баловнево церковь владимирской иконы божией матери
Церковь Владимирской иконы Божией Матери (Баловнево)
Мiръ Россия Липецкая область село Баловнево Церковь Владимирской иконы Божией Матери (Баловнево)
Построена в 1797—1823 годах. Автором проекта ряд исследователей считают В.И. Баженова (1738–1799). Храм представляет редкий тип объемно-пространственной композиции раннего классицизма – двухколоколенную церковь с двухъярусным световым барабаном. К подобному типу принадлежит, в частности, Троицкая церковь в подмосковном имении фельдмаршала П.А. Румянцева Троицкое-Кайнарджи, авторство проекта которой И.Э. Грабарь связывал с именем В.И. Баженова.
Содержание
Описание [ править ]
Прямоугольный в плане объем храма, обогащенный с севера и юга четырехколонными портиками тосканского ордера венчает двухъярусный барабан. Первый ярус – глухой восьмигранный, второй представляет собой круглый в плане световой барабан, перекрытый плоским куполом с малым глухим барабаном главки. Западный фасад фланкирован двумя четырехъярусными симметричными колокольнями (первый и второй ярусы квадратные в плане, третий и четвертый – круглые. Колокольни увенчаны шпилями). Фасады первого и второго яруса колоколен обработаны сдвоенными пилястрами тосканского ордера. С северо-запада и юга фасады первого яруса колоколен венчают треугольные фронтоны. Третий и четвертый ярусы колоколен обработаны трехчетвертными колонами (в третьем ярусе), и полуколоннами (в четвертом ярусе) тосканского ордера. Третий и четвертый ярус прорезаны по сторонам света арочными проемами звона с венчающими замковыми камнями. Центральный ризалит западного фасада. Увенчанный треугольным фронтоном, акцентирован на уровне первого яруса овальным в плане объемом тамбура, обработанным четырьмя колонами тосканского ордера. На уровне второго яруса ризалитную часть западного фасада прорезают большая полуциркульная ниша. Двусветный первый ярус храма по фасадам прорезан на уровне первого света прямоугольными с полуциркульным завершением оконными проемами, на уровне второго света – круглыми оконными проемами. Подобным образом оформлен второй ярус колоколен. На уровне нижней части центрального ризалита западный фасад прорезан тремя прямоугольными с полуциркульным завершением оконными проемами. Второй световой ярус барабана. Обработанный пилястрами тосканского ордер, прорезан квадратными с полуциркульным завершением оконными проемами, декорированными наличниками зубчатого рисунка. Обработанный по углам пилястрами тосканского ордера восьмигранный объем нижнего глухого барабана декорирован по периметру фасада двумя полосами геометрического белокаменного декора. Все основные архитектурные детали, включая карнизы, импосты, капители и базы колонн выполнены также из белого камня. Линии карнизов храма, включая световой барабан и колокольни декорированы мотивами сдвоенных, строенных и одинарных кронштейнов-дентикул.
Владимирская церковь – незаурядный образец культового зодчества эпохи раннего классицизма на территории Липецкой области.
Престольные праздники [ править ]
Видео [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Россия, Липецкая область, Данковский район, село Баловнево, улица Садовая,, 25, Баловнево, Липецкая обл., 399830 От Данкова около 20 км.
Владимирский-Храм С-Баловнево
Владимирский-Храм С-Баловнево запись закреплена
Принимаем записки на праздничную службу 18 и 19 января
Пусть в январский праздник Господнего Крещения будет безоблачным Ваше небо, ярким солнце, пусть в дом приходят только благие вести, а в воздухе ощущается еле уловимый запах такой далекой, но желанной весны.
Посильное пожертвование можно перевести на карту
Сбербанк 5469 3500 1125 9274
Тинькофф 4377 7237 4669 8327
Владимирский-Храм С-Баловнево запись закреплена
Андрей Матвеев запись закреплена
ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
Приглашаем вас принять участие в новом православном интернет-проекте «ЧУДЕСА В МОЕЙ ЖИЗНИ»! ( https://vk.com/moi_chudesa )
Суть этого проекта заключается в том, чтобы разные люди имели возможность свидетельствовать о тех проявлениях спасительной силы Божией, с которыми они сталкивались в своей жизни.
Показать полностью.
Думается, что сегодня, в тех непростых условиях, в которых мы все оказались, это могло бы поддержать, вдохновить и утешить многих!
Поддержите себя и ближних свидетельствами о безграничной деятельной любви Божией, с которой никакая пандемия или самоизоляция (и вообще ничто другое) никогда не сможет нас разлучить! («Кто ны разлучит от любве Божия?»)
Баловнево. Церковь Владимирской иконы Божией Матери.
Владимирская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Из книги священника Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии», 1888 г., том 3: Баловнево в качестве села упоминается в писцовой книге 1628 и 29 г., где оно описывается так: «село Баловнево на Аннине бояраке, а в селе церковь Пречистыя Богородицы Владимерские иконы да придел Николы Чудотворца древена клецки, а в церкви Божие милосердие – образы, и ризы, и книги, и колокола, и всякое церковное строенье вотчинника Степана Михайлова, сына Рельнева да помещика Демида Муромцова…» В окладной книге 1676 г. находившаяся в с. Баловнево церковь Наименована Никольскою. В 1746 г. Артиллерии поручик, Стефан Сухотин, просил дозволения у епархиального начальства на построение при Никольской церкви придела в честь пророка Илии, что ему и было дозволено.
Вместо деревянной, каменная Владимирская церковь с приделами Ильинским и Никольским построена была капитаном Василием Муромцовым около 1770 г.; но так как она построена была на сыром и низком месте и, по худой работе, истрескалась и грозила падением, то генерал-лейтенант Матфей Васильевич Муромцов в октябре 1789 г. просил преосвященного Симона дозволить ему построить новую каменную церковь на высоком и приличном месте, а старую – сломать и употребить на постройку новой, на что и дать ему благословенную грамоту, оторая и выдана была 18 октября того же года за №2189.
В существующей ныне в с. Баловневе выстроенной по плану и фасаду соборнаго, Александр. лавры, храма, Владимирской церкви приделы Никольский и Ильинский отстроены и освящены были при жизни храмостроителя – первый в 1798, второй – в 1799 г.; но настоящая церковь — в честь иконы Божией Матери Владимирская – отстроена была сыном его – статским советником Матвеем Матвеевичем Муромцовым. К отделке настоящей церкви им приступлено было в 1823 г. и издержано не менее 40,000 рублей. Плана и межевой книги на землю под церковь и кладбище не имеется; они в 1822 г. были неизвестно кем похищены из церкви. По штату 1873 года в причте положены 1 священник и 2 псаломщика. В причте по штату 1885 г. положены 1 священник, 1 диакон и 1 псаломщик.
Из священнослужителей означенной церкви известны: Симеон уп. в 1628 г. Евдоким уп. в 1676 г. Даниил Евдокимов род. в 1700 г. сент. 20. Иаков Леонтиев упом. в 1716 г. Захария уп. в 1727 г. Игнатий Иаковлев род. в 1741 г. июн. 5; умер в 1742 г. Иоанн Иаковлев род. в 1741 г. июл. 21; умер в 1759 г. Василий Даниилов упом. с 8 ноябр. 1742-70 г. Никита Игнатиев упом. с 1759-98 г. Феофилакт Васильев упом. с 1770-99 г.
Иоанн Григориев род. в 1798 г. сент. 20, ум. в 1822 г. Стефан Иеремиев род. в 1799 г.; ум.в 1823 г. Тимофей Прокопиев Белкин уп. с 19 ноябр. 1822-58 г. Николай Тимофеев Белкин уп. с 16 февр. 1858-78 г. Николай Васильев Панаретов уп. с 1878-86 г. Стефан Алексеев Симфонин сост. с 1886 г. до 8 окт. 1887 г. Василий Петрович Серебров с 24 янв. 1888 года.
Из Расписания городских и сельских приходов, церквей и причтов Рязанской епархии за 1874 г. можно узнать следующее. Священники: 187–1878 – Белкин Николай Васильев (по штату 1873 – настоятель прихода); 1878–1886 – Панаретов (Понаретов) Николай Васильев †1892; 1886–1888 – Симфонин Стефан Алексиев; 1888–1894 – Серебров Василий. Штатные диаконы: 1885–1894 – Парфенов Димитрий. Исправляющие должности псаломщиков (1873–1885 годы) 1–я вакансия: 1873–1882 – Златоустовский Иоанн †1888, диакон (по штату 1873 – штатный); 1882–1885 – Парфенов Димитрий, диакон. 2–я вакансия: 1873–1885 – Тронов Димитрий, причетник, диакон (1882) (по штату 1873 – штатный). Штатные псаломщики (с 1885 года): 1885–1886 – Златоустовский Михаил †1886; 1886–1894 – Кочуров Василий. Сверх штата 1873–1886 – Кочуров Василий, пономарь (по штату 1873 – сверхштатный). Также удалось узнать, что одним из последних священников Владимирского храма стал Яковлев Павел Иоаннович (по данным 1912 и 1914 гг.).
Построена в 1797-1823 годах. Автором проекта ряд исследователей считают В.И. Баженова. Храм представляет редкий тип объемно-пространственной композиции раннего классицизма – двухколоколенную церковь с двухъярусным световым барабаном. К подобному типу принадлежит, в частности, Троицкая церковь в подмосковном имении фельдмаршала П.А. Румянцева Троицкое-Кайнарджи, авторство проекта которой И.Э. Грабарь связывал с именем В.И. Баженова. Прямоугольный в плане объем храма, обогащенный с севера и юга четырехколонными портиками тосканского ордера венчает двухъярусный барабан. Первый ярус – глухой восьмигранный, второй представляет собой круглый в плане световой барабан, перекрытый плоским куполом с малым глухим барабаном главки. Западный фасад фланкирован двумя четырехъярусными симметричными колокольнями (первый и второй ярусы квадратные в плане, третий и четвертый – круглые. Колокольни увенчаны шпилями). Фасады первого и второго яруса колоколен обработаны сдвоенными пилястрами тосканского ордера. С северо-запада и юга фасады первого яруса колоколен венчают треугольные фронтоны. Третий и четвертый ярусы колоколен обработаны трехчетвертными колонами (в третьем ярусе), и полуколоннами (в четвертом ярусе) тосканского ордера. Третий и четвертый ярус прорезаны по сторонам света арочными проемами звона с венчающими замковыми камнями. Центральный ризалит западного фасада. Увенчанный треугольным фронтоном, акцентирован на уровне первого яруса овальным в плане объемом тамбура, обработанным четырьмя колонами тосканского ордера. На уровне второго яруса ризалитную часть западного фасада прорезают большая полуциркульная ниша. Двусветный первый ярус храма по фасадам прорезан на уровне первого света прямоугольными с полуциркульным завершением оконными проемами, на уровне второго света – круглыми оконными проемами. Подобным образом оформлен второй ярус колоколен. На уровне нижней части центрального ризалита западный фасад прорезан тремя прямоугольными с полуциркульным завершением оконными проемами. Второй световой ярус барабана. Обработанный пилястрами тосканского ордер, прорезан квадратными с полуциркульным завершением оконными проемами, декорированными наличниками зубчатого рисунка. Обработанный по углам пилястрами тосканского ордера восьмигранный объем нижнего глухого барабана декорирован по периметру фасада двумя полосами геометрического белокаменного декора. Все основные архитектурные детали, включая карнизы, импосты, капители и базы колонн выполнены также из белого камня. Линии карнизов храма, включая световой барабан и колокольни декорированы мотивами сдвоенных, строенных и одинарных кронштейнов-дентикул.
А.Ю. Клоков в статье «Баловнево. Усадьба Муромцевых» так описывает интерьер храма: Интерьеры храма необычны. Храмовая часть, круглая в плане, с северозападной и юго-западной сторон имеет глубокие ниши. В южной нише начинается каменная винтовая лестница на хоры, расположенные в большой нише западной стены, в верхней части первого яруса. Хоры увеличены за счет кованого балкона, свод их находится на уровне карниза, разделяющего первый и второй ярусы восьмерика. В северной нише располагался камин, отделанный белыми рельефными изразцами и чугунным литьем. Это место в храме предназначалось для владельца. Почти половину площади храмовой части занимал, алтарь и невысокая, в одну ступень, солея. Пол по диагонали в черную и белую клетку выстилали небольшие каменные плитки. Стены первого и второго ярусов украшены пилястрами с капителями коринфского ордера. Первый, второй и третий ярусы отделялись друг от друга массивным лепным карнизом. Несохранившийся иконостас, по всей видимости, был не выше первого яруса храма. Росписи нижнего яруса также не сохранились. Во втором ярусе, между пилястр, на всю высоту яруса были выполнены изображения апостолов. На алтарной стене — огромная икона «Тайная Вечеря», а напротив, над хорами — рельефное изображение Святой Троицы, окруженное сиянием. Над ним — большая икона, напоминающая картину Иванова «Явление Христа народу».
Обширная трапезная храма поделена на три нефа двумя рядами колонн с капителями коринфского ордера. В ней размешены два дополнительных престола, а в юго-западном углу — крестильня. Трапезная теплая, с гипокаусным отоплением. По боковым стенам нартекса расположены два входа. Один — под правую колокольню, где расположена лестница, ведущая вниз, в фамильный склеп Муромцевых, под юго-западную часть трапезной. Второй вход ведет на винтовую лестницу левой колокольни, по которой можно подняться до второго яруса, в коридор, ведущий на балкон, винтовую лестницу правой колокольни и чердак. До последнего времени на чердаке сохранялись остатки опор стропильной системы в виде мощных мауэрлатов, связанных через чугунные башмаки круглыми стержнями с винтовыми натяжками. Каждый мауэрлат состоял из двух брусьев квадратного сечения, лежащих на стене параллельно и воспринимавших распорные усилия огромных стропильных ног.
Владимирская церковь – незаурядный образец культового зодчества эпохи раннего классицизма на территории Липецкой области.
Оригинал статьи на сайте Липландия http://www.lipland.ru/?p=81
На территории Данковского района Липецкой области есть множество старинных храмов, один из которых располагается в селе Баловнево, которое отдалено от Данкова примерно на 20 километов.
Строительство храма началось в 1789 году и длилось целых десять лет. Некоторые достройки церкви Владимирской иконы Божией Матери продолжались и в самом начале 19 века. Здание храма отличается новым типом архитектурной композиции русской церкви. Две ее колокольни размещены симметрично относительно входа. На куполе её размещен достаточно массивный барабан, а ее четырехъярусная колокольня увенчана шпилем. Вторая колокольня была введена скульптором для того, чтобы уравновесить архитектурные массы, создать законченность и целостность всей композиции. Особого внимания заслуживает круглая высокая часть церкви, которая завершается стрельчатым куполом, достаточно низко посаженным на барабан.
Владимирская церковь в селе Баловнево является ярким образцом культового зодчества периода раннего классицизма, архитектурный памятник федерального значения.
В отличие от Троицкой церкви в Гусь-Железном, Владимирская церковь не имеет псевдоготических элементов. Можно даже сказать, что нет в ней и барочных форм, если не считать, конечно, «вздутого» объема восьмерика и сочных сдвоенных кронштейнов, поддерживающих карнизы трапезной, храма и колоколен. Эти кронштейны имеют сильный вынос, так что карнизы образуют большие навесы, напоминающие машикули, а многочисленные декоративные пояски, охватывающие стены храма и колоколен, заставляют вспомнить древнерусские архитектурные образы. Оригинальным остается нижний декоративный пояс из кругов. Ему находим многочисленные аналогии в творчестве В.И. Баженова. Любопытно, что световые проемы сосредоточены внизу и в самом верху, в ротонде, основной же восьмерик оставлен почти глухим. Это придает храму сходство с какой то крепостью. Достойно внимания так же и то, что у храма нет апсид. Кроме оригинального приема устройства двух колоколен и круглых декоративных вставок, к творчеству В.И. Баженова восходит и сильно нависающие карнизы на мощных кронштейнах, и сочный пластический язык форм, и сочетание белокаменного декора с кирпичной кладкой, наконец, отсутствие апсиды. Муромцевы были достаточно влиятельными, чтобы заказать проект храма В.И. Баженову, но конечно не в 1797 году, когда великий зодчий доживал последние годы, а раньше. Выполнял же постройку архитектор не баженовского масштаба, откуда и могли появиться различные упрощения. У Муромцева были и свой архитектор, некто Вержень из Голландии, и лепной мастер Замараев, и резчик Базетти и другие. Так что было кому осществить проект В.И. Баженова, если только действительно он имел место.
Вагнер Г.К., Чугунов С.В. Рязанские достопамятности. «Искусство». Москва, 1989 г.
Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №403, ООО «Де Агостини», 2020
Реставрация церкви проводилась в 2010-2015 г.г. Проведены ремонтно-реставрационные работы по фасадам и в интерьерах, заменены оконные и дверные заполнения, инженерно-конструктивная часть, воссоздание кованных решеток, водоснабжение и водоотведение, отопление и вентиляция, электроосвещение, электрооборудование и установлена молниезащита.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru
Комментарии и обсуждение
Алфавитный список репрессированных в годы Советской власти священно-и церковнослужителей
285. КАЧУРОВ Сергей Васильевич, 1880 г.р., уроженец с. Баловнево, Данков. р-на, священник церкви в с. Хрущевоподлеское Становлян. р-на. Постановлением тройки ПП ОГПУ по ЦЧО от 02.12.33 по ст. 58-10 приговорен к высылке в Северный край на 5 лет, реабилитирован определением Липец. обл.прокуратуры от 31.07.89
325. КОЧУРОВ Михаил Васильевич, 1870 г.р., уроженец и житель с.Баловнево? Данков. р-на, дьякон, постановлением тройки ПП ОГПУ по ЦЧО от25.12.29 по ст. 58-10-1 приговорен к 3 годам ссылки, реабилитирован определением Липец. обл. прокуратуры от 18.05.92
Список составлен сотрудником Государственного архива Липецкой области, членом Липецкого областного краеведческого общества В.Б. Поляковым на основании следственных дел, хранящихся в фондах архива
Баловнево. Владимирская церковь
Владимирская церковь в усадьбе Муромцевых Баловнёво была построена в 1789-1799 гг. на новом месте, более сухом и высоком, вместо прежней, стоявшей в низине, по заказу Матвея Васильевича Муромцева, а достроена его сыном Матвеем Матвеевичем. Отделка храма была начата только в 1823 году, на нее было издержано порядка 40 тысяч рублей.
Храм выстроен в стиле раннего классицизма с элементами неоготики, с двумя колокольнями, его архитектура не уступает столичной и по сложности декора, и по масштабности.
Предполагают, что автором проекта храма был никто иной, как сам В.И.Баженов, хотя документального подтверждения этому до сих пор не найдено. Гипотезу выдвинул И.Грабарь, позднее поддержали другие искусствоведы, и с тех пор имя Баженова стало неотъемлемой частью описаний Баловнёвской церкви.
Храм двухколоколенный, украшен великолепным полукруглым портиком с западной стороны, над которым раньше была большая фреска, изображавшая Вход Господень в Иерусалим. Фронтон западной стороны завершали каменные скульптуры, хорошо видные на фото 1908 года.
Четырехколонные портики украшают также южную и северную стороны основного объема храма. Сам основной объем – громадная величественная световая ротонда, украшенная круглыми оконными проемами. Детали декора храма выполнены из белого камня.
Баловнёво было великолепной богатой усадьбой, овеянной множеством слухов и легенд. Сейчас от роскошного имения с богатейшим парком практически ничего не осталось: главный дом – “дворец” – разрушен, сохранились только фундаменты и подвалы, уцелели два флигеля, водонапорная башня и ворота. А за алтарной частью храма сохранились надгробия владельцев усадьбы.
Сама церковь тоже долгое время стояла в запущенном состоянии – в советское время использовалась под склад, потом была просто закрыта. В 2015 году началась ее реставрация, которая сейчас практически завершена.
Адрес: Липецкая обл., Данковский р-н, с.Баловнево, ул.Садовая, 25.
Проезд: по дороге Данков-Ефремов; в центре села Баловнево указатель “Храм”, свернуть по нему и проехать 1 км до храма. От храма можно пройти к усадьбе и в усадебный парк. Прямая дорога от трассы до усадьбы в августе 2018 года была завалена.
vol_majya
vol_majya
Об усадьбе Баловнево, расположенной в Липецкой области недалеко от города Данкова, до сих пор ходит множество легенд. Искусствоведы спорят о том, причастны ли к созданию усадебного комплекса такие великие архитекторы, как Баженов и Растрелли. Историки и краеведы не приходят к точным выводам о том, кто из великих государственных деятелей посещал Баловнево, а слухи о том, что владельцы усадьбы – князья Муромцевы, нажили свои богатства неким таинственным путем, не умолкают даже в наше время.
В 2015 году была восстановлена архитектурная жемчужина усадьбы – Владимирская церковь. От усадебных построек сохранились два флигеля, подвалы главного дома, фонтанная чаша, въездная арка ворот и парк с прудами. В конце ноября в храме будет установлен иконостас и пройдет служба.
Дата фотографий: 2015 год, 31 октября.
Село Баловнево впервые упоминается в письменных источниках в 1626 году. Оно произошло от имени донского атамана Баловнева, отправленного в здешние места на государеву службу.
Существующий ныне усадебный комплекс сложился в первой четверти XVIII – начале XIX века. Строительство роскошной усадьбы было начато Матвеем Васильевичем Муромцевым (1734-1799), генерал-поручиком, первым тульским губернатором. Муромцев захотел создать на своих землях усадьбу, которая по красоте и масштабу не уступала бы царским резиденциям.
Во время русско-турецкой войны (1770-1774) Матвей Васильевич Муромцев был генерал-квартирмейстером (начальником штаба) у графа П.А. Румянцева-Задунайского. В его усадьбе Троицкое-Кайнарджи также был построен двухколоколенный храм.
Архитектурной доминантой комплекса является Владимирская церковь, построенная в 1797 году. Проект Владимирского храма относят к творчеству В. И. Баженова, хотя эта версия до сих пор не нашла своего подтверждения. В середине XX века И.Э.Грабарь в своих поисках неизвестных и предполагаемых произведений В.И.Баженова обнаружил след великого зодчего в Баловневе и уверенно включил церковь в круг его работ. Затем Вагнер и Чугунов в желтой книжке «Окраинными землями Рязанскими» поддержали эту идею, а с ними и весь интернет.
Владимирская церковь построена в классическом стиле, но имеет необычную объемно-пространственную композицию и некоторые детали декоративного убранства.
В 1918 году сгорел дворец, а затем его центральный объем до нулевой отметки разобрали на кирпич. В 1920-х годах были разрушены хозяйственные постройки. В 1930-х годах снято железо с кровли Владимирской церкви и поломана церковная ограда.
После революции храм был разграблен и осквернен. Церковь долгое время использовалась как склад, а в фамильном склепе Муромцевых организовали ледник.
Отсутствие аспиды и трапезной, равной по ширине храмовой части, с высокой, до уровня третьего яруса храмовой кровлей, придает церкви сходство с постройками Западной Европы. Данное сходство усиливает наличие двух колоколен.
Усилиями Г. И. Гунькина Владимирская церковь неоднократно ставилась под охрану как памятник культурного наследия.
Восстановление храма началось в 2013 году и продолжалось два с половиной года. Средства на восстановление были выделены Министерством культуры РФ. В ноябре 2015 года храм вновь открыл свои двери для прихожан и туристов.
В архитектурном облике Владимирской церкви можно увидеть белокаменные колонны, триглифы, большие арочные окна, спаренные угловые пилястры, несколько поясов белокаменного декора в виде горизонтальных полос, составленных из ромбов и кругов. Все эти детали выполнены из белого камня.
До наших дней также уцелела водонапорная башня, построенная в 1880-е годы в стиле английской готики.
9. Сравните архитектуру водонапорной башни с главным домом усадьбы Кирицы,
который проектировал Ф.О. Шехтель в 1880-1890-е годы в той же Рязанской губернии.
Башня была построена для того, чтобы снабжать водой усадебный дом, фонтаны и грот. Воду в резервуары башни подавали с помощью конного привода.
До наших дней также сохранилась ниша одного из фонтанов. Он находился во внутреннем дворике усадебного дома и имел сложную овальную форму.
Гости, посещавшие усадьбу, восхищались красотой усадебного парка. Его центральная аллея начиналась напротив главного входа у лестницы, пересекала каскад прудов, шла через весь парк и заканчивалась «лужайкой, на которой месяцеобразно были посажены 15 дубов, высота которых была невероятная..»
Современники Муромцевых вспоминали усадебный парк так: «В начале каждой аллеи были прибиты доски, на которых были написаны их названия: «Главная Николаевская аллея», «Александровская аллея», «Екатерининская аллея».
На территории парка были построены: эрмитаж, открытая галерея для музыкантов, театр со сценой и кулисами, многочисленные павильоны и беседки, мостики и причудливые скамьи. Все эти парковые элементы были уничтожены и не дошли до наших дней.
План усадьбы Муромцевых.
Составлен А.Ю. Клоковым.
1. Владимирская церковь. 2. Церковноприходская школа. 3. Дворец с флигелями. 4. Фонтан. 5. Водонапорная башня. 6. Главные ворота. 7. Пруд.
О богатстве Муромцевых ходили легенды. Многие думали, что в подвалах усадьбы беглые каторжники незаконно чеканили серебряные монеты.
Однако, богатство Муромцевых преумножалось за счет доходов от винокуренных заводов и хорошо организованного хозяйства.
Арка главных въездных ворот. Построена в стиле классицизма из красного кирпича с элементами белокаменного декора. Сейчас арка сильно повреждена и нуждается в реставрации.
Усадьбу с трех сторон окружали сады. В настоящее время они частично сохранились.
Неотъемлемой частью усадебного комплекса были каскады великолепных прудов с водостоками, облицованными белым камнем. В Баловневе было 13 прудов.
Старые фотографии
Усадебный дом, не дошедший до наших времен, представлял собой трехчастную, П-образную композицию. Он состоял из центрального трехэтажного объема и двух боковых одноэтажных флигелей, соединенных с центральным объемом колоннадами. Фасад дворца был настолько красив, что многочисленные гости сравнивали его с лучшими дворцами Петербурга и Москвы. Авторство проекта усадебного дома неоднократно приписывали Растрелли (и слухи быстро распространялись. ).
В главном усадебном доме было очень много комнат. Дочь Матвея Васильевича Муромцева Екатерина Матвеевна Шнейдер, выросшая во дворце, вспоминала о том, что «не знала о существовании отдельных комнат»
Супруги Муромцевы были страстными поклонниками искусств. Екатерина Александровна Муромцева любила украшать свой дом в «китайском» стиле. Она любила музыку и великолепно играла на фортепиано. Сам великий Моцарт посвятил Екатерине Александровне сонату. У Муромцевых был постоянный оркестр.
Фасад дворца был богато декорирован ордерными элементами, строгими наличниками, рустом. Над входом красовалась супрапорта с фигуркой путти. В декоре фасада был использован белый камень. Красота плана дворца, сложная графика декоративных деталей, утонченный аристократизм ордерных элементов сближают постройку с лучшими образцами архитектуры.