авторские технологии обучения в педагогике
Авторские технологии обучения
1. Технология успешного обучения всех учащихся В.Ф. Шаталова на основе актуализации возможностей различных видов памяти учащихся, системы опорных сигналов, постоянного контроля и самоконтроля; реализации принципа (правил) равных условий, открытых перспектив, психологического комфорта.
2. Технология личностно- гуманного подхода Ш.А. Амонашвили в обучении шестилеток на основе свободного выбора; учебы на грани познавательных возможностей с соблюдением норм охранительного режима и благоприятной эмоционально-нравственной среды; раскрытия перед учащимися жизненного смысла обучения и пр.
3. Технология опережающего обучения С.Н. Лысенковой, построенного на стремление давать элементы нового знания, которое предстоит усвоить на последующих уроках, в целях создания атмосферы психологической уверенности на предстоящее усвоение материала; облегчение установления связей между изученным и новым материалом. Использование системы опорных схем для соединения наглядных образов с абстрагированными понятиями. Комментирование обучения, доказательно-комментированное рассуждение. Обязательное наличие успеха в учебной деятельности учащихся.
4. Технология обучения творчеству учащихся И.П. Волкова на основе проектирования уроков творчества, отбора узловых вопросов, многократного повторения изучаемого материала, чтения научно-популярной литературы. Алгоритм развития творчества в системе творческих дневников.
5. Технология организации общения как соединяющего элемента в «молнии образования», где органично соединяются процессы обучения и воспитания на уроках литературы Е.Н. Ильина. Составные части технологии: смысловая, эмоциональная отработка деталей художественного произведения; неожиданная и парадоксальная постановка вопросов; побуждение учащихся к открытым и смелым высказываниям; учет стимулирующей роли отметки на основе самооценивания; создание атмосферы внутреннего монолога; вторжения в жизнь (витагенный подход).
6. Технология связи учения с жизнью Т.И. Гончаровой, составные элементы технологии: опора на интерпретацию учащимися событий истории; диалогичность в изложении исторических событий с их оценкой учащимися; проведение исторических параллелей, оценка исторических событий с позиции современности. Элементы голографического подхода с опорой на жизненный опыт учащихся. Трактовка исторических событий учителем, учащимися, независимыми экспертами.
Самостоятельная работа:
1. Подготовится к дискуссии по проблеме: «Калининградский регион в системе российского образования» по следующим вопросам:
— Какие образовательные программы реализуются в Калининградской области и какова их результативность?
— Какие позитивные и негативные тенденции на ваш взгляд наблюдают в образовательной системе региона?
— Каковы пути решения проблем образования в городе и области?
— Что бы Вы хотели изменить в процессе профессиональной подготовки специалиста в нашем вузе?
— Какова роль Калининградского региона в системе российского образования?
— Назовите имена известных педагогов, ученых и практиков, работающих в региональной системе образования.
2. Выпишите основные положения о современных образовательных технологиях из источника №8, с14-31.
Литература:
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., 1980.
2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создавать. – М., 1992.
3. Белкин А.С. Теория и практика витагенного обучения с голографическим методом проекции. – Екатеринбург, 1996.
4. Волков И.П. Приобщение школьников и творчеству. – М., 1982.
5. Инновационное обучение: стратегия и практика. – М., 1994.
6. Ильин Е.Н. Рождение урока – М., 1986.
7. Селевко Г.К., Тихомиров Н.К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. – Ярославль, 1990.
8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М., 1998.
Тема 12. Психологические основы эффективной управленческой деятельности.
1. Сущность и содержание управленческой деятельности.
2. Функции оптимизации управленческой деятельности.
3. Характеристика психологической структуры:
— закон неадекватности самооценки;
— закон расщепления смысла управленческой информации;
Этико-психологические принципы управленческого общения.
1. Принцип создания условий для проявления личностного потенциала сотрудников, их профессиональных знаний, опыта, способностей.
2. Принцип полномочий и ответственности.
3. Принцип поощрения и наказания.
4. Принцип рационального использования рабочего времени руководителя.
Принятие решений – центральный момент управления. Он присутствует в планировании (процесс поиска и принятия решений относительно выбора целей, задач и средств их достижения), в организации (решение, направленное на объединение различных видов ресурсов и совместной деятельности людей), оперативном управлении, мотивации, контроле и т.д.
Профессиональный стресс – это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицателнально-отрицательных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью. Различают такие разновидности профессионального стресса, как информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс.
Самостоятельная работа:
1. Сделайте конспект глав №7 (профессиональный стресс) и №8 (технология успеха в профессиональной деятельности) из литературного источника №4.
2. Составте библиографический список по проблеме.
Литература:
1. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель… Элементы психологии в повседневной работе. – М., 1993.
2. Маршев В.Н. Групповая сплоченность. Социально-психологический практикум. – Калининград: БГА РФ, 2000.
3. Маршев В.Н. Руководитель и коллектив: психология взаимоотношений. –К-д: БГА РФ, 2000.
4. Психология управления: Курс лекций/Л.К. Аверченко и др. – Новосибирск, 1997.
5. Практическая психология для менеджеров/Под ред. Тутушкина М.К. – М., 1996.
6. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. Учебник. – М., 2000.
7. Уткин Э.А. Профессия – менеджер. – М., 1992.
8. Якокка Л. Карьера менеджера/перевод с англ. – М., 1990.
Реферат на тему «Авторские технологии в педагогике»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Реферат по дисциплине:
« Современные технологии обучения физике. Инновации в школьном физическом образовании »
« Авторские технологии в педагогике »
Горинова Екатерина Александровна
Технология интенсификации обучения на основе схемных
и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
Метод витагенного обучения (А.С. Белкин)
Технология знаково-контекстного обучения (А.А. Вербицкий)
Технология опережающего обучения С.Н. Лысенковой
Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев)
Всем известно, что ребятам нравится хорошо учиться. Но для мотивации детей обучаться на хорошо и отлично важно создать условия, которые обеспечат школьнику успех в учебе, позволят чувствовать удовлетворение от получения знаний.
При работе с детьми нужно уметь координировать их деятельность таким образом, чтобы каждый ученик почувствовал, что может добиться успеха. Ведь успех в любой деятельности – главное условие при становлении личности. Если усилия ученика не увенчаются успехом, то он может потерять веру в свои возможности, у него пропадет желание учиться – зачем, если все равно не получится. Когда все ребята успешно выполняют задания, работают на уроках с удовольствием, помогают друг другу, у них желание учиться и получать хорошие оценки только возрастает.
В учениках необходимо воспитать ответственность, самостоятельность, дисциплинированность, каждому нужно помочь поверить в свои возможности.
При работе с детьми любой учитель выбирает такую систему обучения, которая поможет ему выполнить все задачи в образовании детей в конкретном классе.
На сегодняшний день существует множество авторских технологий обучения, которые возникли на основе других авторских идей различных педагогов.
Цель написания реферата: описать некоторые авторские педагогические технологии.
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
Виктор Федорович Шаталов, народный учитель СССР, ученый Донецкого открытого университета, внедрил технологию интенсификации обучения.
В своей системе В.Ф. Шаталов пользуется постепенным управлением познавательной деятельностью детей с помощью опор на ассоциации. Задачей этой технологии является выдать как можно больше знаний за меньшее время.
В системе применяется блочное преподавание с необходимой проверкой знаний и умений, многократный повтор пройденного материала, учебная информация оформляется с помощью опорных схем. Применяется личностно-ориентированный подход в обучении. Главный принцип данной технологии – все школьники способные, никто не принуждает учиться.
Разработаны опорные сигналы – знак, который заменяет какое-либо смысловое значение. Краткий условный (опорный) конспект составляется на базе опорных сигналов.
В.Ф. Шаталов разработал такую систему учебного труда, которая обеспечила полную активность обучающихся при решении каких-либо поставленных задач. С этой целью формируется динамический стандарт труда обучающихся.
В основе стандарта лежат опорные конспекты, где закодирован учебный материал. Они используются на занятиях поэтапно, при этом применяются различные методы решений.
Незнакомый материал доводится до обучающихся традиционным способом у доски посредством лекции. Повторение проводится по опорному конспекту. Все самостоятельные работы школьников – по своим конспектам. Блочные конспекты можно использовать при обобщении и систематизации полученных знаний.
При выполнении домашних заданий ученик может пользоваться книгой, своим опорным конспектом, просить совета взрослых.
При первоначальном повторении осуществляется проверка, насколько обучающиеся усвоили опорный конспект. Они, опираясь на свою память, воссоздают конспект. Педагог осуществляет проверку письменных работ по мере поступления, после сдачи всех работ педагог проводит опрос.
Нужно многократно проговаривать устно опорный конспект для достаточного освоения учебного материала. Для достижения этой цели применяются различные формы опроса.
На этапе обобщения и систематизации полученных знаний учитель за некоторое время публикует вопросы для зачета. Используются различные виды контроля – работа у доски, письменная работа, опрос. Применяются игровые элементы – соревнования команд, разгадывание кроссвордов и т.д.
Для оценивания результатов освоения полученных знаний применяются различные формы контроля – опросы (письменный и устный), взаимоконтроль (парный, групповой, домашний), самостоятельные работы. Отметка обучающегося проставляется на определенном листе, который может просмотреть любой ученик. В любой момент низкий балл можно исправить на более высокий. В этом заключается принцип открытых перспектив. Оценка должна вызвать у ученика только положительные эмоции. Неудовлетворительная оценка вызывает у обучающегося негативные эмоции, по этой причине система обучения В.Ф. Шаталова исключает неудовлетворительные отметки и ликвидирует какие-либо спорные ситуации.
Технология В.Ф. Шаталова показывает высокие результаты. Все школьники привыкают к ежедневному труду. У ребенка появляется самостоятельность и уверенность в своих силах. Вырабатываются такие чувства, как ответственность, товарищество, честность.
На основе технологии В.Ф. Шаталова разработаны предметные технологии В.М. Шеймана (физика), Ю.С. Меженко (русский язык), А.Г. Гайштута (математика), С.Д.Шевченко (история) и др.
Метод витагенного обучения (А.С. Белкин)
Август Соломонович Белкин, доктор педагогических наук, ввел в конце 90-х годов ХХ века метод обучения – витагенный. Это метод основывается на личном опыте участника обучения и его умственных возможностях. Здесь складываются отношения сотрудничества педагога и обучающегося. Здесь учитель как соучастник, который настроивает на триумф и сопереживает бедам.
Важной задачей витагенного метода обучения является формирование индивидуальной личности.
Витагенное обучение опирается на сведения обучающегося, сокрытые в его подсознании, которые могут появиться в творчестве и воображении, интуиции.
А.С. Белкин в продолжение своей теории витагенного образования предложил голографический подход. По его мнению в педагогике под голографическим подходом определяется процесс объёмного раскрытия содержания знания, сочетающий в себе следующие проекции с центронаправленными векторам:
— витагенная проекция – сведения, получаемые педагогом, которые он использует для подготовки при изучении новой темы.
— дидактическая проекция – сведения, выдаваемые преподавателем на основе витагенной информации обучающихся.
— конструирующая проекция – сведения, которые получает учитель из других источников (книга, СМИ и пр.).
При применении технологии голографического метода А.С. Белкин первоначально выполняет анализ жизненного опыта и раскрывает его связи в учебной деятельности. Этот способ применяют при необходимости использования аналитических возможностей обучающихся сопоставлять нужные образовательные сведения с запасом витагенной информации, а также делать требуемые выводы. При применении данного приема имеются противоречия между витагенными и образовательными знаниями.
Технология знаково-контекстного обучения (А.А. Вербицкий)
Андрей Александрович Вербицкий, доктор психологических наук, профессор разработал технологию знаково-контекстного (контекстного) обучения.
Его концепция в том, что разногласия (ключевые и более частные) преодолеваются в контекстном обучении. В основе данного обучения – поэтапное становление предметного и социального содержания будущей специальности студента.
Учебный материал воспроизводится как сведения, которые нужно знать. В контекстном обучении сведения представляются в виде учебных текстов как знаковых систем. Отличие этого вида обучения от традиционной технологии в том, что за сведениями, представленными в виде каких-либо задач или проблемных ситуаций, видны реальные контуры будущей профессиональной деятельности.
Знаково-контекстное (или контекстное) обучение по А.А. Вербицкому – это обучение в котором с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение им абстрактных знаний как знаковых систем наложено на канву этой деятельности.
Необходимо, чтобы образование не замыкалось на себе, нужно, чтобы оно проявилось в виде личностной активности, помогающей воспитать нужные для определенной специальности профессиональные и социальные качества личности.
При данном обучении необходимая информация представляется в виде учебных текстов (знаков). На основе текстов сформированы задачи, которые задают контекст будущей специальности.
В роли главных приемов в технологии А.А. Вербицкого используются такие формы и методы, которые создают социальное содержание дальнейшем профессиональной деятельности.
Таким приемом можно обозначить обучающую деловую игру. С ее помощью развивается мышление будущего специалиста, он может проанализировать трудные условия на производстве, решить незнакомые для студента профессиональные задачи. Это возможно при взаимодействии участников игры с познаваемым содержанием профессиональной деятельности.
В результате развивается творческая профессиональная личность.
Технология опережающего обучения С.Н. Лысенковой
Софья Николаевна Лысенкова, учитель начальных классов, разработала технологию опережающего обучения с использованием опорных схем и конспектов, которая позволила наряду с сильными учениками обучать слабых детей, при этом никакие дополнительные занятия не организуются.
В ее методике содержатся указания по выполнению требований, которые задает педагог.
Цель данной методики – даль как можно больше знаний за меньшее время.
Здесь сложная тема начинается не в определенные программой часы, а заранее. Данная тема рассматривается на предшествующих нескольких уроках в течение 5-7 минут. Далее обсуждается сильными учениками, затем средними, а потом слабыми учениками. После этого происходит обобщение темы.
В этой технологии применяется пробно-пропрорциональный подход, где подход к изучению нового обуславливается опережающим введением, а затем дальнейшим повторением.
Технология опережающего обучения с использованием опорных схем основана на комментируемом управлении. Такое управление представляется как ответ на вопрос, что в данный момент делает ученик, позволяет поддерживать связь со всей группой, включает весь класс в работу. С помощью такой технологии за сильным учениками всегда будут тянуться средние и слабые ученики, обучающийся находится на месте преподавателя и управляет классом.
В процессе изучения и объяснения нового материала, последующего обсуждения разрабатываются опорные схемы в виде чертежей, рисунков, таблиц, которые необходимо всегда использовать в работе.
Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев)
Николай Николаевич Палтышев, педагог-ученый, преподаватель физики, автор педагогической системы поэтапного обучения физике.
Педагогическая система Н.Н. Палтышева опирается на известную технологию В.Ф. Шаталова интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала и технологию Г.Д. Луппова использования опорных конспектов и тестовых заданий к ним.
В этой педагогической технологии личность школьника приоритетна. Вводятся различные элементы на уроке (музыка, картины). Материал преподается с опорой на профессию.
Выделяются следующие этапы при обучении физике.
1. Выявляются и ликвидируются все проблемы в знаниях по предмету. Для этого проводятся различные мониторинги и диагностики знаний. Выполняются тестовые задания, проводятся физические диктанты. Далее все обучающиеся делятся на несколько групп. К ним применяются различные методы обучения.
2. Создаются подходящие психологические условия в каждой группе. Необходимо, чтобы каждый обучающийся поверил в свои силы.
3. При изучении нового материала применяются приемы учебной деятельности, обучающиеся приобщаются к творчеству (работа малых групп, работа над учебными проектами, проведение экспериментов), воспитываются на уроках. Обучающиеся могут пользоваться опорными конспектами.
4. Обучающиеся готовятся к экзаменам по уже сложившейся традиции.
В основе данной технологии лежит методика блочного разделения темы, весь программный материал опирается на темы, приспособленные к профессии. При обучении используются опорные схемы, неоднократное повторение материала. Применяется игровая деятельность. Все задачи решаются по алгоритму или данному образцу. Обширный раздаточный материал по физике. Для контроля знаний используется система зачетов по каждой пройденной теме.
На сегодняшний день уровень формирования общества таков, что требуются высокообразованные профессионалы своего дела, люди креативные, способные к независимому мышлению. Это определяет перед современной педагогикой проблему в выработке форм и методов для развития такой высокообразованной личности. В настоящее время разрабатываются и внедряются в образовательный процесс различных авторские педагогические технологии.
Использование в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения авторских технологий может разнообразить обучающую и воспитательную функцию, усилить мотивационную составляющую мировоззрения в формировании личности, повысит удовлетворенность педагога своей деятельностью.
Авторские технологии обучения
Каждый автор и исполнитель привносят в педагогический процесс что-то свое индивидуальное. Поэтому, кроме перечисленных выше педагогических технологий обучения, существует большое количество авторских. Любая авторская технология опирается на общеизвестные приемы, методы, структурирует и организует их вокруг какой-то наиболее значительной авторской идеи. Проиллюстрируем это на примере авторской технологии обучения В. Ф. Шаталова.
Технологии обучения В. Ф. Шаталова:
• изложение теоретического материала осуществляется в быстром темпе и крупными блоками;
• использование на доске при объяснении опорных сигналов (схем, рисунков-символов, отдельных слов);
• подробное объяснение учителем алгоритма решения определенного типа учебной задачи;
• письменное, фронтальное повторение материала по опорным конспектам;
• быстрое, обзорное повторение в течение 5 минут значительного по объему учебного материала;
• общее, фронтальное решение совместно с учащимися типовых задач;
• проверка цепочкой (у ученика, который первым решил задачу, проверяет учитель, а у каждого следующего — предыдущий ученик);
• релейная контрольная работа (учащиеся должны воспроизвести решения определенного числа типовых задач по изучаемой теме);
• активная взаимопомощь (с учеником, пропустившим занятия, занимается кто-то из учеников класса, хорошо усвоивших соответствующую тему);
• урок открытых мыслей (любой ученик может сделать небольшое сообщение, доклад, связанный с изучаемой темой);
• парный взаимоконтроль (учащиеся, которые получают за свои ответы «отлично», опрашивают по этому же вопросу своих товарищей).
Вопросы для самоконтроля
1.Что такое технология обучения?
2. В чем отличие понятий «методика обучения» и «технология обучения»?
3. Чем характеризуется технология модульного обучения?
4. Раскройте суть технологии проблемного обучения.
5. Какие авторские технологии обучения вы знаете?
Основная литература
1. Чернилевский Д. В. Дидактические технологии обучения в высшей школе: Учеб. пособие. М., 2001.
2. Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В. Ляу-дис. М., 1994.
3. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
Дополнительная литература
1. Беспалько В. Л. Слагаемые педагогической технологии. М: Педагогика, 1989.
2. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997.
3. Технологии обучения: сущность, опыт применения и проблемы развития: Доклады и материалы к научно-практической конференции. М., 1997.
4. Гузеев В. В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М. 2001.
5. Михайлычев Е. А. Дидактическая технология: Научно-методическое пособие. М., 2001.
РАЗДЕЛ IV. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
Глава 20. Основы общей теории
СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых факторов.
Основные понятия и принципы общей теории социального управления.
Управление педагогическими системами как разновидность социального управления.
3. Основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами.
Базовые понятия:управление, менеджмент, педагогический менеджмент, менеджер образования, принципы управления, методы управления, формы управления.
Основные понятия и принципы общей теории социального управления
Развитие теории социального управления началось на рубеже XIX—XX вв., чему в огромной мере способствовали достижения науки и техники, приведшие к существенным изменениям в отношениях к материальному производству и бизнесу. Основоположниками теории научного управления являются всемирно известные теоретики и практики научного менеджмента Ф. Тейлор, Г. Форд, Г. Эмерсон, А. Файоль, Э. Мэйо и др. Анри Файоль считал, что управлять — значит предвидеть, изучать будущее и устанавливать программу действий; организовывать — строить двойной организм предприятия (материальный и социальный); распоряжаться — приводить в действие персонал предприятия; согласовывать — связывать, объединять и сочетать действия и усилия; контролировать — наблюдать, чтобы все происходило сообразно установленным правилам и распоряжениям.
В российской педагогике проблемам управления уделяли пристальное внимание К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов и др. Общая теория управления в России начала развиваться достаточно бурно сразу после смены в 1917 г. общественного строя. Новые социально-экономические задачи обусловили поиск новых методов управления, нашедших свое отражение в трудах А. А. Богданова, А. К. Гастева, П. М. Керженцева и др. Ими были обоснованы принципы управления, разработаны структуры и технологии процесса управления производством. Приложение теории социального управления к управлению школой в 20—30 гг. рассматривалось П. П. Блонским, И. О. Веселовым, Н. К. Крупской и др. В их трудах освещались вопросы организации учебного процесса в школе, хозяйственной деятельности ее руководителя, внедрения научной организации труда в практику школьного работника. В основу руководства советской школой легли принципы управления, близкие по своей сути к административным и получившие название ленинских.
Интерес к теории и практике управления школой усилился после окончания Великой Отечественной войны: увеличилось число исследований, посвященных анализу и обобщению опыта работы руководителей школы по организации учебно-воспитательного процесса (А. А. Волковский, П. В. Зимин, Н. А. Сорокин, Н. И. Соцердотов и др.).
В 60-х гг. прошлого века произошло осмысление школоведения как важной отрасли педагогической науки, возобновился интерес к научной организации труда учителя, директора школы.
Целая плеяда блестящих исследователей школоведческих проблем проявила себя в 70-х гг. XX в. В трудах Н. В. Горбунова, М. Г. Захарова, В. И. Зверевой, Т. А. Ильиной, М. И. Кондакова, И. С. Марьенко, А. А. Орлова, И. П. Раченко, В. А. Сухомлинского, Р. К. Шакурова, Т. И. Щукиной и др. был заложен фундамент научных основ теории внутришкольного управления.
В последние десятилетия XX вв. произошло резкое возрастание роли общего и специального научного знания, профессиональных и личностных качеств человека в общественной и экономической жизни. Это обстоятельство выдвинуло сферу образования в число приоритетных областей человеческой деятельности и обусловило ее бурное развитие по всем направлениям. Произошла смена образовательной парадигмы, интенсивно разрабатывается новое содержание образования, технологии обучения и воспитания. Информационная революция дала начало развитию принципиально новым средствам, методам, формам управления. Наблюдается взрывообразное усиление роли общественных наук и человеческого фактора в управлении социальными системами, в том числе и образовательными. Существенным стимулирующим фактором развития теории управления школой в современной России стало интенсивное внедрение рыночных отношений в систему образования.
Если до 80-х гг. прошлого века управление понималось как процесс выработки, принятия и реализации управленческих решений, как деятельность руководителя, то в 80-е гг. управление характеризуется как целенаправленное и планомерное воздействие на всех участников управляемого процесса.
Таким образом, под управлением понимается целенаправленное и планомерное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем, направленное на достижение запланированного результата (цели).
Опыт мирового развития ставит перед нашей страной, вышедшей на путь кардинального обновления всех сфер человеческой деятельности, проблему создания эффективной системы социального управления, способной обеспечить динамичное развитие всех отраслей, и в первую очередь — социальной сферы.
В период перехода современной российской экономики и социальной сферы на рыночные основы использование законов и принципов общей теории управления (менеджмента) в сфере образования стало особенно актуальным.
Как считают многие исследователи, в семантическом плане между понятиями «управление» и «менеджмент» существенной разницы нет. Термин «менеджер» (manager) идентичен словам «управленец», «руководитель». Что же подразумевается под такими понятиями, как «менеджмент», «менеджер», «менеджер образования», «педагогический менеджмент»?
Первоначально под словом «management» понималось «искусство объезжать лошадей» (XVIII—XIX вв., Англия). Позднее в определение термина «менеджмент» стали вкладывать следующий смысл: вид деятельности; аппарат управления; наука и искусство управления; учебная дисциплина (ее преподавание начал в1881 г. Джозеф Вартон в колледже США); система планирования, прогнозирования и организации производства; целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем; деятельность по реализации управленческих задач и т. д.
В настоящее время большинство ученых придерживаются точки зрения, что менеджмент представляет собой теорию и практику управления в социальных организациях.
Существуют общепризнанные школы менеджмента — американская, японская, французская. Конечно, неэффективно идти путем простого копирования чужого опыта, но знать, что ценного из этого опыта можно взять для себя, необходимо.
Например, наиболее привлекательными представляются:
• в американском менеджменте — инициативность, высокий профессионализм, решительность, организованность и деловитость;
• в японском — неподдельная забота о каждом работнике, сплочен-нрсть, настойчивость, желание достичь совершенства, внутренней гармонии, социально безопасного характера производства;
• во французском — гуманность организационной культуры, достаточно высокая культура взаимосвязи; поиск, распознавание элементов национальной истории, культуры, традиций для формирования современной системы управления.
При наличии особенностей национальной специфики школы менеджмента объединяет общий подход, а именно:
• формирование условий для раскрытия личностного потенциала;
• выявление интересов человека, его потребностей и ожиданий;
• создание соответствующих условий, чтобы у человека была возможность благодаря старательному труду удовлетворить свои потребности;
• стремление к неформальным, демократичным, гибким способам и методам управления.
К основным принципам менеджмента относят:
• целенаправленность и последовательность;
состязательность и максимальное вовлечение исполнителей в принятие решений;
• научность в сочетании с элементами искусства;
• функциональную специализацию в сочетании с универсальной деятельностью;
• оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления;
• учет индивидуальных особенностей работников;
• обеспечение единства прав иответственности в каждом звене;
• последовательность и непрерывность;
• контроль, координация действий;
• учет закономерностей как межличностных отношений, так и группового поведения.
В зависимости от направления деятельности разновидностями менеджмента принято считать:
управление производством (производственный менеджмент) — определение оптимального объема и структуры выпуска продукции, расстановка людей, организация подачи материалов и ремонта оборудования, устранение сбоев в поставке продукции, контроль качества, текущее руководство персоналом, стимулирование труда;
управление материально-техническим снабжением и сбытом — заключение договоров, формирование каналов сбыта, доставки и хранения сырья, отправки продукции;
управление инновациями (инновационный менеджмент) — процесс научных исследований, прикладных разработок, внедрение новинок в производство;
управление персоналом (персонал-менеджмент) — управление кадрами и повышение квалификации, улучшение условий труда и быта персонала, разрешение конфликтов;
финансовое управление (финансовый менеджмент) — составление бюджета, формирование и распределение денежных ресурсов, оценка текущего и перспективного финансового состояния;
управление маркетингом (маркетинг-менеджмент) — изучение рынка спроса на продукцию, выработка ценовой и рекламной политики;
В любой социальной системе центральным, системообразующим фактором является человек (менеджер), выполняющий управленческую деятельность на основе соответствующих научных принципов с применением специальных приемов, методов, форм и средств. Менеджер — это профессионал, задачей которого является организация конкретной производительной работы в рамках определенного числа работников, функционально подчиненных ему.
Администрация образовательного учреждения, с одной стороны, может выступать в качестве совокупного субъекта управления по отношению к учительскому коллективу, с другой стороны, она является объектом управления (точнее, управляемой подсистемой) со стороны органов управления образовательным учреждением. В то же время администрация образовательного учреждения состоит из менеджеров определенных направлений деятельности школы, каждый из которых управляет своей совокупностью подчиненных ему работников, образующих управляемую подсистему.
Современного учителя, работающего в условиях активного вхождения школы в рыночные отношения, можно считать менеджером учебно-познавательного процесса, так как он является не только субъектом управления процессом обучения, воспитания и развития учащихся, но и оказывает образовательные услуги в условиях зарождающейся конкуренции.
Педагогический менеджмент — это: а) комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития; б) научно-организованное управление со своеобразной иерархией: первый уровень — управление деятельностью педагогического коллектива, второй — управление деятельностью учащихся.
Специфика педагогического менеджмента заключена в особенностях предмета, продукта, орудия и результатов труда менеджера образования.
Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность людей, которыми он руководит.
Продуктом труда — информация об учебно-воспитательном процессе.
Орудием труда — слово, речь.
Результатом труда менеджера образовательного процесса является уровень обученности, воспитанности и развития объекта менеджмента — учащихся.
Менеджмент не дает унифицированных рецептов, он учит тому, как, зная приемы, способы и пути разрешения тех или других управленческих задач, добиваться успеха.