автор теории оптимизации обучения
Бабанский Ю.К.. Книги онлайн
Юрий Константинович Бабанский (7.01.1927 — 9.08.1987) — советский педагог, вице-президент Академии Педагогических Наук СССР с 1979 по 9 августа 1987. Доктор педагогических наук, профессор.
По окончании физико-математического факультета Ростовского педагогического института (1949) вёл там же курсы педагогики, методики преподавания физики (в 1958—1969— проректор).
В 1975–1977 — ректор ИПК преподавателей педагогических дисциплин при АПН СССР. С 1976 — академик-секретарь отделения теории и истории педагогики, с 1979 — вице-президент АПН СССР.
Разработал теорию оптимизации обучения как научно обоснованного выбора и осуществления варианта обучения, который рассматривался с точки зрения успешности решения задач и развития, образования и воспитания учащихся. Считал возможным использование этой теории для решения педагогических проблем тактического и стратегического характера. Метод, основы применения оптимизации интерпретировал как один из аспектов общей теории научной организации педагогического труда.
Предложил систему конкретных рекомендаций по выбору эффективных форм и методов предупреждения неуспеваемости и второгодничества, основаннцю на всестороннем изучении причин неудач школьников. Под его редакцией вышли учебные пособия для педагогических институтов «Педагогика» (1983; 1984, совместно с Г. Нойнером).
Член-корреспондент АПН СССР с 26 февраля 1971, действительный член АПН СССР с 4 марта 1974, cостоял в Отделении теории и истории педагогики.
Ю.К. Бабанский — автор более трехсот научных работ, многие из них переведены за рубежом. Широко известны его труды по теории педагогики, дидактическим проблемам, оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе, учебные пособия для вузов, педучилищ, системы партийного просвещения. Он подготовил большое число кандидатов и докторов наук.
Книги (3)
В книгу известного советского ученого включены работы разных лет по теоретическим основам обучения и воспитания учащихся.
Исследования Ю.К. Бабанского основаны на изучении опыта работы школ Ростовской области и других регионов страны и посвящены проблемам оптимизации учебно-воспитательного процесса, методам обучения, целостному подходу к изучению учебного процесса.
В книге рассматриваются теоретические основы оптимизации учебного процесса, обосновываются критерии и процедура выбора оптимальной структуры обучения, обобщается передовой опыт работы школ в этом направлении.
Общие положения теории оптимизации конкретизируются на примере предупреждения неуспеваемости младших подростков, а также организации процесса обучения наиболее подготовленных школьников.
Учебное пособие создано в соответствии с новой программой курса педагогики для студентов педагогических институтов всех факультетов.
Содержание пособия значительно переработано с учетом Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы, задач, поставленных XXVII съездом КПСС перед системой народного образования.
Оптимизация процесса обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Что такое оптимизация процесса обучения
Вообще в науке под понятием «оптимизация» понимают отбор наиболее благоприятного варианта из множества возможных. В контексте процесса обучения под оптимизацией понимают подбор такой методики, которая позволит добиться наилучших результатов и при этом затратить минимум времени, сил педагога, учеников в имеющихся условиях.
Особый вклад в развитие вопросов оптимизации процессов обучения внес ученый Ю. К. Бабанский, который опубликовал свою научную работу «Оптимизация учебно-воспитательного процесса» в 80- ых годах 20 века.
Теория оптимизация имеет яркий гуманистический уклон. Оптимизация определяет условия, которые необходимы для обучения и воспитания школьников.
В педагогике выделяют два основных подхода к оптимизации процесса обучения:
Оптимизация представляет собой не один метод, а совокупность методов, это процесс, который позволяет оптимальным образом достичь главных целей образования.
Критерии оптимизации процесса обучения
Для того что бы определить является ли методика процесса обучения оптимальной необходимо выявить у нее четыре основных критерия оптимальности. Эти четыре критерии были разработаны такими известными педагогами как Ю.К. Бабанский и М.М. Поташник. К этим критериям относятся следующие:
Готовые работы на аналогичную тему
Суммируя все вышенаписанное, можно сделать вывод, что оптимальной методика преподавания считается в том случае если, она позволяет достигнуть высоких результатов, используя минимальное количество усилий педагога и ученика за определенный промежуток времени.
Способы оптимизации процесса обучения
Ученые выделяют восемь основных способов оптимизации образовательного процесса:
Планирование и конкретизация задач образования, обучения, воспитания и развития учащегося является первым способом поэтизации образовательного процесса. В том случае если все задачи обучения четко и конкретно продуманы заранее процесс обучения будут проходить быстрее и сбудет более успешным. В том случае если определён весь комплекс образовательных задач решение их может осуществляется одновременно, а не по отдельности, что в значительной степени экономит время.
Кроме того, в процессе обучения для осуществления оптимизации педагогу необходимо сформировать комплекс задач руководствуясь особенностями учеников и особенностями условий в которых проходит обучение. В этом случае педагог должен выбрать из большого количество задач те, которые являются наиболее актуальными.
Второй способ оптимизации связан с обоснованием соответствия содержания задачам обучения, с вычленением в содержании урока основного необходимого материала. Иными словами, в течении урока ученики должны быть сконцентрированы на главной информации, которую преподносит педагог. Несоблюдение этого критерия может привести к переутомлению детей и ухудшению усвоения материала учениками. Поэтому весьма немаловажно, чтобы в ходе процесса обучения ученики овладевали и необходимой информацией, и учились осуществлять самоконтроль и самоуправление.
Педагог, выбирая наиболее приемлемую структуру занятия, осуществляет третий способ оптимизации процесса обучения. Проводя занятие, учитель должен учесть следующие важные элементы урока:
Следующий способ оптимизации состоит в необходимости выбирать более подходящие методы и средств обучения для достижения задач обучения. В связи с этим педагог долен владеть информацией чем одни методы отличаются от других. То же самое можно сказать и о средствах обучения.
Пятый способ заключается в сочетании дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся. Если педагог соблюдает этот принцип, то в его работе должным образом сочетаются общеклассные, групповые и индивидуальные подходы к обучению. Дифференциация учеников необходима в связи с тем, что каждый из них обладает своими определенным личностными качествами, задатками, типом мышления и памяти.
Немаловажным в процессе оптимизации обучения является и создание соответствующих учебно-материальных, гигиенических, морально-психологических условия для обучения школьников. Этот принцип следует из закономерности эффективного обучения.
Следующий способ оптимизации процесса обучения предполагает поиск способов, которые позволят экономить время педагогов и учеников, поиск благоприятного типа обучения. Этому помогают ранее описанные способы оптимизации, оснащение школьных кабинетов, автоматизированное оборудования, разнообразные методические и учебные материалы, планирование школьной деятельности.
Последний способ процесса оптимизации в рамках процесса обучения заключается в анализированные итогов обучения и временных затрат педагогов и учащихся в соответствии с основными вышеперечисленными критериями оптимизации. Анализ ситуации сводит к соотнесению соответствия между конечными результатами процесса обучения, воспитания и развития, реальными возможностями учеников и временными затратами их самих и педагогов.
Формы и методики оптимизации процесса обучения
В процессе оптимизации обучения немаловажную роль играют формы и методы обучения. На сегодняшний день не существует форм и методов, которые удовлетворяли бы полностью критериям оптимизации: некоторые методы и формы эффективны в одних видах деятельности другие в других.
Ю.К. Бабанский считал, что словесные методы обучения в большей степени разрешают задачи по усвоению теоретический и фактических знаний, но эти методы не решают практических задач, не формируют навыки и умения в должной степен, но плюсом является быстрый темп обучения при использовании этих методик и форм.
Дискуссии способны формировать набор теоретических знаний, логическое мышление, речь, побуждают интерес, развивают волю, но их темп не удовлетворяет временных требований оптимизации.
Поэтому, когда преподаватель готорится к своему урок,у он должен выбрать методику, которая будет соответствовать критериям оптимизации исходя из целей и задач конкретного этого урока.
Анализ на основе логического подхода (анализ нынешнего состояния концепции как относительно завершеной системы знания и действия) позволяет анализировать концепцию оптимизации с точки зрения исторического, генетического подхода. В то же время элементы рет-роспективы, исторического подхода к концепции оптимизации необходимы, чтобы показать, какие черты, положительные строны, особенности этой концепции делают её интеллектуальным средством решения педагогических проблем в условиях активного развития информационных дидактических систем образования. Тем более это актуально в период разработки как кумулятивных, так и науковедческих исследований в современной педагогике. Королев Ф.Ф. писал, что «будущее приведет к тому, что идеи оптимального управления процессами развития станут характерными для всех областей деятельности» и будут руководящими, в том числе и для педагогики (Проблемы теории воспитания: Сб. статей, М., 1974, ч.1, с.126).
Ю.К.Бабанский неоднократно отмечал, что, как всякая научная теория, оптимизация педагогического процесса возникла под влиянием практики: преодоления неуспеваемости, необходимости интенсификации и снятия учебных перегрузок в процессе перехода к новому учебному содержанию. Устранение методических недостатков (увлеченность каким-либо одним методом), формализм в оценке результатов труда учителя и качества успеваемости.
1. необходимо комплексное применение принципов и методов дидактики и воспитания. В середине 80-х годов это условие было развито в теорию комплексного подхода в педагогике и комплексный подход всегда рассматривался в научной школе Ю.К.Бабанскорго как средство оптими-зации учебно-воспитательной работы;
2. эффективное управление педагогическим процессом, предполагающее единство творческого планирования, организации, регулирования, учета и контроля (Ю.К.Бабанский, И.М.Косоножкин, Е.В.Бондаревская, А.П.Притыко, В.М.Норглик, Г.А.Победоносцев идр.);
4. оптимальность педагогических усилий школы, семьи, общественности к творческому применению идей эффективных учебно-воспитательных воздействий к личности и коллективу
СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ ОПТИМИЗАЦИИ:
Под оптимизацией учебно-воспитательного процесса в современной школе подразумевается выбор такой методики его проведения, которая позволяет получить наибольшие результаты при минимально необходимых затратах времени и усилий учащихся.
Ю.К.Бабанский характеризовал методологическую основу оптимизации как единство методологии деятельности, диалектического системно-деятельностного подхода, теории управления и научной организации труда, общей теории систем, общих закономерностей педагогического процесса. Он сознательно отказался от метафизического типа педагогического мыш-ления.
При использовании в его теории системно-структурного подхода были применены ряд положений этой методологии: связь системы со средой и единство их связей, элементов; выделение в оптимизации относительно самостоятельных и сопоставимых элементов, дающее полное содержание компонентов в их единстве; функции компонентов и их место в целостной системе; выявление характера ведущих, системообразующих связей (так специально выделены причинно-следственные связи учебно-воспитательного процесса; иерархические связи между элементами учебно-воспиитательного процесса (например, использование для их анализа методов корреляционного анализа, модификация математического критерия А.Н.Колмогорова для анали-за полярных педагогических явлений, успешности и неуспешности успевамости); связи функционирования и развития ( проблема противоречий в учебно-воспитательном процессе); генетические связи, позволяющие выявлять первопричины позитивных и негативных явлений в педагогическом процессе.
Наиболее перспективным с позиций современной личностно-ориентированной педагогики является обращение Ю.К.Бабанского к рассмотрению учебно-воспитательного процесса как процесса эволюции педагогических целей и средств на основе зоны ближайшего развития ученика. Это позволило исследователю сформулировать основные принципы оптимизации: результативность учебно-воспитательного процесса обеспечивается комплексностью педагогических средств, эффективность управления педагогическим процессом, всестороннее изучение и развитие учебно-познавательных возможностей ученика и выявление причин неэффективного учения, разработка системы мер повышения эффективности обучения и учения, связь учебного и воспитательных процессов.
Таким образом, новаторство в разработке философско-методологического основания концепции оптимизации проявилось в последовательном применении важнейших принципов диалектического подхода: объективности рассмотрения действительности, историзма, конкретно-исторического подхода, системности; конкретности истины (диалектическое соотношение абсолютной и относительной истины), меры, необходимости учитывать конкретные условия, терпимость в отношении других педагогических идей, сохранения ценного из педагогического наследия.
Необходимой философской категорией теории оптимизации явилась «мера», выражающая диалектическое единство количественных и качественных характеристик объекта и связана с определеным коли-чественных характеристик, ведущей к модификации объекта с сохранением существенных характеристик объекта. В школе Ю.К.Бабанского в связи с таким понимание меры введено понятие » зона оптимума», предполагающей наличие не отдельного оптимального варианта решения поставленных задач, а сочетание набора возможностей при доминировании одного из них. В этом смысле исследователь был близок к проблемам нелинейного мышления, развиваемого современной философией самоорганизующихся систем.
На его основе был сформулирован оптимизационный подход в педагогике (М.М.Поташник), оптимизационное педагогическое мышление.
Оптимизация образовательного процесса. Условия, формы и методы оптимизации
Оптимизация образовательного процесса позволяет учащимся прогнозировать, выдвигать собственные гипотезы, манипулировать, поднимать вопросы.
Формы, методы и средства оптимизации процесса обучения становятся, как никогда, актуальны, когда речь заходит об увеличении интереса и способностей учащихся к получению знаний. Существующие современные образовательные технологии преподавания помогают объяснить сложные темы, используя при этом мультимедийные презентации. Автор Ю.К. Бабанский испытал и разработал уникальный творческий подход к исследованию более подходящих методик педагогики.
В настоящее время сетевые ресурсы постепенно проникают в сферу оптимизации процесса обучения. Технические условия обмена обратной связи и взаимодействия в реальном времени могут быть реализованы с применением современных образовательных технологий и мультимедийной сети.
Оптимизация процесса образования эволюционировала от традиционного класса, ассоциирующегося с доской и мелом, до современного стиля мультимедийного сетевого преподавания.
Большой сдвиг от статического к динамическому
Методика, которую в свое время предложил Бабанский, оптимизация процесса обучения приносит живость и обмен в реальном времени в полную игру. Как результат, это имеет большое значение и ценность для применения и оптимизирует возможность внедрения современных образовательных технологий в условиях мультимедийной сети в преподавании.
Современное образование, основанное на новейших технологиях, развивается из отсталой методики на более успешное самостоятельное и групповые занятия студентов. Традиционное образование следует парадигме, в которой учащиеся читают отрывок из учебника, смотрят презентации и слушают скучные лекции преподавателей, читают снова и снова, делают заметки, а затем завершают процесс тестом. Такая модель обучения менее эффективна, дорогостоящая и не интегрирует потенциал, который современные образовательные технологии, основанные на сетевых технологиях, могут предложить.
Автор Бабанский проанализировал текущую ситуацию с использованием индивидуализированных образовательных технологий в первую очередь, при условии, что теоретические основы для применения будут оставлены, а во-вторых, будут доработаны с учетом практики преподавания.
Характеристики оптимизации процесса обучения
Совместное использование ресурсов
Все виды обработки информации и функции взаимодействия студента и преподавателя.
В процессе преподавательской практики студенты получают учебную информацию в доступной форме.
Персонализированный подход
Студенты должны выбирать, когда и где учиться, и сколько они собираются получить информации. В то же время результат совместного получения информации не только индивидуализирован, но и гибок. Заинтересованность учащимися и творчество на уроке приветствуются.
Своевременный мониторинг успешности обучения
Степень, в которой ученики получают необходимую и своевременную оценку, — это стандартное измерение средства оптимизации процесса обучения. Своевременность можно рассматривать как взаимодействие между результатами каждого в отдельности и обзор учителей, оба из которых, как ожидается, будут влиять на эффективность учебного процесса. Все последствия оценки своевременности преподавания имеют большое значение.
Конструктивизм в обучении
Конструктивизм — это искусство педагогики, основанного на предварительном условии, что учащиеся совершенствуют свое понимание мира, в котором они живут, оглядываясь на собственный опыт. Студенты могут генерировать собственные «ментальные модели» и «правила», которые они используют, чтобы понять, что они уже знают и как пополнить свой запас знаний.
На заметку! Таким образом, обучение — это просто процесс адаптации умственных моделей к поглощению новых. А конструктивизм — это некое мнение о педагогике, основанном на той мысли, что знание не является чем-то, что может быть предоставлено учителем лишь в основной части класса. Скорее, знания строятся учениками через энергичный, умственный путь развития, тогда как учащиеся — это сами конструкторы и создатели знаний и смысла.
В процессе получения информации, учащиеся находятся в центре внимания интерактивного класса, а учитель, в свою очередь, продвигает процесс, который позволяет учащимся прогнозировать, выдвигать гипотезу, манипулировать, поднимать вопросы, объекты.
Контраст между традиционным подходом и методикой Бабанского
Традиционные методики преподавания ставят акцент на преподавании учителей. Сознательно или бессознательно многие учителя доминируют над всем классом.В результате научный характер учебников погружен в «воду», а энтузиазм и желание учиться у студентов стираются. В то же время учащиеся оказываются в состоянии так называемого недоедания как результат отсутствия визуальных пособий и соответствующей литературы.
Современная образовательная технология принесла надежду на упомянутый выше факт. Бабанский Ю.К. оптимизация процесса обучения заключается в сочетании наглядных пособий, изобразительного искусства, изображений, музыки, психологии, педагогики, искусственного интеллекта. Эти составляющие учебного процесса мобилизуют слуховые и визуальные функции слушателей в полной мере. Интерес студентов может быть стимулирован, а эффективность памяти значительно улучшается.
Применение полученной информации
Оптимизация образовательной деятельности включает в себя презентацию получаемой информации через несколько учебных процессов, включая, но тем не менее не ограничиваясь одним лишь текстом, аудио, иллюстрациями, карточками, графикой и видео.
Важно! Условия оптимизации процесса обучения устанавливаются в соответствии с требованиями различных классов для проведения урока.
Некоторые студенты ошибочно представляют обучение как неправильную перспективу, рассматривая урок как вынужденную меру. Подключение доски и мела может быть довольно увлекающим занятием, вне зависимости от того, занимаются ли студенты предметом, вопросами, текстами, словарями и предложениями или нет. Цель оптимизации образовательного процесса — помочь обучению.
ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Выбор оптимального варианта процесса обучения предполагает следующие этапы деятельности преподавателя:
а) определение задач обучения, воспитания и развития (цели учебного занятия);
б) отбор и конкретизацию содержания обучения с учетом поставленной цели;
в) выбор наиболее целесообразных форм, методов и средств обучения:
г) внесение коррективов в спроектированный учебный процесс с учетом особенностей состава студентов, учебно-материальной базы и т.п.;
д) оформление плана учебного занятия.
Рассмотрим этапы проектирования учебного занятия.
Определение цели и задач учебного занятия.На учебном занятии преподаватель решает задачи обучения, воспитания и развития. Ведущая дидактическая цель занятия определяется содержанием учебного материала, предусмотренного учебной программой, и предполагает усвоение определенного объема знаний или формирование умений и навыков. Намечая дидактические задачи учебного занятия в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, преподаватель планирует также задачи воспитания и развития.
Наиболее частыми ошибками преподавателей при определении цели и задач учебного занятия, особенно урока, являются такие:
— определение цели и задач только по отношению к изучению нового материала; между тем, например, комбинированный урок включает в себя несколько частей, среди которых обычно бывает проверка знаний и умений. Нередко частями урока являются практическая самостоятельная работа, упражнения, что зачастую упускается из виду при постановке цели и задач;
— формальное планирование задач, особенно направленных на воспитание и развитие студентов, не подкрепленное соответствующим содержанием, приемами или средствами.
Так, следует иметь в виду, что развитие творческого мышления осуществляется путем применения соответствующих методов обучения, прежде всего проблемно-поисковых; познавательные интересы и способности можно развить с помощью активных методов
обучения, а умения и навыки сформировать посредством организации различных видов самостоятельной работы.
Постоянно осуществляя обучение в единстве с воспитанием, преподаватель не всегда указывает в плане учебного занятия конкретные воспитательные задачи. Преподаватель воспитывает студентов на каждом занятии личным примером, своим профессиональным мастерством, высокой степенью личной ответственности за выполняемую работу и требовательностью к студентам, корректностью и уважительным отношением к обучаемым. При планировании учебного занятия преподаватель включает воспитательные задачи лишь тогда, когда само содержание учебного материала или специфические методы обучения дают возможность решить такие задачи.
Если задачи образовательные (дидактические) определены учебными программами, то задачи воспитания и развития ставит сам педагог, и их постановка зависит от его умения использовать учебный материал в этих целях. Мастерство преподавателя проявляется в способности максимально использовать воспитывающие и развивающие возможности учебного материала на занятиях.
Отбор, конкретизация и организация учебного материала.Основное содержание учебного материала определено программой, его изложение в кратком виде дано в учебнике или учебном пособии. Однако это только основная информация, которая, кстати, может быть предложена студентам и без посредничества препода-
вателя. Именно так поступают, используя на учебных занятиях самостоятельную работу с учебником, учебной литературой.
На этапе отбора содержания преподаватель должен осуществить следующее:
— выделить самое главное, существенное, что необходимо усвоить студентам. Практически по каждому изучаемому вопросу студенты должны знать 3-6 основных положений, остальная информация по отношению к этим положениям является вспомогательной, разъясняющей, конкретизирующей, подтверждающей. Выделение основных положений делает учебный материал более компактным, удобным для запоминания;
— построить материал так, чтобы в центре внимания находились его главные, существенные элементы. Структурированный материал легче запоминается и воспроизводится; дополнительно к тексту дают еще и зрительный, изобразительный образ, который делает общую картину учебной информации более отчетливой. Для структурирования учебного материала используют различные приемы: обыкновенную текстовую запись с цифровой индексацией основных положений; таблицы или графы, опорные конспекты («опорные сигналы»). Преподаватель должен представлять, как будут выглядеть записи учащихся;
— облечь материал в доступную, понятную форму, без длинных формулировок и тяжелых определений. Преподаватель на основе собственного опыта отбирает наиболее существенное, разъясняет сложные положения и приходит к собственному, краткому и доступному конспекту текста;
— конкретизировать материал, учитывая опыт студентов, с которыми будет проводиться занятие, иллюстрировать его примерами, фактами, не повторяющими сведения учебного пособия. Этот этап отбора содержания весьма важен для профессионализации образования. Подтверждение теоретических положений примерами конкретной профессиональной деятельности, связанной с теми производствами, где студенты проходят практику или где им предстоит работать, делает эти теоретические положения жизненными, реальными, практически значимыми. В связи с пересмотром перечня специальностей, созданием специальностей широкого профиля отбор конкретного фактического материала способствует осуществлению специализации подготовки. Материал должен быть достаточно подвижным, взаимозаменяемым в связи с различием в целевой подготовке. Особенно важно учитывать это требование преподавателям общетехнических, общеспециальных дисциплин, преподающим на отделениях с разными специальностями. Примеры и удельный вес одного и того же содержания в учебном предмете для разных специальностей могут быть различными;
-дополнить содержание материалом, который мог бы вызвать у студентов интерес, воздействовать на их чувства.
Этап отбора и конкретизации содержания учебного материала не менее важен и при планировании других частей учебного занятия: проверки знаний и умений, самостоятельной работы, направленной на формирование умений и навыков, закреплении учебного материала.
Часто при проверке знаний преподаватели дают задание студентам пересказать выученный учебный материал. Это ориентирует их на заучивание, не всегда в достаточной мере осмысленное. Рассмотрим несколько вариантов постановки заданий при проверке знаний, к примеру, в педагогическом колледже при изучении темы «Методы и приемы обучения».
1-й вариант. Расскажите о классификации методов обучения.
2-й вариант. Начертите на доске схему классификации методов обучения, объясните, каковы основания классификации, дайте характеристику ведущих методов.
3-й вариант. Проанализируйте последний урок, который вы наблюдали во время практики в школе, выделите основные методы, которыми пользовался учитель. С учетом изученной классификации методов ответьте, могли ли быть использованы другие методы, почему. Дайте характеристику методов обучения, которыми пользовался учитель.
Аналогичным должен быть подход и к отбору содержания заданий на этапе закрепления учебного материала. Исследования показали, что одинаковые формулировки вопросов при изложении и при закреплении материала снижают интерес студентов к изучаемому содержанию и к самому занятию, побуждая преподавателя просить студентов вспомнить материал, который он только что сообщил. Но запомнить в ходе объяснения, а затем воспроизвести только что услышанное, довольно большое по объему объяснение, уложив его к тому же в какую-то структуру, студентам не под силу. Они стремятся заглянуть в тетрадь, направляя свои усилия не на осмысление материала, а на поиск в тетради нужного ответа. Очевидно, что для закрепления материала нужно пользоваться другими приемами и, следовательно, предъявлять другие требования к освоению содержания: не воспроизвести, а структурировать содержание; выделить главное, существенное; посмотреть на учебный материал с позиции практика, реализующего знания в практической деятельности. Чтобы помочь студентам запомнить информацию, преподаватель предлагает поработать с записями текста или с учебником, выделить (подчеркнуть, пронумеровать)
наиболее важные положения, составить план ответа по вопросу, вычертить график, построить опорный конспект с помощью изобразительных средств, описать объект, его устройство по наглядному пособию, ответить, пользуясь «опорными сигналами», и т.д.
Для осмысления учебной информации необходимо установить причинно-следственные связи, сравнить теоретическое положение с практикой, с жизнью, попытаться приблизить учебную информацию к практическим целям. Тогда и содержание, и приемы закрепления будут другими: от студентов потребуются логическое рассуждение о причинно-следственных связях, поиск примеров из практики, подтверждающих выдвинутые теоретические положения, решение ситуационных задач.
Таким образом, отбор учебной информации и содержания заданий является существенно важным моментом оптимизации учебного процесса.
Выбор форм, методов и средств обученияосуществляется одновременно с конструированием содержания учебного материала.
При отборе форм организации учебного процесса преподаватель руководствуется содержанием учебного материала и особенностями самих форм. Планируя занятия, он выбирает те или иные формы с учетом ведущих дидактических целей, свойственных каждому виду учебных занятий.
Действительно, выбор форм организации учебного процесса достаточно жестко обусловлен их особенностями. Так, лекция представляет собой монологическое изложение преподавателем учебного материала. Для лекции, как правило, выбирают материал, раскрывающий основные теоретические положения науки, закономерности и принципы классификации, что является основанием для последующего изучения фактических сведений, практических рекомендаций и выводов. На первых курсах обучения, особенно для студентов с девятилетним образованием, лекция трудна для восприятия, поэтому с ними чаще проводится не лекция, а урок, предусматривающий разнообразные методы и приемы обучения.
Экскурсия связана с изучением какого-либо конкретного явления, процесса в реальных условиях его протекания. Она может быть использована тогда, когда в этом есть необходимость и учебное время, которое можно полностью употребить на изложение нового учебного материала, сопровождаемое демонстрацией объекта.
Выбор типа урока из четырех его типов, которые распространены в средних специальных учебных заведениях (комбинирован-
ный урок, изучение нового учебного материала, контрольно-учетный и учетно-обобщающий уроки), также в достаточной мере обусловлен местом конкретного учебного содержания в изучении предмета. Самое большое место (75-80%) занимает комбинированный урок, обладающий наиболее богатыми возможностями для рационального использования учебного времени. Урок изучения нового материала планируется, как правило, в следующих случаях: в начале темы, когда не накоплен материал для проверки знаний и умений, для формирования практических умений и навыков; когда вновь изучаемый материал слишком велик по объему; когда в целях развития творческого мышления весь урок построен по методу проблемного изучения какого-то содержания, требующего достаточно большого количества времени; когда для формирования умений и навыков самостоятельного умственного труда и развития познавательных способностей студентов используется программированное обучение, предполагающее, как известно, индивидуальный темп работы с учебным материалом. Контрольно-учетный и учетно-обобщающий уроки планируются по завершении темы или раздела.
Большое значение для успешного решения учебных и воспитательных задач имеет целесообразный выбор методов и приемов обучения. Мастерство преподавателя состоит в том, что он владеет множеством методов и приемов обучения, знает положительные и негативные стороны каждого метода и осознанно, рационально выбирает нужные, с учетом конкретного содержания учебного материала, образовательных, воспитательных задач и задач развития, особенностей студентов, временных возможностей, средств обучения, которыми располагает учебное заведение.
Так, руководствуясь необходимостью формирования умений и навыков самостоятельного умственного труда, преподаватель выбирает для изучения определенного вопроса метод самостоятельной работы с книгой, но при этом учитывает, насколько материал доступен без его предварительного объяснения. Недоступность учебного материала может быть обусловлена двумя причинами: сложностью его изложения в пособии и степенью подготовленности студентов к восприятию материала без помощи преподавателя.
Планируя использование метода проблемного изучения (эвристическую беседу, учебную дискуссию), преподаватель анализирует содержание и возможности учебного материала для создания проблемной ситуации, оценивает способность студентов решить конкретную проблемную задачу, учитывает, каким временем он располагает, поскольку эвристическая беседа требует значительно большего времени, чем обычное объяснение, способны ли студенты самостоятельно изучить те сведения, которые не могут быть из-за недостатка времени пройдены на учебном занятии.
Выбирая средства обучения, преподаватель обычно допускает распространенную ошибку: он использует сразу все имеющиеся пособия. При объяснении нового материала одновременно происходит и демонстрация слайдов и кинофильма, и показ таблицы, и показ самого объекта или его модели.
Учет особенностей состава студентов.Важным условием правильного определения стратегии обучения является учет особенностей контингента учащихся. Выбор форм, методов и средств обучения обусловлен образованием, уровнем подготовленности студентов, степенью сформированное™ их профессиональных интересов и познавательных потребностей, наличием профессионального опыта. Занимаясь со студентами вечерней и заочной форм
обучения, имеющими производственный опыт по приобретаемой специальности, преподаватель опирается на этот опыт, в беседе выявляет представления учащихся о том или ином объекте, процессе, явлении, а затем, выдвигая теоретические положения, уточняет и систематизирует их знания, исправляет ошибочные представления, в результате чего формирует прочную систему знаний, основанную на опыте обучаемых.
В работе со студентами дневного отделения преподаватель выдвигает теоретические положения, а затем подкрепляет их разнообразными примерами, фактами, которые либо приводит сам, либо привлекает небогатый пока опыт студентов, полученный ими в процессе наблюдения во время прохождения практики.
При выборе методов и средств обучения учитывается степень сформированности интереса к профессии студентов. Если интереса нет, больше времени и средств уделяют мотивации обучения, воздействию на чувства, обоснованию выдвигаемых положений. Если студенты проявляют большой интерес к овладению профессией, больше внимания уделяют углублению содержания, тогда широко используют метод дискуссии, исследовательский метод. Обучение должно осуществляться на таком уровне трудности, чтобы студентам приходилось прилагать усилия для овладения знаниями и умениями. Поэтому сильным студентам целесообразно давать индивидуально более сложные задания (прочитать научную статью и сообщить свое мнение о ней, подготовиться к объяснению нового учебного материала студентам, выполнить эксперимент и продемонстрировать его результаты однокурсникам и т. п.), однако усложнение осуществляется не за счет увеличения объема, а за счет замены одного, более простого задания другим, более сложным.
При выборе проблемно-поисковых методов обучения приходится учитывать степень развития мыслительной активности студентов, нельзя организовать учебную дискуссию, если у студентов не развита активная мыслительная деятельность. Ее развитие обеспечивается путем последовательного перехода от обычной беседы к умению отвечать на вопросы, активизирующие мыслительную деятельность, затем к эвристической беседе и, наконец, к учебной дискуссии.
Нельзя сказать однозначно, что путь обучения всегда такой, как он показан в предыдущих примерах, но определенная закономерность в выборе форм, методов, приемов и средств обучения с учетом особенностей состава учащихся, несомненно, есть. Опытный преподаватель, планируя работу, обязательно учитывает условия, в которых протекает учебный процесс.
Завершающим этапом в оптимизации учебного процесса является оформление плана учебного занятия. Ему посвящается следующий параграф.
ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
План учебного занятия (поурочный план) представляет собой личный документ преподавателя, и жестких предписаний относительно его формы и содержания нет. Речь может идти только о рекомендациях, которые обеспечили бы большую целесообразность разработки и удобство пользования этим планом в практической деятельности.
План необходим преподавателю в работе, поскольку он помогает в ее организации, облегчает процесс проведения учебного занятия, акцентирует внимание на главном. Поурочные планы в совокупности (по всему курсу) характеризуют стиль работы преподавателя, а их изменение и обогащение из года в год демонстрируют развитие профессионального мастерства.
План учебного занятия обязательно включает в себя такие элементы, как цель, ход занятия, оснащение учебного процесса, домашнее задание. В число компонентов плана могут входить методы обучения, актуализация знаний по другим предметам, затраты времени на каждую часть занятия.
Остановимся на отдельных элементах плана. Планы целесообразно нумеровать: номер конкретного занятия должен совпадать с номером в календарно-тематическом плане. Дату либо не указывают, либо указывают отрезок протяженностью в неделю, поскольку учебные занятия в группах могут не совпадать по дням.
В заголовке плана называют тему изучаемого учебного материала, а дидактические задачи (цель обучения) раскрывают для всего учебного занятия, т.е. включают и задачи, решаемые при проверке знаний, и при изучении нового учебного материала, и в ходе практической работы.
Таблица 3 Структура поурочного плана преподавателя
План учебного занятия № 1 Тема:_________________________
Дидактические задачи ______________________________
(цель учебного занятия) ______________________________
Ход учебного занятия | Содержание учебного материала | Методы обучения | Средства обучения | Ориентировочная дозировка времени | Задачи воспитания и развития |
В графе 1 указывают составные части занятия в том порядке, в котором планируется их проведение. Они зависят от формы организации учебного процесса, типа урока, структуры содержания учебного материала, от выбора методов обучения.
Конечно, для каждой формы организации учебного процесса и для каждого типа урока есть свои, характерные структуры, однако творческий подход преподавателя к учебному процессу часто вносит свои изменения. Отметим наиболее распространенные структуры занятий.
Комбинированный урок
1.Проверка знаний и умений студентов.
2. Изучение нового учебного материала.
3. Закрепление материала (может быть запланирована практическая, самостоятельная работа).
4. Домашнее задание.
Практическое занятие
1.Проверка знаний (необходимых в практической деятельности).
2. Инструктаж к выполнению практического задания.
3. Выполнение практической работы.
4. Подведение итогов самостоятельной работы (обсуждение отдельных работ, или анализ и оценка преподавателем работ, или теоретические выводы по результатам практической работы и т. п.).
Аналогичное строение имеет обычно и лабораторная работа, выполняемая по инструкции. Но если лабораторная работа носит поисковый, исследовательский характер, ее структура может быть иной, например:
Лабораторная работа
1. Постановка проблемы и поиск путей ее решения (в ходе обсуждения и самостоятельной работы с книгой).
2. Подготовка и отбор необходимого оборудования и материалов.
3. Выполнение лабораторного эксперимента,
4. Обсуждение результатов эксперимента.
Семинар
1. Установка на участие в семинаре (вступительное слово преподавателя).