бабки в церкви пролезают под иконой
Зачем женщины в церкви проползают под иконой: старинный ритуал и его значение
Пресвятая Богородица является для женщин и материнства главной покровительницей. Издавна было принято молиться ей о том, чтобы роды прошли успешно, чтобы детям сопутствовало благополучие, чтобы семья была здорова, а урожай был обильным, чтобы спастись от любых бед. Особо почитаемой является Иерусалимская икона, которую написал евангелист Лука через пятнадцать лет после того, как произошло Вознесение Господне.
Под образом проползают трижды
Наиболее часто проползание под иконой практикуется во время крестного хода. Но в селе Малахово в Московской области, где находится список Иерусалимской иконы Богоматери, происходит прохождение женщин перед образом в храме. Под ним, в киоте, есть небольшое отверстие, куда можно проникнуть, только если поклониться до самой земли.
Богослужения в Малахове проводятся лишь по праздникам и по воскресеньям. Перед началом службы окошко под иконой открывают, и женщины, приложившись к лику, проползают через него, затем обходят образ по краю амвона с левой стороны. После этого они снова выстраиваются в очередь, чтобы трижды пройти под ним.
Ритуал нужно совершать без спешки
Некоторые из верующих дожидаются окончания службы, чтобы народу возле иконы стало меньше, чтобы проползти перед ней три раза. Так, во время одного из праздников прихожанка средних лет не смогла объяснить, в чем она видит смысл прохождения.
Однако она сказала интересующимся, что в основном верующие проползают перед Иерусалимской иконой неправильно. Они делают это очень быстро, а она дожидалась момента, чтобы осуществить ритуал без всякой спешки. По этой же причине еще несколько верующих в самом конце богослужения подходили к образу.
Богородица защищает грешников
Она единственная защищает грешных, а также покровительствует женщинам, поэтому в память об этом и проходят под иконой. Особенно это касается представительниц слабого пола, но и мужчинам исполнение этого ритуала не возбраняется, так как Божья Матерь заступается за всех верующих.
Не все могут пролезть под иконой
А также обычай прохождения под образом ассоциируется с исцелениями, когда в давние времена больных было принято или проносить под иконой, или класть перед крестным ходом, чтобы икона прошла над ними. Виктор Мусин, бывший алтарник в малаховском храме, считает, что проползание под иконой приносит пользу здоровью.
При этом не все удостаиваются прохождения под образом, некоторых Божья Матерь «не пропускает». Как сообщил алтарник Алексей, неправедных людей назад отбрасывала какая-то неведомая сила.
Странный ритуал в церкви: почему женщины проползают под иконой
Весьма большой интерес вызывает один ритуал в церкви, в ходе которого женщины проползают под иконой Богоматери. На самом деле это сакральная практика, которая весьма распространена и имеет вполне логичное объяснение.
Странный ритуал в церкви, когда женщины проползают под иконой
Преимущественно на Северо-Западе России в деревнях и селах распространен культ прохождения под иконой, и делают это женщины. Подобная практика есть и в других странах. Зачастую прохождение под иконой происходит тогда, когда ее несут несколько человек. Однако это делают еще и в церкви. А перед этим верующие целуют икону. Так, в Малахове в России богослужения обычно происходят по выходным дням – субботам, а также воскресеньям.
Верующие по очереди проходят под иконой и затем становятся в общую очередь. Делается это для того, чтобы совершить ритуал порядка трех раз. В любой день может происходить прохождение под Иерусалимской иконой. Однако чаще всего в те праздники, которые посвящены конкретно иконе. При этом во время богослужения в церкви находится значительно больше людей, чем в другие дни.
Иногда на праздничную службу приезжают даже кто-то из духовенства. Порой из-за большого скопления людей верующие не могут по традиции пройти под иконой три раза. Поэтому они делают это всего лишь один раз. Все молящиеся при этом окропляются святой водой.
Ритуал очищения и избавления от грехов в церкви
На этом ритуал не заканчивается. Последнее, что происходит – это ход с иконой вокруг храма. Затем верующие попросту расходятся по домам. А некоторые специально ждут, когда народу станет меньше или все и вовсе разойдутся для того, чтобы потом можно было спокойно пройти под иконой три раза, как положено. У такого ритуала есть особенный смысл, и связывается он с Покровом Богоматери. Дело в том, что именно она является заступницей всех грешных людей. Поэтому и принято проходить под ее иконой.
Верующие связывают этот ритуал с некоторым очищением, исцелением. Ведь ранее больных людей проносили под иконой специально. По словам одного из бывших алтарников малаховского храма, не все могут пройтись под иконой. Некоторых людей будто бы силой отталкивает в сторону, и в результате ритуал они совершить не могут.
Есть одно фольклорное повествование, которое рассказывает, как однажды люди несли икону и остановились у моста. Дальше некоторая сила не пускала крестный ход. Затем выяснилось, что под мостом был труп маленького ребенка. Его вынесли, а затем икону удалось пронести через мост.
Иными словами, Святыня не пускает к себе нечестивцев и не дает нести ее через оскверненные места. Практика прохождения под иконой в основном распространена в деревнях и селах. Но в некоторых населенных пунктах интерес к прохождению под иконой постепенно исчезает. Люди только смотрят на происходящее со стороны, но при этом остаются равнодушными.
Некоторые верующие, которые совершают ритуал и сами не понимают его смысла и значения, не могут объяснить, почему они так делают. Они лишь говорят о том, что так было всегда и так принято. А более пожилые люди говорят о том, что подобное шествие снимает грехи с человека.
Зачем женщины в церкви проползают под иконой: старинный ритуал и его значение
От Masterweb
Пресвятая Богородица является для женщин и материнства главной покровительницей. Издавна было принято молиться ей о том, чтобы роды прошли успешно, чтобы детям сопутствовало благополучие, чтобы семья была здорова, а урожай был обильным, чтобы спастись от любых бед. Особо почитаемой является Иерусалимская икона, которую написал евангелист Лука через пятнадцать лет после того, как произошло Вознесение Господне.
Под образом проползают трижды
Наиболее часто проползание под иконой практикуется во время крестного хода. Но в селе Малахово в Московской области, где находится список Иерусалимской иконы Богоматери, происходит прохождение женщин перед образом в храме. Под ним, в киоте, есть небольшое отверстие, куда можно проникнуть, только если поклониться до самой земли.
Богослужения в Малахове проводятся лишь по праздникам и по воскресеньям. Перед началом службы окошко под иконой открывают, и женщины, приложившись к лику, проползают через него, затем обходят образ по краю амвона с левой стороны. После этого они снова выстраиваются в очередь, чтобы трижды пройти под ним.
Ритуал нужно совершать без спешки
Некоторые из верующих дожидаются окончания службы, чтобы народу возле иконы стало меньше, чтобы проползти перед ней три раза. Так, во время одного из праздников прихожанка средних лет не смогла объяснить, в чем она видит смысл прохождения.
Однако она сказала интересующимся, что в основном верующие проползают перед Иерусалимской иконой неправильно. Они делают это очень быстро, а она дожидалась момента, чтобы осуществить ритуал без всякой спешки. По этой же причине еще несколько верующих в самом конце богослужения подходили к образу.
Богородица защищает грешников
Она единственная защищает грешных, а также покровительствует женщинам, поэтому в память об этом и проходят под иконой. Особенно это касается представительниц слабого пола, но и мужчинам исполнение этого ритуала не возбраняется, так как Божья Матерь заступается за всех верующих.
Не все могут пролезть под иконой
А также обычай прохождения под образом ассоциируется с исцелениями, когда в давние времена больных было принято или проносить под иконой, или класть перед крестным ходом, чтобы икона прошла над ними. Виктор Мусин, бывший алтарник в малаховском храме, считает, что проползание под иконой приносит пользу здоровью.
При этом не все удостаиваются прохождения под образом, некоторых Божья Матерь «не пропускает». Как сообщил алтарник Алексей, неправедных людей назад отбрасывала какая-то неведомая сила.
Обычай прохождения под иконой: его формы и функции
Обычай прохождения под иконой: его формы и функции
Чаще всего пролезание под иконой происходит во время крестных ходов: верующие подходят к иконе, которую несут двое или несколько человек, целуют ее и проходят или пролезают под ней. Однако в Малахове происходит пролезание под постоянно находящейся в храме иконой. Под самой иконой, в киоте, сделано небольшое отверстие, в которое человек может пролезть, только сделав земной поклон. Это отверстие обычно закрыто и открывается либо перед богослужением и после него, либо во внебогослужебное время, когда в храм приезжают паломники и просят разрешения пролезть под иконой.
Богослужения в Малахове, как это обычно бывает в сельских храмах, совершаются только по воскресным и праздничным дням. Перед началом богослужения «окошко» под иконой открывается, верующие прикладываются к иконе и проползают в отверстие под ней, обходят ее слева (краем амвона) и вновь становятся в очередь к иконе, чтобы пройти под ней трижды. Затем это отверстие закрывается и вновь открывается после окончания богослужения. Тогда прохождение под иконой повторяется. Пролезание под Иерусалимской иконой может совершаться в любой день, однако наибольшее количество верующих собирается в Малахове в два праздника, посвященные этой иконе: в день общецерковного празднования – 25 октября (12 октября по юлианскому календарю) и местный, в честь Бронницкого списка Иерусалимской, в десятое воскресенье после Пасхи. На праздничном богослужении обычно бывает больше верующих, чем на воскресном. В эти дни в Малахово приезжают паломники из Раменского, Бронниц и Москвы, постоянные прихожане других церквей.
На праздничную службу иногда приезжает благочинный церквей Раменского округа (настоятель Троицкого собора Раменского) или кто-либо из духовенства, знающего об Иерусалимской иконе. Так, например, 25 октября 2002 года праздничную литургию в Малахове совершал архиепископ Можайский Григорий, викарий Московской епархии.
Практику пролезания под иконой можно наблюдать и в единоверческом приходе церкви Архангела Михаила в селе Михайловская Слобода. Самая почитаемая святыня этого храма – список Иерусалимской иконы Богоматери, написанный в память о спасении села от эпидемии холеры в 1864 году. Однако, по версии нынешнего настоятеля храма, игумена Иринарха (Денисова), этот список Иерусалимской иконы был написан во время эпидемии 1864 года и исцеления связаны с ним (а не с Бронницким списком). Прохождение под иконой практикуется раз в году, во время крестного хода по окрестным деревням, совершаемого в память о спасении местных жителей от эпидемии 1864 года. Этот крестный ход, не совершавшийся в те годы, когда храм был закрыт, был восстановлен в конце 1980-х – начале 1990-х и всегда происходит в Неделю жен-мироносиц (второе воскресенье после Пасхи). В наши дни список Иерусалимской иконы из Михайловской Слободы постоянно находится в храме, а во время крестного хода несут сравнительно небольшую икону (ее свободно могут нести двое).
Прохождение под иконой происходит во время «встречи иконы». Эта достаточно известная и распространенная практика ранее совершалась в каждом селе, куда приходил крестный ход с иконой, в наши дни она происходит только в Михайловской Слободе. На улице около дома ставится стол, накрытый белой скатертью, на нем стоит миска или ведро с водой, иногда (далеко не везде) – хлеб. При приближении крестного хода встречающие его люди целуют икону, а затем проходят под ней (держащие образ для этого несколько его приподнимают). В это время священник освящает воду в сосуде, погружая в нее крест, благословляет крестом людей и окропляет их водой. Во «встрече иконы» принимают участие в основном пожилые женщины, молодежь участвует в этом обряде в тех домах, где осталось старшее поколение, еще заставшее старые крестные ходы. Во время крестного хода многие местные жители не выказывают никакого интереса к происходящему. По словам членов общины, число встречающих икону с каждым годом уменьшается.
Говоря о связи пролезания под иконой с исцелениями и чудесами вообще, следует отметить, что в наши дни категория чуда трактуется значительно шире, чем в XIX – начале XX века. В те времена под чудом, совершаемым иконой, понималось исключительно исцеление, в наши дни – любая помощь свыше в сложных жизненных ситуациях. Например, существует устное повествование о школьниках-старшеклассниках, приехавших с экскурсией в Малахово и прошедших под иконой. После этого все они удачно поступили в институты. Верующие рассказывают, что икона помогает в конфликтных ситуациях, возникающих на работе, благополучно разрешает ссоры с коллегами и руководством. Икона воспринимается защитницей и заступницей, часто от верующих можно услышать «спасибо Иерусалимской!».
В наши дни буквально на глазах происходит формирование новых практик, связанных с прохождением под иконой: так, по словам алтарника Алексея, пролезая под иконой, желательно снять обувь подобно тому, как Господь повелел сделать Моисею возле Неопалимой Купины (следует отметить, что из всех проходивших под иконой в Малахове 25 октября 2004 года таким образом поступил только он).
Прохождение под Иерусалимской иконой в Малахове непосредственно связано с прохождением под иконой во время «встречи иконы» и с пронесением под ней больных во время крестных ходов в XIX веке. Скорее всего, пролезание началось в 1940-х годах, когда икона оказалась в Малахове. Крестные ходы к тому времени прекратились, и ставшее невозможным прохождение под иконой во время «встречи» (подобно тому, как это совершается в наши дни в Михайловской Слободе) было заменено прохождением под постоянно находящейся в храме иконой. Как и прежде, для большинства верующих прохождение под иконой связано с сакральной защитой (распространенное объяснение смысла этого обряда через Покров Богоматери и исцеления) и с сакральной границей (прохождение под иконой до и после Литургии, перед входом в дом и после выхода из него). Некоторые верующие (в основном в Михайловской Слободе) уже не могут дать объяснение пролезанию под иконой и апеллируют исключительно к традиции («так было всегда»).
Дальнейшая судьба почитания Иерусалимской иконы зависит от того, останется ли она в Малахове или будет перенесена в Бронницы. Перенесение иконы вызовет трансформацию богослужебных практик и, возможно, уменьшит значимость местных чудотворных списков, которые начали почитаться в те годы, когда Иерусалимская икона была доступна не для всех. Почитание местных списков значительно уменьшится и в случае восстановления многодневных крестных ходов с Иерусалимской иконой.
В наши дни происходит встреча уходящих сельских религиозных практик с новой, «городской» религиозностью. Это хорошо видно на примере современного почитания Иерусалимской иконы. Представители новой религиозной культуры присматриваются к старым деревенским религиозным практикам и охотно их воспринимают. Для новообращенных верующих, учащихся церковному благочестию, почитание икон и связанные с ним практики оказываются важными и значимыми. Так, приезжающие в Малахово паломники охотно пролезают под иконой, не понимая смысла этого действия, но зная, что так нужно делать, поскольку этот обычай существует издавна.
Сложно предполагать, каким будет почитание Иерусалимской иконы в будущем, но очевидно, что чудотворные иконы еще долгое время будут значимы для религиозного сознания.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Обычай
Обычай Писаными законами не охватывается действующее в Церкви право. Есть еще и такой вид церковного права, как обычай. Обычай действует и вне церковной сферы. Юристы определяют обычай как регламентированный образ действий, обязательность которого основана не на прямом
Всё приписывать воле Божьей — святой обычай
Всё приписывать воле Божьей — святой обычай Все святые угодники Божьи имели величайшее старание познать провидение Божие во всем и от этого познания возвыситься до несомненного упования на Бога. От упования же придти к сладчайшей покорности своей воли Божественной
Обычай или навык
Обычай или навык Какую имеет силу навык в добром и злом? [4: 64].Что обращается в навык и чувство, то бывает неотъемлемо. [7: 63].Увлекающийся по временам страстию раздражительности и гнева получает в этом вредный навык. [8: 11].Худой навык возвращает и укрепляет нечувствие.
Ненациональный обычай
Ненациональный обычай Слава Богу, в последнее время священноначалие стало требовать от священников остановки бесконечного конвейера массовых крещений. Кому-то может показаться прекрасным, когда в наших храмах еженедельно крестятся десятки людей. Посмотрев на это,
Когда возник обычай молиться лицом к востоку?
Когда возник обычай молиться лицом к востоку? Иеромонах Иов (Гумеров)Правило это установили святые апостолы. Об этом пишет святитель Василий Великий: «Из догматов и проповедей, соблюденных в Церкви, иные имеем в учении, изложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас, от
Когда и кто ввел обычай целовать благословляющую руку священника?
Когда и кто ввел обычай целовать благословляющую руку священника? Иеромонах Иов (Гумеров)В библейские времена целование было обычной формой почтительного приветствия, особенно целование руки. Чтобы сделать это, надо было склониться к руке другого человека, поцеловать
Как появился обычай готовить к пасхальному столу творожную пасху и куличи?
Как появился обычай готовить к пасхальному столу творожную пасху и куличи? Иеромонах Иов (Гумеров)По древнему преданию, Господь Иисус Христос после Своего воскресения приходил к апостолам во время их трапез. Среднее место оставалось не занятым, в середине стола лежал
Откуда обычай праздновать Новый год
Откуда обычай праздновать Новый год Обычай начинать новый год 1 января установили древние римляне. Первоначально у них был лунный календарь, и началом года считалось 1 марта (начало весны и весенних земледельческих работ). Лунный календарь был сложный и неудобный:
12. С чем связан обычай закрывать усопшему глаза?
12. С чем связан обычай закрывать усопшему глаза? Даже для древнего грека было утешением знать, что глаза его в смертный час закроет близкий человек («Илиада». Кн. XI, 452–453). Святитель Григорий Богослов, говоря о том, каких забот о себе он желал бы после смерти, вопрошает: «Кто
Обычай последовательной подачи блюд побуждает к обжорству
Обычай последовательной подачи блюд побуждает к обжорству СИ, 306, 307:218. Многие, кто отказался от употребления мяса и других жирных и вредных продуктов, думают, что если они [134] теперь употребляют простую пищу, ее можно есть, сколько хочется, без всякого ограничения, что они и
Модификация формы с одновременным показом функции
Модификация формы с одновременным показом функции Достаточно часто ни описание внешних черт, ни объяснение назначения по отдельности не могут дать исчерпывающего представления о незнакомом объекте. В таких случаях, особенно если контекст также не содержит никаких
Глава 6: О том, что (обычай) угощать (людей) является одним из проявлений Ислама.
Глава 6: О том, что (обычай) угощать (людей) является одним из проявлений Ислама. 12 (12). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Один человек спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Какое проявление Ислама является
4. Современные случаи прохождения мытарств
4. Современные случаи прохождения мытарств В книге «Невероятное для многих, но истинное происшествие» можно познакомиться с реакцией типичного «образованного» человека нашего времени на встречу с мытарствами во время его 36-часовой клинической смерти. «Взяв меня под
3. Когда возник обычай молиться лицом к востоку?
3. Когда возник обычай молиться лицом к востоку? Вопрос:Когда возник обычай молиться лицом к востоку?Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):Правило это установили святые апостолы. Об этом пишет святитель Василий Великий: «Из догматов и проповедей, соблюденных в Церкви, иные
6. Когда и кто ввел обычай целовать благословляющую руку священника?
6. Когда и кто ввел обычай целовать благословляющую руку священника? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):В библейские времена целование было обычной формой почтительного приветствия, особенно целование руки. Чтобы сделать это, надо было склониться к руке другого человека,
Говорите, батюшки «хорошему учат»? О да, например, с детства ползать на коленях 24↓. Интернет полон такими видео- и фотоматериалами: длиннющие очереди, на коленках подвязаны тряпочки-подушечки 25↓. Молодые и старые, женщины и мужчины ползут на коленях и на четвереньках к (под) иконе(ой), храму, другим «святыням». Меня выморозило фото «протеста» против универсальных электронных карт: на зимней дороге, в грязи, на коленях с крестом и иконами стоят верующие, держа плакат «Нет электронной кабале!» Ау, православные, вы совсем очумели в своем раболепстовавании? «Ничтожные рабы смиреннейше умоляют. » – вот как это выглядит, или вы уже ничего не соображаете? Я пыталась выяснить, откуда взялось это дикое поветрие – превращать людей в пресмыкателей. Скорее всего, это пошло от деревенских культов с Северо-Запада России 26↓. Священники же не только не пресекают этот обычай, наоборот, всячески его поддерживают и распространяют, так что подобные фото очередных «смиренников» встречаются все чаще, причем в рядах ползунов все больше можно видеть детей. Не за горами превращение подобного кошмарного обычая в благочестивую традицию. А что прижилось, то и узаконилось 27↓. Столько было пролито крови за избавление от рабства, для достижения счастья людей-тружеников, а тут веруны (других цензурных слов не находится) добровольно и с радостью отрекаются от даров свободы, втаптываются в грязь и мечтают туда же опустить и остальных.
Возникает глубокое недоумение: неужели люди не понимают, что над ними жестоко, цинично ПОГЛУМИЛИСЬ? Попытка унизить и оскотинить оказалась успешной 28↓. Потому что подобное поведение – не показатель «смирения гордыни» перед Богом и «раскаяния в грехах», а уничтожение своего человеческого достоинства, попрание собственной чести. Верующие уже не понимают, что над ними издеваются, причем неприкрыто, напротив, наверное, рады, что их, как примерных овец, загнали в стойла 29↓. Логично, что рабы должны быть на коленях, они и не заслуживают иного отношения, сами позволяя так себя унижать. На современных верующих мы видим, как под видом благочестия в открытую прививают любовь к садо-мазо 30↓. Но страшно, что и детям с малолетства прививают рабскую психологию, психологию покорности, на корню убивая чувство собственного достоинства и самоуважения, сбивают нравственные ориентиры, стирают личностные границы, а что такое «добро» и «зло», им будут отныне указывать «духовные руководители». Овцепасы же следуют текущему 31↓ церковно-политическому курсу 32↓.
Однажды общественность всколыхнула статья некоего протоиерея. Её напечатали в журнале «Благодатный огонь». Она отличается предельной откровенностью, которая оказалась очень уж неприглядной – христианство обнажили, как оно есть, без прикрас и экивоков: «Главная проблема современного Православия и, собственно говоря, России. – это то, что мы разучились быть рабами. Христианство – это религия сознательного и добровольного рабства. Рабская психология – это не какой-то скрытый подтекст, а норма мироощущения для православного христианина» 33↓. Священник высказался очень точно, но подобная прямота могла оттолкнуть общество, поэтому Синодальному отделу по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ пришлось просить не связывать статью батюшки с выражением официальной позиции РПЦ.
Примечания
24 См. напр.: [43]
«11 день в пути. 4.05.2010 г. п. Цильна. Михайловский женский Комаровкий монастырь. п. Ундоры. с.Полдомасово. Максимовский детский дом. п.Ишеевка»//Новости митрополии [44]↑
25 Задайте в Яндекс.Картинки поиск «православные ползут на коленях фото» – и станет дурно от обилия материала.↑
26 Известно, что в Тутаеве есть обычай прохождения под трехметровой иконой Спаса Нерукотворного. Видела под иконой специальный лаз, через который нужно пролезть три раза. Это отзвук языческого ритуала прохождения по родовым путям, в результате которого совершает рождение заново; в народных верованиях находим обычай пролезания через дырявые камни. В сказках герои пролезают через игольное ушко – «с того света на этот».
«Обряды “пронимания” (протаскивания, погружения, продевания) больных через различного рода отверстия был известны у многих народов мира и основывались на идее повторного рождения, обновления и очищения. Брак, деторождение, супружеская жизнь, здоровье людей и плодовитость скота – во всех этих сферах человеческой жизни использовались ритуальные практики пронимального типа. Для того чтобы роженица легко освободилась от бремени, в доме открывали разного рода отверстия: двери, окна, печную заслонку, дверцы шкафов, сундуков, подполья, в особо тяжёлых случаях – Царские врата в храме» [45].
Мне встретилась научная статья, посвященная обычаю прохождения под иконами. Авторы наблюдали это явление при почитании Иерусалимской иконы Божьей Матери в Махалове, там тоже нужно пролезть под иконой трижды, как в Тутаеве. Также этот обычай «встречается в локальных “деревенских” культах Северо-Запада России: верующие проходят или пролезают под иконой, статуей или ракой с мощами святого. Например, существует обычай проходить под ракой с мощами преподобного Нила Столобенского во время крестного хода, ежегодно совершающегося в Нило-Столобенской пустыни 9 июня, в день обретения мощей преподобного Нила. Это прохождение под мощами, которые священнослужители в конце крестного хода поднимают над входом в собор, напоминает повсеместно распространенную традицию прохождения под Плащаницей после крестного хода в Великую пятницу».
«Объясняя смысл пролезания, большинство верующих связывает его с Покровом Богоматери. Так, по словам алтарника Раменского собора Алексея, “праведников в раю встречает Господь, а нас, грешных, Пресвятая Богородица…” Говоря о пролезании под иконой, многие связывают этот обычай с исцелениями, вспоминают, что раньше больных либо проносили под иконой, либо клали на пути крестного хода, чтобы икону пронесли над ними. По словам бывшего алтарника малаховского храма, Виктора Павловича Мусина, пролезание под иконой “полезно для здоровья… это как Покров Богоматери. ”
Однако не все оказываются достойны пройти под иконой: некоторых Богоматерь “не пускает”. По словам алтарника Алексея, некоторые “неправедные” люди физически не могли пролезть под иконой: их отбрасывала назад некая невидимая сила. Этот рассказ перекликается с другим фольклорным повествованием: однажды, когда Иерусалимскую икону несли с крестным ходом, некая невидимая сила остановила людей, несших ее, перед мостом через реку. Пронести икону по мосту смогли только после того, как под мостом был обнаружен мертвый ребенок и его тело вынесено оттуда. Святыня не только “не допускает” к себе “нечестивцев”, но и не позволяет внести её в оскверненное место.
Практику пролезания под иконой можно наблюдать и в единоверческом приходе церкви Архангела Михаила в селе Михайловская Слобода. Большинство встречавших икону в Михайловской Слободе затруднялись объяснить смысл прохождения, говорили, что “сами не знаем”, и мотивировали свои действия тем, что “так было всегда” и “началось это очень давно”. Некоторые участники крестного хода высказали предположение, что “так люди присоединяются к крестному ходу”. По мнению одной из старушек, встречавших икону, прохождение под ней “все грехи снимает”. Одна из прихожанок, молодая женщина из Раменского, отвечая на этот вопрос, вспомнила историю прославления Иерусалимской в этой местности и предположила, что “икона ограждает от заразы”.
В наши дни буквально на глазах происходит формирование новых практик, связанных с прохождением под иконой: так, по словам алтарника Алексея, пролезая под иконой, желательно снять обувь подобно тому, как Господь повелел сделать Моисею возле Неопалимой Купины (следует отметить, что из всех проходивших под иконой в Малахове 25 октября 2004 года таким образом поступил только он).
Прохождение под Иерусалимской иконой в Малахове непосредственно связано с прохождением под иконой во время “встречи иконы” и с пронесением под ней больных во время крестных ходов в XIX веке. Скорее всего, пролезание началось в 1940-х годах, когда икона оказалась в Малахове. Крестные ходы к тому времени прекратились, и ставшее невозможным прохождение под иконой во время “встречи” (подобно тому, как это совершается в наши дни в Михайловской Слободе) было заменено прохождением под постоянно находящейся в храме иконой. Как и прежде, для большинства верующих прохождение под иконой связано с сакральной защитой (распространенное объяснение смысла этого обряда через Покров Богоматери и исцеления) и с сакральной границей (прохождение под иконой до и после Литургии, перед входом в дом и после выхода из него). Некоторые верующие (в основном в Михайловской Слободе) уже не могут дать объяснение пролезанию под иконой и апеллируют исключительно к традиции (“так было всегда”)» [46]
Как можно видеть, такой обычай начал стремительно распространяться в современной православной среде в России.↑
27 «В. 17-м правиле IV Вселенского Собора и 25-м правиле Трулльского Собора устанавливается тридцатилетняя давность существования границ между епархиями для признания их законности. По аналогии с этим правилом можно предположительно говорить о необходимости тридцатилетней давности для признания законной силы обычая» [47]. ↑
28 «Должен уйти в прошлое мем эпохи перестройки: “Разве церковь плохому научит?” Ох, научит. И в истории, и в современности это уже хорошо заметно. Слово “православный” с точки нравственной не значит ничего. То есть можно быть православным палачом, а можно быть православным мучеником. В истории и даже в современности есть и то, и другое. А раз слово “православие” сочетается с любыми винегретами, то оно не должно восприниматься как слово-гарантия. Слова “православный” или “мусульманин” не значат, что это априори не вор, не взяточник, не лжец… Поэтому вывод простой: нам нужно сложное общество, с системой контроля и противовесов. Нельзя все отдавать в руки православных, тем паче попов и епископов. Как и любая монополизация, она в итоге приводит к заражению территории, а не к ее исцелению» [48]. ↑
29 Христов баран, будь рад! Апостольский есть знак,
Что пастырь твой – сам бог, а потому – добряк!
Вовеки он тебя не даст волкам в обиду!
А из тебя шашлык – и твой ведь! Что? Не так? [49]↑
30 Не в первый раз звучит это слово в книге, но такова правда: это суть религии, и все же дико наблюдать такие проявления в реальной современной жизни не за закрытыми дверями у любителей перверсий, а напоказ, как благочестивое поведение. В сети всё больше появляется фотографий, на которых или сами священники проявляют действия, недопустимые по отношению к человеческому достоинству, или такое происходит в их присутствии. Например, молодой батюшка надевает курсантам «святой» горшок на голову; на других фото видим, как на коленях около аналоя стоит на коленях казачок (а может, еще какой-то ряженый – не разбираюсь в этих ролевых игрищах) или женщина, рядом – мужик, который охаживает их плетью, а невдалеке поп благостно наблюдает эту картину; на третьих – батек одевает на бабульку ошейник, который прикреплен к цепи около иконы. Этим фигурантам дурдом явно давно прогулы пишет, слов просто нет.↑
31 «Церковное вероучение изначально было призвано примирять рабов с их рабским положением, сформировав для господствующего класса великолепную идеологию, внушая которую, холопы свои цепи начинали считать высшей степенью свободы, ожидая награды за свое терпение и “смирение” в “лучшем мире”. Но об этом написано достаточно, и это все очевидные вещи. Хочу лишь еще раз акцентировать внимание, что церковная идеология – вещь чрезвычайно гибкая, оправдает любой каприз со ссылкой на божественный и святоотеческий авторитет в соответствии с текущими нуждами по формированию требуемого образа мыслей.
Находилась Церковь на территории Советского Союза – пела многолетие советскому правительству, захватила Германия какие-то области – встречали “освободителей от красной чумы” горячими молитвами» [50].↑
32 «Святыня православия тем дорога, что учит “безропотно” переносить горе! Какая же это выгодная, в самом деле, для господствующих классов святыня! Когда общество устроено так, что ничтожное меньшинство пользуется богатством и властью, а масса постоянно терпит “лишения” и несет “тяжелые обязанности”, то вполне естественно сочувствие эксплуататоров к религии, учащей “безропотно” переносить земной ад ради небесного, будто бы, рая» [51].
Чувствую, настала пора уже зрелой личностью заново познакомиться в работами классиков марксизма-ленинизма. Чем дальше, тем злободневнее кажутся их труды.
Бог – это явно дурь! И незачем юлить,
Чтоб армии невежд хоть как-то угодить:
Пусть морщатся они, – но слышат здравый голос, –
Ведь детям из-за них бараньим стадом быть [52].↑
33 «Главная проблема современного Православия и, собственно говоря, России (потому что России нет без Православия) – это то, что мы разучились быть рабами. Христианство – это религия сознательного и добровольного рабства. Рабская психология – это не какой-то скрытый подтекст, а норма мироощущения для православного христианина. Все современное общество поклоняется идолу социальных прав и свобод. И только Православная Церковь упорно утверждает, что человек – это бесправный раб Божий. Поэтому так неуютно себя чувствует современный “свободомыслящий” человек в православном храме, где все проникнуто архаикой рабства. Как диссонирует для его уха обращение к священноначалию “Святый Владыко”, “Ваше Высокопреосвященство”, “Ваше Святейшество”, “ис полла эти Деспота” (многолетие епископу), а тем более постоянное именование христианами себя в молитвах “рабами Божьими». Что стоит за понятием “рабство Божие”, нам раскрывает Евангелие. Раб ничего не имеет своего. Он живет только милостью своего Господина, Который, “посчитавшись” с ним, находит его либо добрым рабом, исполняющим Его повеления и достойным еще большей милости от своего Владыки, либо лукавым и ленивым, достойным строгого взыскания. Рабство Божие лишает христиан даже привязанности к самым близким – мужу, жене, родителям, детям. Они не наши – они тоже рабы нашего Господа. И наш Хозяин требует быть привязанным только к Нему и быть готовым в любой момент без сожаления разлучиться не только с самыми дорогими людьми, но и с самой жизнью, которая принадлежит, не рабу, а всецело Богу.
И здесь не могут помочь модернистские горделивые утверждения: “раб Божий – значит ничей раб”. Потому что в христианской Традиции раб Божий – значит раб Царя, раб Государства (от слова Государь), раб судьи, раб своего начальника, раб чиновника, раб полицейского. Первоверховный апостол Петр так наставляет христиан: “Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро… как рабы Божии” и далее по тексту: “Рабы, со всяким страхом повинуйтесь владыкам, не только благим и кротким, но и строптивым. Ибо то угодно Богу, если кто, совести ради Божия, переносит скорби, страдая несправедливо” (1 Пет. 2, 13 – 21).Ему вторит святой апостол Павел: “Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены». И угрожает, что всякий “противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение” (Рим. 13, 1 – 2). В другом месте апостол Павел дает следующее наставление: “Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом… как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам” (Еф. 6,5-6). И это относилось не только к тем, кто был рабом по своему социальному положению. Наш Господь повелел всякому христианину в земной жизни стремиться преуспевать именно в рабстве, если мы хотим получить первенство от Него: “а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом” (Мф. 20, 27).
Итак, наши критики правы – мы очень удобная религия для государства. Поэтому христианство и созидало великие империи. Ибо только православные рабы способны на великий подвиг самопожертвования во время войны и мира. Даже СССР смог восстановиться в пределах Российской империи, только благодаря потенциалу рабской психологии, еще по инерции сохранявшейся от Православия на подсознательном уровне в русском народе.
Не так относились к государству рабы Божии. Для них государство – это то, что принадлежит Государю, Царю. Царская власть от Бога и царь, как Божий помазанник, является источником благосостояния державы: “Царь дает тебе монету, ознаменованную его властию… Царь дает тебе закон и управление… Царь дает тебе суд и правду… Царь доставляет тебе общественную тишину и безопасность от врагов…” (святитель Филарет Московский (Дроздов)). Служба государству, служба Богу. Плата налогов государству – заповедь Божия (“кесарю кесарево”). Раб не живет платой за свою службу и работу, он живет милостью со стороны Государя и надеждой на Царство Небесное. Его обязанность перед Богом – отдать свою жизнь за Веру, Царя и Отечество, будь то на войне или в мирное время.
Рабы не выбирают. Рабы Господина принимают. Епископа не выбирают – его принимают от Бога. И Царя не выбирают – его принимают от Бога (в таком смысле и понималось избрание на царство Михаила Федоровича Романова в 1613 г., который, согласно “Утвержденной грамоте”, именовался “Богоизбранным Царем”). Только для рабского сознания действует новозаветный принцип, что всякая власть от Бога, и только христианское рабское служение власти может стать той почвой, на которой возродится Самодержавие. Святитель Николай Сербский говорил, что хороший Царь не тот, который должен народу, а которому должен народ. Не Царь был обязан народу, а народ, как раб, чувствовал себя обязанным Царю, который для него был Образом Царя Небесного (свят. Димитрий Ростовский). В православной России благосостояние измерялось не потребительским раем для обывателя, а государственной мощью царства и святостью Церкви. Чем сильнее царское войско, чем больше храмов и монастырей в стране, тем благополучнее считается царствование монарха, и тем ближе к Небу на земле ощущают себя верноподданные рабы Божии. Раб Божий не ищет наград земных, он ищет благ небесных. Путь земной для христианина-раба – это путь Креста и скорбей. И какое бы место в обществе раб Божий ни занимал – от царя до холопа и от патриарха до монаха – все это лишь место скорбей. Скорбями не наслаждаются – ими спасаются.
Если для нас, православных, священноначалие есть образ Божий, если мы в его власти чтим власть Самого Христа, то как мы можем требовать отчета от архиерея, которого именуем Владыкой из-за власти “вязать и решить” нашу посмертную участь? Разве раб может требовать отчета от Царя? Мы все время боимся, что священноначалие нас может обмануть или предать. Но разве не свидетельствует эта подозрительность о нашем неверии, что Бог в Церкви? Как не может быть тело без главы, так и не может быть Церковь без Бога. А епископская власть для Церкви, согласно нашей вере, имеет такое же значение, как “дыхание для человека и солнце – для мира”. Видеть в священноначалии источник бед для Церкви – значит упрекать Святаго Духа, что Он поставляет нам недостойных епископов. Апостолы не посмели упрекнуть Господа за выбор Иуды Искариота, зная, что он вор. Мы же смеем считать себя умнее Бога, рассуждая о недостоинствах наших архиереев.
Рабское сознание дает возможность нам правильно относиться и к часам Патриарха (если таковые вообще существовали), и к дорогим иномаркам священноначалия. Для раба престиж Господина – это его личный престиж. Для христианина должно быть унизительным, что у архиерея машина хуже, чем у светских правителей. Лучше ходить самому пешком, чем видеть Предстоятеля Церкви ездящим на трамвае (как, например, ныне почивший Патриарх Сербский Павел).
Таким должно быть наше отношение к властям, если мы христиане; так мы должны мыслить, ибо так вели себя и мыслили истинные рабы Божии святые угодники, на которых мы призваны равняться. Именно в оскудении рабства Божия причина упадка нашей личной веры и религиозности нашего народа. Отсюда так много разочарований и безответных молитв. Отсюда так мало чудес и много лжестарцев.
Но современные христиане не в состоянии услышать голос Божий. Потому что они ищут не Божьего, они ищут своего. Кого нынче не хватает в Церкви? Тех, кто готов слушаться. Послушание – это добродетель рабов, которая дает возможность услышать Бога. Поэтому за истину может бороться только раб, всей жизнью отрекающийся от себя. Мы же считаем, что, прочитав несколько святоотеческих книг, становимся способными распознавать истину своим своевольным непослушным умом. На деле же часто оказывается, что мы защищаем лишь свое высокоумие, прикрытое святыми Отцами, как сектанты прикрываются Библией.
Для того чтобы постичь истину, мы должны перестать “включать мозги” и начать на деле себя мнить ничем и звать никем. Одним словом, мы должны взращивать в себе раба. Путь к рабству Божьему лежит через рабствование человеку: детей – родителям, жены – мужу, христианина – священноначалию, гражданина – государству со всеми чиновниками и силовиками, включая Президента. Перефразируя слова апостола о любви, можно сказать так: “Как ты дерзаешь себя называть рабом Бога, когда не научился быть рабом у человека?” Только воспитав в себе рабскую психологию, мы не только сможем возродить ту Россию, которую не сберегли, но и войти в Царство Небесное, куда закрыты двери для всех “свободных” не во Христе» [53].
Вот в чем батюшка не прав, излагая суть христианства? – Разве что в искренности и непосредственности. Но от евангельского и святоотеческого духа он не отступил ни на йоту!
Для справки:
Протоиерей Алексий Чаплин родился в 1976 году, окончил исторический факультет Запорожского государственного университета по специальности «История Украины» и Белгородскую православную духовную семинарию (с миссионерской направленностью). 4 ноября 2009 года назначен главой епархиального отдела по делам семьи. Затем возглавлял миссионерский отдел Запорожской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата. В 2014 году после известных событий был вынужден покинуть Украину [54].↑