Автомобили в живописи картинки
Автомобили на картинах
Как мы все уже знаем первый автомобиль появился в 1886 году и с тех самых пор интерес к нему не пропадал. Автомобиль так хорошо вошел в повседневную жизнь, что совсем скоро стал ее неотъемлемой частью.
И, конечно же, такое величайшее изобретение человечества, как автомобиль не могло не привлечь внимания людей искусства. К концу XIX века он начинает появляться в городских пейзажах представителей салонной живописи. На смену натюрмортам и изображению природы приходят муниципальные виды, кофейни с верандами, симпатичные улочки безусловно, автомобили и другие средства передвижения. Например, знаменитый импрессионист Камиль Писсарро любил изображать поезда. Тема вокзалов и железной дороги, часто встречается в полотнах и у Клода Моне, и у основоположника импрессионизма Эдуарда Мане.
Клод Моне. «Вокзал Сен-Лазар». 1877г.
Камиль Писсарро.
«Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно» 1897 г.
Так, все глубже и глубже проникая в художественный мир, автомобили плавно перетекают с картин на плакаты и почтовые открытки.
Рекламный плакат бензина Жюль Шере.
Знаменитый художник и основоположник дизайна Анри Тулуз-Лотрек не раз использовал изображения автомобиля в своих ярких плакатах.
Анри Тулуз-Лотрек «Автомобилист». 1898 г.
Франсис Пикабиа. «Дитя-карбюратор». 1918 г.
Конечно же, не обошлось и без самого яркого представителя сюрреализма Сальвадора Дали. Хотя эпатажник, бунтарь и великий выдумщик Дали отнюдь не являлся ярым поклонником автомобилей, он был сильно вдохновлен его формами, скоростью и мощью. Во многих работах художника главным действующим лицом является именно автомобиль. Интересно, что сам Сальвадор Дали родился в 1904 году, в то время когда был выпущен первый легковой автомобиль. Дали был обладателем авто марки Кадиллак, который входил в пятерку специальных «Кэдди». Все эти автомобили принадлежали самым известным и примечательным лицам того времени, например, президенту США Рузвельту и гангстеру Аль Капоне.
Сальвадор Дали. «Одетый автомобиль».
Сальвадор Дали. «Автомобиль у пещеры».
Одной из первых, кто изобразил женщину за рулем автомобиля стала художница с отменным вкусов и тонкими манерами Тамара Лемпицка. Она написала свой автопортрет «Девушка в зеленом Бугатти». Позже этот образ разойдется в кинематографии и будет повторяться в клипах известных исполнителей.
Работы художницы были воплощением прохладного и чувственного ар-деко. Она даже критиковала многих импрессионистов за то, что те использовали «грязные цвета». Её же техника была четкой, точной и элегантной, как дорогой автомобиль.
Тамара де Лемпицка. «Девушка в зеленом «Бугатти». 1925 г.
Уже в конце 30-тых многие русские художники начинают изображать девушек за рулем. Как правила это рабочие сюжеты, сюжеты нового и светлого будущего. В эти годы можно увидеть на полотнах женщин-водителей тяжелых многотонных грузовиков.
В. И. Поляков. «Женщина за рулем».
Анатолий Яр-Кравченко. «Мотоциклетный пробег жен инженеров». 1937г.
Плавно уходя от рабоче-бытовых сюжетов художник Ю. И. Пименов уже изобразил женщину за рулём кабриолета на фоне площади Свердлова (сейчас Театральная), расположенной в центре Москвы.
Ю. Пименов. «Новая Москва». 1937г.
Сарра Шор. «Мы учимся управлять автомобилем», 1937г.
Яркими представителями автомобильной живописи являются и знаменитые британские художники. Например, иллюстратор Майкл Тернер (1934), который в 1947 впервые посетил автогонки и полностью погрузился в автоспорт, не пропуская ни одного соревнования, заболел гоночными сюжетами и стал специализироваться на автомобильных картинах. Майкл Тернер признан одним из лучших мировых художников.
Макл Тернер «Караччиола – Чемпион Европы» 1935г.
Майкл Тернер «Новая 3-литровая Формула» 1938г.
Еще одним британским мастером “автомобильной” живописи является Алан Фернли (1942), родившийся в Йоркшире. Автоспорт для него стал излюбленной темой. Алан и по сей день считается ведущим транспортным художником Великобритании: его работами украшены государственные, корпоративные и частные коллекции по всему миру. В своих работах автору прекрасно удавалось передать волнительную атмосферу гонок. Примечательно, что в сюжетах его картин присутствуют легендарные марки автомобилей и известные трассы.
Безусловно и художники поп-арта видели в автомобиле воплощение прогресса. Но одновременно с прогрессом они обнаружили и опасность этого средства передвижения для цивилизации.
«Mercedes-Benz W 196 R Grand Prix Car» 1954г.
Картина Энди Уорхола «Авария серебряной машины» ушла с молотка за 105 млн. долларов на аукционе Sotheby’s 11 ноября 2013 года. Полотно размером 2,4х4 метра состоит из двух частей. Правая половина произведения изображает врезавшееся в дерево авто и представляет собой серию фотографий, перенесенных на холст методом шелкографии. Левая половина оставлена пустой. Удивительно, что картина обошлась гораздо дороже самого коллекционного автомобиля. «Авария серебряной машины (Двойная катастрофа)» стала самой дорогой из когда-либо проданных картин знаменитого художника.
И в заключение хочется представить очень позитивные, сказочные, завораживающие работы нашего современника, польского художника Яцека Йерки, который в 1995 году получил престижную «Всемирную премию фэнтези». Работы автора выставлялись по всему миру и получили всеобщее признание.
Машина маслом: автомобили в живописи
Изображения автомобилей занимают не менее значимое место в мировом художественном творчестве, чем пейзажи и натюрморты.
Автомобиль, без которого немыслимы кинематограф и литература, прочно обосновался и в других видах искусства. Необъятное, к сожалению, нереально объять, поэтому никто не берется провести полное исследование на тему «Автомобиль в живописи» или «Автомобиль в скульптуре». Автомобилем занимались постимпрессионисты, сюрреалисты, абстракционисты и дадаисты. Невозможно подсчитать даже примерное количество изображений, где встречается автомобильная тема. И число их ежедневно растет! Рождаются новые жанры, например живопись на автомобиле или художественная роспись по салону автомобиля.
Стадия первая: визуальный объект
Автомобили начали изображать почти сразу, как только они появились на улицах европейских городов. До сих пор идут споры о том, кто первым раскрыл автомобильную тему на полотне. Версии, что это сделал Камиль Писcарро в 1897 году или Анри Тулуз-Лотрек в 1898‑м (рисунок «Автомобилист»), недостаточно аргументированы. За точку отсчета чаще принимают плакат Жюля Шере. В те годы красочную наружную рекламу исполняли живописцы, и для многих это был основной хлеб. Плакат Шере, датированный 1900 годом, рекламирует топливо для автомобилей «в запломбированных канистрах и капсулах». Интересно, каковы тогда были суммарные объемы продаж бензина?
Живопись начала XX столетия характеризуется активной генерацией новых форм. Удачными они были или нет — вопрос времени, вкуса и индивидуального восприятия. Но мимо автомобиля не смогли пройти даже кубисты, авангардисты и прочие абсурдисты. Хотя принадлежность некоторых работ к автомобильной тематике порой можно установить лишь по названию. Подытоживая этот период, можно сказать, что живописцы определенно были впечатлены и вдохновлены автомобилем как явлением. Но автомобиль еще не стал неотъемлемой частью их повседневной жизни — такой же, к примеру, как женщины или природа. Это произошло чуть позже, в 1930–1940‑е годы.
Стадия вторая: объект бытия
Одним из тех, для кого автомобиль являлся не просто объектом, достойным изображения, был Сальвадор Дали, определенно проявлявший пристрастие к марке Cadillac. Когда этот факт стал достоянием общественности, концерн GM предложил испанцу разработать дизайн новой модели. Дали начертал эскизы, но, как и следовало ожидать, его концептуальные замыслы оказались нетехнологичны и нереализуемы. Возможно, это лишь байка, но Cadillac 1941 года занимает центральное место в экспозиции Театра-музея Дали в Фигерасе. Там же обитает прозаичный универсал Datsun 180B — художник получил его за работу над рекламой Датсуна.
Основоположник поп-арта Энди Уорхол, увлеченный проведением революций не только в живописи, но и в сексе, рок-н‑ролле и кино, всегда благоволил важным носителям дизайнерских идей, будь то бутылки кока-колы или консервированные супы Кэмпбелл. Он охотно обращался к автомобилям, и его произведение «Серебряная автокатастрофа» на торгах Sotheby’s три года назад ушло за 105,45 млн долларов. Одна из самых известных его работ до сих пор хранится в музее BMW. А общепризнанным шедевром считается шелкография «Mercedes-Benz W196 R Grand Prix Car (Streamlined Version, 1954)». С непривычки трудно поверить, что это шедевр, но это так. Исследователи, впрочем, не достигли консенсуса, допустимо ли поп-арт причислять к живописи, поскольку временами он очень уж похож на рекламу.
В творчестве советских художников автомобиль появлялся эпизодически. Наслаждаться его изяществом и совершенством было как-то не с руки — могли неверно понять. Трактор или самосвал — пожалуйста. А присутствие на картине легкового автомобиля требовалось хорошо обосновать. Например, красотой, изобилием и свободой державы.
Стадия третья: объект любви
Автомобиль постепенно стал настолько самодостаточным, что возникла целая когорта художников, которые изображали прежде всего сам автомобиль, а всё, что его окружало, становилось лишь фоном. Появились авторы, коих уместно называть художниками-автомобилистами — по аналогии с баталистами и маринистами, которые тоже специализировались на чем-то одном. Майкла Тёрнера, впрочем, в однобокости не упрекнешь. На протяжении всей карьеры британец помимо автомобилей рисовал также самолеты, корабли и батальные сцены с большим количеством военной техники. Но излюбленной его темой были автогонки Гран-при — с момента, когда он впервые посетил их в 1947 году. Кстати, Тёрнер довольно долго был президентом Гильдии автомобильных художников (Guild of Motoring Artists). Примечателен сам факт, что есть гильдия, объединившая творцов, в хорошем смысле помешанных на автомобилях.
Алан Фернли возглавлял сразу две гильдии — Guild of Railway Artists и Guild of Aviation Artists. Тем не менее автомобили он рисовал даже чаще, чем паровозы и самолеты. Как и у Тёрнера, его живопись реалистична — легко идентифицировать марку и модель. А если изображен эпизод автогонок, то обычно распознаются не только машина и команда, но и участок конкретной трассы.
Отдельная тема — художники-гиперреалисты. Автомобиль с его изгибами и множеством по-разному отражающих поверхностей — просто кладезь вдохновения.
Стадия четвертая: объект без границ
Британский… ну, пусть тоже художник Марк Макгоуэн относится к той авангардной части творческих людей, которые сосредоточены на поисках новых способов самовыражения. Одна из наиболее нашумевших его работ выполнена ключами от квартиры на бортах случайных машин. Она осталась незавершенной, так как приехала полиция и задержала этого яркого представителя стрит-арта и перформанса.
«Что движет теми, кто царапает автомобили? Зависть? Ненависть? Месть? В порче машин есть сильный креативный, эмоциональный элемент. При этом фактор страха — неотъемлемая часть художественного процесса», — примерно так рассуждает Марк. Общество рассуждает иначе: умышленное причинение вреда чужой собственности есть вандализм и нарушение закона.
Вероятно, из всех людей искусства именно художники наиболее активны в поиске новых форм. И кто знает, что нас ждет в ближайшем будущем: живопись автомобилями, в которой машина используется как кисть, а дорога — как холст? Или автомобили в роли мазков краски?
«Новая Москва» (1937) Юрия Пименова — эталон социалистического реализма. Уже в постсоветский период шли диспуты насчет марки автомобиля. По одной из версий, это Lincoln.
Юноша и девушка на полотне Алана Фернли — фигуры вспомогательные. А в центре композиции, конечно же, какая-то из ипостасей Dino 206/246 GT.
Фотореализм старой школы представляет Дон Эдди, создавший среди прочего в 1970‑х серию картин, где главным героем выступает Volkswagen Beetle.
Чешский художник Вацлав Западлик всю жизнь рисовал только автомобили — с мельчайшими деталями. Мировое признание получил в 1990 году после участия в парижской выставке Retromobile.
Автомобили в живописи картинки
|