Автор музыки кинофильма берегись автомобиля
п е т р о в
«Берегись автомобиля (автор музыки)
• (настоящая фамилия Краузе) Иван (родился в 1920) российский певец (бас)
• Александр (1794—1867) российский шахматист, теоретик и литератор, автор первого русского учебника шахматной игры
• Александр (1794—1867) сильнейший шахматист России 1-й половины XIX в., шахматный теоретик и литератор, автор 1-го русского учебника шахматной игры
• Александр (1882—1905) матрос Черноморского флота, руководитель восстания на учебном судне «Прут» в 1905, большевик
• Александр (1895—1964) российский химик-органик
• Александр (родился в 1934) российский экономист
• Андрей (1930-2006) российский композитор, балеты «Берег надежды», «Сотворение мира», музыка фильмы «Берегись автомобиля», «Служебный роман», «Жестокий романс»
• Валери (родился в1920) болгарский поэт, драматург
• Василий (1875—1937) российский певец (бас)
• Владимир (1896—1966) российский кинорежиссер, фильмы: «Гроза», «Петр I», «Кутузов», «Сталинградская битва», «Поединок», «Русский лес»
• Владимир (родился в 1947) российский хоккеист, чемпион Олимпийских игр (1972, 1976), неоднократный чемпион мира, Европы
• Георгий (1899—1977) российский электротехник
• Ивайло (родился в 1923) болгарский писатель, повесть «Нонкина любовь», романы «Мертвая зыбь», «Облава на волков»
• Илия (1903—75) болгарский живописец
• Маршал Советского Союза (1983), Герой Советского Союза (1982)
• Михаил (1905—55) удмуртский писатель, повесть «Перед рассветом», роман «Старый Мултан»
• Николай (1876—1964) российский хирург
• генерал армии (1944), Герой Советского Союза (1945)
• легендарный хоккеист, игрок ЦСКА и сборной СССР
• псевдоним советского писателя Е. П. Катаева
• русский шахматист, автор задачи «бегство Наполеона из Москвы»
• собрат по перу Ильи Ильфа
• «Шумахер» России, российский гонщик Формулы 1
• персонаж поэмы К. Симонова «Сын артиллериста»
• персонаж романа А. Фадеева «Молодая гвардия»
• российский пилот «Формулы-1»
• этот писатель стал прототипом Павлика Бачея в трилогии своего старшего брата «Волны Черного моря»
• русский хирург, главный хирург Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны, автор трактата «Свободная пересадка кожи при больших дефектах»
• русский хирург XIX-XX вв., основоположник российской онкологии
• русский иммунолог XX в., автор учебника «Иммунология»
• русский врач XIX-XX вв., начальник Глав-науки в 1923-27 гг., руководитель издательства «Советская энциклопедия» с 1927 г
• генерал, командующий Приморской армией при обороне Одессы и Севастополя, 2-м Белорусским и 4-м Украинским фронтами в Великую Отечественную войну 1941-45 гг
• герой Евгения Киндинова в фильме «Срочный вызов»
• российский физик, открывший электрическую дугу
• А. П. (1930-2006) российский эстрадный композитор
• персонаж романа российского писателя В. Иванова «Бронепоезд 14-69»
• персонаж повести К. Симонова «Сын артиллериста»
• «я шагаю по Москве» (композитор)
• композитор «Служебного романа»
• Сергей Владимирович (1911–1988) — поэт, переводчик
• русский советский писатель, автор романа «Половодье» и книги «Ветошь», оставшейся в рукописи
• один из авторов 12 стульев
• автор музыки к «Берегись автомоб»
• русская фамилия в честь апостола
• фамилия арапа Петра Великого, до того, как он взял фамилию Ганнибал
• «служебный роман» (автор музыки)
• «берегись автомобиля (автор музыки)
• один из авторов «Двенадцати стульев»
• автор музыки к фильму «Берегись автомобиля»
• друг Пети Васечкина
• Русский советский писатель, соавтор романа «12 стульев»
• Советский композитор, балет «Мастер и Маргарита»
• Псевдоним советского писателя Е.П.Катаева
• Российский физик, открыл электрическую дугу (1761-1834)
• Российский хирург (1876-1964)
• Российский химик-органик (1895-1964)
• Российский шахматист, автор первого русского учебника шахматной игры (1794-1867)
• Украинский физик-теоретик (1910-1972)
• Российский композитор, автор музыки к фильмам (1930-2006, балет »Берег надежды», опера »Пётр Первый»)
• Русский писатель-сатирик, настоящая фамилия Катаев (1902-1942)
• Удмуртский писатель (1905-1955, »Старый Мултан»)
• Болгарский живописец (1903-1975)
• Болгарский писатель (»Мёртвая зыбь», »Облава на волков»)
• Советский спортсмен (стендовая стрельба), чемпион Олимпийских игр (1968)
• Российский хоккеист, чемпион Олимпийских игр (1972, 1976)
• Российский штангист, чемпион Олимпийских игр (1996)
• «Служебный роман» (автор музыки)
• «Я шагаю по Москве» (композитор)
• «Шумахер» России, российский гонщик Формулы 1
• Андрей (1930-2006) российский композитор, балеты «Берег надежды», «Сотворение мира», музыка фильмы «Берегись автомобиля», «Служебный роман», «Жестокий романс»
• Владимир (1896—1966) российский кинорежиссер, фильмы: «Гроза», «Петр I», «Кутузов», «Сталинградская битва», «Поединок», «Русский лес»
• Ивайло (родился в 1923) болгарский писатель, повесть «Нонкина любовь», романы «Мертвая зыбь», «Облава на волков»
• Михаил (1905—55) удмуртский писатель, повесть «Перед рассветом», роман «Старый Мултан»
• автор музыки к «Берегись автомоб»
• автор музыки к фильму «Берегись автомобиля»
• герой Евгения Киндинова в фильме «Срочный вызов»
• композитор «Служебного романа»
• один из авторов «Двенадцати стульев»
• персонаж романа российского писателя В. Иванова «Бронепоезд 14-69»
• русский врач XIX-XX вв., начальник Глав-науки в 1923-27 гг., руководитель издательства «Советская энциклопедия» с 1927 г
• русский иммунолог XX в., автор учебника «Иммунология»
• русский советский писатель, автор романа «Половодье» и книги «Ветошь», оставшейся в рукописи
• русский хирург, главный хирург Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны, автор трактата «Свободная пересадка кожи при больших дефектах»
• русский шахматист, автор задачи «бегство Наполеона из Москвы»
• этот писатель стал прототипом Павлика Бачея в трилогии своего старшего брата «Волны Черного моря»
«Золотые мелодии экрана» Выпуск 2. «Вальс» из к/ф «Берегись автомобиля»
Любимый миллионами зрителей фильм «Берегись автомобиля» стал «первой ласточкой» в многолетнем творческом сотрудничестве двух гениальных мастеров – режиссёра Эльдара Рязанова и композитора Андрея Петрова. Звучащая в картине мелодия вальса признана одной из самых узнаваемых в мире киномузыки.
Интересно, что на мысль стать композитором юного Андрея натолкнул тоже вальс – точнее, просмотр фильма «Большой Вальс» об Иоганне Штраусе. К слову, Петров был очень разносторонним композитором: он писал оперы и балеты, симфонические произведения и инструментальные концерты, а также музыку к театральным спектаклям. Так, всемирное признание получил балет Андрея Петрова «Сотворение мира», в котором танцевал знаменитый Михаил Барышников. Симфонии Петрова исполняли многие известные дирижеры: Юрий Темирканов, Евгений Светланов, Александр Дмитриев, Евгений Колобов, Гюнтер Шулер (США), Козухира Монзуми (Япония). Однако именно киномузыка принесла Андрею Павловичу любовь не только лишь ценителей классической музыки, а поистине всенародную. Его мелодии по сей день нам кажутся тёплыми и родными.
Кинодебютом Петрова стала музыка к фильму «Мишель и Мишутка», а вслед за ним в 1962 году на экраны выходит «Человек-амфибия» – один из самых популярных фильмов в истории СССР (в первый год проката его посмотрело 65 миллионов человек). Музыка Андрея Петрова, прозвучавшая в этой картине, стала её прекрасным обрамлением и ожидаемо полюбилась зрителям. Неудивительно, что после оглушительного успеха «Человека-амфибии» композитора засыпали творческими предложениями, и с тех пор музыка Андрея Петрова стала стабильно сопровождать фильмы лучших режиссёров СССР: «Путь к причалу», «Я шагаю по Москве», «Тридцать три» и «Осенний Марафон» Георгия Данелии, «Белый Бим, Чёрное ухо» Станислава Ростоцкого. Главным же творческим тандемом в этом контексте стало сотрудничество Андрея Петрова с Эльдаром Рязановым, подарившее зрителям такие киношедевры, как «Берегись автомобиля» (1966), «Зигзаг удачи» (1968), «Старики-разбойники» (1972), «Служебный роман» (1977), «Гараж» (1980), «О бедном гусаре замолвите слово» (1981), «Вокзал для двоих» (1982), «Жестокий романс» (1984) и другие. Всего же за период с 1961 года и до конца своей жизни Андрей Петров написал музыку к 75 фильмам.
Можно сказать, что на музыкальное оформление фильма «Берегись автомобиля» в таком виде, в котором мы его знаем и любим, в какой-то мере повлияла замена исполнителя главной роли. Изначально сценарий картины Рязанов писал «под» Юрия Никулина, однако тот уехал на продолжительные гастроли, и в итоге роль Деточкина сыграл Иннокентий Смоктуновский. Картина, снимайся в ней Никулин, оказалась бы иной – более эксцентричной и весёлой. Смоктуновский же сместил характер главного персонажа в сторону грусти и некоей странности, и музыка Андрея Петрова максимально органично вписалась в полотно картины. Его минорный вальс стал музыкальной иллюстрацией характера Юрия Деточкина. «Вальс Андрея Петрова – это ещё один вариант Деточкина, инобытие его души, хрупкой, но и ускользающей, беззащитной, но и склонной к мистификации, а главное – всё возвращающейся на место, где была, к прежнему помыслу, к прежним неистребимым надеждам», – писали кинокритики.
А вот – отрывок из книги Бориса Ароновича Каца «Простые истины киномузыки», который хотелось бы привести целиком.
«…Этот всем знакомый Вальс можно услышать где угодно – в концерте, с пластинки, в радиопередаче, но только не там, где, казалось бы, проще всего его услышать – не в фильме «Берегись автомобиля». Ибо там звучат лишь различные его фрагменты, более или менее протяжённые. Сам же Вальс – от начала до конца, как цельное музыкальное произведение, как «опус» – ни разу не звучит.
На звуковой дорожке киноленты возникают и исчезают то одни, то другие «вальсовые кусочки», почти всегда обновляя свой звуковой облик: меняются темпы и тембры, фактура и ритмика, а значит, меняется и смысл звучания… Перемена экранного изображения изменяет и смысл звучащей вместе с ним музыки. И каждый раз в её звучании проступают новые смысловые оттенки. Мелодия словно кружится. Она звучит в тот самый момент, когда на экране возникла кольцевая развязка шоссейных дорог, и по этому кольцу-карусели помчалась «Волга» с Юрием Деточкиным и преследующий ее мотоцикл со старшиной ГАИ. Все медленнее и медленнее на подгибающихся от страха ногах подходит Деточкин к задержавшему его автоинспектору, и с каждым шагом замедляется кружение вальса. Типичную автодорожную ситуацию музыка превратила в сцену из балета. Мы слышим вальс, когда незадачливый похититель автомашин, хромая на покалеченную ногу (владелец машины использовал волчий капкан в качестве противоугонного средства), доковылял до квартиры невесты и на тревожный ее вопрос горестно пожаловался: «Да вот, понаставили всюду капканов…» Мелодия звучит, когда Деточкин в чересчур тесном соседстве с двумя конвоирами катит в машине с зарешёченными окнами! Когда Деточкин, выбросив в реку «гаечные ключи», отмычки, бутылку с подсолнечным маслом и картотеку учета жуликов» торжествует разрыв (увы, – временный) со своей преступной, хотя и благородной по намерениям деятельностью.
Вальс – первая любовь кинематографа, он остается сильнейшей привязанностью киномузыки Андрея Петрова, и почти всегда служит знаком расположения к тем персонажам, кому вальс адресован. В фильмах с музыкой Петрова вальсом награждают».
P.S. Фильм «Берегись автомобиля» был награждён почётными дипломами на международных кинофестивалях в Эдинбурге (Шотландия) и в Сиднее (Австралия). В том же 1966 году Иннокентий Смоктуновский был отмечен призом за лучшее исполнение мужской роли на кинофестивале в Картахене (Испания). В 1967 году картины получила Почётный диплом на международном кинофестивале в Мельбурне (Австралия). По опросу журнала «Советский экран» Иннокентий Смоктуновский стал лучшим актёром 1966 года.
В рамках онлайн-проекта ансамбля «Донбасс» «Золотые мелодии экрана» предлагаем послушать композицию «Вальс» из фильма «Берегись автомобиля» в исполнении эстрадно-симфонического оркестра Заслуженного государственного академического ансамбля песни и танца «Донбасс» (дирижёр Пётр Рыжов).
п е т р о в
автор музыки к фильму «Берегись автомобиля»
• (настоящая фамилия Краузе) Иван (родился в 1920) российский певец (бас)
• Александр (1794—1867) российский шахматист, теоретик и литератор, автор первого русского учебника шахматной игры
• Александр (1794—1867) сильнейший шахматист России 1-й половины XIX в., шахматный теоретик и литератор, автор 1-го русского учебника шахматной игры
• Александр (1882—1905) матрос Черноморского флота, руководитель восстания на учебном судне «Прут» в 1905, большевик
• Александр (1895—1964) российский химик-органик
• Александр (родился в 1934) российский экономист
• Андрей (1930-2006) российский композитор, балеты «Берег надежды», «Сотворение мира», музыка фильмы «Берегись автомобиля», «Служебный роман», «Жестокий романс»
• Валери (родился в1920) болгарский поэт, драматург
• Василий (1875—1937) российский певец (бас)
• Владимир (1896—1966) российский кинорежиссер, фильмы: «Гроза», «Петр I», «Кутузов», «Сталинградская битва», «Поединок», «Русский лес»
• Владимир (родился в 1947) российский хоккеист, чемпион Олимпийских игр (1972, 1976), неоднократный чемпион мира, Европы
• Георгий (1899—1977) российский электротехник
• Ивайло (родился в 1923) болгарский писатель, повесть «Нонкина любовь», романы «Мертвая зыбь», «Облава на волков»
• Илия (1903—75) болгарский живописец
• Маршал Советского Союза (1983), Герой Советского Союза (1982)
• Михаил (1905—55) удмуртский писатель, повесть «Перед рассветом», роман «Старый Мултан»
• Николай (1876—1964) российский хирург
• генерал армии (1944), Герой Советского Союза (1945)
• легендарный хоккеист, игрок ЦСКА и сборной СССР
• псевдоним советского писателя Е. П. Катаева
• русский шахматист, автор задачи «бегство Наполеона из Москвы»
• собрат по перу Ильи Ильфа
• «Шумахер» России, российский гонщик Формулы 1
• персонаж поэмы К. Симонова «Сын артиллериста»
• персонаж романа А. Фадеева «Молодая гвардия»
• российский пилот «Формулы-1»
• этот писатель стал прототипом Павлика Бачея в трилогии своего старшего брата «Волны Черного моря»
• русский хирург, главный хирург Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны, автор трактата «Свободная пересадка кожи при больших дефектах»
• русский хирург XIX-XX вв., основоположник российской онкологии
• русский иммунолог XX в., автор учебника «Иммунология»
• русский врач XIX-XX вв., начальник Глав-науки в 1923-27 гг., руководитель издательства «Советская энциклопедия» с 1927 г
• генерал, командующий Приморской армией при обороне Одессы и Севастополя, 2-м Белорусским и 4-м Украинским фронтами в Великую Отечественную войну 1941-45 гг
• герой Евгения Киндинова в фильме «Срочный вызов»
• российский физик, открывший электрическую дугу
• А. П. (1930-2006) российский эстрадный композитор
• персонаж романа российского писателя В. Иванова «Бронепоезд 14-69»
• персонаж повести К. Симонова «Сын артиллериста»
• «я шагаю по Москве» (композитор)
• композитор «Служебного романа»
• Сергей Владимирович (1911–1988) — поэт, переводчик
• русский советский писатель, автор романа «Половодье» и книги «Ветошь», оставшейся в рукописи
• один из авторов 12 стульев
• автор музыки к «Берегись автомоб»
• русская фамилия в честь апостола
• фамилия арапа Петра Великого, до того, как он взял фамилию Ганнибал
• «служебный роман» (автор музыки)
• «берегись автомобиля (автор музыки)
• один из авторов «Двенадцати стульев»
• автор музыки к фильму «Берегись автомобиля»
• друг Пети Васечкина
• Русский советский писатель, соавтор романа «12 стульев»
• Советский композитор, балет «Мастер и Маргарита»
• Псевдоним советского писателя Е.П.Катаева
• Российский физик, открыл электрическую дугу (1761-1834)
• Российский хирург (1876-1964)
• Российский химик-органик (1895-1964)
• Российский шахматист, автор первого русского учебника шахматной игры (1794-1867)
• Украинский физик-теоретик (1910-1972)
• Российский композитор, автор музыки к фильмам (1930-2006, балет »Берег надежды», опера »Пётр Первый»)
• Русский писатель-сатирик, настоящая фамилия Катаев (1902-1942)
• Удмуртский писатель (1905-1955, »Старый Мултан»)
• Болгарский живописец (1903-1975)
• Болгарский писатель (»Мёртвая зыбь», »Облава на волков»)
• Советский спортсмен (стендовая стрельба), чемпион Олимпийских игр (1968)
• Российский хоккеист, чемпион Олимпийских игр (1972, 1976)
• Российский штангист, чемпион Олимпийских игр (1996)
• «Берегись автомобиля (автор музыки)
• «Служебный роман» (автор музыки)
• «Я шагаю по Москве» (композитор)
• «Шумахер» России, российский гонщик Формулы 1
• Андрей (1930-2006) российский композитор, балеты «Берег надежды», «Сотворение мира», музыка фильмы «Берегись автомобиля», «Служебный роман», «Жестокий романс»
• Владимир (1896—1966) российский кинорежиссер, фильмы: «Гроза», «Петр I», «Кутузов», «Сталинградская битва», «Поединок», «Русский лес»
• Ивайло (родился в 1923) болгарский писатель, повесть «Нонкина любовь», романы «Мертвая зыбь», «Облава на волков»
• Михаил (1905—55) удмуртский писатель, повесть «Перед рассветом», роман «Старый Мултан»
• автор музыки к «Берегись автомоб»
• герой Евгения Киндинова в фильме «Срочный вызов»
• композитор «Служебного романа»
• один из авторов «Двенадцати стульев»
• персонаж романа российского писателя В. Иванова «Бронепоезд 14-69»
• русский врач XIX-XX вв., начальник Глав-науки в 1923-27 гг., руководитель издательства «Советская энциклопедия» с 1927 г
• русский иммунолог XX в., автор учебника «Иммунология»
• русский советский писатель, автор романа «Половодье» и книги «Ветошь», оставшейся в рукописи
• русский хирург, главный хирург Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны, автор трактата «Свободная пересадка кожи при больших дефектах»
• русский шахматист, автор задачи «бегство Наполеона из Москвы»
• этот писатель стал прототипом Павлика Бачея в трилогии своего старшего брата «Волны Черного моря»
Мелодия меняет платья
Вальс из фильма «Берегись автомобиля»: находки и парадоксы
Портрет киногероя
Первый полноценный музыкальный портрет киногероя (и именно своего героя) композитор создал в первой работе с Эльдаром Рязановым. То был знаменитый вальс в фильме «Берегись автомобиля», вальс, в котором сразу же все узнали замечательно точный портрет не просто Юрия Деточкина, героя сценария, но Деточкина – Смоктуновского, героя фильма. Режиссер Эльдар Рязанов назвал Вальс Андрея Петрова к кинофильму «Берегись автомобиля» лучшим вальсом ХХ столетия. Тема вальса принадлежит к тем мелодическим находкам Петрова, которыми композитор вправе гордиться. Об этой музыке много писали и музыковеды, и кинокритики.
«Вальс Андрея Петрова – это еще один вариант Деточкина, инобытие его души, хрупкой, но и ускользающей, беззащитной, но и склонной к мистификации, а главное – все возвращающейся на место, где была, к прежнему помыслу, к прежним неистребимым надеждам».В.П. Демин:
Вальс в фильме «Берегись автомобиля» создает портрет героя, которого я бы назвал «человеком с оглядкой». Вот его общие приметы: в мелодии интонация жалобы; сочетание в инструментовке бытовых и эксцентрических тембров; всегда негромко, всегда в миноре.
А вот особые: начальные краткие мотивы всегда повторяются, иногда разделяются паузами (поэтому звучат робко), затем мелодия пытается расцвести протяженными фразами, но, словно испугавшись, свертывается опять в краткие, повторяющиеся мотивы. Это и создает эффект, ассоциирующейся у меня с оглядкой. Такого «человека с оглядкой» слух созерцает с сочувственной усмешкой и угадывает в нем давно знакомые черты.
Пристально всматривается Петров во внешний облик персонажей. Осанка, походка, жестикуляция, мимика – во всем этом взгляд композитора как будто улавливает некий интонационный рисунок, подлежащий выявлению в звуке. В киномузыке Петрова можно нередко услышать звуковые портреты актеров, занятых в главных ролях, причем портреты отнюдь не фотографического свойства: одни черты актерской пластики, преображаясь в звучание, предстанут утрированными, иногда вплоть до шаржа, другие же, напротив, смягченными, затушеванными. Музыка эта пишется не столько для героя сценария, сколько для играющего его актера – с несомненным учетом его внешних данных.
Мелодия меняет платья
…Этот всем знакомый Вальс можно услышать где угодно – в концерте, с пластинки, в радиопередаче, но только не там, где, казалось бы, проще всего его услышать – не в фильме «Берегись автомобиля». Ибо там звучат лишь различные его фрагменты, более или менее протяженные. Сам же Вальс – от начала до конца, как цельное музыкальное произведение, как «опус» – ни разу не звучит.
На звуковой дорожке киноленты возникают и исчезают то одни, то другие «вальсовые кусочки», почти всегда обновляя свой звуковой облик: меняются темпы и тембры, фактура и ритмика, а значит, меняется и смысл звучания. В разных эпизодах фильма мелодия словно меняет платья. Повторы второй темы Вальса создают впечатление, что киномузыка петрова способна не меняя конкретного звукового облика менять свою мимику в сочетании с разными кадрами.
Перемена экранного изображения изменяет и смысл звучащей вместе с ним музыки. И каждый раз в ее звучании проступают новые смысловые оттенки. Мелодия словно кружится. Она звучит в тот самый момент, когда на экране возникла кольцевая развязка шоссейных дорог, и по этому кольцу-карусели помчалась «Волга» с Юрием Деточкиным и преследующий ее мотоцикл со старшиной ГАИ. Все медленнее и медленнее на подгибающихся от страха ногах, подходит Деточкин к задержавшему его автоинспектору, и с каждым шагом замедляется кружение вальса. Типичную автодорожную ситуацию музыка превратила в сцену из балета. Мы слышим вальс, когда незадачливый похититель автомашин, хромая на покалеченную ногу (владелец машины использовал волчий капкан в качестве противоугонного средства), доковылял до квартиры невесты и на тревожный ее вопрос горестно пожаловался: «Да вот, понаставили всюду капканов…» Мелодия звучит, когда Деточкин в чересчур тесном соседстве с двумя конвоирами катит в машине с зарешеченными окнами! Когда Деточкин, выбросив в реку «гаечные ключи», отмычки, бутылку с подсолнечным маслом и картотеку учета жуликов» торжествует разрыв (увы, – временный) со своей преступной, хотя и благородной по намерениям деятельностью.
Вальс – первая любовь кинематографа, он остается сильнейшей привязанностью киномузыки Андрея Петрова, и почти всегда служит знаком
расположения к тем персонажам, кому вальс адресован. В фильмах с музыкой Петрова вальсом награждают.
По материалам книги Бориса Ароновича Каца «Простые истины киномузыки», Л., 1988 г.
Берегись автомобиля
Содержание
История создания
Юрий Деточкин и Максим Подберёзовиков
Съёмки «Берегись автомобиля» прошли в течение 1965 года, премьера состоялась в мае 1966-го; в прокате этого года фильм занял 11 место — 29 млн зрителей.
Сюжет
Скромный и застенчивый страховой агент, в прошлом шофёр, а ныне ещё и актёр самодеятельного театра Юрий Деточкин оказывается непримиримым борцом за справедливость. Правда, правоохранительным органам в лице актёра того же театра — следователя Максима Подберёзовикова, в чьём кабинете вместо традиционного портрета Дзержинского висит портрет Станиславского, этот Робин Гуд представляется опасным, хитроумным, изобретательным и неуловимым преступником…
Бывая по долгу службы в домах довольно состоятельных людей и видя, что его клиенты живут явно не по средствам, Деточкин пытается восстановить справедливость, как он её понимает: у людей, живущих на «нетрудовые доходы», он угоняет автомобили, перепродаёт их, а вырученные деньги (за удержанием накладных расходов) переводит детским домам.
У одного из клиентов, Димы Семицветова, Деточкину удаётся угнать машину лишь с третьей попытки: в первый раз срабатывает сигнализация, во второй Деточкин попадает в капкан, установленный бдительным хозяином после первой попытки угона. Деточкин гонит украденную машину в Прибалтику; по пути он знакомится с симпатичным милиционером, помогает ему завести заглохший мотоцикл. Но в ближайшем населённом пункте милиционер получает ориентировку на угонщика и пускается за Деточкиным в погоню. После каскада автомобильных трюков милицейский мотоцикл снова глохнет, и Деточкин продолжает свой путь.
Пока Юрий Иванович продаёт угнанную «Волгу», на его след выходит Максим Подберёзовиков. Следователь случайно обнаруживает, что свои отлучки Деточкин дома объясняет служебными командировками, а на работе — болезнями многочисленных родственников. Подберёзовиков вспоминает все странности в поведении Деточкина, его повышенный интерес к расследованию, и у него исчезают последние сомнения. Он потрясён лицемерием того, кого считал другом, и намеревается арестовать «предателя».
Но желая всё-таки понять, что толкнуло Юрия Ивановича на путь преступления, Максим ведёт его перед арестом в пивную. Деточкин предъявляет Максиму все имеющиеся документы: квитанции на денежные переводы и проч., — заведующий пивной, тоже жертва Деточкина, решив, что нагрянула ревизия, с перепугу подаёт визитёрам «фирменное пиво», то есть «ёрш». Захмелевший Подберёзовиков, узнав, что Деточкин ворует из благородных побуждений, принимает решение пойти на должностное преступление и отпустить Деточкина с миром под обещание больше не воровать машины даже у взяточников. Он порывается даже порвать ордер на арест, но Юрий Иванович отнимает у него документ.
В ожидании скорого ареста Деточкин рассказывает обо всём Любе; он честно пытается покончить с прошлым, выбрасывает в реку свою картотеку, но тут же ему попадается на глаза «Волга» со знакомым номером. Выловив из воды картотеку, Деточкин устанавливает, что машина принадлежит взяточнику — и благородный вор не может устоять; но на этот раз он подгоняет машину к отделению милиции, где работает Подберёзовиков. Во время поездки в этой машине по городу Деточкина из своего троллейбуса замечает Люба, которая бросается за ним в погоню (на своём троллейбусе!), чтобы предотвратить новое преступление; но не догоняет: в пылу погони на полной скорости сворачивает в переулок, где нет троллейбусных проводов… Однако в картотеку Деточкина вкралась ошибка: автомобиль принадлежит честному человеку. Подберёзовиков вынужден арестовать друга.
На премьеру самодеятельного «Гамлета» Деточкина под конвоем, но всё же привозят. Спектакль проходит с большим успехом.
В суде Максим и другие знакомые Деточкина выступают в защиту «Робин Гуда», громогласно звучит призыв тестя Семицветова: «Свободу Юрию Деточкину!». Более того, патетично обвинявший Деточкина Семицветов сам замолкает, услышав из уст государственного обвинителя, что в отношении него возбуждено уголовное дело. Какой именно срок определяет суд Деточкину, не сообщается. В финале фильма Юрий Иванович в своей манере подходит к ветровому стеклу троллейбуса Любы и говорит ей: «Я вернулся».