Автоваз проблемы с авто
Эпоха дефицита: почему упали продажи автомобилей
На российском рынке продолжается падение продаж новых автомобилей. В ноябре 2021-го было куплено на 20,4% меньше машин, чем годом ранее. По словам председателя комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Томаса Штэрцеля, этот тренд сохранится в декабре, а также в следующем году. Будут ли продажи снижаться и далее, разбирались «Известия».
Что мешает повысить продажи
В прошедшем месяце было продано 125 466 единиц легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта, тогда как в ноябре 2020-го было реализовано 157 580 машин. Причем это немногим меньше, чем в октябре. Факторы, негативно влияющие на рынок России, такие как нехватка полупроводников и логистические проблемы, а вместе с ними сокращение производства, сохраняются пятый месяц подряд.
Несмотря на то что дилеры в большинстве своем завышают цену и не продают машины без дополнительного оборудования, спрос превышает предложение. Продажи могли бы быть выше, утверждают эксперты и игроки рынка, но мешает дефицит. Ситуацию эксперты называют рынком продавца, когда продающий находится в более выгодном положении, нежели покупающий.
— Спрос на автомобили в ноябре снизился относительно октябрьских показателей, однако он всё еще значительно превышает предложение, — рассказывает генеральный директор ГК «АвтоDом» Андрей Ольховский. — Практически все продаваемые на рынке модели достаточно быстро находят своего покупателя. Особенно это касается российских бестселлеров, которые есть как в массовом, так и в премиальном сегментах.
С ним согласен и председатель правления АГ «Авилон» Андрей Павлович.
— Ажиотажа сейчас нет, однако спрос сохраняется на хорошем уровне и опережает предложение: автомобилей не хватает, всё очень быстро продается, — говорит он. — Каждый месяц к дилерам поступает разный объем машин, что тоже отражается на общей динамике продаж.
Какие марки теряют популярность
В ноябре просели продажи всех ведущих брендов, если не считать китайские марки. Так, бессменный лидер отрасли Волжский автозавод реализовал 26 373 автомобилей, хотя это на 31% меньше, чем в прошлом году.
— Ситуация с поставками электронных компонентов постепенно улучшается, однако пока что рано прогнозировать точные сроки окончания этого кризиса. Мы предпринимаем все возможные действия, чтобы минимизировать его влияние на объемы производства и прогнозируем позитивную динамику продаж по итогам всего 2021 года, — прокомментировал текущее положение дел президент «АвтоВАЗа» Николя Мор.
Приблизительно в такой же ситуации оказались и южнокорейские производители. Марка Kia, занимающая второе место рейтинга, продала 14 514 автомобилей, то есть на 31% меньше, чем в ноябре прошлого года. Замыкающая тройку лидеров компания Hyundai передала потребителям 14 395 единиц ТС, уронив планку на 17%.
Бренд Renault, находящийся на четвертой позиции, уменьшил объем сбыта на 15%, реализовав 11 837 машин. И даже Toyota, которая держалась до последнего, в ноябре показала падение продаж: 7606 автомобилей и отрицательная динамика в 7%. Японский производитель занял пятую строчку.
У Chevrolet показатель взлетел на 348%, но это эффект низкой базы: в ноябре компания подала 197 машин. В пресс-службе бренда «Известиям» рассказали, что динамика связана с появлением на рынке двух новинок — флагманского Chevrolet Tahoe последнего поколения, а также совершенно нового и относительно недорогого кроссовера Trailblazer, вышедшего на рынок в середине сентября.
Самое серьезное увеличение продаж наблюдается у Genesis — премиального суббренда Hyundai, реализовавшего в этом ноябре на 1037% больше относительно прошлого. Это связано прежде всего с расширением модельного ряда.
Какие машины продаются лучше
Примечательно, что с положительным результатом в 74% (2123 штуки) закончил месяц Ford, имеющий в арсенале лишь Transit в различных модификациях. Кроме него, хорошие цифры показали французские бренды Peugeot и Citroen, а еще немецкий Opel. Первый поднял продажи на 75% (733 автомобиля), второй — на 45% (432 экземпляра), а сбыт Opel подскочил на 62% (147 автомобилей). Стоит отметить, что все три бренда входят в группу Stellantis и предлагают не только легковой транспорт, но и легкий коммерческий.
— Opel вообще один из самых быстрорастущих брендов на российском рынке в этом году, — рассказала «Известиям» официальный представитель Stellantis Лилия Мокроусова. — Бренды Peugeot и Citroen тоже показывают хорошую динамику. Такой результат стал возможен в основном за счет моделей локального производства, в том числе тех, которые мы собираем в рамках СПИК. Это наши микроавтобусы, фургоны, компактвэны и малые фургоны.
Что происходит с китайскими автомобилями
Представители «большой китайской тройки» чувствуют себя сегодня совсем иначе, нежели европейские или корейские производители, продолжая наращивать сбыт и активно осваивая российский рынок. Например, марка Haval, открывшая в 2019 году свой завод в РФ, в ноябре заняла восьмую строку рейтинга популярности с проданными 4909 автомобилями и ростом в 202%.
— Мы внимательно следим за ситуацией с дефицитом микрочипов. Она носит глобальный характер, и мы делаем всё возможное, чтобы смягчить ее последствия. Ноябрьское производство осуществлялось по плану, — так прокомментировали «Известиям» свой успех представители компании Haval.
Бренд Chery обосновался на 11-м месте с результатом в 4097 реализованных машин и динамикой в 174% со знаком «плюс». А компания Geely попала на 14-ю позицию, сбыв 2826 транспортных средств и подняв объем на 40%. У экспертов отрасли есть объяснение высоких показателей производителей из Поднебесной.
— Во-первых, у китайцев есть собственное производство полупроводников и микрочипов. Поэтому они тоже столкнулись с этой проблемой, но гораздо легче ее переносят, — объясняет независимый консультант по индустрии «Автомобили и транспорт» Сергей Бургазлиев. — Кроме того, у брендов из КНР весьма эффективная стратегия развития: они быстро реагируют на запросы рынка, создают привлекательные условия и научились делать привлекательный продукт.
Того же мнения придерживается и главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.
— Первая причина высоких продаж китайских автомобилей — ценовая. Вторая причина в том, что у китайцев все-таки были предложения в отличие от других брендов, были живые машины. А третья — машины стали привлекательнее, — полагает он. — Единственное, люди пока не понимают, за сколько они смогут потом продать эти автомобили после использования.
Одной из моделей Haval осталось совсем немного, чтобы попасть в топ-10 рейтинга самых востребованных автомобилей в России. Речь идет о Jolion, которых передали покупателю в количестве 2340 штук. Кроссовер представили в мае 2021 года, с июля он стал бестселлером бренда, а сегодня уже занял 11-е место автомобильного хит-парада, потеснив Volkswagen Polo.
Почему Vesta в минусе
Лидирующую позицию в рейтинге популярности моделей уже несколько месяцев кряду занимает Lada Vesta с 9035 проданными автомобилями, но это на 2736 единиц меньше прошлогоднего результата. Отрицательный результат связан не только с дефицитом полупроводников. «Веста» готовится к обновлению, и часть версий уже недоступны.
Гораздо серьезнее просела реализация Granta, которая удерживала позицию самой покупаемой в России модели на протяжении двух последних лет. «Народный автомобиль» разошелся тиражом в 7231, снизив объем на 7309. И это самое серьезное падение среди участников рейтинга.
Спад объясним периодическими остановками линии, где собирают «Гранту». Как сообщает информагентство «Интерфакс», ссылаясь на главу профсоюза предприятия Сергея Зайцева, «АвтоВАЗу» с весны приходится прибегать к временным простоям на производстве из-за дефицита автокомпонентов. Простои компания пытается нагнать шестидневными рабочими неделями, но и их приходится периодически отменять.
Большинство моделей из топ-25 показали отрицательную динамику за небольшим исключением. В частности, в плюсе оказались Renault Kaptur и Duster, Toyota RAV4 и Camry. Ситуация с полупроводниками всё еще нестабильна, и успехи автопроизводителей сейчас зависят от того, как успешно они могут ее решить.
Что происходит на вторичном рынке
Дефицит новых автомобилей уже начал сказываться и на вторичном рынке. Дилеры, занимающиеся продажей автомобилей с пробегом, заметили не только повышение потока клиентов, но и сокращение машин, которые привозят в trade-in.
— По итогам ноября наши центры выдали 9300 автомобилей с пробегом — на 31% больше, чем в ноябре 2020 года. Но из-за дефицита новых автомобилей сократилось количество автомобилей с пробегом, которые поступают к дилерам по сделкам трейд-ин, — рассказал руководитель направления PR в «Рольфе» Павел Носов. — Для некоторых дилеров это стало проблемой.
К концу года средневзвешенная цена нового автомобиля превысила 2 млн рублей, подсчитали аналитики агентства «Автостат». И это без учета дилерских накруток. Вслед за новыми автомобилями подорожали и подержанные.
— По автомобилям с пробегом у нас есть данные за 11 месяцев — с января по ноябрь средняя цена подержанного легкового автомобиля увеличилась на 34%. К концу года этот показатель может достичь 40%, — рассказал «Известиям» руководитель пресс-службы «Автостата» Азат Тимерханов.
Сколько продлится дефицит
В ближайшее время ожидать улучшения на автомобильном рынке не приходится, никаких предпосылок к этому пока нет. По прогнозам Сергея Бургазлиева, проблемы будут продолжаться как минимум до конца весны следующего года.
Похожее мнение высказал и главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.
— Странная ситуация, когда в этом ноябре продажи упали на 20% по сравнению с ноябрем 2020 года, который был более сложным, — отмечает он. — Это говорит о двух вещах: динамика и в декабре будет отрицательной. В итоге года мы выйдем примерно на уровень 2020-го. Кроме того, в состоянии дефицита мы будем до середины 2022 года.
В «АвтоВАЗе» объяснили приостановку производства отсутствием электронных компонентов
В пятницу «АвтоВАЗ» приостановил работу всех трех сборочных линий на заводе в Тольятти из-за нехватки электронных компонентов, сообщил «Газете.Ru» директор по связям с общественностью предприятия Сергей Ильинский.
«В ситуации мирового кризиса поставок электронных компонентов, затрагивающего всех производителей по всему миру, компания время от времени вынуждена приостанавливать работу автосборочных линий, как это произошло сегодня на один день,
— пояснил Ильинский, — компания прилагает максимум усилий для нормализации поставок электронных компонентов, однако мировой кризис, по нашему мнению, продлится минимум до середины следующего года или даже дольше».
Соответственно, рваный график производства автомобилей будет сохраняться и в дальнейшем, добавил он.
При этом остальные производства «АвтоВАЗа», включая выпуск двигателей, коробок передач, шасси, а также металлургическое и прессовое производство продолжают работу по обычному графику, уточнил собеседник.
По итогам 10 месяцев показатели продаж Lada близки к среднерыночным — с января по октябрь в России реализовано более 294,4 тыс. машин, что на 11% больше, чем в аналогичном периоде 2020 года. В целом российский рынок пока также находится в плюсе на 10,5%.
Источник «Газеты.Ru» на «АвтоВАЗе» сообщил, что по предварительной информации простой сохранится и на следующей неделе — «все будет понятно 15 ноября, в понедельник, рабочий план будет формироваться исходя из имеющегося запаса комплектующих».
Такие остановки сборочных линий несут дополнительные убытки тольяттинскому автогиганту, объясняют эксперты. Объем потерь зависит от времени, в течение которого сборка не работает.
«Остановка конвейера, по какой причине она бы ни случалась – это проблема. Как только конвейер стоит – теряются деньги. С точки зрения повторного запуска также существуют определенные проблемы, — объясняет «Газете.Ru» независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.
— Если стоит конвейер – то стоит окрасочный комплекс, катафорезные ванны для грунтования – их приходится поддерживать в рабочем состоянии — то есть тратить электричество, подогревать и обеспечивать циркуляцию растворов».
В первую очередь в случае остановки необходимо следить за поддержанием в рабочем состоянии окрасочного комплекса, и чем дольше она длится – тем больше сервисных работ (включая промывку системы) может потребоваться для того, чтобы снова запустить его в работу, добавляет эксперт. Сложности могут возникнуть, если простой конвейера продлится более 1-2 дней, уточняет Бургазлиев. Когда Renault делала аудит «АвтоВАЗа», они немного поменяли систему отгрузки компонентов со склада на линию, упростив ситуацию с поставками —
французы экономны и больших запасов все равно не делают, добавляет он.
С недопоставками компонентов и остановками производства сталкиваются практически все автопроизводители, работающие в России, однако не все об этом объявляют, отмечает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
«АвтоВАЗ» по крайней мере честно отчитывается об остановке производства, видимо, к нему приковано самое пристальное внимание. Все остальные заводы тоже останавливаются, и мы можем судить об этом в первую очередь по косвенным признакам – отсутствию у дилеров популярных моделей, — говорит Моржаретто «Газете.Ru».
— А самых востребованных моделей нет в наличии ни у Volkswagen, ни у Skoda, ни у Kia и Hyundai».
Еще один способ скрытой остановки производства, который практикуют сейчас большинство автопроизводителей, заключается в том, что автомобили собирают на конвейере, но не отгружают дилерам из-за нехватки компонентов, а накапливают на собственной территории, и впоследствии дооборудуют нужными деталями, добавляет Моржаретто.
В сентябре «Газета.Ru» подробно писала именно о такой ситуации, сложившейся на московском заводе Renault, где собирают кроссоверы Duster, Kaptur и Arkana.
«Насколько я понимаю, «АвтоВАЗ» сейчас приостановил производство, чтобы подкопить компонентов и начать работу с понедельника – чтобы и следующая неделя не получилась «рваной», — заключил Моржаретто.
Начиная с лета 2021 года «АвтоВАЗ» регулярно останавливал производство из-за перебоев с поставками, а также был вынужден упростить комплектации некоторых моделей.
Так, в середине июля завод на день прервал сборку автомобилей на линии, выпускающей машины на французской платформе B0 – Lada Largus и XRay, а также Renault Logan и Sandero. Это было связано с перебоями в поставках электронных компонентов.
Перебои с производством привели во втором полугодии к значительному падению продаж. По итогам августа реализация Lada снизилась в России на 32,6% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, свидетельствует статистика Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ). Основной проблемой, сдерживающей производство автомобилей, стала нехватка электронных блоков для систем ABS и ESP, которые поставляются на предприятие с завода «Роберт Бош Самара», говорил президент «АвтоВАЗа» Николя Мор.
В сентябре, по данным АЕБ, продажи «АвтоВАЗа» снизились на 51% к аналогичному месяцу прошлого года – до 17,2 тыс. машин, в октябре – на 31% к октябрю 2020-го (продано 25,6 тыс. машин).
На АВТОВАЗе для сборки автомобилей не хватает электронных компонентов, новые подробности
В связи с нехваткой комплектующих АВТОВАЗ в конце апреля 2021 года приостанавливал производство автомобилей Granta на 2 дня. Затем 2 и 3 июня 2021 года останавливали линию Granta и B0. На настоящий момент ситуация с поставкой комплектующих все еще не нормализовалась.
АВТОВАЗ приостанавливал производство автомобилей 2 и 3 июня 2021 года на сборочных линиях №1 (автомобили на платформе B0, где выпускают автомобили Lada XRAY и Lada Largus, а также автомобили альянса Renault-Nissan) и №5 (производство Granta) из-за недостатка поставок некоторых комплектующих. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу компании.
05.06.2021: АВТОВАЗ на следующей неделе уже в третий раз за последний месяц приостановит производство из-за нехватки комплектующих на линиях выпуска моделей платформы B0 (Lada Xray и Lada Largus) и Lada Granta а также впервые на линии выпуска Niva Legend.
пишет ТАСС со ссылкой на сообщение компании.
Обн.11.06.2021: Ущерба для АВТОВАЗа из-за частичных приостановок производства не будет, так как компания использовала паузу для профилактических работ, которые традиционно приходятся на лето. Об это журналистам ТАСС сообщил глава Минпромторга РФ Денис Мантуров.
Обн.23.06.2021: 23 июня АВТОВАЗ снова останавливает сборку автомобилей на платформе В0 (Largus. XRAY, Logan, Sandero) из за отсутствия электронных компонентов. В простое будут находиться первая и вторая смена. Оплата персоналу составит 2/3 от среднего заработка.
Линии сборки Niva Legend и Lada Granta продолжат выпуск автомобилей в прежнем режиме.
Об этом пишет паблик Avtograd news во ВКонтакте. Отмечается, что остановка производства связана с нехваткой электронных компонентов.
Обн.14.07.2021: Дневная смена линия сборки автомобилей на платформе В0 отправлена в простой в связи с отсутствием комплектующих. Работа второй смены также под вопросом. Об этом пишет паблик Avtograd news во ВКонтакте.
Для второй смены линии ПАП В0 изыскали недостающие комплектующие. Будет возобновлён выпуск автомобилей, остальные сборочные линии (СКП. СКП- КАЛИНА) остаются в простое.
Обн.22.07.2021: АВТОВАЗ 22 и 23 июля приостанавливает производство Lada Granta (линия N5) из-за проблем с поставками электронных компонентов, сообщили ТАСС в пресс-службе завода. Это третья остановка АВТОВАЗа за последние две недели.
Обн.14.08.2021: Только одно из трех автосборочных производств АВТОВАЗа будут выпускать машины сразу после выхода из единого корпоративного отпуска. Об этом сообщает паблик Нетипичный АВТОВАЗ во ВКонтакте, опубликовав соответствующий приказ завода.
Сборочно-кузовное производство, где изготавливают Lada Niva Legend и Niva Travel, будет выпускать автомобили с 16 августа. Оно отправится в простой на один день 20-го числа.
Причина частичного возобновления производства связана с проблемой поставок электронных компонентов «Bosch Самара».
Завод «Lada Ижевск», производящий Lada Vesta и Vesta SW, в меньшей степени страдает от дефицита и планирует работать в соответствии с обычным графиком производства.
Обн.17.08.2021: Минпромторг работает над устранением проблем с поставками электроники на АВТОВАЗ.
рассказали ТАСС в пресс-службе министерства.
Обн.19.08.2021: Группа «Нетипичный АВТОВАЗ» во ВКонтакте сообщает, что на АВТОВАЗе принято решение о переносе оставшихся трех дней единого корпоративного отпуска 2021 года с 28-30 декабря на 25-27 августа. А на предшествующие этому 23 и 24 числа текущего месяца для всех автосборочных производств завода будет объявлен простой.
Обн.25.08.2021: Автоконцерны могут до конца года не устанавливать на машины в России и других странах ЕАЭС систему экстренного реагирования при авариях (ЭРА-ГЛОНАСС), у производителей которой возник дефицит комплектующих. После решения проблем с поставками автозаводы обяжут ее доустанавливать. АВТОВАЗ поддерживает решение ЕЭК разрешить выпуск авто без системы ЭРА-ГЛОНАСС.
Отмечается, что завод LADA Ижевск, использующий иные комплектующие для Lada Vesta, сохранит нормальный режим работы.
В итоге выпуск автомобилей Niva и Granta будет производится 2 дня на этой неделе и 2 дня на следующей. Автомобили на платформе В0 на этой и следующей неделе собираться не будут.
Обн.11.09.2021: На неделе с 13 по 17 сентября простой объявлен в двух производствах:
Обн.15.09.2021: По данным группы «Нетипичный АВТОВАЗ» АВТОВАЗ вновь запустит все конвейеры одновременно. Случится это на следующей неделе, с 20 по 24 сентября. Но продлится всего три дня.
Предполагается, что пять рабочих дней будет у 1-й линии (LADA Largus и XRAY, RENAULT Logan и Sandero) и 5-й линии (LADA Granta). А вот 3-я линия (LADA Niva Legend и Travel) будет работать только три дня.
Обн.25.09.2021: На АВТОВАЗе определились с работой на следующей неделе, об это пишет паблик «Нетипичный АВТОВАЗ» во ВКонтакте. Производство автомобилей:
Обн.02.10.2021: График работы с4 по 10 октября (соответствующий приказ опубликовал «Нетипичный АВТОВАЗ» во ВКонтакте):
Обн.08.10.2021: Всем подразделениям АВТОВАЗа объявлена «готовность номер один». Об этом пишет «Нетипичный АВТОВАЗ» во ВКонтакте.
Ожидается, что начиная с пятницы, 8 октября, и всю следующую неделю они будут работать в штатном режиме.
Обн.09.10.2021: По предварительной информации производства АВТОВАЗа на следующей неделе будут работать по следующему графику (источник Avtograd news ):
Паблик отмечает, что проект приказа согласовывается с профсоюзным комитетом, в дальнейшем могут быть внесены изменения, при наличии или отсутствии комплектующих.
Обн.18.10.2021: Новый приказ о простое опубликовал паблик «Нетипичный АВТОВАЗ» во ВКонтакте:
Обн.21.10.2021: Инженеры АВТОВАЗа смогли придумать, протестировать и внедрить около 10 изменений, которые сделали возможным продолжение производства некоторых компонентов. О каких именно решениях идет речь, не сообщается.
Обн.25.10.2021: По предварительной информации (данные от «Нетипичный АВТОВАЗ» во ВКонтакте):
Обн.30.10.2021: Все автосборочные линии АВТОВАЗа отработают короткую первую неделю ноября по обычному расписанию. По-прежнему дефицит электронных компонентов диктует свои правила сборки. Так что некоторая часть автомобилей сойдет с конвейеров некомплектными. По мере поступления отсутствующих модулей эти машины обретут товарный вид и отправятся к дилерам. Об этом пишет группа «Нетипичный АВТОВАЗ» во ВКонтакте.
Обн.04.11.2021: На АВТОВАЗе 3 ноября подписан приказ №545 «О простое 8 и 9 ноября 2021 г.» (данные от «Нетипичный АВТОВАЗ» во ВКонтакте)
Обн.10.11.2021: На АВТОВАЗе подписан приказ №549 «О простое 10 и 11 ноября 2021 г.» (данные от «Нетипичный АВТОВАЗ» во ВКонтакте)
Обн.12.11.2021: На заводе в Тольятти в связи с отсутствием комплектующих изделий подписан приказ о простое 12 ноября 2021 г. Не работают все линии: ПАП В0, СКП и СКП Kalina. (данные от «Нетипичный АВТОВАЗ» во ВКонтакте)
Дефицит электронных компонентов добрался и до предприятия LADA Ижевск, где выпускают автомобили семейства Lada Vesta. Ноябрьский план выпуска автомобилей скорректирован в сторону уменьшения. С запланированного количества 12 240 шт. программа сборки составит 9 240 единиц. Отменена работа в выходные дни, а также по пятницам будет трудится только дневная смена. Об этом пишет Avtograd news во ВКонтакте.
Обн.13.11.2021: На АВТОВАЗе подписан приказ №555 «О простое 15 и 16 ноября 2021 г.» (данные от «Нетипичный АВТОВАЗ» во ВКонтакте)
Обн.19.11.2021: На АВТОВАЗе подписан приказ №564 «О простое 19 ноября 2021 г. в вечернюю смену» (данные от «Нетипичный АВТОВАЗ» во ВКонтакте)
Обн.22.11.2021: АВТОВАЗ с 22.11.21. по 24.11.21. задействует все три своих сборочных конвейера. Исключением станет линия сборки автомобилей GRANTA. Об этом сообщает группа Avtograd news во ВКонтакте:
Обн.25.11.2021: На АВТОВАЗе подписан приказ №587 «О простое 25-26 ноября 2021 г.» (данные от «Нетипичный АВТОВАЗ» во ВКонтакте):
Обн.27.11.2021: На АВТОВАЗе подписан приказ №590 «О простое 29-30 ноября 2021 г.» (данные от «Нетипичный АВТОВАЗ» во ВКонтакте):
Обн.04.12.2021: На АВТОВАЗе подписан очередной приказ о простое (данные от «Нетипичный АВТОВАЗ» во ВКонтакте):
Обн.11.12.2021: Приказ о простоях выпущен на заводе LADA Ижевск, где выпускается LADA Vesta. Согласно этому документу, сборка была приостановлена вечером 8 декабря и в ночь на 9-е. Также отменены две дополнительные смены 10 декабря и одна 11-го. Об этом сообщает «Нетипичный АВТОВАЗ» во ВКонтакте.
Отмечается, что до нынешнего времени конвейер на «LADA Ижевск» оставался единственной в группе АВТОВАЗа автосборочной линией, стабильно работающей в условиях дефицита электронных автокомпонентов. Благодаря этому LADA Vesta вышла в августе на первое место на российском авторынке и сохраняет эту позицию вот уже четыре месяца.
Обн.13.12.2021: На АВТОВАЗе подписан приказ №630 «О простое 13 и 14 декабря 2021 г.» (данные от «Avtograd news» во ВКонтакте):