Автослесарь по звуку работающего мотора автомобиля определяет характер поломки

ОЩУЩЕНИЯ

Автослесарь по звуку работающего мотора автомобиля определяет характер поломки Автослесарь по звуку работающего мотора автомобиля определяет характер поломки Автослесарь по звуку работающего мотора автомобиля определяет характер поломки Автослесарь по звуку работающего мотора автомобиля определяет характер поломки

Автослесарь по звуку работающего мотора автомобиля определяет характер поломки

Автослесарь по звуку работающего мотора автомобиля определяет характер поломки

1. Понятие об ощущениях. Значение ощущений в жизни человека, их генезис.

2. Физиологические основы ощущений.

3. Классификация и виды ощущений, их характеристика.

4. Закономерности и свойства ощущений.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ

1. Сенсорная организация человека.

2. Смена чувствительности анализаторов и ее причины.

3. Паранормальные явления: возможные механизмы и природа их проявления.

4. Учет закономерности сенсорных процессов в деятельности и общении.

5. Развитие сенсорной культуры личности.

1. Веккер Л.М. Психические процессы : В 3 т. / Л.М. Веккер – Л., 1974−1981.

2. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко – М., 1986.

3. Максименко С.Д. Общая психология / С.Д. Максименко – М.: Рефл-бук, Ваклер, 1999.

4. Немов Р. С. Психология : В 3 кн.– Кн. 1. / Р.С. Немов – М.,1994.

5. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения / С.Д. Смирнов – М., 1985.

6. Столяренко Л. Д. Психология : учебник для вузов / Л.Д. Столяренко – СПб., 2006.

7. Шостак В.Л. Природа наших опущений / В.Л. Шостак –М., 1983.

8. Шиффман Х. Ощущение и восприятие / Х. Шиффман – С-Пб., 2003.

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

Адаптация (физиологическая) – приспособление анализаторов к функционированию в изменяющихся условиях внешней среды.

Анализатор – сложный нервный аппарат для тонкого анализа окружающей действительности и изменений, происходящих внутри организма. Анализатор состоит из воспринимающей части (рецептора), проводящих путей (нервных волокон) и соответствующих участков коры головного мозга больших полушарий.

Интероцептивные ощущения– ощущения, отражающие состояние внутренних органов (ощущения голода, жажды, тошноты, боли и т.д.); рецепторы расположены во внутренних органах и тканях тела.

Ощущение– отражение отдельных свойств предметов и явлений при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.

Порог ощущений (абсолютный)– минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение – нижний порог,максимальная величина раздражителя, еще вызывающего ощущение данной модальности – верхний порог.

Порог различения наименьшая смена в силе раздражителя, которая может быть отражена анализатором.

Последовательные образы – продолжение действия ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось.

Проприорецептивные ощущения дают информацию о движении и положении тела человека (вибрационные, вестибулярные (ощущения равновесия и ускорения)); рецепторы расположены в мышцах и связках. Чувствительность к движению называется кинестезией.

Пространственная локализация – пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, он дает человеку сведения о расположении раздражителя в пространстве.

Рецептор– периферический отдел анализатора, реагирующий на определенный вид физической энергии и перерабатывающий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы.

Сенситивность− уровень чувствительности анализаторов.

Сенсибилизация– явление повышения чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, под влиянием внутренних факторов, фармакологических средств, состояния организма или специальных упражнений.

Сенсорный– относящийся к органам чувств.

Синестезия– получение ощущений, характерных для одного анализатора в результате воздействия на другой анализатор.

Чувствительность – способность реагировать на сравнительно слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздействия.

Экстероцептивные ощущения– ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды; рецепторы расположены на поверхности тела.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Дайте определение понятия «ощущения». Какова роль ощущений в познании человеком окружающего мира?

2. Какие компоненты нервной системы принимают участие в сенсорном информационном пространстве?

3. Перечислите основные характеристики ощущений.

4. Какие существуют пороги ощущений? Чем пороги различения отличаются от абсолютных порогов?

5. Чем обусловлено явление последовательного образа?

6. Приведите примеры проявления в различных жизненных и профессиональных ситуациях основных свойств ощущений.

Автослесарь по звуку работающего мотора автомобиля определяет характер поломки

7. Что понимается под «адаптацией» ощущений?

8. Возможно ли развитие чувствительности у человека?

9. В чем сущность сенсибилизации и синестезии?

10. Как цвет влияет на наши ощущения?

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Задание 1. Восстановите последовательность формирования ощущений:

· нервные проводящие пути;

· соответствующий центр головного мозга;

Задание 2. Определите, какие свойства и закономерности ощущений проявляются в каждом из приведенных ниже явлений:

· пробыв некоторое время в помещении, человек перестает ощущать запах горелого, хотя вновь прибывший человек явственно ощущает его;

· человек не замечает мелькания кадров при просмотре кинофильма;

· после погружения руки в холодную воду раздражитель, нагретый до комнатной температуры, воспринимается как теплый, хотя его температура ниже нормальной температуры кожи на руке;

· при усилении освещения в зале звуки музыки, доносящиеся со сцены, кажутся зрителям более громкими;

· под влиянием вкуса сахара снижается цветовая чувствительность к оранжево-красным лучам;

· под влиянием предыдущего раздражения глаза красным цветом чувствительность зрения в темноте увеличивается;

· под влиянием некоторых запахов (бергамотового масла) наблюдается обострение слуховой чувствительности;

· при обтирании лица холодной водой острота зрения в темноте повышается;

· повышенный уровень шума в «громких» цехах понижает зрительную чувствительность;

Задание 3.Если вы можете ощутить разницу между 10 и 11 кг, то какой минимальный вес (в килограммах) вы смогли бы отличить от 50 кг?

Задание 4. О какой закономерности ощущений идет речь?

Мы часто используем и хорошо понимаем смысл таких выражений, как «острый вкус», «сладкие звуки», «тяжелые краски», «богатая музыка», «кислый запах», «холодный колорит картин» и др.

Задание 5. На основе исследований установлено, что температура помещений, стены которых окрашены в холодные тона, ощущается человеком на 3 − 5°ниже, чем она есть на самом деле. Учитывая это, для стен некоторых служебных помещений (в горячих цехах, машинных отделениях) были специально подобраны краски «холодных» оттенков. Какую закономерность ощущений установили в этих исследованиях?

Задание 6. На белой стене висят часы, черный циферблат которых заключен в овал серебристого цвета. Человек пристально всматривается в циферблат, пытаясь определить положение стрелок, а затем переводит взгляд на белую стену и вдруг «видит» там часы в несколько измененном виде. Что собой представляет данное явление?

Задание 7. Определите, от каких условий зависит повышение чувствительности в каждом конкретном примере.

1. Текстильщики, специализирующиеся на производстве черных тканей, различают до 40 оттенков черного цвета там, где глаз человека-неспециалиста различает 2 − 3 оттенка.

2. У людей, занимающихся музыкой, наблюдается заметное повышение чувствительности к различению тона.

3. У дегустаторов вырабатывается исключительная чувствительность соответствующих анализаторов.

4. Слепоглухонемая девочка по запаху различает, кто вошел в комнату; узнает на ощупь, читала ли она эту газету; слушает музыку, положив руки на крышку рояля.

5. Цирковой артист уверенно идет по высоко натянутой веревке, выполняя разнообразные танцевальные движения.

6. Скрипичный мастер по звуку скрипки узнает ее «паспорт»: где, когда, кто ее изготовил.

7. На ощущении прикосновения руки основывается все обучение слепых и слепоглухих. Восприятие пальцами выпуклого шрифта служит одним из главных способов умственного и общего культурного развития таких людей.

Задание 8.Определите, какие свойства и закономерности ощущений проявляются в следующих ситуациях:

1. После громкой музыки на дискотеке молодому человеку все остальные звуки кажутся тихими.

2. Автослесарь по звуку работающего мотора автомобиля определяет характер поломки.

3. Бабушка просит внука помочь ей найти очки, а они у нее на носу.

4. Длинные товарные и пассажирские поезда проходят возле нашего дома. Знакомые, которые заходят к нам, спрашивают: «Как вы можете жить при таком шуме?» А мы совсем не замечаем никакого шума.

Задание 9. Для практической работы с людьми очень важно определение ведущей сенсорной системы человека, так как это указывает на предпочитаемый канал восприятия информации (зрительный, слуховой, кинестетический), что имеет большое значение при определении индивидуальных методов и средств подачи информации в процессе общения, обучения, совместной деятельности, в семейном взаимодействии и др.

Для определения ведущей сенсорной системы предлагается методика «Ведущий орган чувств» (ВОЧ). Методика приводится по книге: Кулешова Л.Н. Психология древних ощущений. – СПб., 1999.

Ответьте на вопросы ниже. В таблице обведите кружком номера тех вопросов, на которые ответили «согласен». Подсчитайте результаты, начисляя по 1 баллу за совпадение с ключом в каждом из разделов. Раздел, в котором испытуемый набрал наибольшее количество баллов, определяет ведущую сенсорную систему.

Тип А
Тип Б
Тип С

1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.

2. Часто напеваю себе потихоньку.

3. Не признаю моду, которая неудобна.

4. Обожаю принимать душ, ходить в сауну.

5. В автомашине для меня важен цвет.

6. Узнаю по шагам, кто вошел в комнату.

7. Меня развлекает подражание диалектам.

8. Много времени посвящаю своему внешнему виду.

9. Люблю принимать массаж.

10. В свободное время люблю рассматривать людей.

11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.

12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет в ней хорошо.

13. Когда услышу старую мелодию, ко мне как будто возвращается прошлое.

14. Часто читаю или смотрю телевизор во время еды.

15. Очень часто разговариваю по телефону.

16. Люблю пробовать новые оригинальные блюда.

17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.

18. После неудачного дня мой организм находится в напряжении.

19. Охотно и много фотографирую.

20. Долго помню, что мне сказали приятели и знакомые.

21. Легко отдаю деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.

22. Вечером люблю принять горячую ванну.

23. Стараюсь записывать свои личные дела.

24. Часто разговариваю сам с собой.

25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.

26. Тембр голоса много говорит мне о человеке.

27. Очень часто оцениваю людей по манере одеваться.

28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.

29. Слишком твердая и слишком мягкая постель – это для меня мука.

30. Мне нелегко найти удобную обувь.

31. Очень люблю ходить в кино.

32. Узнаю однажды виденные лица даже через годы.

33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонту.

34. Умею слушать то, что мне говорят.

35. Люблю танцевать, а в свободное время заниматься спортом или гимнастикой.

36. Когда близко тикают часы, не могу уснуть.

37. Когда я слушаю музыку, для меня важно, какого качества аппаратура.

38. Когда я слушаю музыку, то отбиваю такт ногой.

39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.

40. Не выношу беспорядок.

41. Не люблю синтетических тканей.

42. Считаю, что атмосфера в комнате зависит от освещения.

43. В свободное время люблю слушать музыку.

44. Само пожатие руки много говорит мне о данной личности.

45. Охотно посещаю галереи и выставки.

46. Серьезная дискуссия – это захватывающее дело.

47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.

48. В шуме не могу сосредоточиться.

Тип А – визуальный. Рисунки, образные описания, фотографии говорят людям вашего типа больше, чем слова. Принадлежащие к этому типу люди моментально схватывают все, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок. О том, любят его или нет, судит по тому, как на него смотрят.

Тип В – кинестетический. Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, ощущению. В разговоре их интересуют внутренние переживания. О том, любят его или нет, судит по качеству прикосновений.

Тип С – аудиальный. Огромное значение для людей этого типа имеет все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты. О том, любят его или нет, судит по тому, что ему говорят.

Сходство типов может способствовать общению, несовпадение порождает конфликты и недоразумения.

Источник

Диагностические задачи

Автослесарь по звуку работающего мотора автомобиля определяет характер поломки

Задача 1. Определите, какие отрасли психологии решают следующие задачи:

а) Определить факторы, влияющие на протекание кризиса

б) Выявить причины снижения производительности труда на предприятии.

в) Разработать способы привлечения внимания учащихся на уроке.

г) Выявить лидера в коллективе и привлечь его к организации групповой работы.

д) Изучить влияние суточных биоритмов человека на производительность его труда.

е) Разработать способы установления деловых взаимоотношений в формирующемся коллективе.

ж) Определить факторы, влияющие на психологические особенности безнадзорного подростка.

з) Оказать помощь подросткам при выборе профессии.

Задача 2. Какие методы психологических исследований использовались в следующих ситуациях

а) Психолог предлагает испытуемому повторить 10 слов, которые он только что прочитал.

б) Группе испытуемых необходимо письменно ответить на вопросы об их интересах.

в) Психолог предлагает детям нарисовать несуществующее животное.

г) На консультации у психолога посетитель рассказывает о беспокоящих его проблемах.

д) Психолог предъявляет испытуемому «страшные» картинки и регистрирует возникающие при этом изменения в сопротивлении кожи электрическому току.

е) Психолог, исследуя трудовую деятельность менеджера на предприятии, незаметно для него присутствует в помещении.

ж) С целью изучения влияния нового психотропного препарата на поведение человека ученые делают инъекции крысам и собакам.

з) Чтобы узнать особенности межличностных отношений, возникающих в группах туристов, следующих дальними маршрутами, психолог под видом обычного туриста вступает в одну из таких групп.

и) Для проверки действенности разработанной учеными методики быстрого обучения иностранному языку организуется исследование, в ходе которого одну группу испытуемых обучают предложенным способом, а другую – традиционным. Затем результаты сравниваются.

к) При отборе учеников в класс для одаренных детей психолог изучает их способности.

Задача 3. Определите, какие свойства и закономерности ощущений проявляются в следующих ситуациях:

а) Длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться. б) Слепоглухая О. Скороходова вспоминала, что когда она жила в интернате, то по запаху легко определяла обладателя каждого полотенца.

в) Автослесарь по звуку работающего мотора автомобиля определяет характер поломки.

г) Температура помещений, стены которых окрашены в синие тона, воспринимается на три-пять градусов ниже, чем она есть на самом деле.

Задача 4. Определите, какие свойства восприятия (целостность, константность, апперцепция, предметность, структурность) проявляются в следующих ситуациях:

а) Ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия.

б) Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин.

в) Когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами.

г) Музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов.

д) В сумерках мы видим цвета нашей одежды такими же, как и при дневном освещении.

е) Заяц достаточно успешно отличает волков от других животных независимо от их роста или масти. Какое свойство может быть присуще восприятию зайца?

Задача 5. Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:

а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.

б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.

в) Читая рассказы Л.Н.Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.

г) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя.

д) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а».

е) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника.

ж) Примерно 65-70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке.

Задача 6. Определите, какие виды памяти проявляются в следующих ситуациях:

а) Учитель предлагает классу посмотреть в окно и рассказать, что ученики только что увидели.

б) Школьник получил задание выучить к торжественному вечеру большое стихотворение.

в) Проходя мимо кондитерской, девочка почувствовала знакомый запах и вспомнила, что покупала здесь ванильное пирожное.

г) Ребенок рассказывает на уроке параграф, который он выучил накануне.

д) Услышав по телефону голос, девушка сразу же узнала своего приятеля.

е) Девочки разучивают на уроке хореографии новый танец и повторяют каждое движение по нескольку раз.

ж) Дети надолго запомнили интересный рассказ, с которым их познакомили на творческом вечере известного писателя.

з) Попробовав однажды рыбий жир, ребенок испытывает отвращение каждый раз, когда видит его.

Задача 7. Какие процессы и явления памяти проявляются в следующих ситуациях:

а) Известный мнемонист Ш. отличался выдающейся памятью. Однажды ему была дана сложная математическая формула. Он просмотрел таблицу с формулой, закрыл глаза, затем воспроизвел ее с точностью.

б) Ученик излагает материал по истории, заданный неделю назад и воспроизводит 70% содержания учебника. Спрошенный через месяц по тому же вопросу, он вспоминает только 45%.

в) На экзамене по математике ученик долгое время никак не мог вспомнить необходимую формулу. Стоило учителю показать юноше только часть формулы, как он безошибочно определил бином Ньютона.

г) Мальчик никак не мог выучить большое стихотворение, хотя и много раз повторял его. Решив, что с задачей ему не справиться, он лег спать и утром повторил его без ошибок.

Задача 8. Какие мыслительные операции проявляются в приведенных ниже ситуациях:

а) Преподаватель предлагает студентам сделать конспект статьи, составить план и выделить главную мысль.

б) Задание мастера производственного обучения: из набора предложенных инструментов выберите те, которые относятся к слесарным инструментам.

г) В предложенной задаче выделите условия и скажите, что вам известно.

д) После опроса всех свидетелей детектив наконец смог составить фотопортрет преступника.

е) Ученики художественной школы изучают понятие формы предметов.

Задача 9. Определите, какие виды воображения проявляются в следующих ситуациях:

а) Учитель представляет, как отреагируют ученики на его рассказ.

б) Глядя на облака в небе, человек видит в них очертания знакомых объектов.

в) Мальчик мечтает стать известным политиком.

г) Инженер, рассматривая чертеж, представляет, как может выглядеть данная машины в реальности.

д) Детям дали задание подготовиться к конкурсу на самый оригинальный сюжет для новогоднего вечера.

е) Ученик, читая в книге описания природы, живо представил себе картину морского побережья.

ж) Мать, разговаривая с дочерью по телефону, представляет себе, как та выглядит в данный момент.

з) Писатель в своем фантастическом рассказе придумал человека с паучьими лапами.

и) Учитель географии дает задание ученикам – по какой-либо точке, показанной на карте описать флору, фауну, рельеф, вид городов и жилищ данной местности.

Задача 10. Определите тип темперамента детей в следующих ситуациях:

а) Сергей – типичный непоседа, на уроках постоянно вертится, разговаривает с соседом. Говорит очень быстро. Походка порывистая, вприпрыжку. Легко увлекается каким-либо делом, но быстро охладевает. На замечания учителя не реагирует.

б) Саша выделяется своей порывистостью. Увлекшись рассказом учителя, легко приходит в возбужденное состояние и прерывает рассказ разными вопросами. На любой вопрос учителя поднимает руку и отвечает, часто не подумав, невпопад. В раздражении выходит из себя, устраивает драку. На переменах никогда не сидит на месте, бегает по коридору.

в) Олег в классе обычно сидит спокойно, но часто на уроках занимается посторонним делом, не слушает объяснения учителя. На перемене спокоен, но может подставить подножку своему товарищу.

г) Дима – болезненно чувствительный, обидчивый мальчик. Если ему делают замечание, он краснеет, оправдывается, долго расстраивается, переживает. На уроках иногда мешает товарищам, может ущипнуть соседа.

Задача 11. Определите тип акцентуации характера в следующих ситуациях:

а) Девушка ведет себя вызывающе, стараясь привлечь внимание

б) Юноша всегда застенчив, чувствителен, не любит шумных компаний, предпочитает одного-двух друзей.

в) Студент активный, уверенный в своих силах, при этом склонен давать обещания, не заботясь об их выполнении.

г) Сотрудник научного отдела все рабочее время поглощен работой, практически не общается с коллегами, т.к. не испытывает потребности в общении.

д) Девочка всю четверть активно работала, но в следующей четверти перестала проявлять интерес к учебе, замкнулась в себе.

е) Юноша очень любит находиться в компании, шутить и рассказывать анекдоты, быть заводилой.

ж) Девушка постоянно сомневается – правильно ли она выбрала одежду, так ли она поступила.

з) Мальчик при игре с ребятами стал отбирать у них игрушки, в порыве злости подрался с ними и потом долго ходил обиженный, пытался отомстить.

и) Актриса во время съемок требует к себе особого отношения, закатывает скандалы по любому поводу, может уйти со съемочной площадки, если ее что-то не устраивает.

к) Начальник строг с подчиненными, грубо обращается с ними, раздражается по любому поводу.

Задача 12. Какие механизмы психологической защиты действуют в следующих ситуациях:

а) После развода у Маргариты возникли серьезные финансовые трудности. Она сменила дорогие наряды на одежду спортивного стиля, стала ходить на работу пешком (раньше ее подвозил муж или же она брала такси). Коллег и знакомых она уверяла, что такая одежда удобна, а благодаря пешим прогулкам она получает всю необходимую физическую нагрузку и совершенно не нуждается в диете.

б) Антон Сидоренко часто приходит домой навеселе. По этому поводу в семье нередки ссоры. Тем не менее, когда его жена ушла в магазин, забыв взять с собой кошелек, и была вынуждена вернуться, Антон заявил: «Пить надо меньше, тогда и забывать не будешь».

в) Саша отвык от сосания пальца в четыре года. В семь лет ему сообщили, что его родители разводятся и он будет жить с мамой и «новым папой». Саша снова стал сосать палец.

г) Маленькая Ирина очень расстроилась, что мама ее отшлепала. Она побежала в свой игрушечный уголок и побила куклу.

д) Когда Светлана сердится, она садится за пианино. Она уже сочинила в такие минуты несколько прекрасных джазовых мелодий.

е) Ольга постоянно забывает поздравить отца, который ушел в другую семью, с днем рождения.

ж) Иван не сдал экзамен по математике и объясняет это тем, что математика – очень сложный предмет.

з) Андрей последнее время пристрастился к выпивке, но не считает себя алкоголиком.

Задача 13. Определите виды общения, актуализирующиеся в следующих ситуациях.

а) Оказавшись в скучной компании, парень рассказывает веселые истории и анекдоты.

б) Не застав друга дома, мальчик оставляет ему у соседей записку с просьбой позвонить.

в) Заметив знакомую, идущую по другую сторону дороги, девушка приветливо улыбнулась ей и помахала рукой.

г) Подойдя к автобусной остановке, мужчина поинтересовался у окружающих, давно ли прошла «шестерка».

д) Мэр города обращается по радио к горожанам с призывом принять активное участие в субботнике.

е) Просматривая образцы обоев, супруги рассуждают, какие из них лучше подойдут для детской комнаты.

и) Продавец ручных пылесосов, привлекая внимание потенциальных покупателей, демонстрирует достоинства товара и сообщает, что цена на следующую партию будет уже выше.

Тестовый контроль

A) Фрейд B) Уотсон C) Сеченов D) Левин E) Павлов

2. Психологический защитный механизм, в результате которого внутреннее ошибочно принимается как происходящее извне, называется:

A) рационализация B) проекция

C) сублимация D) отрицание E) вытеснение

3. Когда произошло выделение психологии в самостоятельную науку?

A) во второй половине XVIII века

B) в первой половине XIX века

C) во второй половине XIX века

D) в первой половине XX века

E) во второй половине XX века

4. К какому типу акцентуации характера относятся следующие признаки: энергичность, подвижность, общительность, стремление к лидированию, отсутствие самокритичности, поверхностность интересов, склонность к риску?

B) педантичному (ригидному) C) демонстративному

D) возбудимому E) гипертимному

5. Как называется психическое явление, при котором происходит субъективное представление человека о самом себе, о своих качествах, способностях, взглядах и о том, как его воспринимают окружающие люди?

A) личность B) характер C) сознание D) я-концепция

6. Какой психический процесс заключается в создания человеком нового в форме образа, представления или идеи?

B) воображение C) мышление

7. Как называется вывод из одного или нескольких суждений? A) умозаключение

C) представление D) классификация E) ассоциация

8. Подписание договора между двумя фирмами. Какой вид общения будет представлен в данной ситуации?

A) деловое B) светское

C) формально-ролевое D) «контакт масок» E) манипулятивное

9. Как называется мыслительная операция получения единого целого из конкретных его составляющих?

B) сравнение C) анализ

10. Какое свойство внимания, отражает количество одновременно воспринимаемых объектов?

A) устойчивость B) объем

C) концентрация D) распределение

11. Как называются ощущения, связанные с сигналами, возникающими вследствие раздражения рецепторов, находящихся в мышцах, сухожилиях или суставах?

A) экстероцептивными B) интероцептивными C) проприоцептивными D) мезоцептивными E) эндоцептивными

12. Как называется эмоциональное состояние, отражающееся на деятельности, поведении человека в течение некоторого времени?

A) стенические эмоции B) настроение

D) фрустрация E) аффект

13. Как называется способ преодоления отрицательных эмоциональных состояний, связанных с неразрешенным внутренним конфликтом?

A) психологическая защита

B) психологическая коррекция C) внутриличностный конфликт D) фрустрация

14. Как называется вид памяти, заключающейся в запоминании и воспроизведении пережитых человеком чувств?

A) двигательная память B) образная память

C) смысловая память D) механическая память E) эмоциональная память

15. Кем была предложена теория, согласно которой темперамент определяет преимущество в организме какой- то из жидкостей?

A) Демокритом B) Гиппократом C) Галеном

16. Сколько составляет официальная (общественная) дистанция общения?

17. Как называются чувства, возникающие в процессе познавательной деятельности?

A) моральные B) эстетические C) практические

D) интеллектуальные E) теоретические

18. Как называется особая форма воображения, обращенная к сфере более или менее отдаленного будущего?

A) фантазия B) грезы

C) сновидения D) мечта

E) гипнотическое состояние

19. Какой психический процесс имеет функции сигнификации, обобщения и коммуникации?

20. Какой метод в психологии использует краткие стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений?

A) эксперимент B) беседа

Ответы на диагностические задачи

Задача 1. а) возрастная психология; б) психология труда; в) педагогическая психология; г) социальная психология; д) психология труда; е) социальная психология; ж) социальная и возрастная психология; з) проф.ориентация.

Задача 2. а) тестирование; б) анкетирование; в) проективный тест; г) беседа; д) эксперимент; е) скрытое наблюдение; ж) лабораторный эксперимент; з) включенное наблюдение; и) эксперимент; к) тестирование.

Задача 3. а) негативная адаптация; б) компенсаторная сенсибилизация; в) профессиональная сенсибилизация; г) синестезия.

Задача 4. а) целостность; б) избирательность; в) предметность; г) структурность; д) константность; е) апперцепция.

Задача 5. а) распределение; б) произвольное внимание; в) распределение; г) избирательность; д) концентрация; е) произвольное внимание; ж) распределение.

Задача6. а) сенсорная; б) произвольная; в) непроизвольная; г) произвольная; д) слуховая; е) двигательная; ж) долговременная; з) эмоциональная.

Задача 7. а) сохранение и воспроизведение; б) забывание; в) узнавание; г) реминисценция.

Задача 8. а) анализ; б) обобщение; в) сравнение; г) конкретизация; д) синтез; е) абстракция.

Задача 9. а) антиципирующее; б) воссоздающее; в) мечта; г) воссоздающее; д) творческое; е) воссоздающее; ж) воссоздающее; з) творческое; и) активное. Задача 10. а) сангвиник; б) холерик; в) флегматик; г) меланхолик.

Задача 11. а) демонстративный; б) интровертированный; в) гипертимный; г) интровертированный; д) циклоидный; е) гипертимный; ж) тревожный; з) застревающий; и) экзальтированный; к) возбудимый.

Задача 12. а) рационализация; б) проекция; в) регрессия; г) замещение; д) сублимация; е) вытеснение; ж) рационализация; з) отрицание.

Задача 13. а) светское; б) духовное; в) «контакт масок»; г) формально-ролевое; д) официальное; е) духовное; ж) манипулятивное.

Эталоны ответов на вопросы тестового контроля

1 – a 6 – b 11 – c 16 – c 2 – b 7 – a 12 – b 17 – d 3 – c 8 – a 13 – a 18 – d 4 – e 9 – a 14 – e 19 – e 5 – d 10 – b 15 – b 20 – d

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *