авторы технологии обучения в соответствии с темпераментом ребенка и стилем его учения

Образовательные технологии и их особенности

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Реферат по дисциплине:

« Образовательные технологии и их особенности »

Шаройкин Александр Александрович

Содержание

Введение

Современный педагог должен постоянно повышать свою квалификацию, использовать новые образовательные технологии, искать новые пути для развития и образования детей. И благодаря активной позиции и творческой составляющей, это становится возможным.

Использование педагогом новых образовательных технологий обусловлено рядом причин: для решения актуальных проблем, для повышения качества предоставляемых услуг, для реализации возрастающих запросов родителей и учащихся. Эти технологии дают возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В целом – это научно обоснованный метод воздействия, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности.

По данным на 2015 год по исследованиям аналитического портала GT 3 Российская Федерация занимает 34-е место, в то время как во времена СССР занимали 2-3 место среди стран – членов ООН. Этот разрыв нам теперь и нужно преодолеть, внедряя известные на сегодняшний день методики, усовершенствуя их или создавая новые.

В своей работе я хочу провести обзор распространенных на сегодняшний день новых образовательных технологий и ознакомится с их особенностями.

Современные образовательные технологии

Начнем с того, что относится к современным образовательным технологиям. Это технологии исследовательской деятельности, проектной, игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие технологии и другие.

Рассмотрим более подробно наиболее часто описываемые в литературе современные образовательные технологии.

Технология личностно-ориентированного обучения :

Основной целью при личностно-ориентированном подходе развитие целостности личности каждого ребенка, раскрытие его способностей для максимальной реализации своих возможностей. «В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств, провозглашается главной целью обучения и воспитания».

Особенностью такого подхода является переход от объяснения темы урока к его пониманию учеником, при этом важно вовлечь его в диалог, что должно дать толчок к дальнейшему саморазвитию и самоуправлению.

Технологии личностно-ориентированного обучения направлены на поиск средств таких методов и средств обучения и воспитания, которые наиболее отвечают особенностям каждого ребенка: используются методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения (в том числе технические), корректируют содержание образования.

Игра – неотъемлемая часть развития ребёнка, она выполняет такие функции, как развлечение (основная функция), развитие коммуникативности, общения, навыкам самореализации. Игра может использоваться как вид терапии и коррекции поведения, как диагностика при выявлении отклонений от нормативного поведения в процессе игры, как важная ступень в социализации.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, с различными средствами передвижения и т.д.

К особенностям этой технологии можно отнести то, что в процессе взросления ребенка игра не вытесняется, а продолжает оставаться элементом образовательного процесса.

Технология проектного обучения

Актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности.

Информационно-коммуникационные образовательные технологии.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей.

Информационные технологии обучения можно определить как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. В состав электронных средств входят аппаратные, программные и информационные компоненты.

Целью информатизации является ускорение интеллектуальной деятельности за счет использования компьютерных и телекоммуникационных технологий. Эти технологии позволяют рационально организовывать работу учащихся в ходе учебного процесса. Используя интерактивность сделать обучение более наглядным. Подобрать такой индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения. Используя свойства компьютера, индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам. Интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса.

Особенность информационных технологий состоит в том, что они позволяют создать интерактивную среду обучения с огромными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика, используя все мировые запасы знаний, обеспечивая доступ ко всем образовательным, научным, художественным, историческим ресурсам. При этом позволяя использовать виртуальный, программный инструментарий на высоком научном уровне. Эти технологии позволяют вывести на более высокий уровень проектную, исследовательскую деятельность. Можно сказать, что компьютер превращается в активного помощника преподавателя, одновременно это может быть физическая или химическая лаборатория, мольберт для художника, музей или художественная галерея.

Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: «Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога».

Такие технологии должны создавать нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку),читывать возрастные возможности ребенка. Рационализировать организацию учебного процесса в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка. Обеспечивать достаточный двигательный режим.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач здоровьесберегающих технологий.

Современные авторские педагогические технологии

Рассматривая современные образовательные технологии нельзя не затронуть некоторые авторские методики обучения педагогов-практиков.

Метод витагенного обучения А.С. Белкина

Витагенное обучение — обучение, основанное на актуализации (востребовании) жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях. Основная идея витагенного обучения состоит в формировании отношений сотрудничества между преподавателем и учащимся. «Витагенное образование использует ресурсы учащегося, скрытые в подсознании — это, прежде всего, творчество и фантазии учащегося в самых разных проявлениях, интуиция, т.е. способности воспринимать мир и принимать решения на основе «чутья», без участия сознания, на уровне одномоментного постижения» 8

Технология знаково-контекстного обучения А.А. Вербицкого

Как и в традиционном обучении, учебный материал предъявляется в контекстном обучении в виде учебных текстов как знаковых систем (отсюда «знаково-контекстное обучение») и по-прежнему выступает как информация, которую нужно усвоить. Отличительная особенность контекстного обучения в том, что за этой информацией, которая структурирована преимущественно в виде задач и проблемных ситуаций, просматриваются реальные контуры будущей профессиональной деятельности.

Вальдорфская педагогика Р. Штайнера является одной из разновидностей воплощения идей «свободного воспитания» и «гуманистической педагогики». Она может быть охарактеризована как система самопознания и саморазвития индивидуальности при партнерстве с учителем, в двуединстве чувственного и сверхчувственного опыта духа, души и тела.

Технология опережающего обучения с использованием опорных схем С.Н. Лысенковой: для облегчения усвоения некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Трудную тему она начинает не в заданные программой часы, а намного раньше. Это перспективная подготовка, т.е. начало попутного прохождения трудной темы, приближенной к изучаемому в данный момент материалу. Перспективная (та, что только будет позже основной) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5—7 минут). В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Далее следует обобщение по теме на основе определенных знаний.

Второй особенностью технологии С.Н. Лысенковой, является комментируемое управление, представляющее собой, по существу, ответ с места на вопрос о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, поддерживать непрерывную обратную связь со всем коллективом. С.Н. Лысенкова объединила комментирование трех действий: «думаю, говорю, записываю». Учащийся вслух объявляет, что он в данный момент делает, одновременно решается задача управления деятельностью всего класса.

Особенности современных технологий образовательного процесса

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:

-необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;

-возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.

Г.К. Селевко провел анализ педагогических технологий. Описал более 50 из них и сгруппировал их следующим образом:

— технологии, основанные на гуманизации учебного процесса

— технологии на основе активизации и интенсификации деятельности

— технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения, программированное обучение, технологии диффе­ренцированного обучения, индивидуализации учебного процесса, опере­жающего обучения, компьютерные (информационные) технологии.

Заключение

Использование современных образовательных технологий направлено на

становление личности обучающегося, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной, творческой и социальной активности, что является важным условием их психологической подготовки к жизни в социуме, к труду как умственному, так и физическому. Через развитие этой активности происходит становление важных качеств личности: ответственности за свои действия, умение самоорганизовываться, критически осмысливать и оценивать происходящие процессы.

Педагогические технологии в настоящее время базируются на теориях психодидактики, психологии, кибернетики, управления и менеджмента и понимаются как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата.

Список литературы

Белкин А.С. Витагенное образование как научно-педагогическая категория / А.С. Белкин, Н.О. Вербицкая // Образование и наука. – 2001

Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. — М., 1995.

Горовая В.И., Петрова Н.Ф. Образовательные технологии и технологическая культура современного// Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 10. – С. 35-36;

Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии // Библиотека журнала «Директор школы». Вып. 4. 1996.

Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссии: анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин. – Рига: Эксперимент, 1998. – 180 с. – ISBN 5-87474-011-2

Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика / Б.Г. Матюнин. — М., 1995.

Машбис Е. И. Психолого–педагогические проблемы компьютеризации обучения. — М., Просвещение, 2006.

Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B.C. Кукушина. — Москва: ИКЦ «МарТ», 2004. — 336 с.

Раченко И.П. Технология развития педагогического творчества.- Пятигорск, 1998.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998.

Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход.- М.: Академия, 2008.

4 Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. — М., 1995.

5 Атутов П.Р. Технология и современное образование

6 Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссии: анализ зарубежного опыта

7 Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссии: анализ зарубежного опыта

8 Белкин А.С. Витагенное образование как научно-педагогическая категория

9 Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссии: анализ зарубежного опыта

10 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко

Источник

Реферат по теме:«Понятие о технологии обучения. Классификация технологий обучения».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Реферат по дисциплине:

« Современные технологии обучения физике.

Инновации в школьном физическом образовании».

« Понятие о технологии обучения. Классификация технологий обучения».

Бусалаева Татьяна Николаевна

с. Русская Бектяшка 2020 год

История становления понятия «технология обучения»……………4-6

Понятие «педагогическая технология»……………………………. 6-7

3. Структура и признаки технологий обучения (Г.К. Селевко)……….8-9

4. Классификация технологий обучения………………………………9-14

В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова «Технология» определяется, как совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства.

Понятие «технология» возникло с развитием технического прогресса и поначалу относилось к производству.

Понятие «Технология обучения» вошло в педагогику в середине 50-ых годов 20 века, когда появился новый технологический подход к построению учебного процесса.

Технологические идеи образования не так уж и новы. Мысль о технологизации процесса обучения высказал ещё Я.А. Коменский. Он призывал к тому, чтобы обучение стало «техническим», то есть таким, что все, чему учат, не могло не иметь успеха. Таким образом, сформирована важнейшая идея технологий – гарантированность результата. Механизм обучения, то есть учебный процесс, приводящий к результатам, Я.А.Коменский назвал «дидактической машиной». Для неё важно: отыскать цели; отыскать средства достижения этих целей; отыскать правила пользования этими средствами.

Наряду с понятием «технология обучения» также используются такие понятия, как «педагогическая технология» и «образовательная технология». Причем четкого разграничения между ними пока также не установлено.

Рассмотрение сущности данных понятий является актуальным на сегодняшний момент. Наибольший вклад в изучение данной проблематики внесли такие ученые как В. П. Беспалько, М. В. Кларин, Б. Т. Лихачев, В. М. Монахов, Г. К. Селевко, С. А. Сластенин и т. д.

Цель работы: рассмотреть понятие технологии обучения. Дать классификацию технологий обучения.

История становления понятия «технология обучения».

Технологические понятия до 70-х гг. прошлого века почти не использовались в отечественной педагогике и дидактике. Представителей традиционной дидактики и педагогики пугал производственный термин «технология» при рассмотрении сущности таких творческих и психологических процессов, как обучение и воспитание, поскольку само понятие «технология» исторически возникло в связи с техническим процессом.

2. отыскать средства достижения этих целей;

3. отыскать правила пользования этими средствами.

Новый всплеск интереса к педагогическим технологиям характерен для США 30-х гг. XX в., когда появились первые программы аудиовизуального обучения (обучение на основе технических средств). Появился термин «технология в образовании». Сторонники технизации учебного процесса видели суть повышения эффективности обучения в широком использовании технических средств.

С появлением программированного обучения и разработкой дидактических машин появляется термин «технология образования», который в буквальном переводе означал: как строить процесс обучения (и воспитания) в целом. В 70-е гг. появляется термин «педагогические технологии», обозначающий способы достижения в педагогическом процессе гарантированного результата.

В целом, становление и развитие понятия «технология» в мировом педагогическом опыте можно отразить в таблице 1.

До середины 50-х гг. XX в.

Технология в обучении

Под технологией в обучении понимается его технизация, т. е. применение различных ТСО, максимальное использование их образовательных возможностей

С середины 50-х гг. XX в.

Под технологией обучения понимается особый «технологический» подход к построению обучения в целом (т. е. технология самого построения учебного процесса). Первым детищем этого направления явилось программированное обучение.

«Технологическое» понимание полностью разработанной программы обучения

«Технологическое» понимание полностью разработанной программы обучения включает: составление полного набора целей; подбор критериев их измерения и оценки; точное описание условий обучения. Все это соответствует понятию «полностью воспроизводимого обучающего набора

Под воздействием системного подхода уточняется общая установка педагогической технологии: решать дидактические проблемы на пути управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению.

2.Понятие «педагогическая технология».

Понятие «педагогическая технология» получает в последнее время все более широкое распространение в теории обучения. Именно в этом смысле термин «технология» и его вариации («технология обучения», «образовательные технологии», «технологии в обучении», «технологии в образовании») стали использоваться в педагогической литературе и получили, как отмечают исследователи, более 300 формулировок в зависимости от того, как авторы представляют структуру и составляющие образовательно-технологического процесса.

На сегодняшний день в теории обучения отсутствует единое понимание термина «педагогическая технология». Наиболее часто встречаются такие определения:

3. Структура и признаки технологий обучения (Г.К. Селевко).

В структуру технологии обучения входят следующие компоненты:

а) концептуальная основа;

б) содержательная часть обучения:

• дидактические цели (общие и конкретные) и планируемые результаты обучения;

• содержание учебного материала;

в) процессуальная часть – технологический процесс:

• организация учебного процесса;

• методы и формы учебной деятельности школьников;

• методы и формы работы учителя;

• деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

• диагностика учебного процесса.

Исходя из обзора теоретических работ зарубежных и отечественных авторов по данной проблеме, можно выделить следующие характерные признаки технологии обучения:

концептуальность: технология разрабатывается по конкретному педагогическому замыслу, в основе ее лежит определенная научная концепция;

диагностическое целеобразование: наличие диагностических процедур, содержащих критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности и обеспечивающих гарантированное достижение образовательных целей и эффективность процесса обучения;

системность: технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата: (признаки системы) логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность;

экономичность: обеспечивает резерв учебного времени, оптимизацию труда учителя, достижение запланированных результатов в сжатые промежутки времени;

корректируемость: возможность оперативной обратной связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели;

воспроизводимость: возможность воспроизведения технологии обучения в других образовательных учреждениях, другими учителями.

В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего цикла.

Специфические черты технологии обучения:

– разработка диагностично поставленных целей обучения;

– ориентация всех учебных процедур на гарантированные достижения учебных целей;

– оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов воспроизводимости обучающих процедур.

Классификация технологий обучения.

В настоящее время в российских школах существует множество вариантов организации образовательного процесса. Провозглашённый принцип демократизации для школы означает право на выбор и конструирование педагогического процесса по любой модели, включая творческие; право на составление различных вариантов содержания образования; право на выбор форм, методов и средств развития учащихся; право на проявление творческой индивидуальности каждого педагога; право на научную разработку и практическое обоснование новых идей и технологий.

Каждый педагог-новатор вносит в педагогический процесс что-то своё, поэтому её технологию можно назвать авторской. Вместе с тем, следует отметить, что по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам они имеют много общего.

В настоящее время проблема классификации технологий обучения привлекает постоянное внимание ученых. Существующие исследования позволяют выделить несколько подходов к данной проблеме.

Классификация технологий обучения, предложенная Г.К. Селевко является наиболее полной, поскольку она опирается на целостный процесс обучения. Ученый-исследователь выделяет несколько обобщенных групп педагогических технологий по следующим психолого-педагогическим основаниям:

1. По уровню применения – общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии;

2. По философской основе – материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, прагматические и экзистенциалистические, свободного воспитания и принуждения;

3. По ведущему фактору психологического развития – биогенные (развитие психики определяет наследственность), социогенные (развитие личности зависит от её социального опыта и обучения), психогенные (развитие зависит от собственной активности личности), идеалистические (предполагает нематериальное происхождение личности и её качеств);

4. По научной концепции усвоения опыта – ассоциативно-рефлекторные, развивающие, гештальт-технологии, суггестивные, бихевиористские, интериоризаторские, нейролингвистического программирования и др.

6. По характеру содержания и структуры называют технологии – обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии (строятся на одной ведущей идее), комплексные (политехнологии) и проникающие (элементы одних технологий включаются в другие технологии и активируют их).

Беспалко В.П. предлагает классифицировать педагогические технологии по типу организации и управления познавательной деятельностью :

1.классическое лекционное обучение (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся, фронтальное обучение, вербальное общение);

2.обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся, фронтальное обучение с помощью учебных средств);

3.система «консультанта» (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся, вербальное индивидуальное взаимодействие учителя и учащегося);

4.обучение с помощью учебной книги – самостоятельная работа;

5.система малых групп – групповые дифференцированные способы обучения;

6.компьютерное обучение (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем, фронтальная форма обучения с помощью компьютеров);

1.авторитарные технологии, которые отличаются жёсткой организацией школьной жизни со стороны взрослых, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения;

2.личностно-ориентированные технологии, которые имеют своей целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка, обеспечивают комфортное, бесконфликтные и безопасные условия его развития, способствуют реализации его возможностей и способностей;

3.гуманно-личностные технологии относятся к личностно-ориентированным технологиям и отличаются своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку и помощь личности, верой в её творческие силы, отвергают давление на личность ребёнка;

4.технологии сотрудничества также можно отнести к личностно-ориентированным технологиям, так как взаимоотношения педагога с детьми строятся на принципах демократизма, равенства, партнёрства, то есть между ними складывается субъект – субъективные отношения или отношения сотрудничества, сотворчества;

5.технологии свободного воспитания, предполагают предоставления ребёнку свободы выбора деятельности, самостоятельности в принятии решений. Осуществляя выбор, ребёнок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

6.эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознанном», подсознательном) знании – истине и путям, ведущим к ней. Педагогический процесс – это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В изотерической парадигме сам человек (ребёнок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.

По преобладающему методу обучения педагогические технологии можно разделить на:

По категории обучающихся педагогические технологии делятся на:

1.традиционные технологии, рассчитанные на усреднённого ученика

2.технологии продвинутого уровня (углублённого изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования);

3.технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.д.);

4.технологии обучения трудных или одарённых детей в рамках массовой школы;

5.технологии обучения и воспитания детей с отклонениями в психическом и физическом развитии.

По направлению модернизации существующей традиционной системы педагогические технологии можно квалифицировать в следующие группы:

2.педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, к которым относятся игровые технологии, технологии проблемного обучения, обучения на основе опорных сигналов В.Ф. Шаталова и др.;

3.педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения, к которым относятся программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В.Фирсов, Н.П.Гузик). Технологии индивидуализации обучения (А.С.Границкая, И.Унт, В.Д.Шадриков), опережающее обучение с использованием опорных схем при коммпентируемом управлении (С.Н.Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д.Первин, В.К.Дъяченко), информационные (компьютерные) технологии и др.;

4.педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала, к которым относятся укрупнение дидактических единиц (УЕД) П.М. Эрдниева, технологии «Диалога культур» В.с. Библера и С.Ю. Курганова, ситема «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий и др.;

5.природосообразные технологии, основанные на идеях народной педагогики (этнопедагогика) и опирающиеся на естественные процессы развития ребенка. К ним можно отнести обучение по Л.Н. Толстому в Яснополянской школе, технологию обучения в школе М. Монтессори;

6.альтернативные педагогические технологии: свободного труда С. Френе, вероятностного образования А.М. Лобка, вальдорфская педагогика Р. Штейнера;

7.комплексные политехнологии, к которым можно отнести авторские школы И.Ф. Гончарова «Русская школа», А.Н. Тубельского «Школа самоопределения», Е.А. Ямбурга «Школа для всех», М.П. Щетинина «Школа будущего».

Итак, Технологии обучения – это совокупность методов, форм, воспитательных средств и приемов обучения, которые систематически используются в образовательном процессе. Это один из значимых способов воздействия на обучение, воспитание и развитие обучающегося. С другой стороны технологии обучения представляют собой целую науку о тех способах, которые используются преподавателем для оказания воздействия на учеников посредством технических либо информационных средств.

Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и учащегося; критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.

Технологии обучения имеют свою структуру, придерживаются определенным методологическим требованиям, имеют классификацию.

В нынешней системе образования выбор или разработка технологии преподавания конкретного предмета осуществляется преподавателем на основе его личных убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Можно сказать, что появилось много авторских образовательных программ, направленных на реализацию поставленных целей (личностно ориентированные технологии).

Обновление педагогической системы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогической технологии, предполагающей строго научное проектирование и точное воспроизведение, гарантирующих успех педагогических процессов.

В современной педагогике и психологии в центре внимания и исследования зарубежных и отечественных психологов находится проблема личности, а в центре внимания педагогической науки – создание личностно-ориентированных технологий обучения. Поэтому, разработка технологии обучения преподавателем – это творческий процесс, направленный на всестороннее развитие личности, состоящий в анализе целей, возможностей и выборе форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию целей и возможностей.

1.Алексеев Н. Г. Формирование осознанного решения учебной задачи //Педагогика и логика. —М.: Касталь, 1993, с.385

3.Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М., 2001.

4.Гузеев В.В. Технология XXI века. М.: Народное образование, 2004.

5.Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии. М.: Народное образование, 2006.

6.Михашычев Е.А. Дидактическая технология: Науч.-метод. пособ. М., 2001.

7. Монахов В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. – Волгоград, 1995.

8. Педагогика. Педагогические теории, системы технологии. /Под ред. С.А. Смирнова/ М., 2000. с. 245 – 2633.

10.Питюков В.Ю. основы педагогических технологий. М., 1997.

11.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 2006.

12. Сластёнин В.А. и др. Педагогика. М. – 2002. с.406-481.

13.Талызина Н.Ф. технология обучения и её место в педагогической теории.//Современная высшая школа. – 1997 №1.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *