автор коммуникационная система обучения

Коммуникативная система обучения глухих

Становление и развитие коммуникативной системы обучения глухих детей в СССР происходило в тот период (60-е и 70-е гг.), когда технические достижения в области слухопртезирования не были еще широко доступными, как это имело место за рубежом, не существовало системы раннего выявления и ранней помощи детям с нарушениями слуха. Широкое внедрение звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного пользования началось в СССР только к концу 70-х гг. Поэтому богатые потенциальные возможности коммуникационной системы, разработанные советскими учеными, не были полностью реализованы, а сама система вплоть до 80-х гг. была направлена на то, чтобы в максимальной степени компенсировать те пробелы в общем и речевом развитии, которые уже накопились у глухого от рождения или рано оглохшего ребенка к моменту начала дошкольного или школьного обучения. Благодаря широкому использованию звукоусиливающей аппаратуры в образовательном процессе глухих детей в дошкольный и школьный период обучения, а также в связи с увеличением возможностей получения глухими детьми слухопротезирования и коррекционно-педагогическои помощи в раннем возрасте коммуникационная система обучения получила новый импульс для своего развития.

· формирование и развитие речи глухих детей в условиях предметнопрактической деятельности. У детей должна развиваться языковая способность как особый вид речевой активности, помогающий интуитивно угадывать смысл новых высказываний. Это так называемое «чувство языка», которое может возникнуть тогда, когда ребенок будет находиться постоянно в насыщенной речью среде.

· целенаправленная работа по развитию мышления в связи с усвоением языка;

· успешное речевое развитие глухого ребенка возможно только в специально организованной речевой среде, когда возникает естественная потребность в речевом общении, использовании речи в познавательной деятельности.

· Занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения направлены на обогащение восприятия речи за счет использования остаточного слуха и зрительного анализатора и на формирование умений и навыков воспроизводить речь в устной форме, внятно и доступно для собеседника в условиях речевого общения. Активизация слухового восприятия его использование ребенком в процессе жизнедеятельности обеспечивают ему более полное социальное и эмоциональное развитие.

автор коммуникационная система обучения

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Коммуникативная система

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Коммуникативная система обучения языку

Теоретический фундамент системы обучения языку неслышащих школьников был заложен в 50-е годы С.А. Зыковым. Он направил усилия ученых и учителей на создание условий и методов обучения, которые соответствовали бы социальной сущности языка, учитывали своеобразие речевого развития при нарушенной слуховой функции.

Был предложен путь, при котором неслышащие с раннего детства должны были усваивать язык как средство общения, пользоваться им в течение всех лет обучения.

Была разработана принципиально новая по своим задачам, принципам, методам обучения целостная система обучения языку.

Коммуникативная система, действующая и ныне в практике обучения глухих детей языку, направлена на развитие словесной коммуникации. Задачей данной системы является обучение глухих детей языку как средству общения.

Для научно-теоретического обоснования коммуникативной системы огромное значение имеют труды, посвященные психологическому исследованию проблем речи, общения, деятельности, сознания, личности. Это прежде всего работы Л.С. Выготского.

Коммуникативная система — это способ формирования сознания, психики, развития личности учащихся со слуховой депривацией.

Основные положения коммуникативной системы таковы:

• Установление взаимодействия форм речи, их места и объёма на каждом этапе обучения — важное требование системы. Использование наряду с устной формой речи дактилологии позволяет реализовывать потребность в межличностных отношениях на адекватном речевом материале.

• Обучение языку следует вести в плане развития у детей языковой способности, в плане формирования разных видов речевой деятельности и в плане подведения, их к усвоению языка как системы. Доказано, что языковая способность возникает у ребенка в раннем возрасте при условии совместной со взрослыми практической деятельности, развития подражания и в ходе применения ребенком языка как средства общения. Овладение языком как основным средством общения немыслимо без развития языковой способности.

Развитие речевой деятельности предполагает не только говорение, слушание, письмо, чтение, дактилирование, но и развитие всей структуры речевой деятельности, т. е. ее целей, мотивов, способов, средств. Речевая деятельность должна обслуживать практическую деятельность и вплетаться в нее.

Идея развития общения как деятельности прочно вошла в теоретический фундамент коммуникационной системы обучения языку. В ходе овладения языком дети постепенно поднимаются до анализа собственной речи и осознания языковых значений (фонетических, лексических, грамматических).

При отсутствии слуха и обедненном объеме речевого общения значительно труднее проходит не только накопление речевых средств, но и обобщение всех языковых значений. Изучение языка неслышащими школьниками осуществляется в рамках коммуникационной системы на основе структурно-семантического принципа, разработанного Л.П. Носковой.

Специальные исследования в области сурдопедагогики, которые способствовали созданию и развитию коммуникационной системы, были посвящены разным аспектам проблемы обучения языку. Свой вклад в формирование действующей коммуникационной системы обучения языку внесли сотрудники Института дефектологии, работавшие под руководством С.А. Зыкова: Е.П. Кузьмичева, Т.С. Зыкова, Т.В. Нестерович, Л.П. Носкова.

Источник

Тема: Коммуникативная система обучения языку. Основные положения.

автор коммуникационная система обучения автор коммуникационная система обучения автор коммуникационная система обучения автор коммуникационная система обучения

автор коммуникационная система обучения

автор коммуникационная система обучения

Основными положениями коммуникативной системы являются следующие:

1.Развитие речи осуществляется в тесной связи с развитием практической деятельности. Данная концепция обоснована теорией Л.С. Выготского, где язык рассматривается как система знаков, определяющих процесс перехода практической деятельности в план внутренних мыслительных действий и участвующих в возникновении психических процессов.

2.В коммуникативной системе предлагается одновременное обучение глухих детей языку и вооружение их знаниями об окружающей действительности, тем самым достигается связь между умственным и речевым развитием. Овладение языком способствует развитию мыслительной деятельности при организации специальных языковых наблюдений над речевыми средствами.

4.Постоянная речевая практика формирует конкретные навыки и умения общения, способствует развитию самой способности общения. Не будет речевой среды, не появятся компоненты речевого поведения.

5.В коммуникативной системе форме языка значительная роль отводится дактилологии, которая выступает в отдельных классах как исходная форма речи, а на других этапах обучения становится вспомогательным средствам в усвоении языка.

6.Обучение языку следует вести в плане развития у детей языковой способности, в плане формирования разных видов языковой деятельности и в плане подведения детей к усвоению языка как системы. А.Р. Лурия доказал, что языковая способность (компенсация) возникает у ребенка в раннем возрасте при условии совместной со взрослым практической деятельности, развития подражания и в ходе применения ребенком языка как средства общения. Проявляется эта способность как особый вид речевой активности помогающей активно угадывать смысл новых высказываний, улавливать регулярности в языке. Эту способность называют «чувством языка».

7.Развитие речевой деятельности у глухих детей предполагает правильное сочетание всех видов речевой деятельности: говорения, слушание, чтение, письмо, дактилирование. Зрительное восприятие с лица и с руки говорящего предполагает развитие всей структуры речевой деятельности, т.е. ее целей, мотивов, способов, средств. Речевая деятельность должна обслуживать практическую деятельность. От содержания цели, условий практической деятельности зависят соответствующие функции общения.

8.При отсутствии слуха и обедненном объеме речевого общения значительно труднее проходит не только накопление речевых средств, но и обобщение всех языковых значений. Ознакомление глухих детей с системным строением языка, т.е. его структурой, фонетикой, грамматикой, лексикой должно осуществляться другим путем, чем это делается со слышащими. К языку подходят обычно как к результативному обучению. В отношении глухих детей, которым и практика общения, и само изучение языка должны помочь овладеть языком как речевой деятельностью. Важно иметь в виду не объем знания ими языка, но и способы построения речевых высказываний разных конструкций, с различной лексической наполненностью, с разным смысловым содержанием. В школах для глухих детей специальное изучение языка осуществляется в рамках коммуникативной системы на основе структурно-семантического принципа.

9.Теории представителей разных наук используется коммуникативная система не как дидактическое правило, законное положение, а как основополагающая идея, взятая из той или иной области науки.

Задание. Назовите виды речевой деятельности, которыми должны овладеть дошкольники с нарушениями слуха.

Источник

Роль коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха

автор коммуникационная система обучения Дарья Санникова
Роль коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха

Роль коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха

Известным отечественным сурдопедагогом Сергеем Александровичем Зыковым, доктором педагогических наук, профессором и его сотрудниками был предложен новый подход к освоению глухими языка словесной речи — на основе учета социальной сущности и коммуникативной функции языка, его материальной природы, а также применительно к своеобразию речевого развития ребенка при нарушенном слухе. Эта система получила название коммуникационная или коммуникативно-деятельностная. Краеугольным камнем обучения языку глухих детей по данной методике является предметно-практическая деятельность детей, организованная на коллективных началах [30].

По системе С. А. Зыкова стали работать и детские сады (по программе Б. Д. Корсунской).Осуществление в рамках этой системы поиски и разработка новых подходов к развитию речи глухих дошкольников были осуществлены Б. Д. Корсунской. Дальнейшее развитие коммуникативно-деятельностной системы обучения языку детей с нарушением слуха содержаться в работах Л. П. Носковой [8].

Возможности создания потребности в речи С. А. Зыков извлек из теоретических представлений психологов о природе словесной речи. Коммуникативно-деятельностная система предполагает развитие речевой деятельности у глухих детейне только как владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, письмом, чтением, дактилированием, зрительным восприятием с лица и с дактилирующей руки говорящего, –но и как освоение всей структуры речевой деятельности: ее целей, мотивов, способов, средств [15].

В результате исследований С. А. Зыкова и его сотрудников были разработаны основы обучения языку глухих детей в его ведущей – коммуникативной функции.

Обучение языку в его коммуникативной функции предполагает целенаправленную систему работы, которая обеспечивает планомерное, очерченное программой усвоение детьми языка при соблюдении обязательного условия, что каждое усваимое слово, словосочетание несут в себе нагрузку коммуникативности. Слово коммуникативной функции) представляет собой знак, указывающий на предмет, явление, действие, свойство в знаковой ситуации, а не смысловой (как это было в других системах).

Обучение неслышащих детейязыку как общечеловеческому средству общения соотносится с такими ключевыми тезисами:

с психологической точки зрения общение представляет

собой особый вид деятельности;

речь — это язык в действии;

язык — не результативное образование, закрытая система, а составная часть психической деятельности человека;

формирование речевого общения как особого видадеятельности — это важнейший аспект личностного развития ребенка, условие овладения общественно-историческим опытом, «духовными» (психическими) орудиями, главнейшим из которых и является речь.

В соответствии с коммуникативно-деятельностным подходом к обучению словесной речи дошкольников с недостатками слухастроится в двух планах:

Во-первых, речевой материал предъявляется детям в условиях формирования разных видов практической деятельности.

Во-вторых, к самому языковому материалу и способам его введения в отработку также реализуется подход как к особому виду деятельности.

Таким образом, С. А. Зыков рассматривал процесс усвоения глухими детьми языка как овладение им, прежде всего для общения с людьми. Дети узнают и усваивают языковые значения в широком речевом потоке общения, а не только при последовательной их отработке, они учатся мотивированно употреблять готовые речевые единицы, которые могли бы позволить выражать просьбы, желания, чувства, мысли. Отбор и отработка таких единиц опираются на знание структурной и семантической организации языка, которые усваивают в речевом общении. Ведущая единица коммуникативного уровня – предложение [30].

Основной прием развития речевого общения – совместная, коллективная деятельность детей и взрослых, в ходе которой в начале обучения сурдопедагоги побуждают детей к употреблению готовых речевых конструкций. Подтверждением овладения такими фразами служит ответная реакция детей: выполнение действий, инструкций, конкретных заданий.Используются различные формы работы: понимание и выполнение поручений; самостоятельное формулирование вопросов и ответов на них; сообщение о своем желании, отношении, состоянии, деятельности, о выполнении поручения; обращение с просьбой, поручением к товарищу, и др.

Разрабатывая теоретические основы системы обучения языку, С. А. Зыков выделил четыре принципа [15, 30]

Принципы коммуникативной системы:

1. Коммуникация.

Суть: рассматривал развитие речи не как увеличение количества фраз и слов, а как овладение языком в его основной функции – функции общения.

2. Потребность в общении.

Суть: речевое общение как вид человеческой деятельности.

3. Связь обучения языку и деятельности.

Суть: прослеживаются философские положения о роле предметно-практического обучения в совместной деятельности в развитии языка.

4. Организация речевой среды.

Суть: предметно-практическое обучение может способствовать формированию словесной речи только в случае создания соответствующей речевой среды, организатором которой может являться педагог.

Важные положения коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи детей [30]:

1. Развитие речи следует осуществлять в тесной связи с развитием практической деятельности детей.

2. В ходе обучения языку должно происходить и развитие мышления.

3. Для успешного речевого развития детей с нарушением слуха необходимо создать речевую среду.

4. В ходе обучения языку усиливается внимание к воспитанию у детей потребности в общении.

5. Практическое усвоение словесных форм общения должно предшествовать систематическому изучению языка.

6. В системе коммуникативных форм языка значительная роль отводиться дактилологии.

7. Установление взаимодействия форм речи, их места и объема на каждом этапе обучения.

8. Обучение языку следует вести в плане развития у детей языковой способности, в плане формирования разных видов речевой деятельности и в плане подведения их к усвоению языка как системы.

Определение путей формирования речи детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста в рамках коммуникативной системы делает необходимым рассмотрение ее основных принципов [8, 20, 28]:

1. Генетического – предполагает учет общих закономерностей речевого развития слышащих детей на различных возрастных этапах. Этот принцип дает возможность с учетом данных онтогенетического развития определить уровень требований к речевому развитию детей с нарушением слуха, выявить объем и структуру речевых средств, их применении в речи.

2. Деятельностного – отражает сущность коммуникативной системы обучения детей с нарушением слуха и предполагает тесную связь развития речи с практической деятельностью.

3. Структурно-семантического – отражает системную организацию языка и имеет важное значение для отбора речевого материала и путей его усвоения.

Важным принципом в коммуникативно-деятельностном подходе к развитию речи детей с нарушением слуха является деятельностный принцип, который отражает основную направленность коммуникативной системы обучения языку и предполагает развитие речи в тесной связи со всеми видами детской деятельности (С. А. Зыков).«Деятельность в собственном смысле — это предметная деятельность, это практика» (С. Л. Рубинштейн).

В дошкольном возрасте формируются разные виды детской деятельности, обеспечивающие психическое развитие ребенка, одним из показателем которого является наличие возможности общаться с участниками коллективной деятельности.

Игра, изобразительная, элементарная трудовая деятельность требуют действий ребенка с разнообразными игрушками и атрибутами, их рассматривания, выявления свойств и отношений. Все это позволяет лучше усваивать речевой материал и способы его использования в конкретных речевых ситуациях, запоминать не только названия предметов, свойств, действий, но и целостные речевые структуры, необходимые для обслуживания потребностей общения в связи с деятельностью.

Деятельностный принцип обучения языку в коммуникативно-деятельностной системе предусматривает необходимость создания таких условий, в которых словесная речь и освоение языка станут потребностью. В этом случае сам процесс речевого общения выступает как процесс речевой деятельности. В специализированном дошкольном образовательном учреждении эти условия регламентируются программой.

В детском саду во время различных режимных моментов, на занятиях и в свободной деятельности детей учат действовать с предметами, игрушками. Практическая деятельность помогает осознать реальные неязыковые отношения между предметами, понять их функции и свойства. Условия деятельности делают мотивированным и усвоение сообщений взрослых, комментирующих ее, подражание речи взрослых также становится осмысленным. Коллективный характер большинства видов детской деятельности способствует возникновению желания обменяться впечатлениями, спросить, узнать, попросить что-либо [8, 20].

Предметно-практическая деятельность используется как метод обучения глухих детей. На занятиях по математики выполняются задания по конструированию и преобразованию геометрических фигур из счетных палочек и нахождению соответствия этим фигурам в окружающих предметах. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром используется дидактические игры, что позволяет формировать четкие, дифференцированные представления о предметах и явлениях.

Речь, как и любая деятельность,имеет трехуровневую структуру:

1. Мотивационно-потребностный уровень.

2. Ориентировочно-исследовательский уровень.

3. Исполнительный уровень.

Для дошкольников особое значение приобретает мотивационно-потребностный план, который, как правило, связан не с собственно речевой деятельностью, а с каким-либо видом практической или игровой, где концентрируются интересы ребенка. Учет такого плана речевой деятельности в обучении дошкольников с нарушениями слуха предполагает определение интересных и доступных для ребенка мотивов речевой деятельности и их связь с различными видами практической.Например: читать, чтобы сделать книжку-самоделку; учить стихи, а потом прочитать их родителям на празднике и т. д. [16].

Речевая деятельность может выступать в качестве мотива только у старших глухих и слабослышащих дошкольников. Чем разнообразнее методы работы над речью (различные наблюдения, предметные действия, игровые приемы, дидактические игры, элементарные тренировочные упражнения, тем более устойчив интерес к занятиям, мотив постепенно переносится и на материю самого языка (звуковую, графическую, двигательную). В старшем дошкольном возрасте мотивом речевой деятельности может стать и сама речь (стремление говорить правильно, грамотно, четко произнося слова, и т. д.). У детей появляются инициативная речь и правильная оценка речевых действий, своих и чужих.

Предметно-практическая деятельность – одна из самых оригинальных и специфических организационных форм обучения языку в коммуникативно-деятельностной системе [15].

Конечная цель этой деятельности – вызвать потребность в словесной речи, целенаправленно ставя ребенка в условия коллективно-совместной предметно-практической деятельности, которая организуется с помощью речевой регуляции либо воспитателем, либо самим ребенком.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что коммуникативная система, действующая ныне в практике обучения глухих детей языку, направлена на развитие коммуникации. Коммуникативная система – это не просто путь изучения неслышащих детей языка, но и способ формирования их сознания, психики, развития личности.

Предметно-практическая деятельность, которая является фундаментом коммуникативно-деятельностного подхода, доступна и интересна детям с нарушением слуха. Дети готовы часами заниматься кубиками, рисованием, играми. Удовлетворяя свои детские интересы, дети в тоже время познают окружающий мир, развивается речевое общении между собой и взрослыми.

Зависимость развития речи от деятельности проходит через все фазы выработки понимания им речи и становлении у него собственной речи.

При использовании коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи у детей формируется речь как средство общения, обогащается словарный запас слов, развивается связная речь детей. Общение детей становиться мотивированным.

Конспект НОД «День чистоты» для детей старшей группы с применением деятельностного подхода Конспект НОД «День чистоты» для детей старшей группы с применением деятельностного подхода и создания проблемной ситуации. Составила: Белякова.

Конспект ОД «Моя семья» с применением системно-деятельностного подхода Задачи: Образовательные: Познакомить детей с писателем Марком Шварцем. Побуждать детей понимать смысл литературного текста. Закреплять.

Конспект занятия по охране здоровья с применением системно-деятельностного подхода в группе для детей с ОВЗ Тема: «Осанка – красивая спина» Цель: Создать условия для формирования способов действия добычи знаний об осанке человека. Задачи. Познакомить.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

автор коммуникационная система обученияКонсультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Сказка-это воображаемый мир с вымышленными героями. Сказки.

автор коммуникационная система обученияКонсультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Методические рекомендации осуществления системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов нового поколения. Данный подход в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

автор коммуникационная система обученияСценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода «Правила поведения при пожаре для детей» Ф. И. О. педагога: Воробьева Татьяна Николаевна, воспитатель старшей группы «Лимончики», МАДОУ ДСКН №1 г. Сосновоборска. Тип ситуации: открытие.

автор коммуникационная система обученияВыставка «Мастерим вместе с папой» как реализация принципа коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи детей Одна из эффективных педагогических форм работы, как известно, является домашнее задание. В феврале родителям было дано мною заданию смастерить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *