бахчисарайская икона божией матери где находится

Бахчисарайская чудотворная икона Божией Матери

Свое покровительство Сумельской обители оказывал один из турецких султанов, предоставивший монастырю огромные средства и различные льготы. Существует предание, что этот султан остановился здесь на ночлег во время одного из своих путешествий (по другому варианту — заблудившись на охоте) и решил тщательно осмотреть монастырь. На следующий день султан, принимая от настоятеля в дар драгоценную умывальницу, принадлежавшую в свое время кому-то из трапезундских Комнинов, спросил у него о причине благополучия обители, находящейся в суровой и неблагоприятной местности. Ответ был дан настоятелем монастыря в типично восточном стиле: «Вечернее дело на утреннее не откладываем». Спустя некоторое время султан на военном совете, собранном перед решающей битвой, склонился к мнению своих визирей, советовавших отложить начало сражения, чтобы дать отдых чересчур утомленному походом войску. Но внесенный в конце совета монастырский умывальник вдруг напомнил монашескую мудрость, и султан тут же бросил свою армию в бой, не дав отдыха воинам. Сражение было выиграно, и султан наградил монастырь огромными щедротами.

бахчисарайская икона божией матери где находится

Сумельская икона Божией Матери

В 1848 году состоялся крестный ход с обнесением по Мариуполю чудотворной иконы Панагии — по случаю разразившейся в городе эпидемии холеры. На следующий день в городе не заболел ни один человек, хотя в окрестностях Мариуполя эпидемия продолжала бушевать.

Чудотворная икона Божией Матери Бахчисарайская бесследно исчезла в 1936 году во время разрушения Успенской церкви Мариуполя. О дальнейшей судьбе или местонахождении этой иконы нам ничего неизвестно.

Примечания

1. Поселянин Е. Указ. соч. С. 525.

2. Кондаков Н. Иконография Богоматери. Т. II. Пг., 1915. С. 218.

3. Бертье-Делагард А.Л. К истории христианства в Крыму. С. 49.

4. Поселянин Е. Указ. соч. С. 539.

5. Кондаков Н. Указ. соч. С. 220.

7. Бертье-Делагард А.Л. К истории христианства в Крыму. С. 49.

8. Кондаков Н. Указ. соч. С. 221.

9. Бертье-Делагард А.Л. К истории христианства в Крыму. С. 49.

10. Кондаков Н. Указ. соч. С. 221.

11. Айналов Д.В. О мариупольских восковых иконах. / Труды XIV археологического съезда в Чернигове в 1909 г. Т. III. М., 1911. С. 60.

12. Мариуполь и его окрестности. С. 45.

13. Кондаков Н. Указ. соч. С. 222.

16. Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии. Церкви и приходы прошедшего XVIII столетия. Вып. 2. Екатеринослав, 1880. С. 316.

17. Кондараки В.Х. Указ. соч. С. 42.

18. Серафимов С. Крымские христиане (греки). С. 18.

20. Мариуполь и его окрестности. С. 132.

22. Мариуполь и его окрестности. С. 132.

23. Панагия, или Успенский Бахчисарайский в Крыму скит. С. 25.

Источник

Бахчисарайская икона Божией Матери

бахчисарайская икона божией матери где находитсяБахчисарайская икона Божией Матери, согласно преданию, явилась в Крыму близ г. Бахчисарая (ныне Крымская Республика, Украина). Кроме упомянутого имени, икона носила еще и другие названия, в частности: Панагия, Крымская икона Богоматери и Мариупольская. Прежде эта икона находилась в Успенском скиту, который был расположен в горном ущелье, на окраине города Бахчисарая.

Относительно самого явления чудотворной иконы Божией Матери исторических свидетельств не сохранилось, но существовали два предания.

Одно предание говорит, что в горном ущелье, близ Бахчисарая, появился однажды большой змей и стал убивать не только животных, но и людей. Местные жители не могли его истребить. Чувствуя свое бессилие, они обратились с молитвой к Пресвятой Богородице и просили Владычицу освободить их от этой напасти. Ночью, увидев, что на скале горит свеча, они тотчас же высекли в горе ступени и по ним поднялись к горевшей свече. Там им был явлен образ Божией Матери. Недалеко от него лежал и поверженный змей, который был немедленно сожжен. После этого греки и особенно генуэзцы, жившие в Феодосии, стали усердно посещать это место для поклонения святому образу Богородицы.

В другом предании говорится о том, что в давнее время возле этих мест пас стада пастух некоего местного князя Михаила. Однажды, загнав свои стада в Успенский овраг, он увидел на скале икону Божией Матери. Она находилась саженях в десяти от земли, перед ней горела свеча. О явлении святого образа узнал князь и приказал принести икону в свой дом, находившийся в окрестных горах. Хотя Михаил и с благоговением принял святую икону, но на следующий же день ее не оказалось в доме: она опять стояла на прежнем месте – на скале. Вторично образ был внесен в дом, и опять повторилось то же. Тогда решено было устроить малый храм в скале, напротив места явления иконы Богоматери. С этой целью была высечена пещера, а снаружи пристроена к ней лестница. Ввиду того, что явление образа произошло 15 августа, то и храм был освящен в честь Успения Богородицы.

В 1778 году, при последнем митрополите Готфском и Кефайском Игнатии, чудотворная икона Богоматери покинула Крым и была принесена в город Мариуполь, где помещалась в специально построенной для нее церкви в честь Успения Богородицы. Здесь Бахчисарайская икона Божией Матери прославилась многими чудотворениями – в 1848 году во время эпидемии холеры, а в 1855 – во время военных действий в Крымскую кампанию. В 1887 году святой образ был перенесен в каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, где помещался в специальном киоте.

Однако Божия Матерь, освятившая Успенскую скалу явлением Своего образа, не переставала покровительствовать этому месту. Через Свое невидимое присутствие Она стала являть знамения Своего милосердия над страждущими и таким образом поддерживать в народе благоговейное усердие в молитвах к Панагии в Успенской скале.

В 1850 году благодаря стараниям архиепископа Херсонского Инокентия совершено было восстановление Бахчисарайской обители. Она стала носить название Бахчисарайского Успенского скита, или Панагии. В пещерной церкви и ущельях было построено до 16 келий для пустынного жития братии. Открытие скита произошло 15-го августа. В этот день к храмовому празднику Успения стекалось ежегодно множество богомольцев для поклонения списку с явленного здесь образа Богоматери.

Бахчисарайская икона принадлежала к числу воскомастичных икон, что свидетельствует о ее сравнительной древности и византийском происхождении. Время ее написания, согласно различным мнениям, варьируется от XI до XIV вв. Изображение относилось к типу поясной Одигитрии с Младенцем на левой руке.

Для украшения Бахчисарайской иконы было создано несколько риз. Одна из них, изготовленная в Крыму, имела надпись на греческом языке: «Моление всех благочестивых христиан содействием и ревностию жителей города Мариен, 1774, апреля 20 дня». Впоследствии эта риза украшала список иконы. Другая риза была изготовлена на средства жены генерал-лейтенанта войска Донского Евдокии Мартыновой; третья, шитая жемчугом, усыпанная бриллиантами и другими камнями, была изготовлена монахинями предположительно в 1861 г. на средства от продажи приношений к иконе.

В кон. XIX – нач. XX в. Бахчисарайская икона была очень ветхой, судьба ее после 1918 г. неизвестна.

Источник

Обретение иконы Божией Матери «Бахчисарайская-Мариампольская». Свято-Успенский монастырь, часть 2

Существует три предания по поводу обретения святой иконы Божией Матери «Бахчисарайская-Мариампольская». Хочется сказать, что, не смотря на их различие, между ними можно провести некоторую общую объединяющую нить, которая показывает не на разность событий, а на их особенную, таинственную схожесть. Также следует отметить, что обретенная икона имеет четыре названия. Первые два: «Одигитрия», что значит с греческого — «Путеводительница». А третье и четвертое, согласно месту явления образа, т.е. «Бахчисарайская» (по названию современного города) или «Мариампольская», поскольку монастырь расположен в Мариампольском ущелье, который издревле был заселен греками-колонистами.

Три предания явления иконы:

Предание первое

Является самым основным. Оно гласит, что в VIII веке пастуху Михаилу греческой национальности православного вероисповедания, пасшему стадо рядом с греческим селением Мариамполь (отсюда и название иконы Божией Матери «Бахчисарайская-Мариампольская»), на закате дня, когда уже нужно было загонять стадо на ночлег, было явлено необычное свечение на скале. Взобравшись на неё, он обнаружил нерукотворный образ Пречистой Девы. Вернувшись в спешке в село, он об этом сообщил местному священнику в общине. Все население того местечка вышло крестным ходом к иконе с каждением и песнопениями, взяли её и перенесли в местную церковь (по некоторым сведениям, в домик священника, поскольку, возможно, у них ещё не было церкви). Но на следующий день иконы в деревне не оказалось, и она вновь была явлена ночью на том же самом месте, где и была впервые обретена. И вновь селяне забрали ее, а она на утро следующего дня снова пропала и явилась в третий раз ночью. То есть, икона была явлена трижды. Тогда местные жители окончательно поняли, что сама Богородица для себя избрала именно то скальное место. Поскольку явление иконы Божией Матери «Путеводительницы» («Одигитрии») было явлено в первый раз в великий праздник Успения, то храм, а позднее и обитель, было решено назвать в честь Успения Девы Марии.

Интересная, и, пожалуй, главная особенность этого явления состоит в том, что икона обретена была в VIII столетии, когда Византию раздирала ересь иконоборчества. Это было явным утешением и утверждением в истинности своего пути для монахов-иконопочитателей, которые были на правах беглецов. Они спасались от преследований центральной власти, временно поддержавшей ересь, убегая на окраины империи. Таврида была испокон веков окраиной той славной греческой державы. Лишь приход к власти после Константина Копронима и Льва Исавра императрицы Ирины, милостью Божией, положило конец сильному потрясению Вселенской Церкви, собранием последнего, седьмого Вселенского Собора в Никеи (недалеко от Константинополя – столицы Империи).

Предание второе

В Мариампольском ущелье в XV веке завелся очень большой змий. Он был настолько велик, что по сообщениям того времени, мог справиться с целой коровой. Жители крымского полуострова пришли от этого в трепет. Все христианское население (православные греки, генуэзцы-католики, армяне-монофизиты) взмолились об избавлении к Пречистой Деве от этого тяжкого бедствия. И их мольба была услышана. Вскоре, после очередных усердных молитв к Божией Матери, вечером жители (возможно, тот же пастух Михаил) увидели на скале горящую свечу. Спешно прорубив ступени к свечению в скале, греки обрели икону Богородицы «Путеводительница» или по-гречески «Одигитрия», а рядом обнаружили разрубленного надвое мёртвого змия.

бахчисарайская икона божией матери где находитсяМесто обретения иконы Божией Матери «Бахчисарайская-Мариампольская»

В благодарность об этом избавлении, греки возводят монастырь в Мариампольском ущелье. Вполне возможно, что монастырь иконопочитателей, прибывших в VIII веке на Крымский полуостров, находился рядом, а после явления был перенесён в ущелье. Кроме того, в самом селении уже давно существовала греческая община. Обретение иконы Божией Матери «Бахчисарайская-Мариампольская» состоялось.

Необычайной и главной особенностью, подтверждающей реальность этого факта, является то, что обитель возникает в 2-х км. от столицы новообразованного Крымского ханства. Это единственный православный монастырь в мире, который выжил в исламской столице! Больше такого нигде нет и не было. Вполне реально, что событие со змеем, было особенным промыслом Божиим, который сохранил монастырь от поругания и разрушения. Местные мусульмане и крымские ханы были очень поражены этим событием. Ведь почти все монастыри и храмы Таврического полуострова были уничтожены после экспансии турецких войск в 1475 году. Помимо Бахчисарайского Свято-Успенского, не тронули ещё обитель св. Георгия на мысе Фиолент близ нынешнего Севастополя. Все было в руинах, в том числе и 40 храмов Святой Горы Крыма (сейчас носит название «Медведь-гора»).

Предание третье

Самое малоизвестное. Считается, что икона нашей Владычицы была перенесена туда чудесным образом из византийского монастыря Сумели, который расположен близ Трапезунда. Это произошло в VIII веке в период иконоборчества, о чем было описано выше. Самое интересное, что одно время некоторые монахи монастыря Сумели поддержали ересь. Таким образом, чтоб икона не была поругана, она оттуда «ушла» и явилась там, где её хотели видеть и воздали ей должное поклонение. Фактом, свидетельствующим об достоверности и этой истории, которая никаким образом не противоречит двум ранее описанным преданиям, если всмотреться в корень дела, служит то, что позже, по приглашению в Крым, монахи этого Сумельского монастыря посетили и Успенское монашеское общежитие и подтвердили факт, что исчезнувшая от них икона теперь находится в этой обители в своем точном образе, в котором и была.

Таким образом, было милостью Божией совершено обретение иконы Божией Матери «Бахчисарайская-Мариампольская».

Источник

Храм Бахчисарайской иконы Божией Матери (Скворцово)

Мiръ Россия Республика Крым село Скворцово Храм Бахчисарайской иконы Божией Матери (Скворцово)

бахчисарайская икона божией матери где находится

Храм Бахчисарайской иконы Божией Матери в Скворцово образован в 2003 году в здании бывшей школы. В храме имеется много святынь.

Содержание

История [ править ]

Православная община во имя Бахчисарайской иконы Божией Матери в селе Скворцово Симферопольского района образована 10 марта 1997 года и зарегистрирована 22 декабря 1997 года.

20 марта 2003 года сельский совет выделил общине здание – полуразрушенное строение бывшей школы с прогнившей крышей, обвалившимся потолком и выбитыми окнами.

Но это не испугало христиан, желающих иметь свою молитвенную комнату. Собрав по всему селу необходимую сумму, крышу перекрыли шифером. В 2003 году были закончены отделочные работы. Первая иконостасная перегородка была устроена из простыней.

13 декабря 2003 года, в день памяти св. апостола Андрея Первозванного, была отслужена первая Божественная литургия. С этого дня, несмотря на значительные неудобства, Литургия в храме стала служится регулярно.

К Пасхе следующего года был установлен деревянный иконостас, украшенный иконами. Алтарь, пусть даже и временный, приобрел благолепный вид.

На месте одного из окон бывшего спортзала был оборудован главный вход в храм. В настоящее время на этом месте к храму пристраивается колокольня.

Одновременно с отделкой иконостасной перегородки начались фундаментные работы по возведению постоянного каменного алтаря. Строительство вели всем миром.

В августе 2004 года стены алтаря были подняты.

Святыни [ править ]

По благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря храму была пожертвована частица мощей Архиепископа Луки исповедника Крымского. Для этих целей была приобретена икона, куда и был вставлен мощевик.

Архимандритом Нектарием Антонопулосом, наместником греческого монастыря Сагмата, храму переданы частицы мощей: св. ап. Андрея Первозванного; свщмч. Харалампия, еп. Магнезийского; свщмч. Иерофея, еп. Афинского; прп. Иоаникия Великого; вмч. Артемия; мч. Трифона; мч. Иоакима Нотинского; мч. Николая Планасского и особая реликвия – частица Честнаго и Животворящего Креста Господня.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II из Оптиной пустыни храму преданы частицы мощей прп. Оптинских старцев.

В храме также хранятся частицы мощей: прп. Гавриила Афонского, свщмч. Николая Искровского и частицы облачений прп. Кукши Одесского и Спиридона Тримифунтского чудотворца.

В храме для общего поклонения выносятся иконы:

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Республика Крым, Симферопольский район, с.Скворцово, ул. Калинина, д.46а

Паломнику [ править ]

Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Источник

Молимся вместе

Ежедневно молимся вместе.
Читаем дневные Акафисты, на которых поминаем участников нашего сообщества,
принимающих участие в совместных молитвах.
Читаем Псалтирь и поминаем всех, кто принимает в этом чтении участие.
Читаем Книги Ветхого Завета, Евангелие, Апостол.
Приглашаем всех желающих присоединиться.

бахчисарайская икона божией матери где находится

Икона Богородицы Бахчисарайская (Крымская, Мариупольская)

Бах­чи­са­рай­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, со­глас­но пре­да­нию, яви­лась в Кры­му близ г. Бах­чи­са­рая. Кро­ме упо­мя­ну­то­го име­ни, ико­на но­си­ла еще и дру­гие на­зва­ния, в част­но­сти: Па­на­гия, Крым­ская ико­на Бо­го­ма­те­ри и Ма­ри­у­поль­ская. Преж­де эта ико­на на­хо­ди­лась в Успен­ском ски­ту, ко­то­рый был рас­по­ло­жен в гор­ном уще­лье, на окра­ине го­ро­да Бах­чи­са­рая.

От­но­си­тель­но са­мо­го яв­ле­ния чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри ис­то­ри­че­ских сви­де­тельств не со­хра­ни­лось, но су­ще­ство­ва­ли два пре­да­ния.

Од­но пре­да­ние го­во­рит, что в гор­ном уще­лье, близ Бах­чи­са­рая, по­явил­ся од­на­жды боль­шой змей и стал уби­вать не толь­ко жи­вот­ных, но и лю­дей. Мест­ные жи­те­ли не мог­ли его ис­тре­бить. Чув­ствуя свое бес­си­лие, они об­ра­ти­лись с мо­лит­вой к Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це и про­си­ли Вла­ды­чи­цу осво­бо­дить их от этой на­па­сти. Но­чью, уви­дев, что на ска­ле го­рит све­ча, они тот­час же вы­сек­ли в го­ре сту­пе­ни и по ним под­ня­лись к го­рев­шей све­че. Там им был яв­лен об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри. Неда­ле­ко от него ле­жал и по­вер­жен­ный змей, ко­то­рый был немед­лен­но со­жжен. По­сле это­го гре­ки и осо­бен­но ге­ну­эз­цы, жив­шие в Фе­о­до­сии, ста­ли усерд­но по­се­щать это ме­сто для по­кло­не­ния свя­то­му об­ра­зу Бо­го­ро­ди­цы.

В дру­гом пре­да­нии го­во­рит­ся о том, что в дав­нее вре­мя воз­ле этих мест пас ста­да пас­тух неко­е­го мест­но­го кня­зя Ми­ха­и­ла. Од­на­жды, за­гнав свои ста­да в Успен­ский овраг, он уви­дел на ска­ле ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри. Она на­хо­ди­лась са­же­нях в де­ся­ти от зем­ли, пе­ред ней го­ре­ла све­ча. О яв­ле­нии свя­то­го об­ра­за узнал князь и при­ка­зал при­не­сти ико­ну в свой дом, на­хо­див­ший­ся в окрест­ных го­рах. Хо­тя Ми­ха­ил и с бла­го­го­ве­ни­ем при­нял свя­тую ико­ну, но на сле­ду­ю­щий же день ее не ока­за­лось в до­ме: она опять сто­я­ла на преж­нем ме­сте – на ска­ле. Вто­рич­но об­раз был вне­сен в дом, и опять по­вто­ри­лось то же. То­гда ре­ше­но бы­ло устро­ить ма­лый храм в ска­ле, на­про­тив ме­ста яв­ле­ния ико­ны Бо­го­ма­те­ри. С этой це­лью бы­ла вы­се­че­на пе­ще­ра, а сна­ру­жи при­стро­е­на к ней лест­ни­ца. Вви­ду то­го, что яв­ле­ние об­ра­за про­изо­шло 15 ав­гу­ста, то и храм был освя­щен в честь Успе­ния Бо­го­ро­ди­цы.

В 1778 го­ду, при по­след­нем мит­ро­по­ли­те Готф­ском и Ке­фай­ском Иг­на­тии, чу­до­твор­ная ико­на Бо­го­ма­те­ри по­ки­ну­ла Крым и бы­ла при­не­се­на в го­род Ма­ри­у­поль, где по­ме­ща­лась в спе­ци­аль­но по­стро­ен­ной для нее церк­ви в честь Успе­ния Бо­го­ро­ди­цы. Здесь Бах­чи­са­рай­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри про­сла­ви­лась мно­ги­ми чу­до­тво­ре­ни­я­ми – в 1848 го­ду во вре­мя эпи­де­мии хо­ле­ры, а в 1855 – во вре­мя во­ен­ных дей­ствий в Крым­скую кам­па­нию. В 1887 го­ду свя­той об­раз был пе­ре­не­сен в ка­мен­ный храм в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, где по­ме­щал­ся в спе­ци­аль­ном ки­о­те.

Од­на­ко Бо­жия Ма­терь, освя­тив­шая Успен­скую ска­лу яв­ле­ни­ем Сво­е­го об­ра­за, не пе­ре­ста­ва­ла по­кро­ви­тель­ство­вать это­му ме­сту. Через Свое неви­ди­мое при­сут­ствие Она ста­ла яв­лять зна­ме­ния Сво­е­го ми­ло­сер­дия над страж­ду­щи­ми и та­ким об­ра­зом под­дер­жи­вать в на­ро­де бла­го­го­вей­ное усер­дие в мо­лит­вах к Па­на­гии в Успен­ской ска­ле.

В 1850 го­ду бла­го­да­ря ста­ра­ни­ям ар­хи­епи­ско­па Хер­сон­ско­го Ино­кен­тия со­вер­ше­но бы­ло вос­ста­нов­ле­ние Бах­чи­са­рай­ской оби­те­ли. Она ста­ла но­сить на­зва­ние Бах­чи­са­рай­ско­го Успен­ско­го ски­та, или Па­на­гии. В пе­щер­ной церк­ви и уще­льях бы­ло по­стро­е­но до 16 ке­лий для пу­стын­но­го жи­тия бра­тии. От­кры­тие ски­та про­изо­шло 15-го ав­гу­ста. В этот день к хра­мо­во­му празд­ни­ку Успе­ния сте­ка­лось еже­год­но мно­же­ство бо­го­моль­цев для по­кло­не­ния спис­ку с яв­лен­но­го здесь об­ра­за Бо­го­ма­те­ри.

Бах­чи­са­рай­ская ико­на при­над­ле­жа­ла к чис­лу вос­ко­ма­стич­ных икон, что сви­де­тель­ству­ет о ее срав­ни­тель­ной древ­но­сти и ви­зан­тий­ском про­ис­хож­де­нии. Вре­мя ее на­пи­са­ния, со­глас­но раз­лич­ным мне­ни­ям, ва­рьи­ру­ет­ся от XI до XIV вв. Изо­бра­же­ние от­но­си­лось к ти­пу по­яс­ной Оди­гит­рии с Мла­ден­цем на ле­вой ру­ке.

Для укра­ше­ния Бах­чи­са­рай­ской ико­ны бы­ло со­зда­но несколь­ко риз. Од­на из них, из­го­тов­лен­ная в Кры­му, име­ла над­пись на гре­че­ском язы­ке: «Мо­ле­ние всех бла­го­че­сти­вых хри­сти­ан со­дей­стви­ем и рев­но­стию жи­те­лей го­ро­да Ма­ри­ен, 1774, ап­ре­ля 20 дня». Впо­след­ствии эта ри­за укра­ша­ла спи­сок ико­ны. Дру­гая ри­за бы­ла из­го­тов­ле­на на сред­ства же­ны ге­не­рал-лей­те­нан­та вой­ска Дон­ско­го Ев­до­кии Мар­ты­но­вой; тре­тья, ши­тая жем­чу­гом, усы­пан­ная брил­ли­ан­та­ми и дру­ги­ми кам­ня­ми, бы­ла из­го­тов­ле­на мо­на­хи­ня­ми пред­по­ло­жи­тель­но в 1861 г. на сред­ства от про­да­жи при­но­ше­ний к иконе.

В кон. XIX – нач. XX в. Бах­чи­са­рай­ская ико­на бы­ла очень вет­хой, судь­ба ее по­сле 1918 г. неиз­вест­на.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *