автор работы учение о лесе
Тест с ответами по лесоводству
1. Автор работы “Учение о лесе”:
а) Морозов +
б) Воробьёв
в) Нестеров
2. Наиболее известный труд учёного Высоцкого:
а) “О лесоводственных устоях”
б) “О лесной пертиненции” +
в) “Учение о лесе”
3. Автор бонитировочной шкалы определения продуктивности насаждений:
а) Погребняк
б) Высоцкий
в) Орлов +
4. “Лес сушит равнины и увлажняет горы” – это крылатое выражение учёного:
а) Высоцкого +
б) Морозова
в) Сукачёва
5. Количество групп выделенных по отношению древесных пород к теплу (П. С. Погребняк):
а) 3
б) 4
в) 5 +
6. Порода, относящаяся к группе пород “очень теплолюбивые” (П. С. Погребняк):
а) Дуб пушистый
б) Дуб пробковый +
в) Дуб скальный
7. Порода, относящаяся к группе пород “Среднетребовательные к теплу” (П. С. Погребняк):
а) Орех грецкий
б) Сосна обыкновенная
в) Ольха чёрная +
8. Порода, относящаяся к группе пород “Теплолюбивые” (П. С. Погребняк):
а) Платан восточный +
б) Секвойя гигантская
в) Пихта белая
9. Автор классификации определения в современном лесоводстве дифференциации деревьев в лесу:
а) Бельгард
б) Бурггарт
в) Крафт +
10. Свет, тепло, осадки, испарение – это факторы влияния на лес:
а) Биотические
б) Абиотические +
в) Антропогенные
11. Вид осадков по влиянию на лес, относящийся к горизонтальным:
а) Изморозь +
б) Дождь
в) Снег
12. Вид осадков по влиянию на лес, относящийся к вертикальным:
а) Ожеледь
б) Снег +
в) Иней
13. Термин “тип леса” впервые был введен учёным:
а) Сукачёвым +
б) Пятницким
в) Погребняком
14. Древостои бывают по составу:
а) простые и сложные
б) чистые и сложные
в) чистые и смешанные +
15. Сокращенно обозначать древесную породу бук принято:
а) Бк +
б) Бук
в) Бу
16. Сокращенно обозначать древесную породу осина принято:
а) О
б) Ос +
в) Оси
17. Сокращенно обозначать древесную породу дуб принято:
а) Дуб
б) Дб
в) Д +
18. Простым по форме является насаждение:
а) состоящее из одной лесообразующей породы
б) состоящее из одноярусного древостоя +
в) с низкой полнотой древостоя
19. Сложными по форме является насаждение:
а) состоящее из нескольких лесообразующих пород
б) с высокой полнотой древостоя
в) состоящее из многоярусного древостоя +
20. В классификации по Крафту классов роста деревьев выделено:
а) 7
б) 5 +
в) 4
21. По эдафической сетке Алексеева – Погребняка влажная дубрава обозначается буквенно – цифровым индексом:
а) D3 +
б) В3
в) В4
22. Деревья или кустарники, способствующие ускорению роста и улучшения формы ствола главной породы:
а) подлесок
б) подгон +
в) подрост
23. Древесная порода, которая в определённых лесорастительных условиях является наиболее ценной для хозяйственных потребностей:
а) лесообразующая
б) хвойная
в) главная +
24. Хвойный лес на песчаных и каменистых землях, иногда с примесью берёзы или дуба:
а) суборь
б) бор +
в) сложная суборь
25. Напочвенный слой, образовавшийся в лесу из растительного опада:
а) моховой покров
б) лишайниковый покров
в) лесная подстилка +
26. Растения, в т. ч. древесные, способные выдерживать сухость воздуха и почвы:
а) мезофиты
б) ксерофиты +
в) гигрофиты
27. Растения, в т. ч. древесные, произрастающие на наименее плодородных почвах:
а) олиготрофы +
б) мезотрофы
в) мегатрофы
28. Древесная порода, которая преобладает в верхнем ярусе древостоя:
а) хвойная
б) лесообразующая
в) господствующая +
29. Совокупность мхов, лишайников, травянистых растений и полукустарников, произрастающих на лесных землях:
а) живой напочвенный покров +
б) лесная подстилка
в) моховой покров
30. Совокупность крон деревьев размещающихся в одном или нескольких ярусах:
а) состав древостоя
б) полог древостоя +
в) ярус древостоя
150 лет со дня рождения великого русского лесовода Георгия Федоровича Морозова
19 января 2017 года исполнилось 150 лет со дня рождения великого русского лесовода Георгия Федоровича Морозова, создавшего единое и цельное учение о лесе как биогеоценотическом, географическом и историческом явлении, показавшего сложную взаимосвязь живых и косных компонентов леса, образующих единый природный комплекс. Г.Ф. Морозов доказал, что разнообразные формы леса могут быть поняты только в связи с природной средой – климатом, почвой, животным миром.
Георгий Федорович Морозов – автор классического и неоднократно переиздававшегося труда «Учение о лесе», в котором изложены вопросы биологии лесных пород, биологии и типов лесонасаждений. Его труды оказали большое влияние на развитие биогеоценологии, лесоведения и возникновения учения о природных комплексах животных.
Профессор Петроградского Лесного института Георгий Федорович Морозов в своей лекции «О лесоводственных устоях» (1916 г.) завещал будущим лесничим «…И на первых шагах своей лесоводственной деятельности иметь свой компас, свой руль, свой символ веры», главный принцип которого – сохранение биологической устойчивости лесов, гармоничное сочетание законов леса и хозяйственной деятельности человека». «Без такого мировоззрения, – считал он, – не будет у нас руля, а одних ветрил мало».
«В жизни Георгия Федоровича бывали иногда тяжелые моменты. Их должен испытывать всякий проповедник новых идей, а таковым в области лесоводства был Георгий Федорович», – вспоминал о своем знаменитом современнике выдающийся русский почвовед К.Д. Глинка. – «Он не боялся открытых принципиальных противников, но очень страдал от выступлений и выпадов иного характера, с которыми бороться весьма трудно».
Георгий Федорович Морозов родился 7 (19) января 1867 г. в Санкт–Петербурге. По настоянию отца он получил военное образование и три года прослужил подпоручиком артиллерии в г. Динабург Витебской губернии (совр. Даугавпилс, Латвия). Здесь он вошел в круг местной молодежи, объединенной идеей служения народу. На 23-м году жизни Г.Ф. Морозов, вопреки желанию родителей, оставляет военную службу, переезжает в Санкт–Петербург и поступает в Лесной институт. Учится без поддержки семьи – дает частные уроки, служит гувернером и, кроме того, содержит и помогает в учебе младшему брату-гимназисту.
Лесничий Хреновского лесничества Н.Д. Суходский поддержал стремление своего помощника к научной работе. Основная проблема для Хреновского бора в это время состояла в необходимости восстановления на песчаных почвах когда-то высокопродуктивных пристепных боров. Г.Ф. Морозов обстоятельно изучил местные природные особенности: рельеф, уровень грунтовых вод, почвы, растительность, метеорологические условия, прошлую хозяйственную деятельность и убедился, что решающую роль для возобновления сосны в Хреновском бору играет влага, и сделал вывод, что улучшения водного режима можно достичь уничтожением сорной растительности и борьбой с задернением почвы.
«Борьба с засухой при культурах сосны» стала его «дипломной» работой, которую он защитил в Лесном институте в 1895 г. и получил звание ученого лесовода 1 разряда «со всеми правами и преимуществами кандидатов Российских университетов». Уже в это время Морозов рассматривает лес как единый организм, влияющий на состояние окружающей среды.
После возвращения на родину Г.Ф. Морозов руководил работами по облесению песков в Воронежской губернии, а в начале следующего 1899 г. был назначен заведующим Каменно-Степного опытного лесничества, образованного из Хреновского участка Особой экспедиции Лесного департамента проф. Докучаева по изучению водного и лесного хозяйства в степях России. Здесь Г.Ф. Морозов заложил 44 га полезащитных лесных полос и на 32 опытных участках разработал свою технологию выращивания лесных культур. В это время он работает над созданием ветро- и почвозащитных насаждений, изучает взаимоотношения деревьев и кустарников в насаждениях, особенности роста их надземных частей и корневой системы.
В 1899 г. Г.Ф. Морозов публикует в журнале «Почвоведение» статью «Почвоведение и лесоводство», в которой критически оценивает тогдашнее состояние лесоводства как «пеструю смесь эмпирических правил, лишь там и здесь пронизанную научным элементом». В этой работе он сформулировал ряд важных положений, которые развивал в дальнейшей своей деятельности, разработка которых дала важные научные и практические результаты.
В 1901 г. Морозов по конкурсу был избран профессором Санкт-Петербургского Лесного института, где до 1917 г. заведовал кафедрой общего лесоводства. При кафедре он создал библиотеку и лесной музей, оформлять который ему помогала жена Лидия Николаевна, художница.
Георгий Федорович Морозов был одним из самых почитаемых профессоров Лесного института. «Своей отзывчивостью, доступностью, чуткостью к запросам юношества, верой во всемогущество знания, своими передовыми взглядами и стремлениями к истине Георгий Федорович удивительно привлекал к себе сердца молодежи, которая всегда окружала и любила его», – вспоминал о своем учителе академик В.Н. Сукачев. Поощрялось участие студентов в научной деятельности. В 1912 г. один выпуск «Лесного журнала», редактируемого Морозовым, был посвящен исследовательским работам студентов.
Занимаясь педагогической работой, Георгий Федорович продолжает разрабатывать положения науки о лесе, ведет исследования в Шиповом лесу, в Хреновском и Бузулукском борах, в Нижегородской и Владимирской губерниях и ставит перед Советом Лесного института вопрос об организации лесной опытной станции и об открытии специальных курсов для подготовки лесоводов к работе в опытных лесничествах.
В 1903 году на Х Всероссийском лесохозяйственном съезде в Риге Г.Ф. Морозов поднимает вопрос «О направлении деятельности опытного дела в русских лесах».
«Для этого необходимы прежде всего местные станции, – считал ученый, – в которых исследователь мог бы наблюдать лесоводственные явления в течение всего года, постоянно живя в общении с окружающей его природою». Опытные лесничества, заявляет он, должны заниматься исследованием различных способов возобновления и воспитания леса в разных географических и лесорастительных условиях, изучением влияния леса на климат, грунтовые воды и т.д. и полагает, что «типы насаждений должны составлять основу лесного опытного дела».
В связи с необходимостью научной поддержки лесного хозяйства Лесной департамент в 1906 году учредил Постоянную комиссию по лесному опытному делу. Возглавили её М.М. Орлов, Г.Н. Высоцкий и Г.Ф. Морозов. Они стали инициаторами открытия ряда опытных лесничеств, определяли направление и программу деятельности новых научных центров.
В 1904 году в «Лесном журнале» Г.Ф. Морозов публикует свой труд «О типах насаждений и их значении в лесоводстве». Типы насаждений, их изучение и классификация, по словам В.В. Матренинского, преданного ученика Георгия Федоровича, были той темой, «…где трепетал главный нерв лесоводственно-научных интересов профессора Г.Ф. Морозова». Этот же вопрос был предложен им к обсуждению на XI Всероссийском лесном съезде в Туле в 1909 году, затем в 1912 году – на XII Всероссийском съезде лесовладельцев и лесохозяев в Архангельске. Не все лесоводы, и в их числе профессор С.-Петербургского Лесного института М.М. Орлов, а также лесничий учебного лесничества и директор лесной школы в Лисино Д.М. Кравчинский, полностью поддержали научные разработки Морозова по изучению природы леса. Его оппоненты рассматривали лес с практической точки зрения: с хозяйством, «направленным на постоянное и наивыгоднейшее получение древесины» (М.М. Орлов). «Учение о типах лесных насаждений, в создании которого Георгий Федорович сыграл наиболее выдающуюся роль, – свидетельствовал Г.Н. Высоцкий, Георгий Федорович как всякое новое учение, встретило на своем пути немало препятствий со стороны лесоводов, не могших или не пожелавших понять и воспринять его. Отсюда произошел глубокий раскол в мире наших ученых лесоводов, которые разделились на два лагеря – сторонников и противников указанного учения».
Верный своему «Символу веры» Г.Ф. Морозов в 1912 г. публикует «Учение о лесе. Вып.1», в котором представляет глубокий анализ взаимоотношений между отдельными составляющими лес организмами и их со средой, дает определение леса как «совокупности древесных растений, в которой обнаруживается не только взаимное их влияние друг на друга, но и на занятую ими почву и атмосферу».
Лесоводственные афоризмы из «Учения о лесе» Г.Ф. Морозова: «лес – явление географическое», «рубка – синоним возобновления», «лес – явление социальное», «природа леса слагается из природы пород, природы их сочетаний и природы условий местопроизрастания» – должны, наконец, стать для лесоводов руководством к действию, поскольку «лес – явление историческое, и на него влияет характер и степень предшествующей и последующей хозяйственной деятельности человека».
Г.Ф. Морозов поддерживал опытные разработки лесничих, размещая их статьи в «Лесном журнале», редактором которого был избран в 1904 г. За 13 лет работы Морозова в журнале тираж издания возрос с 500 до 2000 экземпляров. Публикации журнала привлекали не только лесоводов, но и специалистов смежных научных дисциплин – почвоведов, ботаников, метеорологов и других.
Обладая обширными знаниями о лесе, Георгий Федорович публиковал интереснейшие статьи в научно-популярной серии «Библиотека натуралиста». Его познавательные экскурсии в лес и увлекательные лекции собирали большое число слушателей. Он был одним из организаторов, а затем председателем и педагогом Общества содействия женскому сельскохозяйственному образованию, так называемых Стебутовских курсов в Петербурге. Г.Ф. и Л.Н. Морозовы преподавали и в Коммерческом училище в Лисино, он – лесные науки, она – рисование.
Еще в 1903 г. Морозов ставил в Совете Лесного института вопрос об организации «повторительных», или «дополнительных» курсов для лесничих, но только в 1912, 1913 и 1914 годах такие курсы были санкционированы Лесным департаментом. Согласно Положению, они имели «своею целью дать возможность всем лицам, занимающимся хозяйством и получившим высшее лесное образование, пополнить и расширить свои познания по лесоводственным и общим наукам, имеющим отношение к общему делу». Занятия с лесничими проводили известные профессора, но наибольшее впечатление на слушателей производили лекции Г.Ф. Морозова.
«Вы дали нам и лесоводству то, в чем оно так нуждалось, то, чего ему так долго недоставало, – дали теорию, которая есть душа всякого практического дела, дали «философию», которая по Вашему же прекрасному выражению, есть самая практическая из вещей», – написали лесничие в Адресе, преподнесенном Морозову на курсах в 1912 году.
Сам же Георгий Федорович считал своими учителями Дарвина, Докучаева и Гайера: «Вот те три основных элемента: биосоциальный, географический и лесоводственный, которым я более всего обязан в своем лесоводственном развитии, и вот те три великих имени, которые я чту, которые дали смысл жизни, так ярко осветили ее различные стороны и так много дали мне человеческого счастья».
Первый съезд Солеса прошел в Петрограде с 28 апреля по 1 мая. С программной речью выступил Г.Ф. Морозов, единогласно избранный почетным председателем съезда. Он заявил тогда лесоводам: «. в единении, в соборном начале – наша сила».
26 сентября 1917 году состоялся второй Всероссийский Делегатский съезд Солеса. Продолжая утверждать, что «…если лес не будет государственным и, если не государство будет в нем хозяином, то жизнь его может стать действительно в опасность – он может погибнуть…», Г.Ф. Морозов свое выступление на съезде закончил словами: «Проявим государственность в наших решениях и будем помнить, что на нашем знамени вечная надпись: «Берегите лес».
В Крыму, несмотря на нездоровье, Г.Ф. Морозов участвует в организации, а затем и заведует кафедрой лесоводства и лесоведения агрономического факультета Таврического университета в Симферополе.
Будучи тяжело больным, Г.Ф. Морозов подготовил к печати «Основание учения о лесе» – обобщенный курс своих лекций. Его дочь Л.Г. Морозова-Турова вспоминала, как «…уже теряющий зрение отец в последний день своей жизни держал в ослабевающих руках только что вышедшую книгу, держал её вверх ногами и силился прочитать. ».
Скончался Георгий Федорович 9 мая 1920 г., на 54 году жизни. Похоронен на окраине Симферополя, в парке на берегу реки Салгирки.
«Георгий Федорович Морозов полно, беззаветно и безупречно ответил лицу жизни силой, красотою и совестью своего таланта», – сказал о своем учителе ближайший его ученик В.В. Матренинский.
Г.Ф. Морозов – автор более 400 научных трудов. Из отдельных статей, книг, брошюр Морозова Матренинский собрал посмертное издание «Учения о лесе» (1924 г.), получившее широкую известность в нашей стране и за рубежом, а В.В. Матренинский – признание и благодарность лесоводов. Время и практика подтвердили правоту «лесоводственных устоев» Г.Ф. Морозова. Его труды выдержали несколько изданий в нашей стране, в Германии и США. Выдающийся ученый-лесовед, он стоит в одном ряду с такими корифеями русской биологической науки, как К.А. Тимирязев, В.В. Докучаев, В.И. Вернадский.
В 1968 г. ВАСХНИЛ учредила Золотую медаль им. Г.Ф. Морозова «За выдающиеся работы в области лесоводства и защитного лесоразведения», его именем назван лесхоз-техникум – бывшая низшая лесная школа Хреновского лесничества, где Георгий Федорович начал свою трудовую деятельность. Здесь в ознаменование 130-летия со дня рождения Г.Ф. Морозова ученому установлен памятник, созданный, по традиции, на средства лесоводов.
Автор работы учение о лесе
1) Автор работы «Учение о лесе» из выдающихся учёных-лесоводов:
2) Наиболее известный труд учёного Г. Н. Высоцкого:
А) «О лесоводственных устоях»
В) «О лесной пертиненции»
3) Автор бонитировочной шкалы определения продуктивности насаждений:
5) Количество групп выделенных по отношению древесных пород к теплу (П. С. Погребняк):
6) Порода, относящаяся к группе пород «Очень теплолюбивые» (П. С. Погребняк):
А) Дуб обыкновенный
7) Порода, относящаяся к группе пород «Среднетребовательные к теплу» (П. С. Погребняк):
Г) Сосна обыкновенная
8) Порода, относящаяся к группе пород «Теплолюбивые» (П. С. Погребняк):
А) Платан восточный
Г) Секвойя гигантская
9) При определении гидротермического коэффициента Селянинова учитывают сумму среднесуточных температур выше:
10) Для зоны лесостепи коэффициент увлажнения по Г. Н. Высоцкому составляет:
1) В классификации по Крафту классов роста деревьев выделено:
2) В эдафической сетке Алексеева-Погребняка трофотоп субори обозначается буквенным индексом:
