автор колоннады собора святого петра в риме
Шедевры Бернини в Соборе Св. Петра в Риме
Продолжаем знакомство с творчеством великого итальянского архитектора,скульптора и художника Лоренцо Бернини.
Избрание кардинала Маффео Барберини папой римским в 1623 году можно считать условно датой рождения римского барокко. Папа был личным другом Павла V и хорошо знал Бернини. Эта преемственность обеспечила молодому скульптору широкую дорогу в будущее. Заслуга Урбана VIII состояла в том, что он привлек Бернини к архитектурному обновлению Рима.
В 1624 году Лоренцо Бернини было поручено художественное оформление интерьера собора Св. Петра, который достался ему в наследство от Микеланджело в довольно аскетическом виде.
Эту непосильную задачу новоиспеченный архитектор решил путем привлечения к работам мастеров и подмастерьев в количестве более 200 человек. По логике задачи и по масштабам затеи это закончилось тем, что в арсенале мастерской Бернини сформировалась школа талантливых учеников. Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г.
Бернини создал огромную площадь перед собором Св. Петра — самый крупный архитектурный ансамбль Италии XVII века, в 1656-1663 годах он оформил площадь перед собором огромнымой колоннадой.
Бернини организует две площади, «нанизанных» на единую с собором ось: овальную и вторую, дополнительную — трапециевидную, ограниченную стенками, «привязывающими» первую площадь к фасаду Мадерны.
С помощью приема иллюзорной перспективы, уже ранее использованного им при создании Царской лестницы в Ватикане, собор издали кажется меньше, чем на самом деле, долго остается как бы того же размера, а затем скачком вырастает вдруг до огромных размеров. Центр площади отмечен египетским обелиском, в центре ее боковых секторов находятся два великолепных фонтана.
Весь этот ансамбль заслонил существовавшую по сторонам неупорядоченную застройку и одновременно образовал монументальный «фон» для торжественных процессий, для съезда знати к торжественному богослужению в соборе, для массы народа, движение которых призвана пробудить, организовать и сделать целеустремленным динамика архитектурного пространства.
Отдельно стоящие колонны также были новым решением: 284 колонны в 4 ряда опоясывают с боков эллиптическую в плане площадь, оставляя широкий проезд спереди, а в глубине расходясь в сторону и открывая фасад собора.
Форма овала, излюбленная зодчими барокко, создавала ощущение неустойчивости, подвижности, в какой-то мере неопределенности: ракурсы меняются в зависимости от положения зрителя. Это повышало декоративный эффект.
БРОНЗОВЫЙ БАЛДАХИН- КИВОРИЙ.(Иллюстрация вверху)
Молодому Бернини было первым делом поручено проектирование бронзового балдахина над могилой святого Петра в соборе Сан-Пьетро. Понадобилось девять лет упорной работы и тонны бронзы для возведения этого кивория высотой в 29 м
На четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини.
Папа Урбано VIII был большим покровителем искусства и относился к роду Барберини, на протяжении его папства искусство становится средством выражения благородства папской семьи. В этот период барокко являлся стилем, который лучшим образом подходил, чтобы выразить целую серию различных концепций и идей, связанных с намерениями этих выдающихся личностей.
Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г.
Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра св. Петра.
Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа. Справа от кафедры — надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева — надгробие Павла III (XVI в.) работы Гульельмо делла Порта, одного из учеников Микеланджело.
Их судьбы, амбиции, демонстрации таланта переплелись в жесткой конкурентной борьбе, что стало не только стимулом для утверждения стиля барокко, но также поводом для многочисленных сплетен и кривотолков. Бернини всегда удавалось вырваться вперед на шаг или два, может быть, в силу своей раскрепощенности и легкости в общении.
БРОНЗОВАЯ КАФЕДРА АПОСТОЛА ПЕТРА
По заказу Александра VII Бернини создает для центрального алтаря собора св. Петра знаменитую бронзовую Кафедру (Престол) Апостола Петра (1656-1665), который в католической традиции считается первым епископом Рима и первым папой римским.
Кафедра считается вершиной его творчества, своеобразным апофеозом искусства барокко и непревзойденным образцом религиозной символики.
Это только небольшая часть шедевров Бернини.Продолжим знакомство с его творчеством.
Собор святого Петра в Риме – сердце Ватикана и крупнейшая христианская церковь
Собор святого Петра в Риме
Ватикан – самое маленькое государство в мире площадью 0,44 кв. км и протяженностью границ 3,2 км. Ватикан – резиденция высшего духовного руководства римско-католической церкви, государство с населением в 1 тысячу человек. Форма правления – абсолютная монархия, во главе которой стоит папа Римский, избираемый кардиналами на пожизненный срок. Независимость от Италии Ватикан получил 11 февраля 1929 года. Здесь находится собор святого Петра – центральное сооружение Ватикана и крупнейшая христианская церковь в мире.
История строительства
В I веке н.э. на месте собора росли сады цирка древнеримского правителя Нерона, рядом с цирком – кладбище, на котором хоронили жертв жестоких забав императора. Властный повелитель устраивал на арене кровавые бои гладиаторов. Здесь же, на арене, по приказу Нерона жестоко мучили христиан.
Во времена гонений на христианство правитель наслаждался тем, как растерзанные мечом гладиатора или когтями животных умирали мученической смертью неугодные ему последователи Христа.
Однажды сюда привели одного из 12 апостолов Иисуса Христа – Петра, и Нерон приказал после кровавого состязания распять его на кресте вниз головой. Тело святого захоронили на кладбище возле цирка.
В 326 году христианский император Константин на месте погребения святого Петра приказал построить базилику в честь первых христиан, пострадавших за веру, и назвать сооружение именем апостола. Базилика – почетный титул для храма, который дарует папа Римский. Базилику строят в виде прямоугольного здания с двумя продольными рядами колонн внутри.
Огромный новый собор приказал построить Юлий II, желая грандиозным храмом затмить все церкви. Храм строили 120 лет (1506-1626) известнейшие скульпторы эпохи Возрождения – Рафаэль, Микельанджело, Бернини, Браманте. Окончательно завершил постройку римский архитектор Карло Мадерна.
Описание собора св. Петра
Базилика построена в форме латинского креста, на пересечении которого в центральной части – Папский алтарь, названный так потому, что проводить здесь службы имеет право только папа Римский. Здание высотой 48 м, длиной 211,6 м, шириной 118,6 м и площадью 23 тысячи кв. м венчает огромный купол высотой 138 м. В соборе помещается 60 тысяч прихожан.
Фасад и порталы
Храм украшает роскошный фасад в стиле барокко с гигантскими 27-метровыми колоннами, изящным аттиком и двумя часами. Итальянский мастер Карло Мадерна вдоль аттика расположил тринадцать 5-метровых статуй апостолов с Иоанном Крестителем и Иисусом Христом – в центре композиции. По обе стороны от фасада – статуи святого Петра и Павла. В левой руке у святого Петра ключи от Царства Небесного.
На фасаде 9 балконов, средний – Лоджия Благословения¬ – отсюда папа Римский обращается к верующим, собравшимся на площади святого Петра, с благословением. Над главными воротами – мраморный барельеф «Иисус вверяет Петру ключи от Царства Небесного». За колоннадой – 5 порталов, архитектурно оформленных входов в храм.
Главный портал Филарета, на верхней панели которого – Христос на троне, Дева Мария, святой Петр и святой Павел. На нижней панели – «Усекновение главы святого Павла», «Распятие на перевернутом кресте святого Петра». Вход в собор украшен двумя конными статуями: конная статуя Карла Великого и конная статуя императора Константина.
Святой портал замурован каменной кладкой с внутренней стороны храма. Ворота открывают 1 раз в 25 лет – в Святой Юбилейный год. В год юбилея, под Рождество, папа Римский разбивает молотом бетонную кладку у двери, куда замурован крест и ящичек с ключом от собора. Первым, трижды преклонив колени, входит папа Римский. Если в Юбилейный год пройти в Святые врата, то грехи человека списываются, и он становится безгрешным. Затем врата замуровывают на следующие 25 лет.
Портал добра и зла, выполненный из бронзы, содержит библейские сцены добра, насилия и зла.
Портал 7 таинств изображает сцены таинств и обрядов, совершаемых в церкви.
Особенности купола
Купол – главное сооружение храма, возвышается над землей на 138 м. Крест на куполе – с мощами святого Андрея Первозванного и кусочком святого креста, на котором распяли Иисуса Христа. Барабан конструкции покоится на 4 мощных колоннах толщиной 18 м. Колонны-столбы украшены нишами, в которых установлены скульптуры святых. Сооружение весом 14 000 тонн разделено на 16 секторов и 6 горизонтальных ярусов.
Высота купола внутри 119 м, диаметр – 42, к основанию ведет лестница и лифт. Стены лестничного прохода украшают автографы побывавших здесь коронованных особ. Лестница приводит на внутренний балкон, с которого видна алтарная часть собора. Внутри купол украшают фигуры четырех евангелистов с животными, которые окружают Божий престол. Это Марк и лев, Иоанн и орел, Лука и вол, и только Матфей изображен с ангелом.
По фризу купола – мозаичная надпись по-латински со словами Христа: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и не одолеют ее враги адовы. И дам тебе ключи Царства Небесного, и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».
В центре купола – Бог-отец, ниже – изображение Иисуса Христа, Богоматери и апостолов. Ангелы держат орудия страстей Господних. В круглых медальонах – херувимы и серафимы. Здесь же ангелы, охраняющие могилу святого Петра. В нижней части купола – изображения 16 римских пап, погребенных в соборе.
Интерьер и внутреннее обустройство
Интерьер собора, куда изящные детали вписываются непринужденно и естественно, поражает красотой и утонченностью. Изображения, представленные в соборе, выполнены мозаикой, живопись отсутствует.
Скульптуры и фрески, иконы и тонкая золотая роспись, стены, отделанные лепниной, серебром, разноцветным мрамором, алтари и надгробья создают неповторимый колорит храма. Интерьер создавал итальянский зодчий Лоренцо Бернини, мастер потратил на украшение храма 50 лет жизни.
В центре собора – символ святого Петра, перевернутый крест, деревянное двухметровое распятие. Арочные своды высотой 23 метра и шириной 13 отделяют 3 нефа – вытянутых внутренних помещений, отделенных колоннами. Между входом и алтарем – галерея длиной 90 метров с ценнейшими произведениями искусства выдающихся мастеров.
Центральный неф
Протяженность центрального нефа 211 м, пол вымощен разноцветным порфиром и мрамором. Над входом в неф – фреска о спасении Иисусом тонущего Петра. В глубине – серебряная статуя апостола Петра работы Арнольфо ди Камбио.
Паломники утверждают, что статуя чудодейственна. Прикоснувшись рукой к ноге святого, можно попросить об исполнении желания. Если желание благое, то обязательно сбудется. Ступни статуи стерлись от прикосновений верующих.
Здесь же, в нише колонны, поддерживающей купол собора, – 5-метровое изваяние святого Лонгина, римского сотника, который пронзил Христа копьем, чтобы убедиться в смерти сына Божия. Кровь Христа брызнула на глаза легионера, который был очень слаб зрением, и он прозрел.
Вскоре Лонгин обратился в христианство, проповедовал учение Христа и почитается как христианский святой. Создатель статуи Лоренцо Бернини работал над скульптурой полвека.
Главный алтарь, окруженный 44 неугасимыми лампадами, изготовлен из цельного куска мрамора. Уникальная работа Бернини – балдахин над центральным алтарем. Роскошный бронзовый навес высотой 30 метров держится на 4 столбах с фигурами ангелов.
Вершину алтаря венчает бронзовый шар с крестом, а под навесом – позолоченный голубь, символ Святого Духа. Перед алтарем – лестница, ведущая вниз к гробнице святого Петра, которую можно увидеть и через «окно» в полу у алтаря.
Сквозь балдахин видна кафедра святого Петра – поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло святого Петра. Отцы церкви – почетный титул выдающихся церковных деятелей, обладающих авторитетом в церковной жизни: Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Афанасий Великий.
Правый неф
Левый неф
В базилике хранятся христианские реликвии:
На нижнем ярусе собора – некрополь Ватикана со 100 гробницами, 91 – гробницы пап Римских.
Площадь перед собором
Храм расположен на площади святого Петра, которая вмещает 400 тысяч человек, стекающихся к собору, чтобы получить папское благословение и поучаствовать в праздниках.
Площадь – обрамление собора, в виде эллипса, с двух сторон окруженного колоннадой, создал в 1656- 1667 годах Лоренцо Бернини. За здание базилики и площадью наблюдает и ухаживает специализированная группа. Собор святого Петра – объект списка ЮНЕСКО, место загадок и тайн возрастом 2000 лет.
Видео: интересные факты
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Скульптуры расположены на крышах обоих крыльев колоннады. Северное крыло (для входящего на площадь оно расположено справа) называется крылом Константина, южное – крылом Карла. Эти названия даны по конным скульптурам римского императора Константина Великого и франкского императора Карла Великого, расположенным в нартексе собора Святого Петра, соответственно, справа и слева от входа.
На каждом крыле расположено по 70 статуй. Каждая из них высотой 3 метра, все они вырезаны из мягкого итальянского известняка – травертина. Святые изображены в полный рост, смотрящими в небеса или на площадь, задрапированными и со своими атрибутами.
Ниже приводится полный список статуй на крышах крыльев колоннады. Начинается он со скульптур, находящихся справа от входа на площадь, далее по крылу Константина до дверей собора, и затем по крылу Карла обратно ко входу на площадь. В списке указаны название каждой статуи, ее автор и годы создания.
1. Святой Мученик Галликанус
3. Святая Благочестивая Дева Петронелла
4. Святой Мученик Виталий
5. Святая Мученица Благочестивая Дева Фекла
7. Святая Елизавета, королева Португалии
8. Святая Мученица Благочестивая Дева Агата
Джованни Мария де Росси
9. Святая Мученица Благочестивая Дева Урсула
10. Святая Дева Клара
11. Святая Благочестивая Вдова Олимпиада
Джованни Мария де Росси
12. Святая Мученица Благочестивая Дева Люсия
Джованни Мария де Росси
13. Святая Мученица Благочестивая Дева Бальбина
Джованни Мария де Росси
14. Святая Мученица Благочестивая Дева Аполлония
15. Святой Епископ Ремигиус
Джованни Мария де Росси
16. Святой Игнатий Лойола
Джованни Мария де Росси
17. Святой Бенедикт
18. Святой Бернард Клервосский
19. Святой Франциск Ассизский
21. Святая Макрина Каппадокийская
22. Святая Мученица Благочестивая Дева Феодосия
24. Святая Мария Египетская
25. Святой Евангелист Марк
26. Святая Мученица Благочестивая Дева Феврония
27. Святая Благочестивая Вдова Фабиола
29. Святой Мученик Марциан
30. Святой Мученик Евсигний
Джованни Мария де Росси
31. Святой Мученик Маринус
32. Святой Мученик Дидимос
33. Святой Мученик Аполлониус
34. Святая Мученица Благочестивая Дева Кандида
35. Святая Мученица Фауста
36. Святая Мученица Благочестивая Дева Варвара
37. Святой Мученик Бенигнус
38. Святой Мученик Малхус
Джованни Мария де Росси
39. Святой Мученик Мамас
40. Святая Мученица Благочестивая Дева Колумбия
41. Святой Мученик Понтиан, Папа Римский
42. Святой мученик Генезиус
43. Святая Мученица Благочестивая Дева Агнесса
44. Святая Мученица Благочестивая Дева Катерина
45. Святой Мученик Юстин
46. Святая Мученица Благочестивая Дева Цецилия
47. Святая Франческа Римская
48. Святой Мученик Георгий
49. Святая Мария Магдалина из Пацци
50. Святая Мученица Благочестивая Дева Сусанна
51. Святая Мученица Благочестивая Дева Мартина
52. Святой Николай Мирликийский
53. Святой Архиепископ Николай Толентинский
54. Святой Франциск Борджиа
55. Святой Франциск де Сале
56. Святая Благочестивая Дева Тереза
57. Святая Мученица Благочестивая Дева Юлиана
58. Святой Епископ Юлиан
59. Святой Мученик Целсий
60. Святой Мученик Анастасий
61. Святой Мученик Винцент
62. Святой Мученик Павел
63. Святой Мученик Иоанн
64. Святой Мученик Дамиан
65. Святой Мученик Козьма
66. Святой Мученик Зосима
67. Святой Мученик Руфус
68. Святой Мученик Протасий
69. Святой Мученик Гервасий
70. Святой Фома Аквинский
71. Святой Епископ Бонавентура
Пьетро Паоло Кампи
72. Святой Мученик Марк
73. Святой Мученик Марцеллин
74. Святой Мученик Вит
75. Святой Мученик Модест
76. Святая Благочестивая Дева Пракседа
Франческо Мария Брунетти
77. Святая Благочестивая Дева Пуденция
78. Святой Фабиан, Папа Римский
79. Святой Мученик Себастьян
80. Святой Епископ Тимофей
Джованни Мария Баратта
81. Святой Мученик Фауст
Джован Баттиста Коли
82. Святой Мученик Примус
83. Святой Мученик Фелициан
84. Святой Мученик Ипполит
85. Святая Мученица Василиса
Джованни Баттиста Антонини
86. Святой Мученик Павел
87. Святая Мученица Юлиана
Джованни Пьетро Маури
88. Святой Мученик Нерей
89. Святой Мученик Ахиллес
90. Святой Мученик Феликс
91. Святая Мученица Констанция
92. Святой Епископ Андреа Корсини
93. Святой Мученик Кресчендус
95. Святой Мученик Панкрат
96. Святой Мученик Дионисий
97. Святой Мученик Лаврентий
98. Святой Мученик Стефан
99. Святой Мученик Роман
100. Святой Епископ Евсевий
101. Святой Епископ Спиридон
102. Святой Мученик Епископ Игнатий Антиохийский
103. Святой Епископ Александр
104. Святой Лев Великий, Папа Римский
Джованни Мария де Росси
105. Святой Епископ Анастасий
Джованни Мария де Росси
106. Святой Иоанн Златоуст
Джованни Мария де Росси
107. Святой Епископ Убальдо
Джованни Мария де Росси
108. Святой Григорий Богослов
Джованни Мария де Росси
109. Святой Лев IV, Папа Римский
110. Святой Мученик Климент, Папа Римский
111. Святой Петр Целестин, Папа Римский
112. Святой Мученик Маркелл, Папа Римский
113. Святой Мученик Мартин, Папа Римский
114. Святой Сильвестр, Папа Римский
115. Святой Мученик Марцеллин, Папа Римский
116. Святая Благочестивая Вдова Галла
117. Святая Екатерина Сиенская
118. Святая Мученица Благочестивая Дева Беатриса
119. Святая Мученица Благочестивая Дева Феодора
Джакомо Антонио Фанцелли
120. Святой Гиацинт
121. Святой Франциск Ксаверий
123. Святой Филипп Беницы
124. Святой Филипп Нери
125. Святой Епископ Карло Бартоломео
126. Святой Антоний Падуанский
127. Святой Франциск из Паола
Франческо Антонио Фонтана
128. Святой Антоний Великий
129. Святой Отшельник Павел
130. Святой Петр Ноласко
131. Святой Иосиф Обручник
132. Святой Ромуальд
133. Святой Иоанн из Мафы
134. Святой Людовик Бертран
Франческо Антонио Фонтана
136. Святой Илларион
137. Святой Иероним
138. Святой Воин и Мученик Феодор Тирон
139. Святой Мученик Теобальд
140. Святой Норберт
История создания.
В 1656-1667 годах Джованни Лоренцо Бернини построил перед собором Святого Петра площадь, по периметру которой расположил две колоннады – как руки церкви, обнимающие приходящих в собор верующих. На крышах обоих крыльев колоннады было расположено 140 статуй святых католической церкви. Они символизировали соединение в комплексе собора и площади Церквей Земной и Небесной. Первая статуя была создана в 1661 году, последняя – в 1754. Большое количество статуй было исполнено в 1667-1668 годах, также много статуй было создано в 1702-1703 годах. Для работы привлекались многие скульпторы, жившие в Риме. 46 из 140 статуй принадлежат резцу Лазаро Морелли.
Отношение автора к вере.
Над скульптурами, стоящими на колоннаде собора Святого Петра работало множество мастеров. Часть имен сохранилась, часть осталась неизвестна. Однако по традиции, к работе по заказу святого престола привлекались только католики. Единственным исключением стало надгробие папы Пия VII, выполненное протестантом Торвальдсен.
Биография.
Над скульптурами колоннады работало множество скульпторов, на данный момент установлено 57 имен мастеров, для 16 статуй автор пока неизвестен. Описать биографии всех творцов в этой статье не представляется возможным, поэтому остановимся только на одном, сделавшего больше всего для оформления колоннады. Это Лазаро Морелли, создавший 46 скульптур. Впрочем, его биография типична для римских скульпторов эпохи барокко. Лазаро Морелли родился в 1619 году в Асколи-Пичено, в семье флорентийского скульптора Фульдженцио Морелли. Двоюродным братом Лазаро был художник Джузеппе Джиосафатти. Лазаро уже в юности перебрался в Рим, где работал сначала вместе с Франческо Фиамминго, а потом присоединился к мастерской Джованни Лоренцо Бернини. Резцу Лазаро Морелли, кроме 46 статуй на колоннаде собора Святого Петра, принадлежит фигура ангела с бичом с моста Сант-Анджело в Риме, лошадь и четыре льва у фонтана Четырех рек на Пьяцца Навона. Также скульптор участвовал в создании гробниц папы Александра VII, папы Климента X. Умер мастер в 1690 году.
Автор текста: Евгения Владимировна Соленикова.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать /наука, история, политика, творчество/
Собор св. Петра, в том виде, в котором мы его сейчас знаем – это результат перестроек, осуществлявшихся на протяжении долгих веков. Теперь это самый большой собор в мире. Собор стоит на месте, где по преданию был погребен апостол Петр. О месте захоронения упоминается около 200 года в письме одного римского христианского священника, Гайя.
Это письмо цитирует Евсевий Памфил в своей «Церковной истории»: «Я могу показать тебе победный трофей апостолов. Если ты пойдешь в Ватикан или по Остийской дороге, ты найдешь трофей тех, кто основал эту Церковь» (2. 25. 7; имеются в виду захоронения апостолов Петра и Павла; это именуется «Трофей Гайя»). Во второй половине II столетия над этим местом был установлен небольшой памятник, который и является центром собора.
Последующие столетия вносили свои реконструкции во все архитектурное обустройство пространства вокруг этого памятника. Когда во времена императора Константина на этом месте было решено возвести церковь, засыпали древний некрополь под памятником Петра (320 г.). Вскоре была построена базилика, которую освятил папа Сильвестр I, как считается, в 326 году.
Мы опустим рассказ о более чем тысячелетней истории перестройки церкви и перенесемся в эпоху Микеланджело, когда на этом месте был воздвигнут Собор св. Петра.
Нужно заметить, что вся истории строительства собора св. Петра — это история борьбы двух архитектурных концепций — собора в виде греческого креста и храма в виде латинского креста Греческий крест – равносторонний крест, символ Христианской Церкви. Латинский крест – в христианстве символ Христа, его страстей и искупления. В латинском кресте продольная перекладина длиннее поперечной. Пересечение двух перекладин обычно таково, что верхний конец продольной перекладины равен по длине каждому из концов, образуемых горизонтальной перекладиной, а нижний конец продольной перекладины значительно длиннее.]. Причем, как свидетельствует история, значимые проекты строительства собора, которое велось, к слову сказать, 160 лет, в том, что касается лежащей в его основе фигуры креста – греческого или латинского, — чередовались в шахматном порядке.
И конечно, такие «качания» в самом что ни на есть принципиальном вопросе дизайна, как мы теперь сказали бы, не могли не тормозить общее строительство. Даже беглый взгляд на эти планы дает представление о том, что решение этого ключевого вопроса являлось первостепенным для всех остальных проблем, связанных с трактовкой и декором пространства. Для ясности представления о периодичности смен архитектурных решений мы помещаем в левой части полосы архитектурные планы, в основе которых греческий крест, и с правой — с латинский.
Когда в начале XVI столетия папа Юлий II (понтификат: 1503 — 1513) на месте старой базилики решил построить новый огромный собор, он пригласил для этой работы в качестве архитектора Браманте. Браманте начал с того, что сломал половину старой базилики (теперь мы можем судить о ней по сохранившейся фреске школы Рафаэля).
Официальная дата закладки Собора — 18 апреля 1506 года. Браманте «приступил к работе, — пишет Вазари в биографии архитектора, — с мечтой о том, чтобы новый собор по красоте, искусству, выдумке и стройности, а также по огромности, богатству и окрашенности превзошел все сооружения, воздвигнутые в этом городе могуществом государства, а также искусством и талантом стольких доблестных мастеров. С обычной быстротой он заложил фундамент и до смерти папы и своей собственной равномерно довел строительство до высоты карниза под арками всех четырех столбов и вывел самые арки с величайшей быстротой и искусством.
Вывел он также и свод главной капеллы с нишей и в то же время начал строить и капеллу, именуемую капеллой французского короля». Сорок лет спустя Микеланджело в одном из писем воздаст должное проекту Браманте (хотя к самому архитектору он питал сложные чувства): «Нельзя отрицать, что Браманте был силен в архитектуре, как никто другой со времен древних и до наших дней. Он оставил первый план Санто Пьетро, не запутанный и простой светлый и со всех сторон обособленный, так что он ничему во дворце не мешал. И почитался он вещью прекрасной, как это и сейчас всем очевидно. Поэтому всякий, кто отклонился от названного решения Браманте, как это сделал Сангалло, отклонился от истины». (На этом сейчас прервем цитирование и возвратимся к нему ниже, когда речь пойдет о проекте Сангалло).
Браманте руководил строительством Собора с 1506 до своей смерти в 1514 году. Перечисленное Вазари, хотя и кажется весьма значительным, но пропорционально собору в целом, каков он теперь, это количественно не так много. После смерти Браманте его детище подверглось множеству перестроек. В 1514 году руководителем строительства Собора был назначен — уже папой Львом X (понтификат: 1513 — 1521) — Рафаэль. С июля 1515 он становится главным архитектором собора.
В этой должности он оставался пять лет, до своей смерти (1520). Несмотря на то, что Рафаэль многим был обязан Браманте и высоко ценил художественную завершенность его проекта, под натиском духовенства, желавшего видеть собор с длинным центральным нефом (форма латинского креста представлялась не столько более предпочтительной с художественной точки зрения, сколько более символически значимой с теологической), ему пришлось существенно изменить проект Браманте. Рафаэлевский план, однако, остался только на бумаге.
После смерти Рафаэля работами руководил сиенский художник и архитектор Балдассаре Перуцци. Он приехал в Рим в 1503 и в то время находился в окружении Браманте. Примечательно, что почти все сохранившиеся рисунки с ранними проектами Собора принадлежат именно Перуцци, но представляют архитектурные идеи Браманте. Став во главе работ по строительству Собора, он вернулся к разработке плана по типу греческого креста.
При папе Павле III (понтификат: 1534 1549) руководителем работ строительству был назначен Антонио да Сангалло Младший. Сохранился его деревянный макет Собора (736см x 602см, и 468см в высоту; он был отреставрирован в 1994 году, но не выставлялся для широкой публики). Как и предыдущие архитекторы, Сангалло занимал этот пост до своей смерти (1546).
Здесь уместно продолжить цитирование письма Микеланджело с того места, где мы остановились: Сангалло «благодаря тому закруглению, которое делает снаружи, прежде всего, лишает план Браманте всех источников света. И не только это. Он и сам по себе не предусматривает никакого источника света.
У него между верхом и низом столько темных закоулков представляющих великие удобства для бесконечного количества бесчинств, как то: для укрывательства людей, преследуемых законом, для производства фальшивых монет, для оплодотворения монахинь и других бесчинств – что по вечерам, когда церковь нужно запирать, потребовалось бы двадцать пять человек для разыскивания спрятавшихся в ней злоумышленников, да и найти их можно было бы с трудом».
В 1546 Антонио да Сангалло Младший умер. Теперь всеми работами стал руководить Микеланджело. Он всячески отказывался от этого, говоря, что архитектура не его дело (вспомните, он и живопись считал не своим делом и неохотно поначалу согласился взяться за роспись потолка Сикстинской капеллы). Вазари посвящает этой истории яркий рассказ в биографии Микеланджело. В тот год Микеланджело было 72 года. Он возглавлял работами до самой своей смерти в 1564, то есть 18 лет. Микеланджело вновь возвращается к фигуре греческого креста.
Но на Микеланджело колебания в выборе основного пана Собора не закончились. Нужно было дождаться прихода Карло Мадерно, чтобы собор св. Петра приобрел свой окончательный архитектурный облик. В 1605 папа Павел V приказал разобрать все, что оставалось от древней базилики, снести недостроенный фасад и удлинить неф. Таким образом, в основе пана собора опять оказался латинский крест.
Теперешний фасад о и портик Собора — творение Карло Мадерно. 18 ноября 1626 года папа Урбан VIII освятил собор.
Но вернемся к Микеланджело. Именно он спроектировал тот купол, который, в конце концов, увенчал Собор. Задуман купол был еще Браманте. Но к моменту его смерти закончены были только пилястры и соединяющие их арки.
Все восемнадцать лет работы Микеланджело были отданы строительству купола. В качестве модели Микеланджело остановился на куполе Флорентийского собора, сооруженном Брунеллески. При этом он укрепил колонны, считая, что они были слабы. По свидетельству Вазари, «он их частично расширил, пристроив сбоку две витые или винтовые лестницы с пологими ступеньками, по которым вьючные животные доставляли материалы до самого верха, а также и люди могут подниматься по ним верхом на лошади до верхнего уровня». Это интересная деталь, хотя бы до некоторой степени проясняющая вопросы инженерного решения постройки этого уникального по своим масштабам здания.
Хотя Микеланджело и спроектировал купол, но увидеть собор завершенным ему не суждено было. Он успел возвести лишь барабан для купола. Круглый свод был закончен лишь в 1590. В венчающем купол так называемом глазе помещена надпись, прославляющая папу Сикста V, в последний год понтификата которого было завершено строительство собора св. Петра. Высота купола до верхушки креста 136,57 м, его внутренний диаметр – 42,56 м.
Можно подвести итог: удлинение нефа, вызывавшее множество обсуждений и споров, нарушило гармонию первоначального проекта Браманте. Однако церковь в виде латинского креста больше соответствовала римской традиции.
Когда-то на том месте, где теперь стоит собор св. Петра, располагались сады цирка Нерона (от него, кстати, остался обелиск из Гелиополя, который до сего дня стоит на площади Св. Петра). Первая базилика была построена в 324 г., в правление первого христианского императора Константина. Алтарь собора был размещен над могилой, со второго века считаемой захоронением св. Петра, принявшего в 66 г. мученическую кончину в цирке Нерона. Во втором соборе в 800 г. папа Лев III короновал Карла Великим Императором Запада. В XV в. базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае V её начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния католицизма.
Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело.
Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивали уже после его смерти (1564 г.) Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны.
Но на этом история не закончилась. В начале XVII в. по указанию Павла V архитектор Карло Мадерно удлинил восточную ветвь креста — пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрытыми фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали, с делла Кончильяционе.
Требовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающихся виа к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656—1667 гг. площадь перед собором — одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики.
Святые ворота. Высота фасада, построенного архитектором Мадерна, 45 м, ширина — 115 м Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика пять порталов ведут в собор. Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV в. и происходят из старой базилики. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII в. «Навичелла».
Рельефы крайнего левого портала — «Врат смерти» — созданы в 1949—1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Очень выразителен образ папы Иоанна XXIII.
Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления — здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства.
Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным, собором св. Петра.
В конце центрального нефа, у последнего столба справа, находится статуя св. Петра XIII в., приписываемая Арнольфо ди Камбио. Статуе приписываются чудодейственные свойства, и многочисленные паломники благоговейно прикладываются губами к бронзовой ноге.
Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. В нише одного из них стоит пятиметровая статуя св. Лонгина работы Бернини. Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г. В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини — огромный, высотой 29 м балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини.
Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра св. Петра. Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа. Справа от кафедры — надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева — надгробие Павла III (XVI в.) работы Гульельмо делла Порта, одного из учеников Микеланджело.
Правый неф. В первой капелле справа находится шедевр Микеланджело — мраморная «Пьета». Она была создана им на рубеже XV и XVI столетий в возрасте 23 лет. После того как злоумышленником была совершена попытка разбить статую, её защитили стеклом. Рядом располагается небольшая капелла Распятия (или Реликвии), в которой хранится великолепное деревянное распятие конца XIII — начала XIV в., приписываемое Пьетро Каваллини. Чуть дальше находится надгробие маркграфини Матильды Каносской работы Бернини с учениками; это была первая женщина, удостоившаяся чести быть погребённой в этом соборе. (В 1077 г. в Каноссе, замке маркграфини Матильды, император Священной Римской империи Генрих IV, который был отлучён от церкви и низложен, униженно вымаливал прощение у папы Григория VII.) Решётка капеллы св. Причастия выполнена по рисунку Борромини. Рядом с капеллой — надгробие Григория XIII; барельеф напоминает об осуществленной папой реформе — введении нового календаря (григорианского). Чуть дальше находится выполненное в стиле классицизма скульптором Кановой (1792 г.) надгробие Климента XIII.
Надгробие Александра VII работы Бернини. Огромный интерес представляет созданное в 1490-х гг. скульптором Антонио Поллайоло надгробие Иннокентия VIII, это один из немногих сохранившихся памятников, находившихся ещё в старой базилике. Недалеко от входа вы видите ещё одно создание скульптора Кановы — надгробие последних представителей шотландской королевской семьи Стюарт.
В 2007 году в архивах Ватикана была найдена последняя работа Микеланджело Буонарроти выполненная незадолго до его смерти. Это зарисовка, на которой красным мелом изображена деталь одной из радиальных колонн, составляющих барабан купола собора Святого Петра в Риме.
Алтарь собора св. Петра обращён на запад, а не на восток, как большинство[источник?] христианских храмов.
Крупнейшая в мире христианская церковь — базилика Нотр-Дам-де-ла-Пэ в Ямусукро — возведена по образцу Собора Святого Петра.
При Соборе Святого Петра работала собственная мозаичная мастерская. В 1803 году папой Пием VII художник Винченцо Камуччини был назначен директором этой мозаичной мастерской.
В фильме 2012 показано, как во время католической молитвы о конце света, читаемой Папой Римским, Собор рушится на части и хоронит под своими обломками сотни тысяч человек, в том числе итальянского премьер-министра с его семьёй.
Джованни Паоло Панини → Собор св Петра в Риме. 1731
ВОТ ТУТ можно посмотреть много удивительных картин этого художника.
Сикстинская Капелла
Джованни Паоло Панини → Собор св Петра в Риме. 1731
ВОТ ТУТ можно посмотреть много удивительных картин этого художника.
Для кого показалось мало впечатлений, приглашаю на виртуальную экскурсию