Айские притесы на авто
Урал с Севера на Юг. Большие Притёсы на реке Ай. Туманный рассвет.
Утром мы покинули не самую уютную стоянку на берегу Усьвы у Шумихинского. Северная часть путешествия окончена, впереди нас ждал длинный перегон на Юг.
Я уже не помню, у кого увидел фотографии Айских Притёсов, но это место хорошенько засело у меня в голове. И если про Усьвинские столбы можно сказать, что они «спонсор» всего путешествия, то Большие Притесы, как минимум, отличный повод заглянуть в Челябинскую область. Конечно, в Челябинской области полным-полно прекрасных природных достопримечательностей, которых с лихвой хватит на целое отдельное путешествие. Но нам хотелось, как обычно, посмотреть всего понемногу, а Притёсы давненько и прочно сидели в голове.
Расстояние от Шумихинского до Айских Притёсов было порядка 550 км, что вроде и немного, но ехать часов 8. Как раз отличный вариант, чтобы утром выехать, а к вечеру спокойно добраться до места.
Давайте же разберемся, что такое притёсы. Притесами здесь называют вертикально обрывающиеся к реке скалы. Слово произошло от «тесать», «утес». Например, на Северном Урале такие скалы называют камнями.
Большие Притёсы — скала, высотой до 100 метров и протяженностью почти километр, изогнулась дугой по левому берегу реки Ай, делающей здесь поворот.
Как добраться к Большим Притесам?
Большие притесы находятся недалеко от поселка Межевой. От поселка едем по асфальтовой дороге на Алексеевку, не доезжая ее примерно 1,5 километра, сворачиваем направо на полевые дороги. Координаты этого поворота: 55.15517, 58.67657. В сухую погоду можно проехать до самых скал на любой машине.
Координаты Больших Притесов: 55.15368, 58.69154
Как и планировали, удалось добраться до места к вечеру.
Это был четверг, но, не смотря на это — наверху было много людей на машинах, мотоциклах и велосипедах. Эти места пользуются большой популярностью, как у путешественников, так и у местных жителей. Ближе к сумеркам народ стал разъезжаться, ночевать остались здесь только мы. И это радовало. Побыть здесь вдвоем — большая удача. Мы любовались скалами, а потом долго сидели у костра.
Стоять лагерем непосредственно на точке очень удобно. Захотел поснимать на рассвете — встал и уже на месте. Я не смог отказаться от такого соблазна и завел будильник.
Это утро наградило меня легким туманом. А с туманом, как известно, любой пейзаж становится только лучше.
У этого места есть интересная географическая особенность. Здесь по реке Ай проходит граница Челябинской области и Башкирии. Сами Притёсы находятся в Челябинской области, а лес на противоположном берегу — это уже Башкирия. Туман, получается, тоже был башкирский.
В конце августа восход точно напротив смотровой площадки, что очень удачно для наблюдений.
Пожалуй, единственный недостаток лагеря у смотровой площадки — это отсутствие нормального подхода к воде. Вроде на реке стоишь, но к воде спуститься совсем непросто. Мы не стали спускаться по этому экстремальному спуску. Здесь лучше иметь с собой хороший запас воды.
Ближе к моменту появления солнца, туман начал сгущаться.
И вот настал момент появления светила.
Как я и говорил, напротив лагеря у смотровой площадки появилось солнце.
Я бегал со штативом, а Дарья спокойно досматривала свои сны в палатке.
Вообще, довольно уютным оказалось местечко.
С появлением солнца начали меняться и краски.
Решил прогуляться и поискать еще идей для съемки. Место хоть и очень красивое, но однообразное.
По заросшей тропинке я выбрался к обрыву, сделал несколько кадров и думаю, что пора сходить еще куда-нибудь. Поворачиваюсь, а на тропинке стоит енотовидная собака. Видимо за мной шла. Стоим мы, и друг на друга смотрим, долго стоим. Я решил, что можно попытаться сделать снимок, ставлю штатив, но животное явно не планировало фотографироваться и быстро удалилось.
