автор технологии обучения на основе конспектов опорных сигналов

Общепедагогическая технология В.Ф. Шаталова: опорный конспект

автор технологии обучения на основе конспектов опорных сигналов

автор технологии обучения на основе конспектов опорных сигналов

Содержимое разработки

Общепедагогическая технология В.Ф.Шаталова. ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Опорный сигнал – это не схема, а набор ключевых слов, знаков и других опор для мысли, особым образом расположенных на листе.
До сих пор мы знали лишь один метод развития мышления – проблемный: мысль вызывается вопросом. Но у части учеников мысль настолько слаба, что она окончательно замирает при встрече с самой небольшой трудностью.
Педагогика сотрудничества предполагает развитие даже самой малой способности к мышлению.
«Педагогика сотрудничества” В конце восьмидесятых вряд ли можно было встретить человека, который на вопрос: «Знаете ли вы имя самого знаменитого в вашей стране учителя?” – не назвал бы имя Виктора Федоровича Шаталова. И сразу прибавили бы: «Он изобрел потрясающий метод обучения детей с помощью опорных сигналов, учит всех без отбора, и его ученики знают математику на «хорошо” и «отлично”.

КАК СОСТАВИТЬ ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ?
Дело это не простое. Но есть основные принципы (которыми пользовался В. Ф. Шаталов). Они следующие:
* Лаконичность (300–400 печатных знаков).
* Структурность (4–5 связок, логических блоков).
* Смысловой акцент (рамки, отделение одного блока от другого, оригинальное расположение символов).
* Унификация печатных знаков.
* Автономность. Каждый из четырех-пяти блоков должен быть самостоятельным.
* Ассоциативность.
* Доступность воспроизведения.
* Цветовая наглядность и образность.
Назначение опорного конспекта заключается в следующем:
— наглядное представление учебного материала в целом и по частям;
— понимание структуры изучаемого материала;
— выделение главного, основного в излагаемом материале;
— комплексное представление изучаемого материала при его повторении;
— развитие творческих способностей.
Опорные материалы помогают учителю:
 организовать и использовать учебный и дополнительный материал разного содержания, вида и формы, на уроке может быть несколько учебников;
 предоставлять ученику свободу выбора средств и способов выполнения учебных заданий;
 анализировать и оценивать индивидуальные способы учебной работы (конспекты, схемы, таблицы, доклады, сообщения), которые побуждают ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы;
 наглядно представить учащимся весь изучаемый материал;
 сконцентрировать внимание на отдельных, наиболее трудных местах изучаемого материала;
 многократно повторять учебный материал;
 быстро, без больших временных затрат, проводить рефлексию;

Создание опорных конспектов очень трудоемко для учителя. Ему необходимо теоретическое осмысление применения фреймов – опорных сигналов, затем структурировать, интегрировать, обобщать учебный материал. Необходим тщательный отбор опорных символов на основе – семиотики – науке о знаках, умение составлять опорный конспект для учащихся на каждый урок.
В начале возникают трудности и у школьников. Они не всегда с желанием осваивают и придумывают систему опорных сигналов, опорных конспектов, чаще всего берут готовую с урока, но те, кто начинает проявлять свое творчество, продолжают активно работать до окончания изучения курса. Трудным считается и отбор дополнительного материала для докладов и сообщений, которого сейчас в изобилии и в Интернете и на книжных полках. Сложным считается и проявление творчества при составлении связного рассказа по опорному конспекту.
Для того чтобы упростить трудоемкость, выстроим систему работы с опорным конспектом: в начале изложение учебного материала по оформленному на доске опорному конспекту или запись конспекта в тетрадь в самостоятельном режиме (карандашом, ручкой, фломастером) с дальнейшим объяснением, углублением, расширением, обобщением, систематизацией и рефлексией учебного материала. Затем через опорный конспект можно вести фронтальную беседу, диалог и полилог; использовать монологический ответ; решать проблемные и познавательные задачи.
Важно научить школьников работать с опорным конспектом.
Для этого разработана памятка для учащихся:
1. Вспомни объяснение учителя, используя конспект.
2. Раскрась его цветными карандашами (фломастерами).
3. Прочти заданный материал по учебной книге.
4. Сопоставь прочитанное с конспектом.
5. Расскажи материал учебника с помощью конспекта.
6. Расскажи материал без конспекта.
Преимуществами использования данной технологии в учебно-воспитательном процессе является создание образовательной среды, которая помогает самореализации и личностного роста старшеклассников. Применяя при ответе опорные материалы, у них отпадает необходимость в одновременном выполнении нескольких операций: удерживать в памяти план ответа, вести рассказ и мысленно обрабатывать материал, спокойно вести диалог и т.д.
Упрощается оперирование новыми терминами, способствует возникновению чувства уверенности в успехе и любознательности, возможности проявить свои творческие способности и индивидуальность.

Источник

Выступление по теме «Технология опорных сигналов»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Технология опорных сигналов

(Выступление на заседании творческой группы в рамках методической недели учителя русского языка и литературы Самсоновой Е.В.)

Технология опорных сигналов в педагогике активно используется благодаря В.Ф. Шаталову. Его главной заслугой является разработка системы учебной деятельности школьников, обеспечивающей достаточно полную и всеобщую активность на уроке. Это достигается созданием определенного динамического стереотипа деятельности учащихся.

Цель метода опорных сигналов отвечает всем современным требованиям:

— активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация к предмету;

— формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной;

— развитие умений увидеть большую тему в целостном виде;

— повышение интереса к изучаемому материалу.

Позволю себе дать немного теории:

Опора ориентировочная основа действий, способ внешней организации внутренней мыслительной деятельности ребенка.
Опорный сигнал ассоциативный символ (знак, слово, схема, рисунок и т.п.), заменяющий некое смысловое значение.

Опорный конспект система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, замещающую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала.
В методической системе В. Ф. Шаталова теоретический материал группируется в крупные блоки с помощью так называемых опорных сигналов.

2) под опорным конспектом понимается «система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов».

3) обучение, построенное на данной технологии, предполагает активную мыслительную деятельность учащихся, формирует не только навыки восприятия информации, но и выделения главного и второстепенного, а также навыки соотнесения материала с ранее изученным.

Трудно добиться результатов при изучении русского языка и литературы, если школьники не активны на уроках. Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к снижению качества знаний.

Как помочь детям? Как облегчить восприятие теоретического материала и способствовать быстрому его запоминанию, осмысленному и более прочному? Как заставить их мыслить, рассуждать, сопоставлять и, более того, самостоятельно делать определённые выводы?

Свою роль учителя вижу в том, чтобы помочь учащимся активизировать свою деятельность, формировать умение использовать теоретические сведения в практике. При этом мне помогают опорные сигналы, опорные схемы, опорные конспекты.

Во-первых, теоретический материал группируется в крупные блоки, и появляется возможность значительно увеличить объём изучаемого на уроке материала без перегрузки учащихся, что в значительной степени активизирует познавательную деятельность учащихся.

В 5 классе я учила обучающихся работать со схемами – опорами простого вида и учила их составлять. Например, давала готовую схему на уроке литературы по теме «Устное народное творчество».

(см приложение). Использовала её при изучении нового материала:

Рассмотрите внимательно схему и расскажите, что такое устное народное творчество.

Это задание выполнял обучающийся, имеющий высокую мотивацию к учению. Он опирался на схему, давал развернутый ответ, как минимум из 5 предложений.

При повторении использовала эту же схему:

— Вспомните и расскажите, что такое устное народное творчество.

Это задание выполнял слабый обучающийся, но опора на схему ему помогала дать развернутый ответ на вопрос.

Чуть позже они могли уже составлять простые схемы – опоры по темам «Рифма», «Средства выразительности».

В этом учебном году 6 классе я учу детей составлять кластеры на уроках русского языка. Я вам покажу составленные ими кластеры: по теме «Имя существительное как часть речи» вместе со мной, кластер по теме «Имя прилагательное как часть речи» они составили самостоятельно.

— При составлении можно использовать геометрические фигуры, стрелки. Составляем с центра.

– Что вы думаете должно быть в центре?

— Правильно, имя существительное. Выбираем, в какую геометрическую фигуру его заключим.

— Вспоминаем, что мы знаем об имени существительном.

— Стрелками от существительного отделяем его составляющие.

— Вопросы: Кто? Что? Какой постоянный признак это помогает выделить у существительных? Правильно, отделяем нарицательные и собственные.

— Что обозначает? Дописываем.

— Какие постоянные признаки есть у имени существительного? Вносим в кластер.

— Какие признаки непостоянные? Записываем.

— Что осталось указать?

— Правильно, какую роль выполняет в предложении. Даю сразу все челны предложения. Только говорю, что роль определения у существительного будем изучать в более старших классах.

Кластер составлен. Спрашиваю:

— Где и когда мы его можем использовать?

Учить составлять опорный конспект планирую в более старших классах. Возможно, начну в 7 классе, но скорее всего в 8 классе. Готовые конспекты даю уже сейчас. Посмотрите на опорный конспект по теме «Фонетика». (Раздаю для демонстрации конспекты).

— Какие есть ко мне вопросы?

В заключение хочу показать вам небольшую презентацию, которую нашла на днях в Интернете. Она проста, но мне показалась интересной. Расскажу: почему.

Опорные схемы, кластеры, конспекты, на мой взгляд, не только разнообразят формы проведения уроков, делают их более запоминающимися, эмоциональными, но и развивают логическое мышление учащихся, способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, служат подспорьем в практической деятельности учащихся для закрепления умений и навыков, развития речи.

Источник

Реферат по теме Разнообразие технологий в системе В.Ф. Шаталова

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ООО «Столичный учебный центр»

Реферат по дисциплине:

« Современные технологии обучения физике

Инновации в школьном физическом образовании »

« Разнообразие технологий в системе В.Ф. Шаталова »

Табанюхова Елена Владимировна

«Рецепт успеха ученика прост: нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения»

В.Ф.Шаталов, учитель-новатор, разработал в 70-х годах свою стройную педагогическую систему обучения, называемую среди педагогов школ и вузов «методом Шаталова».

Педагогическая система В. Ф. Шаталова долгие годы пробивала себе путь, резко критиковалась рядом представителей АПН СССР, но широко изучалась и поддерживалась учителями-практиками школ, техникумов и вузов. Методика рассмотрена в работах Волохова Е.А., Юнкина И.В., Копыловой Н.А., Селевко Г.К., Калмыковой З.И, А.А. Бодалева апробирована рядом педагогов различных учебных заведений.

Методика В.Ф. Шаталова утверждает, что любой ученик, будь то слабый или сильный, способен в полной мере овладеть школьной программой.

Цель данной работы ознакомиться с разнообразием технологий в системе В.Ф. Шаталова.

Формирование понятия «Технология»

В общем смысле технология – это любая целенаправленная деятельность, осуществляемая по определенным операциям, правилам, этапам. В педагогике термин «технология» в самом общем смысле означает пути и средства достижения заданной цели обучения или воспитания.

В середине 60-х гг. содержание понятия «педагогическая технология» подвергалось широкому обсуждению в педагогической печати за рубежом и на международных конференциях, где были определены два направления его толкования в зависимости от уровня и результатов исследований в данной области в различных странах. Сторонники первого продолжали связывать технологии с применением ТСО (technology in education).

Данного подхода долго придерживались и в СССР, хотя понятие «технология» в СССР в те времена не употреблялось по идеологическим соображениям. В 1965 г. при АПН СССР был организован НИИ школьного оборудования и ТСО. В соглашении, заключенном с ЮНЕСКО и Программой развития ООН, была определена основная задача этого центра – изготовление новых современных материалов по технологии обучения и создании системы подготовки специалистов, развитие необходимых научных исследований.

Классическим примером образовательной технологии является технология, а в трактовке автора «система» В. Ф. Шаталова.

Технология интенсификации обучения В.Ф. Шаталова

Дайте мне точку опоры, и я переверну всю Землю.

Классификационные параметры технологии:

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: приспосабливающаяся.

По основному фактору развития: социогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + поэтапной интериоризации.

По ориентации на личностные структуры: информационная — ЗУН.

По характеру содержания: обучающая, светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая.

По типу управления: система малых групп + «репетитор».

По организационным формам: традиционная классно-урочная, академическая, индивидуально-групповая.

По подходу к ребенку: сотрудничество с элементами дидактоцентризма.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная.

По категории обучаемых: массовая, для всех категорий, без селекции.

Формирование ЗУН (развитие компетенций)

Обучение всех детей, с любыми индивидуальными данными.

Ускоренное обучение (обучение за 9 лет в объеме средней школы).

многократное повторение учебного материала,

обязательный поэтапный контроль,

высокий уровень трудности,

ведущая роль теоретических знаний, изучение крупными блоками,

динамический стереотип деятельности,

ориентировочной основы действий;

гуманизм (все дети талантливы);

ученье без принуждения;

бесконфликтность учебной ситуации,

гласность успехов каждого,

открытие перспективы для исправления, роста, успеха;

соединение обучения и воспитания,

соуправление и сотрудничество,

ускоренное продвижение вперед.

Особенности содержания и методики

В.Ф. Шаталов не просто провозгласил, что от веры учителя в возможности каждого своего ученика, от его настойчивости, терпения, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи его учеников на трудном пути познания, но и всей своей практической деятельностью доказал данный постулат. Технология обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материла В.Ф. Шаталова, имеет следующие особенности содержания:

Материал вводится крупными дозами.

Поблочная компоновка материала.

Оформление учебного материала в виде опорных схем-конспектов

Главными понятиями выступают: опорный конспект, опора, опорный сигнал

Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала. Кроме того, в них дана классификация целей по уровню значимости (цветом, шрифтом и т.п.).

Технологическая схема учебного процесса

Главной заслугой В.Ф.Шаталова является разработка системы учебной деятельности школьников, обеспечивающей достаточно полную и всеобщую активность на уроке. Это достигается созданием определенного динамического стереотипа деятельности учащихся.

1. Развернутое, образно-эмоциональное объяснение учителем отобранных

для урока параграфов или обычное объяснение учителя у доски (с мелом, наглядностью, ТСО).

4. Самостоятельная работа учащихся дома: опорный конспект + учебник + помощь родителей. Памятка учащемуся: вспомни объяснение учителя, используя конспект; прочти заданный материал по книге; сопоставь прочитанное с конспектом; расскажи материал учебника с помощью конспекта; запомни наизусть конспект как опору рассказа; воспроизведи письменно конспект и сравни с образцом.

6. Ответы по опорным сигналам (письменные и устные: все учащиеся воспроизводят опорный конспект по памяти, учитель проверяет работы по мере поступления, одновременно идет тихий и магнитофонный опрос.

Когда ученик работает систематически, каждый день, не надеясь на то, что его не спросят, он быстро развивается, он больше не числится в отстающих. Работа в атмосфере успеха всегда приносит позитивные результаты обучения.

Технология В.Ф. Шаталова реализуется в соответствии со специальной организацией мнемической деятельности учащихся, которая и обеспечивает прочность знаний, готовность учащихся к их актуализации в соответствии с решаемой учебной задачей.

В.Ф. Шаталовым разработан своеобразный путь реализации принципа формирования мнемической деятельности как основы развивающего обучения (З.И. Калмыкова). Его система обучения направлена на прочное усвоение и оперативное применение знаний.

Контроль, оценка и методические приёмы

Контроль, оценка. В.Ф. Шаталов решил проблему глобального поэтапного контроля ЗУН учащихся. Применяются сочетание постоянного внешнего контроля с самоконтролем и самооценкой, поэтапный контроль каждого, посильность требований, открытые перспективы для исправления, гласность результатов, отсутствие двойки, снятие страха перед низкой оценкой.

Формы контроля: письменный по опорным конспектам, самостоятельные работы, устный громкий опрос, тихий опрос, магнитофонный, парный взаимоконтроль, групповой взаимоконтроль, домашний контроль, самооценка.

Система Шаталова по своему содержанию является дидактической. Но при должном уровне организации деятельности учащихся по принципу «от работы к поведению, а не от поведения к работе» она дает эффективные воспитательные результаты:

— каждый приобщается к ежедневному трудовому напряжению, воспитывается трудолюбие, воля;

— возникает познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах, способностях;

— формируются ответственность, честность, товарищество.

Общепедагогическая технология В.Ф. Шаталова реализована в предметных технологиях В.М. Шеймана (физика), Ю.С. Меженко (русский язык), А.Г. Гайштута (математика), С.Д. Шевченко (история) и С.Н. Лысенкова (начальная школа)

Познакомившись с методикой В.Ф. Шаталова, можно сделать вывод, что не случайно данный метод занял одно из ведущих мест в системе известных педагогических технологий. Его методика обучения отвечает таким критериям технологичности, как концептуальность, системность и управляемость, и заставляет под другим углом посмотреть на процесс обучения.

Традиционные образовательные модели, а также образование в рамках массовой школы зачастую не позволяют полноценно раскрыть способности каждого ученика и максимально заслуженно и справедливо их оценить. Рассматриваемый метод опорных сигналов, напротив, одной из своих направленностей видит именно работу с каждым учеником, в этом и его эффективность. Что же еще дает педагогическая система Шаталова?

Развитие личности учащегося, его познавательных психических процессов, внимание, память, мышление, речь. Развиваются волевые качества, в целом растет обучаемость учащегося. Процесс обучения органически сливается с процессом воспитания. Эффективно использует учебное время, полноценно усваиваются учебные программы, ученик избавляется от ужаса перед процессом обучения, а учитель – от учительской беды, когда он не может обучить всех.

Эффективность заключается еще и в том, что данный метод развивает у детей привычку и закономерность готовиться к каждому уроку, причем эта подготовка нисколько не становится для них тягостью или обузой. Скорей наоборот, своей оригинальностью, отсутствием сильных трудностей в исполнении. Метод Шаталова привлекает и завлекает учеников в целом и каждого ученика в отдельности.

Потрясающие результаты впечатляют и вдохновляют. Метод необычен и весьма разнообразен.

Многие поколения педагогов воспринимают его с большим интересом. Да, есть и скептики, считающие, что такая «система» подойдет не каждому.

Однако, многие из технологий «системы» Шаталова В.Ф. применяются педагогами всего мира. А значит, Виктор Федорович создал уникальную методику.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 2005. – 210 с.

Источник

автор технологии обучения на основе конспектов опорных сигналовraul_safa

Уголок фантазий

Автор статьи: Гурьянов Павел Сергеевич

Методика переработки теоретического материала и создания специальных обучающих пособий – опорных сигналов по Шаталову В.Ф. для сверхэффективного и быстрого обучения.

В силу своей профессии (преподаватель вуза) и сферой научных интересов (эффективные образовательные технологии) я владею можно так сказать советской Супер-технологией обучения. Наткнулся на них когда писал диссертацию.

В 90-е широкое использование системы постепенно на сошло на нет. Однажды в качестве эксперимента было проведено занятие в колонии для несовершеннолетних. По этой методике за 4 дня был дан годовой курс геометрии. Потом был сдан экзамен. Экзамен принимала комиссия министерства образования СССР из Москвы. Когда экзамен закончился пятерками, учителя из комиссии залились слезами, потому что ничего подобного они не слышали от своих благополучных учеников. Такими грамотными и точными были ответы малолетних преступников, подготовленными по этой методике.

Я сам освоил эту методику и уже 2 года веду по ней занятия в вузе. Личный опыт внедрения данной методики преподавания в ПГФА на предметах «Правовоедение», «Управление и экономика фармации» на 3,4,5 курсах показал, что опорные сигналы позволяют обучаемому, практически не напрягаясь, досконально за 35-40 минут выучить большой объём материала (10-15 страниц текста). Выученные с помощью метода знания остаются в памяти обучаемого на очень длительное время (многие годы по опыту Шаталова В.Ф. и др. преподавателей). Для восстановления в памяти знаний достаточного простого упражнения в течение максимум одной минуты – проговорить теорию по опорному сигналу.

А теперь собственно методика.

Опорные сигналы. Методика создания
Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию.

Лично я действую пожалуй немного по другому – читаю текст и последовательно для каждого его фрагмента придумываю опорный сигнал. Перехожу у другому фрагменту – рисую сигнал для него, показываю взаимосвязь одного сигнала с другим.

Опорные сигналы должны быть максимально оригинальны, уникальные, не повторять друг друга. Однако личный опыт преподавания по методике и создания опорных сигналов показал, что определённый набор стандартных знаков облегчает процесс создания сигналов и отчасти их воспроизведение обучаемыми.
Опорные сигналы можно создавать предварительно на черновике, затем перерисовывать их на плакатах, бумаге формата A4 (лучше рисовать их яркими гелевыми ручками и фломастерами) (затем их ксерокопировать, сканировать для обучаемых, а при рассказе теоретического материала демонстрировать их через систему проектор-компьютер-документоскоп). Отсканированное изображение опорного сигнала для презентации обучаемым через проектор нужно будет сохранить в виде графического файла JPG, а затем поместить его в презентацию PowerPoint.
Однако наиболее удобным вариантом по моему мнению является создание опорных сигналов в графическом редакторе. Затем полученный сигнал сохраняется (экспортируется) в графический файл JPG, а после также помещается в презентацию PowerPoint.

Пример опорного сигнала

Приведу пример опорного сигнала, подготовленного мной по фрагменту материала Суть времени-9.
В этом видео Вы увидите саму схему-опорный сигнал и услышите голос С.Е. Кургияна рассказывающий материал, закодированный в этом опорном сигнале. Ваша задача запоминать ассоциацию показываемого фрагмента сигнала с излагаемым материалом. Показывать на конкретный фрагмент сигнала, о котором идёи речь Вам будет бегающий по экрану курсор.

Изложение теоретического материала с помощью опорных сигналов преподавателем

Изложение теоретического материала по опорным сигналам проходит следующим образом.
Преподаватель через систему ноутбук-проектор запускает файл с презентацией PowerPoint с опорными сигналами (как альтернативу можно использовать большой плакат или доску с нарисованными опорными сигналами). Преподаватель последовательно излагает теоретический материал, указывая на соответствующие его словам опорные знаки. Наиболее удобно указывать на опорные сигналы лазерной указкой. При использовании документоскопа можно указывать на сигналы, изображенные на листе бумаге обычной ручкой. Излагая материал, преподаватель объясняет, почему тот или иной знак ассоциируется с тем, о чём он говорит. При этом материал необходимо изложить несколько раз – минимум три. Перечислю их:

1. Наиболее полно изложить один логический фрагмент материала (соответствует обычно 1-2 абзацам текста), объясняя ассоциацию с опорным сигналом.

Технически это можно сделать посредством инструментов «ручка», «фломастер» при показе слайдов презентации (нижний левый угол экрана), нарисовав знак мышкой или специальной ручкой прямо на доске, если доска интерактивная. Если презентации идёт через документоскоп, то дополнительные записи можно нанести ручкой непосредственно на лист с сигналами.

3. После изложения все листа (одного экрана презентации) опорных сигналов необходимо также быстро снова повторить весь рассказ.

В течение 3-5 минут необходимо выдать квинтэссенцию всего, о чем шел рассказ в течение 15-20 минут. Если при первом изложении обучаемые, как правило, внимательно слушают преподавателя, то при повторном изложении это внимание ещё более усиливается. Обучаемые проверяют, насколько хорошо они запомнили материал и ассоциации сигналов.

4. По завершению всей лекции можно с самого начала ещё раз пройтись по узловым моментам лекции, демонстрируя опорные сигналы.

Если работать с подготовленной серьёзной внимательной аудиторией слушателей, то и количество повторений можно сократить до двух.

Чрезмерного увеличение времени изложения материала при переходе на рассказ по опорным сигналам с трёх и более кратном повторении материала не произойдёт. Поскольку записывать обучаемым ничего не надо будет. Они только слушают преподавателя, отвечают на его вопросы, сами дополняют и рассказывают истории из практики.

Очень важно объяснить обучаемым особенно тем, кто в первый раз столкнулся с такой методикой, что им не надо ничего записывать, а только слушать и запоминать ассоциации. Очень многие по началу будут не доверять. Их личный опыт будет говорить, что, невозможно просто прослушав материал, не делая записей, всё подробнейшим образом запомнить. Кто-то попытается записывать, а делать этого как раз не надо. Как правило, те, кто что-то записывают, отвлекаясь на записи, не могут запомнить материал, рассказанный по опорным сигналам и далее подробно воспроизвести. Невозможно с равной эффективностью делать 2 дела: слушать преподавателя, запоминая ассоциации и записывать. Если вы заметили таких записывающих – расскажите им, почему этого делать не надо.

Учитывая, какую массу сведений приходится держать в памяти людям, живущим в современном обществе, хранение некоторой части этой информации в виде заметок, записей и книг неизбежно. Наблюдая за собой, можно легко убедиться в том, что при ведении всякого рода записей снижается способность к запоминанию, однако здесь могут оказаться полезными несколько типичных примеров.
Один из таких примеров можно каждый день наблюдать в магазинах. Сегодня продавец лишь в редких случаях станет выполнять элементарное сложение двух-трех чисел в уме, вместо этого он немедленно потянется к счетной машине.
Другой пример относится к учебной деятельности. Преподавателям хорошо известно, что те студенты, которые на лекции тщательно записывают каждое предложение, по всей вероятности, поймут и запомнят меньше, чем те, кто полагается на свою способность понять и, значит, запомнить хотя бы самое существенное.
Далее, музыканты знают, что тем, кто очень легко читает ноты с листа, труднее запомнить музыкальный текст без партитуры [Этой информацией я обязан д-ру Моше Будмору]. (Тосканини, который, как известно, обладал феноменальной памятью, служит прекрасным примером музыканта, ориентированного на способ бытия.) И наконец, последний пример: работая в Мексике, я заметил, что память людей неграмотных или редко прибегающих к письму намного превосходит память хорошо образованных жителей развитых стран. Помимо всего прочего, этот факт позволяет предположить, что грамотность отнюдь не является тем благом, которым ее представляют, особенно если люди используют ее только для того, чтобы поглощать информацию, обедняющую их воображение и способность к переживанию.»

Упражнение по закреплению материала

После рассказа темы преподавателем надо дать обучаемым отдохнуть 5-10 минут, выдать им распечатки опорных сигналов и попросить их попарно рассказать друг другу материал по опорным сигналам. В парах один обучаемый рассказывает первую половину лекции, второй его слушает и поправляет, подсказывает если это нужно. Вторую часть рассказывает уже второй обучаемый, а поправляет его первый. Всего на упражнение закрепления теоретического материала должно уйти 10-15 минут.
Если Вы один – проговорите материал сами – устно или про себя.
Итого на процесс теоретического изложения материала объёмом 10-15 страниц уйдёт около часа: 40-45 минут на рассказ преподавателя и 10-15 минут на упражнение по закреплению материала. При этом по окончанию часа все обучаемые будут досконально и подробнейшим образом помнить весь изложенный материал. Никакой зубрежки, никакого сверх напряжения! А материал тем менее удивительным образом будет изучен.
Для того, чтобы материал запомнился теперь с очень высокой степенью надёжности (годы если Вы даже не будете к нему больше обращаться) Вам надо написать опорные сигналы по памяти.
Вызубрить опорные сигналы практически невозможно, не понимая их смысл, и напротив, понимая, что они обозначают, это не составляет никакого труда. Сначала попытайтесь на листе воспроизвести сигналы, если что-то будете забывать, то можно немного подсматривать. В следующее тренировочное воспроизведение подсматривать скорее всего уже не придётся. Итого мы имеем не более 2-х тренировочных воспроизведений.

В качестве дополнительной литературы, где более полно изложена методика, могу предложить книгу самого Шаталова В.Ф. «Эксперимент продолжается».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *