автор работы обучение пению детей старшей группы детского сада
Подходы к обучению пению дошкольников в классических методиках.
Юлия Лещёва
Подходы к обучению пению дошкольников в классических методиках.
Научные исследования в области физиологии, психологии,
педагогические эксперименты, которые проходили в детских садах под
руководством АПН РСФСР, послужили основанием разработки методик
обучения дошкольников пению, которые впоследствии получили название
«классических». Это методики Н. А. Метлова, Н. А, И. Л. Дзержинской,
Орловой и Бекиной, Т. С. Бабаджан. Все они были разработаны в 60-80-х
годах и по сей день не утратили своего значения в теории и практике
музыкального дошкольного образования. Их непреходящая
востребованность, «эталонность» обусловлена тем, что они основываются на
серьезном теоретическом фундаменте и экспериментальной проверке
предлагаемых в методиках содержания, средств, методов певческого
воспитания дошкольников.
Один из основоположников общественного дошкольного воспитания в
нашей стране является Николай Афанасьевич Метлов (1885-1971) – видный
советский ученый, методист, педагог, научный вклад которого в разработку
проблемы обучения пению дошкольников сложно переоценить. Изучая
природу и развитие детского голоса и слуха, он в 1940 году защитил
кандидатскую диссертацию на тему «Обучение пению детей старшей группы
детского сада». В ней он определил особенности голосового аппарата,
физиологические возможности дошкольников, их певческие умения и
навыки, диапазон голосов детей разных возрастных групп, требования к
песенному репертуару детского сада, рекомендации по охране детского
голоса и слуха, подходы к обучению пению дошкольников, методику
разучивания песенного репертуара. Подходы ученого и методиста к развитию детского голоса основывались
на принципах доступности, систематичности, последовательности в
обучении детей пению, дифференциации средств и методов обучения в
зависимости от возрастной группы, бережном отношении к голосу ребенка.
Не случайно им был поднят вопрос об охране детского голоса и разработаны
конкретные рекомендации воспитателям и музыкальным руководителям.
Эти рекомендации немногочисленны, но они значимы, поскольку
позволяют уберечь детский голос от чрезмерного напряжения и воздействий,
которые могут повредить еще слабому, хрупкому, находящемуся в стадии
развития голосовому аппарату ребенка. Н. А.Метлов пишет:
«Музыкальный руководитель и воспитатель должны не только …владеть
методикой пения, но и беречь голос детей, следить за тем, чтобы дети пели
естественным голосом, не форсируя звук, не говорили слишком громко. Сам
педагог тоже не должен громко говорить. Заботясь о создании спокойной
обстановки, об уменьшении шума в группе, воспитатель тем самым оберегает
детский голос. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно
влияют на нервную систему ребенка….Не следует поощрять пение детьми
взрослых песен с большим диапазоном, которые они слышат дома и по
радио. Неправильное, фальшивое исполнение таких песен не способствует
развитию слуха у ребенка, а особенно громкое их исполнение наносит вред
слабым голосовым связкам малыша» и т. д.
Помимо вышеперечисленных принципов Н. А. Метлов придавал большое
значение принципам наглядности, сознательности и прочности в певческом
воспитании дошкольников. Он отмечал, что в процессах обучения пению
такие органы чувств как зрение, мышечное чувство дополняют и
конкретизируют слуховое восприятие ребенка. Музыкальные лесенки, показ
жестами звуковысотного движения позволяют ребенку ощутить разницу
между высокими и низкими звуками, не только услышать, но увидеть
направление движения мелодии и др. Но основным приемом наглядности –слуховой и зрительной он считал образец исполнения песни педагогом. Он
предостерегал педагогов от чрезмерного использования игрушек и
иллюстраций: «Не следует злоупотреблять показом игрушек и превращать
музыкальные занятия в кукольный театр». Наглядность в
обучении должна быть направлена на повышение интереса детей к
музыкальным занятиям, развитие сознательности, легкости и прочности
Н. А. Метлов полагал, что у детей дошкольного возраста необходимо
воспитывать сознательное отношение к пению. Он пишет, что «…знания,
умения считаются усвоенными сознательно, если они хорошо поняты
детьми и дети могут передать их словами. Сознательность тесно связана с
умственной, волевой активностью детей, их заинтересованностью песенным
репертуаром». Большое значение в формировании у
дошкольников осознанного восприятия и исполнения песен он придавал
выразительному показу и слову педагога, нацеленным на раскрытие
содержания песни, передачу музыкального образа, объяснение технических
приемов исполнения. Систематическое повторение выученного репертуара
также является одним из факторов певческого развития дошкольников,
прочности усвоения навыков. Н. А. Метлов отмечает, что закрепление
песенного репертуара должно быть не механическим, но сознательным его
воспроизведением, а чтобы повторение песни не наскучило детям, надо
разнообразить процесс, внося элементы нового. «При повторении надо
подводить детей к осознанию как положительных моментов в пении, так и
ошибок, неправильностей, неточностей, допущенных при передаче мелодии
и текста. От сознательного повторения знакомого материала зависит и
прочность усвоения вокальных навыков».
«Кто в домике живёт?» Доминантное занятие по обучению детей пению во второй младшей группе «Кто в домике живёт?» Доминантное занятие по обучению детей пению во 2-й младшей группе. Мария Александровна Симонова, музыкальный руководитель.
Консультация «Обучение детей выразительному пению» (из опыта работы) Мир звуков окружает ребенка буквально с момента рождения. В безбрежном звуковом море музыкальные звуки особенно влекут детей. Постигая мир.
Мастер-класс «Инновационные подходы речевого развития дошкольников. Синквейн» Слайд 1 Здравствуйте, уважаемое жюри, уважаемые коллеги! Меня зовут Исакова Наталья Ивановна. Я представляю дошкольный уровень «Школы №.
Методические рекомендации по обучению детей пению на примере кубанских и русских народных песен В процессе реализации поставленных задач я, как педагог дополнительного образования, часто сталкиваюсь с проблемой выбора методов и форм.
Обучение пению младших дошкольников Пение одно из основных средств музыкального воспитания. Пение развивает слух, память, чувство ритма, укрепляет легкие, и весь дыхательный.
Подходы к формированию речемыслительной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ На современном этапе развития общества существует.
Подходы к обучению пению дошкольников в классических методиках. Один из основоположников общественного дошкольного воспитания в нашей стране является Николай Афанасьевич Метлов (1885-1971) – видный советский.
Русская народная песня как средство обучения выразительному пению Пение — важнейшее средство музыкального воспитания. Оно играет существенную роль в решении задач и гармонического развития ребенка, развивает.
Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через познавательное развитие Современные подходы к нравственно — патриотическому воспитанию дошкольников через познавательное развитие В условиях решения задач модернизации.
Учебная программа по обучению хоровому пению (рассчитана на три года) ХОРОВОЕ ПЕНИЕ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности базового уровня освоения образовательных.
Методические рекомендации «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Ольга Воробьева
Методические рекомендации «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста
Пение – один из ведущих видов детского исполнительства.
Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии ребенка.
В пении формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки.
В пении развиваются эстетические и нравственные представления, активизируются умственные способности, пение положительно влияет на физическое развитие детей, улучшает детскую речь.
Певческая деятельность исследовалась Н. А. Метловым, А. Д. Войновой, Н. А. Ветлугиной, А. Катинене и др.
Цель и задачи певческой деятельности:
Основная цель – воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке.
1. Развивать музыкальные способности
2. Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры
3. Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.
Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм музыкальной деятельности детей.
Песенный репертуар включает в себя:
— упражнения для развития певческого голоса и слуха;
— песни для различных видов музыкальной деятельности
Певческие упражнения должны использоваться в определенной системе. Их основная цель – развитие певческой техники, музыкального слуха. Каждое упражнение имеет узкую задачу (развитие дыхания, развитие дикции и т. д.)
Важна последовательность упражнений:
Дикция и артикуляция – дыхание – звукообразование – расширение диапазона- звуковедение
Дикция и артикуляция (в начале учебного года). Сначала дети поют упражнения, помогающие преодолеть дефекты речи, затем – для выравнивания гласных и слогов с согласными.
Методы и приемы: выразительное чтение текста, разъяснение смысла незнакомых слов, чтение текста шепотом, упражнения.
Певческое дыхание. Вдох рекомендуется делать одновременно через нос и рот. Выдох должен быть спокойным и медленным. Сначала пение двухтактовых попевок в среднем темпе в размере2/4, затем фразы удлинняются.
Методы и приемы: показ и разъяснение.
Звукообразование. (естественное пение, ненапряженное, напевное, легкое). Развитие у детей «мягкой атаки звука»
Методы и приемы: образное слово, беседа о характере музыки, показ приемов исполнения, прием сравнения звучания с музыкальным инструментом.
Для развития певческого диапазона используются те же упражнения, но транспортированные в другие тональности.
Вокальные навыки приобретаются одновременно с хоровыми (чистота интонации, ансамбль)
Чистота интонации – самый сложный певческий навык. Он связан с развитием слуха, ощущением тяготения мелодии к устойчивым звукам, представлением мелодического звуковысотного рисунка.
Методы и приемы: настройка на первом звуке песни, восприятие детьми мелодии с голоса (пение одной мелодии педагогом, исполнение мелодии на разных инструментах, разучивание мелодии по частям, фразам, в замедленном темпе, начинать разучивать песню с более простых фрагментов (припев, моделирование (показ движения звуков рукой, дидактические игры, транспонирование мелодии в удобную ребенку тональность, систематическое повторение повторение выученных песен с сопровождением и без него, слушание песен в качественном исполнении
Причины нечистого интонирования: слаборазвитый слух, недостатки артикуляции, больной голосовой аппарат, низкий диапазон звучания голоса.
Чувство ансамбля так же требует слухового внимания. Для этого важно петь негромко, в среднем темпе.
Методы и приемы: пение небольшими группами и соло, индивидуальные занятия, рассаживать нечисто интонирующих детей впереди, а чисто интонирующие – за ними; показ педагогом момент вступления (Н. А. Метлов)
Песни без сопровождения. Пение небольшими подгруппами или индивидуально с поддержкой голоса взрослого.
Основная цель – развитие чистоты интонации.
Песни с сопровождением
Песни для сопровождения движений (хороводы)
Пение несовместимо с быстрыми, резкими движениями, поэтому песни должны быть спокойного, плавного характера. Хороводы имеют простую мелодику, они легче песен с сопровождением.
Песни для игры на музыкальных инструментах. Этот репертуар предназначен для средней и старшей групп. Цель этих упражнений – познакомить с инструментом. Пение играет второстепенную роль.
Пение в музыкально-образовательной деятельности.
Репертуар для различных видов певческой деятельности может быть использован в обучении основам музыкальной грамоте. Даются сведения о средствах музыкальной выразительности (динамика, темп, ритм и т. д.)
В старшем дошкольном возрасте используется разнообразный песенный репертуар, в темпе от медленного до подвижного, динамика от тихой до умеренно громкой. Сила звучания детских голосов умеренная, т. к. голосовые связки еще не сформированы
Для поддержания интереса к песне, необходимо создавать игровые ситуации, использовать музыкально-дидактические игры, проблемные задания.
В среднем песня разучивается на 8-9 занятиях
Этапы обучения пению
Первый этап. Знакомство с песней
Методы: наглядный, словесный
— выразительное исполнение песни педагогом
— пробуждение интереса к песне, желания ее выучить
— беседа с детьми о характере, эмоционально-образном содержании песни
Второй этап. Разучивание песни. Дети осваивают навыки звукообразования, дыхания, дикции, чистоты интонирования, ансамбля.
Методы: Наглядный, словесный, практический (основной).
На этом этапе большую роль приобретают упражнения.
Вначале дети учатся по подражанию, поэтому важен показ педагога приемов исполнения.
Упражнения даются как распевание (перед пением песен)
Упражнения, данные в игровой форме, помогают приобрести певческий навык не снижая интереса детей к песне (Это мелодии из фольклора, подражания голосам птиц, животных, скороговорки, потешки, считалки)
Третий этап. На третьем этапе песни повторяются. Дети поют в свободной деятельности, включают в игры.
Список использованной литературы
Ветлугина Н. А. »Методика музыкального воспитания в детском саду», М., »Просвещение», 1989г.
Емельянов В. В. »Фонопедический метод развития голоса», 1999 г.
Журнал «Музыкальный руководитель» №1 2014, Тарасова К. В. «О развитии детского певческого голоса» с. 10-14
Метлов Н. А. »Музыка детям», М., »Просвещение», 1985 г.
Орлова Т. М., Бекина С. М. »Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5 – 6 лет», М., »Просвещение», 1987 г.
Орлова Т. М., Бекина С. М. »Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет» М., 1988 г.
Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. : Издательский центр «Академия», 1998.
Использование здороровьесберегающих технологий в развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста Вдовиченко И. В. музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребенка детский №12 Белгородской области г. Шебекино» Я, как музыкальный.
Формирование певческих навыков, как возможность творческой реализации детей дошкольного возраста Формирование певческих навыков, как возможность творческой реализации детей дошкольного возраста. Пением дети начинают заниматься с раннего.
Консультация для родителей «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать,.
Мастер-класс «Вокалотерапия как здоровьесберегающая технология в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста» ЕРШОВА НАТАЛЬЯ Мастер-класс «Вокалотерапия как здоровьесберегающая технология в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста».
Методическая разработка «Развитие певческих навыков у детей в дошкольном образовательном учреждении» Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает.
Методические рекомендации к многофункциональному игровому пособию для детей старшего дошкольного возраста Геометрический ко Цель: всестороннее воспитание и развитие детей, укрепление их здоровья, совершенствование физического развития. Задачи: Формировать.
Методические рекомендации по обучению английскому языку детей дошкольного возраста Изучение английского языка следует начинать с малых лет. Изучение иностранного языка, в случае правильной организации занятий, развивает.
Формирование певческих навыков детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых методов и приёмов Актуальность опыта Детство – период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. Педагоги.
Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка,.