В итоге ничего лучше классической смотровой площадки я не нашел.
Теперь же солнце подсветило скалы, оттенок сильно изменился.
Не зря башкиры называют эти скалы — Сыбар-Кая, что значит «пестрая скала».
Какие только оттенки не имеет скальная стена Больших Притесов…
Солнце, тем временем, поднималось все выше и выше.
Но туманы над лесами Башкирии не торопились исчезать.
Вот так я встретил новый день на Больших Притесах реки Ай.
Потом был завтрак, сбор лагеря и очередной переезд. Но прежде, чем отправиться к новым местам, мы решили найти съезд к реке Ай и вдоволь накупаться. Для этого отлично подошел пологий берег после деревни Алексеевка. Оставлю координаты, мало ли пригодятся кому: 55.16091, 58.65547
На этом рассказ заканчиваю. Впереди еще много интересного!
Семейный Уральский Уикенд. Часть 4: Айские Притесы и Go to home
Пока есть немного времени почему бы и не написать про вести с прошлого лета…
Проснувшись и позавтракав мы собираем вещи и едем в обратную сторону. Но у нас в принципе целый световой день и можно заехать еще куда-нибудь. Едем в Сатку.
Итак, маленький городок Сатка. Был там впервые, да и то глазели из окна авто.
Первое, что поразило — огромные насыпные горы прямо посреди поселения. Еще бы, если смотреть по карте то вокруг города и в нем самом одни карьеры.
Проезжая город и верча головой в разные стороны мой навигатор уводит меня по какой-то «левой дороге» и как потом выясняется — не зря!
После сворота перед нами возникает аквапарк «Сонькина лагуна» прямо берегу заводского пруда. Построивший его предприниматель Юрий Китов назвал его в честь внучки Сони. Эдакий такой местный современный барин, купец.
Медленно проехав и позевав на него удивляемся далее еще больше. Недалеко от дороги нашему взору появляется Свято-Никольский храм и сразу за ним Саткинский чугуноплавильный завод, который выпускает чугун и доменный ферромарганец. А завод страшно… страшно-красивый и древний (еще бы, пашет с 1700 годов), черный, огромный; но по своему красивый, если это так можно назвать. И вот в результате некого культурного, религиозного и металлургического симбиоза возникает нечто прекрасное в этом городе. Ну а мы катим дальше в Межевой.
От Сатки идет хорошая асфальтированная дорога в пос. Межевой. В Межевом делаем остановку — подождать ребят и поглазеть на необычные сооружения — известковые печи. Они использовались для обжига известняка с целью получения негашеной извести. Кстате, улица в поселке, на которой стоят печи, также называется Известковой.
немного копипаста:
Известь известна человечеству много тысячелетий. Она активно используется в строительстве, металлургии, химической промышленности и других отраслях хозяйства. Это связано с хорошей доступность сырья для производства извести, достаточно простотой технологии ее изготовления и ценными свойствами материала. Печи для обжига извести чаще всего располагались в непосредственной близости от мест добычи сырья — у известняковых карьеров. Вертикально установленный на фундаменте цилиндр или конус — это короткопламенные непрерывно действующие шахтные печи.
Известняк перемешивается с топливом и закладывается сверху через колошник. Готовая известь выгружается через проемы в нижней части печи. В верхней части печной шахты происходит выпаривание влажности и нагревание известняка, к середине развивается наивысшая температура и происходит обжиг, а внизу обожженный материал остывает под действием наружного воздуха, который поступает через выгрузные отверстия.
Поглазели и хватит. Да и сооружения уж больно ветхие: кирпичом по черепушке получить не хочется. На выезде из пос. Межевой сворачиваем направо и снова удивляемся: с гор бежит небольшая речка, которая благоустроена как тоннель.
Из тоннеля вода стекает бурлящим потоком в реку Ай каскадными водопадами. Это выход гидротехнического тоннеля реки Каменки. Раньше тоннель был предназначен для отвода воды реки Каменки из зоны добычи бокситовой шахты Кургазак.
Катим дальше. Навигатор показывает что до Айских притесов еще немного. Айские Притесы — одни из самых известных и популярных достопримечательностей южноуральской реки Ай. Это высокая и протяженная скальная стена, высотой до 100 метров. Река Ай, безусловно, входит в число самых красивых рек Урала. В переводе с башкирского ее название означает «Лунная река». Течет по территории Челябинской области и Башкирии. Длина реки – 549 километров. На ней множество живописных скал, много пещер.
Вот и прикатились. И доехали прямо до смотровой. Притесы — Визитная карточка речки Ай. С вершины Больших Притесов открывается красивый вид на скалы и окрестности, на долину реки Ай. Видны скалы выше и ниже по течению реки.
Немного полазили, пофоткались. Хотелось бы конечно неспеша посидеть, посмотреть вдаль, но времени уже не остается. Делаем бооольшой семейный перекус и собираемся в обратный путь на М-5.
Только ребята едут ночевать на Лимоновский Гребень, а мы домой. Ибо утром уже на работу.
На перекрестке Кропачево — Шарлаш ребята уехали; а мы неспешно катим домой по М-5 дальше. Замечаю, что выше 70 ехать комфортно уже не получается — того гляди передний кардан оторвется и сделает дыру. После Кропачево почти час стояли в пробке. Спросил по рации у дальнобоев — ответ: далее кто-то разбился вдребезги.
Доехали кое-как то Сима и снова встали. По рации говорят — надолго. Надоело, сворачиваю на право и неспешно качу в сторону станции Симской. Дорога полное говно, но если объехать все кочки, то 60 ехать получается стабильно. Уж куда лучше, чем стоять. Не спеша проезжаем Миньяр и уже в 10 часов въезжаем в Ашу. Ну а потом обратно возвращаемся на М-5, пробка вроде рассосалась, но ближе к Уфе опять все «затошнили» под 40.
Еще пилить и пилить до дому. Кое-как доехали до Уфы, наряем на ближайшую заправку, беру кофе, а спать хочется до ужаса. Пока супруга кормит дочку я лежа под машиной пью кофе и скидываю передний кардан к чертям… После этого 80-85 можно лететь без грохота оставшиеся 150 км. И примерно к 3 часам ночи со спичками в глазах мы прилетаем домой. А на работу вставать в 6 утра. Благо что воскресение, можно покимарить.
Итоги: Не смотря на все тяготы и невзгоды мы увиделись с друзьями, увидели много и интересного; отдохнули; приручили детей к природе; к тяжким переездам; к походной пище и всего не перечесть..
Особенно порадовал Саткинский район — поковыряв инет, оказывается там столько много всего еще интересного можно посмотреть.
Сбылась и еще одна мечта — побывать на Айских притесах.
Также для особо любознательный прикладываю ссыль на статью в газете Саткинский рабочий
Советский рыдван однако свозил туда и обратно и нигде не зачах
За эти дни было пройдено на авто около 1300 км.; потрачено около 18000 руб.; выпито много горючего; съедено много тушняка и гречи; пройдено хз сколько пешком км.; увидено много чего интересного…
Спасибо за внимание!
Всем добра! Не сидите дома, лучше путешествуйте!
Пороги. Алексеевский лог. Айские притесы
Поэтому я всегда узнаю историю места, а потом еду туда, а на такую пещеру собираюсь в следующий раз!
В этот раз, поехал снова в третий уже раз на Урочище Пороги! Это иторическое место.
Более того, если ехать туда не через Сатку, а через Бердяуш, то Вас ждем просто афигительная дорога, ровная, с длинными закрытыми-слепыми поворотами, с не малым изменением высоты, и если ехать по ней быстро, то ловишь не мало перегрузок, но гнать там не зная дороги не стоит)))
Урочище Пороги — Раньше это место пользовалось дурной славой. На речных порогах время от времени гибли люди. Среди местных жителей бытовали легенды, согласно которым тут жили черти. А находившуюся здесь ранее яму называли «Чертовой».
Камень для возведения плотины брали неподалеку. Кладка представляет собой крупные обработанные камни и плиты, которые скрепляли глиной и цементом. Плотина в Порогах имеет форму дуги. Ее высота — 21 метр, длина по гребню — 125 метров. Ширина плотину по низу — 12,5 метра, по гребню — 4,2 метра.
Строительство первого в нашей стране электрометаллургического предприятия началось в 1908 году и продолжалось два года. Предприятие принадлежало образованному Уральскому электрометаллургическому товариществу графа и графини Мордвиновых, барона Ф.Т. Роппа и А.Ф. Шуппе. Почему завод построили именно здесь? Это объясняется расположенным на Чулковском хребте крупным месторождением кварцита, удобным местом для строительства плотины в горном ущелье и обилием лесов.
Решением Саткинского горисполкома от 12 августа 1987 года Пороги объявлены комплексным (природно-историческим) памятником природы и взяты под охрану государства.
Комитет ЮНЕСКО по охране памятников истории и культуры в 1993 году присвоил Порогам статус памятника международного значения.
Постановлением Челябинской областной Думы № 378 от 15 февраля 1996 года комплекс «Пороги» объявлен памятником истории и культуры областного значения.
Первый в России электрометаллургический завод по производству ферросплавов. 1908 год.
Там стоит побывать каждому, кто живет не в Челябинской области!
Дальше, Алексеевский лог, сухие водопады.
Природный памятник Алексеевский лог или Сухие водопады представляет собой русло древней высохшей реки с каскадом водопадов. Перепад высот составляет 3−8 метров. Промежутки между водопадами выглядят, как естественная природная лестница с многочисленными ступенями высотой от 15 до 50 см.
Алексеевский лог выходит к реке Ай. Ступени водопадов ведут к небольшому озеру, чуть выше которого в скале находится небольшой проход в пещеру.
Вот так выглядит это место в свой паводок
Но сейчас, когда нет паводка, нет, ни водопада ни реки, поэтому и назвали сухие водопады, и я поехал именно на сухие. Надо сказать, что очень тяжело, туда спускаться, очень мокро, очень влажно, земля очень скользкая, 2 раза я упал, один раз, даже кроссовок улетел вниз))) Но это не помешало мне туда спуститься, и посмотреть все в живую! Там куча народу, так как, рядом бежит Река — Ай, и по ней есть сплав, многие летом сплавляются, и специально останавливаются у Алексеевского лога, чтобы по-фоткаться.
Здесь есть и небольшая пещерка, в которой я побывал, но там ничего интересного, 5х5 метров она
А вот когда спускался с этой горы вниз, с 5 раза, и с пятой тропы, то попал вот куда
ГЭС «Пороги». Большие притёсы. Гигантские глиняные печи.
Своё очередное путешествие в Челябинскую область мы решили посвятить посещению природного и рукотворного творений — Больших Айских притёсов и ГЭС «Пороги».
Расстояние от Екатеринбурга до объектов составляет около 350 км, поэтому нашу поездку мы распланировали на 2 дня. Выехав из Екатеринбурга и добравшись до Сибирки, мы переночевали на турбазе «Ледяной фонтан», в которую влюбились ещё в прошлый раз.
Утром мы первым делом отправились на ГЭС «Пороги», расположенную в 60 км от места нашей ночёвки в одноименном посёлке на реке Большая Сатка.
Строительство ГЭС начали в 1908 году, а уже в 1910 году она заработала, давая электроэнергию для выплавки ферросплавов и снабжая электричеством посёлок.
Технические характеристики. Высота плотины — 21 м, ширина — около 12,5 м по подошве, около 4,2 м по гребню, общая длина — 125 м, длина водосливной части — 71 м, общий пролет водосливов — 57,5 м.
До сих пор на электростанции сохранилось оборудование, выпущенное более 100 лет назад: генераторы произведены в 1909 году немецкой фирмой «Бригель, Хансен и К°» и швейцарской фирмой «Браун, Бовери и К°».
В настоящее время ГЭС законсервирована, но в любой момент её можно запустить, так как она поддерживается в рабочем состоянии.
Шлюзы были подняты в 2017 году, когда в посёлок провели электричество, но до этого времени именно эта ГЭС обеспечивала электроэнергией местное население.
Представитель администрации Саткинского района рассказал, что в планах сделать из ГЭС полноценный туристический объект.
ЮНЕСКО в 1993 г. присвоила «Порогам» статус памятника международного значения. Это единственная на сегодняшний день в мире ГЭС, сооруженная путем кладки из дикого камня.
Основной цех с оборудованием закрыт для посещения, но сделать красивые фотографии в высоких арочных окнах, а также полюбоваться на мощь падающей воды, вы сможете.
Кстати, живописно торчащее из плотины дерево, убрали на следующий день после нашего посещения.
После ГЭС мы отправились в сторону Больших притёсов или Больших Айских притёсов. Путь от ГЭС до смотровой площадки составил 45 км и прошёл через посёлок Межевой. Именно в нём находятся гигантские печи для обжига известняка, которые появились там ещё в 1887 году. Выглядят они очень колоритно. Обязательно сделайте там фоточки.
Со смотровой площадки Больших притёсов открываются фантастические виды на реку Ай. Сами притёсы простираются на 1 км и достигают высоты 100 метров.
Кроме созерцания открывающихся великолепных видов, можно экстремально развлечься в находящемся тут же парке Grifon.
Тут вам и тарзанка
и гигиантские качели над обрывом.
Если вам чужды такие активные виды развлечений, просто устройте себе пикник.
Двухдневный маршрут по Челябинской области от Антона Сарабского
Октябрь начался, а я все еще не отчитался за автопутешествие в начале сентября (05-06.09.2020)!
Путешествие получилось очень спонтанное. В начале недели посмотрели с женой, что прогноз погоды обещается быть хорошим – солнечным, сухим и теплым. Тратить такие выходные осени на обыденность на даче крайне не хотелось, поэтому подумали, что надо бы куда-то съездить, да с ночевкой, да на машине, посмотреть какие-нибудь Уральские красоты. Подумали и забыли до среды, а в среду еще раз проверили прогноз – все хорошо, сухо, поэтому решили на всякий случай маршрут составить, а само финальное решение принять в пятницу. Маршрут я накидал буквально за один вечер (много ли накидаешь, когда всего два дня и одна ночевка). Наконец наступило 18:00 пятницы и мы приняли финальное решение – ЕХАТЬ!
Маршрут: Было принято решение посетить мастсее Челябинской области – Айские притесы. По пути следования промежуточные точки эстетического удовольствия: Французская горка, Обзорная площадка в Златоусте на парк Таганай, г. Сатка, Сухие водопады, Поклонный крест в г. Карабаш.
05.06.2020 в 9 утра, предварительно закупив продукты, выехали в сторону Златоуста. Дорога от М5 до Златоуста, на мой взгляд, является самой красивой дорогой в этих краях, особенно от Карабаша до Миасса – едешь по долине реки Миасс вдоль Уральских хребтов – виды, дали, едешь не спеша и получаешь удовольствие, хочется, чтобы дорога не кончалась.
Французская горка
Первая остановка на маршруте – Французская горка – представляет собой остатки горного добывающего комбината. Очень необычно выглядят неожиданно появившиеся посреди леса каменные ступени, а стены от бывшей конторы скорее напоминают развалины средневекового замка. По всему по этому, можно вдоволь налазиться. А после, по следам старой узкоколейки, подняться на вершину горы, где и велась горная разработка. Посмотреть на отвалы, следы горной выработки и на вид долины реки Миасс и горные Уральские хребты. Интересное место, памятник Уральской промышленности. Проехать до старта на маршрут можно на любой машине, сама дорога на объект протоптана и промаркирована, доступна для всех возрастов. На мой взгляд, прекрасная точка для вылазки одного дня.
После прогулки поехали в Златоуст, где пообедали в торговом центре и заехали полюбоваться панорамой национального парка Златоуст. В сам парк не поехали, времени не было.
Город Сатка
Дальше нас ждала снова М5 до г. Сатка. Поехали – попали под дождь, но по прибытию в Сатку дождь закончился. Что сказать про город, с моей точки зрения – обычный уральский город, есть все атрибуты горнометаллургического городка: Домна (кстати действующая), старая площадь, чудом сохранившиеся старинные дома конца 19 века. На все это вы потратите максимум час. В момент нашего приезда музеи не работали. Жемчужина г. Сатки это парк развлечений «Сонькина долина»! Хоть по всем проспектам этот парк развлечения и позиционируется как уральский диснейленд, но лично мне показалось, что это не совсем правда. Развлечения там предполагаются в основном водные, что для Урала (а в сентябре и подавно) не очень актуально и требует везения. За платный вход ты просто получаешь возможность ходить и платить за другие аттракционы. В общем, просто заехать и погулять – получается дорого и бессмысленно, если ехать то надо целенаправленно искать хороший теплый Уральский день и ехать на весь этот день.
Так же есть живописная ратонда и набережная с живописным видом на исторический центр и парк «Сонькина долина» — рекомендую прогуляться, если оказались тут.
Из дополнительных интересных мест в г. Сатка есть еще смотровая площадка на карьер, который разделяет старый и новый город, но мы не поехали, т.к. торопились на место ночевки (осень, темнеет рано и хотелось спокойно за светло встать и разбить лагерь).
Ночевка
Лагерь на ночевку мы разбили на берегу реки Ай близ пещеры Кургазак. В том месте есть платный кемпинг, но сентябрь уже не высокий сезон, весь берег был свободен и мы без труда выбрали лучшее место (мы были единственные кто тут ночевал, не считая групп, которые были непосредственно у пещеры). С дровами здесь, конечно, проблема: вырублено все в ближайшем окружении. А так: р.Ай, шум переката, отвесные скалы, алый закат и никого вокруг … благодать!
Пока разбивали лагерь, к нам прибилась местная туристическая кошка, на вид вполне приличное и чистое животное. Естественно дети ее прикормили и это не особо предвещало беды, не считая, что ночью ее пришлось изгонять из палатки, чтобы кошка не рвала ее когтями. Самое веселое началось утром! Мы встали, по завтракали и начали собирать лагерь, загружать в машину… И в какой-то момент мы слышим из под капота: Мяуууууу …. Открываем капот и видим пару маленьких глаз, усы и уши треугольниками! Какие танцы начались вокруг машины! Сосисками выманивали – не выходит! Сосиску ест, а из под капота не выходит! Просунуть руку – нереально, оказывается в современной машине очень много ненужных выступов, проводов, шлангов и других элементов (это не шестерка, где можно асфальт потрогать через моторный отсек). При этом котенок чувствовал себя комфортно и ходил где хотел: и бампер, и по защите и в верхней части моторного отсека и в нижней. Защиту снял, палкой гонял … в какой-то момент, смотрим – нет котенка. Все просмотрели, фонариком осветили – нет животного. Ура!
Собрались и поехали, не проехали и 100 метров, слышим из под капота: Мяяяяяяууууууу …. *!:;*№?:»*; подумал я и дал по тормозам. Все началось сначала: выманиваем, гоняем палками и т.д. В какой-то момент это чудо свесило хвост и он угодил в технологическую дыру в защите двигателя, я дернул за хвост и выпали кошачий лапы, за них-то в эту дырку и вытащил котяру …. Шипящую, орущую и безумно скользкую, которая вот-вот выскользнет из моих рук и вернется обратно в машину! Призываю жену на помощь под машину и кое-как, общими усилиями мы достаем котенка, который в «награду» изворачивается и кусает жену за палец, после чего, изображая вертолет, летит в кусты …. Фуф, справились — подумали мы, на радостях сели в машину и поехали скорее на достопримечательности смотреть. Но проехав еще 50 м из под капота мы слышим ….. правильно: Мяяяяяяууууууу …… @#*$&@#($*&@#^ подумали все – ВТОРОЙ.
Доставая второго, была развернута продуманная специальная операция! Под машиной лежит старший ребенок и шарудит палкой, выгоняя котенка наверх. Наверху он прячется под воздушными патрубками, в которые есть только один вход. Сразу после этого сооружается конструкция из палок, которая не позволяет вернуться котенку вниз и следовательно дорога только вне двигателя на улицу. Но это хитрое и мяукающее рвануло не на улицу, а куда-то уже в панель воздухозабора под стеклом и каким-то чудом жена успевает схватить котёнка за лапы, я подскакиваю, перехватываю и чудо-животное, изображая вертолет, уходит в кусты … все.
Итого на выкалупываение 2х котят мы потратили минимум 2,5 часа! Мы честно уже были готовы взять их домой, но они все же дикие, было невозможно их как-то взять и привезти.
Так или иначе мы добрались до Больших Айских притесов.
Большие Айские притесы
Место, после Усьвинских столбов не особо покорило. Да высоко, да отвесно, да красиво, да приехать и посмотреть надо … но уникальным назвать не могу, это мое личное мнение. Все самые лучшие места для кемпинга огорожены частной зоной, пройти можно, а вот чтобы расположиться, нужно платить за место (бесплатно можно тут же в поле). Место популярно, людей привозят, есть развлечение – прыжок с веревкой. Мы с женой придумали отмаз почему этого не делать (нет наличных денег и не записаны заранее, а там очередь), но твердо решили, что в следующий раз приедем именно для прыжка. Объект доступен для любого авто в сухую погоду, везде асфальт, кроме последних 300-400 м по полю, которое в дождь раскиснет.
После Айских притесов приехали к еще одной достопримечательности — Айские сухие водопады, которые находятся почти там же. И вот это место поражает, вот это место я готов назвать местом силы. Эти ровные ступеньки сделанные природой, этот каньон, формируемый тысячелетиями – заставляют сердце биться быстро! Это место силы! Рекомендую всем! Воображение само рисует тут немаленький водопад и бурный поток вод. Место доступно на любой машине. Приезжаешь, ставишь на место стоянки и идешь пешком (не асфальтовая стоянка, просто поле, но дорога хорошая грунтовая, метров 200 от асфальта надо проехать).
Путь домой
После мы двинулись в обратный путь. По пути заехали на «Туннель реки Каменка. Штольня», остановились у «Известковых печей». Чтобы длинная дорога не стала утомительной, решили остановиться в г. Карабаше и сходить к поклонному кресту. Раньше всегда проезжал этот город не останавливаясь, всегда побыстрее. Это жуткое место – целый горный хребет Карабаш просто сожжен серной кислотой, которая образовывалась от соединения дыма плавильной печи и влаги. Это место — памятник экологической катастрофе. Но подняться на гору и посмотреть на эти виды: хребет Карабаш, город, завод, озера, уральский лес и горы – стоит и даже просто надо. Вид всего этого сразу — это такой контраст между живым и мертвым, заставляет задуматься, дает пищу для мыслей. Да, сейчас уже другие технологии и не все так страшно и печально, но природа пока не может залечить эту рану…