балансировка полушарий мозга упражнения
Упражнения для развития межполушарных связей
Что делать, если ребенок невнимательный? Как ему помочь учиться лучше? Как взрослому развить память и воображение?
Человеческий мозг устроен таким образом, что каждое полушарие имеет свою специализацию. В частности, левое полушарие отвечает за логическое и аналитическое мышление, способности к языкам и математике, восприятие устной и письменной речи, запоминание фактов, контроль правой половины тела. Правое полушарие обрабатывает невербальную информацию, отвечает за пространственную ориентацию, музыкальные способности, воображение, творческую деятельность, параллельную обработку информации и контроль левой половины тела. Интеллект человека основан, прежде всего, на согласованной работе обоих полушарий.
Правильно ли вы готовите ребенка к школе?
Если родители понимают фразу «после трёх уже поздно» слишком буквально и записывают ребенка младше 5,5 лет на все «развивашки» подряд:
то в результате левое полушарие развивается слишком быстро, в ущерб правому, а нейронные связи между ними слабы и малочисленны. Что происходит с таким ребенком в школе? Будучи, на первый взгляд, более чем готовым к обучению, он с трудом сосредотачивается на уроке, пишет с ошибками, плохо воспринимает учебный материал.
Развитие интеллекта человека напрямую зависит от того, насколько тесно связаны левое и правое полушария головного мозга. Наибольшее количество нервных связей между ними образуется при регулярном совершении перекрестных движений, то есть левой и правой сторонами тела. Недаром нейропсихологи рекомендуют начинать подготовку к школе не с алфавита и прописей, а с обучения:
Психолого-педагогические исследования подтверждают: чем больше двигается ребенок и чем лучше он координирует свои движения, тем в большей степени развиты у него высшие психические функции.
Упражнения для формирования межполушарных связей
Что делать, если время упущено, ребенок уже учится в школе и его успехи оставляют желать лучшего? Детские нейропсихологии советуют регулярно выполнять комплексы кинезиологических (двигательных) упражнений, направленных на усиленное формирование и укрепление нейронных связей между полушариями. Они помогают:
Вот некоторые упражнения, которые обязательно понравятся и малышам, и взрослым.
1. Рисование двумя руками
Выполнение упражнения лучше начать с обведения контуров простых симметричных рисунков. Желательно, чтобы изображение разделяла ось симметрии. Рисовать можно как красками, так и фломастерами, мягкими карандашами. Закрепите лист на столе или мольберте. В каждую руку возьмите по карандашу и поставьте их в верхнюю точку, затем начинайте вести их вниз по контуру рисунка. Следите, чтобы ведущая рука не обгоняла подчиненную. Суть упражнения именно в одновременности всех действий. Малыши могут рисовать пальчиками и ладошками.
2. Лепка и оригами
В складывании фигурок из бумаги и придании соленому тесту или пластилину определенной формы участвуют обе руки и глаза. Это упражнение положительно сказывается на зрительно-моторной координации, логическом мышлении и воображении.
3. Поиграйте в цвета
Запишите на листе бумаги названия разных цветов палитры ручками с цветной пастой, фломастерами или карандашами, которые не соответствуют им по цвету, например, для слова «красный» используйте синий карандаш, а для слова «черный» – желтый. Теперь с опорой на лист произнесите только названия цветов, которыми записаны слова. Старайтесь делать это как можно быстрее. Сначала цепочки должны быть короткими: три-четыре слова, затем количество названий можно увеличить.
4. «Танец»
Левой рукой, сжатой в кулак, с развернутым большим пальцем в сторону, дотроньтесь до правого мизинца. Поменяйте руки. Старайтесь делать движения быстро и точно.
5. Примерьте чужую шкуру
Иногда выполняйте привычные действия не ведущей, а подчиненной рукой. Например, если вы правша, попробуйте левой рукой размешивать чай, поворачивать ключи в замке, набирать текст эсэмэски.
6. «Ладонь, кулак, ребро»
Это вариант известной игры «камень, ножницы, бумага». Упражнение выполняется сидя за столом. При слове «ладонь» нужно положить ладонь плашмя на стол, при команде «ребро – кладем ладонь вертикально, при слове «кулак» нужно поставить сжатый кулак. Действуйте сначала левой рукой, потом правой, затем двумя сразу. Постепенно усложняйте задачу, увеличивая быстроту движений.
7. «Колечко»
По очереди соединяйте мизинец, безымянный, средний и указательный пальцы с большим пальцем в колечко. Выполняйте упражнение то в одном порядке, то в другом. Сначала участвует только одна рука, правая или левая, потом обе руки одновременно.
8. «Замок»
Скрестите руки и сцепите их в замок. Теперь попробуйте подвигать каждым пальцем в отдельности. Задействовать соседние пальцы нельзя.
9. Массаж ушей
Попробуйте расправить и потянуть край каждого уха в сторону и вниз. Повторите несколько раз.
Выполнять упражнения для укрепления межполушарных связей необходимо регулярно, по 10-20 минут в день, только в этом случае они дадут положительный результат. Рекомендуемая длительность курса от 45 до 60 дней. Занятия должны вестись по определенной схеме, ее разрабатывает нейропсихолог на основании проведенного обследования.
Дата публикации: 17.12.2018. Последнее изменение: 13.01.2020.
Физические упражнения для улучшения кровоснабжения головного мозга
Упражнения, которые укрепляют сосуды головного мозга, жизненно необходимы любому современному человеку: изобилие стрессов, сидячая работа, неправильный режим питания и вредные привычки способны значительно снизить работоспособность и качество жизни в целом. Упражнения с наклонами и поворотами головы повышают эластичность кровеносных сосудов, питающих мозг, вызывают их расширение. Все это вместе с ритмичным дыханием через нос увеличивает приток кислорода к клеткам мозга, улучшает умственную работоспособность.
Ежедневно выполняя упражнения для сосудов головного мозга, нужно следить за своим дыханием, делать их без рывков и резких поворотов. Приступать к занятиям следует в хорошем настроении, когда человек бодр и полон сил. Если появляются круги перед глазами, ухудшается самочувствие или возникает болевой синдром, гимнастику прерывают и дают себе несколько минут отдыха.
По технике выполнения упражнений для улучшения кровообращения существуют следующие рекомендации:
· выполняя упражнения для улучшения мозгового кровообращения, никуда не торопитесь и ничего не делайте резко;
· какой бы комплекс или технику вы ни выбрали, очень важно следить за своим дыханием: старайтесь дышать ровно и глубоко;
· активные движения всегда выполняйте на выдохе, а возвращение в исходное положение – на вдохе;
· не старайтесь в первый же раз выполнить максимальное количество подходов: организм окажется в очередном стрессовом состоянии. Постепенно увеличивайте нагрузку: с каждым разом мускулатура будет укрепляться, и возрастание количества подходов не воспримется тяжело;
· прислушивайтесь к своему телу: если чувствуется боль или недомогание, то лучше отсрочить тренировку или провести ее в щадящем режиме; если дискомфорт усиливается, то стоит обратиться к врачу.
Существует огромное количество упражнений для улучшения кровообращения головного мозга. Самые эффективные из них помогут заметно укрепить здоровье. При выполнении комплекса упражнений, рассчитанного на непосредственную тренировку кровеносных сосудов головного мозга, следует быть очень внимательным: темные круги под глазами говорят о чрезмерном напряжении. В таком случае стоит отдохнуть несколько минут.
Рекомендованная гимнастика для сосудов головного мозга:
1. Станьте ровно и устойчиво, ноги на ширине плеч. Опустите голову как можно ниже на левое плечо, расслабьте шею, затем поднимите голову и положите ее точно так же на правое плечо. Опустите подбородок как можно ниже на грудь, расслабьте шею, затем поднимите голову и плавно откиньте ее как можно дальше назад. Поверните голову как можно дальше влево (тело должно оставаться прямым), вернитесь в исходное положение. Поверните голову как можно дальше вправо. Повторите 10 раз. Упражнения выполнять плавно, не торопясь.
2. Сохраняя положение стоя, сцепите пальцы рук и поднимите их над головой. Представьте, что нужно рубить дрова, и сделайте 8-10 ударов воображаемым топором перед собой. При каждом взмахе «топора» приходите в исходное положение. Выполняйте движения с усилием, но без фанатизма, не разжимайте сцепленные пальцы рук.
3. Оставьте ноги на ширине плеч, руки вытяните перед собой (параллельно полу). Делайте махи ногами, пытаясь носками стоп достать до пальцев рук. Выполняйте упражнение поочередно левой и правой ногой. Сделайте по 8 раз для каждой ноги.
4. Прилягте на спину, возьмитесь руками за поясницу и на выдохе медленно начните поднимать ноги, пока они не окажутся перпендикулярно полу. Когда стопы будут направлены в потолок, вдохните и неспешно опустите ноги. Повторите упражнение 5 раз (с каждым разом старайтесь увеличивать количество повторов).
5. Для тех, кому позволяет здоровье и физическая подготовка, предлагается упражнение «березка»: лежа на спине, подставьте согнутые в локтях руки под естественный прогиб позвоночника и постарайтесь вытолкнуть поясницу наверх. Ноги при этом должны быть перпендикулярно полу. Задача для того, кто выполняет это упражнение – продержаться в этой позе как можно дольше.
Уделите несколько минут в день гимнастике для улучшения кровообращения головного мозга, и результаты не заставят себя ждать: продуктивность повысится, а многие проблемы со здоровьем уйдут навсегда.
Балансировка полушарий мозга упражнения
Развитие головного мозга ребенка начинается еще в материнской утробе, затем продолжается, проходя несколько этапов. Этот сложнейший процесс нельзя пускать на самотек.
Вопрос о том, как развить левое и правое полушарие мозга у ребенка, должен серьезно интересовать любого родителя, желающего воспитать здорового и умного человека.
Для этих целей разработано несколько эффективных методик, заслуживающих особого внимания.
Необходимые условия для развития мозга ребенка
Природа снабдила человеческий мозг огромным количеством нейронов, составляющих его ядро. Их многообразные связи обеспечивают сознание, мышление, память, координацию и функционирование всего организма. Именно их формирование и обеспечивает развитие мозга.
Активный процесс происходит до трехлетнего возраста ребенка, после которого темп развития значительно снижается. Полное физиологическое формирование завершается к 6-7 годам, когда человек полностью готов к восприятию информации, ее анализу и сознательной мыслительной деятельности.
Исследователи выделяют такие важные факторы, влияющие на развитие мозга:
Серьезные споры ведутся по поводу влияния телевизора на развитие мозга ребенка. Большинство психологов сходятся на том, что его нельзя считать помощником в этом важном процессе. Телевизионная информация практически не откладывается в младенческом мозге. В то же время, та же информация, прозвучавшая из уст матери усваивается хорошо.
Упражнения на развитие левого полушария
Человеческий мозг устроен так, что его полушария наделены разными способностями. Левое полушарие отвечает за такие функции:
Аналитическое мышление, логика и мышление. Происходит анализ фактов, распознаются числа и математические символы.
Помимо анализа и логического мышления, это полушарие обеспечивает контроль движения правой половины тела.
Для развития левого полушария рекомендуются такие упражнения:
Важно! Для развития левого полушария мозга полезны тренировки на логику и смекалку. Надо отметить, что школьная программа во многом нацелена на развитие именно этого полушария.
Упражнения на развитие правого полушария
На правое полушарие мозга приходятся следующие функции:
По сути, правое полушарие обеспечивает параллельную обработку информации на основе интуиции, образов, символов, не связывая со словами и буквами. Оно помогает распознавать лица. Кроме того, полушарие контролирует движения левой половины тела.
Рекомендуются такие упражнения:
Важно! Развивать правое полушария позволяют упражнения с загрузкой левой половины тела. Аналогично вышеописанной методики можно производить массаж основания большого пальца стопы левой ноги.
Упражнения на развитие двух полушарий одновременно
Для ребенка очень важно обеспечить развитие обоих полушарий мозга. Для этого проводятся простые упражнения для одновременной их тренировки:
Важно! Задачей совместного тренинга является согласование действия обоих полушарий. При систематическом проведении упражнений налаживается их синхронность и оптимальное взаимоотношение.
Человеческий мозг – это сложнейший механизм, который требует специальной подготовки для нормального функционирования. С раннего детства необходимо принять меры по его совершенствованию. Правое и левое полушария выполняют собственные, специфические функции, а потому различаются и методики их развития. Особенно важны упражнения по согласованию их работы.
Зарядка для ума. Советы геронтолога, как предупредить деменцию
Что такое деменция
При развитии деменции снижаются умственные способности человека, постепенно утрачиваются имеющиеся знания и навыки, теряется способность к обучению. Нарушаются мышление, ориентировка, понимание, счет, способность к обучению, язык и суждения.
Причин, из-за которых развивается деменция, довольно много. Деменцию могут спровоцировать эндокринные и сосудистые патологии, депрессия, некоторые инфекции, черепно-мозговые травмы, опухоли головного мозга, алкоголизм и наркомания. Дополнительными факторами риска развития деменции являются:
Первые признаки деменции
При самых ранних проявлениях заболевания важно своевременно обратиться к терапевту или врачу общей практики. При необходимости он направит больного к специалисту (неврологу, психиатру или гериатру).
На ранней стадии деменции важными являются следующие факторы
Для больного деменцией важно создать тихую домашнюю, привычную для него атмосферу. Причем круг лиц, с которыми он общается, должен быть постоянным. Это устранит чувство тревоги, нервозности, смятения и возбуждения. Не лишним будет составить распорядок дня и строго его придерживаться.
Людмила Жилевич: «Незнакомые лица, новые ситуации, которые человек уже не в состоянии запомнить, могут спровоцировать ускорение развития заболевания, а также негативно сказываться на его состоянии».
Первые симптомы деменции – не повод отказываться от физических упражнений. Это могут быть пешие прогулки по любимым местам, простая работа на приусадебном участке, упражнения лечебной физкультуры (не менее 150 минут анаэробной нагрузки еженедельно).
Жизнь должна быть насыщена разнообразными событиями и видами интеллектуальной деятельности. Можно читать, разгадывать кроссворды и сканворды, играть в шахматы или шашки, обсуждать прошедшие культурные или политические события.
Больному важно иметь хобби, но оно должно не только быть источником положительных эмоций и приносить удовольствие, а еще и стимулировать когнитивные и умственные способности.
В рационе больного человека должны присутствовать продукты, которые снижают уровень холестерина. Например, ячмень, бобовые, черника. Вместо сливочного масла лучше отдавать предпочтение растительному. В меню можно включить кисломолочные продукты, постные сорта мяса и птицы, нежирную рыбу, морепродукты, квашеную капусту. Для улучшения вкуса блюд разрешено использование приправ (шалфей, корица, куркума, шафран). А вот употребление соли лучше снизить до минимума. Обязательно следует выпивать суточную норму чистой воды (из расчета 30 мл на 1 кг веса). Готовить лучше на пару, можно запекать или варить.
При соблюдении всех рекомендаций доктора можно замедлить прогрессирование заболевания, а значит, существенно улучшить качество жизни больного, отсрочить тяжелые проявления деменции. При этом людям, которые имеют наследственную предрасположенность к развитию заболевания, следует обращать особое внимание на профилактику: вести здоровый образ жизни, ежедневно выполнять упражнения для умственной зарядки, контролировать уровень холестерина в крови.
Важный момент – создание комфортных условий, чтобы человек, страдающий деменцией, как можно дольше оставался независимым. Лучшая терапия – это проводить больше времени вместе с пожилыми родственниками, окружить их любовью, заботой, помочь им почувствовать себя полезными и нужными, добавила специалист.
Полезные упражнения для тренировки мозга
Для когнитивной стимуляции мозга могут помочь специальные упражнения. Их можно выполнять самостоятельно или совместно со своими близкими. Главное условие – их регулярность.
Вот несколько примеров эффективных занятий:
Положите перед собой листок с перечнем слов, которые написаны разным цветом. Начинать следует с первого слова. Но называть нужно тот цвет, которым написан текст. После того, как дойдете до конца, слова надо повторить в обратном порядке. На первых порах может быть сложно, так как за восприятие текста и цвета отвечают разные полушария головного мозга.
Польза: помогает установить новые связи между полушариями мозга, а также тренируется концентрация и переключаемость внимания.
При выполнении этого упражнения следует сосредоточиться на цифре «19» в центре квадрата. Затем взглядом необходимо найти «1» и потом все остальные цифры по возрастающей. Таблицу можно нарисовать самостоятельно, а цифры в ячейках расположить в любом порядке. Подобное занятие увеличивает скорость восприятия и обработки информации, способствует развитию периферийного зрения.
У пожилых людей, мышление, память и речь напрямую зависят от движения рук. В этом отношении для сохранения «ясности ума» полезны такие занятия, как вязание, вышивание или другие виды деятельности, в которых задействована мелкая моторика.
Возьмите два чистых листа бумаги и две ручки. Задача состоит в том, чтобы одновременно двумя руками нарисовать геометрические фигуры. Вместо фигур можно написать буквы или слова с одинаковым набором букв. Синхронное письмо учит мозг одновременно справляться с несколькими задачами, вовлекая в работу оба полушария.
Еще несколько советов
1.Если вы правша, время от времени выполняйте привычные вам ритуалы, левой рукой. И наоборот. Например, почистите другой рукой зубы или используйте этот прием во время завтрака или обеда.
2.Еще одно полезное упражнение – принимать душ или выполнять другие обычные действия с закрытыми глазами.
3.Добираясь до работы, магазина и других мест регулярно меняйте маршрут.
4. Попробуйте время от времени смотреть фильмы без звукового сопровождения, при этом попытайтесь понять, о чем идет речь по жестам актеров и их движениям.
Балансировка полушарий мозга упражнения
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Цель: способствовать улучшению мыслительной деятельности, запоминания; синхронизировать работу полушарий головного мозга, облегчить процесс письма, устранение дислексии, повышение устойчивости внимания.
Статья:
Цель: способствовать улучшению мыслительной деятельности, запоминания; синхронизировать работу полушарий головного мозга, облегчить процесс письма, устранение дислексии, повышение устойчивости внимания.
Комплекс № 1.
І. Дыхательная гимнастика.
1) Глубокий вдох (руки медленно поднимите до уровня груди. Задержите дыхание, внимание сконцентрируйте на середине ладоней, медленно выдохните (руки опустите вдоль тела).
2) Глубоко вдохните. Заверните уши от верхней точки до мочки. Задержите дыхание. Выдохните с открытым сильным звуком А-А-А (чередуйте со звуками Ы-Ы-Ы, У-У-У, О-О-О-О)
3) Выполните ритмичное дыхание: вдох в 2 раза короче выдоха.
ІІ. Качание головой.
Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.
ІІІ. Колечко.
Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
ІV. Кулак – ребро – ладонь.
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости стола, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на столе, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений – по 8 – 10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произнося их вслух или про себя.
V. Лезгинка.
Левую руку сожмите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6 – 8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
VІ. Зеркальное рисование.
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого задания вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки.
Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы мозга.
VІІ. Ухо – нос.
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладони, поменяйте положение рук, «с точностью до наоборот».
VІІІ. Медвежьи покачивания.
Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.
І. Дыхательная гимнастика.
1) Выполните ритмичное дыхание: вдох в 2 раза короче выдоха.
2) Глубоко вдохните. Руки медленно поднимите через стороны вверх. Задержите дыхание на вдохе. Выдохните с открытым сильным звуком А- А-А. Руки медленно опустите. Вдохните. Руки медленно поднимите на уровне плеч через стороны. Задержите дыхание. Медленно выдохните с сильным открытым звуком О-О-О, обнимите себя за плечи, опустив голову на грудь. Медленно и глубоко вдохните. Руки поднимите до уровня груди. Задержите дыхание. Медленно выдохните с сильным звуком У-У-У. Руки опустите вниз, голову на грудь.
ІІ. Массаж ушных раковин.
Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. Вконце упражнения разотрите уши руками.
ІІІ. Перекрестные движения.
Выполните перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же самое левой рукой и правой ногой.
ІV. Змейка.
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и чётко, не допуская синкенезий. (никаких дополнительных движений другими пальцами). Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
V. Горизонтальная восьмёрка. Артикуляционная гимнастика.
1, 2 неделя занятий.
Упритесь языком во рту в зубы, старайтесь их вытолкнуть наружу. Расслабьте язык. Повторите 10 раз. Прижимайте язык во рту то к левой, то к правой щеке. Повторите 10 раз. Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгните его горкой. Расслабьте. Повторите 10 раз.
3 – 6 неделя занятий.
VІ. Симметричные рисунки.
Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально-симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.)
VІІ. Крючки.
Указательным пальцем правой руки с напряжением зацепить поочерёдно большой, указательный и т.д. пальцы левой руки. Руки расслабить. Сделать то же для указательного пальца левой руки поочерёдно для пальцев правой руки. Руки расслабить.
I. Дыхательная гимнастика.
1) Глубокий вдох (руки медленно поднимите до уровня груди). Задержите дыхание (внимание сконцентрируйте на середине ладоней). Медленно выдохните (руки опустите вдоль тела).
2) Сожмите правой рукой левое плечо. Голову поверните влево и посмотрите через плечо назад. Разведите плечи с силой. Глубоко вдохните, задержите дыхание, выдох.
Опустите руки вдоль тела, голову уроните на грудь. Вдохните, выдохните. Повторите упражнение, держа левой рукой правое плечо.
II. Артикуляционная гимнастика.
Гимнастика для языка: движения в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание языка, свёртывание в трубочку.
III. Горизонтальная восьмёрка.
Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой. Затем обеими руками вместе.
IV. Гимнастика для глаз.
Работаем по плакат-схеме зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.) На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения:
— по часовой стрелке и против неё;
— по траектории «восьмёрки».
Каждая траектория имеет свой цвет:
Упражнение выполняется стоя.
V. Паровозик.
Правую руку положите на левую надостную мышцу, одновременно делая 10 – 12 маленьких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой, плечом вперёд, затем столько же назад. Поменяйте позиции рук и повторите упражнение.
VI. Крючок.
Указательным пальцем правой руки тяните на себя большой палец левой руки, который должен сопротивляться изо всех сил. Выполните то же для другой руки.
VII. Крючки.
Любыми пальцами правой руки тянем на себя пальцы левой руки поочерёдно с большим сопротивлением. Расслабление. Выполните то же для другой руки.
VIII. Мельница.
Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию» тела. Время упражнения 1 – 2 мин. Дыхание произвольное.
I. Дыхательная гимнастика.
1) Выдохните, откройте глаза. Вдохните, закройте глаза. Продолжайте, выдыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза полностью расслабятся, когда они закрыты. Откройте глаза и поморгайте. Каждый раз, открывая глаза, отмечайте, что видите. Замечайте все изгибы и формы, линии и узлы. Сначала только тёмное, затем только светлое.
2) Стоя, опустите руки, сделайте быстрый вдох, притягивайте руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустите руки вдоль тела ладонями вниз.
II. Артикуляционная гимнастика.
Отработайте такие движения языка, щёлканье, цоканье, посвистыванье. Затем выполните последовательность: два щелканья, два цоканья, два посвистыванья.
III. Полёт.
Стоя. Сделайте несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны. Закройте глаза, представьте себе, что вы летите, размахиваете крыльями.
IV. Массаж рук.
Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое движение проделайте с другой рукой.
V. Символ Х.
Предварительно нарисуйте на карточке (размером с почтовую открытку) две пересекающиеся линии в виде символа Х.
Зафиксируйте взгляд на пересечении этих линий, выполняя при этом следующие упражнения:
1) Стоя. Поднимите (невысоко левую ногу, согнув её в колене, и кистью (локтем) правой руки дотроньтесь до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой. Повторите упражнение 7 раз. Когда рука касается противоположного колена, а взгляд в этот момент сконцентрирован на пересечении линий буквы Х, как бы «пересекается» средняя линия левого и правого полушария мозга. Упражнение помогает двум полушариям работать согласованно.
2) Перекрёстное марширование.
Сделайте 6 пар перекрёстных движений, маршируя на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторите «маршировку», выполняя односторонние бёдра – руки вверх. Затем снова повторите упражнения перекрёстно. Смотрите при этом на пересечение линии буквы Х. Упражнение повторите 7 раз.
3) Перекрёст.
Для выполнения этого упражнения предлагается чистый лист бумаги с нарисованным на нём символом Х. Он располагается на плоскости, на расстоянии 20 см. от глаз, при этом его освещение должно быть нормальным и равномерным. Необходимо в течение 45 сек. Смотреть в центр перекрёста (после недельных занятий образ перекрёста вызывается произвольно) Через 45 сек. Взгляд переведите на светлый фон. С появлением образа глаза закройте, а перекрёст медленно перенесите в область лба, затем в темя. Это символ единства мозга. Упражнение повторите 3 раза.
4) «Взгляд влево вверх»
Поза: правой рукой фиксируйте голову за подбородок. Взяв карандаш, левую руку выбросите в сторону вверх под углом 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке.
После этого, начинайте делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрите на предмет в левой руке, затем меняйте взгляд «прямо перед собой» на счет «1-2-3-4-5-6-7». Упражнение выполняйте 3 раза, потом доводите до 8 раз. Затем упражнение выполняйте «с точностью до наоборот».