автор эссе миф о сизифе 4 буквы сканворд
Миф о Сизифе (эссе)
Миф о Сизифе (фр. Le Mythe de Sisyphe) — философское эссе Альбера Камю, написанное им в 1942 году. Считается программным произведением в философии абсурдизма.
Это эссе следует рассматривать совместно с другими работами Камю: повестью «Посторонний», пьесой Калигула и, особенно, эссе Человек бунтующий. [источник не указан 720 дней]
Содержание
Краткое содержание
Эссе, посвящённое Паскалю Пиа, состоит из четырёх глав и приложения.
Рассуждение об абсурде
Камю пытается ответить на единственный, по его мнению, имеющий значение философский вопрос: «Стоит ли жизнь труда быть прожитой?»
Человек абсурда
Как должен жить человек абсурда? Очевидно, этические нормы не применимы, поскольку все они в высшей степени основаны на самооправдании. «Порядочность не нуждается в правилах» «Всё позволено» … речь идёт не о возгласе освобождения и радости, а о горькой констатации. Дальше Камю переходит к настоящим примерам абсурдной жизни. Он начинает с Дон Жуана, серийного соблазнителя, жившего необузданной, постной жизнью.
Следующий пример — актёр, изображающий эфемерные жизни для эфемерной славы.
Третий пример человека абсурда Камю — завоеватель, забывший все обещания вечности ради влияния на человеческую историю.
Абсурдное творчество
В этой главе Камю исследует абсурдное творчество художника.
Миф о Сизифе
Автор представляет непрерывный и бессмысленный труд Сизифа как метафору современной жизни, потраченной на бесполезный труд на фабриках и в офисах. «Сегодняшний рабочий каждый день своей жизни трудится над одной и той же задачей, и эта судьба не менее абсурдна. Но это трагично только в редкие моменты, когда это осознаётся».
См. также
Примечания
Жанр | эссе |
---|---|
Автор | Альбер Камю |
Язык оригинала | французский |
Дата первой публикации | 1942 |
Издательство | Gallimard |
Цикл | Цикл абсурда [d] |
В мае 1936 года Камю в своих записных книжках делает первые наброски плана книги об абсурде. Как раз в то время он находится под влиянием романов А. Мальро, читает Кьеркегора, Шестова, Ницше, Кафку, ставит пьесу по Достоевскому, знакомится с философией Хайдеггера и Ясперса, завершает дипломную работу «Христианская метафизика и неоплатонизм». [4]
Первая часть книги была написана с мая по сентябрь 1940 года, а в феврале 1941 года он завершает своё произведение. В декабре 1942 года оно публикуется в издательстве «Галлимар» при содействии А. Мальро и Р. Мартен дю Гара. Глава «Достоевский и самоубийство» присутствует в первых двух изданиях 1945 года в качестве приложения, впоследствии была внесена в основной текст. Приложение «Надежда и абсурд в творчестве Франца Кафки» было впервые опубликовано в 1943 году в журнале «Арбалет», начиная с третьего издания 1948 года уже присутствует в качестве приложения к «Мифу о Сизифе». [4]
Микропересказ : В мире нет разумности, веры и надежды на будущее. Но у человека, пытающегося найти смысл жизни, есть выбор — либо добровольно уйти из этого мира, либо бросить вызов бессмысленности и абсурду.
Абсурдное рассуждение
Книга начинается с примечания о том, «что абсурд, который до сих пор принимали за вывод, берётся здесь в качестве исходного пункта». Основным вопросом любой философии является вопрос о смысле жизни:
Есть лишь одна по-настоящему серьёзная философская проблема — проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы её прожить, — значит ответить на фундаментальный вопрос философии.
Для понимания того, что может выбрать человек в этой ситуации, необходимо выявить факторы, толкающие человека на этот поступок. Безразличие мира, сознание своей смертности, бессмысленность жизни — всё это лишь способы проявления чувства абсурда, среди которых, безусловно, главным является скука:
Подъём, трамваи, … работа, ужин, сон; понедельник, вторник, среда… всё в том же ритме… Но однажды встаёт вопрос «зачем?». Всё начинается с этой окрашенной недоумением скуки.
Сталкиваясь с окружающим миром, разум бессилен найти истину в себе и мире. Это «столкновение между иррациональностью и исступлённым желанием ясности, зов которого отдаётся в самых глубинах человеческой души» — причина абсурда. Человек хочет быть счастливым и найти смысл жизни, но мир не даёт ответа на эти вопросы. Человек обладает разумом, мир непостижим, а абсурд является связующим звеном между ними. Отрицая элемент абсурдности в жизни, человек не решает проблему смысла, а лишает себя разумного выбора. Все мыслители перепрыгивали «абсурдные стены», предлагая уход в религию и надежду на будущее. Автор называет это «философским самоубийством», так как данный подход не решает проблему.
Вера в Бога не даёт «вечной свободы», но человек может быть свободен в своём выборе и поступках. Принимая абсурд, человек не верит и не надеется на будущее. Он становится свободным в своём желании быть, решая не прожить жизнь лучше, а пережить в ней как можно больше. Смысл жизни — сознательное поддержание «жизни абсурда», а не бег от неё в самоубийство. Такой бунт придаёт жизни новый смысл и красоту, так как «нет зрелища прекраснее, чем борьба интеллекта с превосходящей его реальностью».
Абсурдный человек
Что представляет собой человек, принимающий абсурд? Абсурдного человека характеризуют следующие признаки:
Автор приводит примеры различных типов абсурдного человека — это Дон Жуан, Актёр, Завоеватель и Творец.
Дон Жуан дарит любовь всем женщинам, отдавая предпочтение не качеству, а количеству.
Он покидает женщину вовсе не потому, что больше её не желает. Прекрасная женщина всегда желанна. Но он желает другую, а это не то же самое.
Не надеясь ни на что, соблазнитель не теряет себя в потоке меняющихся женщин. Он живёт «здесь и сейчас»: разве важно, что будет после смерти, если впереди столько наслаждений?
Актёр живёт своими ролями, «словно бы заново сочиняет своих героев».
Он изображает их, лепит, он перетекает в созданные его воображением формы и отдаёт призракам свою живую кровь.
Завоеватель — это, как правило, авантюрист. Являясь хозяином собственной судьбы, он достигает всего в свой жизненный срок. Какой смысл надеяться на «память в сердцах потомков», если жизнь закончится? Цель Завоевателя — снискать успехов в настоящем, так как они «преходящи, в них могущество и пределы ума, то есть его эффективность».
Завоеватели — это те, кто чувствует силы для постоянной жизни на этих вершинах, с полным сознанием собственного величия… Завоеватели способны на самое большее.
Все персонажи объединены признаками абсурдного мышления: осознанность, вера в свои силы и отрицание надежд на будущее.
Абсурдное творчество
Абсурдный человек должен быть творческой личностью. Только творчество, выражая подлинную свободу, может преодолеть абсурд. Творец ясно понимает, что он смертен и его творения неизбежно обречены на забвение. Художник, например, просто изображает то, что видит и переживает. Он не стремится объяснить мир, зная, «что у творчества нет будущего, что твоё произведение рано или поздно будет разрушено, и считать в глубине души, что все это не менее важно, чем строительство на века, — такова нелёгкая мудрость абсурдного мышления». Творчество является редкой возможностью примирить своё сознание с абсурдностью окружающей реальности. Творец придаёт форму своей судьбе.
Проблематикой абсурда пронизано всё творчество Достоевского. В его романах ярко обрисовано мироощущение абсурдного человека. Писателю удалось показать «всю пытку абсурдного мира», но найти выход из абсурдного тупика русский гений не смог. Взывая к Богу, Достоевский лишь ставит проблему абсурда, но не решает её. Он пытается дать ответ, но «абсурдное произведение, напротив, не даёт ответа». Абсурдное творчество — это «бунт, свобода и многообразие».
Миф о Сизифе
Книгу завершает этюд о самом ярком абсурдном бунтаре в истории человечества. Это Сизиф, которого «боги приговорили поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась вниз». Герой мифа получает наказание за свои земные страсти и любовь к жизни. Известно, «что нет кары ужасней, чем бесполезный и безнадёжный труд», но герой презирает выпавший ему жребий. Его жизнь заполнена новым смыслом, в котором сознание побеждает судьбу, обращая страдания в радость. Муки, испытываемые Сизифом под тяжестью камня, — это и есть бунт против абсурдного мира.
Существование современного человека схожа с судьбой Сизифа — она во многом абсурдна, наполнена скукой и бессмысленностью. Но человек может обрести смысл жизни, отвергнув самоубийство. Чувство абсурда, возникающее в результате осознания абсурда, позволит ему переоценить свою судьбу и стать свободным.
Сизиф учит высшей верности, которая отвергает богов и двигает камни… Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека. Сизифа следует представлять себе счастливым.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Подумаем вместе с Камю. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде
Я не знаю ничего, напишите мне, стоит ли мне продолжать. А вот Вам тема для размышлений по этому поводу.
Введение
Приступим, пожалуй.
Прежде всего, почему именно Камю, именно «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде». Выбирая тему данной работы, я прочитал несколько произведений разных авторов, но всегда меня не покидало ощущение того, что описываемая в работе проблема должна стоять более остро, должен быть кризис, тупик, и в этом тупике должен стоять человек. Наверное, именно в этом мне и хочется разобраться. Я нашёл то, что искал.
На самом деле мне ближе было другое произведение этого автора – «Падение». Но всё-таки я решил остановиться на «Мифе о Сизифе. Эссе об абсурде», так как посчитал его намного более ёмким и содержательным. Особенно это заметно в первой части рассматриваемой работы «Абсурдное рассуждение». Вот на ней я и остановился.
Заранее хочу предупредить о моём намерении отказаться от всех формальных правил при написании данной работы (и извиниться за это в какой-то мере). Просто мне почему-то показалось, что именно теперь я могу позволить себе писать то, что думаю, писать так, как думаю.
Вот с такой ноткой энтузиазма, предлагаю обратиться к жизни автора, достаточно сухо переданной в виде биографии.
Считаю строго необходимым отделить свои слова от слов, взятых из различных источников, и произнесённых не мной. Поэтому далее буду обозначать их начало символом ●.
Заключение
Кажется, что уже так много сказано по поводу Камю, и его эссе, и моих мыслей по этому поводу, что добавить что-то, не испортив при этом общего впечатления представляется мало возможным. Но мне всё равно.
Нельзя сказать, что Камю открывает читателю глаза на окружающий мир. Ведь внять речи писателя сможет человек, уже открывший в себе абсурд, но на это не способен винтик глобального социального заблуждения. Нет, скорее автор упорядочивает тот хаос, к которому уже привёло прозрение. Также ошибкой было бы сказать, что Камю пытался открыть кому-го глаза.
Мне очень понравилась это эссе Камю, как и другие его произведения. В каждом из них можно найти ответ, и я подозреваю, что каждый ищущий найдёт свой.
Я рад, что выполнение моей работы (написание реферата) заставило меня обратиться к этому автору. Я смог разобраться во многих вопросах, так давно мучивших меня. Хочется сказать спасибо тому человеку, который заставил меня написать это.
Эту ночь своей жизни, с 27 на 28 марта 2003 года, я посвящаю Альберу Камю.