азбука веры апостол любви

Православная Жизнь

Андрей Блум родился 19 июня (6 июня) 1914 года в Лозанне, в семье сотрудника российской дипломатической службы (у отца были шотландские корни), по материнской линии — племянник знаменитого композитора Александра Скрябина. Детство Андрея прошло в Персии, где его отец был консулом.

В 14-летнем возрасте Андрей прочёл Евангелие и обратился ко Христу, состоял активным членом РСХД, был прихожанином Трёхсвятительского подворья в Париже. 10 сентября 1939 года тайно принял монашеские обеты и отправился на фронт в качестве армейского хирурга (1939—1940), затем работал врачом в Париже.

Во время оккупации Франции участвовал в движении Французского сопротивления, был врачом в антифашистском подполье. 17 апреля 1943 года был пострижен в мантию с именем Антоний в честь преподобного Антония Киево-Печерского. Постриг совершал настоятель Подворья и духовник постригаемого архимандрит Афанасий (Нечаев).

Андрей Блум работал врачом вплоть до 27 октября 1948 года, когда митрополит Серафим (Лукьянов) рукоположил его во иеродиакона[1]. 14 ноября 1948 года митрополитом Серафимом (Лукьяновым) рукоположён во иеромонаха и направлен в Великобританию в качестве духовного руководителя англо-православного Содружества святого Албания и преподобного Сергия (1948—1950).

С 1 сентября 1950 года — настоятель патриаршего храма святого апостола Филиппа и преподобного Сергия в Лондоне. 7 января 1954 года возведён в сан игумена. 9 мая 1956 года возведён в сан архимандрита. В декабре этого же года назначен настоятелем патриаршего храма Успения Божией Матери и Всех святых в Лондоне. На должности настоятеля данного храма, впоследствии кафедрального собора, он оставлялся до своей кончины.

29 ноября 1957 года — наречён, а 30 ноября 1957 года в Лондоне хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Западно-Европейского экзархата Московского Патриархата с местопребыванием в Лондоне. Архиерейскую хиротонию совершили архиепископ Клишинский Николай (Ерёмин) и епископ Апамейский Иаков (Вирвос), викарий Экзарха Патриарха Константинопольского в Западной Европе.

В 1958 году был участником богословских собеседований между делегациями Православных Церквей и представителями Англиканской Церкви. В 1962 году возведён в сан архиепископа с поручением окормления русских православных приходов в Великобритании и Ирландии во главе учреждённой 10 октября 1962 года Сурожской епархии РПЦ в Великобритании.

Его проповеди привлекли в лоно православной Церкви сотни англичан. 3 декабря 1965 года возведён в сан митрополита и назначен Патриаршим экзархом Западной Европы.

Было отмечено, что за 34 года пастырского служения он прочитал в инославных общинах, храмах, студенческих и иных группах свыше 10 тысяч лекций.

Источник

Глава 13

Имеют ли какое значение духовные дарования без любви? (1–3). Высокое существо любви (4–7). Вечное неизменное существование любви, и только ее одной (8–13)

Ап. указывает основание того, почему указанные дары должны окончить свое существование. Пророчество могло раскрывать только отдельные черты картины будущего, равно как и обладавшие даром знания могли понимать только отдельные стороны истории домостроительства нашего спасения. А между тем для того чтобы понимать хорошо какой-нибудь отдельный пункт, необходимо с ясностью представлять себе целое: только полное познание есть истинное познание, а этого полного познания в настоящей жизни человек добиться не может. – О даре языков. Здесь Ап. не говорит: прекращение его, как предполагающего состояние экстатическое, для него не может быть и предметом вопроса. Кто действительно постоянно находится в Боге, живет в Боге – так будут жить все верующие в царстве славы, а некоторые живут уже и теперь, – тот не нуждается в этом особом средстве, какое представляет собою экстаз, для того чтобы по временам приходить в общение с Богом.

Прекращение дарований не влечет за собою оскудения духа церковного. Напротив, Церковь достигнет тогда совершенства во всем. Будущее знание будет отличаться от «дара знания» и широтою своею и легкостью приобретения, потому что мы будем видеть все как бы из центрального пункта, откуда все, весь предмет виден вполне ясно.

Объясняя употребленное им в 11-м ст. сравнение, Ап. говорит, что в настоящей жизни мы постигаем божественное только в его отражении, как лицо свое видим в зеркале. Но у нас зеркала хорошо отражают лицо, а в древности они не давали ясного отражения, потому что делались из металла ( «сквозь тусклое стекло» – перевод неправильный. Выражение: δι εσόπτρου значит: посредством зеркала, в зеркале). – «Гадательно» ( εν αινίγματι ) т. е. в темных, неясных очертаниях, которые дают только приблизительное представление о вещах. Это определение относится ближе всего к дару пророчества. Дух Божий вызывал в душе пророка такие образы и картины, в каких выражалась божественная мысль. Чтобы понять эти образы, пророку приходилось устремлять на них всю силу своего внимания (ср. 1Петр. 1 и сл.). Такое объяснение подтверждается сходством употребленного Апостолом выражения с выражением кн. Чисел о Моисее, которому Бог давал видеть Себя явно ( έν ειδει ), а не в неясном очертании ( не в гадании – δι αινιγμάτων – Чис. XII:6–8 ).

Речь Ап. в 13-й гл. часто переходит в гимн в честь христианской любви и получает ритмический характер, но это гимн совершенно оригинальный, не имеющий ничего общего с произведениями священной еврейской и языческой письменности. Ср. проф. Муретова. «Новозаветная песнь любви сравнительно с «Пиром» Платона и «Песнью Песней» Соломона» («Богосл. Вестник» 1903 г.)

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Апостол Павел: истинная любовь не мыслит зла

Не сек­рет, что мыс­ли во мно­гом опре­де­ля­ют нашу жизнь. Как, по сло­ву апо­сто­ла Пав­ла, любить и не мыс­лить зла, то есть не пом­нить все­го пло­хо­го сво­им супру­гам? Вдум­чи­вый ответ на этот духов­ный вопрос помо­жет спа­сти мно­гие семей­ные союзы.

Про­дол­жая тему глав­ных посту­ла­тов уче­ния о люб­ви в посла­ни­ях апо­сто­ла Пав­ла, пере­да­ча «Сло­во» (Санкт-Петер­бург) пра­во­слав­но­го теле­ка­на­ла «Союз» сно­ва при­гла­си­ла в сту­дию про­то­и­е­рея Вла­ди­ми­ра Хула­па. Отец Вла­ди­мир – док­тор бого­сло­вия, про­рек­тор по учеб­ной рабо­те Санкт-Петер­бург­ской Духов­ной Академии.

«Если я гово­рю язы­ка­ми чело­ве­че­ски­ми и ангель­ски­ми, а люб­ви не имею, то я – медь зве­ня­щая или ким­вал зву­ча­щий. Если имею дар про­ро­че­ства, и знаю все тай­ны, и имею вся­кое позна­ние и всю веру, так что могу и горы пере­став­лять, а не имею люб­ви, – то я ничто.

И если я раз­дам все име­ние моё и отдам тело моё на сожже­ние, а люб­ви не имею, нет мне в том ника­кой пользы.

Любовь дол­го­тер­пит, мило­серд­ству­ет, любовь не зави­ду­ет, любовь не пре­воз­но­сит­ся, не гор­дит­ся, не бес­чин­ству­ет, не ищет сво­е­го, не раз­дра­жа­ет­ся, не мыс­лит зла, не раду­ет­ся неправ­де, а сора­ду­ет­ся истине; все покры­ва­ет, все­му верит, все­го наде­ет­ся, все переносит.

Любовь нико­гда не пере­ста­ёт, хотя и про­ро­че­ства пре­кра­тят­ся, и язы­ки умолк­нут, и зна­ние упразд­нит­ся» ( 1 Кор.13:1–8 ).

– В наших про­шлых пере­да­чах мы разо­бра­ли 12 качеств люб­ви, о кото­рых гово­рит апо­стол Павел: любовь дол­го­тер­пит, мило­серд­ству­ет, любовь не зави­ду­ет, не пре­воз­но­сит­ся… И все они, как ока­за­лось, очень акту­аль­ны для семей­ной жизни.

Отец Вла­ди­мир, сегод­ня мы про­дол­жим раз­би­рать 13 гла­ву Пер­во­го посла­ния хри­сти­а­нам Корин­фа апо­сто­ла Пав­ла. В ней ска­за­но, что любовь не мыс­лит зла. О чём идёт речь?

азбука веры апостол любви– Если тра­ди­ци­он­но взгля­нуть на гре­че­ский текст Посла­ния, то исполь­зу­е­мый здесь гла­гол «мыс­лить» взят из бух­гал­тер­ской сферы.

То есть он бук­валь­но озна­ча­ет «скру­пу­лёз­но запи­сы­вать и фик­си­ро­вать» какие-то отри­ца­тель­ные моменты.

Дей­стви­тель­но, если мы посмот­рим на семей­ную жизнь и на жизнь вооб­ще, то пой­мём: то, как чело­век смот­рит на окру­жа­ю­щий мир, мно­гое реша­ет. Тем самым, вся его жизнь опре­де­ля­ет­ся его мыслями.

Клас­си­че­ский при­мер, когда пче­ла на лет­нем поле видит цве­ты, источ­ник для мёда, для нек­та­ра, а муха видит на том же самом поле нечи­сто­ты. И это серьёз­ный при­зыв к тому, что­бы заду­мать­ся о роли мыс­ли в жиз­ни чело­ве­ка, и мыс­ли, в том чис­ле, и в наших семьях, и в наших хри­сти­ан­ских браках.

Хри­сти­ан­ство гово­рит о том, что и грех, и доб­ро­де­те­ли начи­на­ют­ся в мыс­ли. Любая мысль, кото­рая при­хо­дит на ум чело­ве­ку, может быть источ­ни­ком искушения.

Если он с ней заиг­ры­ва­ет, если эта мысль нега­тив­ная, отри­ца­тель­ная, и если начи­на­ет­ся уже некое соче­та­ние, как гово­рят свя­тые отцы, с этой мыс­лью, то чело­век уже начи­на­ет всту­пать в какой-то внут­рен­ний диа­лог. Затем этот диа­лог неред­ко наби­ра­ет обо­ро­ты, и затем уже вот эта мысль пере­хо­дит в некое кон­крет­ное дело, то есть уже в дело греха.

И то же самое мож­но ска­зать о мыс­ли положительной.

Когда при­хо­дят какие-то нега­тив­ные помыш­ле­ния, мы можем их убрать или заме­стить, пред­ло­жив на их место что-то дру­гое, что-то хоро­шее, пози­тив­ное. Этот же свя­то­оте­че­ский аске­ти­че­ский рецепт вполне при­ме­ним и к браку.

Пото­му что очень часто супру­ги, может быть, даже не осо­зна­вая это­го, ведут счёт толь­ко каким-то нега­тив­ным момен­там. Про­шёл день, или неде­ля, или месяц, и супруг или супру­га запо­ми­на­ет, в голо­ве откла­ды­ва­ет толь­ко что-то пло­хое: ты опять сде­лал что-то не так, ты опять посту­пил не таким обра­зом, как мне хоте­лось бы, ты не выпол­нил обе­ща­ния, и так далее.

И тем самым созда­ёт­ся совер­шен­но лож­ный, одно­сто­рон­ний образ чело­ве­ка, образ нега­тив­ный. И поэто­му, когда начи­на­ют­ся какие-то супру­же­ские кон­флик­ты, обви­ня­ю­щие друг дру­га диа­ло­ги, супру­ги неред­ко исполь­зу­ют сло­ва: ты все­гда дела­ешь так, ты все­гда так посту­па­ешь, ты неис­пра­вим, и так далее.

И сам чело­век ока­зы­ва­ет­ся в некой ловуш­ке, посколь­ку такие обид­ные вещи, непри­ят­ные вещи вдвойне или втройне непри­ят­нее услы­шать от само­го близ­ко­го чело­ве­ка, от того, с кем я живу всю жизнь, или хотел, по край­ней мере, про­жить всю жизнь, с тем, кому я отдаю все свои силы и энергию.

И осо­бо чув­стви­тель­ны­ми в этом отно­ше­нии, мне кажет­ся, ока­зы­ва­ют­ся дети. Когда ребён­ку с мла­дых ног­тей гово­рят, что ты неря­ха, ты опять не пра­виль­но сде­лал домаш­нее зада­ние, – у чело­ве­ка воз­ни­ка­ет такое ощу­ще­ние, что его поме­ща­ют в рамки.

Он как некое такое под­опыт­ное живот­ное, кото­рое поме­ща­ют в клет­ку, и эту клет­ку мы сами созда­ём для самых близ­ких себе людей. И потом удив­ля­ем­ся тому, поче­му эти люди живут по тем схе­мам, кото­рые мы им воль­но или неволь­но дали в каче­стве воз­мож­но­го сце­на­рия их существования.

Сло­ва апо­сто­ла Пав­ла, если их при­ме­нить по отно­ше­нию к хри­сти­ан­ско­му бра­ку, при­зы­ва­ют нас к радост­но­му, пози­тив­но­му виде­нию сво­е­го бра­ка. К тому, что­бы видеть в сво­ём супру­ге, в сво­их детях самые луч­шие каче­ства. Но это не озна­ча­ет, что мы долж­ны закры­вать гла­за на какие-то проблемы.

Это не озна­ча­ет пол­ное попу­сти­тель­ство, некое без­от­вет­ствен­ное отно­ше­ние к нашим близким.

Когда мы всту­па­ли в брак, когда мы с этим чело­ве­ком реша­ли вме­сте идти по жиз­ни, мы же виде­ли в нем какие-то заме­ча­тель­ные пре­крас­ные каче­ства, и поэто­му важ­но попы­тать­ся уви­деть эти каче­ства сей­час. Уви­деть сво­е­го супру­га теми гла­за­ми, каки­ми я видел его или её 10–15-20 лет назад, когда мы начи­на­ли вот это сов­мест­ное шествие по жизни.

У кого-то есть семей­ная бли­зо­ру­кость, у кого-то – семей­ная даль­но­зор­кость, и это тре­бу­ет кор­рек­ции. И если мы под­бе­рём пра­виль­ные очки, то смо­жем хоро­шо видеть.

Если очка­ми, через кото­рые мы смот­рим на наших ближ­них, будет Еван­ге­лие, будет Хри­стос, то, дей­стви­тель­но, мы за недо­стат­ка­ми все­гда смо­жем уви­деть глу­бин­ное ядро чело­ве­ка, кото­рый нико­им обра­зом не менее ценен не толь­ко для меня, но и для Бога.

И тогда дей­стви­тель­но, если мы гово­рим о том, что в ближ­нем мы встре­ча­ем Хри­ста, то, пожа­луй­ста, у нас в каж­дом бра­ке есть воз­мож­ность стать вот этой малой цер­ко­вью, ведь хри­сти­ан­ство так и назы­ва­ет хри­сти­ан­скую семью, – встре­чать­ся со Хри­стом, встре­чать­ся с Богом через моих ближ­них, еже­днев­ном слу­же­нии им.

– Далее мы чита­ем, что любовь не раду­ет­ся неправ­де, а сора­ду­ет­ся истине. О какой истине здесь сказано?

– Мне кажет­ся, при­ме­няя эти сло­ва апо­сто­ла Пав­ла к семей­ной жиз­ни, преж­де все­го речь идёт о правде.

Насто­я­щая креп­кая искрен­няя семья долж­на стро­ить­ся на прав­ди­вых отно­ше­ни­ях, и здесь не долж­но быть обма­на, не долж­но быть фаль­ши, не долж­но быть лжи в самых даже неболь­ших изна­чаль­ных проявлениях.

В Еван­ге­лии мы чита­ем о том, что вер­ный в малом верен в боль­шом, и наобо­рот. Соот­вет­ствен­но, если есть вот это прав­да, если есть вот это дове­рие и вер­ность в каких-то эле­мен­тар­ных повсе­днев­ных вещах меж­ду супру­га­ми, то мож­но гово­рить о том, что эта прав­да, эта исти­на будет рас­про­стра­нять­ся на все сто­ро­ны вот это­го счаст­ли­во­го брака.

Ведь, дей­стви­тель­но, неред­ко какие-то тяжё­лые и неиз­ле­чи­мые диа­гно­зы семей­ной жиз­ни, при­во­дя­щие к раз­во­ду, изме­ны или какие-то зави­си­мо­сти супру­га или обо­их супру­гов в бра­ке вызва­ны неболь­шой ложью на эле­мен­тар­ном началь­ном уровне.

Муж ска­зал жене, что нуж­но задер­жать­ся на рабо­те, у меня там дела. А на самом деле он зани­ма­ет­ся чем-то дру­гим – в луч­шем слу­чае с дру­зья­ми, а в худ­шем слу­чае зани­ма­ет­ся чем-то, что его брак разрушает.

Дове­рия у жены нет, начи­на­ет­ся рев­ность – и начи­на­ет­ся вот этот круг вза­им­но­го недо­ве­рия, вза­им­ной неправ­ды, вза­им­ной лжи, вза­им­ных уко­ров и так далее.

И поэто­му каж­дый супруг дол­жен здесь начать с само­го себя: быть прав­ди­вым, быть чест­ным, быть искрен­ним с самым близ­ким для него чело­ве­ком. И дей­стви­тель­но, у это­го чело­ве­ка есть пра­во на эту прав­ду и на эту искренность.

Если чело­век согла­сил­ся со мной жить всю жизнь, если он согла­сил­ся раз­де­лить со мной все самые раз­ные сто­ро­ны и эта­пы сво­е­го чело­ве­че­ско­го бытия, то есть он отда­ёт мне вре­мя, он отда­ёт мне всю свою жизнь, то этот чело­век име­ет пра­во на то, что­бы я был прав­див с ним.

И вот этой лжи, конеч­но, в бра­ке быть не долж­но. А если мы гово­рим о бра­ке хри­сти­ан­ском, то исти­на для хри­сти­ан – это Хри­стос, исти­на для хри­сти­ан – это Еван­ге­лие. И поэто­му вот эта радость об истине – это радость не про­сто о том, что супру­ги мир­но живут, или они хоро­шо про­во­дят вме­сте вре­мя, или у них есть квар­ти­ра, дача, дети ходят в хоро­шую школу.

Вот этот гре­че­ский гла­гол радо­вать­ся – «хай­ре» – мы встре­ча­ем в Еван­ге­лии очень часто и в запо­ве­дях бла­жен­ства, и в дру­гих местах, и мы видим, что неред­ко апо­стол Павел пишет хри­сти­а­нам: радуй­тесь, нахо­дясь в тем­ни­це, нахо­дясь в тюрь­ме. Эта радость совер­шен­но дру­го­го каче­ства, она не зави­сит от каких-то внеш­них условий.

Неред­ко мы счи­та­ем, что радость, сча­стье дости­га­ют­ся толь­ко тогда, когда мы дости­га­ем осу­ществ­ле­ния выпол­не­ния неких сво­их жела­ний и неко­е­го сво­е­го виде­ния того, как долж­на выгля­деть наша семья, наша квар­ти­ра, наша рабо­та, наша зар­пла­та. Но эта радость быст­ро появ­ля­ет­ся и точ­но так же быст­ро уходит.

Доста­точ­но посмот­реть, как раду­ем­ся мы ино­гда, подоб­но ребён­ку, новой игруш­ке, ново­му гад­же­ту, новой вещи, но про­хо­дит несколь­ко дней или недель, и мы уже о ней забы­ва­ем, хотим чего-то ново­го. И поэто­му вот эта пого­ня за зем­ной радо­стью, вот такой при­зем­лён­ной радо­стью, нико­гда не закончится.

Речь идёт о том, что радость насто­я­щая дости­га­ет­ся толь­ко тогда, когда супру­ги стре­мят­ся к истине. К истине, к сов­мест­ной прав­де, к прав­де с Богом, к прав­де в отно­ше­ни­ях друг с другом.

И если такая исти­на в их бра­ке суще­ству­ет, или, по край­ней мере, они стре­мят­ся её реа­ли­зо­вать, то такой брак может достичь истин­но­го сча­стья, кото­рое нико­им обра­зом не зави­сит от внеш­них обстоятельств.

В таком бра­ке, как бы тяже­ло ни было супру­гам, какие бы испы­та­ния Гос­подь им ни посы­лал, они раду­ют­ся. Они раду­ют­ся в скор­бях, они раду­ют­ся в испы­та­ни­ях, посколь­ку они нашли исти­ну, посколь­ку каж­дый из них раз­де­ля­ет эту исти­ну, и это исти­на не про­сто чело­ве­че­ская, но она явля­ет­ся Богооткровенной.

А эта исти­на и есть то, что явля­ет­ся неким внут­рен­ним камер­то­ном наше­го чело­ве­че­ско­го суще­ство­ва­ния. Если наша душа, моя душа и душа нашей семьи настро­е­ны по вот это­му камер­то­ну Боже­ствен­ной исти­ны, насту­па­ет насто­я­щая радость и насто­я­щее семей­ное счастье.

Источник

Любовь

Любо́вь

1) одно из имен Божьих, отра­жа­ю­щих одно из Его сущ­ност­ных свойств и ука­зы­ва­ю­щих на то, что, с одной сто­роны, Бог есть Сам в Себе все­со­вер­шен­ная Любовь и с другой сто­роны, Он изли­вает любовь на Свое тво­ре­ние;

2) осно­во­по­ла­га­ю­щая хри­сти­ан­ская доб­ро­де­тель, «сово­куп­ность совер­шен­ства» ( Кол.3:14 );

3) глу­бо­кое сер­деч­ное стрем­ле­ние одного лица к дру­гому как к пред­ста­ви­телю про­ти­во­по­лож­ного пола; при­вя­зан­ность к кому-либо, чему-либо.

Хри­сти­ан­ская любовь (как доб­ро­де­тель) по про­ис­хож­де­нию есть дар Духа Свя­того, по своей сущ­но­сти – обо́жение чело­века, по форме – жерт­вен­ное слу­же­ние.

Любовь Боже­ствен­ная

Любовь – одно из самых глав­ных имен Божьих. В своем Первом собор­ном Посла­нии еван­ге­лист Иоанн Бого­слов дважды повто­ряет, что «Бог есть любовь». Имя Любовь отра­жает одно из самых глав­ных и суще­ствен­ных для чело­века свойств Бога. По слову св. Гри­го­рия Бого­слова, если у хри­стиан кто-нибудь спро­сит, что они чествуют и чему покло­ня­ются, то их ответ будет готов: мы чтим Любовь.

Боже­ствен­ная любовь нераз­рывно свя­зана с Боже­ствен­ной спра­вед­ли­во­стью (Прав­дой Божией), поскольку Бог свят и не при­ем­лет зла.

Любовь чело­ве­че­ская

Чело­век создан по образу Божьему и должен упо­доб­ляться свой­ствам своего Созда­теля. Именно поэтому чело­веку запо­ве­дана любовь к Богу и создан­ному по образу Божьему ближ­нему. Запо­веди любви названы Спа­си­те­лем наи­боль­шими запо­ве­дями: «воз­люби Гос­пода Бога твоего всем серд­цем твоим и всею душею твоею и всем разу­ме­нием твоим: сия есть первая и наи­боль­шая запо­ведь; вторая же подоб­ная ей: воз­люби ближ­него твоего, как самого себя» ( Мф.22:36-40 ). Любовь к Богу и ближ­нему в хри­сти­ан­стве дости­га­ется через соеди­не­ние с Богом. Она названа плодом дей­ствия Самого Бога в чело­веке: «Бог есть Любовь, и пре­бы­ва­ю­щий в любви пре­бы­вает в Боге, и Бог в нем» ( 1Ин.4:16 ). Любовь – плод дей­ствия Свя­того Духа в чело­ве­че­ском сердце. Поскольку любовь пред­по­ла­гает живое соеди­не­ние чело­века и Бога, то она ведет к Бого­по­зна­нию и назы­ва­ется бого­слов­ской доб­ро­де­те­лью.

Любовь – осно­ва­ние хри­сти­ан­ской жизни. Без нее хри­сти­ан­ский подвиг и все доб­ро­де­тели лиша­ются смысла: «Если имею дар про­ро­че­ства, и знаю все тайны, и имею всякое позна­ние и всю веру, так что могу и горы пере­став­лять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожже­ние, а любви не имею, нет мне в том ника­кой пользы» ( 1Кор.13:2-3 ).

Любовь, с точки зрения Спа­си­теля и его уче­ни­ков, состоит не в пере­жи­ва­ниях, а в соблю­де­нии запо­ве­дей. “Если любите Меня, соблю­дите Мои запо­веди” ( Ин.14:15 ), — гово­рит Он сам, а Апо­стол Иоанн повто­ряет: “Кто гово­рит: “я познал Его”, но запо­ве­дей Его не соблю­дает, тот лжец, и нет в нем истины” ( 1Ин.2:4 ); “Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблю­дали запо­веди Его” ( 1Ин.5:3 ).

О том же гово­рит и Апо­стол Павел: “Ибо запо­веди: не пре­лю­бо­дей­ствуй, не убивай, не кради, не лже­сви­де­тель­ствуй, не поже­лай [чужого] и все другие заклю­ча­ются в сем слове: люби ближ­него твоего, как самого себя” ( Рим.13:9 ).

Основ­ные при­знаки хри­сти­ан­ской любви опре­де­лены апо­сто­лом: «Любовь дол­го­тер­пит, мило­серд­ствует, любовь не зави­дует, любовь не пре­воз­но­сится, не гор­дится, не бес­чин­ствует, не ищет своего, не раз­дра­жа­ется, не мыслит зла, не раду­ется неправде, а сора­ду­ется истине; все покры­вает, всему верит, всего наде­ется, все пере­но­сит» ( 1Кор.13:4-7 ).

Черты истин­ной любви

По своим глав­ным чертам хри­сти­ан­ская любовь жерт­вен­ная, дея­тель­ная и бес­ко­рыст­ная.

Четыре гла­гола суще­ствует в гре­че­ском языке для запе­чат­ле­ния в слове раз­лич­ных сторон чув­ства любви: Στοργη (сторги), έ̉ρος (эрос), φιλία (фили́я), αγάπη (агапи).

Филия (φιλία) — любовь дру­же­ская, эрос (ἔρως) — любовь-стрем­ле­ние (обычно пони­ма­е­мая лишь как чув­ствен­ная любовь); сторги (στοργή) —любовь в пре­де­лах семьи, рода, друзей, близ­ких; агапи (ἀγάπη) — любовь духов­ная, любовь-ува­же­ние, доброе отно­ше­ние (именно это слово было избрано Спа­си­те­лем, чтобы напол­нить его новым смыс­лом любви духов­ной).

С. Аве­рин­цев (из статьи «Любовь»):
«Раз­ра­бо­тан­ная тер­ми­но­ло­гия раз­лич­ных типов любви суще­ство­вала в древ­не­гре­че­ском языке. Эрос – это сти­хий­ная и страст­ная само­от­дача, вос­тор­жен­ная влюб­лен­ность, направ­лен­ная на плот­ское или духов­ное, но всегда смот­ря­щая на свой пред­мет «снизу вверх» и не остав­ля­ю­щая места для жало­сти или снис­хож­де­ния. Филиа – это любовь-дружба, любовь-при­язнь инди­вида к инди­виду, обу­слов­лен­ная соци­аль­ными свя­зями и личным выбо­ром. Сторгэ – это любовь-неж­ность, осо­бенно семей­ная. Агапэ – жерт­вен­ная и снис­хо­дя­щая любовь “к ближ­нему”».

Под­ра­зу­ме­вает ли Боже­ствен­ная любовь все­про­ще­ние?

Как Бес­пре­дель­ный, Бог обла­дает пол­но­той без­гра­нич­ных совер­шенств (см. подроб­нее: Что такое Боже­ствен­ная бес­пре­дель­ность и каковы её основ­ные черты?). В этом смысле Он име­ну­ется Все­со­вер­шен­ным. Любовь есть одно из при­над­ле­жа­щих Ему совер­шенств, одно из Боже­ствен­ных свойств ( 1Ин.4:8 ).

Без­гра­нич­ная любовь Божия изли­ва­ется на всё Его тво­ре­ние, в том числе на людей. Как в отно­ше­нии мира, так и в отно­ше­нии чело­века это свой­ство про­яв­ля­ется в нис­по­сла­нии благ, обна­ру­жи­ва­ясь во всех делах Его Про­мысла. Особым обра­зом Боже­ствен­ная любовь про­яви­лась в деле Спа­се­ния чело­века ( Ин.3:16 ).

Все­про­ще­ние Божие, выра­жа­е­мое в отно­ше­нии людей, соот­вет­ствует Его замыслу о Спа­се­нии. Можно ска­зать, все­про­ще­ние есть одна из сторон про­яв­ле­ния Боже­ствен­ной бла­го­сти и любви.

К сожа­ле­нию, как в преж­ние, так и в нынеш­ние вре­мена вокруг идеи о Боже­ствен­ном все­про­ще­нии фор­ми­ро­ва­лись и ложные мнения, суть кото­рых, говоря кратко, сво­дится к сле­ду­ю­щему: поскольку Бог Благ, Чело­ве­ко­лю­бив, Мило­сер­ден, постольку Он непре­менно изба­вит всех веру­ю­щих (и даже всех вообще людей) от вечных адовых мук, вне зави­си­мо­сти от того, как они про­во­дят свою земную жизнь.

Неко­то­рые мыс­ли­тели пола­гали, что избав­ле­ние греш­ни­ков от вечных муче­ний про­изой­дёт после их очи­ще­ния дей­ствием геенн­ского огня, а неко­то­рые отри­цали даже и это, утвер­ждая, что Бог просто возь­мёт и про­стит всех людей, дарует всем вечное сча­стье и вечный бла­жен­ный покой.

Такая пози­ция осно­вана на непра­вильно пони­ма­нии смысла Боже­ствен­ного все­про­ще­ния. Все­про­ще­ние Божье сопря­жено с высшей пре­муд­ро­стью (если бы оно сво­ди­лось к без­услов­ному осво­бож­де­нию всех людей от ответ­ствен­но­сти за грехи, это было бы сродни попу­сти­тель­ству).

По любви к чело­веку и по самой Своей доб­роте Бог, конечно же, всем желает добра. Для того Он и создал Свою Цер­ковь, наде­лив её осо­быми бла­го­дат­ными сред­ствами, чтобы люди могли вос­хо­дить в Цар­ство Божие.

Однако, чтобы жить в Цар­стве Небес­ном, чело­век должен быть к этому внут­ренне готов. Готов­ность же под­ра­зу­ме­вает не что иное как особое состо­я­ние духа, жела­ние жить в любви с Богом и ближ­ними, неже­ла­ние жить во грехе.

Если же какой-либо греш­ник не хочет осво­бож­даться от грехов, стра­стей и поро­ков, не стре­мится жить пра­вед­ной жизнью, не слу­шает Бога, враж­дует против ближ­них, то что ему делать в Цар­стве святых? Ведь жизнь в этом Цар­стве под­ра­зу­ме­вает совер­шенно обрат­ное.

По мысли святых отцов Церкви, на Страш­ном суде греш­ники, сгорая от угры­зе­ний сове­сти, срама и стыда, сами будут стре­миться укрыться от Боже­ствен­ного света, от сия­ю­щих бла­го­да­тью ликов святых (см. подроб­нее: Спа­сутся ли все?).

Опре­де­ле­ние без­за­кон­ни­ков на вечное пре­бы­ва­ние в аду не будет внешне (юри­ди­че­ски) нало­жен­ным нака­за­нием, но будет пол­но­стью соот­вет­ство­вать их внут­рен­нему нрав­ствен­ному состо­я­нию и настрою.

В этом также про­явятся Божьи бла­гость, любовь, мило­сер­дие. Как это ни пока­жется стран­ным, но по сооб­ра­же­нию отцов, хотя в аду нерас­ка­ян­ным греш­ни­кам при­дётся стра­дать, ока­жись они не в аду, а в Раю, их стра­да­ния были бы куда более мучи­тель­ными.

Любовь – это чув­ство или дей­ствие?

В зави­си­мо­сти от кон­тек­ста упо­треб­ле­ния, термин «любовь» может выра­жать раз­лич­ные смыс­ло­вые оттенки. Эту раз­ность можно уло­вить и в текстах Писа­ния.

43 Вы слы­шали, что ска­зано: люби ближ­него твоего и нена­видь врага твоего.
44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, бла­го­слов­ляйте про­кли­на­ю­щих вас, бла­го­тво­рите нена­ви­дя­щим вас и моли­тесь за оби­жа­ю­щих вас и гоня­щих вас,
45 да будете сынами Отца вашего Небес­ного, ибо Он пове­ле­вает солнцу Своему вос­хо­дить над злыми и доб­рыми и посы­лает дождь на пра­вед­ных и непра­вед­ных.
46 Ибо если вы будете любить любя­щих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47 И если вы при­вет­ству­ете только бра­тьев ваших, что осо­бен­ного дела­ете? Не так же ли посту­пают и языч­ники?
48 Итак будьте совер­шенны, как совер­шен Отец ваш Небес­ный.

про­то­и­е­рей Вален­тин Свен­циц­кий:
Любовь – это цель. Борьба со стра­стями – это путь. Молитва – это дви­жу­щая сила.

про­то­и­е­рей Максим Козлов:
Под­лин­ная любовь — это есть жела­ние род­ному близ­кому един­ствен­ному чело­веку веч­ного спа­се­ния; жела­ние такое, что оно пре­вос­хо­дит и побеж­дает все, что ради него можно забыть обо всем и пре­тер­петь все осталь­ное, в том числе и от этого чело­века.

пре­по­доб­ный авва Доро­фей:
…не требуй любви от ближ­него, ибо тре­бу­ю­щий (её) сму­ща­ется, если её не встре­тит; но лучше ты сам покажи любовь к ближ­нему, и успо­ко­ишься, и таким обра­зом при­ве­дёшь и ближ­него к любви.

пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский:
Если ты нахо­дишь, что в тебе нет любви, а жела­ешь иметь ее, то делай дела любви, хотя сна­чала без любви. Гос­подь увидит твое жела­ние и ста­ра­ние и вложит в сердце твое любовь.

иеро­мо­нах Мака­рий (Маркиш):
Любовь – это внут­рен­ний прин­цип хри­сти­ан­ской жизни, неот­де­ли­мый от неё самой. В ана­ло­гии со стро­и­тель­ством здания любовь сле­до­вало бы упо­до­бить кир­пи­чам или цементу.

про­то­и­е­рей Димит­рий Смир­нов:
Если мы не научимся любить, то все наше хри­сти­ан­ство мнимое и дутое, это есть само­об­ман и глу­пость, такое же иудей­ство. Я, гово­рит, в храм хожу. И буд­дист ходит в храм. Я, гово­рит, молюсь. Но и мусуль­ма­нин молится. Я мило­стыню подаю. Но и бап­тист подает. Я веж­ли­вый. Ну и японцы веж­ли­вые, языч­ники, и еще повеж­ли­вее в тысячу раз. У них это вообще в абсо­лют воз­ве­дено. Так в чем твое хри­сти­ан­ство? Покажи. Хри­сти­ан­ство только в одном, чего нет нигде: истин­ное хри­сти­ан­ство заклю­ча­ется в любви.
Нигде такой запо­веди нет, потому что люди всегда вос­при­ни­мают любовь как некое чув­ство. А как можно запо­ве­дать чув­ство? Оно либо есть, либо нет. Сего­дня проснулся с одним чув­ством, завтра – с другим. И как можно себя заста­вить любить? Никак нельзя, это задача совер­шенно невы­пол­ни­мая. А Хри­стос гово­рит: «Сие запо­ве­даю вам» – Он дал нам такую запо­ведь. И Он дал нам этот путь: «Как хотите, чтобы с вами посту­пали люди, так посту­пайте и вы с ними». Если все время это золо­тое пра­вило при­ме­нять в жизни, мы посте­пенно поймем, что же, соб­ственно, от нас тре­бу­ется и в словах, и в мыслях, и в чув­ствах. А все, что в нас сопро­тив­ля­ется этому, надо отме­тать, как это ни трудно. Труд­ность состоит в том, что грех стал нашим суще­ством. Он стал свой­стве­нен нам, стал нашей второй нату­рой. Поэтому все в нас сопро­тив­ля­ется бла­го­дати Божией. Но все равно надо нам ста­раться не дья­вола слу­шаться, а Бога. Конечно, очень трудно под дей­ствием одной только веры все свое есте­ство пере­ме­нить на новое. Если бы не Гос­подь, это было бы вообще невоз­можно. Но Он пришел на землю, осно­вал Цер­ковь, кото­рая питает нас своими таин­ствами – от них мы полу­чаем силу Божию, и с помо­щью силы Божией это все совер­шить можно.

В.Н. Лос­ский:
Любовь Бога к чело­веку так велика, что она не может при­нуж­дать, ибо нет любви без ува­же­ния… Таков Боже­ствен­ный Про­мысл, и клас­си­че­ский образ педа­гога пока­жется весьма слабым каж­дому, кто почув­ство­вал в Боге про­ся­щего пода­я­ния любви нищего, жду­щего у дверей души и нико­гда не дер­за­ю­щего их взло­мать.

пре­по­доб­ный Иустин (Попо­вич):
Любовь не есть свой­ство Боже­ства, любовь есть сущ­ность Боже­ства, и чело­век, сотво­рён­ный по образу Божию, должен иметь своей сущ­но­стью любовь. Иначе это недо­че­ло­век, полу­че­ло­век.

пре­по­доб­ный Максим Испо­вед­ник (Доб­ро­то­лю­бие):
Чело­веки похвально или предо­су­ди­тельно любят друг друга по сле­ду­ю­щим пяти при­чи­нам: или для Бога, – как доб­ро­де­тель­ный любит всех, а доб­ро­де­тель­ного любит даже и недоб­ро­де­тель­ный; или по есте­ству, – как роди­тели любят детей, и на оборот; или по тще­сла­вию, – как хва­ли­мый хва­ля­щего; или из коры­сти, как бога­того за получки; или по сла­сто­лю­бию, – как рабо­та­ю­ший чреву, и тому, что под чревом, устро­я­ю­щего пиры. Первая из сих похвальна, вторая обо­юдна, прочие страстны.

схи­ар­хи­манд­рит Эми­лиан (Вафи­дис):
Я не должен ожи­дать от ближ­него любви. Един­ствен­ное, что я могу сде­лать, — это поло­жить за него свою голову, чтобы пока­зать ему свою любовь. Всякое с моей сто­роны тре­бо­ва­ние любви — грех перед Богом, при­знак нездо­ро­вого состо­я­ния души. Если я требую любви, мое буду­щее сомни­тельно и непрочно. Только стра­да­ю­щий, несчаст­ный, име­ю­щий душев­ную рану чело­век тре­бует себе любви. Чело­век духовно зрелый нико­гда не доби­ва­ется любви от дру­гого. Кто чув­ствует нужду в том, чтобы его любили, тот не может ни любить других, ни при­не­сти что-либо Богу, пусть даже самое малое. Он неспо­со­бен слу­жить Богу и даже может стать опас­ным для Церкви. Горе такому чело­веку, если он займет ответ­ствен­ный цер­ков­ный пост, будет назна­чен про­по­вед­ни­ком или духов­ни­ком, полу­чит адми­ни­стра­тив­ную власть, станет епи­ско­пом. Тогда жизнь тысяч людей он пре­вра­тит в кошмар, пока­ле­чит мно­же­ство душ. Его жизнь постро­ена на непра­виль­ных нача­лах, поэтому он не может жить истин­ной духов­ной жизнью, не может иметь пра­виль­ных отно­ше­ний с людьми. С ближ­ними его свя­зы­вает не искрен­няя любовь, но некое жалкое подо­бие любви, вымыш­лен­ное, наиг­ран­ное чув­ство, и потому такая связь при­но­сит только вред его душе.

прот. Джеймс Берн­стайн:
Осно­во­по­ла­га­ю­щим для хри­сти­ан­ства явля­ется посту­лат о том, что «Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8,16 ). После­до­ва­тели моно­те­и­сти­че­ских рели­гии, иуда­изма и ислама, также верят, что Бог любит. Иудеи на вопрос, кого или что Он любит, отве­чают — Свое тво­ре­ние. Однако Пра­во­слав­ная Цер­ковь под­чер­ки­вает именно то, что Бог есть любовь. То есть любовь при­от­кры­вает нам тайну самой сущ­но­сти Бога и рас­ска­зы­вает, каким Он был до появ­ле­ния все­лен­ной и вре­мени. Он любил и до того, как творил. Так что любовь — не выра­же­ние Его воли, направ­лен­ное на тво­ре­ние. Это неотъ­ем­ле­мая часть Его есте­ства.

мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний:
Только когда любовь настолько глу­бока, огненна, светла, полна такой радо­сти и про­стора, что может вклю­чить и нена­ви­дя­щих нас – активно, дея­тельно, зло нас нена­ви­дя­щих, – тогда наша любовь ста­но­вится Хри­сто­вой. Хри­стос пришел в мир греш­ных спасти, т.е. именно тех, кто если не словом, то жизнью отвер­нулся от Бога и воз­не­на­ви­дел Его. И Он про­дол­жал любить их, когда на про­по­ведь Его они отве­тили насмеш­кой и злобой. Он про­дол­жал их любить в саду Геф­си­ман­ском, в эту страш­ную ночь искуп­ле­ния, когда Он стоял перед смер­тью Своей, кото­рую при­ни­мал именно ради этих нена­ви­дя­щих Его людей. И Он не поко­ле­бался в любви, когда, умирая на кресте, окру­жен­ный злобой и насмеш­ками, остав­лен­ный, молился Отцу: «Прости им, они не знают, что творят!» Это не только любовь Хри­стова, Его соб­ствен­ная любовь; это любовь, кото­рую Он нам запо­ве­дал, иначе ска­зать, по наслед­ству оста­вил: уме­реть ради того, чтобы другие пове­рили и в эту любовь, и в ее непо­бе­ди­мую силу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *