айвазовский георгиевский монастырь лунная дорожка секрет
Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент Айвазовский
23. «Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент». Иван Айвазовский. Прозаические миниатюры, 31.07.2016 19:51
В картинной галерее родного города хранится ещё одна необычная, интересная и очень ценная картина – «Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент» (1846 г.).
Чем она необычна? Главная фишка картины – не море, как в картине «Девятый вал», а лунная дорожка, которая как будто бы двигается за вашим взглядом по картине. Почему именно здесь Иван Константинович Айвазовский несколько раз делал свои зарисовки?
Согласно легенде, греческие моряки, которые несколько дней боролись со стихией, стали призывать на помощь святого великомученика Георгия. Потом, издали заметив, что над скалой стоит во весь рост Георгий и взмахом руки останавливает стихию, моряки подплыли ближе, привязали лодку и по крутому склону поднялись наверх. И там, на её вершине, они обрели икону святого великомученика Георгия. Они её вынесли на берег и, приложив немало труда, в скальном обрыве устроили пещерную церковь. Это было основано в 891 г. Георгиевский монастырь на мысе Фиолент управлялся херсонесскими епископами. Затем Георгиевский монастырь перешёл в ведение Святейшего Синода Русской православной церкви. В 1891 г. на скале Святого Явления был водружён крест с изображением святого великомученика Георгия Победоносца, поражающего дракона, и датой 891–1891.
Что стало с ним после революции? В 1924 г. Георгиевский монастырь был закрыт, крест снят, осквернена пещерная церковь. Там обосновалась воинская часть Черноморского флота. Но в 90-е годы произошло возрождение Георгиевского монастыря. Пока ему возвращена не вся его территория – только та, что спускается по обрывам к морю. Восстановлен древний и овеянный легендами пещерный храм св. Георгия.
В 1991 г. усилиями Церкви и Черноморского флота на скале Святого Явления был водружён новый семиметровый крест весом 1400 кг.
И если бы не картина И. Айвазовского, до нас, может быть, никогда не дошла бы эта легенда, хотя она была освещена впервые в 1578 г. Мартином Броневским. Мы же любуемся картиной, не отводя взгляда от луны, которая является главной в этой картине – и её лунная дорожка.
Представьте себе высокую гору, у подножья которой плещется море, а вниз ведёт крутая 800-ступенчатая лестница. Спуститься сложно, но внизу ждёт награда – красивейшее море и скалы, нависающие над пляжем. А в море возвышается скала с крестом, поставленным много-много лет назад.
Трудно поверить, что по таким ступенькам прошли А. С. Грибоедов, А. К. Толстой, А. Н. Островский, И. А. Бунин, А. П. Чехов, которые потом оставляли всё в своих записях. И. Айвазовский же оставил нам пейзаж того времени на великолепном полотне со скользящей луной, от которой не оторвёшь взгляд, которая вот-вот нам расскажет всё о том времени.
Картина «Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент» написана Иваном Константиновичем Айвазовским в 1846 году. Выполнена маслом на холсте. В настоящее время находится в Феодосийской картинной галерее им И. К. Айвазовского.
Иван Айвазовский «Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент»
Автор: Айвазовский Иван Константинович (Ivan Aivazovsky)
Название: «Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент»
Год написания: 1846 год
Место: Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского
Направление: Романтизм, Реализм
Самое большое количество картин Айвазовского посвящено Черному морю. Превосходный вид на скалы в окрестностях Георгиевского монастыря под Севастополем художник писал не один раз. Самая известная картина на эту тему — «Георгиевский монастырь». Эта работа относится к числу самых ярких произведений раннего периода творчества художника и в полной мере выражает романтические настроения молодого художника. Он создает на холсте пейзаж, полный прелести и очарования. Перед нами – изображение мыса Фиолент, являющегося одним из достопримечательностей Крыма. Как обычно, основным «натурщиком» выступает море. Айвазовский изображает море в лунную ночь, снова показывая себя непревзойденным мастером лунного пейзажа. Лунная дорожка пробегает по морю, подернутому рябью волн. На фоне темного неба, серебрящегося в свете луны, толпятся прибрежные скалы. Картина покоряет живописной естественностью и жизненностью. Зритель, словно ощущает дуновение свежего ночного ветерка и слышит шорох волн, набегающих на скалистый берег. Композиция полотна построена так, что при изменении места просмотра картины зритель отмечает удивительный эффект «перемещения» лунной дорожки. Айвазовский сумел добиться настоящей цветовой гармонии. Цветовая палитра холста отличается насыщенностью при огромном богатстве нюансов и переходов. Сочность красок сочетается с графически ясным и четким рисунком – и это, несомненно, придает картине особую выразительность и притягательность. Картину отличают законченность композиции и глубокая поэтичность образа. Сам бесконечно влюбленный в природу, художник заставляет и зрителя проникнуться ее удивительным спокойствием, красотой и гармонией.
Описание картины Айвазовского Лунная дорожка
Лунная дорожка – картина Айвазовского, написанная не в лучший период его жизни. Морская тематика постепенно начала сходить на нет, вынося творчество художника на второй план. Мир встал на пороге перехода на иной вид искусства. В жизни рядового жителя российской империи превалировать начала именно литература.
История создания
Айвазовский много лет старался создать собственную галерею, уговаривая правительство спонсировать данный проект. Без его помощи, художник не смог бы ни снять помещение нужных размеров, ни обеспечить работам должную охрану. Так уж вышло, что в то время, влияние молодого дарование достигло определенной высокой отметки, а после только начало падать.
Тем же временем, создается другая частная инициатива, что принимает государственный характер. Русский музей начал существовать как раз в начале творчества автора, и идти против него было сложно. Российская Империя уже потратила множество рублей на его создание, и, поддерживать инициативу Айвазовского, конечно, могло. Но не было смысла создавать конкуренцию на ровном месте. Было не так много картин, и художники только начинали знакомиться с частными выставками.
Стиль написания
Картина писалась, в итоге, для частной коллекции Айвазовского. Покупать ее не хотел ни один музей, так что, работа писалась в замедленном темпе. Вся картина делится на три этапа. Первым послужил облик корабля на первом плане, и шлюпка с матросами, что собираются вернуться домой. Корабль трижды менял свои привычные очертания, так как, нарисовать его сразу же было сложно. На данный этап, художник потратил около трех месяцев. Но, в течение этого промежутка времени, делались перерывы.
Вторым этапом стало море, и гора по левую часть картины. Выполнялась она размашистой техникой, что позволяет нанести поверх слоев несколько новых оттенков. Третий этап – небо, и заодно размещение луны таким образом, чтобы она совпала с финальным бликом, и следом лучей. Вся картина была закончена за шесть месяцев, но еще три недели были потрачены на последующее лакирование работы.
Для написания оставшихся деталей, был выбран обычный стиль. Кисточка была выбрана жесткая, 0.7 миллиметров.
Сюжет
Картина показывает обычную сцену поднятия на борт команды моряков, под покровом ночи закончивших все свои дела на берегу. Собираются они в обратный путь под свет луны.
Лунная дорожка: Третьяковка демонстрирует шедевры Куинджи
История создания
Айвазовский много лет старался создать собственную галерею, уговаривая правительство спонсировать данный проект. Без его помощи, художник не смог бы ни снять помещение нужных размеров, ни обеспечить работам должную охрану. Так уж вышло, что в то время, влияние молодого дарование достигло определенной высокой отметки, а после только начало падать.
Тем же временем, создается другая частная инициатива, что принимает государственный характер. Русский музей начал существовать как раз в начале творчества автора, и идти против него было сложно. Российская Империя уже потратила множество рублей на его создание, и, поддерживать инициативу Айвазовского, конечно, могло. Но не было смысла создавать конкуренцию на ровном месте. Было не так много картин, и художники только начинали знакомиться с частными выставками.
Лунная дорожка
С древних времен ночь воспринималась как самое загадочное время суток. В старину она пугала людей, вырисовывая силуэты страшных созданий. Но при этом была и луна, частично выплывающая из-за туч, чтобы осветить путь морским путникам, выстелив дорожку на тихой глади воды. Это поистине завораживающее зрелище, которое человек с творческой душой никак не мог бы упустить из виду. Желание разгадать это природное таинство и породило картину Айвазовского «Лунная дорожка». Ивана Константиновича весь мир знает как автора лучших морских пейзажей. Море всегда было его главной любовью и музой. Живописец мог рисовать его вечность. Никому не удавалось отобразить на холсте море так точно и натуралистично, как это делал маэстро Айвазовский. Секрет реалистичности его пейзажей кроется в умелой передаче цветовой палитры. Поэтому, любуясь картиной Айвазовского «Лунная дорожка», зритель будто сам оказывается на берегу моря, полной грудью вдыхая влажный и соленый воздух.
Живописец находил в ночном пейзаже что-то завораживающее и таинственное, благодаря чему у него получалось создавать из самых обычных вещей настоящие шедевры. Так и картина Айвазовского «Лунная дорожка» помогает остальным людям уловить красоту момента. Полотно написано в изумрудных и синих тонах, смешав которые художник смог воссоздать поэтичность ночи. К подобным работам мастер периодически возвращался, но уже используя менее насыщенную палитру.
Картина Айвазовского «Лунная дорожка» признана критиками одним из лучших творений великого художника. Первое, на что нельзя не обратить внимания – оптическая иллюзия, которая была так тщательно изображена на полотне рукой гения. Если присмотреться, то создается впечатление, будто лунная дорожка пребывает в движении. С какого бы ракурса зритель ни смотрел на картину, оптическая уловка направляет дорожку прямо к нему.
Но примечателен этот пейзаж еще и тем, что он преисполнен лирических чувств. Полотно можно расценивать как признание в любви к восхитительной красоте тихой ночи при луне. Картина символизирует гармонию человека и водной стихии. Луна же здесь очерчивает ориентиры, показывая верный путь. Струящийся по воде свет Айвазовский передал посредством насыщенных оттенков. Цветовые сочетания оказались настолько гармоничными, что совершенно не контрастируют, а наоборот, плавно перетекают друг в друга, создавая единое целое. Игра насыщенных оттенков со светлыми спокойными тонами позволила как можно реалистичнее отобразить происходящее.
Если внимательно всмотреться в картину и даже вслушаться, то можно различить на фоне тихий шум волн, всплеск воды, ударяющейся о весла. Город, виднеющийся на фоне, крепко спит, и море не нарушает всеобщий покой. А легкое дуновение бриза убаюкивает все вокруг. Это в очередной раз доказывает, как правдоподобно Айвазовский отобразил ночную жизнь. Под легкой кистью гения родилось совершенное творение, способное завораживать, успокаивать и вдохновлять.
Стиль написания
Картина писалась, в итоге, для частной коллекции Айвазовского. Покупать ее не хотел ни один музей, так что, работа писалась в замедленном темпе. Вся картина делится на три этапа. Первым послужил облик корабля на первом плане, и шлюпка с матросами, что собираются вернуться домой. Корабль трижды менял свои привычные очертания, так как, нарисовать его сразу же было сложно. На данный этап, художник потратил около трех месяцев. Но, в течение этого промежутка времени, делались перерывы.
Вторым этапом стало море, и гора по левую часть картины. Выполнялась она размашистой техникой, что позволяет нанести поверх слоев несколько новых оттенков. Третий этап – небо, и заодно размещение луны таким образом, чтобы она совпала с финальным бликом, и следом лучей. Вся картина была закончена за шесть месяцев, но еще три недели были потрачены на последующее лакирование работы.
Для написания оставшихся деталей, был выбран обычный стиль. Кисточка была выбрана жесткая, 0.7 миллиметров.
Определяем свой знак любви фен шуй
Итак, если вы хотите перейти к более активным действиям, то вам может помочь данный метод, а также тот, что описан в следующей части. В основе того способа, который мы сейчас будем рассматривать лежит фэн шуй для любви по дате рождения.
Вам необходимо узнать, в год кого вы родились, а затем посмотреть, какое животное для вас является своего рода символом любовных отношений. Сам же список соответствий следующий:
Узнав, какое именно животное уготовил вам феншуй для любви, вам необходимо приобрести какую-либо статуэтку или фигурку именно этого зверя.
Затем вы можете носить ее с собой, если для вас это не проблематично, либо же поместить ее в юго-западную часть дома.
Кроме того, существует вариант без приобретения какого-либо талисмана. Вы точно также должны выяснить, какое животное считается для вас символом любви, это делается по той же схеме, что описана выше. Затем необходимо активировать именно ту часть вашего дома, которая относится к этой разновидности зверя.
Всего таких сегмента четыре, соответственно количеству животных и располагаются они следующим образом: на севере – крыса, на востоке – кролик, на юге – лошадь и на западе – петух. Каждый из этих участков достаточно мал, поэтому необходимо соблюдать некоторую точность. А также отказаться от этой затеи, если сегмент приходится на место, где есть канализация.
Сама активация происходит посредством помещения специальных предметов, их легко можно приобрести в специализированных магазинах, либо же сделать самостоятельно, если у вас есть необходимые навыки.
Популярные сочинения
Понятие любви в фэн шуе
Сегодня многие слышали о таком эзотерическом учении, как фэн шуй, или фен шуй
. Некоторые неправильно читают латинскую транскрипцию китайского слова и говорят «фэнший».
В древнекитайском учении любовь понимается как истинная ценность человеческого рода, которая формирует личность и её жизненный путь, раскрывает в ней лучшие стороны, заложенные от природы. Сторонники этой практики считают любовь неиссякаемым источником счастья и самым альтруистическим состоянием души. Одиночество считается несостоятельностью в жизни, поэтому даже самые богатые и респектабельные мужчины и женщины часто жертвуют своим материальным состоянием, чтобы найти и удержать любовь. Даже древний инстинкт размножения выражается в психологической потребности любить и быть любимым.
Необходимость в объяснении своих чувств любимому человеку
привела к созданию символов любви и верности. Различные предметы, аксессуары и украшения стали незаменимыми элементами в любовных отношениях между мужчиной и женщиной. Древняя китайская наука считает, что с помощью определённых действий и вещей можно привлечь любовь, но возможно это только с верой в благоприятный исход и усилиями со стороны самого человека.
Любовные талисманы в учении фен шуй
Парные фигурки
илиизображения
означают соединение мужского и женского начал. Любовными символами выступают пары лебедей, уточек-мандаринок, рыб и самих людей. Могут использоваться пары других животных и птиц, которые демонстрируют тесную связь между разнополыми созданиями. Символика может выражаться в статуэтках или амулетах.
Среди любовных талисманов встречаются символы и в единичном экземпляре:
Выше перечислены основные символы любви, которым древние мудрецы придавали огромное значение. Но существуют и другие объекты, означающие иногда любовь в сочетании с удачей, успехом и дружбой. Фигурки с ними могут стать отличным талисманом для привлечения любовных и дружеских отношений в свою жизнь.
Что помогает и что мешает в привлечении любви
4. Одиноким девушкам, согласно фен-шуй советам, как привлечь любовь, не следует наполнять свою комнату и свой дом женскими изображениями, несущими энергию инь, которая и так уже находится в избытке. Предпочтение лучше отдать фотографиям и картинам с красивыми, сильными, харизматичными мужчинами.
5. Избегайте в своей спальне каких-либо символов воды, агрессии и диких животных. Лучший выбор – изображения со спокойными, нейтральными сюжетами, вызывающими радость, расслабляющими. Позаботьтесь о том, чтобы на кровать не было направлено острых углов. Минимум зеркальных и стеклянных поверхностей.
Символы любви по фен-шуй
1. Прежде всего – вам нужны пионы
. Эти чудесные, роскошные цветы считаются по фен-шуй главными символами любви. Выбирайте картины, предметы интерьера с бутонами пионов и свежие цветы красного или розового цвета. Пион обещает любовь и страсть, новые сферы чувственности в отношениях, глубокое удовлетворение в сексуальной и духовной сфере между двумя близкими людьми. Чтобы усилить пионовую магию сходите в магазин парфюмерии и поищите себе духи или туалетную воду, где в букете цветочных тон есть ясные, свежий и сладкий аромат этого цветка.
2. Следующие важные символы прекрасного чувства между мужчиной и женщиной – это птицы любви
(яркие райские птички и нарядные утки-мандаринки, верные и нежные белоснежные лебеди). Расположите парные фигурки (ни в коем случае не оставляйте птичку-любви в одиночестве, иначе она принесет вам совсем нежелательный поток энергии) или картинки, панно в юго-западной части квартиры или дома.
3. Еще одна важная и красивая пара, которой стоит найти место в интерьере вашего жилища – это обращенные друг к другу Могущественный Красный Дракон и Небесный Петух (Феникс)
. Эти волшебные создания вместе являются даже больше, чем символом любви, они олицетворяют счастливый брак, богатую и успешную семью, в которой рождаются одаренные дети с прекрасным будущим. Не зря именно изображения дракона и феникса по китайским традициям очень важны на свадебных торжествах. Отдать им должное можно будет в будущем при заключении брака, некоторые пары выбирают в качестве надписи на кольцах лазером знаки феникса и дракона, при этом дракон – олицетворяет мужское начало ян, а феникс также являющийся изначально ян именно в паре с драконом раскрывается как мягкое женское инь.
Определение Цветка Романтики
Не все поклонники китайской практики знают, что фэн шуй для брака и любви включает глубокое изучение астрологии, которая тесно связана с судьбой человека. Изучив 4 Столпа Судьбы, можно будет без проблем найти и активировать свой Цветок Романтики, который ещё называют Цветком персика. Цветок Романтики представляет собой одно из главных созданий китайского гороскопа: Кролика, Лошадь, Крысу или Петуха.
Чтобы определить, какой символ соответствует человеку по астрологии
, необходимо учесть время, сутки, месяц и год своего рождения:
Цветы Романтики используются в виде фигурок соответствующих животных. Такая статуэтка должна всегда находиться рядом с человеком, желающим найти любовь. Также нужно помнить, что для каждого животного соответствует определённая сторона света, поэтому место романтического сектора может оказаться в различных местах жилья: для Лошади необходим южный сектор дома, Крысе — северная сторона, Петуху — западная зона, а Кролику — восточная часть. Любовный сектор может быть украшен красивой вазой с букетом из живых цветов.
применяется только в поиске любовных отношений. Тем, у кого уже имеются супружеские контакты или серьёзные отношения, этот символ ничем не поможет. Наоборот, он приводит к развитию неверности и появлению конфликтов. После нахождения второй половинки вазу с цветами следует сразу же убрать из любовного сектора.
Тайны картин Айвазовского
Конечно, Иван Константинович Айвазовский родился гением. Но было еще ремесло, которым он владел блестяще и в тонкостях которого хочется разобраться. Итак, из чего же рождались морская пена и лунные дорожки Айвазовского?
Иван Константинович Айвазовский. Буря у скалистых берегов.
«Секретные краски», волна Айвазовского, лессировка
Иван Крамской писал Павлу Третьякову: «Айвазовский, вероятно, обладает секретом составления красок, и даже краски сами секретные; таких ярких и чистых тонов я не видел даже на полках москательных лавок». Некоторые секреты Айвазовского дошли до нас, хотя главный вовсе не тайна: чтобы так писать море, нужно родиться у моря, прожить подле него долгую жизнь, за которую так и не пресытиться им.
Знаменитая «волна Айвазовского» представляет собой вспенившуюся, почти прозрачную морскую волну, по ощущениям — движущуюся, стремительную, живую. Прозрачности художник достигал, используя технику лессировки, то есть нанося тончайшие слои краски друг на друга. Айвазовский предпочитал масло, но нередко его волны кажутся акварельными. Именно в результате лессировки изображение приобретает эту прозрачность, причем цвета кажутся очень насыщенными, но не за счет плотности мазка, а за счет особой глубины и тонкости. Виртуозная лессировка в исполнении Айвазовского — отрада для коллекционеров: большинство его картин в прекрасном состоянии — тончайшие красочные слои меньше подвержены растрескиванию.
Писал Айвазовский стремительно, часто создавал работы за один сеанс, поэтому у его техники лессировки были авторские нюансы. Вот что пишет об этом Николай Барсамов, многолетний директор Феодосийской картинной галереи и крупнейший знаток творчества Айвазовского: «…воду он иногда лессировал по полусухому подмалевку. Часто художник лессировал волны у их основания, чем придавал глубину и силу красочному тону и достигал эффекта прозрачной волны. Иногда лессировками утемнялись значительные плоскости картины. Но лессировка в живописи Айвазовского не была обязательным последним этапом работы, как это было у старых мастеров при трехслойном методе живописи. Вся живопись у него в основном проводилась в один прием, и лессировка часто применялась им как один из способов наложения красочного слоя на белый грунт при начале работы, а не только как завершающие прописки в конце работы. Лессировкой художник иногда пользовался на первом этапе работы, покрывая полупрозрачным слоем краски значительные плоскости картины и используя при этом белый грунт холста как светящуюся подкладку. Так иногда писал он воду. Умело распределяя красочный слой различной плотности по холсту, Айвазовский достигал правдивой передачи прозрачности воды».
К лессировкам Айвазовский обращался не только при работе над волнами и облаками, с их помощью он умел вдохнуть жизнь и в сушу. «Землю и камни Айвазовский писал грубыми щетинистыми кистями. Возможно, что он их специально подрезывал, чтобы жесткие концы щетины оставляли борозды на красочном слое, — рассказывает искусствовед Барсамов. — Краска в этих местах обычно положена плотным слоем. Как правило, Айвазовский почти всегда лессировал землю. Лессировочный (более темный) тон, попадая в борозды от щетины, придавал своеобразную живость красочному слою и большую реальность изображенной форме».
Что же до вопроса «откуда краски?», известно, что в последние годы он покупал краски берлинской фирмы «Mеwes». Все просто. Но имеется еще и легенда: будто бы Айвазовский покупал краски у Тёрнера. На этот счет можно сказать только одно: теоретически это возможно, но даже если так — Айвазовский точно не написал тёрнеровскими красками все 6 000 своих работ. И ту картину, которой впечатленный Тёрнер посвятил стихотворение, Айвазовский создал еще до знакомства с великим британским маринистом.
Иван Константинович Айвазовский. Неаполитанский залив в лунную ночь.
«На картине твоей вижу луну с ее золотом и серебром, стоящую над морем, в нем отражающуюся. Поверхность моря, на которую легкий ветерок нагоняет трепетную зыбь, кажется полем искорок. Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность, но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое вечно и могущественно, потому что тебя вдохновляет гений», — стихотворения Уильяма Тёрнера о картине Айвазовского «Неаполитанский залив в лунную ночь».
Иван Константинович Айвазовский. Среди волн.
Главное – начать, или В темпе Айвазовского
Айвазовский всегда начинал работу с изображения неба, причем писал его в один приём — это могли быть и 10 минут, и 6 часов. Свет в небе он рисовал не боковой поверхностью кисти, а ее торцом, то есть «освещал» небо многочисленными быстрыми прикосновениями кисти. Небо готово — можно отдохнуть, отвлечься (впрочем, такое он позволял себе только с картинами, на которые уходило достаточно много времени). Море же мог писать и в несколько заходов.
Долго работать над картиной в представлении Ивана Айвазовского — это, к примеру, писать одно полотно 10 дней. Именно столько понадобилось художнику, которому на тот момент исполнился 81 год, чтобы создать свою самую большую картину — «Среди волн». При этом, по его признанию, вся его жизнь была подготовкой к этой картине. То есть работа потребовала максимум усилий от художника — и целых десять дней. А ведь в истории искусства не редкость случаи, когда картины писались по двадцать и более лет (например, Федор Бруни писал своего «Медного змия» 14 лет, начал в 1827-м, а закончил в 1841-м).
В Италии Айвазовский в определенный период сошелся с Александром Ивановым, тем самым, который писал «Явление Христа народу» 20 лет, с 1837-го по 1857-й. Они даже пытались вместе работать, но довольно скоро повздорили. Иванов мог месяцами трудиться над этюдом, пытаясь добиться особой точности тополиного листочка, Айвазовский же успевал за это время исходить все окрестности и написать несколько картин: «Писать тихо, корпеть месяцы не могу. Не отхожу от картины, пока не выскажусь». Столь разные таланты, разные способы творить — каторжный труд и радостное любование жизнью — не могли долго держаться рядом.
Иван Айвазовский рядом со своей картиной, фотография 1898 года.
Айвазовский у мольберта.
«Обстановка мастерской отличалась исключительной простотой. Перед мольбертом стоял простой стул с плетеным камышовым сиденьем, спинка которого была залеплена довольно толстым слоем краски, так как Айвазовский имел привычку закидывать руку с кистью за спинку стула и, сидя в пол-оборота к картине, оглядывать ее», — из воспоминаний Константина Арцеулова, этот внук Айвазовского тоже стал художником.
Творчество как радость
Муза Айвазовского (извините нам эту высокопарность) — радостна, а не мучительна. «По легкости, видимой непринужденности движения руки, по довольному выражению лица, можно было смело сказать, что такой труд — истинное наслаждение», — это впечатления чиновника Министерства императорского двора, литератора Василия Кривенко, наблюдавшего за тем, как Айвазовский работает.
Айвазовский, безусловно, видел, что для многих художников их дар — то ли благословенье, то ли проклятье, иные картины пишутся едва ли не кровью, истощая и выматывая своего создателя. Для него же подходить с кистью к холсту всегда было самой большой радостью и счастьем, он обретал особую легкость и всемогущество в своей мастерской. При этом Айвазовский внимательно прислушивался к дельным советам, не отмахивался от замечаний людей, которых ценил и уважал. Хотя не настолько, чтобы поверить, что легкость его кисти есть недостаток.
Пленэр VS мастерская
О важности работы с натурой в те годы не твердил только ленивый. Айвазовский же предпочитал с натуры делать мимолетные наброски, а писать в мастерской. «Предпочитал», пожалуй, не совсем то слово, дело не в удобстве, это был его принципиальный выбор. Он считал, что невозможно изобразить с натуры движение стихий, дыхание моря, раскаты грома и сверкание молнии — а именно это его интересовало. Айвазовский обладал феноменальной памятью и своей задачей «на натуре» считал впитывать происходящее. Ощущать и запоминать, для того чтобы, вернувшись в мастерскую, выплеснуть эти ощущения на холст — вот зачем нужна натура. При этом Айвазовский был великолепным копировальщиком. Во время обучения у Максима Воробьева он продемонстрировал это свое умение в полной мере. Но копирование — хоть чьих-то картин, хоть природы — представлялось ему куда меньшим, чем он способен сделать.
Иван Константинович Айвазовский. Бухта Амальфи в 1842 году. Набросок. 1880-е
Иван Константинович Айвазовский. Побережье в Амальфи.
О стремительной работе Айвазовского и о том, что представляли из себя его наброски с натуры, оставил подробные воспоминания художник Илья Остроухов:
«С манерой выполнения художественных работ покойным знаменитым художником-маринистом Айвазовским мне пришлось случайно ознакомиться в 1889 году, во время одной из моих заграничных поездок, в Биаррице. Приблизительно в одно и то же время, в какое я прибыл в Биарриц, приехал туда и Айвазовский. Почтенному художнику было уже тогда, как помнится, лет этак за семьдесят… Узнав, что я хорошо знаком с топографией местности, [он] тотчас же потянул меня на прогулку по океанскому берегу. День был бурный, и Айвазовский, очарованный видом океанского прибоя волн, остановился на пляже…
Не спуская глаз с океана и ландшафта далеких гор, он медленным движением достал свою крохотную записную книжку и нарисовал всего лишь три линии карандашом — очертание далеких гор, линию океана у подошвы этих гор и линию берега от себя. Потом мы пошли с ним дальше. Пройдя около версты, он снова остановился и сделал такой же рисунок из нескольких линий в другом направлении.
— День пасмурный сегодня, — сказал Айвазовский, — и вы мне, пожалуйста, скажите только, где у вас здесь восходит и заходит солнце.
Я указал. Айвазовский поставил в книжке несколько точек и спрятал книжку в карман.
— Теперь пойдемте. Для меня этого достаточно. Завтра я нарисую океанский прибой в Биаррице.
На другой день действительно были написаны три эффектные картины морского прибоя: в Биаррице: утром, в полдень и при закате солнца…»
Иван Константинович Айвазовский. Биарриц. 1889
Солнце Айвазовского, или При чем тут импрессионизм
Армянский художник Мартирос Сарьян заметил, что какую бы грандиозную бурю Айвазовский ни изображал, в верхней части холста всегда сквозь скопление грозовых туч будет пробиваться луч света — иногда явственный, иногда тонкий и едва заметный: «Именно в нем, этом Свете, и заключен смысл всех изображенных Айвазовским бурь».
Иван Константинович Айвазовский. Буря на Северном море.
Иван Константинович Айвазовский. Лунная ночь. 1849
Иван Константинович Айвазовский. Неаполитанский залив в лунную ночь. 1892
Иван Константинович Айвазовский. Корабль «Императрица Мария» во время шторма. 1892
Иван Константинович Айвазовский. Лунная ночь на Капри. 1841
Если это солнце, то оно осветит самую черную бурю, если лунная дорожка, то заполнит своим мерцанием все полотно. Мы не собираемся называть Айвазовского ни импрессионистом, ни предтечей импрессионизма. Но процитируем слова мецената Алексея Томилова — он критикует картины Айвазовского: «Фигуры пожертвованы до такой степени, что не распознать: на первом плане мужчины это или женщины (…) красуется воздух и вода». Об импрессионистах мы говорим, что главные герои их картин: цвет и свет, одна из основных задач — передача световоздушной массы. В работах Айвазовского на первом месте — свет, и да, совершенно верно, воздух и вода (в его случае это о небе и море). Всё прочее выстраивается вокруг этого главного.
Он стремится не просто правдоподобно изобразить, но передать ощущения: солнце должно сиять так, чтобы хотелось зажмуриться, от ветра зритель съёжится, от волны отпрянет в испуге. Последнее, в частности, проделал Репин, когда Айвазовский внезапно распахнул перед ним дверь комнаты, за которой вставал его «Девятый вал».
Иван Константинович Айвазовский. Девятый вал.
Как смотреть на картины Айвазовского
Художник дал совершенно однозначные рекомендации: следует искать на холсте самую яркую точку, источник света, и, пристально всмотревшись в нее, скользить взглядом по холсту. К примеру, когда его упрекали, что «Лунная ночь» не закончена, от утверждал, что если зритель «обратит главное внимание на луну и постепенно, придерживаясь интересной точки картины, взглянет на прочие части картины мимоходом, и сверх этого, не забывая, что это ночь, которая нас лишает всяких рефлексий, то подобный зритель найдет, что эта картина более окончена, нежели как следует».
Иван Константинович Айвазовский. Лунная ночь в Крыму. Гурзуф, 1839, 101×136.5 см.
Иван Константинович Айвазовский. Лазоревый грот. Неаполь. 1841
Современного зрителя порой обескураживает интенсивный колорит полотен Айвазовского, его яркие, бескомпромиссные краски. Этому есть объяснение. И это вовсе не дурной вкус художника.
Фрагмент картины Ивана Айвазовского «Корабль среди бурного моря» (Эрмитаж).
Сегодня на марины Айвазовского мы смотрим в музеях. Часто это провинциальные галереи, с обветшалым интерьером и без специального освещения, которое заменяется просто светом из окна. Но при жизни Айвазовского его картины висели в богатых гостиных и даже во дворцах. Под лепными потолками, на оклеенных роскошными шпалерами стенах, в свете люстр и канделябров. Вполне возможно, художник заботился о том, чтобы его картины не потерялись на фоне пестрых ковров и мебели с позолотой.
Знатоки говорят, что ночные пейзажи Айвазовского, которые нередко выглядят простовато при скудном естественном освещении или под редкими лампами, оживают, становятся таинственными и благородными, какими их задумывал художник, если смотреть на них при свечах. Особенно те картины, которые Айвазовский при свечах и писал.