авторами теории развивающего обучения являются

Развивающее обучение

Развивающее обучение — что это за система организации в педагогике

Развивающее обучение — это система организации обучения, которая ориентируется на потенциальные возможности ребенка. Основывается на концепции Л.С.Выготского, по которой обучение опережает развитие ребенка, чтобы стать движущей силой и средством развития.

Термин «развивающее обучение» в педагогику ввел В.В.Давыдов. Его сущность в активно-деятельностном способе обучения, который, в отличие от объяснительно-иллюстративного, основан на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Учащиеся должны овладеть мыс­лительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний.

Содержание, методы и формы развивающего обучения основываются на закономерностях развития ребенка.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Чему способствует, как влияет на развитие личности

Развивающее обучение определяет ребенка как субъект познавательной деятельности, а не как объект педагогического воздействия. Учебный процесс выстраивается так, что учащийся с помощью учителя начинает выполнять то, что до этого не мог сделать самостоятельно. Обучение, опираясь на «недозревшие» функции, помогает развитию сделать шаг вперед. Эти функции, находящиеся в зачаточном состоянии, Л.С.Выготский определил их как «зоны ближайшего развития».

Обучение и развитие тесно связаны. Обучение идет впереди и стимулирует развитие.

Теоретические основы и особенности развивающего обучения

Теория РО опирается на следующие положения:

Чтобы реализовать развивающее обучение, необходимо не только знать содержание программ, владеть методами обучения, но и разбираться в психологии, учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Методические подходы РО:

Развивающее обучение — особый вид обучения, который отличается специфическим подходом к определению и реализации целей, содержания и взаимодействия учеников с учителем и между собой.

Принципы развивающего обучения

РО поддерживает партнерские отношения между учеником и учителем на уроке и придерживается следующих принципов:

Что является главной целью

Цель РО — развитие личности, ее способностей. Для достижения цели структура урока составляется таким образом, чтобы обеспечить учащимся условия для развития, подготовить к самостоятельному освоению знаний, поиску истины.

Виды и формы развивающего обучения

Основные формы организации учебной деятельности на уроке в системе РО:

РО отличается подходом к оценке учебной деятельности учеников. Работа оценивается с точки зрения умственных возможностей ребенка. Оценка отражает его индивидуальное развитие. Если он работает на пределе своих возможностей, то заслуживает высшей оценки, даже если это не лучший результат относительно возможностей других учащихся.

Отметки важны как стимулирующее средство, которое убеждает всех учеников в том, что они способны развиваться и достигать успеха. Задача учителя — вывести каждого ученика в режим развития, пробудить инстинкт познания и самосовершенствования.

В педагогике до сих пор стоит вопрос об определении видов РО. К развивающему можно отнести отечественные авторские системы и школы:

В контексте РО для средней и старшей школы рассматривают проблемное обучение А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова. Для начальной школы оно связано с именами:

Традиционно в качестве примера РО рассматривают дидактическую систему Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

Особенности учебной деятельности по Эльконину-Давыдову

Ведущая роль в формировании интеллекта отводится теоретическому знанию. Необходимо сформировать у учащихся основы теоретического мышления, которое предполагает способность человека постигать суть явлений.

Принципы РО Д.Б.Эльконина-В.В Давыдова:

Учебная задача на уроке решается в такой последовательности:

Учебная деятельность по Эльконину-Давыдову — это деятельность по изменению самого ученика.

Источник

Статья «Развивающее обучение» (методология и технологии)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

(методология и технологии)

Исторические аспекты: Теория развивающего обучения берёт своё начало в работах И.Г Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и др. В начале 30-х годов XX в. Л.С.Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребёнка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.

Идеи Л.С.Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин и др.). На первый план было выдвинуто становление ребёнка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.

Одна из первых попыток реализовать эти идеи предпринята Л.В.Занковым, который в 50-60-х годах разработал систему интенсивного всестороннего развития для начальной школы.

Несколько иное направление развивающего обучения в 60-х годах было разработано Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым и воплощено в практике работы экспериментальных школ. В их технологии основное внимание обращалось на развитие интеллектуальных способностей ребёнка.

Определение понятия: Термин «развивающее обучение» введен в педагогическую теорию и практику В.В.Давыдовым. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими. Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого основываются на закономерностях развития ребенка.

Позиция ребенка в обучении: Ребёнок – самостоятельный субъект, взаимодействующий с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Таким образом, учащийся из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта познавательной деятельности. Учебный процесс строиться таким образом, чтобы в ходе его учащийся как бы «переживал» весь познавательный цикл полностью, осваивал его в единстве эмпирического и теоретического познания.

Принципы развивающего обучения

Принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении.

Принцип обучения на высоком уровне трудности.

Принцип обучения быстрым темпом.

Принцип осознания школьниками процесса учения.

Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся.

Отношения между участниками учебного процесса. Ученик – учитель: отношения партнерства, делового сотрудничества. Учащийся – учащийся: коллективно-распределительная деятельность, необходимым условием которой является диалог.

Система развивающего обучения Л.В.Занкова.

Особенности методики. Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. Идея гармонизации требует сочетать в методике рациональное и эмоциональное, факты и обобщения, коллективное и индивидуальное, информационное и проблемное, объяснительный и поисковый методы. Методика предполагает вовлечение учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, методов обучения, направленных на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.

Обязательные требования к уроку. 1) цели подчиняются не только сообщению и проверке ЗУН, а и развитию других свойств личности; 2) полилог в классе, основанный на самостоятельной мыследеятельности детей; 3) сотрудничество учителя и ученика; 4) создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников.

Особенности урока: 1. Гибкая структура урока. 2. Ход познания – «от учеников».

3. Преобразующий характер деятельности учеников: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы. Отсюда иной характер заданий: не просто списать и вставить пропущенные буквы, решить задачу, но пробудить к мыслительным действиям, их планированию.

4. Интенсивность и эмоциональность самостоятельной деятельности учащихся, она обеспечивается эффектом неожиданности задания, включением исследовательской позиции и творчества, помощью и поощрением со стороны учителя.

5. Коллективный поиск, направляемый учителем, обеспечивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль учеников, предварительными домашними заданиями.

6. Создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Отслеживание развития ребенка. Для выявления и отслеживания уровня общего развития ребёнка Л.В.Занков предложил следующие показатели: а) наблюдательность; б) отвлечённое мышление – анализ, синтез, абстрагирование, обобщение; в) практические действия – умение создать материальный объект.

Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.

Введение нового понятия в процессе обучения проходит четыре стадии.

1) Знакомство с предлагаемой учителем задачей, ориентирование в ней.

2) Овладение образцом такого преобразования материала, которое выявляет наиболее существенные отношения, служащие основой решения задачи данноговида.

3) Фиксация выявленных отношений в форме той или иной (предметной или знаковой) модели.

4) Выявление тех свойств выделенного отношения, благодаря которым можно вывести условия и способы решения исходной частной задачи.

Технология Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова опирается на познавательную мотивацию деятельности, поэтому она даёт наилучшие результаты в начальной ступени развития.

Целевые ориентиры. 1. Наличие у ребёнка внутренних познавательных мотивов. 2. Наличие у ребенка цели сознательного самоизменения. 3. Позиция ребёнка как полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все ее этапы. 4. Направленность на усвоение теоретических ЗУН, способов учебной деятельности, поиск и построение оснований действий, овладение общими принципами решения задач определённого класса. 5. Ученик ставится в положение исследователя-творца. Все правила и законы выстраиваются ребёнком собственноручно. 6. Рефлексивный характер рассмотрения собственных действий. Опыт осуществления рефлексии является основой развития личности.

o содержательный анализ – способ обнаружения исходной основы некоторого целостного объекта.

o содержательное абстрагирование представляет собой выделение исходного общего отношения в данном материале и формулирование его в знаково-символической форме.

o теоретическое обобщение – осуществляется путём анализа некоторого целого, чтобы открыть его исходное, существенное, всеобщее отношение как основу внутреннего единства этого целого.

o восхождение от абстрактного к конкретному – использование содержательного обобщения как понятия высокого уровня для последующего выведения других, более частных понятий.

o содержательная рефлексия – поиск и рассмотрение существенных оснований своих собственных мыслительных действий. Развивающее обучение осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ребёнок сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.

o проблематизация: учитель не только сообщает детям выводы науки, но и ведёт их по пути открытия, заставляет следить их за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска.

o метод учебных задач. Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию. Это незнание, столкновение с чем-то новым, неизвестным, и решение учебной задачи состоит в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач.

o моделирование. Решить задачу теоретически – значит решить её не только для данного частного случая, но и для всех однородных случаев. При этом большую роль играет моделирование в предметной, графической или в знаковой форме способа решения задачи. Учебной моделью можно назвать такое изображение, которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ. Учебная модель выступает как продукт мыслительного анализа.

Источник

Концепции развивающего обучения и пути развития различных видов мышления

В отечественной психологической науке накоплен значительный теоретический и практический материал по формированию у учащихся» творческой интеллектуальной активности. Существует ряд теоретических положений и концепций, которые составляют фундамент отечественной психологической науки. К ним относятся теоретическая и экспериментальная разработка проблем мышления, умственного развития и выявления познавательных возможностей человека (В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Н.А.Менчинская, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.), теория усвоения и роль ориентировочной деятельности в формировании умственных действий (С.Л.Выготский, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, З.А.Решетова, Н.Ф.Талызина и др.), деятельностная теория мышления (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, О.К.Тихомиров, А.Н.Леонтьев).

Гипотезу о том, что обучение существенно влияет и определяет развитие человека была выдвинута Л.С.Выготским. Л.С.Выготский предполагал, что у столь значительного феномена, каким является развитие, не может не быть закономерных оснований. И он нашел их в историческом сопряжении общественного и индивидуального сознания. Развитие происходит внутри взаимоотношений, в процессе усвоения обобщенного опыта, зафиксированного в системе научных понятий и способах действий. Л.С.Выготский вместе с группой коллег выработали концепцию развивающего обучения, суть которой составляла идея о том, что психическое развитие личности осуществляется при реальном и неизбежном влиянии обучения и воспитания. В основе развивающего обучения используется механизм, позволяющий подвести обучаемых к теоретическим обобщениям, используемым в дельнейшей работе, как для решения частных практических задач, так и для «взращивания» более объемных обобщений.

Основными принципами ее организации являются следующие:

— дедукция на основе содержательных обобщений;

— теоретическое содержательное обобщение;

— восхождение от абстрактного к конкретному;

Л.В.Занков разработал новую дидактическую систему, способствующую общему психическому развитию школьников. Основными принципами, на основе которых выстраивалась его система, являются:

— обучение нужно вести на высоком уровне трудности;

— в обучении нужно добиваться того, чтобы ведущую роль играли теоретические знания;

— продвижение в изучении материала обеспечивается быстрыми темпами;

— в процессе обучения школьники должны сами осознавать ход умственных действий;

— необходимо добиваться включения в обучение эмоциональной сферы;

— в ходе работы с детьми преподаватель должен обращать внимание на развитие каждого учащегося данного класса.

Система Л.В.Занкова оказывает явно положительное влияние на развитие детей в сфере мышления, наблюдательности и практического действия. Она акцентирует внимание учителя на главных параметрах развития школьников: на их умении мыслить, наблюдать, практически действовать.

Остановимся поподробнее на подходе к организации развивающего обучения, поскольку этот подход является основным в процессе формирования технического мышления.

Технологическое обеспечение развивающего обучения для учащихся различных возрастных групп при обучении гуманитарным и политехническим дисциплинам становится одной из приоритетных задач науки и практики.

Суть концепции развивающего обучения заключается в создании условий, когда развитие школьника превращается в главную задачу как для учителя, так и для самого ученика.

В книге Н.М.Зверевой проведено сравнение традиционной и развивающей систем обучения по ряду важных параметров: целям, сущности, возможности применения, достоинствам, трудностям принципиального характера. Важными для нашего исследования является вывод о том, что оба типа обучения должны найти место в учебном процессе, так как они направлены на решение фундаментальных, но разных задач обучения. Преувеличение роли и удельного веса первого из них неизбежно приводит к ослаблению развивающей функции обучения, абсолютизация второго чревата пробелами в системе знаний. В переводе на язык технологий это означает, что при построении обучения нельзя ограничиваться какой-либо одной технологией, поскольку каждая из них решает только строго определенный круг задач.

Под развивающим обучением будем понимать способ организации обучения, содержание, методы и формы которого прямо ориентированы на всестороннее развитие ребенка.

В концепции В.В.Давыдова, утверждается, что развитие происходит в процессе присвоения определенных типов деятельности. Он считает, что развитие представляет собой воспроизведение индивидом исторически сложившихся типов деятельности и соответствующих им способностей, которые реализуются в процессе их присвоения. В качестве наиболее значимой деятельности, способствующей развитию мышления и других познавательных процессов, психологи выделяют самостоятельное решение учащимися поставленных проблем.

При организации процесса развития технического мышления мы четко выделяем этап формирования базовых знаний. Необходимые теоретические сведения студенты получают на лекциях. В рамках технолого-экономического факультета объем технических дисциплин, который должны освоить студенты, достаточно велик. Поэтому базовые технические знания студенты приобретают на разных дисциплинах, таких как: детали машин, теория механизмов и машин, теоретическая механика, устройство автомобиля, сопротивление материалов, технология конструкционных материалов и т.д. В ходе выполнения лабораторных работ происходит дополнительное разъяснение наиболее трудоемких вопросов и более детальная проработка сложных элементов, если в этом есть необходимость. При преподавании дисциплины «Устройство автомобиля» значительная часть теоретического материала усваивается в ходе выполнения лабораторных работ. Вопросам усвоения и закрепления базовых знаний отводится значительное время. Для активизации процесса усвоения базовых знаний используются разнообразные формы и методы обучения. Осуществляется реализация этого этапа путем разработок специальных заданий, отвечающих определенным дидактическим требованиям.

Таким образом, вторым условием «включения» ученика в новую для него проблему является владение необходимыми познавательными умениями для того, чтобы ученик смог успешно осуществлять поиск решения новой для него проблемы.

В книге «Практическая дидактика для учителя» выделяются следующие познавательные умения, овладение которыми необходимо ученику для участия в самостоятельной поисковой деятельности.

— Умение «видеть» и формулировать проблему.

— Умение анализировать факты, различные подходы, сведения; умение работать с различными пособиями.

— Умение выдвигать гипотезы, осуществлять перенос знаний в новую ситуацию.

— Осуществлять проверку правильности гипотез.

— Отстаивать свою позицию при участии в дискуссии.

В практике часты случаи, когда студенты не усваивают заданное предметное содержание из-за несформированности у них умственных действий, обеспечивающих овладение этим содержанием. Но благодаря включению в учебный процесс технологий развивающего обучения, например, технологии развития технического мышления, учащиеся получают знания о законах функционирования технического мышления человека, направленного на познание технической действительности, об организации мыслительной деятельности, в том числе их собственной. Владение студентами приемами усвоения технических знаний закладывает основу для активной деятельности человека, умеющего самостоятельно строить процесс познания. Чтобы студент научился самостоятельно направлять свое мышление, важно научить его осознавать происходящие в его сознании процессы и умственные операции. В процессе изучения технических дисциплин мы знакомим студентов с компонентной структурой технического мышления. Разъясняем значение каждого компонента. Приводим примеры включения различных компонентов в процессе решения задачи. Показываем их взаимосвязь на примере решения технических задач. Поэтому, зная компонентную структуру технического мышления, владея определенными умениями для решения технических задач, студенты переходят от неосознаваемой деятельности к осознаваемой. Это необходимо для того, чтобы учащийся сам направлял свое мышление, сам осознавал происходящие в его сознании процессы и умственные операции. Мышление начинает формировать само себя.

Таким образом, главным отличительным моментом развивающего обучения является изменение самого характера деятельности учащегося. В то время как при традиционном обучении деятельность учащегося носит репродуктивный характер (воспроизведение, выполнение заданий по алгоритму), в условиях развивающего обучения она является продуктивной. В процессе продуктивной деятельности ученик самостоятельно ищет решение нового для него задания, проблемы. Для этого ему нужно применять знания в новой ситуации, самому разрабатывать алгоритм решения стоящей перед ним проблемы.

Для преподавания технических дисциплин удобно выделить следующие типы проблемных ситуаций:

— Ситуация, основанная на несоответствии (недостатке, противоречии) знаний, имеющихся у учащихся, и теми, которые необходимы для разрешения данной учебной проблемы (информационная модель).

— Ситуация, основанная на необходимости выбрать нужную систему знаний из имеющихся (вероятная модель).

— Ситуация, основанная на противоречии между имеющимися знаниями и умениями и новыми практическими условиями их использования для разрешения возникшей (поставленной) проблемы (поведенческая модель).

Следующим очень важным условием успешного осуществления развития мышления является деятельность учителя. Обучающие должны постоянно заботиться об активном включении сознания в познавательную деятельность.

Одним из самых важных педагогических умений, которым должен обладать учитель, является умение поставить проблему. Причем к постановке проблемы необходимо относиться очень серьезно, учитывая основные дидактические требования: включение учащегося в деятельность, направление мыслительной деятельности в «нужное русло», чтобы проблема вызывала активный интерес и желание в ней разобраться, опиралась на имеющиеся знания и опыт исследования.

Следующим важным педагогическим умением выделяется подготовка развивающего урока. Но необходимо не только продумывать формальные стороны вопроса подготовки урока (обеспечение всем необходимым материалом), но продумать форму осуществления руководства со стороны учителя.

Итак, мы кратко обрисовали подход к организации развивающего обучения.

Опираясь на исследования, посвященные вопросам организации и управления дидактическим процессом в высшей школе, и учитывая перечисленные выше условия успешной организации процесса развития мышления учащихся, мы выделили следующие основополагающие принципы, опираясь на которые необходимо осуществлять развитие технического мышления:

— Принцип системности относится не только к содержанию обучения, но и к самому ходу обучения, его процессуальной стороне. Эффективность процесса развития технического мышления зависит от степени упорядоченности дидактического материала, от его планового охвата в соответствии с имеющимися основами, от рационального деления материала на смысловые фрагменты, систематически ли сопутствует получению знаний развитие мышления и совершенствование соответствующих умений и навыков.

— Принцип научности, который выражается в том, что все содержание курсов по техническим дисциплинам должно находиться в полном соответствии с современными данными развивающейся науки и техники, т.е. содержание технических дисциплин должно определяться на основе объективных закономерностей технической науки с опорой на соответствующие факты; построение содержания должно быть выполнено на основе предвидения будущего развития технической науки; технические науки должны рассматриваться как фактор изменения и переустройства структуры и функций обучения.

— Принцип единства теории и практики, учет которого осуществляется как при разработке содержания заданий, так и при анализе организационных форм обучения, средств и методов.

— Принцип доступности, выражающийся в составлении и применении заданий, требующих от студентов практической деятельности различного характера (от репродуктивного до творческого).

— Принцип постепенного и непрерывного осуществления процесса развития технического мышления, заключающийся в том, что сначала необходимо овладеть «азами наук», т.е. ведущими теоретическими положениями, определенными способами действий в стандартных, а затем в несколько измененных условиях, далее, постепенное вооружение умениями ориентироваться в новых условиях, предполагающих наличие высокого уровня развития технического мышления.

— Принцип учета специфических особенностей развития технического мышления, который предполагает учет особенностей технического знания при разработке содержания технических дисциплин, знакомство студентов с методологическим и дидактическим подходами к развитию технического мышления.

Нами проанализированы некоторые подходы к формированию различных видов мышления, осуществленные в высших и общеобразовательных учебных учреждениях.

Например, И.Я.Лернер при исследовании проблемы развития исторического мышления подчеркивает, что без осознания учителем методологических проблем в учебном процессе трудно представить развитие мышления. Автор считает, что одна из причин формализма знаний по истории кроется в том, что учащихся не вооружают средствами и способами познания. И.Я.Лернер пишет: «Стихийное овладение умственными операциями, только благодаря структуре содержания информации в должной мере не обеспечивает усвоение знаний. Систематическое обучение должно обеспечить усвоение, как содержательной стороны информации, так и операциональной. Более того, операциональная сторона процесса тоже является содержанием, подлежащим усвоению». И далее: «Каждый ученик должен пройти школу мышления и познания для приобретения основных познавательных структур и интеллектуальных умений. Для усвоения недостаточно только объяснить их и проиллюстрировать на примерах, хотя это важно. Необходимо включить учащихся в непосредственную мыслительную деятельность».

Анализ исторического познания позволил автору выделить компоненты исторического мышления, формирование которых требует специальной целенаправленной работы учителя: анализа с этих позиций содержательной стороны курса, создание системы познавательных заданий и др.

И.Я.Лернер подчеркивает, что такой подход к развитию исторического мышления будет способствовать формированию методологической установки личности.

Научный подход к исследованию проблемы формирования естественнонаучного мышления учащихся в процессе обучения физике осуществлен доктором педагогических наук, профессором Н.М.Зверевой. Применение методологии естественнонаучного познания позволило автору выделить признаки и свойства естественнонаучного мышления. Эти признаки и свойства являются определяющими составляющими естественнонаучного мышления и их необходимо сформировать у учащихся в процессе обучения. Выделение отдельных признаков необходимо для того, чтобы сделать их элементом содержания образования и основой для разработки специальной системы методов и приемов обучения, направленных на развитие естественнонаучного мышления. Таким образом, естественнонаучное мышление включает развитое логическое и диалектическое мышление и понимание методологии естественнонаучного познания.

Автором были выделены элементы методологии естествознания, которые оказывают влияние на стиль мышления естествоиспытателя, и на их основе выделены умения, которые формируют у школьников способы мышления в естествознании.

Естественнонаучное мышление предполагает наличие знаний на эмпирическом уровне (данные опытов, эмпирические понятия и закономерности) и на теоретическом уровне (теории, основные идея, принципы). Для целенаправленного формирования естественнонаучного мышления учащихся необходимо применение специальной системы методов и приемов обучения физике. Эта система охватывает все этапы учебного процесса и включает известные в дидактике и методике физики методы и приемы обучения, модернизированные автором, а также специально разработанные автором методы и приемы. Проведенный автором анализ школьного курса физики позволяет утверждать, что в нем заложены большие возможности для развития естественнонаучного мышления школьников. Но формирование естественнонаучного мышления (ФЕНМ) не может явиться простым следствием обучения физике. Только внедрение системы, сфокусированной на развитие ествественнонаучного мышления, позволяет говорить об определяющей роли этой системы в формировании естественнонаучного мышления в процессе физического образования. Таким образом, автор стоит на позиции когнитивизма.

Исследование, посвящено развитию экономического мышления было осуществлено в диссертационной работе А.В.Коренькова.

Автор выделяет два главных критерия, которые характеризуют экономическое мышление студентов, а именно: его научность (отражение в нем современных реалий) и деятельностную экономическую направленность.

По мнению А.В.Коренькова, стимулирование экономического мышления студентов происходит тогда, когда они включаются в деловое сотрудничество, видят конечный результат своей экономической деятельности, вступают в деловые контакты с другими организациями и учреждениями, участвуют в хозяйственной деятельности института.

Автор считает, что процесса организации формирования экономического мышления должен осуществляться путем:

— построения содержания учебного материала в соответствии с методом восхождения мысли от абстрактного к конкретному;

— организации учебной деятельности посредством решения учебных задач, адекватных предметному материалу менеджмента;

— построения отношений между участниками учебного процесса на основе взаимодействия.

Автор считает, что экономическое мышление студентов развивается интенсивно при использовании нетрадиционных форм учебно-воспитательного процесса: включения в поиск решения; определении наиболее эффективной технологии и последовательности действий; анализе результатов и их критической оценке.

Применение методов активного обучения в сочетании с традиционными способствует вовлечению студента в учебный процесс не в качестве пассивного объекта, а как непосредственного его участника, который творчески, самостоятельно вырабатывает экономические решения на основе знания экономических законов и одновременно с этим развивается как личность в процессе коллективной деятельности.

Таким образом, автором было определено, что для повышения эффективности процесса формирования экономического мышления v будущих менеджеров необходимо большое внимание уделять творческой деятельности студентов; учитывать современные требования к содержанию высшего образования, где происходит смещение акцента с монологического изложения основ наук на совместную творческую деятельность педагога и студента, на самообучение, саморазвитие каждого студента с учетом максимального раскрытия его индивидуальных способностей: ориентироваться на формирование у студента интегративного мышления, для которого характерно гармоничное развитие вербальной и образной составляющих.

Интересный подход к развитию педагогического мышления предложен Н.Н.Деменевой. Автором были определены компоненты модели педагогического мышления в индивидуально-личностном аспекте на основе выделения его сущностных характеристик и системообразующих качеств. К ним относятся:

— направленность на решение задач, связанных с проблемой развития личности ребенка;

Анализ предлагаемых в литературе путей и средств формирования педагогического мышления привел автора к выводу о необходимости разработки их системы, фундамент которой образует активизация обучения на интегративной основе. Интеграция предметов психолого-педагогического цикла осуществляется путем их объединения в интегративную систему за счет взаимного сближения и установления между ними тесных взаимосвязей, включения в нее интегрированного курса предметной методики.

Автором было определено, что центральным звеном обобщенного алгоритма построения интегративной системы психолого-педагогических дисциплин является процедура междисциплинарного структурирования курсов. Эта процедура приводит к выделению единиц содержания, которые служат основой для интеграции.

Интегративная система, описанная автором, была построена на основе взаимной согласованности дисциплин; привлечения содержания одной дисциплины при изучении другой; объединения, суммирования элементов содержания различных дисциплин с целью создания обобщений; создания нового знания, некоторой целостности. Также для интегрированного курса предметной методики автором был разработан комплекс средств активизации, построенный на фундаменте проблемного обучения.

Приведем пример решения проблемы развития технического мышления студентов в Брянском педагогическом университете. В рамках технолого-экономического факультета исследовалась проблема психолого-педагогических условий формирования технического мышления у будущих учителей технологии и предпринимательства. Исследование проводилось О.А.Булавенко под руководством В.Д.Симоненко. По мнению автора работы, к основным условиям развития технического мышления относятся: формирование технических представлений на основе включения студентов в активную мыслительную деятельность, конструктивных способностей будущих учителей технологии и предпринимательства; готовность студента решать профессиональные задачи на высоком уровне.

Разработанные автором педагогические условия позволили активизировать творческую деятельность будущего учителя технологии, через которую выражается техническое мышление.

По мнению О.А.Булавенко, техническое мышление как многоуровневая система, находится во взаимодействии с технологическим мышлением и техническими способностями, проявляясь в профессиональной деятельности.

Автор считает, что использование комплексного подхода к проблеме развития технического мышления обеспечивает эффективность его формирования у студентов; система реализуется при структурировании содержания учебного материала, сочетании различных форм организации учебного процесса, согласовании их содержания, использовании комплекса методов и средств. И дальше: «Оптимальными методами подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства к осуществлению развития технического мышления являются методы, позволяющие активизировать учебную деятельность студентов и осуществлять интенсификацию учебного процесса. К ним относятся: метод «проб и ошибок», метод «мозгового штурма», «синектика и морфологический анализ», метод контрольных вопросов, АРИЗ, деловые игры, семинары- дискуссии, метод математического моделирования с применением ЭВМ, метод проектов».

Использование комплекса меж предметных связей повысили уровень знаний и умений, необходимых для формирования технического мышления, что нашло подтверждение в проведенном педагогическом эксперименте.

Также существенным в их работе является разработка критериев для определения уровня эффективности технического мышления будущих специалистов.

Мы согласны с позицией О.А.Булавенко в том, что к решению проблемы формирования технического мышления нужно подходить комплексно.

Предлагаемый нами подход к формированию технического мышления в педагогическом вузе основан на целенаправленном развитии всех компонентов, составляющих структуру технического мышления, а именно: понятийного, образного, практического, оперативного, владения языком техники. Основываясь на этом подходе, мы разработали систему заданий, направленную на развитие технического мышления в процессе обучения техническим дисциплинам в педвузе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *