банкротство субъектов естественных монополий обучение

Особенности банкротства субъектов естественных монополий

Банкротство субъектов естественных монополий регулируется гл. 6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) № 127-ФЗ.

Под субъектом естественной монополии в деле о банкротстве понимается организация,осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.

Решение об удовлетворении заявления о банкротстве организации, являющейся субъектом естественной монополии, принимает Арбитражный суд с учетом требований к таким организациям:

При отнесении организации к субъекту естественной монополии суд руководствуется ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995 N 147-ФЗ и сведениями, содержащимися в реестре субъектов естественных монополий Федеральной антимонопольной службы РФ.

Вопрос о включении/исключении организаций в реестр субъектов естественных монополий относится к ведению ФАС РФ, организации имеют право обратиться с заявлением об исключении из реестра.

Согласно сложившейся судебной практике сам факт не включения в реестр субъектов не может служить доказательством того, что организация не является естественной монополией. 15 Арбитражный апелляционный суд в Постановлении по делу А32-4533/2012 разъяснил ситуацию следующим образом: «В соответствии с пунктом 1 статьи 197 Закона под субъектом естественной монополии для целей настоящего Закона понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии. В силу статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ „О естественных монополиях“ естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Согласно статье 4 Закона N 147-ФЗ оказание услуг по передаче тепловой энергии, а также водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры являются сферами деятельности субъектов естественных монополий. Таким образом, исходя из норм Закона N147-ФЗ основополагающим признаком субъекта естественной монополии следует считать осуществление субъектом деятельности в условиях естественной монополии. Факт не включения должника в реестр естественных монополий сам по себе не свидетельствует об отсутствии у должника статуса субъекта естественной монополии».

Также важной особенностью дел о банкротстве организаций—субъектов естественных монополий является обязательное участие в деле федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии. В настоящее время таким органом является Федеральная антимонопольная служба РФ.

Так как субъект естественной монополии осуществляет важные функции в отношении потребителей, существуют особые правила ведения внешнего управления при банкротстве таких организаций. На основании ст. 200 127-ФЗ не допускается прекращение исполнения обязательств организации перед потребителями. Также внешний управляющий не может отчуждать и выставлять на торги имущество организации, входящее в единый технологический комплекс.

Стоит отметить особенности продажи имущества банкрота—субъекта естественной монополии. Покупатель такого имущества несет дополнительные обременения, связанные с особым статусом банкрота, а именно:

Источник

Порядок, специфические черты и особенности банкротства субъектов естественных монополий

Субъект естественной монополии – это юрлицо, которое занимается производством и реализацией товаров, работ и услуг в условиях естественной монополии. Такое предприятие банкротится по специальным правилам, которые связаны с ценностью поставляемых товаров, работ и услуг для конечных потребителей.

Особенности банкротства естественных монополий

Российские физические и юридические лица банкротятся по правилам Гражданского кодекса и отдельного ФЗ «О несостоятельности» за номером 127.

Банкротство субъектов естественных монополий выделено в отдельный параграф 6 Главы 9 127-ФЗ. Особенностям признания финансовой несостоятельности таких компаний в части погашения долговых обязательств посвящены ст. 197-201 127-ФЗ. В частности, отличительные черты этапа внешнего управления приведены в ст. 200 127-ФЗ, конкурсного производства – в ст.201 127-ФЗ.

Право на признание компании банкротом находится в исключительной компетенции арбитражного суда.

Для того чтобы к компании применялись требования параграфа 6 Главы 9 127-ФЗ, необходимо, чтобы она была признана арбитражным судом субъектом естественных монополий. При отнесении компании к данному типу арбитражный суд руководствуется положениями ФЗ «О естественных монополиях» от 1995 года №147-ФЗ, а также сведениями из реестра субъектов естественных монополий от ФАС РФ.

На основании ст. 3 ФЗ-147 «О естественных монополиях» под естественной монополией понимается такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение текущего спроса со стороны покупателей более эффективно при отсутствии нормальной рыночной конкуренции из-за технологических особенностей производства. Товары (работы и услуги) субъекта естественной монополии не подлежат замене, из-за чего спрос на данный товар в меньшей степени подвержен влиянию ценового фактора.

На основании ст. 4 147-ФЗ сферами деятельности субъекта естественной монополии являются:

Субъект естественных монополий может заявить о своем банкротстве при его соответствии ряду признаков. Они отличаются от тех, которые применяются по отношению к иным юридическим лицам, заявляющим о своем банкротстве. В общем случае юрлицо может заявить о финансовой несостоятельности при задолженности в размере 500 тыс. р. и более, а также просрочке продолжительностью от 3 месяцев и более.

На основании п. 2 ст. 197 127-ФЗ субъекты естественных монополий считаются неспособными погасить требования кредиторов при наличии задолженности по оплате:

Таким образом, кредиторам по отношению к субъекту естественной монополии гораздо сложнее заявить о своих претензиях к должнику, чем в стандартном процессе банкротства. Связано это с тем, что на них накладывается обязанность предварительного прохождения процесса исполнительного производства. Кредиторы при этом должны придерживаться следующего порядка действий:

Для подтверждения факта недостаточности имущества кредитор должен приложить к заявлению соответствующий акт, выданный службой судебных приставов.

На основании п. 2, 3 ст. 197 127-ФЗ арбитражный суд может возбудить дело о банкротстве при соответствии субъекта естественных монополий таким признакам, как:

Другой важной особенностью банкротства естественных монополий является то, что в деле участвует федеральный орган исполнительной власти, который ответственен за политику субъекта монополии (на основании ст. 198 127-ФЗ). На сегодняшний день таким органом власти является ФАС.

В п. 1 ст. 199 127-ФЗ указано, что дело о банкротстве может быть приостановлено арбитражным судом, если должник подал исковое заявление о признании недействительными нормативных актов об утверждении цен на товары и услуги, производимые монополией.

Пошаговая процедура банкротства

Процедура признания финансовой несостоятельности субъекта естественной монополии предполагает прохождение следующих этапов.

Подача заявления о банкротстве в арбитражный суд

В арбитражный суд по местонахождению должника подается заявление о признании компании банкротом. Инициировать данную процедуру вправе компания-должник, ее кредиторы или уполномоченный орган. Заявление должно содержать указание на размер задолженности, перечень кредиторов и причину возникновения долговых обязательств. Копия заявления направляется всем участника дела о банкротстве. В случае подачи заявления кредиторами должник имеет право передать арбитражному суду отзыв на него с описанием собственного видения финансовой ситуации в компании.

Рассмотрение заявления о банкротстве и введение наблюдения

При рассмотрении заявления о банкротстве суд оценивает его на обоснованность с учетом требований к подобного рода организациям. В частности, рассматривается неспособность погасить требования кредиторов в течение 6 месяцев и более и наличие совокупной задолженности от 1 млн р.

Если все законодательные требования к заявлению были выполнены, то суд выносит определение о введении этапа наблюдения и назначении временного управляющего. На этом этапе формируется реестр требований и проводится первое собрание кредиторов.

Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление предприятия – необязательный этап банкротства. Оно вводится по инициативе компании-монополиста или собрания кредиторов. По сути, оздоровление – это рассрочка по долговым обязательствам компании.

Если по результатам этапа финансового оздоровления проблему с просроченной задолженностью удаться решить, то суд может полностью прекратить процесс банкротства. В случае если по результатам этапа платежеспособность не была восстановлена, то вводится этап конкурсного производств или внешнего управления.

Внешнее управление

По ходатайству кредиторов в отношении должника допускается введение этапа внешнего управления. В рамках данного этапа руководство юрлица отстраняется от дел, и его полномочия передаются к профессиональному внешнему управляющему. Им разрабатывается специальный план по выводу компании из кризиса и нормализации ее платежного баланса. В комплекс мероприятий может входить закрытие непрофильных активов и нерентабельных подразделений, отказ от невыгодных сделок, продажа имущества должника и пр.

С учетом того, что субъект естественных монополий выполняет важные социальные функции, и его услуги представляют особую ценность для рядовых потребителей, в отношении работы внешнего управляющего вводятся некоторые ограничительные меры.

На основании п. 2 ст. 200 127-ФЗ к имуществу, которое представляет единый технологический комплекс, относят недвижимость, иное имущество для производства товаров, запасы сырья и расходных материалов.

На основании п. 6 ст. 201 127-ФЗ перепрофилирование нерентабельных производств или их закрытие на этапе внешнего управления допускается в порядке федерального законодательства.

В ходе внешнего управления федеральные, региональные или муниципальные власти вправе отсрочить продажу имущества должника на период до 3 месяцев в целях разработки комплекса мер по восстановлению платежеспособности компании.

Конкурсное производство

Если арбитражный суд придет к выводу, что восстановление платежеспособности компании не представляется возможным, то он вводит в ее отношении этап конкурсного производства. На данной стадии компания получает статус банкрота и по завершении процедуры ликвидируется.

На данной стадии формируется конкурсная масса из принадлежащего должнику имущества. Она в дальнейшем направляется на погашение требований кредиторов.

Имущество должника, которое применяется для производства товаров и услуг в условиях монополии, выставляется на продажу в виде единого лота. При этом преимущественным правом покупки имущества субъекта естественной монополии обладают федеральные, региональные и муниципальные власти.

Имущество реализуется в форме конкурса, где в качестве условий выступают требования к покупателю по 127-ФЗ. Если покупатель нарушает установленные договором купли-продажи условия, то договор купли-продажи с ним расторгается, уплаченные за лот денежные средства возвращаются, а само имущество передается властям в федеральную собственность.

Таким образом, отличительной чертой субъекта естественной монополии является осуществление деятельности в условиях рынка естественной монополии. Такие компании банкротятся по особым правилам, которые перечислены в 6 параграфе Главы 9 127-ФЗ. В качестве признаков банкротства по 127-ФЗ выделяют: совокупный размер задолженности субъекта естественной монополии перед кредиторами, работниками, бюджетными и внебюджетными инстанциями составляет 1 млн р. и более, а продолжительность просрочки – 6 месяцев с даты исполнения. Кредитор должен получить у приставов исполнительный документ, подтверждающий невозможность взыскания имущества и погашения долга в рамках исполнительного производства.

Источник

К субъектам естественной монополии относят те хозяйствующие субъекты (юридические лица), которые заняты производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Традиционно, антимонопольные требования являются тяжким бременем для таких предприятий, поэтому многие делают все, чтобы не попасть под специальное регулирование.

Однако, в моей адвокатской практике есть пример (дело № А83-2151/2016), когда предприятию, занимающегося генерацией электроэнергии, т.е. производством и реализацией ее на товарном рынке, крайне необходимо было попасть под такое регулирование.

Фабула дела № А83-2151/2016.

Предприятие занимается генерацией электроэнергии на основе возобновляемых источников и продает по установленному органом исполнительной власти тарифу единственному покупателю. В определенный момент кредитная организация инициирует процедуру банкротства в «льготном» порядке, без решения арбитражного суда о взыскании денежных средств.

Процедуры банкротства в течение года одна за другой следует по общим правилам без учета особенностей специальных разделов ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в частности раздела о банкротстве субъектов естественных монополий, устанавливающей иные критерии для должника, а также расширенный субъектный состав участников процесса и порядок реализации имущества банкрота.

Что стало препятствием?

В сложившейся ситуации, необходимо было выбрать стратегию, которая бы позволила вернуть контроль над предприятием и получить время для восстановления платежеспособности.

Целью выбранной стратегии стало: прекращение производства по делу, в связи с нарушением процедуры признания должника банкротом.

Главной задачей стало доказать, что предприятие – должник является субъектом естественной монополии, тогда длившиеся уже более года банкротные процедуры можно было бы «отмотать».

Однако, Арбитражный суд Республики Крым по-другому на все посмотрел.

Антимонопольное законодательство предусматривает ведение специального реестра субъектов естественных монополий.

Это и стало главной проблемой, и основным доводом в решениях арбитражных судов.

Правовая позиция.

В частности, суды, по нашему мнению, ошибочно указали, что положения Закона о банкротстве распространяются только на тех субъектов естественных монополий, которые включены в соответствующие реестры, допустив, по моему мнению, неправильное истолкование ст. 3, 4, 10 ФЗ «О естественных монополиях».

Данная правовая позиция суда противоречит действующему законодательству, сложившейся судебной практике и разъяснениям Федеральной антимонопольной службы.

Основополагающим признаком субъекта естественной монополии, исходя из определения, данного в законе, следует считать осуществление субъектом деятельности в условиях естественной монополии».

Данная позиция антимонопольной службы нашла отражение в практике арбитражных судов, которые применяют положения ФЗ «О естественных монополиях» вне зависимости от нахождения сведений об обществах в реестрах естественных монополии.

«Субъектом естественной монополии согласно статье 3 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Согласно статье 4 названного Закона услуги по передаче электрической энергии отнесены к сферам деятельности субъектов естественных монополий» (Постановление Президиума ВАС РФ от 20 ноября 2012 года по делу № 2513/12, Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от «10» февраля 2014 г. по делу № А26-1481/2013 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 августа 2016 года по делу № А63-9113/2015, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06 апреля 2011 года по делу № А63-6499/2010).

Таким образом, ФЗ «О естественных монополиях» не содержит указаний на наличие условия об обязательном включении в реестр общества для признания его субъектом естественной монополии. Основополагающим признаком следует считать осуществление субъектом деятельности в условиях естественной монополии.

Арбитражный суд Республики Крым в деле № А83-2151/2016 не учел также, что есть и другие признаки субъектов естественной монополии, например наличие объектов электросетевого хозяйства и регулирование тарифа специальным органом по ценам и тарифам.

Из постановления ФАС Волго-Вятского округа от 23.05.2011 по делу N А82-9050/2010, следует:

ОАО (заявитель) через имеющиеся в собственности объекты электросетевого хозяйства фактически обеспечивает переток электроэнергии, поставляемой гарантирующим поставщиком в адрес ООО, то есть заявитель действует на товарном рынке, находясь в состоянии естественной монополии (ст. 4 ФЗ «О естественных монополиях»).

ООО «ОУЛ СОЛАР» (банкрот по делу № А83-2151/2016) владеет на праве собственности линиями электропередачи (кабельными) протяженностью более 30 км., который обеспечивает переток электрической энергии покупателю ГУП «Крымэнерго».

Согласно п. 3 статьи 5 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ ФЗ «О естественных монополиях», признаком деятельности в условиях естественной монополии является наличие государственного регулирования тарифов. Из статьи 6 ФЗ «О естественных монополиях», следует, что органами регулирования естественных монополий может применятся ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

Приказом от «18» декабря 2015 года №79/26 Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым установил с 01.01.2016 года тариф на производство электрической энергии ООО «ОУЛ СОЛАР» в размере 3 523 руб. за МВт.ч (без НДС). Тариф устанавливается сроком на 1 год.

Таким образом, Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым осуществляет государственное регулирование по установлению тарифа (цен) на производство электрической энергии для ООО «ОУЛ СОЛАР» как субъекта естественной монополии.

Выводы.

Убежден, что включение в реестр субъектов естественных монополий не имеет значения для отнесения предприятия к таковым.

Убежден, что генерирующее электроэнергию предприятие и обеспечивающее переток электроэнергии покупателю по установленному государством тарифу является субъектом естествнной монополии.

Источник

Банкротство: MustRead, выпуск 88

Изменения в законодательстве

Минэкономразвития предложил ввести новый механизм для оспаривания цепочек сделок в банкротстве

Минэкономразвития предложил дополнить главу III закона о банкротстве новой статьей 61.3-1, в которой будут изложены условия для признания недействительными совокупности сделок в качестве единой взаимосвязанной сделки.

В соответствии с законопроектом общей целью такой цепочки сделок может выступать:

причинение вреда имущественным правам кредиторов;

оказание предпочтения одному кредитору перед иными;

прикрытие совершения и затруднение оспаривания подозрительной сделки;

создание видимости законности отчуждения имущества, добросовестности приобретения имущества;

затруднение применения последствий недействительности такой сделки.

Также, законопроект раскрывает признаки наличия перечисленных целей:

совершение сделок в течение непродолжительного периода времени;

отсутствие убедительного экономического обоснования;

сделки существенно отличаются от ранее совершенных сделок теми же лицами;

участники сделок не осуществляли до или после их совершения никаких иных операций по соответствующим счетам или иной экономической деятельности;

аффилированность участников таких сделок;

цена каждой последующей сделки отличалась от предыдущей не более чем на пять процентов;

в итоге все или практически все имущество, отчужденное по сделкам, оказывалось ‎в собственности одного лица;

одно и то же лицо выступало в качестве стороны в отдельных сделках, составляющих совокупность сделок.

Согласно предлагаемым изменениям, последствия недействительности совокупности сделок не может быть применено в отношении добросовестного приобретателя имущества, хотя признать с ним сделку недействительной можно. В таком случае, скорее всего, компенсировать стоимость отчужденного имущества придется недобросовестным участникам.

Также, требование о возврате отчужденного имущество может быть предъявлено к любому лицу, которое признается стороной по сделке, входящей в цепочку.

банкротство субъектов естественных монополий обучение

Введение данного механизма может упростить доказывание по спорам о признании недействительной цепочки сделок, создавая определенную презумпцию. Однако, не стоит забывать о подходе, ранее выработанном ВС РФ: помочь в оспаривании цепочки сделок могут также доказательства, свидетельствующие о единой цели ее участников, скоординированности их действий, противоречия отдельных сделок экономическим интересам и возможностям их сторон.

банкротство субъектов естественных монополий обучение

Банкротство субъектов естественных монополий

Компания обратилась с заявлением о признании несостоятельным общества – субъекта естественной монополии. Суды первой и апелляционной инстанции не нашли оснований для отказа в удовлетворении заявления.

в случае оспаривания субъектом естественной монополии актов, определяющих тарифы деятельности естественной монополии, инициированного до подачи заявления о банкротстве, рассмотрение такого заявления может быть приостановлено до результатов оспаривания,

требования кредиторов к компании – субъекту естественной монополии должны составлять не менее одного миллиона рублей, такие требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника.

В исследуемом деле суды не соотнесли факт признания недействующих тарифов с возникшей задолженностью должника. Суд первой инстанции преждевременно возобновил производство по рассмотрению обоснованности заявления о банкротстве до разрешения споров о признании иных установленных тарифов незаконными.

В материалах дела также отсутствуют доказательства окончания исполнительного производства в отношении должника в связи с невозможностью обращения взыскания на его имущество. Отсутствуют доказательства возвращения взыскателю исполнительных документов. В подобной ситуации вывод об обоснованности заявления и необходимости введения процедуры банкротства является преждевременным до установления указанных выше обстоятельств.

банкротство субъектов естественных монополий обучение

При инициировании банкротства важно учитывать особый статус должника. В зависимости от такого статуса Закон о банкротстве устанавливает специальные правила. Это может касаться особенностей установления признаков неплатежеспособности должника, а также специальных правил рассмотрения заявлений о банкротстве, предписывающих в определенных случаях приостанавливать их рассмотрение.

банкротство субъектов естественных монополий обучение

Арбитражные управляющие

Какие нарушения ведут к отстранению конкурсного управляющего?

Суд округа разбирался, какие деяния управляющего могут привести к его отстранению. Нижестоящими судами было установлено, что управляющий не провел инвентаризацию, не взыскивал дебиторскую задолженность, не принимал меры по истребованию документов и ценности от бывшего руководства. Суды признали такие нарушения существенными, но в требованиях в отстранении отказали.

Суд округа с таким подходом не согласился. Тройка указала, что необходимо соотносить действия управляющего с принципами разумности, добросовестности, компетентности и независимости арбитражного управляющего. В нижестоящих судах, в частности, заявитель ссылался на невключение требований должника в реестр иного общества-банкрота, где управляющим являлось то же лицо, совершение спорных сделок в отношении общества, которые управляющий не оспаривал.

В связи с тем, что судами не была дана полная оценка всем обстоятельствам и доказательствам, спор был направлен на новое рассмотрение.

банкротство субъектов естественных монополий обучение

Оспаривание действий конкурсного управляющего может явиться предпосылкой для взыскания с последнего убытков и пополнении конкурсной массы. Кроме того, ВС РФ подтвердил возможность лиц, привлекаемых к субсидиарной ответственности, оспаривать действия управляющего (ожидаем мотивировочную часть определения). Полагаем, что такое право заметно увеличит заинтересованность управляющего в наибольшем пополнении конкурсной массы, что в конечном итоге принесет положительный результат как для кредиторов, так и для лиц, привлекаемых к субсидиарной ответственности за доведение до банкротства, чей долг может быть уменьшен в результате активной работы управляющего.

банкротство субъектов естественных монополий обучение

Требования кредиторов

Медиативное соглашение как основание для инициирования банкротства

Кредитор, обращаясь с заявлением о признании компании-поручителя по договорам займа банкротом, приложил медиативное соглашение, удостоверенное нотариусом, т.е. обошелся без судебного акта о просуживании своих требований. Именно данное обстоятельство и стало главным аргументом должника против введения в его отношении процедуры наблюдения.

Суды первой инстанции и апелляции, однако, доводы должника не оценили. Суды пришли к выводу, что медиативное соглашение при условии его нотариального удостоверения имеет силу исполнительного листа, в связи с чем может являться самостоятельным основанием для инициирования дела о банкротстве. Указанная в таком соглашении задолженность имеет бесспорный характер и не подлежит дополнительной судебной оценке.

Параллельно суды отвергли доводы должника о неподаче требования заявителем сначала к основному заемщику и о не предъявлении соглашения в службу судебных приставов. Законодательством не предусмотрена обязанность кредитора предварительно предпринять меры по принудительному исполнению. Более того, в отношении основного заемщика так же введена процедура банкротства на основании того же медиативного соглашения.

банкротство субъектов естественных монополий обучение

На примере комментируемого дела мы видим альтернативный способ подтверждения бесспорности своих требований к должнику при инициировании банкротства последнего. Помимо медиативного соглашения, которое обязательно должно быть удостоверено нотариусом, в основание заявления могут быть положены и другие исполнительные документы, например, исполнительная надпись нотариуса или судебный приказ.

В то же время медиативное соглашение является результатом попытки мирно урегулировать спор посредством медиации и как исполнительный документ должно быть исполнимым. Рекомендуем при составлении такого соглашения четко прописывать, какие действия контрагент обязан совершить или воздержаться от их совершения, основание возникновения этой обязанности и в какой срок он должен ее осуществить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *