автор технологии проектного обучения

Статья «Технология проектного обучения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Технология проектного обучения

«Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню

Вовлеки меня – и я научусь»

Ведущей технологией сегодня является технология проектного обучения.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж.Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Главная идея проектного обучения (главная задача) состоит в следующем: научить школьников учиться или, иначе, научить совершать учебную деятельность. С большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно. А это значит, что учащийся должен почувствовать себя на уроке активным участником учебного процесса, а не пассивным исполнителем воли учителя.

Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся:

самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации и т.д.), наблюдение, проведение эксперимента, умение строить гипотезы, обобщать;

развивают аналитическое мышление.

Суть проектного обучения состоит в том, что учащиеся в процессе работы над проектом постигают реальные процессы, проживают конкретные ситуации, приобщаются к проникновению в глубь явлений, конструированию новых процессов, объектов и т.д.

По количеству участников можно выделить проекты:

-индивидуальные , т.е. когда каждый учащийся самостоятельно готовит проект от его начала и до конца: все собранные материалы представляет классу и защищает перед классом свой проект;

-групповые (командные), т.е. когда класс делится на группы (команды) по подготовке проекта.

Командный способ имеет следующие правила и принципы:

В команде нет лидеров; все члены команды равны;

Команды не соревнуются;

Между всеми членами команды доброжелательные отношения, они должны получать удовольствие от общения друг с другом при выполнении проектного задания;

Каждый член команды уверен в себе;

Все члены команды должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело;

Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

По продолжительности проведения проекты могут быть:

средней продолжительности (от недели до месяца);

долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Как правило, краткосрочные проекты проводятся на уроке (двух-трех) по отдельному предмету, иногда с привлечением знаний из другого предмета. Что касается проектов средней и значительной продолжительности, то такие проекты являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем и тогда они могут представлять собой программу проектов.

(Как правило, работа над проектом проходит в шесть стадий)

1. Подготовка. Определение темы и целей проекта. Учитель знакомит школьников со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей. Ученики обсуждают проект с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.

Определение источников информации;

Определение способов сбора и анализа информации;

Определение способа представления результатов (формы отчета);

Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

Распределение задач (обязанностей) между членами команды.

Учитель предлагает идеи, высказывает предположения, а учащиеся разрабатывают план действий, формулируют задачи, выдвигают гипотезы, которые будут подтверждены или опровергнуты на следующем этапе работы.

Это стадия сбора информации, решения промежуточных задач. Учитель наблюдает за деятельностью школьников, советует, косвенно руководит ими.

4. Результаты и выводы.

Учащиеся анализируют собранную информацию, оформляют результаты проведенного исследования и формулируют выводы.

5. Представление результатов.

Формы представления результатов могут быть разными: устный отчет, письменный отчет, представление модели, презентация и т.п. Учитель, как и другие участники обсуждения, задает вопросы.

6. Оценка результата и процесса.

Учащиеся принимают участие в оценке проекта: они обсуждают его и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность школьников, качество информационных источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, а также активность учащихся во время дискуссии.

Учим мыслить, а не пересказывать

Проектное обучение способствует развитию интереса у учащихся к данному предмету, повышению мотивации учения вообще, расширяет его кругозор.

Технологию проектного обучения нужно вводить в практику современного обучения. Ведь если цели достигнуты, мы можем рассчитывать на получение качественно-нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащихся и их самостоятельности в познавательной деятельности.

В последнее десятилетие наблюдается снижение положительной мотивации к учению вообще и к изучению химии, в том числе у значительной части учащихся, хотя общество в настоящее время все больше осознает значимость ее изучения.

Этот парадоксальный факт может быть объясним: с одной стороны, ученик средней школы понимает важность получения высшего образования (иначе не преуспеешь в жизни) а с другой стороны, понимает его недоступность (все больше становиться платных ВУЗов). Эти ученики не видят перспективы для себя лично и не заинтересованы в изучении химии, считая, что она не нужна для его будущей профессии менеджера, продавца и т.д. У части школьников положительная мотивация недостаточна, а порой отсутствует, т.к. при изучении химии они сталкиваются со значительными трудностями и не усваивают материал в силу своих психологических особенностей (особенностей памяти, восприятия, мышления)

Я опробовала данный метод в 9б классе (класс математический, в котором были в основном сильные ребята по всем предметам, слабо успевали по химии только трое учеников).

Надо сразу оговориться, что проектная форма применима только в сильных классах. Ибо, чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом (выделять главную мысль), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п.; умение работать с разнообразным справочным материалом. К творческим умениям относятся: умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль. Т.о. для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая, осуществляется в целостной системе обучения в школе, причем совсем необязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая подготовительная работа должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с работой над текстом. Поэтому я и выбрала для данной работы класс, который соответствует этим требованиям.

Прежде чем использовать метод проектов при изучении какого-либо раздела или вопроса программы, нужно все тщательно продумать, разработать, просчитать; четко определить учебные задачи, продумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Необходимо спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов.

Методику проектного обучения, я опробовала на теме «Галогены» в системе уроков по теме «Неметаллы» в 9 классе. На изучение темы в программе отведено 2 часа. Информация, изучаемая на уроке, достаточно обширна; время урока ограничено, поэтому целесообразно изучение этой темы в рамках урока-проекта, где учащиеся работают в группах.

Следует отметить, что при такой форме работы наряду с преимуществом имеются определенные трудности из-за нехватки времени, непривычности этой формы, недостаточной подготовки учителя к данной форме работы, недостаточного уровня сформированности у школьников умений исследовательской деятельности, трудности вовлечения слабых учащихся.

Источник

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Понятие и сущность технологии проектного обучения

Проектное обучение относится к технологиям 21 века. Именно они предусматривают умение адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека нашего общества. В трудах П. П. Блонского, Б. В Игнатьева, Н. Н. Иорданского, П. Ф. Каптерева, Н. В. Матящ, П. Р. Полякова, В. В. Рубцова, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцева, В. Н. Шульгина представлены основы теории и практики применения проектного обучения. Обучающиеся в процессе выполнения усложняющихся практических заданий – проектов приобретают умения и знанию. Данная система обучения называется проектная технология. Данная технология обычно направлена на самостоятельную и довольно активную работу обучающихся. А именно это индивидуальная работа, парная и групповая, где обучающиеся в течение определенного отрезка времени выполняют задания. Проектная технология – это подход, который сочетается с групповым подходом к обучению. Многие ученые считают, что использовать проектное обучение как основу образовательного процесса нецелесообразно.

Создать условия, где обучающиеся будут черпать недостающие знания из различных источников и есть цель проектного обучения. Также дети учатся использовать приобретенные знания для решения практических задач. Развитие коммуникативных умений, формирование исследовательских умений, развитие системного мышления, внимания, воображения и памяти также является неотъемлемой частью проектного обучения.

Идеи проектного обучения заключаются в том, чтобы сформировать проектное мышление; обеспечить целостность педагогического процесса; создать условия для самостоятельного приобретения знаний; поддерживать положительную мотивацию к самообразованию обучающихся; формировать умения и навыки ориентироваться в информационно-образовательном пространстве; самостоятельно конструировать свои знаний.

Проектное обучение подразумевает решение следующих проблем: во-первых – это использовать разнообразные методы и средства обучения, а во-вторых – применять полученные знания и умения из разных областей науки, технологии, творчества и техники.

Обучающийся находится в центре внимания, развиваются его творческие способности, это и есть исходное теоретическое положение для проектного обучения. Обучение строится на основе деятельности, в которой личностный смысл для обучающегося стоит на первом месте. Это несомненно повышает интерес и мотивацию в учении каждого ученика. Обучающийся работает в индивидуальном темпе над проектом, что обеспечивает выход на свой уровень развития каждого обучающегося. Для полноценного и сбалансированного развития обучающихся, их психологических и физиологических функций, способствует комплексный подход разработки учебных проектов. За счет применения универсальных, базовых знаний обеспечивается более глубокое осознания материала предмета.

По мнению К. Фрея главной особенностью проектного обучения является то, что обучающиеся могут подчерпнуть инициативу проектной технологии от кого-либо из жизни, обсуждать форму обучения, развивать инициативу проекта и доводить ее до сведения своих одноклассников. Обучающиеся сами организуют себе дело, рассказывают о ходе работы проекта и вступают в дискуссию. Сущность технологии проектного обучения связана со следующими понятиями и категориями: «творчество и метод творческих проектов», «проект», «проектная деятельность», «проектная ситуация».

По К. М. Кантору, проект – это проявление творческой активности человека, через которую в культуре осуществляется переход от небытия к бытию. К. М. Кантор обращает огромное внимание на то, что проект – это специфическая форма сознания, которая регулирует весь трудовой процесс [7]. Проект – это некая услуга, которая самостоятельно разработана и до конца воплощена в жизнь, а проектная деятельность – это деятельность, которая направлена на выполнение некого проекта. С. В. Митрохин считает, что проект – мысленное осознание того, что за чем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта или действия. Л. С. Киселева и Т. А. Данилина говорят о том, что метод освоения ребенком окружающей среды, который педагогически организован, можно назвать проектом.

В любом проекте обязательно указывается проблема, цели и задачи проекта. А также тот учебный материал, который необходим для решения указанной проблемы. В проекте необходимо указать теоретическую и практическую значимость в той области знаний, в которой разрабатывается проект. Так же указывается время выполнения, кем был выполнен проект и результат. Обязательно рассматриваются те цели проекта, которые предназначены для обучающегося в культурном, нравственном и интеллектуальном развитии.

Для защиты проектов обучающимися используются различные виды презентаций. Это может быть показ видеофильма, научный доклад, игра и т.д. Каждый проект публично обсуждается и оценивается качество работы в целом. Главная цель любого педагога в проектной деятельности заключается в том, чтобы дать простор для самостоятельности обучающихся.

По мнению В. Н. Янушевского, проект – это идея, образ, план работы, комплекс мероприятий, направленных на создание какого-либо уникального продукта. Буквальное значение слова «проект» (от лат. projectus) – «брошенный вперед». Это то, чего пока еще нет, но что может быть придумано и реализовано.

В дидактике различают следующие методы обучения: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, репродуктивные и др. Также существуют организационные формы обучения, такие как урок, факультативное занятие, клубная форма учебного занятия, а также методики и технологии. Но метод проектов – комплексное явление, сложный педагогический феномен.

Таким образом, метод проектов – это форма организации образовательной деятельности школьников, которая строится на основе совместно разрабатываемого и реализуемого плана решения какой-либо проблемы, исследования того или иного объекта (материального, идеального, эстетического и др.) или создания нового общественно-образовательного института (музея, клуба, кружка и тому подобного). Проектом можно назвать любую деятельность. Это может быть различные конкурсы, фестивали, олимпиады, концерты.

В современной школе ученик обучается на основе двух видов деятельности – это учебно-познавательная деятельность и проектная. Данная образовательная программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). При реализации учебной деятельности подразумевается, что «ученик самостоятельно работает с учебным содержанием, но при этом опирается на помощь учителя». Учитель помогает ученикам в постановке задач, а также помогает найти пути их решения. Успешность проекта определяется его конечным продуктом. Главный результат проектирования – это те изменения с учеником, которые помогли ему достичь результата. А именно: приобретение новых знаний, умений, навыков, формирование определенных компетентностей, проявление собственной инициативы, приобретение опыта для дальнейшей реализации проектов.

Имеются различные классификации учебных проектов: по времени их осуществления (долгосрочные, или длительные; краткосрочные; блиц-проекты и др.), количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные), типу ведущей деятельности (исследовательские, творческие, прикладные). Так же стали популярными издательские проекты. Они реализуются благодаря наличию в школе компьютеров и оргтехники. Также существуют социальные проекты, которые играют важную роль в воспитательной работе классного руководителя.

В реальной школьной практике учебные и социальные проекты реализуются как «в розницу», так и «оптом». Первые выполняются избирательно, по отдельным темам или даже разделам примерной учебной программы, а вторые основаны на том, что школьники дружно, всем классом наваливаются на одну достаточно крупную тему, но при этом каждый разрабатывает какую-то одну, узкую проблему. Соответственно, и для учителя-предметника весьма актуальной может оказаться дифференциация учебных проектов: коллективные, групповые и индивидуальные. В состав коллективного проекта могут входить как групповые, так и индивидуальные проекты.

Таким образом, именно школьный класс является коллективом проектировщиков, поэтому метод проектов подходит под классно-урочную систему и использует все ее преимущества. Данный подход позволяет реализовать метод проектов в системе и вызвать интерес у всех учеников класса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *