азс напротив храма христа спасителя

В зоне риска: АЗС «Кремлёвская» The Village продолжает серию материалов об исторических домах в зоне риска. В новом выпуске — «Кремлёвская» автозаправка на Волхонке, которая может пострадать при реконструкции Пушкинского музея.

азс напротив храма христа спасителя

Название: Ансамбль автозаправочной станции, кассовый павильон
Адрес: ул. Волхонка, между владениями 14 и 16
Годы постройки: 1930-е гг.
Что находилось: АЗС
Что планируется: перенос, постройка здания Музея современного искусства

азс напротив храма христа спасителяазс напротив храма христа спасителяазс напротив храма христа спасителя

В пределах Бульварного кольца есть только одна автозаправочная станция, она же самая старая — напротив храма Христа Спасителя. Заправка построена в 1930-е годы по типовому проекту, авторство которого приписывают архитектору Алексею Душкину, создавшему многие станции московского метро, в том числе соседнюю с АЗС «Кропоткинскую». Здание выполнено в стиле ар-деко, практически все оригинальные детали сохранились нетронутыми, кроме самих колонок — их несколько лет назад заменили новыми. Заправка должна была стать частью огромного комплекса Дворца Советов, который хотели построить на месте взорванного в 1931 году храма. Но в итоге здесь открыли бассейн «Москва», а АЗС стала единственным напоминанием о грандиозных планах.

То, что заправка изначально получила статус правительственной, не кажется странным. В довоенные годы автомобилей было немного, и практически все они были государственными. Иногда, правда, в качестве поощрения машины получали ветераны и передовики производства, однако это случалось так редко, что не портило общей статистики. Наличного расчета на АЗС в 1930-е годы не существовало, топливо отпускали только по талонам, которыми, впрочем, здесь расплачиваются до сих пор.

азс напротив храма христа спасителяазс напротив храма христа спасителяазс напротив храма христа спасителяазс напротив храма христа спасителя

Сейчас с первого взгляда и не скажешь, что заправка работает: стены с отваливающейся краской, окна заклеены фольгой, двери крепко заперты, при въезде и выезде висят кирпичи, а на фасаде предупреждающая табличка «Заправка не производится». Зато внутри — современный кабинет с кондиционером, да и снаружи место оживает, когда к воротам подъезжает машина с мигалкой и правительственными номерами.

Вот только существовать такой элитарной системе осталось максимум лет пять. К 2018 году планируется реконструкция комплекса ГМИИ им. А. С. Пушкина под руководством Нормана Фостера. По плану музей получает под контроль еще несколько соседних зданий, осваивает подземное пространство и строит на месте АЗС выставочный центр из пяти цилиндров, похожее на гигантский стеклобетонный цветок. Раньше спецслужбы не соглашались на закрытие заправочной станции. Но сейчас этот вопрос, судя по всему, решен: ФСО поручили искать для заправки новое место.

Источник

АЗС для машин чиновников станет еще ближе к Кремлю

Старейшая действующая АЗС в Москве (9 фото)

06 ноября 2020 00:21

Метки: Кремлевская АЗС Старейшая действующая АЗС в Москве ул.Волхонка

«Кремлёвская» АЗС на Волхонке. Старейшая действующая АЗС в Москве. Работает с 1930х годов.

азс напротив храма христа спасителя
0

Смотреть все фото в галерее

Вот так выглядит Кремлевская автозаправка – старая советская станция в самом центре Москвы. Я сначала вообще думал, что она заброшенная, проходил мимо и случайно узрел.

азс напротив храма христа спасителя
0

Я сначала думал, может это личная заправка патриарха, ибо находится она сразу напротив Храма Христа Спасителя, но потом отогнал эти мысли, уж слишком аскетично выглядит эта станция. Пришел домой, загуглил, и мои предположения подтвердились — Кремлёвская АЗС на Волхонке — по некоторым сведениям, одна из старейших сохранившихся бензоколонок Москвы. Действующая бензоколонка, предназначенная только для правительственных машин. Единственная бензоколонка в пределах Бульварного кольца, единственный реализованный элемент Дворца Советов и одно из сохранившихся зданий советского ар-деко.

азс напротив храма христа спасителя
0

По одной из версий, построена по типовому проекту знаменитого архитектора Алексея Душкина (автора сталинской высотки у Красных ворот, «Детского мира» на Лубянке, станции метро «Кропоткинская»). Имеет статус вновь выявленного памятника архитектуры. «Заправка должна была стать частью огромного комплекса Дворца Советов, который хотели построить на месте взорванного в 1931 году храма. Но в итоге здесь открыли бассейн „Москва“, а АЗС стала единственным напоминанием о грандиозных планах. (…) Практически все оригинальные детали сохранились нетронутыми, кроме самих колонок — их несколько лет назад заменили новыми». «Новая газета» попыталась уточнить право собственности: «В интернете, кстати, есть куча официальных градостроительных документов, где о заправке говорится как об объекте ФСО. Но в самой ФСО мне заявили, что ни про какую АЗС на Волхонке, 16, не знают и не слышали, информация закрыта, и всё тут».

азс напротив храма христа спасителя
0

За те пять минут, что я там стоял, к заправке подъехало заправиться два автомобиля

азс напротив храма христа спасителя
0

Бензин выдается по талонам – водители просто засовывают в окошко какую-то бумагу и идут заливать топливо

азс напротив храма христа спасителя
0

азс напротив храма христа спасителя
0

Эта автозаправка предназначена для обслуживания только правительственных машин, так что частникам даже не стоит пытаться заехать сюда.

азс напротив храма христа спасителя
0

азс напротив храма христа спасителя
0

Метки: Кремлевская АЗС Старейшая действующая АЗС в Москве ул.Волхонка

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:

Уникальную Кремлевскую АЗС демонтируют ради концертного зала

азс напротив храма христа спасителя

Эта заправка овеяна массой городских легенд («бензин там самой высшей пробы», «заправка по специальным жетонам», «там сам Брежнев заправлялся») и является достопримечательностью российской столицы.

Заправка одна из старейших АЗС не только в Москве, но и в России: ее построили в 30-х годах прошлого столетия. И это единственный реализованный элемент Дворца Съездов. Также это единственная АЗС в пределах Бульварного кольца, но заправляются там исключительно правительственные машины. Сама станция считается объектом культурного наследия России.

Впервые угроза ее существованию возникла в 2010 году, когда было принято решение преобразовать Пушкинский музей в Музейный городок, ради чего планировалось перестроить весь квартал. Тогда идею отвергли, но в 2013-м музею предложили перенести АЗС в другое место, а тут построить выставочный зал. Министр культуры Владимир Мединский утверждал, что станция мешает строительству городка, хотя эксперты говорили, что вряд ли объект площадью 10 на 15 метров может помешать чему-либо.

Все это время Кремлевскую АЗС спасало то, что находится она в федеральной собственности, и то, что, по неподтвержденным сведениям, она является объектом Федеральной службы охраны (ФСО). В 2016 году музейщики говорили о том, что АЗС сохранят, Музейный городок построят вокруг нее, а сама станция превратится в билетные кассы. Однако по новому проекту, реализация которого начнется в следующем году, Кремлевская АЗС все же с Волхонки исчезнет.

«На прошлой неделе в Москомархитектуре произошло утверждение градостроительного регламента. До 20 декабря нам выдадут свидетельство, по которому будут утверждены планировочные решения и внешний облик. В следующем году мы начнем демонтаж и перенос заправки на Кремлевскую набережную», — цитирует агентство ТАСС замдиректора «Пушкинского» по капитальному строительству Игоря Погребинского.

По словам главы музея, на месте АЗС построят стеклянный концертный зал-трансформер и информационный центр Музейного квартала. Сам зал будет трансформироваться в зависимости от ситуации в выставочное пространство или лекционную площадку.

Фото: АГН «Москва», Александр Щербак/ТАСС

Знаменитая бензоколонка на Волхонке может исчезнуть

Старейшая в Москве и единственная в пределах Бульварного кольца: знаменитая кремлевская бензоколонка, которая стоит на Волхонке еще с 30-х годов, вскоре может исчезнуть. Вернее, переехать в другое место. Образец советского ар-деко хотят перенести во двор жилого дома. Кто это решил, и что думают по поводу подобного прикосновения к истории жители дома?

Место волнений — небольшой пятачок земли на набережной Москвы-реки. Центр города.

«Вся эта территория охранялась культурным наследием — вся территория охранялась. И вдруг, оказывается, произошла выемка куска земли с этой территории и была передана Пушкинскому музею», — говорит старшая по дому Алла Лаишевская.

Во двор перед домом 1/9 на Кремлевской набережной Музей изобразительных искусств имени Пушкина переносит… бензоколонку. Звучит странно, но жильцы говорят, это именно так: музей — колонку — к нам во двор. Между Храмом Христа Спасителя и Кремлем сначала спилили деревья, а потом разломали старинную приусадебную стену — причем ночью.

«Ради проекта того культурного квартала на Волхонке мы жертвуем памятником XVII века», — говорит гид-переводчик, экскурсовод Олеся Динькова.

Путаница началась с этой известной бензоколонки — она по сей день обслуживает спецгараж. Возможно, поэтому заправка и сохранилась в первозданном виде, в котором была спроектирована архитектором Алексеем Душкиным. Это единственное, что реализовано было в проекте «Дворец Советов». Если бы его построили, то не было бы ни Храма Христа Спасителя, ни Пушкинского музея, ни всех окрестных особняков. Сегодня же заправка — архитектурный памятник, эхо Генплана 1935 года в стиле ар-деко.

«Действительно, это единственный объект в стиле ар-деко, вот такой, инфраструктурный, оставшийся в центре города. Большое остекление непосредственно павильона, заправочные колонки закрыты такими зонтиками или грибками, декора минимум, но в то же время он присутствует, в том числе, например, в ритме оформления этих подпорных колонн», — говорит главный редактор журнала «Московское наследие», историк Москвы Филипп Смирнов.

Но на этом месте на Волхонке будет музейный городок. Пушкинский избавляется от заправки. Но не ломает, чтобы не уничтожать объект культурного наследия, а планирует перенести ее на Кремлевскую набережную, где оказалось полно своих ценностей.

Дом Алябьева — он же палаты Зотова — сейчас под сеткой. Жилой исторический дом с обычными москвичами. Решение принято. Причем ни управа, ни Минкульт, ни музей, ни Москомнаследие эту странную «рокировку» пока не объясняют. Ведь для такого поворота нужно подготовить груду документации.

«По сути, нас отсюда выживают, — говорят жители. — Мы понимаем, что эта земля дорогая, и что есть люди, заинтересованные в том, чтобы мы здесь не жили».

Они боятся за свой дом и свой двор. Особенно когда их запутывают — одно считают менее ценным, чтобы сохранить другое, а построить третье. И все — в самом центре.

Кремлевская АЗС

В самом центре Москвы на улице Волхонка, на против Храма Христа Спасителя расположена самая старая, ныне действующая, автозаправочная станция.

Интересуясь памятниками истории и часто гуляя в центре города я не могла не обратить внимание на эту настоящую достопримечательностью нашего города. Тем более, что в недалеком будущем, её там может уже и не быть.

азс напротив храма христа спасителя

Заправка построена в 1930-е годы по типовому проекту, авторство которого приписывают архитектору Алексею Душкину, создавшему многие станции московского метро, в том числе соседнюю с АЗС «Кропоткинскую». Здание выполнено в стиле ар-деко, практически все оригинальные детали сохранились нетронутыми, кроме самих колонок — их несколько лет назад заменили новыми. Заправка должна была стать частью огромного комплекса Дворца Советов, который хотели построить на месте взорванного в 1931 году храма. Но в итоге здесь открыли бассейн «Москва», а АЗС стала единственным напоминанием о грандиозных планах.

То, что заправка изначально получила статус правительственной, не кажется странным. В довоенные годы автомобилей было немного, и практически все они были государственными. Иногда, правда, в качестве поощрения машины получали ветераны и передовики производства, однако это случалось так редко, что не портило общей статистики. Наличного расчета на АЗС в 1930-е годы не существовало, топливо отпускали только по талонам, которыми, впрочем, здесь расплачиваются до сих пор.

Сейчас с первого взгляда и не скажешь, что заправка работает: стены с отваливающейся краской, окна заклеены фольгой, двери крепко заперты, при въезде и выезде висят кирпичи, а на фасаде предупреждающая табличка «Заправка не производится». Зато внутри — современный кабинет с кондиционером, да и снаружи место оживает, когда к воротам подъезжает машина с мигалкой и правительственными номерами.

Вот только существовать такой элитарной системе осталось максимум лет пять. К 2020 году планируется реконструкция комплекса ГМИИ им. А. С. Пушкина под руководством Нормана Фостера. По плану музей получает под контроль еще несколько соседних зданий, осваивает подземное пространство и строит на месте АЗС выставочный центр из пяти цилиндров, похожее на гигантский стеклобетонный цветок. Раньше спецслужбы не соглашались на закрытие заправочной станции. Но сейчас этот вопрос, судя по всему, решен: ФСО поручили искать для заправки новое место.

азс напротив храма христа спасителя

Еще несколько лет назад на ней стояли почти антикварные колонки — как в старых советских фильмах. Теперь вместо них современные аппараты, но все остальное — крыша, колонны, будка с кассой — осталось нетронутым. В будке сидит не доброго вида тетенька. Заправка действует до сих пор, но вот заправиться на ней вы вряд ли сможете, так как бензин, как и раньше, отпускают только для машин из кремлевского гаража.

Рубрика: Репортаж. Метки: Москва, Кремль, АЗС, достопримечательность.

Источник

Кремлёвская АЗС на Волхонке — что это такое

Достопримечательность
Кремлёвская АЗС на Волхонке
АЗС в 2020 году
СтранаРоссия
МестоположениеМосква, ул. Волхонка, владение 16
Тип зданиябензоколонка
Архитектурный стильар-деко
Автор проектаДушкин, Алексей Николаевич (возм.)
АрхитекторАлексей Душкин
Дата постройки1930-е годы
СтатусВыявленный объект культурного наследия № 7745178№ 7745178
Медиафайлы на Викискладе

Кремлёвская АЗС на Волхонке
— по некоторым сведениям, одна из старейших сохранившихся бензоколонок Москвы. Действующая бензоколонка, предназначенная только для правительственных машин[1]. Единственная бензоколонка в пределах Бульварного кольца, единственный реализованный элемент Дворца Советов и одно из сохранившихся зданий советского ар-деко[2].

По одной из версий, построена по типовому проекту знаменитого архитектора Алексея Душкина (автора сталинской высотки у Красных ворот, «Детского мира» на Лубянке, станции метро «Кропоткинская»). Имеет статус вновь выявленного памятника архитектуры[3].

История[править | править код]

«Заправка должна была стать частью огромного комплекса Дворца Советов, который хотели построить на месте взорванного в 1931 году храма. Но в итоге здесь открыли бассейн „Москва“, а АЗС стала единственным напоминанием о грандиозных планах. (…) Практически все оригинальные детали сохранились нетронутыми, кроме самих колонок — их несколько лет назад заменили новыми»[2].

Другая бензоколонка, построенная по аналогичному проекту, заброшена и находилась в районе «Аэропорт», по адресу улица Черняховского, между домами 16 и 18, и была снесена приблизительно в 2012 году.

Сегодня это «кремлёвская», режимная бензоколонка — между прочим, последний рудимент древней функции Государевых конюшен. («Архнадзор»)[4]

«Новая газета» попыталась уточнить право собственности: «В интернете, кстати, есть куча официальных градостроительных документов, где о заправке говорится как об объекте ФСО. Но в самой ФСО мне заявили, что ни про какую АЗС на Волхонке, 16 не знают и не слышали, информация закрыта, и всё тут»[5].

азс напротив храма христа спасителя азс напротив храма христа спасителя азс напротив храма христа спасителя азс напротив храма христа спасителя азс напротив храма христа спасителя азс напротив храма христа спасителя азс напротив храма христа спасителя

Уникальную Кремлевскую АЗС демонтируют ради концертного зала

азс напротив храма христа спасителя

Эта заправка овеяна массой городских легенд («бензин там самой высшей пробы», «заправка по специальным жетонам», «там сам Брежнев заправлялся») и является достопримечательностью российской столицы.

Заправка одна из старейших АЗС не только в Москве, но и в России: ее построили в 30-х годах прошлого столетия. И это единственный реализованный элемент Дворца Съездов. Также это единственная АЗС в пределах Бульварного кольца, но заправляются там исключительно правительственные машины. Сама станция считается объектом культурного наследия России.

Впервые угроза ее существованию возникла в 2010 году, когда было принято решение преобразовать Пушкинский музей в Музейный городок, ради чего планировалось перестроить весь квартал. Тогда идею отвергли, но в 2013-м музею предложили перенести АЗС в другое место, а тут построить выставочный зал. Министр культуры Владимир Мединский утверждал, что станция мешает строительству городка, хотя эксперты говорили, что вряд ли объект площадью 10 на 15 метров может помешать чему-либо.

Все это время Кремлевскую АЗС спасало то, что находится она в федеральной собственности, и то, что, по неподтвержденным сведениям, она является объектом Федеральной службы охраны (ФСО). В 2016 году музейщики говорили о том, что АЗС сохранят, Музейный городок построят вокруг нее, а сама станция превратится в билетные кассы. Однако по новому проекту, реализация которого начнется в следующем году, Кремлевская АЗС все же с Волхонки исчезнет.

«На прошлой неделе в Москомархитектуре произошло утверждение градостроительного регламента. До 20 декабря нам выдадут свидетельство, по которому будут утверждены планировочные решения и внешний облик. В следующем году мы начнем демонтаж и перенос заправки на Кремлевскую набережную», — цитирует агентство ТАСС замдиректора «Пушкинского» по капитальному строительству Игоря Погребинского.

По словам главы музея, на месте АЗС построят стеклянный концертный зал-трансформер и информационный центр Музейного квартала. Сам зал будет трансформироваться в зависимости от ситуации в выставочное пространство или лекционную площадку.

Фото: АГН «Москва», Александр Щербак/ТАСС

Судьба в XXI веке[править | править код]

Макет квартала в 2012 году с отвергнутым позже «пятилистником» Нормана Фостера
В 2010-х годах было решено превратить соседний Пушкинский музей в Музейный городок, ради чего планируется перестроить квартал. Бензоколонка, которая занимает большое пространство напротив Храма Христа Спасителя, оказалась под угрозой сноса[3]. В частности, среди макетов, представленных известным английским архитектором Норманом Фостером, на её месте изображено здание в виде пятилистника. Позже эта идея была отвергнута, однако в 2013 году при обсуждении на Архсовете проекта среди высказанных музею рекомендаций прозвучало предложение перенести на другое место бензоколонку и построить на её месте выставочный зал[6].

В числе озвученных мест — перенос «в более органичную для него архитектурную среду (например, „Дома на набережной“ или конструктивистского „Гаража“)»[7].

«Жизнь» бензоколонки продлевает то, что она находится не в собственности города Москвы, а принадлежит федеральным структурам[3]. Площадка входит в территорию охранной зоны федерального памятника и имеет предмет охраны, поэтому ничего там проектировать нельзя до юридического решения этого вопроса[8].

Координатор общественной организации «Архнадзор» Рустам Рахматуллин считает: «Желание Архитектурного совета застроить эту территорию — это только желание. Этот участок является территорией памятников, а именно усадьбы князей Голицыных, Волхонка, 14. На этой территории невозможно не только испортить или снести дом, но и застроить пространство. Только в режиме реставрации»[3].

Проект финансирования Музейного городка, опубликованный осенью 2013 года, предполагает «строительство

автозаправочной станции ФСО России для освобождения территории под строительство паркинга и выставочного центра — предполагаемый срок ввода в эксплуатацию — 2015»[9].
Главная будка заправки в процессе работы
В сентябре 2013 года появилась новость о том, что заправка ФСО вряд ли может мешать реализации проекта музейного городка на базе Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) имени Пушкина, так как этого проекта ещё не существует, заявил РИА Новости источник в одной из проектных организаций, комментируя соответствующее заявление министра культуры Российской Федерации Владимира Мединского.

«Мы с большим интересом пытаемся провести параллель между наличием заправки, которая занимает площадь 10 на 15 метров вне музейного комплекса, и проектом, которого нет», — сказал собеседник агентства. «Проекта ещё нет даже на бумаге, он ещё даже не заказан, а уже что-то мешает», — подчеркнул он[10].

В 2020 году было объявлено, что данная территория все-таки будет включена в Музейный городок ГМИИ. «Но, как заверили в музее, советскую заправку, имеющую статус памятника архитектуры, сохранят. Строительство городка ведется вокруг заправки. „Заправку планируем использовать как билетный офис и информационный центр“, — пояснила заместитель директора по развитию ГМИИ им. А. С. Пушкина Анна Трапкова»[11].

В декабре 2020 года было объявлено, что строение передвинут на Кремлевскую набережную, а на его месте возведут концертный зал-трансформер ГМИИ[12].

АЗС для машин чиновников станет еще ближе к Кремлю

В двух шагах от Кремля, рядом с гаражом Федеральной службы охраны (размещается под Большим Каменным мостом), появится автозаправочная станция, которая будет обслуживать машины чиновников. АЗС советской постройки передадут ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Вид на Кремль новая АЗС не должна испортить, так как будет прикрыта мостом.

По словам собеседника «Известий» в Федеральной службе охраны, машины президента и председателя правительства на спецзаправке в центре Москвы не обслуживаются, но там заправляют автомобили других охраняемых лиц.

Согласно данным портала госзакупок, заказчиком новой АЗС выступает Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Сумма заказа — более 18 млн рублей. А территорию напротив храма Христа Спасителя, которая не будет использоваться по назначению после постройки новой АЗС, включат в Музейный городок ГМИИ. Этот комплекс зданий для новых выставочных площадок пока еще строится. Но, как заверили в музее, советскую заправку, имеющую статус памятника архитектуры, сохранят. Строительство городка ведется вокруг заправки.

— Заправку планируем использовать как билетный офис и информационный центр, — пояснила заместитель директора по развитию ГМИИ им. А.С. Пушкина Анна Трапкова.

Президент музея Ирина Антонова, которая годами добивалась передачи этой территории музею, уверена, что новый участок для правительственной АЗС — не менее престижное место, а освобожденным участком ГМИИ распорядится эффективно и деликатно.

— Музей чрезвычайно нуждается, просто задыхается без дополнительных помещений. Эта часть [участок] примыкает к нашему зданию, расположена между зданиями, уже давно находящимися в собственности музея, — отметила Ирина Антонова.

Участок проектирования под новую заправку расположен по адресу Кремлевская набережная, владение 1/9/6. Как указано в техническом задании заказа — «на территории объединенной охранной зоны объектов культурного наследия № 001, утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 17.06.1997 г. № 440 «Об утверждении зон охраны ансамбля Московского Кремля» и «частично в границах природного комплекса № 325 (сквер), утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 26.03.2002 г. № 203-ПП». В частности, в непосредственной близости от заправки находится особняк Зотова.

Согласно документации заказа, исполнитель должен выяснить режим работы в границах объектов культурного наследия, обеспечить реставрационные задания на разработку научно-проектной документации для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, попадающих в зону влияния строительства АЗС и получить согласование для «посадки Объекта» со всеми инстанциями в соответствии с действующим законодательством. При этом указывается, что к заправке должен быть обеспечен подъезд довольно крупных автомашин, в том числе и бензовоза. А ограда будет высотой до 2 м.

В Москомархитектуры «Известиям» рассказали, что по указанному адресу подготовлен проект градостроительного плана земельного участка (заявка от 09.10.2015 № 001-ГПЗУ-4424/2015).

— Проект ГПЗУ, рассмотренный 10 ноября 2020 года на совместном совещании Москомархитектуры и Москомстройинвеста по рассмотрению ГПЗУ, направлен для согласования в Рабочую группу по вопросам градостроительной деятельности Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, — сообщили в пресс-службе ведомства.

В столичном сообществе градозащитников полагают, что проект вряд ли столкнется с препятствиями. Координатор движения «Архнадзор» Константин Михайлов отмечает, что заправка, скорее всего, не будет считаться капитальным сооружением и на нее не будут распространяться ограничения, связанные с охранными зонами. Тем не менее эксперт напоминает, что территория объектов культурного наследия не должна нагружаться не свойственными памятнику функциями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *