балыкинская и горбаневская икона божьей матери

Иконы Богородицы Балыкинская и Горбаневская

День празднования: 13 июля

Яв­ле­ние Ба­лы­кин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри про­изо­шло в се­ле Ба­лы­кине Ста­ро­дуб­ско­го уез­да Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии 30 июня 1711 го­да. Ис­то­рия чу­до­твор­ной ико­ны бы­ла из­ло­же­на в уте­рян­ном ныне ру­ко­пис­ном «Ска­за­нии», хра­нив­шем­ся в хра­ме свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в се­ле Ба­лы­кине. Пре­да­ние гла­сит: ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы на­хо­ди­лась в до­ме Ти­мо­фея Дуль­ско­го, офи­це­ра Ста­ро­дуб­ско­го пол­ка. Во вре­мя вой­ны со шве­да­ми, ко­гда вра­же­ские вой­ска шли ми­мо г. Ста­ро­ду­ба, на иконе ста­ли за­мет­ны сле­зы из глаз Бо­жи­ей Ма­те­ри. Уви­дев это, Дуль­ский дал обет по­ста­вить свя­тую ико­ну в храм, ко­то­рый где-ни­будь то­гда стро­ил­ся. В ско­ром вре­ме­ни он узнал, что в се­ле Ба­лы­кине имен­но в это вре­мя воз­во­ди­лась цер­ковь, и, убе­див­шись в бед­но­сти Ба­лы­кин­ско­го при­хо­да, обе­щал пе­ре­дать свя­тую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри имен­но ту­да, но мед­лил с ис­пол­не­ни­ем сво­е­го обе­та. То­гда во сне ему яви­лась Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца и при­ка­за­ла немед­лен­но пе­ре­дать ико­ну в Ба­лы­кин­скую цер­ковь. Од­на­ко и по­сле это­го Дуль­ский все еще мед­лил. Вто­рой раз яви­лась ему во сне Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца и под угро­зой на­ка­за­ния вновь при­ка­за­ла от­дать ико­ну в Ба­лы­кин­ский храм, по­сле че­го Ти­мо­фей Дуль­ский по­спе­шил ис­пол­нить свое обе­ща­ние и пе­ре­дал ико­ну в но­во­по­стро­ен­ную де­ре­вян­ную цер­ковь во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая [1] в се­ле Ба­лы­кине.

Об­раз про­сла­вил­ся мно­го­чис­лен­ны­ми ис­це­ле­ни­я­ми боль­ных, ко­то­рые сте­ка­лись для по­кло­не­ния ей не толь­ко из Чер­ни­гов­ской, но и из со­сед­них гу­бер­ний. Неза­дол­го до Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции об­раз был силь­но по­вре­жден в ре­зуль­та­те са­мо­воз­го­ра­ния, но огонь не кос­нул­ся ли­ка Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Ба­лы­кин­ская ико­на на­пи­са­на на хол­сте, при­кле­ен­ном на дос­ку, ма­ло­рос­сий­ским пись­мом, за­кры­та стек­лом и ме­тал­ли­че­ским окла­дом с по­кры­ти­ем, ими­ти­ру­ю­щим зо­ло­че­ние. На го­ло­ве Бо­жи­ей Ма­те­ри вме­сто по­кро­ва укра­ше­ние, на­по­ми­на­ю­щее диа­де­му. На иконе Бо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на с мо­лит­вен­но сло­жен­ны­ми ру­ка­ми, взи­ра­ю­щей на Пред­веч­но­го Мла­ден­ца, Ко­то­рый ле­жит на Ее ко­ле­нях. Ико­на бы­ла укра­ше­на се­реб­ря­ной вы­зо­ло­чен­ной ри­зой с над­пи­сью: «1811 г., июня 24, ко­штом гра­фи­ни Ан­ны Ива­нов­ны Без­бо­род­ко пе­ре­де­ла­на и вызла­ще­на».

Ико­но­гра­фия Ба­лы­кин­ской ико­ны вос­хо­дит к за­пад­ным об­раз­цам, ико­нам «Рож­де­ство Хри­сто­во» и «По­кло­не­ние волх­вов» (Бо­го­ро­ди­ца неред­ко изо­бра­жа­лась ко­ле­но­пре­кло­нен­ной, с при­жа­ты­ми к гру­ди ру­ка­ми, пе­ред ле­жа­щим в яс­лях Бо­гом­ла­ден­цем).

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Балыкинской (Волынской)

глас 4

Заступнице земли Российския/ от нашествия Свейскаго/ и непрестанная за нас Молитвеннице,/ мир земли и душам нашим у Господа испроси,/ да святится в нас Имя Божие во веки.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой «Балыкинская»

О Мати Божия, некогда от нашествия иноверных свеев в велицей беде Отечеству нашему бывшу, явила еси всемощное заступление прославлением в стране Северстей всечестнаго образа Твоего, именуемаго Балыкинским, и зримыми на нем слезами очес Твоих умолила Сына Твоего и Бога нашего даровати православным Христианом преславную победу и одоление на супостаты. Ты, Премилосердная Мати, и в мимошедшия дни во граде Орле пред Пречистым образом Твоим даровала исцеление страждущей от духа нечистаго девице, возвратив ю родителям здраву и невредиму.
Ты, скорая Помощнице в бедах человеческих, услышала вопль матери детища, с высоты жилища внезапу спадша, и возставила е здраво и безвредно. Ты, неизсякаемый источниче чудес и щедрот, принесенной к дивному образу Твоему отроковице зело разслабленной благоизволила даровати скорое исцеление, укрепив плесне ея к желанному хождению. Ты, всемощная Царице неба и земли, воздвигла от неисцельнаго недуга младенцев, их же родители притекоша к Тебе с верою и любовию.
Ты, Подательнице мира душам нашим, избавила юношу от свирепеющих страстей и преклонила злонравие его ко благонравию и покорению родителям. Ты неоскудно изливала струи Своей милости на всех, притекающих к пресвятому образу Твоему в душевных скорбех, телесных недузех и житейских напастех. Вонми, о Всеблагая, и нынешнему усердному молению нашему: управи пути земнаго странствия нашего к мирному и благодетельному житию, украси жительство наше благими обычаи, загради всесильною дланию Твоею уста лжеучителей, вздымающихся на Разум Божий, тлящих обычаи православных предков наших и развращающих умы и сердца юных чад наших, посли нам во все дни жития нашего имети чистоту помыслов и сердечных движений. Сама, о Всепетая, заступи и имиже веси судьбами спаси и введи нас в прерадостныя обители Сына Твоего и Бога нашего. Аминь.

Чу­до­твор­ная Гор­ба­нев­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри есть ко­пия Кор­сун­ской ико­ны, пи­сан­ной еван­ге­ли­стом Лу­кою и при­не­сён­ной ве­ли­ким кня­зем Вла­ди­ми­ром из Хер­со­на в Ки­ев в 988 го­ду. На­зы­ва­ет­ся же ико­на Гор­ба­нев­скою по фа­ми­лии ка­за­ка Гор­ба­ня, ос­но­вав­ше­го се­ло, рас­по­ло­жен­ное близ Пол­та­вы, ко­то­рое по­лу­чи­ло на­зва­ние Гор­ба­нёв­ка. По ис­то­ри­че­ским све­де­ни­ям, яв­ле­ние Гор­ба­нев­ской ико­ны от­но­сит­ся к пер­вой по­ло­вине XVIII сто­ле­тия. В то вре­мя се­ло Гор­ба­нёв­ка бы­ло не за­се­ле­но и окру­же­но ле­сом.

В этой мест­но­сти жил толь­ко ка­зак Гор­бань. Од­на­жды он ко­сил на сво­ей па­се­ке тра­ву, и вдруг ко­са его пе­ре­ло­ми­лась. На­кло­нив­шись к тра­ве, он уви­дел ико­ну Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и тут же за­ме­тил, что ко­нец ко­сы ра­нил лик Бо­жи­ей Ма­те­ри под пра­вым гла­зом, из ко­то­ро­го по­ка­ти­лась сле­за. С бла­го­го­вей­ным тре­пе­том Гор­бань от­нёс ико­ну в свой дом и за­явил о слу­чив­шем­ся ду­хов­но­му на­чаль­ству.

Вско­ре усер­ди­ем бла­го­че­сти­вых лю­дей на ме­сте яв­ле­ния ико­ны был вы­стро­ен де­ре­вян­ный храм в честь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, в ко­то­ром бы­ла по­став­ле­на най­ден­ная ико­на, а в 1818 го­ду был от­стро­ен ка­мен­ный храм. Ико­на, на­пи­сан­ная на же­лез­ном ли­сте, укра­ше­на се­реб­ря­но-по­зо­ло­чен­ной ри­зой и дра­го­цен­ны­ми ка­ме­я­ми.

На­чи­ная с 1850 го­да, еже­год­но, 30 июня, Гор­ба­нев­ская ико­на в со­про­вож­де­нии мно­го­ты­сяч­ной тол­пы бо­го­моль­цев пе­ре­но­си­лась в Пол­та­ву, на пять верст рас­сто­я­ния от Гор­ба­нёв­ки, и оста­ва­лась в Успен­ском со­бо­ре 40 дней – до 10 ав­гу­ста. По­том та­ким же крест­ным хо­дом пе­ре­но­си­лась об­рат­но в Гор­ба­нёв­ку.

В трид­ца­тых го­дах ХХ ве­ка Гор­ба­нев­ский храм был стёрт с ли­ца зем­ли, и крест­ные хо­ды ста­ли со­вер­шать­ся в пре­де­лах го­ро­да Пол­та­вы, за­тем ико­ну при­шлось укры­вать. По­сле вой­ны об­раз на­хо­дил­ся сна­ча­ла в Ма­ка­ри­ев­ской церк­ви, а с 1949-го по 1962 год – в Спа­со-Пре­об­ра­жен­ском со­бо­ре. По­сле раз­ру­ше­ния со­бо­ра в 1962 го­ду чу­до­твор­ный об­раз был пе­ре­не­сён в Свя­то-Ма­ка­ри­ев­ский ка­фед­раль­ный со­бор го­ро­да Пол­та­вы, где пре­бы­ва­ет и по­ныне.

Каж­дую пят­ни­цу ве­че­ром пе­ред ико­ной, ко­то­рую на­зы­ва­ют «За­ступ­ни­цей и По­хва­лой зем­ли на­шей Пол­тав­ской», по­ёт­ся ака­фист.

По­ми­мо офи­ци­аль­но­го дня празд­но­ва­ния, за­не­сён­но­го в ме­ся­це­слов 13 июля (30 июня по ста­ро­му сти­лю), су­ще­ству­ет так­же день мест­но­чти­мо­го празд­но­ва­ния Гор­ба­нев­ской ико­ны – 12 ок­тяб­ря (29 сен­тяб­ря по ста­ро­му сти­лю).

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой «Горбаневская»

глас 4

Заступнице и Похвало земли нашея Полтавския, Пречистая Дево Богоневесто Владычице! Многообразную благодать от святыя Твоея иконы стяжавше, молим Тя, смирении и грешнии: о, Всепетая Мати Бога нашего, Молитвеннице теплая, чудес и исцелений подательнице, не отвратися тока слез наших, но приими моления рабов Твоих; не ввери нас человеческому предстательству, да не до конца погибнем от беззаконий наших, но покрый нас всечестным покровом Твоим, и изми ны от належащих на нас бед и скорбей; моли Сына Твоего, Христа Бога нашего, грехов оставление нам даровати, и жизни вечныя причастники быти сотвори; на Тя бо по Бозе все упование наше возлагаем, Пресвятая Дево.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой «Горбаневская»

глас 8

Светоносная палата уготовася Тебе, Владычице, святый Соборный храм града нашего, в немже всечестная икона Твоя, якоже солнце светозарное возсия. Ты же, Чистая, благодарения наша и поклонения иконе Твоей приемлюще, не отвергай нас, призывающих Тя с верою и умилением. Озари души наша светом благодати Твоея, да никтоже из притекающих к Тебе изыдет отсюду тощь и неуслышан. О, Богомати, милости Источниче, управи пути жития нашего и советы наша в правде, во еже открытися в них Царствию Христову; Ты бо еси Молитвенница усердная о граде нашем, и земли нашея Похвала и Покров.

Величание Пресвятой Богородице пред иконой «Горбаневская»

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, егоже во утешение людем Твоим и земли Полтавстей явила еси.

Источник

Иконы Богородицы Балыкинская и Горбаневская

День празднования: 13 июля

Яв­ле­ние Ба­лы­кин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри про­изо­шло в се­ле Ба­лы­кине Ста­ро­дуб­ско­го уез­да Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии 30 июня 1711 го­да. Ис­то­рия чу­до­твор­ной ико­ны бы­ла из­ло­же­на в уте­рян­ном ныне ру­ко­пис­ном «Ска­за­нии», хра­нив­шем­ся в хра­ме свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в се­ле Ба­лы­кине. Пре­да­ние гла­сит: ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы на­хо­ди­лась в до­ме Ти­мо­фея Дуль­ско­го, офи­це­ра Ста­ро­дуб­ско­го пол­ка. Во вре­мя вой­ны со шве­да­ми, ко­гда вра­же­ские вой­ска шли ми­мо г. Ста­ро­ду­ба, на иконе ста­ли за­мет­ны сле­зы из глаз Бо­жи­ей Ма­те­ри. Уви­дев это, Дуль­ский дал обет по­ста­вить свя­тую ико­ну в храм, ко­то­рый где-ни­будь то­гда стро­ил­ся. В ско­ром вре­ме­ни он узнал, что в се­ле Ба­лы­кине имен­но в это вре­мя воз­во­ди­лась цер­ковь, и, убе­див­шись в бед­но­сти Ба­лы­кин­ско­го при­хо­да, обе­щал пе­ре­дать свя­тую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри имен­но ту­да, но мед­лил с ис­пол­не­ни­ем сво­е­го обе­та. То­гда во сне ему яви­лась Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца и при­ка­за­ла немед­лен­но пе­ре­дать ико­ну в Ба­лы­кин­скую цер­ковь. Од­на­ко и по­сле это­го Дуль­ский все еще мед­лил. Вто­рой раз яви­лась ему во сне Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца и под угро­зой на­ка­за­ния вновь при­ка­за­ла от­дать ико­ну в Ба­лы­кин­ский храм, по­сле че­го Ти­мо­фей Дуль­ский по­спе­шил ис­пол­нить свое обе­ща­ние и пе­ре­дал ико­ну в но­во­по­стро­ен­ную де­ре­вян­ную цер­ковь во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в се­ле Ба­лы­кине.

Об­раз про­сла­вил­ся мно­го­чис­лен­ны­ми ис­це­ле­ни­я­ми боль­ных, ко­то­рые сте­ка­лись для по­кло­не­ния ей не толь­ко из Чер­ни­гов­ской, но и из со­сед­них гу­бер­ний. Неза­дол­го до Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции об­раз был силь­но по­вре­жден в ре­зуль­та­те са­мо­воз­го­ра­ния, но огонь не кос­нул­ся ли­ка Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Ба­лы­кин­ская ико­на на­пи­са­на на хол­сте, при­кле­ен­ном на дос­ку, ма­ло­рос­сий­ским пись­мом, за­кры­та стек­лом и ме­тал­ли­че­ским окла­дом с по­кры­ти­ем, ими­ти­ру­ю­щим зо­ло­че­ние. На го­ло­ве Бо­жи­ей Ма­те­ри вме­сто по­кро­ва укра­ше­ние, на­по­ми­на­ю­щее диа­де­му. На иконе Бо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на с мо­лит­вен­но сло­жен­ны­ми ру­ка­ми, взи­ра­ю­щей на Пред­веч­но­го Мла­ден­ца, Ко­то­рый ле­жит на Ее ко­ле­нях. Ико­на бы­ла укра­ше­на се­реб­ря­ной вы­зо­ло­чен­ной ри­зой с над­пи­сью: «1811 г., июня 24, ко­штом гра­фи­ни Ан­ны Ива­нов­ны Без­бо­род­ко пе­ре­де­ла­на и вызла­ще­на».

Ико­но­гра­фия Ба­лы­кин­ской ико­ны вос­хо­дит к за­пад­ным об­раз­цам, ико­нам «Рож­де­ство Хри­сто­во» и «По­кло­не­ние волх­вов» (Бо­го­ро­ди­ца неред­ко изо­бра­жа­лась ко­ле­но­пре­кло­нен­ной, с при­жа­ты­ми к гру­ди ру­ка­ми, пе­ред ле­жа­щим в яс­лях Бо­гом­ла­ден­цем).

Точ­ный спи­сок с чу­до­твор­ной Ба­лы­кин­ской ико­ны на­хо­дит­ся в ор­лов­ском Вве­ден­ском жен­ском мо­на­сты­ре. На иконе Бо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на в вен­це, во­круг ним­ба – 12 звезд. Как гла­сит пре­да­ние, чу­до­твор­ный об­раз по­пал в оби­тель в 1712 го­ду, как бла­го­сло­ве­ние свя­ти­те­ля Иоан­на (Мак­си­мо­ви­ча), ар­хи­епи­ско­па Чер­ни­гов­ско­го, и не раз яв­лял за­ступ­ни­че­ство Бо­жи­ей Ма­те­ри об­ра­ща­ю­щим­ся к ней за по­мо­щью. Эта ико­на так­же про­сла­ви­лась ис­це­ле­ни­я­ми мла­ден­цев и бес­но­ва­той жен­щи­ны в 1858 го­ду. Чу­де­са, про­ис­хо­див­шие от спис­ка ико­ны Бо­го­ма­те­ри, за­пи­сы­ва­лись в мо­на­сты­ре. Чу­до­твор­ная Ба­лы­кин­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, на­хо­дя­ща­я­ся в г. Ор­ле, бо­лее из­вест­на, чем пер­во­об­раз из се­ла Ба­лы­ки­на.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Балыкинской (Волынской)

глас 4

Заступнице земли Российския/ от нашествия Свейскаго/ и непрестанная за нас Молитвеннице,/ мир земли и душам нашим у Господа испроси,/ да святится в нас Имя Божие во веки.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой «Балыкинская»

О Мати Божия, некогда от нашествия иноверных свеев в велицей беде Отечеству нашему бывшу, явила еси всемощное заступление прославлением в стране Северстей всечестнаго образа Твоего, именуемаго Балыкинским, и зримыми на нем слезами очес Твоих умолила Сына Твоего и Бога нашего даровати православным Христианом преславную победу и одоление на супостаты. Ты, Премилосердная Мати, и в мимошедшия дни во граде Орле пред Пречистым образом Твоим даровала исцеление страждущей от духа нечистаго девице, возвратив ю родителям здраву и невредиму.
Ты, скорая Помощнице в бедах человеческих, услышала вопль матери детища, с высоты жилища внезапу спадша, и возставила е здраво и безвредно. Ты, неизсякаемый источниче чудес и щедрот, принесенной к дивному образу Твоему отроковице зело разслабленной благоизволила даровати скорое исцеление, укрепив плесне ея к желанному хождению. Ты, всемощная Царице неба и земли, воздвигла от неисцельнаго недуга младенцев, их же родители притекоша к Тебе с верою и любовию.
Ты, Подательнице мира душам нашим, избавила юношу от свирепеющих страстей и преклонила злонравие его ко благонравию и покорению родителям. Ты неоскудно изливала струи Своей милости на всех, притекающих к пресвятому образу Твоему в душевных скорбех, телесных недузех и житейских напастех. Вонми, о Всеблагая, и нынешнему усердному молению нашему: управи пути земнаго странствия нашего к мирному и благодетельному житию, украси жительство наше благими обычаи, загради всесильною дланию Твоею уста лжеучителей, вздымающихся на Разум Божий, тлящих обычаи православных предков наших и развращающих умы и сердца юных чад наших, посли нам во все дни жития нашего имети чистоту помыслов и сердечных движений. Сама, о Всепетая, заступи и имиже веси судьбами спаси и введи нас в прерадостныя обители Сына Твоего и Бога нашего. Аминь.

Чу­до­твор­ная Гор­ба­нев­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри есть ко­пия Кор­сун­ской ико­ны, пи­сан­ной еван­ге­ли­стом Лу­кою и при­не­сён­ной ве­ли­ким кня­зем Вла­ди­ми­ром из Хер­со­на в Ки­ев в 988 го­ду. На­зы­ва­ет­ся же ико­на Гор­ба­нев­скою по фа­ми­лии ка­за­ка Гор­ба­ня, ос­но­вав­ше­го се­ло, рас­по­ло­жен­ное близ Пол­та­вы, ко­то­рое по­лу­чи­ло на­зва­ние Гор­ба­нёв­ка. По ис­то­ри­че­ским све­де­ни­ям, яв­ле­ние Гор­ба­нев­ской ико­ны от­но­сит­ся к пер­вой по­ло­вине XVIII сто­ле­тия. В то вре­мя се­ло Гор­ба­нёв­ка бы­ло не за­се­ле­но и окру­же­но ле­сом.

В этой мест­но­сти жил толь­ко ка­зак Гор­бань. Од­на­жды он ко­сил на сво­ей па­се­ке тра­ву, и вдруг ко­са его пе­ре­ло­ми­лась. На­кло­нив­шись к тра­ве, он уви­дел ико­ну Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и тут же за­ме­тил, что ко­нец ко­сы ра­нил лик Бо­жи­ей Ма­те­ри под пра­вым гла­зом, из ко­то­ро­го по­ка­ти­лась сле­за. С бла­го­го­вей­ным тре­пе­том Гор­бань от­нёс ико­ну в свой дом и за­явил о слу­чив­шем­ся ду­хов­но­му на­чаль­ству.

Вско­ре усер­ди­ем бла­го­че­сти­вых лю­дей на ме­сте яв­ле­ния ико­ны был вы­стро­ен де­ре­вян­ный храм в честь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, в ко­то­ром бы­ла по­став­ле­на най­ден­ная ико­на, а в 1818 го­ду был от­стро­ен ка­мен­ный храм. Ико­на, на­пи­сан­ная на же­лез­ном ли­сте, укра­ше­на се­реб­ря­но-по­зо­ло­чен­ной ри­зой и дра­го­цен­ны­ми ка­ме­я­ми.

На­чи­ная с 1850 го­да, еже­год­но, 30 июня, Гор­ба­нев­ская ико­на в со­про­вож­де­нии мно­го­ты­сяч­ной тол­пы бо­го­моль­цев пе­ре­но­си­лась в Пол­та­ву, на пять верст рас­сто­я­ния от Гор­ба­нёв­ки, и оста­ва­лась в Успен­ском со­бо­ре 40 дней – до 10 ав­гу­ста. По­том та­ким же крест­ным хо­дом пе­ре­но­си­лась об­рат­но в Гор­ба­нёв­ку.

В трид­ца­тых го­дах ХХ ве­ка Гор­ба­нев­ский храм был стёрт с ли­ца зем­ли, и крест­ные хо­ды ста­ли со­вер­шать­ся в пре­де­лах го­ро­да Пол­та­вы, за­тем ико­ну при­шлось укры­вать. По­сле вой­ны об­раз на­хо­дил­ся сна­ча­ла в Ма­ка­ри­ев­ской церк­ви, а с 1949-го по 1962 год – в Спа­со-Пре­об­ра­жен­ском со­бо­ре. По­сле раз­ру­ше­ния со­бо­ра в 1962 го­ду чу­до­твор­ный об­раз был пе­ре­не­сён в Свя­то-Ма­ка­ри­ев­ский ка­фед­раль­ный со­бор го­ро­да Пол­та­вы, где пре­бы­ва­ет и по­ныне.

Каж­дую пят­ни­цу ве­че­ром пе­ред ико­ной, ко­то­рую на­зы­ва­ют «За­ступ­ни­цей и По­хва­лой зем­ли на­шей Пол­тав­ской», по­ёт­ся ака­фист.

По­ми­мо офи­ци­аль­но­го дня празд­но­ва­ния, за­не­сён­но­го в ме­ся­це­слов 13 июля (30 июня по ста­ро­му сти­лю), су­ще­ству­ет так­же день мест­но­чти­мо­го празд­но­ва­ния Гор­ба­нев­ской ико­ны – 12 ок­тяб­ря (29 сен­тяб­ря по ста­ро­му сти­лю).

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой «Горбаневская»

глас 4

Заступнице и Похвало земли нашея Полтавския, Пречистая Дево Богоневесто Владычице! Многообразную благодать от святыя Твоея иконы стяжавше, молим Тя, смирении и грешнии: о, Всепетая Мати Бога нашего, Молитвеннице теплая, чудес и исцелений подательнице, не отвратися тока слез наших, но приими моления рабов Твоих; не ввери нас человеческому предстательству, да не до конца погибнем от беззаконий наших, но покрый нас всечестным покровом Твоим, и изми ны от належащих на нас бед и скорбей; моли Сына Твоего, Христа Бога нашего, грехов оставление нам даровати, и жизни вечныя причастники быти сотвори; на Тя бо по Бозе все упование наше возлагаем, Пресвятая Дево.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой «Горбаневская»

глас 8

Светоносная палата уготовася Тебе, Владычице, святый Соборный храм града нашего, в немже всечестная икона Твоя, якоже солнце светозарное возсия. Ты же, Чистая, благодарения наша и поклонения иконе Твоей приемлюще, не отвергай нас, призывающих Тя с верою и умилением. Озари души наша светом благодати Твоея, да никтоже из притекающих к Тебе изыдет отсюду тощь и неуслышан. О, Богомати, милости Источниче, управи пути жития нашего и советы наша в правде, во еже открытися в них Царствию Христову; Ты бо еси Молитвенница усердная о граде нашем, и земли нашея Похвала и Покров.

Величание Пресвятой Богородице пред иконой «Горбаневская»

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, егоже во утешение людем Твоим и земли Полтавстей явила еси.

Источник

БАЛЫКИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

балыкинская и горбаневская икона божьей матери
Балыкинская икона Божией Матери

Балыкинская икона Божией Матери

Празднование 30 июня и в 10-ю пятницу по Пасхе

Прославилась икона в России в 1709 году, во время Северной войны; названа по местонахождению в с. Балыкине Стародубского уезда Черниговской губернии (ныне Брянская обл.).

История чудотворного образа была изложена в рукописном «Сказании», хранившемся в храме свт. Николая в Балыкине. В 1866 году рукопись была вывезена архиепископом Черниговским Филаретом (Гумилевским) для исследования и публикации; в настоящее время ее местонахождение неизвестно. Впоследствии текст «Сказания» был дополнен новыми чудесами.

По преданию, когда войска шведского короля Карла XII подходили к Стародубу, в очах Царицы Небесной на иконе появились слезы. Владелец иконы офицер Стародубского полка Тимофей Дульский решил пожертвовать явивший чудо образ одному из бедных приходов, но медлил с исполнением обета.

После того как ему дважды явилась Богородица, он в 1711 году передал икону в новопостроенную деревянную церковь во имя свт. Николая в с. Балыкине. Икона прославилась чудотворениями: первое, прозрение дочери военачальника Стародубского полка Ф. Случановского, было записано в 1712 году, известны исцеления после молебна перед Балыкинской иконой Е. С. Кончиной (в 1866) и Е. И. Золотниковой (в 1888). К святыне стекались паломники не только Черниговской, но и Курской, Смоленской и Полтавской губерний. Незадолго до Октябрьской революции образ был сильно поврежден в результате самовозгорания, но огонь не коснулся лика Божией Матери.

В 1920-1930-е годы храм в с. Балыкине и его убранство были спасены заступничеством Богородицы: она явилась во сне председателю колхоза и обещала ему помощь, если он сохранит святыни. Председатель собрал церковную утварь в алтарь, а в помещении храма устроил сенохранилище. Во время Великой Отечественной войны он, командир партизанского отряда, попал в плен, но избежал расстрела.

Описание

Иконография

Иконография Балыкинской иконы восходит к западным образцам, иконам «Рождество Христово» и «Поклонение волхвов» (Богородица нередко изображалась коленопреклоненной, с прижатыми к груди руками, перед лежащим в яслях Богомладенцем), изображениям Мадонны «del Umilta» (известны с XVI в. в живописи Сев. Италии), где Богоматерь также представлена с Младенцем на коленях, как правило с сомкнутыми на груди в молении руками.

В настоящее время Балыкинская икона находится в алтаре церкви во имя свт. Николая в с. Балыкине за престолом в резном киоте и во время праздничных богослужений выносится на середину храма.

Празднование Балыкинской иконы до 1917 года совершалось (по чину праздника Казанской иконы Божией Матери на 8 июля) в с. Балыкине 24 июня, 29 июня и 1 сент. (в память последнего поновления ризы в сер. XIX в.); в Орле 30 июня; указывается также 10-я пятница по Пасхе. В настоящее время местное празднование в с. Балыкине 1 сент., в Ростове 19 июля. Существует акафист Балыкинской иконе, написанный в ХХ в.

Чудотворные списки

Образ из орловского Введенского женского монастыря (до 1788 относился к Черниговской епархии) исполнен в размер оригинала, закрыт серебряным позолоченным окладом. Богородица изображена в венце, с 12 звездами вокруг нимба. По преданию, икона попала в обитель в 1712 году как благословение свт. Иоанна (Максимовича), архиеп. Черниговского. Заступничеством Божией Матери инокини и монастырское имущество не пострадали во время пожара 1843 году; обитель была быстро отстроена на новом месте «без всяких денежных средств». Чудеса, происходившие от иконы, записывались в монастыре (первое зафиксировано в 1858), среди них преобладают исцеления больных младенцев. Чудотворная Орловская-Балыкинская икона, находившаяся в уездном городе, была более известна, чем первообраз из с. Балыкина. В настоящее время она находится в алтаре монастырского собора.

В 1910-е с чудотворной иконы сделали несколько списков (напр., 2 иконы и хоругвь с живописным изображением из церкви свт. Николая на Всполье в Ростове Великом, образ в Спасо-Иаковлевском монастыре). Паломники разносили по России небольшие эмалевые образки (1910-е годы. ГМЗРК, ЦМиАР) с наименованием иконы «Умиление» или «Умиление Ростовская». Был издан эстамп с изображением чудотворной иконы и молитвы к ней (предположительно написана еп. Угличским Иосифом (Петровых). Перед разрушением Благовещенского храма в 1930 году икона в резном киоте (1910-е) была перенесена в церковь свт. Николая на Всполье, где хранится в настоящее время.

Чтимые списки Балыкинской иконы находились также в Мозоловском Вознесенском монастыре Мстиславского уезда Могилёвской губернии [1] (пожертвована гр. Чернышевой, владелицей с. Балыкина); в Стародубе Черниговской губернии и в с. Бацкине (ныне Дятьковский район Брянской обл.).

В 1823 году В. С. Жданова подарила список с чудотворной Балыкинской иконой в московский храм свт. Николая в Плотниках; в 1852-1856 гг. при перестройке церкви на средства А. А. Небольсиной был устроен придел во имя Балыкинской иконы.

Литература

Источник

История Балыкинской иконы Божией Матери и о чем просят перед образом, молитвы

Среди многочисленных чудотворных икон с ликом Богородицы есть как известные изображения, так и очень редкие, но не менее почитаемые. Одной из таких малоизвестных икон является Балыкинский образ Божией Матери. Эта икона отличается удивительной историей появления, необычным стилем написания Богородичного образа и чудесными явлениями, совершаемыми по молитвам к святому лику.

История появления Балыкинской иконы Божией Матери

Точные данные о том, как попала на русские земли икона Богородицы, названная Балыкинской, отсутствуют. Предполагается лишь, что святыня была привезена на Русь в XVII веке православными беженцами из Галиции.

Сведения о чудесном явлении святого образа были зафиксированы в древней рукописи «Сказаний», которая до 1866 года хранилась в Балыкинском храме святителя Николая. Филарет (Гумилевский), бывший на тот момент архиепископом Черниговской епархии, вывез рукопись для проведения исследований и опубликования. Куда затем делись «Сказания» – до настоящего времени остается тайной.

Согласно преданию, владельцем пресвятого лика Божией Матери был русский офицер, причисленный к Стародубскому полку – Тимофей Дульский. В 1709 году, во время Северной войны со шведами состоялось одно из самых крупных сражений – Полтавская битва. Накануне сражения, когда вражеские войска проходили мимо г. Стародуба, Дульский увидел, как из глаз Пречистой Девы Марии, изображенной на иконе, полились слезы. Увидев такое чудо, офицер поклялся передать святой образ ближайшему обедневшему приходу.

Недалеко от имения офицера в селе Балыкино строилась новая церковь. Дульский пообещал подарить святыню этому храму после окончания строительства. Но со временем он забыл о своем обещании.

Тогда сама Царица Небесная решила напомнить Дульскому о данном обете, явившись ему во сне. Первый раз Тимофей не придал значения своему сну. Но вторичное явление Богоматери, предрекшей офицеру тяжкие мучения, если он не передаст Ее святой образ Балыкинской церкви, заставило его выполнить обещанное. Испуганный офицер 4 августа 1711 года привез чудодейственную икону в Балыкинскую церковь святителя Николая.

Тогда же был сделан точный список со святого образа, владельцем которого до 1712 года был Тобольский митрополит Иоанн. Чудотворную икону святитель использовал для благословения новосозданного Орловского Введенского девичьего монастыря. Копия сделана в тех же размерах, что и оригинал, и помещена в серебряный с позолоченным покрытием оклад.

балыкинская и горбаневская икона божьей матери

В 1843 году произошел сильнейший пожар, но насельницы и монастырское имущество не пострадали, обитель удалось быстро отстроить. Монастырь просуществовал до 1923 года. При советской власти обитель была закрыта и разрушена. К восстановлению древнего монастыря приступили лишь в 1993 году. На возрождение обители потребовалось два года. К окончанию строительства древнюю святыню вернули монастырю верующие, тайно хранившие святой лик многие годы.

За время своего существования Орловская икона приобрела большую известность, чем оригинальный образ из села Балыкино.

Описание и значение

Изображение на древней иконе довольно необычное, отличается от большинства иконографических типов с ликом Богородицы. Балыкинский образ по стилю написания ближе к иконам «Рождество Христово» и «Поклонение волхвов».

Узнать святыню можно по следующим признакам:

На некоторых копиях Иисус сжимает правой рукой яблоко либо державу, являющиеся символом спасения и власти. Древняя икона помещена под стекло. Оклад иконы металлический, покрытие на нем имитирует золочение.

балыкинская и горбаневская икона божьей матери

Где можно найти оригинал и списки

Балыкинский храм святого Николая, благодаря заступничеству Господа и Пресвятой Богородицы, смог выдержать гонения на православную церковь в смутные времена. Святыня хранится там до настоящего времени.

Помимо точного списка, находящегося в Орловской Введенской женской обители, с древней иконы было сделано еще несколько списков, которые хранят следующие храмы:

Существует еще одна, не менее значимая копия Балыкинского образа – икона, хранящаяся в Нелидовской церкви, посвященной Балыкинской Богородице. Чтобы сохранить святыню во время гонений на церкви, прихожанам пришлось закопать икону в землю. Сейчас икону возвратили храму, а ее целительная сила по-прежнему оказывает помощь всем страждущим.

Почитание в православии Балыкинской иконы

Священнослужители и прихожане села Балыкино празднования, посвященные чудотворному образу, проводили трижды: 24 и 29 июня, 1 сентября. В Орловском Свято-Введенском девичьем монастыре почитание иконы совершалось 30 июня по старому стилю. В настоящее время установлено два дня чествования Балыкинского святого лика – 13 июля и 14 сентября по новому календарю.

балыкинская и горбаневская икона божьей матери

В эти дни любой желающий может присутствовать на торжественном богослужении, проходящем в Свято-Введенской обители, и поклониться святому образу. Перед началом праздничной литургии проходит всенощное бдение, а затем крестный ход с чудотворной святыней.

О чем просят перед образом

Первые чудотворения, исходящие от Балыкинского святого лика, известны с 1712 года. Среди них исцеление:

Все эти и многие другие чудесные истории зафиксированы священнослужителями в специальных церковных книгах.

С давних времен перед Балыкинской святыней молятся об избавлении от:

Молитвы перед Балыкинской иконой помогают при лечении не только телесных, но и душевных недугов. К святыне обращаются при ослаблении веры, просят защиты при вражеском нападении.

Балыкинская икона обладает большой силой, оказывая помощь любому, кто обращается к ней с надеждой, чистым сердцем и искренней верой в душе.

Текст молитвы

К Балыкинскому образу написано несколько молитв, одна из которых приводится ниже. Перед прочтением молитвенного текста можно обратиться к Божией Матери своими словами, рассказав о существующих проблемах.

балыкинская и горбаневская икона божьей матери

О, Матерь Божия, явившая грешным и недостойным милость свою, отразившая ополчение шведов от земли русской, прославившая образ свой горькими слезами о потерянных жизнях в то страшное время, услышь молитвы наши. Ты, дающая здоровье всякому прокаженному, слепому и неимущему, исцеляла и тех, кто был испытан грехом и дьявольской силой, не отвернись от просьб наших. Твое милосердие, несущие в себе любовь Божию и помощь всесильную, пусть снизойдет на жизнь нашу. Преклоняя колени, мы отдаем судьбу свою в руки Твои. Наставь на путь истинный, Пречистая Дева, доведи нас до Царствия Небесного и защити от пороков мирских, желаний непристойных и лжеучений. Только с Твоей могущественной помощью мы сможем сохранить в своем сердце чистоту и очиститься перед Господом-Богом. На Твое милосердие возлагаем все надежды и воспеваем Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Тропарь

Кроме молитв, посвященных Богородице, существуют еще другие православные тексты. Перед Балыкинской иконой читают также небольшое молитвенное песнопение – тропарь. Чаще всего его вставляют в Богородичное правило, но допускается чтение по зову сердца и души.

Слова священного текста звучат следующим образом:

«Заступнице земли Российския от нашествия Свейскаго и непрестанная за нас Молитвеннице, мир земли и душам нашим у Господа испроси, да святится в нас Имя Божие во веки».

Акафист

В XX веке был написан церковный гимн – акафист, посвященный Балыкинскому образу. Его принято читать, когда хотят поблагодарить за чудо либо попросить помощи в тяжелую минуту.

Кондак 1

Взбранней Воеводе, Заступнице рода христианскаго дарованней Богом на спасение рода человеческаго благодарственное приносим Ти, Богородице, пение. Ты же яко всемилостивая Мати милосердия всех нас милуй, заступай и спасай, да зовем Ти:

Радуйся, земли Российския Заступнице, вразумляющая нас и на путь спасения наставляющая.

балыкинская и горбаневская икона божьей матери

Икос 1

Ангел во плоти бысть первозданный человек, славою и честию венчанный и малым чим от Ангел умаленный, гордынею же и преслушанием Творца и Создателя своего по прелести диавола на тяжкия труды и скорби из рая изгнанный. Недугуя тою же гордынею, повергающею нас в пучину бед и скорбей, к кому прибегнем, аще не к Тебе, единей Матери милосердия и спасения погибающих. Виждь наши беды и напасти, имиже лукавый враг хощет нас погубити. Но Ты, Пречистая, препни его злохитрое коварство, да избавльшеся славим Тя, твердую Заступницу, и радующеся вопием Ти:

Радуйся, от начала веков во главизну нашего спасения предызбранная.

Радуйся, светоносная палато, Владыце уготованная.

Радуйся, неплоднаго корене благоплодное прозябение.

Радуйся, от младенчества Богу посвященная.

Радуйся, во святем храме воспитанная.

Радуйся, всеми добродетельми преукрашенная.

Радуйся, Богоизбранная Отроковице.

Радуйся, израстившая нам плод живота.

Радуйся, земли Российския Заступнице, вразумляющая нас и на путь спасения наставляющая.

Кондак 2

Видящи Тя, благосердая Мати, в пречудней иконе Твоей якоже сущу с нами, страждущии в неисцельнем недузе людие со слезами и верою припадают к ней, лобызающе ю и чающе от Тебе великия и богатыя милости. Тем же исцеление улучивше, велегласно вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум богопросвещен благодатию получивши от чудныя Твоея иконы, исцелевшии всем людем проповедаша о чудесех, явленных от святыя иконы сея, да вси притекают к ней с верою и приемлюще скорыя исцеления прославляют Тя, взывающе:

Радуйся, яко Тобою возсия свет миру.

Радуйся, яко призре Господь на смирение Рабы Своея.

Радуйся, се бо ублажат Тя вси роди.

Радуйся, яко сотвори Тебе величие Сильный.

Радуйся, Сыну Божию плоть заимодавшая.

Радуйся, Бога с человеки соединившая.

Радуйся, паче всех святых миру благодеющая.

Радуйся, благодатию Божиею и нас освящающая.

Радуйся, земли Российския Заступнице, вразумляющая нас и на путь спасения наставляющая.

балыкинская и горбаневская икона божьей матери

Кондак 3

Силу и величие Твое, Богомати, мир весь проповедует, славит Тя наипаче страна Российская немолчно, ликуют обители и храмы святии, святителей лик воспевает Тя присно, монаси и мирстии к иконе Твоей припадают и хор земнородных согласно взывает: не забуди всех нас, Всепетая Дево, мир мирови даруй и в скорби обрадуй, всем радость пошли и воплю нашему вонми, да с небожительми купно воззовем вси Небесному Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея промышление о людех земли Российския, благоволила еси, Владычице, устроити в веси Балыкинской храм яко тихое пристанище страждущим в мире сем и посвятити оный имени вернаго служителя Святыя Троицы, теплаго молитвенника Христова святителя Николая, и даровала ему яко щит и ограждение святую икону Свою, да вси утружденнии скорбию и бурями житейскими прибегают к цельбоносному образу сему, яко к Самей Тебе сущей, вознося благохваления сицевая:

Радуйся, купино, законоположником предзримая.

Радуйся, столпе огненный, наставляяй сущия во тьме.

Радуйся, лествице, досязающая до небес, еюже сниде Бог.

Радуйся, мосте, преводяй сущих от земли к небеси.

Радуйся, отчаянных из глубины зол исхищающая.

Радуйся, молние, души просвещающая.

Радуйся, верных смыслы озаряющая.

Радуйся, звездо, путь нам во тьме указующая.

Радуйся, земли Российския Заступнице, вразумляющая нас и на путь спасения наставляющая.

Кондак 4

Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, Тимофей Дульский смятеся, зря родом его святочтимую икону Богоматере, источившую слезы в день брани свейския, страхом бысть одержим и с молитвою слезоточаще обеща отдати икону Твою, Владычице, в новозданный храм; исполнь же волю Пречистыя, с радостию возопи: Аллилуиа.

балыкинская и горбаневская икона божьей матери

Икос 4

Слыша Елисавет целование Твое, пришедшей убо Тебе во град Иудов, и исполнися Духа Святаго и возопи гласом велиим и рече: “Откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне?” О, Пречистая Дево, посети и нас, немощных и убогих, и вознеси воздыхания наша, яко дым кадильный, ко Престолу Всевышняго, да от полноты благодарнаго сердца поем Тебе сице:

Радуйся, одушевленный Престоле Вседержителя.

Радуйся, чертоже безсеменнаго уневещения.

Радуйся, праведным душам утверждение.

Радуйся, Ангельским чином славо и поклонение.

Радуйся, источниче жизни и безсмертия.

Радуйся, заре таинственнаго дне.

Радуйся, яко Тобою душам нашим утешение получаем.

Радуйся, яко во успении Твоем залог безсмертия обретаем.

Радуйся, земли Российския Заступнице, вразумляющая нас и на путь спасения наставляющая.

Кондак 5

Боготечная звезда явися икона Твоя, Богомати, всю страну нашу озаряющи и сущих во тьме невежествия светом боговедения просвещающи, скорбящих радостию осиявающи, заблуждших же на путь делания заповедей Сына Твоего и Бога наставляющи. Ему же благодарственне вопием: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще, яко возсияла еси в пречестней иконе Твоей, Дево Богородице, свет спасения всем, блуждающим во тьме грехов и страстей, и сию цельбоносную икону даровала еси храму сему и веси сей, молимся пред нею с верою: скорую помощь Твою подаждь вопиющим Ти таковая:

Радуйся, Мати Божия, прошения болящих приемлющая.

Радуйся, Целительнице, недуги благодатию исцеляющая.

Радуйся, Всемилостивая, спасение от Бога являющая.

Радуйся, Всещедрая, Своими щедротами нас одаряющая.

Радуйся, младенцев охранение.

Радуйся, юных наставление.

Радуйся, в разуме нас просвещающая.

Радуйся, гордыню и самомнение от нас отгоняющая.

Радуйся, земли Российския Заступнице, вразумляющая нас и на путь спасения наставляющая.

балыкинская и горбаневская икона божьей матери

Кондак 6

Проповедь любве, кротости и всепрощения мирови возвещающая, со Христом Сыном Твоим вся горести земныя претерпевшая, апостола Иоанна и с ним весь род христианский Своему материнскому сердцу усыновившая, Приснодево Пренепорочная, не отвержи и нас, во тьме грехов сущих и утешения материнскаго требующих, да с благодарением Господу зовем: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявшу свету богопознания явлением иконы Твоея Балыкинския, свет веры возжещи благоволила еси, Богомати, в земли Северстей во дни нашествия свейскаго, да вси людие. избавленнии Тобою от скорби, пленения и смерти, непрестанно вопиют Ти:

Радуйся, радосте наша безконечная.

Радуйся, светлая отрадо сердечная.

Радуйся, странным прибежище.

Радуйся, сирым приятелище.

Радуйся, печалей наших утоление.

Радуйся, в скорбех наше утешение.

Радуйся, обидимым Покровительнице.

Радуйся, от пленения и смерти избавительнице.

Радуйся, земли Российския Заступнице, вразумляющая нас и на путь спасения наставляющая.

Кондак 7

Хотя отъити от града Чернигова в пределы Сибирстии святитель чудный Иоанн Тобольский дарова пречестную икону Твою, именуемую Балыкинская, сестрам новосозданныя обители Орловския, да почиет на ней благословение Царицы Небесныя, Ей же и обитель та посвящена бысть. Они же приимше чудоточный дар дивнаго святителя, образу Твоему с любовию поклонишася, Богу же воспеша: Аллилуиа.

балыкинская и горбаневская икона божьей матери

Икос 7

Новую показующи тварь, возсияла еси всей вселенней яко дивный храм Божий, исполненный Божественныя славы и благодати. О, Дево Марие Пречистая, Царице Небесная человеков и Ангелов, апостолов и мучеников, возсияй и нам путеводною звездою во мраке скорбных дней наших, возвесели сердца наша, во уныние поверженныя, просвети умы наша, тьмою отчаяния объятыя, возстави силы наша, от скорби изсякающия, умножи веру нашу, укрепи надежду нашу и согрей огнем пламенныя любве ожесточенныя и озлобленныя души наша, да зряще Тя, на небесех нам внемлющую, молитвенно зовем Ти сице:

Радуйся, непостыдное наше упование.

Радуйся, несокрушимое веры утверждение.

Радуйся, незаходимая заре истины.

Радуйся, света неизреченнаго Таиннице.

Радуйся, земное бытие освящающая.

Радуйся, путеводная звездо, нас к правде Божией направляющая.

Радуйся, едина благословенная, скорбный наш мир в печали посещающая.

Радуйся, двери покаяния и спасения нам отверзающая.

Радуйся, земли Российския Заступнице, вразумляющая нас и на путь спасения наставляющая.

Кондак 8

Чудеса и милости Твоя, Преблагословенная Мати Господа нашего, проповедует земля Российская и светло красуется многими чудотворными Твоими иконами, посреде коих икона Твоя Балыкинская, яко луна полная, лучами чудес немерцаемо сияет, просвещая души наша светом Божия благодати и подвизая нас хвалебно взывати прославльшему Тя Триединому Богу: Аллилуиа.

балыкинская и горбаневская икона божьей матери

Икос 8

Всяк земнородный да взыграется, духом просвещаем от цельбоносныя святыни Твоея, Радосте наша и похвало. Не умолчим никогда силы Твоея глаголати, аще и недостойни есмы пред величеством славы Твоея, обаче приими сицевыя от нас из глубины души возносимыя хвалы:

Радуйся, Молебнице теплая, Судию всех умилостивляющая.

Радуйся, заблуждших от пути истины к покаянию призывающая.

Радуйся, Хранительнице наша, в настоящем веце охраняющая.

Радуйся, Предстательнице, в будущем присно ходатайствующая.

Радуйся, жестокость сердца благодатию Твоею умягчающая.

Радуйся, чистым и благим сердцем познавати Тя научающая.

Радуйся, приносящая Сыну Твоему верных моления.

Радуйся, яко Сама еси наше пред Богом заступление.

Радуйся, земли Российския Заступнице, вразумляющая нас и на путь спасения наставляющая.

Кондак 9

Всем нам подобает явитися пред Судищем Христовым, да приимет кийждо по делом своим, или благая или злая. Како явлюся тамо, како отвещаю Безсмертному Царю, коим дерзновением воззрю на Судию, блудный аз? О, Мати милосердия и Взыскание погибших! На спасения стези настави мя, Богородице, и в день Суда явися, Владычице, и предстани ми, муки и огня свобождающи, да спасен Тобою воспою Твою необоримую благодать и принесу благодарственно хвалебную песнь Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещании, святым Псалмопевцем нарицаемии безумнии, рекут: несть Бога, несть души у человека, несть Промысла Божия, и прочия безумныя глаголы, не памятуя неисчетных милостей Творца и Создателя своего, дающаго нам всем день и нощь, пищу и питие, дыхание и жизнь и всякое бытие, о Нем же мы вси движемся и живем. Уповающии токмо на разум человеческий, тщетно ищут благобытия своего. Мы же не надеемся на князи, на сыны человеческия, но все упование свое возлагаем на Сына Твоего, Богородице, яко Той есть спасение наше, да не постыдимся. Ты же, о Мати Божия, помози нам веры нашея светильницы донести до конца негасимыми, да во умилении сердца вопием Ти:

Радуйся, пагубных учений низложение.

Радуйся, неверия, ересей и расколов искоренение.

Радуйся, зловерия явное обличение.

Радуйся, заблуждающихся доброе вразумление.

Радуйся, от прелести и обольщения наше охранение.

Радуйся, в православной вере наше утверждение.

Радуйся, демонския полки побеждающая.

Радуйся, путем спасительным шествовати помогающая.

Радуйся, земли Российския Заступнице, вразумляющая нас и на путь спасения наставляющая.

балыкинская и горбаневская икона божьей матери

Кондак 10

Спасти хотя многия люди от бед и скорбей, источаеши, Богомати, неоскудный источник милости от Своея иконы роду нашему и всем с верою и любовию покланяющимся Тебе скорое вспоможение подаеши. Во святем храме сем благодати струи от иконы Твоея испущаеши, всем чтущим Тя полезное прошение исполняеши. Тем же прославляя Бога, давшаго нам благодать таковую, вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 10

Стену и помощь, покров и защищение даровала еси Балыкинскую икону Твою, Владычице, Орловской обители инокинь, внегда благоволила еси, минувшу гонению, возвратити ю на место, идеже пребывала прежде даже до лютаго разорения. Сестры же обители тоя и вси людие, приимше Тя яко печальным утешение, скорбящим радование и отчаянным надежду, благодарне прославиша Тя сице:

Радуйся, святую икону дати нам изволившая.

Радуйся, любовь Твою к обители сей показавшая.

Радуйся, житие иноческое устроившая.

Радуйся, благословение образом Твоим подающая.

Радуйся, во всяких нуждах скорое вспоможение.

Радуйся, в печалех быстрое утешение.

Радуйся, оставленных врачами на Свои руце приемлющая.

Радуйся, скорбь их на радость претворяющая.

Радуйся, земли Российския Заступнице, вразумляющая нас и на путь спасения наставляющая.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносим Ти, раби Твои, Богородице, яко всесильней Заступнице рода нашего: утоли болезни многовоздыхающих душ наших, укроти гнев Божий, праведно на ны движимый грех ради наших, избави нас от всякия лютыя скорби и болезни, вопиющих о Тебе Богу: Аллилуиа.

балыкинская и горбаневская икона божьей матери

Икос 11

Светоприемную свешу, сущим во тьме бед явльшуюся, зрим святую икону Богоматере; невещественный бо огнь благодати приемлющи, лучами чудес всех озаряет, научая сице взывати Благословенней:

Радуйся, оклеветанных оправдание.

Радуйся, обидимых защищение.

Радуйся, тела моего врачевание.

Радуйся, души моея спасение.

Радуйся, сильным Твоим заступлением от бед избавляющая.

Радуйся, от глада и напрасныя смерти свобождающая.

Радуйся, от огня, меча и нашествия иноплеменных сохраняющая.

Радуйся, от язвы и всегубительства смертнаго ограждающая.

Радуйся, земли Российския Заступнице, вразумляющая нас и на путь спасения наставляющая.

Кондак 12

Благодать приявшая от Бога Сына Твоего, Дево Богородице, и ту изливающая на всех к образу Твоему с верою притекающих, не лиши и нас ныне богатыя Твоея милости, даруй нам покаяние о гресех, да чистым сердцем и усты взываем к возлюбленному Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуиа.

балыкинская и горбаневская икона божьей матери

Икос 12

Поюще Твоя милости и чудеса, хвалим Тя вси, Богородице, и яко древний Израиль к кивоту завета притекаем ко образу Твоему и из глубины души вопием: воздвигни руце к Сыну Твоему, да подаст нам вся благая и спасительная, с верою и любовию вопиющим Ти:

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице.

Радуйся, помоще тепло молящихся Тебе.

Радуйся, скорбящих Радосте и погибших Взыскание.

Радуйся, всего мира надежде и утешение.

Радуйся, нечаянную радость подавающая.

Радуйся, иконою Твоею нам присно помогающая.

Радуйся, прошения наша во благо исполняющая.

Радуйся, от иконы Твоея милости нам источающая.

Радуйся, земли Российския Заступнице, вразумляющая нас и на путь спасения наставляющая.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, Небесная Царице и Владычице, Дево Богородице, Споручнице грешных, ненадежных надеяние, отчаянных и погибающих спасение. Ты в напастех и скорбех милостивно защищаеши, в тяжких болезнех исцеляеши всех под честный Твой покров прибегающих. Приими, Пречистая, нынешнее малое приносимое Тебе моление, утоли наша печали и избави нас от всяких зол, напастей, бед, скорбей и вечнаго осуждения; да не погибнем во отчаянии нашем, но спасении Тобою присно Богу вопием: Аллилуиа.

(Сей кондак читается трижды, а по сем икос 1 и кондак 1)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *