автором структурно функциональной модели мозга является
Коротко о нейропсихологии
Само слово «психика » используется в обыденной жизни, в бытовом языке. Нередко можно услышать «человек с неустойчивой психикой», «ребенок с возбудимой психикой». Обычно так говорят о людях, поведение которых вызывает неодобрительную реакцию окружающих. Однако не только поведение является частью психики. В психологии, говоря о понятии «психика », подразумевают сложную структуру, которая состоит из психических явлений — психических процессов, психических состояний, психических свойств и поведения.
Человек — это биосоциальное существо, жизнь которого обусловлена биологическими и социальными факторами одновременно. При анализе психических явлений нейропсихология опирается на знания о работе разных мозговых зон, которые активны в любой момент нашей жизни. Каждый отдельный участок мозга играет в обеспечении психических явлений свою роль и отвечает за свое, и это «свое » А.Р.Лурия, основоположник нейропсихологии, определил как «нейропсихологический фактор». В последние десятилетия цель нейропсихологии найти все эти факторы, описать все функции разных участков мозга, понять, как мозг обеспечивает психические функции.
На основе анализа клинических данных еще в 40-е годы XX века в России была разработана общая структурно-функциональная модель работы мозга. Эта модель предлагается для анализа наиболее общих закономерностей работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной деятельности. Согласно данной модели, весь мозг может быть подразделен на 3 основных структурно-функциональных блока: I-й — энергетический — блок, или блок регуляции уровня активности мозга; II-й блок — приема, переработки и хранения информации; III-й блок — программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.
Психические явления осуществляется при участии всех 3-х блоков мозга, вносящих свой вклад в их реализацию. Блоки мозга характеризуются определенными особенностями строения, физиологическими принципами, лежащими в основе их работы, и той ролью, которую они играют в осуществлении психических функций.
I ФБМ — энергетический блок (блок регуляции общей и избирательной активации мозга).
Функции: а) общая генерализованая активация — обеспечивает активность всей нервной системы человека и лежит в основе функциональных состояний человека — для разных видов деятельности нужны разные уровни активности. б) локальная активация — обеспечивает избирательные селективные изменения тех или иных структур мозга, которые в данный момент участвуют в деятельности человека (одни системы активированы, другие заторможены).
Функциональное значение первого блока в обеспечении психических функций состоит, прежде всего, в регуляции процессов активации, в обеспечении общего активационного фона, на которых осуществляются все психические функции, в поддержании общего тонуса ЦНС, необходимого для любой психической Деятельности. Этот аспект работы первого блока имеет непосредственное отношение к процессам внимания — общего, неизбирательного и селективного, а также в сознании в целом.
Первый блок мозга непосредственно связан с процессами памяти, с запечатлением, хранением и переработкой информации. Он является непосредственным мозговым субстратом различных мотивационных и эмоциональных процессов и состояний. Первый блок мозга воспринимает и перерабатывает разную информацию о состояниях внутренней среды организма и регулирует эти состояния с помощью нейрогуморальных, биохимических механизмов.
Таким образом, первый блок мозга участвует в осуществлении любой психической Деятельности и особенно — в процессах внимания, памяти, регуляции эмоциональных состояний и сознания в целом. Роль его очень важна и он отдыхает только во сне. Если сон менее 6 часов, то возникают изменения в когнитивной функции. Но человек не замечает этого.
II ФБМ — блок приёма, переработки и хранения информации. Основной функцией 2 блока мозга является отображение и синтез той информации которая имеется перед человеком каждый момент времени. Он включает основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Работа этого блока обеспечивает модально-специфические процессы, а также сложные интегративные формы переработки экстероцептивной, поступающей извне, информации, необходимой для осуществления всей психической деятельности человека.
Это операциональный уровень заложенных и приобретенных в течение жизни навыков и автоматизмов в любой сфере человеческого бытия: письма и речи, различных сенсомоторных паттернов (от сосания соски, еды ложкой, завязывания шнурков, пользования носовым платком и мытья посуды до игры на фортепиано и живописи), памяти, алгоритмов мышления.
III ФБМ — блок программирования, контроля и регуляции сложных форм психической деятельности. Этот блок анатомически связан с передними отделами коры больших полушарий, включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Лобные доли характеризуются большой сложностью строения и множеством двухсторонних связей с корковыми и подкорковыми структурами.
Это уровень произвольной саморегуляции, самостоятельного, активного программирования (соответственно — прогнозирования результатов) человеком протекания любого психического процесса и своего поведения в целом (на ближайшие 10 минут или на длительный отрезок времени). Построение им перспективных планов, целей, задач; выбор способов и условий их решения, упорядочивание и ранжирование этапов; контроль за их протеканием и реализацией, оперативное реагирование, определение ошибок и их своевременное исправление.
Общая структурно-функциональная модель организации мозга, предложенная А.Р. Лурией, имеет огромную практическую ценность. Это теоретическая модель, которая выросла и продолжает развиваться из данных практической работы с пациентами, взрослыми и детьми. Данные, получаемые клиническими психологами, последние годы значительно обогащаются результатами аппаратных исследовательских методик, таких как ЭЭГ, ПЭТ, МРТ. Нейропсихологическое обследование и последующий факторный анализ данных позволяет тонко и точно определить недостаточную сформированность или дефицитарность мозговых зон, обеспечивающих познавательные процессы и навыки памяти, восприятия, внимания, мышления, речи, письма и чтения, объяснить многие особенности поведения и эмоционального реагирования, мотиваций, установок и личных целей.
Нейропсихологическое обследование как часть диагностического обследования наиболее актуально для людей, находящихся на лечении у невропатолога, страдающих от последствия инсультов, черепно-мозговых травм и опухолей головного, мозга, для людей пожилого возраста и для детей, с целью подбора рекомендаций и методик реабилитации, коррекции и адекватных педагогических приемов.
PsyAndNeuro.ru
Структурное и функциональное развитие мозга
Период от рождения и до 2 лет является очень важным возрастом, во время которого устанавливаются поведенческие паттерны и когнитивные возможности ребёнка. В это время увеличиваются в размерах корковые нейроны, с большой скоростью растёт число синапсов, во много раз возрастает количество олигодендроглиоцитов. Вместе с этим, в это же время возможно проявление «индикаторов» риска для развития таких психических расстройств, как аутизм и шизофрения. Не смотря на всё важность данного периода в онтогенезе, мы мало, что знаем о нём.
В марте 2018 года в журнале Nature была опубликована статья американских исследователей John H. Gilmore, Rebecca C. Knickmeyer, Wei Gao о развитии головного мозга у детей в период с рождения и до 2 лет, в которой они при помощи анализа описательных исследований проследили его структурные и функциональные изменения, их роль в развитии психических расстройств, а также попытались установить возможные признаки будущих отклонений в нервно-психической сфере.
Структурное развитие головного мозга
Все наши знания о строении головного мозга базируются на множестве посмертных исследований, которые в большинстве случаев ограничены поперечным дизайном. Согласно данным работам, объём головного мозга ребёнка в возрасте 2 – 3 недель составляет около 35% от объёма головного мозга взрослого. К концу второго года жизни данная цифра увеличивается до 80%. После этого рост головного мозга становится более равномерным.
Нейроонтогенез человека на клеточном уровне
Сразу же после рождения значительно увеличиваются объёмы серого и белого веществ. Но, в отличие от белого, которое растёт постепенно и практически до 30 лет, серое вещество увеличивается быстрее и замедляет свой рост уже к подростковому возрасту.
Корковый слой достигает пика своего роста к 1 – 2 годам, а затем его рост прекращается. Особенно быстро растут извилина Гешля, Роландова борозда, передняя центральная извилина. Площадь поверхности мозга расширяется вплоть до 8 – 12 лет. Её рост также гетерогенен по областям: кора латеральной лобной, латеральной теменной и затылочной долей мозга развиваются быстрее, чем орбитальная часть лобной доли и центральная доля. В целом рисунок извилин головного мозга, примерно, одинаков как у новорожденных, так и у взрослых.
Структурное развитие мозга в раннем детстве: созревание миелина
Мозолистое тело, нижний и верхний продольные пучки есть у детей уже при рождении. Это говорит о том, что большая часть «проводящего» мозга формируется ещё в пренатальный период.
С рождения начинается миелинизация нервных волокон, распространяясь с мозжечка, моста и внутренней капсулы и продолжаясь от валика мозолистого тела, зрительных путей до затылочных, теменных долей и передней части лобной и височной долей.
Оценочные траектории структурных параметров головного мозга в течение развитии. FA – фракционная анизотропия
Нервные сети
Не меньший интерес представляет развитие нервных сетей, так как их структурные и функциональные нарушения ведут к различным нервно-психическим заболеваниям. Согласно множеству исследований, нервные центры появляются ещё до рождения. Это показано путём проведения МРТ недоношенным детям в сравнении с обследованиями здоровых детей. Первыми появляются сенсомоторные, зрительные и слуховые центры. Они располагаются в тех же зонах мозга, что и у взрослых.
Языковой центр у взрослых располагается более латерально и окружён нижней лобной и верхней височной извилинами. Иерархия областей головного мозга также закладывается с рождения.
Влияние пола, наследственности и социальной среды
В настоящее время имеются исследования, указывающие на то, что разница в структуре и функциональной активности головного мозга, зависящая от пола, имеется с рождения. Например, при рождении мозг мужчин на 6% больше, чем у женщин. Медиальная часть височной доли коры головного мозга и Роландова борозда также больше у мужчин, в то время как у женщин преобладают моторные и зрительный центры. Мозг мужчин увеличивается более быстро, чем у женщин. После двухлетнего возраста процесс гирификации более выражен у мужчин (но не в период от 0 до года). Нервные волокна некоторых мозговых структур быстрее подвергаются миелинизации у женщин, чем у мужчин (например, мозолистое тело). В раннем возрасте нервные сети примерно одинаковы у обоих полов. Но затем в процессе развития связи между амигдалой и средней височной извилиной, постцентральной извилиной и гиппокампом сильнее у женщин. У мужчин в свою очередь преобладают связи между амигдалой и зонами, ответственными за страх. Все эти различия способствуют последующей дифференциации в выработке гормонов, в поведенческих паттернах.
Изучая головной мозг со стороны его структурных особенностей в зависимости от пола, мы можем приблизится к пониманию половых особенностей психических расстройтв. Как и пол, наследственность также играет роль в общем объёме мозговой ткани, развитии корковых структур, распределении серого и белого веществ. Некоторые исследования отмечают генетические влияния на структуру и функциональные особенности головного мозга. Особенно обращают на себя внимания гены, контролирующие процесс транскрипции, регуляторы хроматина, РНК-связывающий белок.
Есть исследования, доказывающие, что социо-экономические факторы играют не последнюю роль в структурном развитии головного мозга. Мозг детей, чьи семьи имеют небольшой доход, подвергающихся родительской депривации, имеет меньший объём серого вещества в коре, гиппокампе, амигдале. При этом различий в белом веществе не обнаруживается. С возрастом влияние социо-экономических факторов становится ещё заметнее.
Также обнаружено влияние стресса, депрессии и тревоги матери во время беременности на последующее развитие мозга её ребёнка. В частности, повышенный уровень кортизола у матери коррелирует с большим размером амигдалы у семилетних девочек.
Депрессия матери, вероятно, приводит к уменьшению коркового слоя у ребёнка. У детей, чьи матери испытывали тревогу во время беременности, в период с рождения до полугода рост гиппокампа происходит медленнее. Существуют исследования, подтверждающие влияние алкоголя и наркотических веществ на развитие головного мозга. Так, приём кокаина во время беременности ведёт к нарушению связи между амигдалой и срединной префронтальной корой, между таламусом и фронтальной корой.
Предикторы риска нервно-психических заболеваний
Некоторые исследования ещё в раннем детстве обнаруживают нарушения развития головного мозга, являющиеся предикторами развития нервно-психических заболеваний,. Например, изменения в объёме серого и белого веществ ведёт к отставанию в росте всех структур головного мозга.
В настоящее время есть исследования, демонстрирующие, что у новорождённых мальчиков, имеющих родственников, страдающих шизофренией, головной мозг содержит больше серого вещества по сравнению с контрольной группой. У детей с риском развития аутизма до шести месяцев проявление фракционной анизотропии на МРТ выше, чем в норме; после 6 месяцев данный показатель снижается, и к году достигает меньшего уровня, чем в популяции.
Сильная связь между амигдалой, передней инсулой и вентральным стриатумом, возможно, является предиктором развития тревожных расстройств. Существует исследование, показавшее небольшое, но тем не менее статистически значимую зависимость между миелинизацией нервных волокон в лобной и височной долях и речевым развитием в возрасте от 3 месяцев до 4 лет, а также между общей миелинизацией головного мозга и уровнем когнитивного развития в этот же возрастной период.
Тенденции
Описательные исследования показали нам, что головной мозг с момента рождения до года претерпевает множество изменений: быстрый рост серого вещества, миелинизация, развитие мозговых структур, гирификация. После двух лет процесс развития замедляется.
Благодаря описательным исследованиям нам удалось проследить влияние наследственности, генных факторов, социальной среды, индивидуальных особенностей на развитие мозга, удалось обнаружить предикторы риска нервно-психических расстройств. Возможно, подобные исследования дадут нам в будущем возможность обнаруживать биомаркёры этих заболеваний задолго до того, как они проявятся клинически. Это даст нам возможность более мягко вмешаться в развитие головного мозга, что в последующем приведёт к более благоприятным исходам нервно-психических заболеваний.
Нейропсихологический подход в логопедии. Функциональные блоки мозга А. Р. Лурия
Марина Елецкая
Нейропсихологический подход в логопедии. Функциональные блоки мозга А. Р. Лурия
Выделяют восемь категорий детей с нарушениями в развитии:
— дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие и позднооглохшие);
— дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
— дети с нарушением речи (логопаты);
— дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич);
— дети с задержкой психического развития (замедленности мыслительных процессов, нарушение внимания);
— дети с нарушением поведения и общения (расстройство аутистического спектра);
— дети с нарушением интеллекта (умственная отсталость);
— дети со сложными дефектами в развитии (глухие или слепые дети с нарушениями интеллекта, слепоглухонемые).
У детей с тяжелыми нарушениями речи первичным дефектом является недоразвитие речи. У них отмечаются психофизические отклонения различной выраженности, которые вызывают расстройства коммуникативной и познавательной функции речи. У детей остальных категорий, могут быть нарушения речи, но они вторичны.
Логопед сталкивается с различными нарушениями, поэтому он должен знать и применять различные методики, технологии в своей коррекционной работе.
Речь – это высшая психическая функции, которая является основным средством выражения мысли. Опираясь на анатомо-физиологические основы, речь реализуется сложными структурными образованиями, в которые объединены центральный и периферический отдел. Коснемся именно центрального отдела, который состоит из головного мозга.
Необходимо обратиться к нейропсихологии для понимания функционирования головного мозга.
Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов. Она изучает, какие зоны мозга отвечают за ту или иную психическую функцию. Какие зоны работают, когда человек читает или говорит. Эта наука была создана в середине 20 века в нашей стране Александром Романовичем Лурия.
А. Р. Лурия разделил (условно) мозг человека на 3-и функциональных блока, взаимодействие которых необходимо для любой психической деятельности.
Согласно данной модели, каждая высшая психическая функция, интерпретируемая как сложная сознательная форма психической деятельности, реализуется при участии 3-х блоков мозга. Каждый из них вносит специфический вклад в ее осуществление и характеризуется определенными особенностями строения и физиологическими принципами, лежащими в основе его работы, а также той ролью, которую он играет в реализации психической функции.
Три основных функциональных блока мозга:
I блок – энергетический;
II блок – приём, переработка и хранение внешней информации;
III блок – программирование, произвольная регуляция и контроль психической деятельности.
Первый блок мозга – Энергетический блок (Рис. №1).
Его метафорический «девиз»: Я ХОЧУ.
Если недостаточно развит первый блок, ребенок быстро утомляется. К концу письменных работ увеличивается количество ошибок, и они становятся более грубыми. На уроках такие дети зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться, ронять карандаши, ручки, мешать другим.
Признаки нарушений в развитии 1-го блока мозга:
— истощаемость, утомляемость, вялость;
— аллергии у ребенка;
— часто болеющие дети;
— дети, которые долго не могут научиться завязывать шнурки;
— движение языком во время письма (другие синкинезии);
— сужение полей зрения и др.
Комплекс нейропсихологического сопровождения 1-го блока мозга включает в себя:
— блок упражнений «Здоровые глаза»;
— тренировка мышц речевого аппарата;
— упражнения для шеи, плеч, рук и ног.
Второй блок мозга – Приём, переработка и хранение внешней информации (Рис. №2).
Его метафорический «девиз»: Я МОГУ!
2-й блок – получение и анализ «входящей информации (в значительной степени от органов чувств). Включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны, которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Это операциональный уровень заложенных и приобретенных в течение жизни навыков и автоматизмов в любой сфере человеческого бытия: письма и речи, различных сенсомоторных паттернов. Данный блок формируется от 3-х до 7-и лет.
На особенности письма у школьников с левополушарной дисфункцией указывают: смещение букв по акустико-артикуляторному принципу, ошибки обозначения границ слов, бедность словарного запаса.
Правополушарные гностические трудности обусловливают ошибки, связанные с особенностями переработки зрительно-пространственной информации: оптические замены букв, несоблюдение строки, наклона и размера букв, трудности их запоминания.
Признаки несформированности 2-го блока:
— несформированность пространственных представлений (у школьников – чтение через абзац, пропуски слов, несоблюдение строчек и т. п.);
— несформированность сенсомоторных координаций (согласованные глаз и действия рук и т. п.);
— неловкость, однотипность движений.
Методы коррекции 2-го блока мозга: направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и функциональной специализации левого и правого полушария.
С помощью коррекции мы можем начинать внедрение специальных когнитивных процедур более высокого порядка. Мишенями здесь становятся те психические функции, которые надстраиваются в онтогенезе над сенсомоторным фундаментом. Это: соматогнозис, тактильный, зрительный, слуховой гнозис, моторная и речевая кинетика, память, пространственные представления и речь.
Третий блок мозга – Программирование, произвольная регуляция и контроль психической деятельности (Рис. №3).
Его метафорический «девиз»: Я ДОЛЖЕН!
Если первичный блок принимает информацию, поступающую от одного из органов чувств, вторичный блок обрабатывает ее, а третий блок соединяет информацию, полученную из разных органов чувств и соответствующих областей мозга.
3-й блок – собственно психическая деятельность. Тут происходят процессы, связанные со сложной психической деятельностью: речь, память и многое другое. Функции этого блока: планирование высшей психической деятельности, самоорганизация и регуляция (то есть ее фактическое исполнение, контроль. Собственно, поэтому третий блок и называют блоком программирования, регуляции и контроля. Для данной работы задействуют передние отделы больших полушарий (преимущественно лобные доли). Данный блок формируется от 7-и до 15-и лет. Полное созревание лобных долей происходит к 20-и годам.
К нарушениям письма при дисфункции этого блока относят персеверации, упрощения, пропуски букв, слогов, слов. При письме под диктовку и при списывании учащиеся допускают большое количество ошибок обозначения границ предложения, границ слова. Ученик не соблюдает правила и не может себя контролировать, даже если хочет. В работах этих учеников большое количество орфографических ошибок. Дети не в состоянии контролировать осуществление такой сложной и многоступенчатой программы как орфографическое правило.
Признаки недостаточной сформированности у детей 3-го блока мозга:
— отвлекаемость на любой стимул, полевое поведение;
— упрощение любой программы;
— пропуски букв в письме, недописывание слов, недоделывание заданий;
— не могут решить смысловую задачу.
Методы коррекции 3-го функционального блока мозга: направлены на формирование оптимального функционального статуса передних отделов мозга, что приводит в онтогенезе к закреплению контролирующей роли произвольной саморегуляции над всеми иными составляющими психики, что, собственно, и является целью и результатом нормального онтогенеза.
Упражнения, направленные на формирование навыков внимания и преодоления стереотипов, формирование программирование, целеполагание, на развитие способности к самоконтролю, коммуникативных навыков, интеллектуальных процессов.
Большое количество упражнений, представленных в работах Т. В. Ахутиной, Семенович А. В, Н. М. Пылаевой, А. Е. Соболевой, Е. Н. Емельяновой, можно адаптировать к логопедическим занятиям, так как их использование повышает интерес и мотивацию к занятиям.
Общая структурно-функциональная модель организации мозга, предложенная А. Р. Лурия, предполагает, что различные этапы произвольной, опосредованной речью, осознанной психической деятельности осуществляется с обязательным участием всех трех блоков мозга.
Поражение одного из 3-х блоков (или его отдела) отражается на любой психической деятельности, так как приводит к нарушению соответствующей стадии (фазы, этапа) ее реализации.
Детская нейрокоррекция – это работа со всеми ТРЕМЯ блоками мозга. На занятиях идет поэтапное проживание каждой фазы развития, стимулирование всех зон мозга.
Блоки Деньеша для малышей. Как можно использовать мультимедийные презентации в математическом развитии младших дошкольников Блоки Деньеша для малышей. Как можно использовать мультемидийные презентации в математическом развитии младших дошкольников. У меня большой.
Блоки Дьенеша — преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возраста Блоки Дьенеша – преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возрастаУважаемые коллеги, я много лет работаю с детьми раннего дошкольного.
Конспект занятия по ФЭМП с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша» Занятие по формированию элементарных математических представлений через использование дидактических игр на развитие логического мышления.
Консультация для педагогов «Особенности искусства энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка» Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Особенности искусства Энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка».
Неделя логопедии в детском саду. Фотоотчет. В нашем детском саду проходила неделя логопедии, так, как, в настоящее время наблюдается задержка речевого развития у детей дошкольного.
Открытое занятие «Цвет. Форма. Размер» во второй младшей группе с использованием технологии «Блоки Дьенеша» Открытое итоговое занятие по курсу «Введение в математику» во второй младшей группе с использованием технологии «Блоки Дьенеша». Пояснительная.
Развлечение первой младшей группы «Давайте поиграем». Внесение новой игры «Блоки Дьенеша» В этом году я работаю в первой младшей группе. В возрасте 2-3 года дети накапливают множество знаний о форме предметов, о размере, цветах.
Эссе «Мой подход к работе с детьми» В настоящее время остро стоит проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ, которые нуждаются в особом подходе. В основе моей работы лежит.