Азия авто казахстан суд
Суд решил: «Азия Авто» должна вернуть государству 174 млрд тенге
Специализированный межрайонный экономический суд Нур-Султана принял решение по иску Мининдустрии
Верховный суд РК опубликовал решение суда первой инстанции в отношении автосборочной компании «Азия Авто». Напомним, Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК решило через суд взыскать с компании в республиканский бюджет убытки в размере 173 979 726 000 тенге. Суд решил иск удовлетворить. Кроме того, «Азия Авто» должна в доход местного бюджета заплатить государственную пошлину в размере 5 219 391 780 тенге. Это решение компания еще может обжаловать в судебной коллегии по гражданским делам суда Нур-Султана.
Почему в кризисный год резко выросли продажи авто в Казахстане
При этом суд отказал истцу в наложении ареста на имущество и деньги автосборочной компании.
Напомним, в прошлом году министерство отозвало льготы, которые до апреля 2020 имела «Азия Авто»: возможность не платить НДС и компенсацию утилизационного сбора. Такое решение чиновники приняли после того, как в «Азия Авто» не смогли запустить крупноузловую сборку автомобилей. В компании заявили, что в нынешних условиях это становится нерентабельно. В ноябре 2020 автосборочное производство в Усть-Каменогорске остановилось по инициативе руководства компании.
Решением Специализированного межрайонного экономического суда Нур-Султана 24 августа 2020 соглашение о промышленной сборке было расторгнуто. В министерстве заявили, что «Азия Авто» может и дальше продолжать работу, но без получения государственных преференций.
Банкротство или национализация: чем закончится конфликт «Азия Авто» с Мининдустрии?
Мининдустрии через суд расторгло соглашения с «Азия Авто» о предоставлении преференций. Владельцы грозят закрыть завод и лишить тысячи людей рабочих мест.
21 октября завод по сборке отечественных машин «Азия Авто» в апелляционной инстанции проиграл суд о налоговых преференциях. Истец – Министерство индустрии и инфраструктурного развития – просил суд расторгнуть соглашения, по которым предприятию полагались льготы.
Руководство «Азия Авто» утверждает, что лишение господдержки приведёт к закрытию завода, работы лишатся около пяти тысяч человек. Чтобы обратить внимание на проблему, бизнесмены записывали видеообращения и даже пытались организовать мирный автопробег в Нур-Султане, но им отказали в проведении акции из-за нарушения сроков подачи заявки.
Мы разбирались, что предшествовало судебным разбирательствам и почему конфликт интересов возник именно сейчас.
Какие преференции получал завод «Азия Авто»
Конфликт между Министерством индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) и группой компаний «Бипек Авто – Азия Авто» произошёл из-за соглашений, которые 10 лет давали автопредприятию налоговые и таможенные преференции. Взамен руководство завода обязалось построить цеха по сборке и окраске авто и увеличить локализацию.
Преференции для «Азия Авто» выглядели так:
Общая сумма льгот и преференций составила 361 млрд тенге.
Первое соглашение МИИР и «Азия Авто» заключили 24 июня 2010 года. Холдинг должен был ввести в эксплуатацию завод, где бы проводили сварку, покраску и сборку кузова хотя бы одной модели авто, с 1 июня 2017 года. Но этого не произошло, поэтому срок продлили ещё на два года, потом ещё на год – до 31 декабря 2020 года.
11 апреля 2020 года МИИР направило в «Азия Авто» уведомление с требованием предоставить акт выполненных работ, предупредив, что в противном случае соглашения расторгнут.
«Компания не ввела в эксплуатацию лакокрасочный и сварочный цеха. Доля местного содержания составила 23-31% вместо оговорённых 50%. В апреле 2020 года при представлении отчётности подтвердилось очередное невыполнение обязательств в рамках заключённого многостороннего соглашения о промышленной сборке моторных транспортных средств, которые АО «Азия Авто» взяло на себя почти 10 лет назад», – уточнили в МИИР на запрос Informburo.kz.
В 2018-2019 годах предприятие произвело легковых автомобилей на сумму 199,5 млрд тенге, при этом объём отчислений в бюджет составил 6,3 млрд тенге. За январь-июль 2020 года продукции произведено на сумму 83 млрд тенге, объём отчислений в бюджет составил 1,2 млрд тенге. Это данные, которые министерству предоставил завод.
Они немного отличаются от сведений сервиса проверки благонадёжности компаний Казахстана kompra.kz.
По данным сайта, объём налогов за 2018-2019 годы составил чуть больше 3,5 млрд тенге.
Как отреагировали в «Азия Авто» на угрозы МИИР
«Азия Авто» подало в суд на МИИР, требуя отозвать уведомление. Пока дело рассматривалось в суде, руководство компании записало с трудовым коллективом видеоролик, в котором действия министерства назвали недружественными. Гендиректор предприятия Ержан Мандиев заявил, что расторжение соглашения приведёт к остановке работы действующего конвейера и строительства цехов в Усть-Каменогорске.
После видеообращения администрация провела пресс-конференцию.
«Освобождение от налогов даёт нам значительное ценовое преимущество, которое будет утрачено в отсутствие этих льгот. Это означает увеличение себестоимости. Ввоз готовых автомобилей будет выглядеть дешевле, чем продолжение производства в Казахстане с уплатой всех налогов. В условиях, когда мы имеем обязательства перед кредиторами, продолжать убыточную деятельность будет невозможно», – объяснил на пресс-конференции 15 мая Ержан Мандиев.
Выполнить условия соглашения не получилось из-за трёх девальваций, которые произошли за время действия соглашения, объясняли в компании. В результате рынок авто обрушился четыре раза с 2013 по 2016 год. По итогам 2019 года он восстановился лишь на 45%.
«В 2015 году компания потеряла 97 млн долларов. Эти потери – курсовая разница. В 2018 году мы приступили к активному финансированию проекта (строительства завода. – Авт.), всего в него вложили 74 млн долларов. Но наш опорный банк (название не афишируется. – Авт.), к сожалению, начал испытывать проблемы, и финансирование было остановлено. Мы были вынуждены погасить все обязательства по этому проекту, которые к тому моменту возникли», – объяснил Ержан Мандиев.
Ситуацию, по его словам, усугубила пандемия коронавируса. Но речи о прекращении строительства не шло. На тот момент компания заявляла, что в проект уже вложили почти половину необходимых средств.
Чем закончились судебные баталии
«Азия Авто» проиграло суд по своему иску, а позже, 12 августа 2020 года, – и по иску МИИР. Суд Нур-Султана удовлетворил требования министерства. Теперь госорганы не должны давать АО «Азия Авто» и АО «Азия Авто Казахстан» какие-либо преференции по допсоглашению от 04.11.2019 года.
24 августа суд признал недействительным ещё два других допсоглашения. Руководство завода начало козырять – использовать трудовые коллективы для давления. Через несколько дней после вынесения решения суда, 28 августа, коллектив холдинга обратился к Президенту Казахстана с просьбой не допустить остановки работы завода «Азия Авто» в Усть-Каменогорске. Параллельно компания подала апелляционную жалобу.
19 октября сотрудники АО «Азия Авто» пытались организовать мирный автопробег в Нур-Султане, чтобы обратить внимание на проблемы руководства компании и МИИР. Акимат отказал в проведении акции протеста – заявка подана с нарушениями сроков.
В Instagram компании появилось новое видеообращение, в котором говорится, что компания полгода пытается обратить внимание на возникшую проблему, но все попытки оказались безуспешными.
Публикация от БИПЭК АВТО (@bipekofficial) 17 Окт 2020 в 2:17 PDT
«Работать без преференций невозможно. Ни одно производство в мире не работает без преференций. Если мы говорим о госполитике, то самое главное было бы – сохранить рабочие места любой ценой. Если вам не нравится управление компанией, можно сделать предложение – войти в капитал компании. Мы не получали ни одного такого предложения. Задача сегодня, которую мы видим, – это закрыть производство», – заявил Ерик Сагымбаев.
По его информации, на заводе работает 609 человек. Но если он закроется, работы лишатся пять тысяч сотрудников холдинга.
«В Казахстане более четырёх тысяч людей только в нашей группе компаний занимаются продажей, сервисным обслуживанием нашей продукции. В ноябре мы вынуждены выдать всем уведомления в соответствии с трудовым законодательством. В течение месяца рабочие места будут сокращены», – сказал Ерик Сагымбаев и добавил, что завод всё равно достроят.
После пресс-конференции, 21 октября 2020 года, апелляционная инстанция оставила в силе решение суда о расторжении ещё двух соглашений между МИИР и «Азия Авто».
Министерство готово рассмотреть возможность заключения нового соглашения по преференциям, когда «Азия Авто» выполнит свои обязательства.
Кому главный акционер «Азия Авто» продал долю холдинга
Тем временем главный акционер «Азия Авто» Анатолий Балушкин продал 10% своей доли российской компании «Энергохолод». До этого, по данным KASE:
По данным сайта kompra.kz, резидентами также являются Игорь Потапов (3%) и Ерик Сагымбаев (2,5%).
«Это правда, что российская компания вошла в капитал. Это подтверждает, что даже в такой ситуации нам доверяют другие компании», – прокомментировал продажу акций Ерик Сагымбаев.
Какую долю на рынке занимает «Азия Авто»
АО «Азия Авто» одно из первых начало собирать автомобили в Казахстане. Завод по сборке находится в Усть-Каменогорске, филиалы открыты во всех крупных городах страны. Он является совместным предприятием группы компаний «Бипэк авто – Азия авто» и российского «АвтоВАЗа» (по некоторым данным, российской стороне принадлежит 25% доли).
Предприятие собирает автомобили марок:
По итогам 2019 года, рыночная доля предприятия на отечественном рынке автопрома легковых машин составила 48%, сбыт достиг более 21 тысяч машин. Компания-конкурент «Сарыарка АвтоПром» за этот же период собрала для внутреннего рынка более 25 тысяч автомобилей.
По информации «КазАвтоПром», 70,6% всех покупок транспорта этого года приходится на отечественный автопром. Возможно, это связано с закрытием границ и экономическим кризисом, не позволяющим казахстанцам завозить из-за рубежа дорогие машины.
Пятёрка самых востребованных брендов:
Статус крупнейшей дилерской группы на рынке Казахстана сохраняет за собой холдинг «Бипек Авто – Азия Авто».
«Ситуация касается крупнейшего налогоплательщика и инвестора в автомобильной промышленности Казахстана, которая проявляет хороший потенциал. Благодаря работе «Азия Авто» республиканский бюджет получил более полумиллиарда долларов в виде налоговых отчислений, ни одно предприятие этой отрасли не показывает сопоставимых цифр», – прокомментировал директор по стратегическому планированию Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Артур Мискарян.
Почему конфликт интересов возник именно сейчас
Расул Рысмамбетов, финансовый консультант
АО «Азия Авто» долгое время было одним из любимчиков правительства, поэтому и получало льготы, а если где-то не соблюдало норм, то на это закрывали глаза. Не удивлюсь, если были неформальные и дружеские отношения между правительством и руководством компании, а потом они изменились по каким-то причинам. Сейчас у страны пустеют карманы и становится всё тяжелее поддерживать вообще любые компании, не только любимые. Ситуация в экономике всё сложнее и сложнее, а следовательно, господдержка будет сокращаться во всех направлениях.
Я не видел в СНГ предприятий, которые могли бы работать без поддержки государства. В Казахстане даже нефтяные компании работают с поддержкой правительства. У нас суть многих госпрограмм – вытащить государственные деньги и поддержать кого-нибудь и без этого богатого. В начале работы японцы и корейцы тоже закрывали свой рынок гигантскими пошлинами на ввоз иномарок. Не знаю, дойдёт ли «Азия Авто» до уровня Lexus или Hyundai, но в их словах может быть логика, если компания отчитается за госденьги и покажет, как она их тратила. Если деньги уходили на иностранные активы, в чём обвиняют компанию, то надо наказывать тех, кто это делал и тех, кто это одобрял.
Если министерство уверено в нарушениях со стороны «Азия Авто», тогда интересно будет узнать будущее предприятия после его банкротства. Сейчас правительство должно принять самые серьёзные меры, вплоть до временного управления предприятием. Однако прежде чем это делать, хотелось бы убедиться, что выбив нынешнюю команду из компании, правительство не просто взорвёт и закопает завод, а сделает его процветающим».
Андрей Чеботарёв, аналитик международной инвестиционной компании Exante
«Со стороны «Азия Авто» я вижу ничем не прикрытый наглый шантаж остановкой конвейера. Забрали преференции, но работать-то можно. Просто бизнес построен так, что без преференций их продукция не конкурентоспособна. Пять тысяч человек, которые потеряют работу из-за закрытия завода, – это не что иное как манипуляция цифрами. Около четырёх тысяч человек работает в дилерских центрах, которые продают не только машины, собранные на заводе, но и завезённые из других стран. Они не потеряют работу.
Никто не требует разработать казахстанскую модель с нуля, никто не просит построить ракету. Речь идёт о цехе покраски и сварки чужих моделей по готовым техническим нормам. Просто нужно вложить деньги, построить и сделать. И как им в этом мешала экономика Казахстана, не совсем понятно. Плохому танцору и ноги мешают. Оправдания выглядят очень жалкими.
Изначально поддержка была оправдана, ведь планировалось, что казахстанцы получат качественные дешёвые машины. Именно для этого «Азия Авто» давались преференции. Но этого не произошло. Здесь полностью ответственность на «Азия Авто», которое не смогло или изначально не хотело выполнять эти обязательства».
Пётр Своик, экономист
«Здесь совершенно странным образом отсутствует ответственность владельцев. И это навевает на очень нехорошие мысли. Получается, что либо государственная сторона, подписывая этот договор, как-то слишком уж простовато поступила. Либо та сторона, подписывая этот договор, уж очень ушло поступила. Но странным образом тут никто не отвечает своей собственностью.
Нет той зацепки, которая бы принудила Анатолия Балушкина и других акционеров обеспечить выполнение обязательств. Насчёт Балушкина не первый год функционируют слухи (правда или нет, мы с вами судить не можем), что он деньги потихоньку вытягивает из страны, переводит в Россию или другие места, и, дескать, в этом всё дело. А Балушкин в ответ аргументирует: «Если вы мне не дадите преференций, то люди останутся без зарплаты, им нечем будет платить кредиты, сами будете виноваты». Но вопрос о том, расстанется ли Балушкин со своими акциями, если не выполнит условия, не стоит.
Если хозяева завода не могут выполнить своих обязательств, то пусть он перейдёт в госсобственность. Государство же в него огромные деньги, хоть и косвенно, но вколотило, мы с вами, налогоплательщики, вколотили. Значит, акционеры должны компенсировать потери. Государство, приняв на себя часть пакета или все акции, должно либо выставить на аукцион для более эффективных собственников, либо некоторое время само поработать собственником и поднять его на ноги. В конце концов, если автомобилестроение требует преференций, почему это должен быть обязательно частник? Пусть это будет госпредприятие, которое на преференциях поднимется, а потом можно решать вопрос его приватизации».
МИИР РК требует почти 174 млрд тенге с «Азия Авто»
Руководство предприятия с требованиями не согласно.
Иск Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК о взыскании убытков в доход государства в размере 173 979 726 000 тенге с АО «Азия Авто» из-за неисполнения обязательств по соглашению о промышленной сборке был подан ещё в ноябре. Министерство настаивает, что именно на такую сумму за восемь лет предприятие недоплатило пошлин и НДС.
Руководство «Азия Авто» считает доводы МИИР несостоятельными, а сам судебный процесс идёт с нарушениями правил территориальной подсудности (министерство подало в суд в Нур-Султане, в «Азия Авто» настаивают на том, что рассматривать дело должны в Усть-Каменогорске).
В компании уверены, что «Азия Авто» никогда не пользовалось правами на преференции по НДС и пошлинам, основанными на соглашении о промсборке. Предприятие использовало механизмы, предусмотренные таможенным законодательством ЕАЭС. А сам срок начисления «убытка» выходит за пределы периода исковой давности, и вообще министерство не является надлежащим истцом. Вопросы таможенного декларирования и налоговых сборов отнесены к компетенции иных уполномоченных органов.
Специализированный экономический суд города Нур-Султан 8 декабря отказал в удовлетворении заявления переноса дела в Усть-Каменогорск, в то же время судья М. М. Сембин определил к участию в деле государственное учреждение «Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан» в качестве третьего лица на стороне истца, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора.
Следующее заседание пройдёт уже совсем скоро, «Азия Авто» планирует обжаловать отказ в слушании дела в Усть-Каменогорске в вышестоящей судебной инстанции.
Ещё по теме
Участок трассы в Павлодарской области открыли после ремонта
Коров на казахстанских трассах будут отпугивать ультразвуком
Объездную дорогу для двух посёлков построят возле БАКАД в Алматинской области
Повышать стоимость проезда по платным дорогам в Казахстане не будут
Комментариев: 25
Да уж 10 лет кормили кормили псевдопроизводство да не выкормили! Ребята не только с АА но и Сарыарка может хватит заниматься и обдирать простых граждан своим «производством» где даже гайки и те привезенные! Вы поймите не будет у нас развиваться автопром с такими ценами как Вы предлагаете! Что Вы сделали для удешевления своей «продукции»? Государство очнитесь уже откройте глаза, долго мы будем смотреть на этот беспредел. Переходите по ссылке в группу #нетутильсбору много чего интересного узнаете и увидите https://m.facebook.com/groups/877885162609576/?ref=pages_group_cta
Казахстану вообще не нужен свой автопром, слишком маленькое количество населения. Никакого смысла нету, рынок ничтожно мал для собственных сборочных линий.Лучше сосредоточится на выпуске того товара, который у нас хорошо получается делать.
Послушай бро…))) Прежде чем строить завод нужно просчитать рынок сбыта… Рынок авто уже поделён! И Казахстану лезть в эту нишу это просто жечь деньги в пустую и копить долги… Есть масса других ниш где можно конкурировать с наименьшими затратами и с большей отдачей.. с большим КПД. Ну а пример с Китаем это вообще детский сад… Китай сегодня первая экономика мира, промышленный гигант, с огромным собственным рынком… Вы сейчас приведёте в пример Узбекистан и Белоруссию…. но они то же работают на рынок СНГ в основном… и в любой момент их могут запретить это делать… Скажем так изменится стандарт по безопасности или по экологии и всё… А в другом сегменте более технологичных машин уже работают мировые концерны и они в этот рынок их не пустят…
бро об этом нужно было думать в 90 года когда перед всеми стоял выбор по какому пути идти включая Китай
Нагнуть решили Азию. Жалко будет, если завод обанкротят.
Не нагнуть, а отжать, не дают в Казахстане развиваться
Просто смена интересов и власти на верхних уровнях идёт, вот и последствия.
А что там отжимать ангары с подьемниками? У них ни покрасочных камер, ни линии сварки элементов кузова нет ведь из за этого весь шум, а значит там стоят подьемники с прикручиванием деталей к уже готовому кузову. Назовите мне причину почему я должен платить за авто больше чем у соседей (включая их НДС В 20% И УТИЛЬСБОР)? Если на то пошло, что государство хочет развивать автопроизводство так пускай не в ущерб гражданам своей страны это делает и за свой счет. Буквально 2 дня назад писали про Опель в германии там для развития производителя и улучшения экологии государство оплачивает 1/3 стоимости авто. Вот у них будет развитие. А заградительными мерами наши власти только усугубляют ситуацию в стране! Посмотрите 1/5 авто в продаже по всей стране уже составляют неразтаможенные авто и это только начало.
Вы хоть причину почитайте. Они на префернциях жили и обязались сделать завод мелкоузловой сборки. За все время цены дороже мировых держали и ничего не делали. Это правильно?
Этот бардак не искоренить кругом везде воры и жулики.
Цель такого предприятия в моём понимании это снабжение страны авто более привлекательными ценами, то есть покрыть потребность более выгодно чем из-за рубежа. Если нет то смысл строить лучше привозить! Был такой опыт до вступление в ЕАЭС…производили Тойота Фортунер. Все рады были …но цена была 32 тыс у.е. когда с ОАЭ пригоняли со всеми сборами выходило 25-27 тыс у.е.)) хватит лоббировать эту чушь ЕАЭС…ведь до нее все было норм то есть норм рыночная среда
не совсем так, основная цель такой модели — это создание добавочной стоимости внутри страны, чтобы оставить часть денег в нашей экономике. вначале добавочная стоимость создается за счет рабочей силы, деньги в виде зарплат и налогов не уходят за рубеж, а остаются в стране. далее, при правильном управлении, развиваются два основных направления: продукция начинает уходить на экспорт и происходит замещение иностранных комплектующих местными. в таком случае добавочная стоимость в разы выше, чем при простой сборке на внутренний рынок. ну а далее еще больше вариантов, вплоть до создания совместного предприятия. именно в этом должно быть заинтересовано государство, а не в низких ценах. снижение цен — это следствие конкурентной борьбы.
только все это не работает в созданной за 30 лет реальности. для развития нужна конкуренция, никто не будет вкладывать ни копейки в развитие, если конкуренция ограничена огромными пошлинами и сборами. нужно правовое государство со всеми атрибутами вроде разделения властей, беспристрастной судебной системы и т. д. найдите дураков, которые будут вкладывать миллионы долларов в страну, где завтра диктатор может запретить белые автомобили или его родственники просто отожмут завод. при этом никакой судебной защиты у вас нет, все сделано строго по закону, который приняли в прошлую пятницу. также нужно правильное управление, как у самого производителя, так и в государстве, без этого даже отличная идея превращается в опилки.
в этой теме очень много факторов, которые влияют на успех такой модели, я называл лишь основные. то, что сейчас у нас проиходит с автомобильным рынком — это закономерный результат, а не случайность или стечение негативных обстоятельств. невозможно, чтобы годсударством управлял человек (с докторской степенью по экономике, между прочим), который не понимал бы, что все закончится именно так.
Так никто не будет брать товар своего производства, если у соседа лучше и дешевле. Тем более с нашим бизнесом. Для этого и делались преференции, что бы он не был дороже.
преференции не делают товар дешевле, просто часть цены платит кто-то другой (в данном случае все граждане казахстана, у которых снижается уровень жизни в том числе и из-за этих преференций). а вот конкуренция действительно заставляет производителя повышать эффективность производства, что отражается и на ценах.
если наши машины неконкурентноспособны, то зачем тогда их производить? какая выгода стране от этого? деньги как уходили корейцам (россиянам, китайцам и т. д.), так и уходят. при этом бюджет не получает пошлины, люди вынуждены платить утилизационный сбор, рынок автомобилей не обновляется, множество рабочих мест, связанных с импортом, просто исчезли. мы поменяли шило на мыло, при этом еще неплохо доплатили. если у соседа лучше и дешевле, то мы и должны покупать у соседа. а ему продавать то, что мы делаем лучше и дешевле. так живут большинство стран мира, в этом нет ничего страшного.
Это в очередной раз подтверждает то что у руля нашей страны стоят НУР дэбилы. Нет сейчас какой нибудь псевдо патриот скажет что это развитие, мы молодое государство и прочую популистскую хрень…))) Но давайте по факту… Обещали обновить автопарк страны… Цель достигнута? Нет! Обещали местным производством удешевить конечный продукт. Цель достигнута? Нет! Идём далее… Уже 40% авто ездят с гос регистрацией РФ. Все приграничные города… Это провальное управление страной…