3) Древостой, формирующийся в естественных условиях и характеризующийся преобладающей породой, соответствующей данным лесорастительным условиям (ДСТУ 3404-96):
А) коренной древостой
Б) производный древостой
В) древостой семенного происхождения
Г древостой вегетативного происхождения
4) Древостой определённой древесной породы с единичной примесью других пород (ДСТУ 3404-96):
А) чистый древостой
Б) смешанный древостой
В) простой древостой
Г) многоярусный древостой
5) По эдафической сетке Алексеева-Погребняка влажная дубрава обозначается буквенно-цифровым индексом:
6) Степень плотности размещения деревьев в древостое
А) полнота древостоя
Б) густота древостоя
В) продуктивность древостоя
Г) бонитет древостоя
7) Лес с преобладанием в его составе мелколистных пород деревьев:
В) мелколиственный лес
8) Деревья или кустарники, способствующие ускорению роста и улучшения формы ствола главной породы:
9) Древесная порода, которая в определённых лесорастительных условиях является наиболее ценной для хозяйственных потребностей:
10) Хвойный лес на песчаных и каменистых землях, иногда с примесью берёзы или дуба:
Г) широколиственный лес
11) Активная форма природного, искусственного и комбинированного возобновления леса на территориях где раньше был лес (ДСТУ 3404-96):
А) естественное возобновление леса
В) сопутствующее возобновление леса
Г) последующее возобновление леса
12) Напочвенный слой, образовавшийся в лесу из растительного опада:
А) лишайниковый покров
В) живой напочвенный покров
Г) лесная подстилка
13) Порода, относящаяся к группе пород «Очень теплолюбивые»
14) Порода, относящаяся к группе пород «Среднетребовательные к теплу» (П. С. Погребняк):
15) Порода, относящаяся к группе пород «Малотребовательные к теплу» (П. С. Погребняк):
16) К мягколиственным породам относятся:
17) К твёрдолиственным породам относятся:
18) В эдафической сетке Алексеева-Погребняка в трофогенном ряду выделяется количество трофотопов:
19) Отношение суммы площадей горизонтальных проекций крон деревьев к общей площади соответствующего участка леса:
Б) сомкнутость полога древостоя
В) полнота древостоя
Г) густота древостоя
20) Перечень древесных пород с указанием долевого участия каждой породы в общем запасе древостоя:
А) густота древостоя
В) сомкнутость полога древостоя
Г) состав древостоя
21) Факторы неорганической природы, влияющие на лес:
22) Наиболее теневыносливые породы:
А) лиственница, берёза, гледичия
Г) дуб, пихта, тополь
23) Растения, в т. ч. древесные, способные выдерживать сухость воздуха и почвы:
24) Наиболее влаголюбивые породы:
Б) можжевельник и фисташка
25) Растения, в т. ч. древесные, произрастающие на наименее плодородных почвах:
26) Породы наиболее требовательные к плодородию почвы:
А) можжевельник и сосна
27) Наименее газоустойчивые породы:
Б) берёза и можжевельник
28) Вид почвенной влаги наиболее доступный растениям:
А) гравитационная Б) капиллярная
29) Почва по мехсоставу наименьше удерживающая поступающую влагу:
30) Породы, глубоко укореняющиеся в почве:
1) Лес на относительно плодородных почвах с многоярусными древостоями всех видов, свойственных суборям и грудам:
А) широколиственный лес
2) Кустарники, реже деревья, произрастающие под пологом леса и неспособные образовать древостой в конкретных лесорастительных условиях:
3) Лес с преобладанием в его составе широколистных пород деревьев:
Б) широколиственный лес
4) Древесная порода, которая преобладает в верхнем ярусе древостоя:
5) В классификации по Крафту дифференциация деревьев в лесу характеризируется классами:
6) Образование нового поколения леса естественным путём:
А) естественное возобновление леса
В) сопутствующее возобновление леса
Г) последующее возобновление леса
7) Совокупность мхов, лишайников, травянистых растений и полукустарников, произрастающих на лесных землях:
Б) лишайниковый покров
В) живой напочвенный покров
Г) лесная подстилка
8) Доля запаса древесной породы составляет 4% от общего запаса насаждения – в таксационной формуле насаждения это будет обозначаться:
9) Климатические, эдафические и геологические факторы, влияющие на лес, входят в группу:
10) Породы наиболее требовательные к свету:
В) лиственница, берёза, гледичия
Г) дуб, пихта, тополь
11) Растения, в т. ч. древесные, которые требуют для нормального роста высокой влажности среды:
12) Наиболее засухоустойчивые породы:
13) Растения, в т. ч. древесные, достигающие наилучшего роста на почвах с высоким плодородием:
14) Породы наименее требовательные к плодородию почвы:
15) Наиболее газоустойчивые породы:
Б) акация и гледичия
16) Вид почвенной влаги наиболее связанный в почве и недоступный растениям:
17) Почва по мехсоставу наилучше удерживающая поступающую влагу:
18) Породы поверхностного укоренения (с поверхностной корневой системой):
19) Типов лесной подстилки выделяют:
20) Эдафическая сетка Алексеева-Погребняка характеризирует:
Б) полезные свойства лесов
В) тип лесорастительных условий
Г) состав насаждения
21) Эдафическая сетка Алексеева-Погребняка построена по принципу изменения нескольких эдафических рядов:
22) Лесная подстилка наилучше разлагается при реакции рН почвенного раствора:
В) близкая к нейтральной
23) Семена пород наилучше распространяются с помощью ветра:
В) лещина и боярышник
24) Обильные корневые отпрыски у пород:
25) Древостой молодняка относят к редколесью, если его полнота:
1) Элементы лесоводческих знаний появились:
А) в древних Греции и Риме
В) в древнем Египте
2) Научным смыслом лесоводство наполнил:
3) Первый украинский учебник для вузов «Лісівництво» Свириденко и швиденько издан в:
4) Какое основное значение лесоводство имеет в Крыму?
Б) рекреационное, водоохранное
5) Нижняя часть кроны деревьев при их густом размещении отмирает из-за:
А) недостаточной площади питания
В) недостатка влаги
Г) в зависимости от породы
6) Взаимный подгон влияет на рост деревьев в лесу и проявляется благодаря:
А) недостатку влаги
Б) боковому затенению соседними деревьями
В) взаимодействию с другой растительностью
Г) зависит от породы
7) В каком году немецкий биолог Мобиус предложил термин «биоценоз»?
8) Кто предложил термин «экосистема»?
9) В каком году был предложен термин «биогеоценоз»?
10) Кто сформулировал понятие «лесной биогеоценоз»?
11) Продуцентами в экосистеме являются:
В) бактерии и грибы
12) Какой компонент биоценоза наиболее подвержен изменениям?
Г) продуценты, консументы
13) Расположите правильно звенья цепи питания:
Г) продуценты – консументы – редуценты
14) Природное сообщество, обусловленное длительной историей приспособления видов друг к другу и к экологическим условиям:
А) растительное сообщество
В) экологическая ниша
15) Как называется постепенное изменение структуры и состава биоценоза обусловленное различными внутренними и внешними причинами?
В) сезонные явления
16) Какие факторы среды взаимодействуют в биогеоценозе?
Г) абиотические, биотические
17) К какому классу относят деревья, у которых крона сужена, часто недоразвита, односторонне развита?
А) отмирающие или мертвые
18) К какому классу относят деревья с хорошо развитой кроной и стройным стволом?
А) отмирающие или мертвые
19) Совокупность деревьев молодого поколения, со временем способная заменить материнское насаждение:
20) Деревья и кустарники, способствующие ускорению роста и улучшению формы ствола главной породы:
21) Отмершие и опавшие на поверхность почвы растительные остатки (хвоя, листья, травянистые растения, веточки, семена, шишки):
Г) надпочвенный покров
22) Подлесок состоит из:
В) недревесной растительности
Г) растительных остатков
23) Живой надпочвенный покров состоит из:
А) древесных пород – лесообразователей
В) недревесной растительности
Г) растительных остатков
24) Значение подроста в лесоводстве:
25) Значение опада в лесоводстве:
26) Таксационная формула чистого соснового древостоя:
27) Лесные массивы разделяются на лесные кварталы:
А) опушками внутренними
28) Участок, поросший травой, шириной не менее 1-2 высот его окружающих деревьев:
29) Поляна, ширина которой более 5 высот деревьев окружающих ее (Погребняк):
30) Наиболее разнообразный видовой состав птиц:
В) в лесных кварталах
1) Ведение хозяйства в лесах древней Греции и Рима относилось к:
В) хозяйственной деятельности
2) Первый учебник «Начальные основания лесоводства» Е. П.Зябловского издан в:
3) Кто из ученых выразил понятие о лесе в виде формулы S=LGPH?
4) Какую основную роль выполняют леса Крыма?
Б) рекреационную, водоохранную
5) Рост и изменение некоторых физиологических процессов деревьев в лесу отличается от роста и развития их на открытом пространстве благодаря:
А) недостатку влаги
Б) недостаточной площади питания
В) взаимному подгону
Г) чрезмерной загущенности
6) При взаимном подгоне крона деревьев, растущих в лесу:
А) разрастается в стороны от ствола
Б) растет только вверх
В) растет в стороны и вверх
7) Деревья (одного вида), выросшие в лесу будут давать древесину по сравнению с деревьями, выросшими на свободе:
А) наиболее качественную
Б) низшего качества
В) одинакового качества
Г) намного низшего качества
8) В каком году был предложен термин «экосистема»?
9) Кто предложил термин «биогеоценоз»?
10) В начале потока вещества находятся:
А) Организмы, которые питаются органическими веществами, трансформируя их в другие формы
Б) Организмы, питающиеся мертвым органическим веществом
В) Организмы, синтезирующие из неорганических соединений органические вещества
Г) Паразитические и насекомоядные растения.
12) В конце потока вещества находятся:
13) К консументам относятся:
В) Бактерии и грибы
Г) Все животные, часть микроорганизмов, паразитические и насекомоядные растения
14) Какие факторы среды взаимодействуют в биоценозе?
Г) абиотические, биотические
15) Структурно-функциональные сочетания разнородных организмов, тесно связанных в своей жизнедеятельности на основе определенного вида растений:
В) сезонные явления
А) отмирающие или мертвые
17) К какому классу относят деревья с хорошо развитой кроной и стройным стволом?
А) отмирающие или мертвые
18) Совокупность деревьев, составляющих основу лесного насаждения, является:
19) Кустарники, реже деревья, произрастающие под пологом леса и неспособные образовать древостой в конкретных лесорастительных условиях:
20) Характерные для леса недревесные растения (полукустарники, травы, мхи, папоротники, лишайники):
Г) живой надпочвенный покров
21) Надпочвенный слой, образовавшийся в лесу из растительного опада:
А) лесная подстилка
Г) надпочвенный покров
22) Подрост состоит из:
А) древесных пород – лесообразователей
В) недревесной растительности
Г) растительных остатков
А) древесных пород – лесообразователей
В) недревесной растительности
Г) растительных остатков
24) Подлесок и его лесоводческое значение:
25) Значение лесной подстилки в лесоводстве:
26) Внеярусная растительность:
А) травянистые растения
27) Таксационная формула древостоя с запасом древесины 76% сосны обыкновенной, 20% березы повислой, 4% осины:
28) Постоянная учетная и хозяйственная единица леса:
29) Полоса леса шириной 100 м на меже леса и открытого пространства:
30) Поляна, ширина которой равна 2-5 высотам деревьев окружающих ее (Погребняк):