автором обучения детей с шестилетнего возраста считают
Тема 12. Развипше системы образования в ссср и Беларуси (1945-1991
1. Первым послевоенным пятилетним планом БССР в области образования ставилась задача перехода ко всеобщему:
а) начальному образованию;
б) семилетнему образованию
в) восьмилетнему образованию;
г) среднему образованию.
2. Переход ко всеобщему обязательному семилетнему обучению в советской системе образования начался в:
3. Переход ко всеобщему обязательному восьмилетнему обучению в советской системе образования начался в:
4. Переход ко всеобщему обязательному среднему обучению в советской школе начался в:
5. Задача перехода к 11-летнему обучению, обучению с 6-летнего возраста, постепенного сближения общего и профессионального образования ставилась:
б) Законом о школе Белоруссии (1969 г.);
г) Положением о средней общеобразовательной школе Республики Беларусь (1991 г.).
6. Автором идеи обучения детей с шестилетнего возраста считают:
б) В. А. Сухомлинского;
7. Слова «Знать ребенка — это та самая главная точка, где соприкасаются теория и практика педагогики, где сходятся все нити педагогического руководства школьным коллективом» принадлежат:
а) В. В. Зеньковскому;
8. Представителями педагогики сотрудничества являются:
а) И. Я. Лернер, В. А. Сухомлинский, С. Н. Лысенкова;
б) С. Н. Лысенкова, И. П. Волков, М. П. Щетинин
в) Е. Н. Ильин, Ш. А. Амонашвили, Л. В. Занков;
г) Л. С. Выготский, В. А. Караковский, В. Ф. Шаталов.
9. На рубеже 1980-1990-х гг. в начальном образовании проводились эксперименты по методике развивающего обучения:
а) В. В. Краевским, И. Я. Лернером, М. Н. Скаткиным;
б) В. В. Давыдовым, Д. Б. Элькониным, Л. В. Занковым
в) Б. П. Есиповым, И. Т. Огородниковым, Ю. К. Бабанским;
г) М. А. Даниловым, Э. И. Моносзоном, В. Е. Гмурманом.
10. Новые типы учебных заведений (гимназии, лицеи, колледжи) стали создаваться в Республике Беларусь в: а) 60-е г.;
Тема 13. Школа и педагогика в Западной Европе и сша (хх-начале XXI веков)
1. В 1-й половине XX века на систему образования США сильное влияние оказала:
а) прагматическая педагогика
б) теория трудовой школы;
в) экспериментальная педагогика;
г) социальная педагогика.
2. Основоположником скаутского движения является:
3. В практике школьного образования Англии в 1-й половине XXвека широко использовалась:
а) биологизаторская концепция
б) социологизаторская концепция;
в) гуманистическая концепция;
г) прагматическая концепция.
4. В развитых странах мира наиболее ценным считается:
а) интенсивный путь развития образования
б) экстенсивный путь развития образования;
в) эволюционный путь развития образования;
г) революционный путь развития образования.
5. Необходимым минимумом для вхождения человека й высокотехнологическое общество в настоящее время становится:
а) начальное образование;
б) среднее образование
в) профессиональное образование;
г) высшее образование.
6. Направление в зарубежной педагогике, в котором максимальное внимание уделяется созданию условий для свободного самовыражения личности, называется:
7. Образовательное пространство мира охватывает: а) 2 млрд. учащихся, 100 млн. учителей;
б) 1,5 млрд. учащихся, 100 млн. учителей;
в) 1 млрд. учащихся, 100 млн. учителей;
г) 1 млрд. учащихся, 50 млн. учителей
8. Ведущей тенденцией в зарубежной системе подготовки учителя является:
а) увеличение практической составляющей подготовки;
б) усложнение теоретической составляющей подготовки;
в) удлинение срока подготовки;
г) переход к университетской системе подготовки
9. Школьные реформы 80-х годов XX века в зарубежных странах были направлены на:
а) компьютеризацию образования;
б) повышение качества образования основной категории обучающихся
в) индивидуализацию обучения;
г) модернизацию содержания образования.
10. Основоположником «Я-концепции» является:
педагогика тесты с ответами и вопросы к зачету. Вопросы по дисциплине педагогика, курс История образования и педагогической мысли
Тема 5. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси (с древнейших времен до XVIII века)
1.Известная школа Беларуси XVII века («Слуцкие Афины») была школой:
3.С.Полоцкого иДж.Локка объединяла разработка идеи:
а) всеобщего образования;
б) воспитания джентльмена
г) народной педагогики.
4.Автором первой славянской энциклопедии («Лексис») был:
5.«Малая подорожная книжица» была издана:
6.Братские и протестантские школы прекратили свое существование в: а) XIV веке;
7. Доминирующее место в системе белорусского просвещения в XIV веке занимала школа:
8.Следующих белорусских просветителей (Ф.Скорину, В.Тяпинского, С. Соболя) объединяло:
а) написание букварей;
б) написание «поучений»;
в) написание учебников по грамматике;
9.Первое высшее учебное заведение в ВКЛ (Виленская Академия) было создано в:
10.Автором первого белорусского букваря (1631 г.) был:
Тема 6. Образование и педагогическая мысль в странах Западной Европы в
1.Выберите название произведения, принадлежащего Ж.-Ж. Руссо:
б) «Великая дидактика»;
в) «Опыт о человеческом разуме»;
г) «Эмиль, или О воспитании».
2.Дж. Локк явился основоположником теории:
а) свободного воспитания;
б) воспитания джентльмена
в) коллективного воспитания;
г) воспитания рыцаря.
3.Белл-ланкас терская система обучения была создана в конце XVIII века педагогами:
4.В. Ратке (Ратихий) первым в XVII веке внес в педагогику термин:
а) развивающее обучение;
в) педагогический процесс;
г) детское самоуправление.
5.Возрастная периодизация (от рождения до 2 лет, с 2 до 12 лет, с 12 до 15 лет, с 15 до 18 лет) была предложена:
6.Теории материального и формального образования оформились в:
7. Какие типы школ были предложены Я.А. Коменским:
а) тривиальные, элементарные, коллегиум, университеты;
б) школы начальные, средние, высшие;
в) материнская, родного языка, латинская, академическая
г) пропедиа, педиа, философские.
8.Неогуманизм оказал значительное влияние на содержание:
а) дошкольного образования;
б) начального образования;
в) среднего образования
г) высшего образования.
9.Известными учебными заведениями Франции в XVIII веке были:
г) рыцарские академии.
10.Тезис «Мнение правит миром» стал центральным в общественной мысли в:
б) эпоху Возрождения;
в) эпоху Реформации;
Тема 7. Образование и педагогическая мысль в России и Беларуси
1. Реформы образования, проведенные Петром I, были ориентированы на развитие: а) высшего образования;
б) среднего образования;
в) профессионального образования
г) дошкольного образования.
2.Заслугой Петра I считается:
а) ликвидация принципа сословности школ;
б) установление принципа государственности школ
г) ликвидация принципа светскости школ.
3.Московский университет был основан в:
4.Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт) открыл:
5.Государственная система образования в России в конце XVIII века была представлена:
а) малыми и главными народными училищами
б) приходскими и уездными училищами;
в) гимназиями и университетами;
г) кадетскими корпусами и институтами благородных девиц.
6.Инициатором Эдукационной комиссии, реформатором пиарских школ был:
7. Главной целью Эдукационной комиссии было:
а) развитие профессионального образования;
б) поддержка католических школ;
в) обучение на родном языке;
г) придание системе образования светского характера
8.Основным типом школы в Беларуси на протяжении XVIII столетия оставалась:
9.Пиарские школы на территории Беларуси появились в: а) конце XVII века;
б) начале XVIII века
в) середине XVIII века;
г) конце XVIII века.
10. Первые русско-язычные школы в Беларуси появились в конце XVIII века и назывались:
а) приходские и уездные училища;
б) малые и главные училища
в) иезуитские и пиарские коллегиумы;
г) арианские и базилианские школы.
Тема 8. Основные направления развития зарубежной школы и педагогической мысли в XIX веке
1.Общим в становлении национальных систем образования в странах Западной Европы и США в XIX веке было:
б) централизация школьного управления;
в) расширение участия государства в школьном деле
г) осуществление равного доступа к полному образованию.
2.Создателем института образования характера (Англия) был:
3.Теория детской игры была впервые разработана:
4.Попытка дифференцировать дидактические принципы и правила по отношению к ученику, учителю, учебному материалу и внешним условиям принадлежит:
5.Теория элементарного образования И Г Песталоцци включала:
а) умственное, физическое, нравственное воспитание
б) нравственное, поликультурное, трудовое воспитание;
в) трудовое, эстетическое, умственное воспитание;
г) эстетическое, умственное, нравственное воспитание.
6.Сословная школа была заменена классовой в: а) XVII веке;
7. Белл-ланкастерская система обучения широко использовалась в системе:
а) дошкольного воспитания;
9.Обучение в соответствии с пятью видами деятельности было предложено:
1.Основоположником педагогической антропологии в русской педагогике XIX в. был:
2.Кого из педагогов XIX в. называли «русским Руссо»:
в) Н. Г. Чернышевского;
3.Главными принципами школьной политики царского правительства в Беларуси в XIX в. были:
а) широкое развитие сети школ;
б) самодержавие, православие, народность
в) преемственность всех типов школ;
г) гуманизация и демократизация образования.
4.Большая часть учебных заведений в Беларуси во второй половине XIX принадлежала:
б) Министерству образования;
г) православному Синоду
5.Горы-Горецкий земледельческий институт был основан в:
6.Для подготовки учителей начальных школ повышенного типа в Беларуси начале XXв. были созданы:
а) учительские курсы;
б) учительские семинарии;
в) учительские институты
г) учительские школы.
7. Автором статьи «Педагогические воззрения белорусского народа» был:
8.Русскоязычная школа стала основным типом школы в Беларуси в:
9.В начале XIXв. большая часть белорусских губерний вошла в состав:
а) Виленского учебного округа
б) Белорусского учебного округа;
в) Петербургского учебного округа;
г) Московского учебного округа.
10.Следующих педагогов (К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. Е. Богдановы ча, Э. Пашкевич, Я. Коласа) объединяла разработка принципа:
Тема 1 0. Реформаторская педагогика зарубежных стран (конец XIX- начало XX веков), ее основные течения
1.Такие направления, как свободное воспитание, экспериментальная педагогика, прагматическая педагогика, педагогика личности, входят в педагогику:
2.Видные зарубежные педагогики (А. Ферьер, О Декроли, Э. Демолен и др.) возглавили в начале XXв.:
б) экспериментальную педагогику;
в) прагматическую педагогику;
г) социальную педагогику.
3.Основоположником прагматической педагогики был:
4.Движение свободного воспитания в рамках реформаторской педагогики представляли:
а) П. Наторп, Г. Кершенштейнер;
б) Н. К. Крупская, А. С. Макаренко;
в) Я. Корчак, Р. Штейнер;
5.Идею создания школы действия вместо школы учебы выдвинул:
6.Теория врожденной умственной одаренности зародилась в недрах педагогики:
7.Метод проектов был создан в начале XX века:
в) Г. Кершенштейнером;
8.Е. Паркхерст была создателем:
9.Педагогические инварианты (истины, не подлежащие пересмотру) разработаны:
в) Г. Кершенштейнером;
10.Методика развития сенсорной культуры дошкольников была разработана:
Тема 1L Создание системы образования и разработка ее теоретических основ в СССР и Беларуси (1917-1945 гг.)
1.И. К. Крупскую, А. С Макаренко, С. Т. Шацкого, П. П. Блонского объединяла разработка проблемы:
а) свободного воспитания;
в) трудового воспитания и политехнического образования
3.Основные документы, которые легли в основу создания советской системы образования, назывались:
а) декрет и положение «О единой трудовой школе РСФСР»
б) устав учебных заведений;
в) циркуляр о школах;
г) закон о перестройке школы.
4.«Советским Песталоцци» называли:
5.Организатором пионердвижения является:
6.Течение в педагогике и психологии, пытавшееся обобщенно использовать психологические и социологические подходы при обучении и воспитании детей и получившее широкое распространение в советской педагогике 20-30-х гг., называлось:
а) социальная педагогика;
7. Автором книги «Педагогическая поэма» является:
8.Процесс белорусизации в системе образования Белоруссии начался в:
9.Первая опытная показательную школа-коммуна была создана в Беларуси в 1918 г.:
10.Переход ко всеобщему обязательному начальному обучению в Белоруссии был осуществлен в:
Тема 12. Развипше системы образования в СССР и Беларуси (1945-1991
1.Первым послевоенным пятилетним планом БССР в области образования ставилась задача перехода ко всеобщему:
а) начальному образованию;
б) семилетнему образованию
г) среднему образованию.
2. Переход ко всеобщему обязательному семилетнему обучению в советской системе образования начался в:
3.Переход ко всеобщему обязательному восьмилетнему обучению в советской системе образования начался в:
4.Переход ко всеобщему обязательному среднему обучению в советской школе начался в:
5.Задача перехода к 11-летнему обучению, обучению с 6-летнего возраста, постепенного сближения общего и профессионального образования ставилась:
б) Законом о школе Белоруссии (1969 г.);
г) Положением о средней общеобразовательной школе Республики Беларусь (1991 г.).
6.Автором идеи обучения детей с шестилетнего возраста считают:
б) В. А. Сухомлинского;
7. Слова «Знать ребенка — это та самая главная точка, где соприкасаются теория и практика педагогики, где сходятся все нити педагогического руководства школьным коллективом» принадлежат:
а) В. В. Зеньковскому;
8.Представителями педагогики сотрудничества являются:
а) И. Я. Лернер, В. А. Сухомлинский, С. Н. Лысенкова;
б) С. Н. Лысенкова, И. П. Волков, М. П. Щетинин
в) Е. Н. Ильин, Ш. А. Амонашвили, Л. В. Занков;
г) Л. С. Выготский, В. А. Караковский, В. Ф. Шаталов.
9.На рубеже 1980-1990-х гг. в начальном образовании проводились эксперименты по методике развивающего обучения:
а) В. В. Краевским, И. Я. Лернером, М. Н. Скаткиным;
б) В. В. Давыдовым, Д. Б. Элькониным, Л. В. Занковым
в) Б. П. Есиповым, И. Т. Огородниковым, Ю. К. Бабанским;
г) М. А. Даниловым, Э. И. Моносзоном, В. Е. Гмурманом.
10.Новые типы учебных заведений (гимназии, лицеи, колледжи) стали создаваться в Республике Беларусь в: а) 60-е г.;
автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Теоретическая и практическая подготовка к введению обучения детей шестилетнего возраста в советской школе
Автореферат диссертации по теме «Теоретическая и практическая подготовка к введению обучения детей шестилетнего возраста в советской школе»
московский ордена ленина ii ордена трудового красного знамени государственный педагогический институт имени в. и. ленина
Специализированный совет Д 113.08.03
На правах рукописи УДК 373.31—053.5«465.06»
чечеткин Юрий Васильевич
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ¡ПРАКТИЧЕСКАЯ ¡ПОДГОТОВКА К ВВЕДЕНИЮ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ (ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ (70-е — начало 80-х гг.)
13.00.01 — Теория л история педагогики
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Работа выполнена в Московском ордена Ленина и ордена Трудового красного Знамени государственном педагогическом институте’ имени В. И. Ленина.
дайсгвительшый член АПН СССР, доктор педагогических наук, профессор ПИСКУНОВ А. И.
доктор педагогических наук, профессор ПЕТРОВА В. И.
кандидат педагогических наук, старшин научный сотрудник БАРАНОВА Т. И.
Ведущее учреждение — Московский государственный за-0>Ч1Г
на заседании специализированного совета д iio.uo.ud по защите диссертаций на соискание’ ученой степени доктора наук при Московском ордена Ленина я ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина по адресу: 1’19882, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, МГШ11 имени В. И. Ленина.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке’ института по адресу: 119882, г. Москва, ул. Малая Пироговская,
Н а у ч н ы й руководитель:
Ученый секретарь специализированного совета,
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Решение проблем, связанных с организацией систематического обучения детей шестилетнего возраста в общеобразовательной ■ школе, затруднялось и недостаточной их теоретической разработкой педагогикой и психологией, слабым знанием мирового опыта.
На февральском /1988 г./ Пленуме ЦК КПСС, подвергнувшем критическому ¿нализу ход реформы школы, были названы и пританы, обусловившие возникновение многих трудностей,в ее реализации.^ Отмечалось, что эти трудности проистекают из того, что меры, намеченные реформой, оказались явно недостаточными. Эта оценка в полной мере относилась и к проблемам обучения в первом классе общеобразовательной школы шестилетних детей.
В большинстве стран мира обучение детей в школе с 6 лет давно стало повседневной практикой и насчитывает более чем сто—Летнюю историю. В качестве примера можно назвать хотя бы США, Венгрию, Чехословакию, а в Германии требование о том, что дети должны посещать школу с 6 лет, включалось в школьные уставы уже в начале ХУ11 века. В Англии в структуру школы включены даже классы для детей пятилетнего возраста /»школы для малышей»/.
Проблема систематического обучения детей шестилетнего возраста относительно нова для советской общеобразовательной школы. В СССР проблема обучения детей шестилетнего возраста возникла в рамках системы дошкольного воспитания в 20-30-е годы. Уже тогда такие специалисты в области дошкольной педагогики,
1 См.: О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов.- М.: Политиздат, 1984,- С.41.
2 См.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 17-18 февраля 1988 г.- М.: Политиздат, 1988.- С. 13.
как Ф.Н.Блехер, Е.И.Тихеева, Ю.И.Фаусек, Л.К.Шлегер, включали в содержание образовательной работы о шестилетними детьми в детских садах обучение грамоте, счету, ознакомльние с простейшими геометрическими формами и телами и т.п. В 20-30-е годы исследовалась сама возможность усвоения детьми этого возраста тех знаний, умений и навыков, которые усваивались детьми более старшего возраста в первом классе школы. При этом было установлено плодотворное влияние раннего начала систематической образовательной работы на общее развитие детей.
Начиная с 60-х годов, подготовительные классы для детей шестилетнего возраста стали довольно широко открываться и союзных республиках. Понимание задач подготовительных классов для детей шестилетнего возраста в республиках было различным. В одних республиках /например, в Киргизия, автономных республиках, краях и областях РС’ЮР/ целью этих подготовительных классов была пргимущественно подготовка детей к дальнейшему обучению в школе на неродном языке, чаще всего па русском; в других рос-публшсах содержание работы в подготовительных классах было более широким /Грузия, Латвия, Эстония/.
Отдельные проблемы теории и практики обучения детей шестилетнего возраста как в подготовительных группах детских садов, так и в школах уже подвергались исследованиям’ и освещались в ряде работ таких авторов, как Ш.А.Амонашвили, А.Л.Вен-гер, В.Г.Горецкий, Л.Е.Журова, А.Я.Каруле, А.М.Пышкало, Д.Б.Эльконин и др.*,. С
1 См.: Ачонатвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1983 ; Венгер А.Л. Об особенностях работы подготовительных классов // Вопросы психология.- 1981.- 6.- С. 133-138 ; Горецкий В.Г. Особенности программ и см.след.стр.
Цель исследования состоит в том, чтобы охарактеризовать
учебных материалов по русскому языку для подготовительных классов и групп // Научно-методические проблемы опытного обучения и воспитания детей в подготовительных классах школ и подготовительных группах дошкольных учреждений: Межвед. сб. науч. тр. /МП РСФСР, НИИ школ.- М., 1984.- С. 6-12 ; Журо- ‘ да Л.Е. Обучение грамоте в детской саду.- М.: Педагогика, 1974 ; Каруле А.Я. Обучение шестилетних детей в школе: Из опы-
• та работы подготовительных классов в школах Латвийской ССР.-
— М.: Педагогика, 1984; Пышкало A.M. Проблема содержания обучения детей шестилетнего возраста в школе // Содержание обу-
, чения шестилетних детей в подготовительном классе общеобразовательной школы: Сб. науч. тр. /АПН СССР, НИИ Cn.viO.- M.,1984.-
— С. 6-19 ; Эльконин Д.Б. Размышления лад проектом // Коммунист.- 1984,- гё 3.- С. 58-66.
1 См.: Королев ФЛ., Корнейчик Т.Д., Равкин З.И. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921-1931.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961 ; Королев Ф.Ф. Советская школа в период социалистической индустриализации.- М.: Учпедгиз, 1959 ; Баранова Т.И., Розыева U.C. Из истории экспериментального обучения шестилетних детей в СССР /1945-1980/ // Советская педагогика.- 1983.- №-7.- С. 103-109.
теоретические и практические-поиски определения содержания, организации, методов и средств обучения детей шестилетнего возраста в Первом классе общеобразовательной школы в указанный период.
Исходя из объекта, предмета и цели исследования, потребовалось решить следукщие задачи; • ■
— раскрыть социально-педагогические причины постановки вопроса о начале систематического обучения детей с шестилетнего возраста ;
‘- охарактеризовать разработку» психолого-педагогических и медико-гигиенических’ проблем обучения детей шестилетнего возраста ;
Методологической основой исследования послужили положения марксистско-ленинского учения о неразрывной связи образования и воспитания подрастающих поколений с насущными потребностями социально-экономического развития общества ; о всестороннем и гармоничном развитии личности ; об образовательном, развивающем и воспитывающем значении обучения в формировании личности человека.
Достоверность исследование обеспечивается опорой на марксистско-ленинскую методологию, использованием различных источников и методов исследования, соответствующих поставленным задачам.
Научцая новизна и теоретическая значимость результатов исследования состоит в следующем:
— охарактеризована разработка проблем физиологии и психологии шестилетних детей /уровень их общего развития и готовность к систематическому обучению, влияние систыматического обучения на социальное, физическое и Психическое развитие и становление личности’шестилетнего ребенка и т.п./;
— дана оценка экспериментам в области обучения шестилетних детей в школе..
Материалы исследования были положены в основу спецкурса, прочитанного автором на факультете начальных классов ЫГ1М имени В.И.Ленина в сентябре-декабре 1988 г.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Переход к систематическому обучению детей шестилетнего возраста в советской общеобразовательной школе, несмотря на острые дискуссии, был необходим и закономерен, поскольку он был обусловлен рядом причин социально-экономического и психолого-педагогического характера: ускорением научно-технического прогресса, ростом материального и духовного уровня жизни людей, акселерацией физического и физиологического развития детей, ускорением их общего развития под воздействием средств массовой информации и т.п. Кроме того, в 60-70-е годы психологические исследования убедительно показали, что дети шестилетнего возраста обладают достаточным уровнем психологической готовности
к систематическому обучению.
задачи такого обучения, разработан научно обоснованный режимч для шестилетних детей, определено содержание обучения, разработаны основные требования к формам организации и методам обучения, созданы средства обучения и т.д. Однако, в практика реализации школьной реформы все это использовалось и используется до сих пор далеко недостаточно.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность данного исследования, сформулированы его цель, задачи, объект и предмет, раскрыты новизна, теоретическая и практическая значимость проведенной ра’ боты.
садатривавтся специфика проявления общих дидактических закономерностей в, ‘организации систематического обучения детей шестилетнего возраста.
Одним из важных изменений в системе народного образования в СССР за последние года является переход на обучение в общеоб* раковательной школе детей шестилетнего возраста.
В первой главе показаны результаты исследований физиологов и гигиенистов /М.В.Антроповой, С.М.Громбаха, О.А.Лосевой и др./, которые позволили охарактеризовать специфику адаптации детой шестилетнего возраста к систематическим учебным нагрузкам, определить санитарно-гигиенические условия организации обучения шестилетних детей, выявить влияние различных режимов обучения на работоспособность и здоровье школьников этого возраста и т.п.
Для осмысления проблем, возникших в связи с обучением и воспитанием шестилетних детей, важное значение имели идеи Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и других психологов об этапах психического развития детей и характерных новообразованиях, возникающих и образуюцихся на каждой ступени развития; о стабильных и кризисных периодах в развитии ребенка; о значении обучения и воспитания, ведущей деятельности в формировании личности и др.
В 60-70-е года в советской дидактике били разработаны принципиально новые подхода к пониманию сущности процесса обучения, к определению содержания, методам и средствам обучения, что позволяло более элективно и качественно вооружать детей шестилетнего возраста знаниями, формировать у них учебные уме— * ния и навыки, стимулировать их общее развитие /И.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.-В.Занков, Д.Б.Цпькоиин и др./. Результаты этих исследований нашли свое отражение в разработке проблем систематического обучения детей шестилетнего возраста в общеобразовательной школе, прежде всего это проявилось в усилении направленности процесса обучения на более полное раскрытие его развивающей и воспитывающей функций.
что их обучение не должно в принципе отличаться от обучения семилетних детей ии по содержанию, ни учебным режимом.
Сторонники второго подхода /А.й.Маркушевич, К.И.Нешков, А.М.Пышкало и др./ справедливо полагали, что содержание систеч ыатического обучения детей шестилетнего возраста должно быть качественно другим, оно не может быть ориентировано на содержание обучения в 1 классе, где учились семилетние дети.
]1р»нцкпиалыю и;,ой подход к определению содержания обучении
детей шестилетнего возраста был осуществлен в школе № 170 г.¡Москвы, где шестилетние дети поступали в первый класс трехлетней начальной школы. Организаторы этого эксперимента исходили из того, что для шестилетних детей содержание обучения должно быть специфическим и некопирующим содержание обучения а первом классе-обычной начальной школы.’При разработке учебного плана било обращено внимание’»а усиление роли предметов, которые играют ведущую роль в физическом, эстетическом и нравственном развитии детей.
Итогом экспериментальной работы’по обучению шестилетних детей явилось определение в 80-е года нового содержания начального образования, зафиксированное в типовых программах.
В первых классах для шестилетних детей обычно применялись
различные традиционные методы обучения, но опит показал, что место, роль, характер использования тех или иных методов существенно меняется, и на первый план стали выдвигаться наг
лядные и практические методы. •
Важное меото в учебном процессе занимала игровая деятельность, которая во многом определяет жизнь шестилетнего ребенка. Фронтальная, групповая и индивидуальная работа с учащимися соз-.давала благоприятные условия Для дифференцированного подхода к отдельным- учащимся и их группам. Учитывая возрастные особенности шестилетних детей, широко использовалась частая смена видов деятельности.
Опь’тиое обучение детей шестилетнего возраста в школе показало, что использование стабильных учебников, учебных пособий, дидактических средств, предназначенных для учащихся более старшего, возраста приводит, как правило, к.отрицательным результатам. В связи с этим стали разрабатываться специальные учебные и метода юскиэ материалы. Опыт обучения детей шестилетнего возраста показал, что если учебный материал представлен в виде учебника, то это затрудняет использование различного рода практических работ, связанных с письмом, рисованием, раскрашиванием ч т.п., отрицательно влияет на формирование элементов учебной деятельности. Поэтому внимание исследователей и жительства было обращено на поиск специальных средств обучения. Так, в обучении грамоте, математике стали широко использоваться наборы фишек, плакат н, диафильмы и т.п. С положительной стороны зарекомендовали себя в обучении шестилетних детей тетради с печатной основой. Они позволяли избавиться от переписывания заданий, давали возможность шире использовать, практическую деятельность детей..
В з°ч.тачен:;п сформулированы основные выводы пз проведение)-
го исследований. ¡Здесь показано, что начало обучения детей в общеобразовательной школе с шестилетнего возраста является одним из важных, направлений перестройки системы народного образования в СССР.
Изучение истории разработки проблемы систематического обу-» чения шестилетних детей в 1 классе общеобразовательной школы позволяет сделать вывод о том, что особый интерес к ней стал наблюдаться о начала 70-х гг. В эти годы были получены ценные научные и практические данные, которые помогли создать новую модель общеобразовательной школы с началом обучения детей с б лет. К середине 80-х гг.,были определены пути и условия практической реализации систематического обучения шестилетних детей, была проведена» значительная опытно-экспериментальная работа.
Исследования физиологов, психологов, педагогов показали, что шестилетние дети обладают достаточным уровнем психофизиологической готовности к систематическому обучению И При соответствующих организации и методике обучения могут усваивать такие знания, умения и навыки, приобретать такие нравственные качест- ‘ ва, овладевать такими умственными операциями, которые раньше считались доступными только детям более старйего возраста.
. Было установлено, что к шестилетнему-возрасту у Детей Достаточно развиваются многие качества, которые позволяют ребенку успешно включаться в учебную деятельность, формируется потребность в общественно значимой и оцениваемой деятельности.
¡тете позволяет лучше осуществлять дифференцированный подход в обучении, проводить коррекцию развития детей.
‘Обучение детей шестилетнего возраста в общеобразовательной школе должно было удовлетворять следующим важнейшим требованиям, которые сохранили свою справедливость и в современных условиях: но причинять вреда физическому и’психическому здоровью детей; содержание и методика обучения должны синтезировать достижения дошкольной и школьной педагогики ; работать о детьми должен учитель нового типа, обладающий Глубокими знаниями возрастных и психологических особенностей школьников-шестилеток ; должны быть созданы необходимые материально-технические предпосылки для соблюдения рационального режима жизни детей и правильной организации процесса их обучения.
3 ходе опытно-экспериментальной работы по обучению шестилетних» дет ей в режим, содержание, формы, методы и средства обучения постоянно вносились изменения. Так, от эмпирического иод-хода к определению содержания обучешш шестилетних детой постоянно осуществлялся переход к научно»обоснованному определению
Положительные результаты дало введение в учебный процесс предметов интегративного содержания, специальных занятий по развитию навыка самостоятельной работы, а в ряде случаев и иностранного языка. В общем, была доказана эффективность систематического обучения шестилетних детей в режиме 5-дневной учебной недели. К сожалению, эют накопленный опыт не используется в должной степени в современной школе.
достатком, который ярко проявился в обучении шеотилатшх детей, был слабый.уровень подготовки учителя к работе о детьми этого возраста. Большие сложности вызывало отсутствие необходимой материально-технической базы в школах.
Среди направлений дальнейшего совершенствования обучения■ детей шестилетнего возраста в общеобразовательной школа можно назвать следующие: качественное улучшение подготовки и переподготовки учителя ; создание необходимых материально-технических • условий для Э(£$ективного обучения шестилетних детей ; дальнейшее теоретическое исследование проблем содержания и методов обучения ; разработку учебных пособий и средств обучения, которые полнее учитывали бы возрастные особенности учащихся шестилетнего возраста разработку вопросов диагностики уровней развития и готовности ребенка к систематическому обучению, методики проведения ‘корректировочной работы ; изучение возможности использования в первоначальном обучении компьютерной техники.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
«1. К истории вопроса обучения детей шестилетнего возраста в советской школе и педагогике /Деп. в ОДНИ «Школа и педагогика» НИИ ОП АПН СССР 15.08.88, № 232.- 88.- 14 с.
2. Некоторые особенности экспериментального обучения шестилетних детей в школе /1971-1984 гг./ /Деп. в ОДНИ «Школа и педагогика» НИИ ОП АПН СССР 27.02.89, й 80,- 89.- 8 с.
3. Формирование социальной активноЪти шестилетних детей в советской педагогике /1945-1950 гг./ // Взаимосвязь познавательной и социальной активности младшего школьника: Межвуз. сб. науч. тр. /М РСФСР, МГ1Ш им. В.И.Ленина.- М., 1987,- С. 75-80.
Подп. к печ. З/Х-89. Объем 1 п. л. Заказ 1473. Тираж 100 Типография МГПИ им. В. И. Ленина.