Автомобили специального назначения мчс
Специальные пожарные спасательные автомобили: ТТХ и классификация
К специализированным пожарным транспортным средствам относятся мобильные машины, которые используются для осуществления различных работ на месте пожара. Сегодня к специальным машинам можно отнести:
Классификация специальных пожарных машин
Пожарные машины специального назначения можно классифицировать на основании колёсных и посадочных формул, по компоновке кабины, по итоговой массе транспортного средства и т.д.
Если говорить о классификации по колёсной формуле, то машины подразделяются на две категории:
Посадочная формула разделяет машины на следующие:
В указанных формулах первая цифра – водитель автомобиля, вторая – число пассажиров.
Компоновочная схема специальных пожарных машин разделяет автомобили на следующие модели:
В плане полной массы, машины можно разделить на три основных класса:
АЛ – специальные пожарные автомобильные лестницы
Специальные пожарные автомобильные лестницы – это машины, которые комплектуются современными лестницами. Они могут выдвигаться и поворачиваться для использования на любом объекте. С их помощью проводятся аварийно-спасательные работы на большой высоте. Также они позволяют подавать оборудование и вещества для тушения пожара на нужную высоту.
Классифицируются пожарные автолестницы следующим образом:
К главным конструктивным элементам данного специального пожарного автомобиля относится:
Современные пожарные автолестницы различаются высотой стрелы от 10 до 60 метров. Специальные модели, выполненные под заказ, могут иметь стрелу больше 60 метров.
АПК или пожарный коленчатый подъёмник
АПК – это пожарная машина, которая оборудована поворотной и подъёмной стрелой. С помощью данного оборудования проводят аварийно-спасательные работы и подают огнетушащие вещества на нужную высоту. Иногда АПК используется как грузоподъёмный кран.
В отличии от автолестниц, у коленчатых автоподъёмников большая маневренность. Чаще всего АПК создаются на крупных шасси грузовых машин с колёсной формулой 6х4 или 6х6. Эти машины могут безопасно задействоваться даже при порывах ветра и на площадках с небольшим уклоном в любую из сторон.
Основными рабочими узлами АПК считаются:
АД – это специальные пожарные транспортные средства, которые комплектуются ПТВ и дымососом, чтобы удалять дым из различных помещений.
Машина собрана из нескольких важных компонентов:
Работает используемое оборудование благодаря гидравлическому приводу.
АР – машины для перевозки и прокладки рукавов
АР – это машина, которая используется для транспортировки, прокладки и уборки рукавных проводов, лафетных стволов и тушения пожара. Это довольно специфичные машины, которые комплектуются руками с диаметром 77 мм, 110 мм и 150 мм. В общей сложности, длина всех рукавов может достигать 5 километров.
АСО – специальные пожарные машины освещения и связи
АСО – это автомобили, оснащённые электрогенератором и всем необходимым оборудованием, которое позволяет организовать и поддерживать работу средств связи и осветительных приборов в том месте, где произошло ЧП.
Основными частями и компонентами данных автомобилей является:
Автомобили пожарно-спасательные (АПС, ПСА)
Автомобиль пожарно-спасательный (АПС, ПСА) – это пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, генератором, расширенным комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара (аварии), тушения и проведения аварийно-спасательных работ.
Общие сведения
Пожарно-спасательные автомобили – категория мобильных средств пожаротушения (а именно – пожарных автомобилей) появившаяся в результате передачи пожарной охране РФ функций по проведению аварийно-спасательных работ, после слияния пожарных и спасательных формирований в рамках системы МЧС. Появилась необходимость объединить возможности основных пожарных автомобилей и аварийно-спасательной техники. Как следствие, такие автомобили впитали в себя черты и той и другой техники.
ПСА обеспечивают расширение технических и функциональных возможностей пожарного автомобиля за счет совмещения функций пожаротушения и аварийно-спасательных работ путем усовершенствования узлов самого автомобиля и оснащения его аварийно-спасательным комплексом. Автомобили пожарно-спасательные создаются на базовом шасси грузовых (реже легковых) автомобилей с кабиной, содержащей секцию для боевого расчета. В кабине размещаются обогреватель, ящики для пожарного оборудования и инструмента. ПСА оборудуются стандартными цистерной для воды и пенобаком. Кузов содержит левые и правые кузовные отсеки, на его крыше установлено пожарное оборудование и инструмент, а под ним, с двух его сторон, образованы дополнительные отсеки с откидными вниз дверцами, которые выполняют функцию дополнительных подножек.
В задней части кузова предусмотрен отсек для насосной установки. Сзади, с двух сторон кузова, установлены лестницы для облегчения подъема персонала на крышу. В кузовных отсеках, как правило, устанавливаются выдвижные поддоны. Автомобили, кроме пожарного оборудования, оснащаются аварийно-спасательным комплексом, включающим спасательное оборудование, аварийно-спасательный инструмент, электросиловое оборудование, средства индивидуальной защиты, средства связи, приборы для проведения химической и радиационной разведки, санитарное оборудование, прочее оборудование. Все перечисленное оборудование размещено в кузовных отсеках, выдвижных ящиках, а также в дополнительных отсеках.
Схема ПСА 2,0-40/2(43206)
Основные конструктивные особенности
Недостатком конструкции является, несмотря на то, что он может быть использован как для тушения пожаров, так и для спасения людей в экстремальных аварийных ситуациях, сложность его конструкции. Кроме того, отсутствие необходимого для ликвидации любой аварийной ситуации оснащения снижает функциональные возможности комплекса.
Техническими задачами, решаемыми при создании ПСА, являются расширение технических и функциональных возможностей автомобиля за счет совмещения функций пожаротушения и аварийно-спасательных работ путем усовершенствования узлов самого автомобиля и оснащения его аварийно-спасательным комплексом.
Поставленные задачи достигаются тем, что в автомобиле, содержащем базовое шасси с кабиной и секцией для боевого расчета, в которой установлено сиденье, на раме шасси установлен надрамник, на котором установлены цистерна и кузов, содержащий левый и правый кузовные отсеки и заднюю дверь.
Установленное на крыше кузова пожарно-техническое оборудование, емкость пенообразователя, пожарный насос, установленный в заднем отсеке кузова, согласно изобретению под сиденьем секции для боевого расчета установлен обогреватель, а за спинкой сиденья образованы ящики для размещения средств индивидуальной защиты, под одной из дверей секции установлен выдвижной ящик, выступающий относительно поверхности двери, опора которого закреплена на раме шасси.
Цистерна установлена, по меньшей мере, на двух дугообразных поперечинах надрамника и связана посредством стяжных хомутов с горизонтальными участками надрамника, примыкающими к дугообразной части его поперечин, под кузовом за задними колесами образованы дополнительные отсеки с откидывающимися вниз дверцами, с одной из сторон за передними колесами автомобиля установлен выдвижной ящик, опора которого закреплена на раме шасси
Емкость пенообразователя установлена внутри емкости цистерны и содержит фланец, закрепленный на верхней поверхности цистерны, кроме того, автомобиль оснащен аварийно-спасательным комплексом, включающим спасательное оборудование, аварийно-спасательный инструмент, электросиловое оборудование, средства индивидуальной защиты, средства связи, приборы для проведения химической и радиационной разведки, санитарное оборудование, прочее оборудование.
Кузовные двери снабжены телескопическими опорами. В кузовных отсеках, как правило, установлены выдвижные поддоны для оборудования.
Оснащение
ПСА оснащаются насосными установками, по аналогу пожарных автоцистерн. Так же они оснащаются емкостями для огнетушащих веществ – цистерной для воды и емкостью для пенообразователя.
ПСА-Ч (IVECO AMT)-57ВР
Спасательное оборудование включает, по меньшей мере, веревку пожарную спасательную, лестницу трехколенную, лестницу-палку, натяжное спасательное полотно, самоспасатель изолирующий, канатно-спусковое спасательное устройство, покрывало огнетушащее, лодку резиновую надувную, круг и жилет спасательные.
Аварийно-спасательный инструмент включает, по меньшей мере, кувалду, ножовку, ломы, крюки, топор, лопату, комплект ручного гидравлического инструмента: насосную станцию, резак-разжим, расширитель, домкрат, лебедку ручную, электропилу дисковую, электропилу цепную.
Электросиловое оборудование включает, по меньшей мере, генератор электрический переносной, катушку электрическую с силовым кабелем, прожектор выдвижной мачты, прожектор переносной, фонарь электрический.
Средства индивидуальной защиты включают, по меньшей мере, аппарат дыхательный со сжатым воздухом, респиратор, костюм теплоотражательный, диэлектрический комплект, в который входят, по меньшей мере, перчатки и ножницы для резки проводов.
Средства связи включают, по меньшей мере, радиостанцию УКВ, сигнальную акустическую установку, электромегафон.
Приборы для проведения химической и радиационной разведки включают, по меньшей мере, дозиметр, измеритель мощности дозы, газоанализатор-сигнализатор, прибор химической разведки войсковой.
Санитарное оборудование содержит, по меньшей мере, санитарный чемодан с аптечкой первой помощи, по меньшей мере для 50 человек, аптечку медицинскую для оснащения транспортных средств, носилки санитарные мягкие, одеяло шерстяное.
Автомобиль содержит прочее оборудование, которое включает, по меньшей мере, буксирный трос, знак аварийной остановки, огнетушитель, канистру для топлива, колодки противооткатные, конус оградительный, ленту барьерную оградительную, лампу паяльную.
Оснащение автомобиля, кроме пожарного оборудования, аварийно-спасательным комплексом, включающим спасательное оборудование, аварийно-спасательный инструмент, электросиловое оборудование, средства индивидуальной защиты, средства связи, приборы для проведения химической и радиационной разведки, санитарное оборудование, прочее оборудование, позволяет использовать его не только при тушении пожаров, но и для ликвидации чрезвычайных ситуаций на различных объектах промышленного и гражданского строительства, а также транспортных средствах.
Разнообразие моделей
В силу широты целей применения ПСА, их модельный ряд (по сравнению с другими классами пожарных автомобилей) очень широк, и подчас изобилует довольно «экзотическими» моделями.
Так, например, в связи с необходимостью проведения аварийно-спасательных работ связанных с пожарами в тоннелях, появился ПСА челночного типа ПСА-Ч(IVECO AMT 6339)-57ВР.
Для работы в условиях крайне низких температур, был создан ПСА-С-6,0-40/100(AMT-6339)40ВР.
Кроме того существуют ПСА для работы в условиях бездорожья и т.д.
Охрана труда
При работе на пожарных аварийно-спасательных автомобилях запрещается :
К работе с краном-манипулятором допускаются лица, прошедшие курс обучения и имеющие допуск на право управления краном-манипулятором и строповки грузов.
При работе используются стропы, прошедшие проверку.
В случае подтекания масла из гидросистемы работа прекращается и устраняется неисправность.
Перед включением электросиловой установки производится заземление пожарного аварийно-спасательного автомобиля.
Электрооборудование подвергается осмотру ежедневно при смене караула. Защита выходов напряжения генератора проверяется на срабатывание устройства защитного отключения, измерение сопротивления изоляции узлов электросиловой установки, токоприемников и элементов кабельных линий и распределительных коробок.
Если при включении выключателя «220 В 50 Гц» на электрощите происходит постоянное срабатывание защиты генератора, то пожарный аварийно- спасательный автомобиль подлежит отправке на стационарную проверку.
При эксплуатации генератора электросиловой установки ведется журнал, в котором регулярно записываются показания измерительных приборов, время работы и остановки, отклонения от нормы в его работе и работе двигателя, а также фиксируются осмотры и текущий ремонт.
Во время работы с выносной электростанцией необходимо соблюдать следующие требования:
Перед началом выполнения работ со стационарной и выносной лебедкой от мотопривода или гидропривода водитель убеждается в отсутствии людей в опасной в случае обрыва троса лебедки зоне. Наматывание троса на барабан лебедки производится при отсутствии людей в опасной зоне.
Во время проведения работ принимаются меры по предотвращению попадания рук или других частей тела в движущиеся (вращающиеся) части лебедки или под перемещаемый груз.
Запрещается эксплуатация лебедки при неисправном состоянии троса, превышении допустимых нагрузок, недостаточной видимости зоны проведения работ, неправильно навитом тросе на барабан.
При работе дисковой пилой с электроприводом соблюдаются следующие меры безопасности:
При работе дисковой пилой с электроприводом запрещается :
При использовании гидравлического аварийно-спасательного оборудования и инструмента проверяется состояние шлангов и соединительных штуцеров. Осматриваются режущие кромки инструмента, которые в случае неисправности – заменяются, затем протираются маслом.
Запрещается работать с гидравлическим аварийно-спасательным оборудованием при:
При работе с дымососом необходимо соблюдать следующие требования:
ТТХ пожарно-спасательных автомобилей
Модель | Емкость для воды, л | Емкость для пенообразователя, л | Марка насоса | Боевой расчет, чел | Макс скорость, км/ч | Масса полная, кг | Шасси | Мощность генератора, кВт |
АПС-2,0-40/2(43206) | 2000 | 120 | НЦПК-40/100-4/400 | 6 | 80 | 11400 | Урал-43206-41 | – |
ПСА-2,5-40/100-4/400 (43206)036-1 ПВ | 2500 | 150 | НЦПК-40/100-4/400 | 7 | – | – | УРАЛ-43206 | – |
ПСА-3(43206) | 3000 | 180 | НЦПК-40/100-4/400 | 7 | 90 | 12300 | Урал-43206 | – |
ППСА 3(3409)-01НН | – | – | – | 3 | – | – | ГАЗ-3409 | 2 |
ПСА-С-6,0-40/100(AMT-6339)40ВР | 6000 | 600 | НПЦ-40/100 | 6 | – | 24920 | IVEKO AMT-6339 | 20 |
АПС(Л)-1,25-0,8(5337) | 1250 | 100 | – | 6 | 85 | 14500 | МАЗ-5337 | – |
ПСА-Ч(IVECO AMT 6339)-57ВР | 3000 | 200 | НЦПК-40/100-4/400 | 5 | – | – | IVECO-АМТ | – |
Источники:
Аварийно-спасательные машины (ACM)
Аварийно-спасательные машины (ACM) – это комплекс универсальных и многофункциональных наземных аварийно-спасательных транспортных средств, предназначенных для сокращения сроков прибытия спасателей в зоны чрезвычайных ситуаций, в том числе и в труднодоступные места с преодолением водных преград, обеспечения их работы различными средствами (медицинскими, противопожарными, аварийно-спасательными, средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной и химической разведки, средствами спасания на воде и т.п.).
Аварийно-спасательная машина (АСМ)
Основные задачи решаемые при помощи ACM
Применение аварийно-спасательных машин обеспечивает решение следующих основных задач:
Классификация
По грузоподъемности все аварийно-спасательные машины, используемые в МЧС России, подразделяют на пять основных классов:
сверхлегкого класса
К аварийно-спасательным машинам сверхлегкого класса относятся:
Основной областью применения аварийно-спасательных машин сверхлегкого класса является обеспечение ликвидации:
Аварийно-спасательные машины сверхлегкого класса используются в составе передовых подразделений МЧС России в случае возникновения крупномасштабных зон чрезвычайных ситуаций. С их помощью проводится рекогносцировка зон чрезвычайных ситуаций и обеспечение поисково-спасательных работ.
легкого класса
Аварийно-спасательные машины легкого класса предназначены для оперативной доставки группы спасателей со специальным оборудованием и снаряжением к месту возникновения чрезвычайной ситуации для проведения аварийно-спасательных работ. Они могут использоваться для доставки пострадавших в медицинские учреждения, обеспечения связи и оповещения, проведения радиационного и химического контроля окружающей среды и т.д. Эти аварийно-спасательные машины применяются в городах для ликвидации небольших по масштабам чрезвычайных ситуаций, а также в составе первого эшелона группировки сил и средств формирований МЧС России для ведения рекогносцировки зон чрезвычайных ситуаций, их общей разведки, обеспечения поисковых, спасательных и вспомогательных работ.
К аварийно-спасательным машинам легкого класса относятся:
Аварийно-спасательная машина типа АСМ-41-02 в грузопассажирском исполнении имеют кабину водителя, салон для экипажа и технический отсек, оборудованный стеллажами, выдвижными поддонами, специальным багажником и оснащенный комплектом аварийно-спасательного оборудования, средствами защиты экипажа, средствами связи, осветительным оборудованием, медицинскими средствами, противопожарным оборудованием, средствами жизнеобеспечения, специальным оборудованием и приборами, специальной световой сигнализацией. Машины данного класса составляют основу автомобильного парка аварийно-спасательных машин поисково-спасательных формирований МЧС России.
среднего класса
Аварийно-спасательные машины среднего класса предназначены для технического обеспечения более широкого диапазона поисковых, аварийно-спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ, которые выполняются преимущественно на объектах повышенного риска, в городах и др. крупных населенных пунктах, на магистральных транспортных коммуникациях. Среди машин этого класса следует отметить АСМ-51-03 «Бизон» на шасси повышенной проходимости. Высокая проходимость и маневренность машины обеспечивают оперативную доставку спасателей и специального оборудования к месту возникновения ЧС в тяжелых дорожных условиях. Возможность выполнения широкого диапазона аварийно-спасательных работ при использовании этой ACM достигается за счет применения в ней дополнительного оборудования в съемных контейнерах, а также быстрой замены части основного оборудования на стеллажах кузова-фургона в зависимости от объемов и характера выполняемых задач. Компактность размещения, удобство доступа к оборудованию обеспечиваются:
Установленная на АСМ-51-03 «Бизон» телескопическая осветительная мачта с электрическим приводом подъема, опускания и поворота в горизонтальной и вертикальной плоскостях осветительного блока мощностью 2000 Вт обеспечивает освещение территории выполнения аварийно-спасательных работ. Вышеперечисленные особенности позволяют использовать АСМ-51-03 «Бизон» при ликвидации крупномасштабных ЧС природного и техногенного характера, отрицательное воздействие которых распространяется на крупные мегаполисы и объекты экономики межрегионального или федерального значения.
тяжелого класса
Аварийно-спасательные машины тяжелого класса предназначены для доставки группы спасателей до 9 человек со специальным оборудованием и снаряжением к месту проведения аварийно-спасательных работ для наращивания усилий по ликвидации чрезвычайных ситуаций. К ним относятся: АСМ-45-03 (спец-шасси 3848), АСМ-5827 (шасси КамАЗ-43101), АСМ-48-03 (шасси КамАЗ-43118), АСМ-45-033 (шасси ГАЗ-3308).
Среди аварийно-спасательных машин данного класса, принятых на оснащение спасательных формирований МЧС России, можно выделить автомобиль АСМ-5827, созданный на базе КамАЗ-43101. Этот автомобиль оборудован удлиненной рамой, электрической и механической лебедкой с тяговым усилием 5 т, цельнометаллическим фургоном с отсеком для укладки аварийно-спасательного оборудования, инструмента и приспособлений, стационарной генераторной установкой, несъемной выдвижной осветительной мачтой, смонтированной в состоянии эксплуатационной готовности, специальными светотехническими и громкоговорящими устройствами.
сверхтяжелого класса
К аварийно-спасательным машинам тяжелого и сверхтяжелого класса относятся поисково-спасательные машины (ПСМ), предназначенные для поиска, спасения и эвакуации пострадавших, доставки к месту проведения спасательных работ передовой группы спасателей, аварийно-спасательного инструмента, снаряжения и медицинского имущества по бездорожью в условиях лесисто-болотистой, степной местности, снежной целины и на акваториях внутренних водоемов. Различают ПСМ: пассажирские ПСМ-1П (шасси ЗИЛ-49061) и ПСМ-1С (шасси ЗИЛ-4972), грузовые ПСМ-2П (шасси ЗИЛ-4906) и ПСМ-2С (шасси ЗИЛ-4975М2), все ПСМ – плавающие вездеходы.
специального назначения
Особое место в структуре аварийно-спасательных машин занимают машины специального назначения, которые применяются для обеспечения пиротехнических и водолазных подводно-технических работ. Машины обеспечения пиротехнических работ предназначены для доставки расчета пиротехников и специального оборудования к месту обнаружения взрывоопасных предметов. С помощью этих машин можно осуществлять поиск взрывных устройств и взрывчатых веществ, их извлечение и безопасную транспортировку к месту уничтожения. На вооружении в МЧС России стоит машина обеспечения пиротехнических работ АСМ-41-02МПР на базе автомобиля ГАЗ-27057. Машины для обеспечения водолазных работ предназначены для доставки к месту чрезвычайных ситуаций расчета спасателей, водолазного оборудования, специального инструмента и других средств, необходимых для спасения пострадавших и оказания им доврачебной помощи. В качестве водолазной станции используется автомобиль АСМ-41-02АСВС на базе ГАЗ-27057.
К отдельной группе аварийно-спасательных машин МЧС России относятся оперативно-штабные машины (АСМ-45-02Ш, АСМ-41-02ОШ) и подвижные пункты управления (ППУ-45-04, ППУ-45-05), предназначенные для обеспечения деятельности оперативных групп по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В западных странах к работам по ликвидации чрезвычайных ситуаций различных видов и масштабов привлекаются малогабаритные (часто выполненные на базе легковых автомобилей) с малой массой автомобили (так называемые легкие автомобили) и крупногабаритные большегрузные автомобили (тяжелые автомобили). Легкие автомобили, имеющие небольшой набор аварийно-спасательного и специального оборудования, являются автомобилями быстрого реагирования и прибывают на место чрезвычайной ситуации в первую очередь. Эти автомобили часто сочетают в себе две функции: аварийно-спасательного и санитарного автомобиля; аварийно-спасательного и специального автомобиля с оборудованием для ликвидации последствий химических аварий; аварийно-спасательного автомобиля и пожарной автоцистерны.
По мнению западных специалистов, закупка, ремонт, техническое обслуживание одного такого автомобиля двухцелевого назначения обойдется потребителю дешевле двух отдельных автомобилей, на базе которых он может быть создан.
Тяжелые автомобили, имеющие большой набор оборудования, используются для ликвидации крупных чрезвычайных ситуаций. Среди автомобилей этой группы можно выделить универсальные, с помощью которых можно выполнить широкий комплекс работ, включая работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций с разливом жидких нефтепродуктов, и специализированные, применяемые в местах сильных пожаров в условиях большой задымленности, химических аварий, а также в случаях радиоактивного загрязнения. Эти автомобили часто оборудуются электрогенератором, световой мачтой, тросовой лебедкой. Помимо стандартного комплекта загрузки, включающего защитные средства, пожарное оборудование, спасательные средства и т.д., на этих автомобилях размещаются комплекты оборудования для удаления разливов жидких нефтепродуктов, средств спасания на водах и другие дополнительные средства.
Специализированные автомобили помимо стандартных оснащаются комплектами средств для ликвидации последствий химических аварий (приемными резервуарами, устойчивой к химическим веществам гидроарматурой и др.), комплектами защитных средств, измерительной аппаратурой для проведения работ в условиях радиоактивного загрязнения.
Источник: Гражданская защита: Энциклопедия в 4 томах. Том I (А–И); под общей редакцией С.К. Шойгу; МЧС России. – М.: Московская типография № 2, 2006.