автор выражения умом россию не понять
Умом Россию не понять…
Умом — Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
muzejsveta
Братский Музей Света
КАЖДУЮ ЛАМПОЧКУ СВЕТ УБИВАЕТ!
10 декабря 1868 года Фёдор Тютчев написал стихотворение «Умом Россию не понять. «.
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.»
«Умом Россию не понять…» — одно из самых известных и наиболее часто цитируемых произведений Федора Тютчева. Это стихотворение, созданное в 1866 году, является, к тому же, и самым коротким, так как состоит всего из четырех строчек. Однако глубинный смысл, заложенный в нем, заставляет каждое новое поколение обращаться к этим бессмертным словам, так образно и метко характеризующим Россию.
Федор Тютчев довольно много времени прожил за границей, состоя на государственной дипломатической службе. Ему был хорошо знаком уклад жизни многих европейских стран, который он считал образцовым и достойным подражания. Вместе с тем, поэт находил эту жизнь чересчур размеренной и пресной, лишенной «изюминки» и слишком уж предсказуемой. Автор очень много размышлял над тем, почему в чистой и благопристойной Европе, где даже низшие сословия общества живут вполне достойно, у людей нет в душе того огня, который свойственен россиянам. Казалось бы, неустроенный быт, грязь, постоянная нужда и болезни должны были не только привести к массовому вымиранию жителей России, но и к разрушению всей страны. Однако события развиваются с точностью наоборот: Европа, наслаждающаяся сытой жизнью, постепенно деградирует, а Россия, прозябающая в вечной нищете, не только наращивает экономические обороты, но и дает миру величайшие умы, обладатели которых в большинстве случаев являются выходцами из народа.
Действительно, «умом Россию не понять», так как в этой стране испокон веков царит хаос, который, как это ни странно, является национальной особенностью славян. Постоянная жажда деятельности, стремление жить лучше, толкают тысячи людей на принятие самых парадоксальных и непредсказуемых решений, которые, в конечном счете, оказываются единственно верными. Отмечая, что Россию «аршином общим не измерить», Федор Тютчев имеет ввиду самобытность русского народа, которая не поддается европейской логике и вызывает у иностранцев суеверный ужас. Это касается не только обычаев и традиции, уклада жизни и устройства общества, в котором к моменту написания этого стихотворения только-только отменили крепостное право. В первую очередь, речь идет о загадочной русской душе и удивительном образе мыслей россиян, которые не укладываются в общемировое понимание. И именно это качество, по мнению Федора Тютчева, является наиболее важным и ценным, так как служит гарантией того, что русский народ не закостенеет в своих обывательских стремлениях, как европейцы, а пытливость и врожденное стремление к познаниям заставит нацию развиваться даже в самых сложных и гнетущих условиях.
«У ней особенная стать – в Россию можно только верить», — подчеркивает Федор Тютчев, словно бы подводя итог своим длительным раздумьям и попыткам понять феномен собственной страны. Действительно, Россия непредсказуема, и эта ее национальная черта ставит крест на честолюбивых планах многих европейцев, которые испокон веков пытались покорить страну, понять которую были не в силах. Более того, сами россияне не в состоянии дать ответ на вопрос, что ждет их через год или два, ведь жизнь постоянно меняется, а славянской душе чуждо чувство инертности. Поэтому все, что остается, так это вера в державу, которая обладает могуществом именно потому, что предугадать ее следующий шаг не в состоянии даже сами россияне.
Следует отметить, что слова Тютчева в этом отношении оказались пророческими, так как все последующие события, которые на протяжении полутора веков происходили в России, постоянно шокировали мировую общественность. Поэтому неудивительно, что даже немецкий канцлер Отто фон Бисмарк в середине 19 века предостерегал своих соотечественников от войны с Россией, утверждая, что на каждую военную хитрость она ответит неимоверной глупостью и при этом окажется в победителях
Аршин складной. Лондон 1898 год.
АРШИН (тюрк.), мера длины в ряде стран, в России с 16 в., равна 16 вершкам (71,12 см).
аршин [аршин] м. 1) Мера длины, равная 0,711 м и применявшаяся до введения метрической системы в России и ряде других стран. 2) Линейка такой длины с нанесенными на ней делениями на четверти и вершки.
НАШИ СОВРЕМЕННИКИ НА МОТИВ ТЮТЧЕВСКИХ СТРОК
Стихотворение и анализ «Умом Россию не понять…»
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Краткое содержание
И. Прянишников. Крестный ход. 1893
Тютчев сообщает о том, что Россия является самобытной страной, имеющей свою собственную культуру, обычаи, традиции. Она имеет своё лицо, не похожее на лица других стран. Главное отличие России в том, что она так и не встала на путь европейского развития. Поэтому её так непросто понять, невозможно ни с чем сравнить: Россия самостийна. Тютчев приходит к выводу, что в Россию нужно и можно верить. Она обособилась от других стран, а значит, в её особенный путь развития остаётся лишь верить…
История создания
Для полноценного понимания этого небольшого стихотворения следует знать исторический контекст его создания. Поэт написал произведение на бумажном клочке в 1866 г. Оригинал этого бумажного фрагмента в настоящее время хранится в Пушкинском Доме. Публикация стихотворения состоялась спустя два года спустя – в 1868 г.
Тютчев долгое время успешно строил дипломатическую карьеру в Германии, проживая в Мюнхене. Поэтому он имел уникальную возможность взглянуть «свежим» сторонним взглядом на Россию. Автор глазами иностранца, несколько отстранённо смотрит на свою Родину: для большинства стран мира и их граждан Россия является страной-загадкой.
Жанр, направление, размер
Стихотворение можно справедливо отнести к редкому литературному жанру «философская миниатюра». Это небольшой жанр, отличающийся высокой сложностью содержания. Качественно работать в этом жанре удаётся не многим. Тютчев в этом смысле исключителен: он является автором множества философских миниатюр, отличающихся точностью мысли, глубиной смысла и яркой образностью.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой.
Композиция
С точки зрения композиции произведение представляет собой единственную строфу, которая состоит из четырёх стихов. При этом каждое слово в стихотворении буквально «на вес золота»: имеет особый смысл, содержательность и ценность. Глубинный смысловой подтекст придаёт произведению особую мудрость, философскую проницательность. В последней строке поэт доносит до нас основную идею, восклицая: «В Россию можно только верить!».
Темы и настроение
Тютчев осмысливает в этом небольшом по объёму стихотворении две важные темы:
Тема самобытности русского народа, его особой сущности – поэт говорит о том, что в Россию необходимо верить, создавая этими словами патриотический настрой у читателей. Цель автора – постараться убедить нас в том, что страна без граждан, искренне верящих в её светлое будущее, существовать не может.
Тема русского менталитета – поэт считает, что Россия – это страна противоречий, которая держится много столетий на фундаменте веры своего народа. Тютчев противопоставляет рационализм Запада религиозности России. Любимое русское слово «авось» наглядно демонстрирует, почему невозможно понять умом происходящие в стране явления.
Основная идея
Главная мысль произведения звучит так: Россия – это уникальная страна. Она такая же особенная, как и её граждане. Уникальность России заключается в глубинном иррационализме и внутренних противоречиях, которые движут людьми, заставляя их позитивно воспринимать подчас безрассудные и нелогичные решения. Но именно они ведут страну по пути самобытного развития.
Тютчев уверяет: сила России – в её непредсказуемости, стихийности. Поэтому иностранцы никогда не смогут предугадать, как поведёт себя русский народ в каждой конкретной ситуации.
Средства выразительности
В этом коротком произведении автор активно использует такие средства выразительности, как:
антитеза – в роли антитезы выступают понятия веры в Россию и одновременной невозможности её понять;
олицетворения – мы чувствуем, что душа у России живая. Она, подобно человеческой, умеет мыслить и чувствовать.
Умом Россию не понять.
В стране: безнравственность и ложь,
Народ – банкрот, заводы сдали,
Всю экономику – за грош
По «загогулине» отдали.
Успехов никаких в ответ,
В долгах все семьи потонули,
Нам дали платный туалет,
Вдогонку всю страну «разули».
С таким успехом скоро жди,
Всё украдут, как в подворотне,
И будут жить на всей Руси,
Привольно, три-четыре сотни.
Народу не дадут дышать,
Загонят в стойла, да. в подвалы,
Заставят люд за щи пахать,
Чтоб множить чьи-то капиталы.
Оденут кандалы, как встарь,
Во рты по кляпу, чтоб молчали,
А в руки вложат инвентарь,
Чтоб все на упырей пахали…
Что делать нам, когда в ответ,
На все, что ставим мы вопросы,
Нам вешают лапшу-привет
От местных и заморских боссов?
Задрали цены в три конца,
Две трети пенсий отобрали
И строят рейтинги лжеца,
И СМИ нам лгут, чтоб мы молчали.
Нам оставляют вариант:
Молчать, с предложенным мириться
И есть смердящий провиант,
Что в корм и свиньям не годится.
В стране, где газ кишит клубком
Из всех щелей, болот и скважин,
Люд топит древним угольком
И тем гордится, тем отважен.
Он горд, что может устоять
Крутым отеческим морозам,
Голодным быть, тоску унять,
Не проронив по жизни слёзы.
Нас заставляют жить в хлеву,
«Дерьмом» питаться, быть холопом
И в мозг нам гадит власть в бреду,
«Имея» всю страну нон-стопом.
Виновен сам, честной народ,
Не плачься, что живот скрутило,
Ведь с той еды, что ел весь год,
Не мудрено, что лишь стошнило.
Мрут люди будто на войне
С еды худой, палёной водки.
И прибыль множится вдвойне
А жизнь – как век дырявой лодки.
Ну что, как прежде нам терпеть
И жить в дерьме с ворьём во власти?
А может, стоит осмелеть
И разогнать слуг злой напасти?
Поднять любимый, толстый зад,
И, чтоб с тоски не уставали,
Как наяву, вернуть назад
Все то, что упыри украли.
Вернуть им деньги, но лишь те,
Что хитрованы заплатили
За всё имущество страны,
Что собственника враз сменили.
Тогда есть шанс, что поживём,
Что внуки встретят свою старость,
Что песню жизни запоём,
Преодолим страны отсталость.
Знай точно, кинутый народ,
Тебя давно верхи продали,
Их наглый, лживой чести свод,
Лишь шапка айсберга морали.
И вновь затикали часы,
Народа мудрость смотрит вдали,
Готовой снять с себя трусы,
Лишь бы войну не начинали.
Войною будут нас пугать
Все те, что бредят Русью «вольной»,
А больше всех паниковать
Сродни «отцам» Первопрестольной.
Толкают нас к войне, скоты,
Из «ящиков» трубят об этом
И пудрят мозг стране «отцы»,
И к водке шлют нас за ответом.
Народ в бомбёжках видит сны
И соглашается с судьбою.
Пусть только б не было войны,
Уж лучше «над», чем «под» землею.
В бреду кричит народ страны:
«Мы все согласны, нас спасайте,
От ужасов шальной войны,
Детей, страну оберегайте».
Тем временем, лихой главарь
С друзьями – шайкой кровососов,
Присваивают всё, как встарь,
Под управлением пиндосов.
Чиновник веселится всласть,
Осваивая груз бюджета,
За раз способный всё украсть
И даже гвозди из лафета.
Прошла Некрасова пора,
Но слышим старые вопросы…
Живут в России «на ура»,
Лишь бюрократ с партийным боссом.
Гуляет на бюджет страны
Малина власти воровская,
Тандемы звёзд шальной братвы
И партия их плечевая.
Рецепт простой: «Народу встать
С колен, протёртых жизнью нищей,
Рабовладельцев прочь прогнать
Наддав по заду голенищем.
Усилить Армию и Флот,
Пока ещё друзей народа,
Коль нам закроют небосвод,
Готовым быть идти в походы.
Их «загогулины» унять,
Вернуть в страну все биржи, банки,
И экономику поднять,
И скинуть с шеи наглых «янки».
Вернуть все денежки в казну,
Рабочим – фабрики, заводы,
Привлечь учёных по уму,
И нефть, и газ вернуть народу.
Раздать сельчанам землю, лес,
Поля, озёра и речушки,
Чтоб задышал в селе прогресс,
Чтоб тестом полнились кадушки.
Богатств страны не перечесть,
Засевших в лапах казнокрадов…
А большинство мечтает есть
И скинуть с шеи мерзких гадов.
Надеяться нет сил, видать,
Для слабых – с края варианты,
Глаза в последний раз поднять
И завязать на шее «банты».
Витает в воздухе дымок
Неразрешённых в срок проблем,
Народ в разборках чёрств и строг…
Опять в стране пора дилемм.
Опять невежды строят власть
На обнищание людей,
Где сможет жить вольготно, всласть,
Лишь кучка мерзких упырей.
Пришла пора разборок вновь,
В стране большой сорняк косить…
Опять прольют холопью кровь
За право есть, за право жить.
Нет больше мочи боль терпеть
И в унижениях страдать,
Пора страною всей трезветь
И дух свободы воскрешать.
Чего зазря кривить душой,
Ведь шанс последний вмиг уйдёт,
. Изгнать продажных на покой,
Без их оков страна вздохнёт.
Осталось вникнуть и понять,
Что Русь давно в глухом плену,
Что век свободы не видать,
Коль не поднять с колен страну.
А гул непаханых полей
Земли великого обмана,
Очистит мир простых людей
От тли предательского клана.
Но. Вновь отходит теплоход
К брегам зелёного банкнота,
Оставив мир людских невзгод,
Край безнадёги, край болота…
= = =
PS!
Прошу хозяев честных душ,
Не путать Родину, гражданство,
С болотом воровских чинуш
И с их бандитским, лживым ханством.
= = =
Автор выражения умом россию не понять
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
Ф.И.Тютчев
Неравенство — как в ад билет,
Народ с успехом обманули,
За двадцать пять последних лет
Мы в эру дьявола шагнули.
В стране безнравственность и ложь,
Народ — банкрот, заводы сдали,
Всю экономику — за грош
По «загогулине» отдали.
Успехов никаких в ответ,
В долгах все семьи потонули,
Нам дали платный туалет,
В придачу всю страну « разули».
В кармане кучки богачей
Страны огромной — все доходы,
Украденных взамен идей
Глотка невиданной свободы.
С таким успехом скоро жди,
Всё украдут, как в подворотне,
И будут жить на всей Руси
Привольно три-четыре сотни.
Народу не дадут дышать,
Загонят в стойла, да… в подвалы,
Заставят люд за щи пахать,
Чтоб множить чьи-то капиталы.
Оденут кандалы, как встарь,
Во рты по кляпу, чтоб молчали,
А в руки вложат инвентарь,
Чтоб все на упырей пахали…
Что делать нам, когда в ответ
На все, что ставим мы вопросы,
Нам вешают лапшу-привет
От местных и заморских боссов?
Задрали цены в три конца,
Две трети пенсий отобрали
И строят рейтинги лжеца,
И СМИ нам лгут, чтоб мы молчали.
А треть народа — за чертой…
Мечтает хлебушка покушать,
Идёт с протянутой рукой,
Да фальшь из «ящиков» послушать.
Продукты — как в плохом кино,
Царьки не видят, им бы править…
Повесить бы клеймо « Дерьмо»,
Да всех « царьков» хлебать заставить!
Хлеб с рапсом и гнилым овсом,
Фуфло — молочные продукты,
А мясо пахнет тухлым мхом,
Нитраты в овощах и фруктах.
Нам оставляют вариант:
Молчать, с предложенным мириться
И есть смердящий провиант,
Что в корм и свиньям не годится.
В стране, где газ кишит клубком
Из всех щелей, болот и скважин,
Люд топит древним угольком
И тем гордится, тем отважен.
Он горд, что может устоять
Крутым, отеческим морозам,
Голодным быть, тоску унять,
Не проронив по жизни слёзы.
Нас заставляют жить в хлеву,
Дерьмом питаться, быть холопом,
И в мозг нам гадит власть в бреду,
« Имея» всю страну нон-стопом.
Виновен сам, честной народ,
Не плачься, что живот скрутило,
Ведь с той едой, что ел весь год,
Не мудрено, что лишь стошнило.
Мрут люди будто на войне
С еды худой, палёной водки…
А прибыль множится вдвойне
И жизнь — как век дырявой лодки.
Всем миром правит янки-шут,
А шутом правят капиталы,
Тем временем, людишки мрут,
В душах печаль — судьбы обвалы.
Ну что, — как прежде нам терпеть
И жить в дерьме, с ворьём во власти?
А может, — … стоит осмелеть
И разогнать слуг злой напасти?
Поднять любимый, толстый зад
Начать борьбу лишь взглядом в дали,
И, как во сне, вернуть назад
Все то, что упыри украли.
Вернуть им деньги, но лишь те,
Что хитрованы заплатили,
Когда имущество страны,
На марки, доллары сменили.
Не захотят — ввязаться в бой,
И дать отпор всей комарильи,
Прогнать их вшивою метлой,
Чтоб быстро-быстро укатили.
Тогда есть шанс, что поживём
И внуки встретят вздравье старость,
И песню жизни запоём
Преодолев страны отсталость.
Знай точно, кинутый народ,
Тебя давно верхи продали,
Их наглый, лживой чести свод
Лишь шапка айсберга морали.
Мораль властей — и смех, и стон,
Своим всё то, что пожелают,
А остальным — сухой закон,
Пусть платят, пашут, голодают.
А ты, народ, надейся, жди,
Что не начнут войну, скитанья,
С обедами — повремени,
Стяни ремень недоеданья.
И вновь затикали часы,
Народа мудрость смотрит вдали
Готовой снять с себя трусы,
Лишь бы войну не начинали.
Войною будут нас пугать
Все те, что бредят Русью « вольной»,
А больше всех паниковать
Сродни « отцам» Первопрестольной.
Толкают нас к войне, скоты,
Из «ящиков» трубят об этом
И пудрят мозг стране « отцы»,
И к водке ходят за ответом.
Народ в бомбёжках видит сны
И соглашается с судьбою…
Пусть только б не было войны,
Уж лучше « над», чем « под» землею.
В бреду кричит народ страны:
« Мы все согласны, нас спасайте,
От ужасов шальной войны,
Детей, страну оберегайте».
Тем временем лихой главарь
С друзьями — шайкой кровососов,
Присваивают всё как встарь
Под управлением пиндосов.
Пластинку крутят круглый год,
Суют в мозги гнильё сужденья,
Все деньги — им, а хрен — в народ,
Он серый, стерпит без сомненья.
Чиновник веселится всласть,
Осваивая груз бюджета,
За раз способный всё украсть
И даже гвозди из лафета.
Прошла Некрасова пора,
Но слышим старые вопросы…
Живут в России « на ура»
Лишь бюрократ с партийным боссом.
А с ними — их друзья-братва,
Друзья друзей братвы с галеры,
Друзья галерного раба,
Сжирая всё без чувства меры.
Гуляет на бюджет страны
Малина власти воровская,
Тандемы звёзд шальной братвы
И партия их плечевая.
Их терпишь? — вдаль и не смотри
Открытым взглядом пониманья,
Небесной манной каши жди
Живя в хлеву чудес сознанья.
Рецепт простой: «Народу встать
С колен протёртых жизнью нищей,
Рабовладельцев всех прогнать
Наддав по заду голенищем.
Усилить Армию и Флот —
Единственных друзей народа,
Коль нам закроют небосвод —
Готовым быть идти в походы.
На сильных Армий в бой не прут, —
Их все трусливые боятся,
Нагадить? — могут, там, иль тут
И гневом, злобой утешаться.
Все « загогулины» унять,
Вернуть в страну все биржи, банки
И экономику поднять,
И скинуть с шеи лживых « янки».
Вернуть все денежки в казну,
Рабочим — фабрики, заводы,
Привлечь учёных по уму
И нефть, и газ вернуть народу.
Раздать сельчанам землю, лес,
Поля, озёра и речушки,
Чтоб задышал в селе прогресс
И тестом полнились кадушки.
Чтоб счастье в избах расцвело:
Дать денег людям — не кредиты
И всей страной поднять село
В укор безнравственной « элите».
Богатств страны не перечесть,
Засевших в лапах казнокрадов…
А большинство мечтает есть
И скинуть с шеи мерзких гадов.
Надеяться нет сил, видать,
Для слабых — с края варианты,
Глаза в последний раз поднять
И завязать на шее « банты».
Витает в воздухе дымок
Не разрешённых в срок проблем,
Народ в разборках черств и строг…
Опять в стране пора дилемм.
Опять невежды строят власть
На обнищание людей,
Где сможет жить вольготно, всласть,
Лишь кучка жадных упырей.
Пришла пора разборок вновь,
В стране большой сорняк косить…
Опять прольют холопью кровь
За право есть, за право жить.
Нет больше мочи боль терпеть
И в унижениях страдать,
Пора страною всей трезветь
И дух свободы воскрешать.
Земля непаханных полей
И сочинителей обмана,
Земля невольных соболей
И серебристого тумана…
И вновь отходит теплоход
К брегам зелёного банкнота,
Оставив мир людских невзгод,
Край безнадёги, край болота…
PS!
Прошу хозяев честных душ
Не путать Родину, гражданство
С болотом воровских чинуш
И с их бандитским, лживым ханством.