряем
Измерить радиус можно просто: отмечаем стартовое положение одного колеса (наружного), выворачиваем до конца рулевое колесо, разворачиваемся на полные 180 градусов, отмечаем конечное положение того же колеса. Между отметками замеряем расстояние, половина его и будет радиусом разворота. Этот размер является минимальной шириной дороги (именно гладкой части), которая позволит развернуться в один заход.
Это в теории, на практике же придётся учитывать и размер переднего свеса автомобиля, это расстояние от передней оси до кончика бампера. Дело в том, что ширина дороги не всегда ограничена низким бордюром, частенько бывают отбойники, а также сами бордюры могут быть до метра высотой. И если радиус разворота хорошо вписывается в идеальную дорогу, то с высокими ограничителями можно не вписаться. Так вот реальный радиус измеряется чуть сложнее – необходимо на наружной стороне бампера установить свес с мелом (можно на стержне), после разворота мел оставит отметки о реальном радиусе.
Радиус разворота на парковке
Нюансы
Главный нюанс или проблема – в терминологии, радиус разворота, это, скорее, термин разговорный, на самом деле, правильно будет диаметр. И разные производители могут указывать разные показатели, кто радиус, а кто диаметр, это следует учитывать и уточнять. К примеру, для Prado от Toyota в рекламе указано, что машина имеет диаметр разворота менее шести метров, тогда как сама машина в длину почти пять метров. Такой диаметр просто невозможен. В гайде же на автомобиль говориться о радиусе, измеренном по колёсам, то есть значение, которое можно считать верным. На некоторых сайтах в других странах указан сам диаметр, который составляет более 11 метров, что очень похоже на правду.
Изменяем ли параметр
Отчего зависит радиус разворота? Во-первых, от габаритов авто, их поменять, разумеется, не получится. Во-вторых, от того, какой угол поворота у передних колёс. В общем, поменять радиус без серьёзного вмешательства в основную конструкцию не получится. А это потеря гарантии, а также возможные проблемы со стабильной работой. Обычно такие переделки можно встретить на машинах для дрифта, где выворот делают максимальным. Правда, это делается не для уменьшения радиуса разворота, а для увеличения угла заноса, который может держать машина. Обычные гражданские машины лучше не переделывать.
Расчет радиуса поворота фуры
Во время движения большегрузных автомобилей, особенно фур с прицепом, у которых линейные размеры 20 м и больше, происходят другие физические процессы при выполнении поворота, чем у легкового транспорта или автобусов. В специальной литературе эти технологические движения описаны тщательно, приведены схемы и рисунки. Некоторые нюансы постараемся доходчиво объяснить читателям в этой статье.
Что такое радиус поворота
Многие автолюбители «не в теме», и редко кто из них знает, что такое радиус поворота фуры. Согласно специальной технической литературе – это воображаемая дуга, по линии которой перемещается центр тяжести тягача с полуприцепом при выполнении сложного маневрирования. Максимальное значение этой величины (радиуса) во многом зависит от специфической конструкции транспортного средства.
Вот как фура во время поворота может зацепить своим полуприцепом легковой автомобиль:
Есть специальный термин – расчетный автомобиль, его тактико-технические показатели используются при разработке проектов трасс регионального значения. Такие параметры, например: размер и R min поворота должны быть идентичными у каждого класса автотранспорта.
Нормы европейского стандарта регламентируют следующие габариты для автотранспорта большегрузной категории во время движения на поворотах:
Например: для автопоезда типа А16, имеющего линейный размер до 16 метров, и аналогичного вида А20 с длиной до 20 м прописаны строгие ограничения, указанные в приведенной ниже таблице:
Тип автомобиля | R min поворота, м | R min внешний, м | R min внутренний, м |
А16 | 9,7 | 10,2 | 6,2 |
А20 | 12,1 | 12,6 | 8,5 |
Типичными прототипами для расчетных автомобилей могут служить:
Автопоезда с двумя или тремя прицепами, имеющие длину больше 20 метров, используются всеми перевозчиками мира, поэтому при разработке макетов автотрасс нужно проводить дополнительное компьютерное моделирование такого специфического движения во время поворотов на пересечениях дорог или городских перекрестках.
Особенности маневрирования
Водители-дальнобойщики обладают специфической подготовкой: уверенно входят в повороты на трассе и во время перемещений по городу, при прохождении перекрестков, потому что движения отработаны до автоматизма на специальных дорожках автодрома, как показано на этом видео:
Такой термин, как радиус разворота фуры должен учитываться при разработке подъездных путей к складским помещениям и местам разгрузки крупнотоннажного автомобильного транспорта. А разворотная площадка для фуры должна соответствовать утвержденным стандартам, чтобы большегрузный автомобиль мог уверенно маневрировать на выделенной для этих целей территории.
Таблица ширины площадки для ТС (транспортных средств)
Тип авто | Длина ТС в м | Ширина площадки, м |
Камаз | 10 | 22 |
Еврофура | 18 | 38 |
Для нормального выполнения маневрирования при движении ТС надо располагать на площадке разгрузки друг от друга на расстоянии 3–4 метра.
Радиус разворота еврофуры
Европейские стандарты регламентируют ограничения по длине, например, для седельного автопоезда этот параметр – 16,5 метра. Размеры полуприцепа: 12 м от оси ССУ до кормовой части и 2,1 м до переднего бампера.
Стандартный радиус разворота еврофуры, например, на 180 или 360 градусов внутри воображаемой площади, которая составлена двумя окружностями с R = 12,5 м и 5,3 м, должен свободно выполняться при условии, что выступающие части машины не пересекают обозначенные границы во время маневрирования.
Радиус поворота «американца»
Тягачи с полуприцепами, разработанные американскими конструкторами, называют траками, а маневренность, особенно во время проезда по городу, ограниченная из-за большого линейного размера. Для поворота на 90 градусов такому крупногабаритному транспортному средству требуется в 2 раза больше радиуса, чем европейским аналогам. Поэтому иногда приходится видеть такие ситуации, как на фото.
Расчет радиуса по лекалам
При строительстве дорог во время осуществления проекта в компьютерном варианте используют специальные лекала, по которым скрупулезно выписывается кривизна каждого изгиба, особенно на развязке и пересечении с другими аналогами.
Как правило, лекала уже рассчитаны для всех типов автотранспортных средств. Такие данные можно скачать, например, по этой ссылке – https://dwg.ru/dnl/2627.
Прохождение поворотов
Умудренные опытом дальнобойщики чувствуют габариты автотранспортного средства, состоящего из тягача и полуприцепа с неуправляемой тележкой, а также возникающие сложности, связанные со смещением последней при вхождении в поворот.
Гораздо больше внимания водителю фуры требуется при выполнении маневрирования в черте города, где интенсивное движение пешеходов, а также легкового и общественного транспорта. Особо надо отметить сложности при проезде развязок и перекрестков – все необходимые маневры по изменению направления и смены полосы движения нужно выполнить заранее, но не ближе, чем за 20 метров от начала развязки или пересечения дорог.
Выполняя поворот направо, следует обратить внимание на встречную полосу дороги, т. к. автопоезд часто выезжает на нее, чтобы избежать заезда колесами тележки полуприцепа на бордюр, создавая угрозу травматизма пешеходов. При левом повороте не нужно стремиться проезжать центр перекрестка, потому что увеличивается площадь разворота, что затрудняет другому транспорту движение в нужную сторону.
Советы дальнобойщику
Управлять фурой так же трудно, как водить корабль по морю, здесь нужны навыки, многолетний опыт и профессионализм:
Важно! Сложным маневром считается постановка фуры на разгрузку. Не забывайте – полуприцепом руководят задние, а не передние колеса. Постоянно совершенствуйте профессиональные навыки, выполняя тренировочное маневрирование на специальных площадках.
Надеемся, что приведенные в статье рекомендации по прохождению сложных участков дороги помогут дальнобойщикам избежать нарушений ПДД. Помните, что опытный шофер видит далеко, а профессионал уверенно контролирует ситуацию вокруг управляемого транспортного средства.
Volvo XC90 Ласточка › Бортжурнал › Ещё раз о радиусе разворота и плавности хода ХС90.
Уважаемые коллеги практически все владельцы Вольво ХС90, в своих отзывах, жалуются на «огромный» радиус поворота машины и «жесткость машины», особенно на стыках дороги.
А ведь это два взаимоисключающих недостатка. Для уменьшения жесткого поведения машины необходимо увеличивать базу авто, помимо изменения конструкции подвески, а это приводит к увеличению радиуса поворота.
У меня всегда возникает вопрос: Огромный радиус поворота, по сравнению с чем, с Окой? Конечно ДА.
Жесткая или мягкая машина в сравнении с чем?
Если только по своим ощущениям, то нужно изначально подбирать под себя машину, которая бы удовлетворяла твои потребности. А в жизни авто обладает набором свойств определенных классом машины и уровнем фирмы производителя, с его наработками и традициями.
А каков радиус поворота у всех одноклассников, с похожими геометрическими характеристиками?
Поэтому предлагаю немного теории, терминов и определений:
Радиус разворота автомобиля. Иногда можно встретить термин минимальный диаметр разворота. Минимальный радиус разворота может быть определён по колее внешнего переднего колеса автомобиля. Другая величина – это определение минимального радиуса разворота по наиболее удалённой от центра разворота точке кузова (часто это передний бампер). Величина минимального радиуса разворота по колее переднего колеса обычно меньше величины минимального радиуса разворота по кузову (по переднему бамперу). Чем меньше минимальный радиус разворота, тем маневреннее автомобиль.
Радиус разворота зависит от нескольких основных параметров шасси автомобиля. Этими параметрами являются база автомобиля (расстояние между передней и задней осью) и угол поворота управляемых колёс. Здесь конструкторы сталкиваются с поисками определённых компромиссов. Длинная колёсная база позволяет создать салон автомобиля без мешающих колёсных арок, кроме того, длинная колесная база повышает курсовую устойчивость автомобиля и увеличивает плавность хода и комфорт. Вместе с тем, длинная колёсная база увеличивает минимальный радиус разворота автомобиля.
Чем меньше радиус поворота, тем меньшая ширина проезжей части дороги требуется для разворота автомобиля. У автомобилей минимальный радиус поворота приблизительно в 2 раза больше базы автомобиля. Для уменьшения минимального радиуса поворота автомобилей повышенной и высокой проходимости предельный угол поворота управляемых колес повышают до 40 — 45°. При одинаковых значениях максимальных углов поворота управляемых колес автомобиль с большей базой будет иметь больший радиус поворота, т. е. худшую поворачиваемость.
А теперь посмотрим на геометрические характеристики автомобилей и сравним колесную базу и минимальный радиус поворота, ориентир, повторюсь значение базы помноженное на 2.
Вольво ХС90
Колесная база, м 2,857
Радиус разворота, м 5.95
Длина/ширина/высота, мм 4807/1898/1784
Колея передняя/задняя, мм 1634/1624
Дорожный просвет, мм 218
Mercedes ML 350 CDI 4MATIC
Колесная база, м 2,915
Радиус разворота, м 5.8
Размеры, мм
Длина 4781
Ширина 1911
Высота 1815
Колея передняя/задняя 1627/1629
Дорожный просвет 200
Тойота Лэнд Крузер Прадо
Колесная база (м) 2,790
Радиус разворота (м) 5,8
Длина (мм) 4760
Ширина (мм) 1885
Высота (мм) 1845
Колея передних колес (мм) 1605
Колея задних колес (мм) 1605
Мин. дорожный просвет (мм) 220
VOLKSWAGEN TOUAREG
Колесная база м 2,855
Радиус поворота, м 5.8
Размеры, мм
Длина 4755
Ширина 1930
Высота 1725
Колея передняя/задняя 1650/1660
Дорожный просвет 160-300
Лексус RX 350
Колесная база (м) 2,720
Радиус поворота (м) 5,7
Общая длина (мм) 4740
Общая ширина (мм) 1845
Общая высота (мм) 1715
Какой вывод можно сделать из приведенной выше статистики:
Огромный радиус разворота присутствует у всех одноклассников, и это нужно воспринимать, как данность. Хочешь большую машину, будешь имееть комфорт и большой радиус разворота. Ну, естественно, наш Вольво в лидерах по радиусу разворота, но не на столько, чтобы об этом говорить, как о недостатке машины. И в каждом посту это подчеркивать. Конечно 30 см, при развороте может и не хватить, но об этом стоит помнить и прежде, чем выполнять любой маневр, нужно хорошо подумать. Но это касается не только нашего автомобиля, но всех крупных кроссоверов.
Для того, чтобы понять, насколько данный автомобиль комфортен, необходимо проехать по данному маршруту сразу последовательно на всех авто, которые хотелось бы проверить по жесткости подвески и плавности хода. Но при этом, для каждого из нас, будет свой авто, который мы посчитаем самым комфортным, потому что имеем свои предпочтения по поведению авто на дороге. Для этого и существует тест – драйв, и если предыдущая машина чем то доставала, постарайтесь на следующей избавиться от этого недостатка, иначе новая машина для вас превратится в нелюбимую и будет раздражать, как и предыдущая.
Нельзя требовать от авто, того чего он не может дать по определению и техническим характеристикам, сравнивая авто одного класса. Для каждого водителя существует, только один авто, который его устраивает на данный момент. С течением времени приоритеты и предпочтения меняются. Меняются и автомобили.
Вот, такая, правда жизни.
Собственно говоря, меня все устраивает в моем автомобиле и плавность хода и радиус поворота. Я шел сознательно на некоторые, для меня ни чего незначащие, а для кого то очень важные, минусы в машине, но это совсем другая история.
Размер автомобиля — габариты, тип кузова, радиус разворота
Постараюсь прояснить, на что влияют разные элементы автомобиля. Начну с размеров автомобиля и типа кузова
—Размер автомобиля
Габариты, размер автомобиля важны как при сдаче площадки, так и города. В качестве наиболее компактных машин можно привести хетчбеки Lada Kalina, Lada Granta, Skoda Fabia, крупные машины — это седаны Ford Focus, Skoda Oktavia, Kia Ria (2013 года), VW Polo Sedan (иногда встречаются и автомобили D-класса).
На площадке – чем автомобиль меньше, тем лучше – маневры, которые легко получались на маленькой машине, на большой будут вызывать сложности. Почти все инструктора учат маневрам на площадке по габаритам машины (“увидел флажок-стойку в заднем стекле – поворачивай руль налево до упора”), такой подход самый простой, но очень привязан к машине.
В городе, скорее, тоже предпочтительней компактная машина. Вам могут дать задания типа разворота на перекрестке с пешеходными переходами по всем направлениям, наезд на “зебру” при этом автоматически приводит к несдачи экзамена. Большие машины часто не позволят в принципе выполнить подобный маневр строго по правилам (без понимания ситуации на конкретном перекрестке, подробно подобная ситуация расписана по ссылке).
При этом если ваш рост в районе 185 см., то вы можете испытывать дискомфорт в компактной машине из-за того, что голова будет упираться в потолок.
—Тип кузова автомобиля – седан, хетчбек, универсал, вседорожный “паркетник”, внедорожник “джип”
Седаны и универсалы имеют дополнительный “хвост” (речь об однотипных машинах, отличающихся только типом кузова), обычно это 15-30 сантиметров. Если вы учились делать упражнения на площадке на хетчбеке, то удлинение машины может создать вам заметный дискомфорт.
Иногда для обучения стали использовать внедорожники “джипы”, обычно речь идет о Renault Duster, такая машина заметно выше машин традиционной компоновки. Восприятие окружающего пространства из такой машины заметно отличается. С учетом состояния дорог такие автомобили комфортны для вождения и обучения.
Вседорожные версии автомобилей, например, Renault Sandero Stepway, занимают промежуточное положение между джипами и классическими автомобилями.
В городе, наряду с особенностями размеров, у универсалов и джипов заметно отличается восприятие того что у вас находится сзади (через зеркала и заднее стекло).
—Руль, руление, радиус разворота
На руль все машины также реагируют очень по-разному, это связано как с габаритами, так и с особенностями рулевого управления (даже количество оборотов руля отличается). Принципиальный момент – отличие в радиусе разворота разных машина. Ощущается это отличие как на площадке, так и в городе (например, при разворотах, какие-то машины легко разворачиваются в пределах двух полос, каким-то – нужно заметное дополнительное пространство, “карман”).
Большинство машин оснащено усилителем руля, но встречаются автомобили и без него, например, младшие модели Renault Logan или Lada “классика”.
—Тип привода
Тип привода – задний или передний – сильно влияет на движение во время дождя или в гололед. Большинство машин (почти все, кроме Жигулей – “классика” и некоторых дорогих автомобилей), на которых идет обучение – переднеприводные. Так что здесь не должно возникнуть особых проблем.
Почитать еще:
Опубликовано 8.3.2016, версия 1.0
Если вы хотите быстрей увидеть новые материалы и сервисы пожалуйста опубликуйте ссылку на Рулимс (https://www.rulims.ru) в вашей любимой социальной сети, блоге или форуме (особенно был бы благодарен за блоги и форумы, заранее огромное спасибо). Так же буду благодарен за участие в группах в социальных сетях и исключительно благодарен за перепосты интересных вам материалов в ваши блоги и форумы. Для развития проекта так же очень полезны ваши комментарии и примеры из вашего опыта. Для комментариев лучше зарегистрируйтесь на Рулимс. Форма регистрация на сайте максимально простая, предполагаются сервисы только для зарегистрированных пользователей. Подробней почитать как можно помочь ресурсу можно на странице Участие в проекте.
This article has 2 comments
Давно я не видел машин с _гидро_усилителем руля… в большинстве современных дешевых машин стоит электромеханический, обратной связи от него никакой… тоже, кстати, критерий…
спасибо, скорректировал. старый термин использовал
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.
Радиус разворота легкового автомобиля таблица
ЧТО ТАКОЕ РАДИУС РАЗВОРОТА?
Как нетрудно догадаться, радиус разворота – это радиус полуокружности, которую описывает автомобиль при развороте с места на 180 градусов при условии, что руль повернут до упора. Правда, как мы убедимся чуть ниже, само словосочетание «радиус разворота» весьма коварное.
НА ЧТО ВЛИЯЕТ РАДИУС РАЗВОРОТА?
Радиус разворота – показатель, во многом отражающий маневренность автомобиля. Чем он больше, тем больше места требуется автомобилю для совершения полного разворота на 180 градусов – то есть, в условиях, когда ширина дороги известна и ограничена, этот показатель отражает то, сможете ли вы развернуться на ней в один прием, или же придется сдавать назад и быстро крутить рулем на втором (а то и третьем) заходе. Однако очевидно, что сам по себе радиус разворота говорит не только о способности развернуться, но и о том, насколько маневренным является автомобиль: чем меньше это значение, тем удобнее будет управлять машиной в стесненных условиях и легче парковаться.
КАК ЗАМЕРЯЕТСЯ РАДИУС РАЗВОРОТА?
Даже для замера этого элементарного на первый взгляд показателя существует две методики: «от бордюра до бордюра» и «от стены до стены».
Первый отражает радиус полуокружности, которую описывают колеса автомобиля при развороте: то есть, чтобы его замерить, нужно отметить мелом стартовое положение наружного (относительно поворота) колеса, затем вывернуть руль до упора, развернуться на 180 градусов, отметить мелом конечную точку, замерить расстояние между ними и разделить его пополам. Соответственно, эта методика замера отражает, какой должна быть ширина гладкой дороги, чтобы автомобиль смог развернуться, не съехав с нее.Однако в реальной жизни стоит учитывать тот факт, что у автомобиля есть передний свес – то есть, расстояние от оси передних колес до конца переднего бампера. И если дорога, к примеру, ограничена высокими бордюрами, то развернуться на ней, даже «укладываясь» по показателю от бордюра до бордюра, не выйдет: автомобиль упрется в препятствие выступающим вперед бампером. Для отражения этого «реального» радиуса разворота используют показатель «от стены до стены»: соответственно, чтобы замерить его, нужно закрепить мел на стержне, установленном на наружном (относительно поворота) углу бампера автомобиля, затем выполнить разворот, замерить диаметр получившейся полуокружности и разделить его пополам.
Разумеется, автопроизводители стремятся показать свои автомобили максимально маневренными, так что в брошюрах и списках характеристик практически всегда указывается радиус разворота от бордюра до бордюра, так как он меньше, чем от стены до стены. В реальной жизни, сравнивая машины по показателю маневренности, стоит учитывать не только на эту цифру, но и длину переднего свеса.
В ЧЕМ ЧАСТО ОШИБАЮТСЯ ПРИ УКАЗАНИИ РАДИУСА РАЗВОРОТА?
Главная проблема, связанная с радиусом разворота, заключается в том, что само словосочетание «радиус разворота» является скорее разговорным, ведь реальный показатель, отражающий расстояние, необходимое для разворота «от упора до упора» – это диаметр. Соответственно, при перечислении габаритных и технических характеристик автомобиля зачастую указывают именно его, хотя можно встретить и радиус. Но главное при этом – не перепутать эти два показателя. Ведь даже сами производители порой ошибаются: к примеру, в пресс-релизе о новом Land Cruiser Prado в Toyota говорят о том, что он «сохранил удобный диаметр разворота, составляющий всего 5,8 м», что для машины длиной в 4,84 метра выглядит явно невозможным. А вот в брошюре по модели указано, что это «минимальный радиус разворота по колесам», что уже похоже на правду. Чтобы в этом убедиться, можно заглянуть, к примеру, на австралийский официальный сайт, где указан уже не радиус, а диаметр разворота, равный 11,6 метра.
МОЖНО ЛИ ИЗМЕНИТЬ РАДИУС РАЗВОРОТА АВТОМОБИЛЯ?
Несложно догадаться, что радиус разворота зависит прежде всего от габаритных размеров автомобиля и угла поворота передних колес. Габариты машины поменять, очевидно, нельзя, а угол поворота колес на гражданских автомобилях ограничен параметрами работы рулевого управления, а на машинах с приводом на переднюю ось еще и рабочими диапазонами шарниров равных угловых скоростей (ШРУС, или «гранат»), которые крайне не любят работать при вывернутых колесах. Поэтому, не углубляясь в теорию, можно ответить так: без вмешательства в конструкцию с потерей гарантии нормальной работоспособности изменить радиус разворота машины нельзя.
Наглядным примером «вмешательства в конструкцию» можно считать автомобили, подготовленные для соревнований по дрифту: у них угол поворота передних колес («выворот») стараются сделать максимальным. Но нужно это уже не для уменьшения радиуса разворота, а для того, чтобы поддерживать как можно больший угол заноса при движении в повороте – то есть, это делается отнюдь не для улучшения показателей «гражданской» эксплуатации.