Баранка это руль машины

История руля на автомобиле.

Баранка это руль машины

И так, начиная с самого первого автомобиля с мотором отто, моторизированные повозки оснащались румпелями (рычагом управления), как на этом Бенце 1885 года

Баранка это руль машины

В 1898 году Артур Кребс установил руль под наклоном, так что рулить стало удобнее и с того же года все Паннары стали выпускаться с круглыми рулями установленными на рулевую колонку с наклоном, но я уже писал об этом в статье про Панары. Кстати в Британии, первый автомобиль с круглым рулём был представлен всё в том же 1898м году, когда Чарльз Ройс продемонстрировал британской публике Панар 6ХП.

Баранка это руль машины

В США первым кто установил баранку была фирма Паккард.

Баранка это руль машины

В 1898 году Томас Джефри (основатель фирмы Рамблер), строит автомобиль с передним расположением двигателя и оснащает его рулём, причём руль расположен слева. В 1902м году Рамблер начинает массово выпускать автомобили, но он, как и многие автомобили того времени оснащен не рулём, а румпелем. Но уже в 1903м году Рамблер начинает продавать машины с рулевой баранкой.

Баранка это руль машины

Так что, первым кто установил руль слева был американец (иммигрант из Англии) — Джефри.

Про право и леворульное движение я потом напишу, так что не будем отвлекаться 🙂 Но где-то к 1910 году большинство американских автомобилей стало выпускать с левым расположением руля.

Руль как вы знаете одет на рулевую колонку, причём раньше одет был жёстко, так что водители при аварии получали серьёзные травмы, в 1934 году продемонстрировали первую энергопоглощаемую рулевую колонку. Но в серию изобретение не пошло, и только в 1959м году первым автомобилем с такой
колонкой стал Мерседес W111

Баранка это руль машины

А в 1968м американские законы потребовали внести поправки в законы о безопасности ТП, о приемлемом смещении рулевой колонки назад.

Первые рули имели как правило четыре спицы

Баранка это руль машины

но так как вибрация передаваемая через руль была очень ощутимой, то вскоре появились рули, которые называли Банджо, из-за сходства с этим инструментом. В каждой спице было по 4 — 5 тонких спиц, которые были призваны гасить вибрации от дороги.

Баранка это руль машины

Эдвард Лодбелл изобрёл первый регулируемый руль, но тогда он остался ну удел. В интернете написано везде и во всех источниках, что он изобрёл его в начале 1900х годов, в интернете ничего точного про это нету, но я нашёл один сайтик, где кто-то (какая-то женщина) распрашивает про историю своего родственника, который носит тоже имя и фамилию, что и Эдвард Лодбелл, и который запатентовал в 1927м году какой-то руль. Так что я склонен считать, что в карпедии, википедии и т.д. неточные данные, и что на самом деле регулируемый руль изобрели именно в 1927м году. Так вот, в 1963м Кадиллаки стали оснащаться такой опцией, фишка заключалась в том, что рулевая колонка была зафиксирована не подвижно, но сам руль можно было с помощью храповика менять в 7 позициях. На многих американских машинах до сих пор существует такая регулировка.

В 1955м году на Форд Тандебёд появился телескопическая регулировка руля, в диапазоне 8см можно было регулировать глубину руля, это было сделано, для удобства посадки.
С 1965 года по заказу Кадиллаки стали оснащаться телескопической регулировкой руля и регулировкой по наклону.

Баранка это руль машины

В 1961м на Тандебёде появляется опция — откидной руль, руль при положении коробки передач в положении Паркинг, можно было отодвинуть вправо рулевую колонку, для облегчения посадки-высадки водителя. Опция стала настолько популярной, что с 1962 года Тандебёды стали оснащаться её базово.

Баранка это руль машины

C 1968 года, когда законодательство США пересмотрело законы об безопасности, запретили использование откидных рулевых колонок, так что Форд использовал свою фишку всего 6 лет.

Что бы соответствовать стандартам безопасности на Форде изобрели механизм который, откидывал вверх и вправо сам руль, но не всю рулевую колонку, так что в 1968 году Тандебёды, потом и остальные Форды и Меркьюри получили такую опцию. Но к 1970му году, после очередного ужесточения, отказались и от неё. Система работала автоматически, если коробка передач была в положении Паркинг, и зажигание было выключено, при открывании дверей.

В 1970х появились противоугонные системы, руль блокировался при вытаскивании ключа.

В те же 50-60е годы появляется и регулируемая рулевая колонка, которую можно было регулировать по наклону и глубине, в основном такой опцией сейчас оснащаются европейские автомобили.

В 1910м году первой кнопкой на руле появилась — бибикалка, её изобрёл Оливер Лукас, и она была электрической, к сожалению я не смог найти, что за машина это была. Позже кнопка клаксона перенесли на отдельное кольцо (что бы не отрывать руки от руля), а в 1970х появилась так называемая система Rim Blow, фишка была в том, что можно было нажать на любую часть спицы колеса, и сигнал работал.

Баранка это руль машины

В 1972м году появляются первые подушки безопасности в руле, на Олдсмобиль Торонадо.

Баранка это руль машины

В 1960х на рулях появляются кнопки автопилота. В 1990х появились кнопки отвечающие за регулировки аудио системы, телефона, борт-компа и т.д. Сегодня мы уже ездя на современных машинах, не можем представить себе руль без этих опций, а всё начиналось с палки 🙂

Источник

Автомобильный руль: удивительные факты, которые вы не знали

Рулевое колесо, в отличие от прочих элементов рулевого управления, находится в непосредственном контакте с водителем. Требования, предъявляемые к нему, затрагивают как функциональную сторону, так и эстетическую. Так какой же руль лучше?

Баранка это руль машины

Привычный, круглый руль, пришедший на смену рычагам управления, появился в конце девятнадцатого века. Он, как показала практика, оказался наиболее эффективным средством для передачи мускульной силы человека к колесам автомобиля с целью изменения направления движения. Неудивительно поэтому, что через каких-то десять лет сомнений по этому вопросу ни у кого из автопроизводителей не осталось. Примитивная поначалу металлическая или деревянная «баранка» постепенно совершенствовалась и к сегодняшнему дню достигла статуса сложного многофункционального устройства.

Баранка это руль машиныBugatti 57SC Atlantic

Прежде всего, руль призван обеспечить простоту и удобство управления. И как следствие — безопасность пассажиров. Вот почему стоит обращать внимание на диаметр рулевого колеса и на сечение его обода. Правда, сейчас размер «штурвала» не столь важен. С тех пор, как в 30‑е годы прошлого столетия появился усилитель рулевого управления, диаметр руля стал постепенно уменьшаться, вплотную приблизившись к «игрушечным» показателям.

Баранка это руль машиныEdsel, 1950 г.

С миниатюрным рулем машина становится «острее» при скоростных маневрах, требуя меньше вращательных движений. Однако, слишком маленькое рулевое колесо неудобно в пользовании, особенно на парковке. И усилие на нем, несмотря на помощь усилителя, довольно высоко. Плюс к тому в маленьком руле трудно размещать подушку безопасности, которая появилась в 1972 году и стала атрибутом почти всех (даже бюджетных) автомобилей. Вот поэтому у современных машин используются рули примерно одного («плюс-минус») компромиссно-оптимального диаметра.

Баранка это руль машиныChevrolet Project X

Что касается сечения обода рулевого колеса, то в процессе эволюции данный показатель у большинства тоже приблизился к «золотой середине» в 30‑40 мм. Такой руль действительно гораздо лучше лежит в руках, чем, например, тонкий скользкий кругляк вазовской «копейки». Не говоря о штурвалах еще более пожилых автомобилей. Кстати, материал, из которого выполнен обод, тоже имеет существенное значение. Слов нет, рули из полированных дерева или кости смотрелись изыскано и богато, но удержать их в объятиях было сложно. Скользкие обода канули в лету, уступив место гораздо более практичным и удобным полиуретановым и кожаным рулям. Однако в качестве компромисса и с целью подчеркнуть благородство автомобиля, порой используются комбинированные рули, скажем, кожаные с деревянными вставками. Или замшевые. Если кожаный руль выполнен с перфорацией, руки потеют значительно меньше. А вот замша хороша во всем, кроме практичности: уж очень быстро пачкается.

Баранка это руль машиныMaserati Boomerang

Некоторые из «баранок» в верхней части, на 10 часов и на 2 часа, снабжены специальными приливами, которые оптимизируют хват и косвенно определяют правильное положение рук на руле. Правда, когда инженерам изменяет чувство меры, приливы на руле получаются чересчур большими и, соответственно, неудобными.

Баранка это руль машиныNissan Cima

Отдельная тема — рулевые спицы. В экспериментах с их количеством автопроизводители доходили до крайностей. Примерами тому могут служить рули французкой фирмы Ситроен — односпицевый руль фантомасовского ДС или бесспицевый концепта Осмос. А японцы, со своим «Субару» ХТ, удивили асимметричным двухспицевым рулем-пистолетом. Оригинальность оригинальностью, но практичность берет свое. Сейчас подавляющее большинство машин оснащены трех- или четырехспицевыми рулями. Два этих «типоразмера» наилучшим образом подходят под нужды водителя. А что до формы и расположения спиц, это дело индивидуальное. Скажем, некоторые любят расслабиться на трассе, держась одной рукой за нижнюю часть «бублика», что возможно при четырехспицевом варианте и невозможно при трехспицевом. Кстати, в 20‑30 годах прошлого века в фаворе у водителей тоже было три или четыре спицы, что определялось технологией. Причем, у штурвалов дорогих автомобилей, для гашения вибраций, они делались составными из 4‑5 раздельных металлических «нитей».

Баранка это руль машиныSubaru XT Баранка это руль машиныВАЗ-2101

С развитием автомобилизации руль стал превращаться в многофункциональное устройство. И если прежде на ступице руля можно было встретить лишь несколько кнопок управления автоматической коробкой передач, как например у Эдсел 50‑го года, то впоследствии началась кнопочная «вакханалия», как у Лянча Медуза. Более того, предлагался вариант, при котором центр рулевого колеса был вообще превращен в щиток приборов (концепт Мазератти Бумеранг). В конце концов, разум взял верх. Сверхсложные рули, представляющие собой мощный информационно — вычислительный комплекс, стали уделом болидов гоночных серий, типа Формулы 1. А в быту снова нашелся компромисс. Кнопки на руле современных автомобилей, отвечающие за музыку, климат, телефон, борткомпьютер, дорожные «асситенты» и пр., обосновались на верхних спицах и (или) на дополнительных секциях чуть ниже.

Баранка это руль машиныLancia Medusa Баранка это руль машиныBentley Arnage

С месторасположением каждой конкретной кнопки со временем можно сжиться, а вот к их форме приноровиться сложнее. Очень удобно, когда кнопки имеют индивидуальные отличия друг от друга — по размеру, стилистике, принципу качания-нажимания… Тогда их легко распознать на ощупь, не отвлекаясь от управления. Зачастую, на обратной стороне спиц у машин с автоматической трансмиссией находятся клавиши или «лепестки» переключения передач в ручном режиме. Насколько вообще востребован данный режим это вопрос, но в принципе данный вид «переключалок» довольно удобен. Особенно «лепестковый».

Баранка это руль машиныFord Interceptor Баранка это руль машиныCadillac Escalade

Еще удобство манипуляций с рулевым колесом обусловлено углом его наклона. «Игра» этим параметром доступна в большинстве современных автомобилей. А вот такая «вкусность» как подогрев руля пока еще не стала повседневной нормой. Хотя пользу от этой опции в зимнюю стужу трудно переоценить.

Баранка это руль машиныMitsubishi Pajero Sport Баранка это руль машиныCitroen C4 Picasso Баранка это руль машиныKia Optima

Было бы странно, если бы руль развивался только технически и не удостоился внимания со стороны дизайнеров. Тон в этом вопросе задает форма. Как ни крути, она остается круглой. Было немало попыток внедрить в жизнь овальные или оквадраченные модели, а так же самолетные штурвалы и джойстики. Но дерзкие решения не прижились. Зато вошло в моду рулевое колесо с усеченной нижней частью. И это оправдано не столько с эстетической точки зрения, сколько с практической. Особенно для тесных автомобилей, где подобная конфигурация помогает разжиться дополнительными сантиметрами пространства. Но поскольку тесно преимущественно в спортивных автомобилях, усеченный руль стал модным ориентиром для остальных.

Баранка это руль машины Баранка это руль машиныCitroen Osmose Баранка это руль машиныAudi R8

А вообще, вариантов оформления, разумеется, множество. В основном культивируются два направления: эксклюзивность и спортивность. Для первого свойственны четырехспицевость, обилие кнопок, отделка благородными материалами. Для второго — трехспицевость, кнопочный минимализм, карбоновые вставки, контрастные прострочки. «Баранки» большинства бюджетных моделей в той или иной степени тяготеют к обозначенным тенденциям. Хотя, конечно, среднестатистический водитель больше предпочитает комфорт.

Баранка это руль машиныMercedes AMG GT

В любом случае, руль очень значимое устройство, которое всегда перед глазами и все время в руках, поэтому очень важно найти именно свой персональный вариант.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *