автор двух взаимосвязанных принципов обучения и воспитания природосообразности
Автор двух взаимосвязанных принципов обучения и воспитания природосообразности
Авторизация
Сайты партнеры:
Для быстрого поиска по странице используйте комбинацию клавиш Ctrl+F и в появившемся окне напечатайте слово запроса (или первые буквы)
Дидактика
Какое название имеетнаука об обучении, образовании, их целях, содержании, методах, средствах?
Дидактика
теория воспитания
педагогический менеджмент
педагогическая технология
Кем введен термин “дидактика”?
В. Ратке
Я.А. Коменский
Ж.Ж. Руссо
И.Г. Песталоцци
Какой автор под дидактикой понимал “всеобщее искусство всех учить всему”…
Я.А. Коменский
П.Ф. Каптерев
К.Д. Ушинский
А. Дистервег
Предметом, какой из представленных наук являются процессы преподавания и учения с их условиями и получаемыми результатами?
дидактики
технологии
теории воспитания
теории управления
Что из представленного в ответах является функциями процесса обучения:
образовательная, воспитательная, развивающая
воспитательная, прогностическая, проектировочная
образовательная, воспитательная, объяснительная
развивающая, образовательная, прогностическая
Данная система представлена совокупностью принципов, содержания, методов и средств обучения, образующих целостную структуру, которая подчиняется целям обучения:
дидактическая система
Педагогическая теория
Педагогическая система
Дидактическая теория
Как понимают учение в дидактике?
как деятельность учеников
как взаимодействие учащихся и учителя
как восприятие новых знаний
как формирование умений
Название управления учебно-познавательной деятельности учащихся:
учение
развитие интереса учащихся
формирование личности
Преподавание
Закончите предложение:
Связи между целями, содержанием, методами, средствами, формами обучения относятся к ___ закономерностям
общим
внешним
Внутренним
частным
Какой принцип иллюстрирует эффективность обучения, которая зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и усвоению учебного материала?
доступности
Наглядности
сознательности и активности
прочности знаний
В какой концепции обучения применяют принцип ведущей роли теоретических знаний?
развивающего обучения
проблемного обучения
оптимизации обучения
программированного обучения
Что такое процесс обучения?
преподавание
учебная деятельность
специфический процесс познания, управляемый педагогом
образовательная деятельность
Дидактический принцип:
гуманности обучения
наглядности
систематичности и последовательности
взаимосвязь теории и практики обучения
Что не включает в себя структура учебной деятельности:
овладение системой знаний, познавательных умений и практических навыков
развитие мотивов учения
формирование нравственных качеств и убеждений
овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами
Какое из единств отражает двусторонний характер обучения?
преподавания и учения
развития и воспитания учащихся
школьной и внешкольной деятельности
совместных усилий семьи и школы по формированию у учащихся мотивов учения
Что подразумевает принцип наглядности в дидактике?
использование плакатов, схем, картин в процессе обучения
проведение опытов в процессе обучения
просмотр кино- и видеофильмов
привлечение органов чувств к восприятию учебного материала
Выберите то, что не включает структура процесса обучения:
определение уровня мышления учащихся
определение целей и задач
планирование (отбор содержания, методов, приёмов, средств и форм)
анализ и оценка результатов обучения
Чем является эталонный уровень образования, который необходим для данного общества в определенный исторический отрезок времени?
образовательный ценз
образовательный стандарт
учебный план
школьная программа
Какое название имеет документ, который определяет содержание образования определенного уровня и направленности?
образовательная программа
учебник
рабочий учебный план
авторская программа
Какое название имеет нормативный документ, который определяетсостав учебных предметов, их распределение по годам обучения, количество времени на каждый предмет?
учебник
образовательная область
учебная программа
учебный план
Выберите понятие, которое является более общим ко всем остальным:
«образование», «содержание образования», «учебный план», «образовательная область»
«содержание образования»
«учебный план»
«образование»
«образовательная область»
Основоположник теории формального образования:
Я.А. Коменский
Г. Спенсер
И.Ф. Гербарт
А. Дистервег
Какая из теорий близка к идеям программированного обучения?
прагматизм
Бихевиоризм
позитивизм
гуманизм
Какими авторами был включен опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру в состав содержания образования?
В.С. Ледневым, Ю.К. Бабанским
В.В. Краевским, И.Я. Лернером
В.В. Давыдовым, Б.П. Есиповым
М.Н. Скаткиным, Д.Д. Зуевым
Закончите предложение.
При _____ структуре содержания образования один и тот же вопрос повторяется несколько раз, его содержание расширяется новыми сведениями, связями и зависимостями
Концентрической
линейной
спиральной
смешанной
Чем является приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования?
гуманизацией
демократизацией
Гуманитаризацией
углубленным изучением
Чем является дидактически обоснованная система знаний, умений и навыков, которая отражает содержание науки?
образовательная область
учебный план
образовательная программа
учебный предмет
Название доведенного до автоматизма действия?
умение
знание
Навык
поведение
Что из представленного относится к объектам стандартизации в образовании?
учебно-воспитательный план учителя
содержание
объем учебной нагрузки
уровень подготовки обучающихся
Содержание образования:
совокупность знаний, умений и навыков, развивающих устойчивые особенности отдельных психических процессов
совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности
финансовую поддержку государственных и общественных организаций средней и высшей школе
педагогически адаптированную систему знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру
Великая дидактика.
Словесные, наглядные и практические методы являются:
методами по характеру познавательной деятельности учителя и учащегося;
методами по источнику знаний;
методами по особенностям деятельности учителя и учащегося.
Проблемное обучение – … (по М.И. Махмутову)
проблема развития инициативы, творчества детей;
дидактическая система, основанная на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности и включающая специфическое сочетание приемов и методов преподавания и учения, которым присущи черты поиска;
разновидность учебной деятельности детей по усвоению сообщаемых знаний.
Группа методов, к которой относятся индуктивные и дедуктивные методы:
Методы по логике передачи и восприятия информации.
Методы по степени управления учебной работой.
Методы по степени самостоятельности мышления детей при овладении знаниями.
Какие методы относятся к методам по степени самостоятельности мышления детей при овладении знаниями?
репродуктивные и проблемно-поисковые
Условия, при которых учитель может использовать только словесные методы:
Учитель хорошо владеет словесными методами.
Учитель не располагает временем для проблемного изучения данной темы.
Учитель не располагает необходимыми наглядными пособиями или не может изготовить их самостоятельно.
Особенностиучащихся, при которых рационально применять репродуктивные методы:
Ученики еще не готовы к проблемному изучению этой темы.
Ученики готовы к усвоению информации только словесными методами,
Ученики готовы к самостоятельному изучению данной темы.
Методы стимулирования интереса к учению:
познавательные игры, учебные дискуссии
Название совокупности методов, которые используют в процессе изучения конкретного учебного предмета, его разделов:
Кто ввел термин «воспитывающее обучение» в науку?
Автор высказывания «Ученик — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь» :
Кто создал целостную систему обучения во второй половине XIX века?
Кем с точки зрения психологии обоснованы педагогические принципы?
Какой принцип нацеливает на достижение единства части и целого, элемента и структуры при овладении содержанием изучаемого?
систематичности;
Какой принцип предполагает организацию педагогического процесса на основе новейших достижений психологии, педагогики, методику преподавания?
Закончите предложение:
Согласно……………, основная цель школы – развитие способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, мышления:
теории материального образования;
теории дидактического формализма;
теории дидактического утилитаризма;
Что из перечисленного характеризует содержательно-процессуальную, или внутреннюю, сторону учебного процесса?
форма организации обучения;
метод обучения;
технические средства обучения;
все ответы неверны.
Что такое классно-урочная система обучения?
организационная форма обучения;
Признак, по которому проще всего определить тип и структуру урока:
по дидактическим целям;
по расположению элементов урока;
по количеству времени, отводимого на достижение главной цели.
по количеству структурных частей.
по деятельности учителя.
Нестандартные уроки:
урок – кроссворд;
урок – викторина.
Вспомогательные формы обучения:
Факторы, которые определяют выбор методов обучения:
цель обучения;
уровень, которого необходимо достигнуть;
уровень мотивации обучения;
реализация принципов, закономерностей обучения;
объем требованийи содержания, который необходимо реализовать;
количество и сложность учебного материала;
уровень подготовленности учащихся;
активность, интерес учащихся;
сформированность учебных навыков;
учебная тренированность и выносливость ;
материально-технические условия обучения;
организационные условия обучения;
применения методов на предыдущих уроках;
тип и структура занятия;
взаимоотношения между учителем и учащимися, сложившиеся в процессе учебного труда.
Принцип обучения, к которому относятся правила: от легкого к трудному; от известного к неизвестному; от простого к сложному?
связи теории с практикой;
систематичности и последовательности.
Принцип, к которому относится правило: «Как можно чащеиспользуйте вопрос: почему?», чтобы научить учащихся мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей- непременное условие развивающего обучения»?:
Сознательности и активности.
Связи теории с практикой.
Отличие дидактического правила от дидактического принципа:
Правила конкретизируют принцип. Принцип носит характер общей закономерности; правило, вытекая из принципа обучения, отражает действия, используемые в определенной педагогической ситуации. Правило указывает учителю, как следует в практической работе реализовать дидактический принцип.
Правило является выражением всеобщей закономерности. Дидактический принцип подчинен правилу и вытекает из правила.
Правило, в отличие от принципа, имеет субъективный характер. Учитель в каждом случае формулирует правило, исходя из своих субъективных суждений. Принцип всего-навсего является продолжением правила.
Название нововведения в педагогической системе, которое улучшает течение и результаты образовательного процесса:
Закончите определение:
Методы … — это конкретные пути влияния на сознание, чувство, поведение детей для решения педагогических задач в совместной деятельности.
Какое название имеет активная деятельность ребенка, которая направлена на формирование положительных качеств и устранение отрицательных?
Какой тип воспитаниянаправлен на формирование ответственного отношения к своей Родине?
Принцип природосообразности в современной системе образования 21.04.2019
Что такое принцип природосообразности?
Принцип природосообразности представляет собой один из ключевых аспектов социальной педагогики. Идея заключается в том, что работник в рамках практической деятельности должен в первую очередь обращать внимание на естественные факторы развития ребенка. Принцип природосообразности предлагает учитывать все аспекты окружающей среды, оказывающие влияние на маленького участника социума. Основные характеристики, посвященные такому подходу, в обилии встречаются в педагогических, философских, психологических работах. В настоящее время издано довольно много трудов, рассматривающих разные аспекты принципа природосообразности. Современный социальный педагог, заинтересованный в качественной практике и успешности работы, должен уделять внимание такому подходу для достижения оптимальных результатов.
Как все начиналось?
«]»>Ян Амос Коменский
Впервые принцип природосообразности был отражен в работах Коменского. Именно этой идее посвящен самый знаковый труд автора – «Великая дидактика». Принцип природосообразности Коменского предлагает рассматривать человека как составной элемент природы. Из этого следует, что всякая особь подчиняется всеобщим законам нашего мира, главенствующим над всеми видами. Человек находится в подчинении у тех же правил, что и растения, животные.
Принцип природосообразности Коменского гласит, что рождение всегда ведет за собой воспитательную работу – это единственный способ возможное превратить в реальное. Автор в своих трудах оперировал не только лишь общими закономерностями, которым подчинен наш мир, но также особенностями психологического развития ребенка. Коменский выдвинул идеи построения воспитательной, образовательной системы. В качестве базы для принципа природосообразности обучения были использованы возрастные особенности, свойственные детству, подростковому периоду, юношеству.
«]»>Жан-Жак Руссо
Развитием этой идеи стал принцип природосообразности Руссо. В своих работах известнейший французский автор рассматривал педагогические теории, социальные, воспитательные, а также предлагал системы построения наиболее эффективного подхода к образовательному процессу.По мнению Руссо, необходимо подчинять образование, воспитание малолетних природным законам, и мыслитель подчеркивал, что природа требует от детей вести себя по-детски до момента взросления.
«]»>Иоганн Генрих Песталоцци
Следующий значимый вклад был сделан Песталоцци. Принцип природосообразности, в его понимании, на практике был воплощен в детском приюте, открытом на средства и по инициативе этого педагога из Швейцарии. В приют принимались беспризорники, дети, оставшиеся без семей. По мнению Песталоцци, принцип природосообразности воспитания заключался в гармоничности, разносторонности развития человеческих способностей, сил, данных ему природой. Развитие должно реализовываться в полном согласии с природными явлениями, законами, логикой. Принцип природосообразности воспитания Песталоцци в некоторой степени конфликтовал с идеями Руссо, поскольку швейцарский педагог не стремился идеализировать детство, ребяческую природу. По мнению этого деятеля, ребенок может развивать свои способности только при условии наличия внешней помощи, то есть, как образно было отражено в его трудах, воспитание представляет собой здание, стоящее на крепком скалистом фундаменте природы. По мнению Песталоцци, воспитание, несочетаемое с декларированными им принципами, ложно и неверно.
«]»>Ушинский Константин Дмитриевич
Указанные теории в девятнадцатом столетии привлекли внимание российских деятелей науки, передовых умов в области разработки подходов к воспитанию нового поколения. В частности, особенный интерес представляют сохранившиеся до настоящего времени труды Ушинского, наиболее значимой работой которого принято считать «Человек как предмет творения». Это сочинение, посвященное не только педагогике, но во многом – психологии, рассматривает правила, принципы, которым следует подчинять воспитательный процесс. Одновременно Ушинский обращает внимание, что только лишь знание такой информации еще не может быть залогом успеха, и педагог должен учитывать в своей работе природные законы, применяя их в конкретном случае с учетом особенностей ребенка, доверенного ему на воспитание. Ушинский стал автором довольно ценных педагогических программных наработок, где подробно обосновано, по каким причинам столь важно сперва исследовать физиологические, гигиенические, психологические основы, только после этого переходить к педагогике. Ушинский призывал уделять внимание рассудку, волеизъявлению, чувствам, эмоциям, способности к воображению, памяти обучаемого. Только проведя подготовительную работу, педагог, как указано в трудах русского мыслителя, мог переходить в воспитании ребёнка к более сложным темам – религия, эстетика, нравственность, дидактика, словесный дар.
«]»>Всеволод Петрович Кащенко
ВВклад Кащенко
В самом начале двадцатого столетия по инициативе этого деятеля был открыт санаторий, предназначенный для обслуживания детей с дефектами, пороками развития. Здесь практиковалось не только лечение больных, но реализовывались воспитательные, образовательные программы. Одновременно санаторий стал исследовательским центром, позволившим Кащенко собрать достаточно объемный материал из наблюдения за работой с детьми. В 1918 году на базе этого детского учреждения было открыто новое заведение, посвящённое изучению ребенка. Кащенко особенное внимание уделял идеям природосообразности, в рамках чего изучал различные отклонения от нормального развития. В фокусе его внимания были не только физические отклонения, но и психические патологии. Основной идеей было не просто предоставление детям возможностей и условий для развития и образования, но также привлечение внимания к тем аспектам, которые должны особенно учитываться в работе со специальной группой. Труды, написанные Кащенко на базе собранной информации, и в наши дни считаются очень важными для подготовки педагогов, призванных воспитывать, обучать исключительную аудиторию.
СС кем работать?
Природосообразность как принцип применима как подход, практикуемый социальным педагогом, работающим с определенной категорией младших. Это могут быть обычные дети, совершенно нормальные и не имеющие никаких отклонений, а могут быть особенные. Аудитория многих социальных педагогов – это несовершеннолетние, имеющие сложности с физическим развитием, психические отклонения или проблематику социального характера. Ответственный педагог по-разному работает с каждой из категорий слушателей. Это гласит и принцип природосообразности, обязующий следовать установленным правилам.Следуя описываемой идее, педагог должен учитывать возрастную принадлежность обучаемого, половые особенности, индивидуальные, связанные с ненормируемыми аспектами развития. Задача социального педагога – делать акцент на самых сильных чертах ребёнка, активно развивая все положительное, что наблюдается хотя бы в малой степени. При этом важно, чтобы аудитория обучалась самостоятельности, росла инициативной. Задача поддержки и провоцирования таких аспектов личности полностью возложена на воспитателя.
ТТерминология и особенности
Одно из ключевых понятий, тесно связанных с идеей и осознанием принципа природосообразности – ноосфера. Слово можно расшифровать как «сфера разума». Это понятие было разработано для обозначения стадии развития биологической сферы, для которой характерная особенность – сознательная активность человека, влияющая на глобальные проблемы, в некоторой степени решая их, но и провоцируя. В наши дни принцип природосообразности предполагает взаимные связи социальных, естественных процессов. Речь идет не только о развитии как человеческом, так и природном, с учетом значимых факторов, но и об ответственности. Задача социального педагога – научить детей осознавать, что в некоторой степени именно они провоцируют происходящие в мире события, а значит, обязаны принимать решения и меры, предотвращающие негативные последствия своей активности.
ППреимущества
При воспитании природосообразно человек получает следующие преимущества:
ИИтог
Таким образом, принцип природосообразности выполняет важнейшую роль в формировании человека, как целостной личности, которая при правильном воспитании человека позволяет расти ему настоящим гражданином Вселенной. Естественным процессом каждого здорового человека является постоянная тяга к знаниям, примером чему являются дети, которые стремятся ко всему новому и неизведанному.
Принцип природосообразности также гласит, что с годами этот интерес не должен пропадать, а, наоборот, должен все более возрастать. Если человек потерял естественную тягу к знаниям, то это является плохим признаком, который свидетельствует об утрате человеком жизненного стержня. Именно поэтому в системе современного образования с самого раннего этапа необходимо прививать принципы, которые будут способствовать не только правильному и всестороннему развитию человека, но и сделают его счастливым.