Баранка это руль машины
История руля на автомобиле.
И так, начиная с самого первого автомобиля с мотором отто, моторизированные повозки оснащались румпелями (рычагом управления), как на этом Бенце 1885 года
В 1898 году Артур Кребс установил руль под наклоном, так что рулить стало удобнее и с того же года все Паннары стали выпускаться с круглыми рулями установленными на рулевую колонку с наклоном, но я уже писал об этом в статье про Панары. Кстати в Британии, первый автомобиль с круглым рулём был представлен всё в том же 1898м году, когда Чарльз Ройс продемонстрировал британской публике Панар 6ХП.
В США первым кто установил баранку была фирма Паккард.
В 1898 году Томас Джефри (основатель фирмы Рамблер), строит автомобиль с передним расположением двигателя и оснащает его рулём, причём руль расположен слева. В 1902м году Рамблер начинает массово выпускать автомобили, но он, как и многие автомобили того времени оснащен не рулём, а румпелем. Но уже в 1903м году Рамблер начинает продавать машины с рулевой баранкой.
Так что, первым кто установил руль слева был американец (иммигрант из Англии) — Джефри.
Про право и леворульное движение я потом напишу, так что не будем отвлекаться 🙂 Но где-то к 1910 году большинство американских автомобилей стало выпускать с левым расположением руля.
Руль как вы знаете одет на рулевую колонку, причём раньше одет был жёстко, так что водители при аварии получали серьёзные травмы, в 1934 году продемонстрировали первую энергопоглощаемую рулевую колонку. Но в серию изобретение не пошло, и только в 1959м году первым автомобилем с такой
колонкой стал Мерседес W111
А в 1968м американские законы потребовали внести поправки в законы о безопасности ТП, о приемлемом смещении рулевой колонки назад.
Первые рули имели как правило четыре спицы
но так как вибрация передаваемая через руль была очень ощутимой, то вскоре появились рули, которые называли Банджо, из-за сходства с этим инструментом. В каждой спице было по 4 — 5 тонких спиц, которые были призваны гасить вибрации от дороги.
Эдвард Лодбелл изобрёл первый регулируемый руль, но тогда он остался ну удел. В интернете написано везде и во всех источниках, что он изобрёл его в начале 1900х годов, в интернете ничего точного про это нету, но я нашёл один сайтик, где кто-то (какая-то женщина) распрашивает про историю своего родственника, который носит тоже имя и фамилию, что и Эдвард Лодбелл, и который запатентовал в 1927м году какой-то руль. Так что я склонен считать, что в карпедии, википедии и т.д. неточные данные, и что на самом деле регулируемый руль изобрели именно в 1927м году. Так вот, в 1963м Кадиллаки стали оснащаться такой опцией, фишка заключалась в том, что рулевая колонка была зафиксирована не подвижно, но сам руль можно было с помощью храповика менять в 7 позициях. На многих американских машинах до сих пор существует такая регулировка.
В 1955м году на Форд Тандебёд появился телескопическая регулировка руля, в диапазоне 8см можно было регулировать глубину руля, это было сделано, для удобства посадки.
С 1965 года по заказу Кадиллаки стали оснащаться телескопической регулировкой руля и регулировкой по наклону.
В 1961м на Тандебёде появляется опция — откидной руль, руль при положении коробки передач в положении Паркинг, можно было отодвинуть вправо рулевую колонку, для облегчения посадки-высадки водителя. Опция стала настолько популярной, что с 1962 года Тандебёды стали оснащаться её базово.
C 1968 года, когда законодательство США пересмотрело законы об безопасности, запретили использование откидных рулевых колонок, так что Форд использовал свою фишку всего 6 лет.
Что бы соответствовать стандартам безопасности на Форде изобрели механизм который, откидывал вверх и вправо сам руль, но не всю рулевую колонку, так что в 1968 году Тандебёды, потом и остальные Форды и Меркьюри получили такую опцию. Но к 1970му году, после очередного ужесточения, отказались и от неё. Система работала автоматически, если коробка передач была в положении Паркинг, и зажигание было выключено, при открывании дверей.
В 1970х появились противоугонные системы, руль блокировался при вытаскивании ключа.
В те же 50-60е годы появляется и регулируемая рулевая колонка, которую можно было регулировать по наклону и глубине, в основном такой опцией сейчас оснащаются европейские автомобили.
В 1910м году первой кнопкой на руле появилась — бибикалка, её изобрёл Оливер Лукас, и она была электрической, к сожалению я не смог найти, что за машина это была. Позже кнопка клаксона перенесли на отдельное кольцо (что бы не отрывать руки от руля), а в 1970х появилась так называемая система Rim Blow, фишка была в том, что можно было нажать на любую часть спицы колеса, и сигнал работал.
В 1972м году появляются первые подушки безопасности в руле, на Олдсмобиль Торонадо.
В 1960х на рулях появляются кнопки автопилота. В 1990х появились кнопки отвечающие за регулировки аудио системы, телефона, борт-компа и т.д. Сегодня мы уже ездя на современных машинах, не можем представить себе руль без этих опций, а всё начиналось с палки 🙂
Автомобильный руль: удивительные факты, которые вы не знали
Рулевое колесо, в отличие от прочих элементов рулевого управления, находится в непосредственном контакте с водителем. Требования, предъявляемые к нему, затрагивают как функциональную сторону, так и эстетическую. Так какой же руль лучше?
Привычный, круглый руль, пришедший на смену рычагам управления, появился в конце девятнадцатого века. Он, как показала практика, оказался наиболее эффективным средством для передачи мускульной силы человека к колесам автомобиля с целью изменения направления движения. Неудивительно поэтому, что через каких-то десять лет сомнений по этому вопросу ни у кого из автопроизводителей не осталось. Примитивная поначалу металлическая или деревянная «баранка» постепенно совершенствовалась и к сегодняшнему дню достигла статуса сложного многофункционального устройства.
Bugatti 57SC Atlantic
Прежде всего, руль призван обеспечить простоту и удобство управления. И как следствие — безопасность пассажиров. Вот почему стоит обращать внимание на диаметр рулевого колеса и на сечение его обода. Правда, сейчас размер «штурвала» не столь важен. С тех пор, как в 30‑е годы прошлого столетия появился усилитель рулевого управления, диаметр руля стал постепенно уменьшаться, вплотную приблизившись к «игрушечным» показателям.
Edsel, 1950 г.
С миниатюрным рулем машина становится «острее» при скоростных маневрах, требуя меньше вращательных движений. Однако, слишком маленькое рулевое колесо неудобно в пользовании, особенно на парковке. И усилие на нем, несмотря на помощь усилителя, довольно высоко. Плюс к тому в маленьком руле трудно размещать подушку безопасности, которая появилась в 1972 году и стала атрибутом почти всех (даже бюджетных) автомобилей. Вот поэтому у современных машин используются рули примерно одного («плюс-минус») компромиссно-оптимального диаметра.
Chevrolet Project X
Что касается сечения обода рулевого колеса, то в процессе эволюции данный показатель у большинства тоже приблизился к «золотой середине» в 30‑40 мм. Такой руль действительно гораздо лучше лежит в руках, чем, например, тонкий скользкий кругляк вазовской «копейки». Не говоря о штурвалах еще более пожилых автомобилей. Кстати, материал, из которого выполнен обод, тоже имеет существенное значение. Слов нет, рули из полированных дерева или кости смотрелись изыскано и богато, но удержать их в объятиях было сложно. Скользкие обода канули в лету, уступив место гораздо более практичным и удобным полиуретановым и кожаным рулям. Однако в качестве компромисса и с целью подчеркнуть благородство автомобиля, порой используются комбинированные рули, скажем, кожаные с деревянными вставками. Или замшевые. Если кожаный руль выполнен с перфорацией, руки потеют значительно меньше. А вот замша хороша во всем, кроме практичности: уж очень быстро пачкается.
Maserati Boomerang
Некоторые из «баранок» в верхней части, на 10 часов и на 2 часа, снабжены специальными приливами, которые оптимизируют хват и косвенно определяют правильное положение рук на руле. Правда, когда инженерам изменяет чувство меры, приливы на руле получаются чересчур большими и, соответственно, неудобными.
Nissan Cima
Отдельная тема — рулевые спицы. В экспериментах с их количеством автопроизводители доходили до крайностей. Примерами тому могут служить рули французкой фирмы Ситроен — односпицевый руль фантомасовского ДС или бесспицевый концепта Осмос. А японцы, со своим «Субару» ХТ, удивили асимметричным двухспицевым рулем-пистолетом. Оригинальность оригинальностью, но практичность берет свое. Сейчас подавляющее большинство машин оснащены трех- или четырехспицевыми рулями. Два этих «типоразмера» наилучшим образом подходят под нужды водителя. А что до формы и расположения спиц, это дело индивидуальное. Скажем, некоторые любят расслабиться на трассе, держась одной рукой за нижнюю часть «бублика», что возможно при четырехспицевом варианте и невозможно при трехспицевом. Кстати, в 20‑30 годах прошлого века в фаворе у водителей тоже было три или четыре спицы, что определялось технологией. Причем, у штурвалов дорогих автомобилей, для гашения вибраций, они делались составными из 4‑5 раздельных металлических «нитей».
Subaru XT
ВАЗ-2101
С развитием автомобилизации руль стал превращаться в многофункциональное устройство. И если прежде на ступице руля можно было встретить лишь несколько кнопок управления автоматической коробкой передач, как например у Эдсел 50‑го года, то впоследствии началась кнопочная «вакханалия», как у Лянча Медуза. Более того, предлагался вариант, при котором центр рулевого колеса был вообще превращен в щиток приборов (концепт Мазератти Бумеранг). В конце концов, разум взял верх. Сверхсложные рули, представляющие собой мощный информационно — вычислительный комплекс, стали уделом болидов гоночных серий, типа Формулы 1. А в быту снова нашелся компромисс. Кнопки на руле современных автомобилей, отвечающие за музыку, климат, телефон, борткомпьютер, дорожные «асситенты» и пр., обосновались на верхних спицах и (или) на дополнительных секциях чуть ниже.
Lancia Medusa
Bentley Arnage
С месторасположением каждой конкретной кнопки со временем можно сжиться, а вот к их форме приноровиться сложнее. Очень удобно, когда кнопки имеют индивидуальные отличия друг от друга — по размеру, стилистике, принципу качания-нажимания… Тогда их легко распознать на ощупь, не отвлекаясь от управления. Зачастую, на обратной стороне спиц у машин с автоматической трансмиссией находятся клавиши или «лепестки» переключения передач в ручном режиме. Насколько вообще востребован данный режим это вопрос, но в принципе данный вид «переключалок» довольно удобен. Особенно «лепестковый».
Ford Interceptor
Cadillac Escalade
Еще удобство манипуляций с рулевым колесом обусловлено углом его наклона. «Игра» этим параметром доступна в большинстве современных автомобилей. А вот такая «вкусность» как подогрев руля пока еще не стала повседневной нормой. Хотя пользу от этой опции в зимнюю стужу трудно переоценить.
Mitsubishi Pajero Sport
Citroen C4 Picasso
Kia Optima
Было бы странно, если бы руль развивался только технически и не удостоился внимания со стороны дизайнеров. Тон в этом вопросе задает форма. Как ни крути, она остается круглой. Было немало попыток внедрить в жизнь овальные или оквадраченные модели, а так же самолетные штурвалы и джойстики. Но дерзкие решения не прижились. Зато вошло в моду рулевое колесо с усеченной нижней частью. И это оправдано не столько с эстетической точки зрения, сколько с практической. Особенно для тесных автомобилей, где подобная конфигурация помогает разжиться дополнительными сантиметрами пространства. Но поскольку тесно преимущественно в спортивных автомобилях, усеченный руль стал модным ориентиром для остальных.
Citroen Osmose
Audi R8
А вообще, вариантов оформления, разумеется, множество. В основном культивируются два направления: эксклюзивность и спортивность. Для первого свойственны четырехспицевость, обилие кнопок, отделка благородными материалами. Для второго — трехспицевость, кнопочный минимализм, карбоновые вставки, контрастные прострочки. «Баранки» большинства бюджетных моделей в той или иной степени тяготеют к обозначенным тенденциям. Хотя, конечно, среднестатистический водитель больше предпочитает комфорт.
Mercedes AMG GT
В любом случае, руль очень значимое устройство, которое всегда перед глазами и все время в руках, поэтому очень важно найти именно свой персональный вариант.