барашевский переулок 8 храм
Введенская церковь в Барашах (Москва)
Мiръ Россия Москва Введенская церковь в Барашах (Москва)
Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах — православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии, представительство Кишинёвско-Молдавской митрополии.
Содержание
История [ править ]
Храм Введения в Барашах расположен на углу Барашевского и Подсосенского переулков рядом с Покровкой. В XV веке эти земли принадлежали Спасо-Андроникову монастырю. В 1476 году они отошли Ивану III, предложившему за них монастырю землю за Яузой. С этого же времени на этом месте известна церковь, освященная во имя Ильи Пророка — Ильи под Сосною. Рядом с ней была расположена царская Ильинская слободка.
В XVI веке здесь формируется Барашевская слобода. «Бараши», от слова «бара» — мягкая рухлядь. Барашами назывались царские слуги, возившие за государем в походах шатры и занимающиеся их установкой. К 1620 году документы отмечают наличие в слободе двух приходских церквей — Воскресенской и Введенской. Доподлинно известно, что в 1660-х годах при Введенской церкви действовала одна из первых московских школ. Её устроил на свои средства местный священник И. Фокин.
Первая каменная церковь Введения в Барашах была освящена в 1647 году, а в 1653 году был освящён придел Пророка Илии. Позднее, в 1668 году был освящён придел Лонгина Сотника, считавшегося покровителем московского царского рода.
Подготовка к строительству нового храма, дошедшего до наших дней, началась в 1688 году с заготовки 100 тысяч кирпичей. В новом Введенском храме первым был освящён северный придел Лонгина Сотника (1698), вслед за ним придел Пророка Ильи (1699). При строительстве нового храма были частично использованы стены и детали предыдущего храма, постройки 1668 года. Строительство было закончено к 1701 году, о чём свидетельствует надпись на антиминсе:
«Освящаем был лета 7155 года, от Рождества Христова 1647 года, месяца октября 11 дня при святейшем патриархе Иоасафе. Возобновляем был лета 7210, от Рождества Христова 1701 года ноября 23 дня Преосвященнейшим Парфением Митрополитом Азовским».
Введенский храм представляет собой прекрасный образец постройки в стиле московского барокко. Он является памятником архитектуры. При взгляде на храм сразу бросается в глаза большое количество украшений во внешней отделке. Здесь и пышные с колонками наличники окон и поставленные ярусами друг на друга группы колонок на углах четверика и венчающие стены кокошники. Поражает большое обилие мелких деталей — карнизов, тяг, архивольтов, а также кронштейнов, поддерживающих снизу наличники окон. Также интересным фактом является то, что согласно исследованиям реставраторов первоначально кровля храма имела комбинированное покрытие, состоящее из белого камня и цветной поливной черепицы. Предположительно это было связано с запретом Петра I на использование железа при устройстве кровель, на момент строительства. Эта кровля просуществовала до 1770 года, когда во время ремонта она была заменена на обычную, из листового железа.
В 1737 году здание храма пострадало от пожара. Очевидно, что во время восстановительных работ была построена сохранившаяся до настоящего времени ярусная колокольня. Своей формой и декором она аналогична колокольне храма Рождества Иоанна Предтечи на Варварке, построенной в 1741 году и некоторым другим постройкам этого периода.
Очередная реконструкция храма проводилась в 1815 году. Для увеличения освещённости в четвериках приделов были прорублены дополнительные полукруглые окна. По проекту П. М. Казакова (сын архитектора М. Ф. Казакова) были сделаны новые иконостасы. Реконструкция продолжилась в 1837 году, когда был значительно расширен придел Лонгина Сотника. В это же время внутри трапезной два тяжёлых четырёхугольных столба были искусно переделаны каждый в четыре круглые колонны с просветом между ними. Также была переложена северная часть западного свода трапезной и проведены некоторые другие работы.
9 февраля 1932 года вышло постановление президиума Мособлисполкома, в котором было указано, что храм Введения в Барашах необходимо закрыть, а затем снести, освободив таким образом место под строительство многоэтажного дома. Перед закрытием храма часть икон его иконостаса была передано в Третьяковскую галерею.
Несмотря на это постановление храм не был снесён. В его здании, после частичной перестройки, было размещено общежитие строительных рабочих, затем завод электроизделий. В 1948 году, во время пробития стены, для нужд завода, в специально устроенных нишах были найдены три скелета. По рассказам рабочих на месте захоронения они также нашли золотые кресты и золотые короны. В 1977 году завод начал переезжать на новое место и к 1979 году переехал полностью, оставив после себя полуразрушенное и сильно перестроенное здание храма.
Первые попытки реставрации храма были предприняты ещё в 1976 году. В результате возобновившихся реставрационных работ к 1983 году было частично завершено восстановление колокольни, на ней был водружён крест, также были установлены и главки приделов, но большая часть храма была по прежнему окружена строительными лесами. Реставрация храма была завершена только к 1990 году. До 1993 года помещения храма занимал цех реставрации металла Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината (ВПНРК).
В 1993 году храм Введения в Барашах был передан Русской Православной Церкви.
1 сентября 2015 года распоряжением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при храме было учреждено представительство Кишинёвско-Молдавской митрополии.
Описание [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 105062, Москва, Барашевский переулок, дом 8/2, строение 4
Храм находится в историческом центре Москвы.
Добраться можно от нескольких станций метро:
Храм в Барашах, фото
Храм Введения Пресвятой Богородицы во храм в Барашах — красивая церковь рядом с Покровкой, недалеко от Бульварного кольца.
Типичное очарование столичных переулков внутри Садового кольца. Совсем рядом — суета, машины, — а тут тихо и спокойно. Чудом сохранившиеся храмы. И этот храм Введения в Барашах тоже чудом сохранился: его собирались снести, но не снесли. И сейчас он украшает собой Барашевский и Подсосенный переулки.
А еще это главный храм для молдован в Москве, поскольку церковь в Барашах — представительство Кишинёвско-Молдавской митрополии.
Архитектура храма в Барашах — характерна для столичных церквей того времена: конца XVII — начала XVIII веков, когда он воздвигался.
Храм в Барашах: расписание богослужений
Литургия в Введенском храме в Барашах проходят каждое воскресенье и в отдельные дни на неделе.
Расписание богослужений можно посмотреть на сайте храма.
Начало Литургии в воскресенье — в 9.00
Храм в Барашах: как пройти пешком
Проще всего доехать до метро Чистый Пруды или Тургеневская. Выход к Чистопрудному бульвару. Проехать две остановки на любом трамвае — до пересечения Бульварного кольца с Покровкой. Затем пройти пару сотен метров по Покровке влево — в сторону садового кольца. Барашевский переулок будет сразу после голубого дома направо — храм в Барашах хорошо виден с Покровки.
Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах
Храм Введения Пресвятой Богородицы в Барашах. Место, где он сегодня стоит, известно еще с XV века. Сначала эти земли принадлежали монастырю, после чего они перешли во владение Ивану III.
На тот момент здесь уже стояла церквушка, известная под названием «Ильи под Сосною». Это, пожалуй, первое упоминание о Введенском храме.
История храма Введения Богородицы в Барашах
Каменный Введенский храм освятили в 1647 году. В неизменном виде он простоял более сорока лет, после чего было принято решение перестроить церковь.
Для этой цели подготовили 100 тысяч кирпичей. Некоторые детали старого храма использовали при строительстве нового. В 1701 году работы были закончены.
Новый храм Введения Пресвятой Богородицы в Барашах имел богатое убранство. В устройстве кровли использовали цветную черепицу и белый камень. Большое внимание уделялось мелким деталям, незаметным с первого раза, но создающим впечатление изысканности.
Храм Введения Богородицы являл собой прекрасный образец московского барокко.
1815 году вновь началась реконструкция культового здания: сооружаются новые иконостасы, расширяются приделы. Над проектом работает сын известного архитектора М.Казакова.
Храм при Советах и сегодня
Когда пробивали нишу в одной из стен для заводских нужд, обнаружили замурованные скелеты с золотыми украшениями. Люди из НКВД приехали быстро и также быстро ретировались, прихватив с собой все драгоценности.
К моменту начала реставрации в конце 70-х годов вид храма Введения Пресвятой Богородицы в Барашах оставлял желать лучшего (в нем с трудом можно было узнать некогда культовое сооружение): грязные закопченные стены, с которых обвалилась штукатурка, заводские лестницы и торчащие трубы.
К 1983 году некоторые реставрационные работы были выполнены: на храме появились главки и кресты, восстановили колокольню. Однако, большая часть работ была еще впереди. Лишь с 1993 года, когда храм Введения вернули РПЦ, началось преображение святыни и возвращение ее первоначального облика.
Храм Пресвятой Богородицы в Барашах расположен по адресу: Москва, Барашевский переулок, 8/2, стр. 4 (станция метро Курская или Чистопрудный бульвар).
Храм Введения Пресвятой Богородицы в Барашах (Москва)
Недалеко от пересечения ул. Покровки и Покровского бульвара стоит Храм Введения Пресвятой Богородицы в Барашах.
Место это известно еще с 15 века — сначала земли принадлежали Спасо-Андроникову монастырю, а затем их Иван III выменял у монастыря на земли за р. Яузой.
В 16 веке здесь формируется Барашевская слобода. А бараши — это царские слуги, возившие за ним в различных походах шатры, а также занимающиеся их установкой. Слово «бара» в те времена обозначало мягкую рухлядь, то есть пожитки, движимое имущество.
Введенский храм построен в стиле московского (нарышкинского) барокко. Выполнен в красно-белой гамме с большим количеством декоративных элементов. Очень красивы карнизы, наличники.
Храм, каким мы его видим в наши, дни строился с 1688 г. до 1701 г. В 1737 году храм пострадал от пожара, но его восстановили и достроили колокольню. А в 1815 году провели еще одну реконструкцию — прорубили дополнительные окна, перестроили иконостас. Говорят, проект иконостаса был сделан Павлом Казаковым, сыном известного архитектора Матвея Казакова.
После революции храм простоял невредимым до 1932 года, когда было выписано постановление о его сносе и строительстве на этом месте многоэтажки. Однако, по загадочным причинам, храм не снесли, а разместили здесь сначала общежитие, а потом завод электроизделий.
Также удалось спасти иконостас, часть которого была вывезена в Третьяковскую галерею.
А еще в 1948 году, во время пробития стены, для нужд завода, в специально устроенных нишах были найдены три скелета. По рассказам рабочих на месте захоронения они также нашли золотые кресты и золотые короны. Но НКВД очень быстро со всем этим разобралось, забрав «вещ.доки» и уехав в неизвестном направлении…
В 1993 году Храм передан Русской православной церкви. Восстановительные же работы начинались еще в 1976 году и продолжаются поныне…
Но лично мне очень нравятся старинные здания, которые еще не успели заново отштукатурить и покрасить, когда видна старинная кирпичная кладка, когда во всем облике и отдельных деталях чувствуется прошлое!
А еще мне очень понравились керамические вставки на столбиках в церковной ограде. Они вроде как современные, но сделаны здорово!
Басманный. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Существующее здание церкви построено между 1688 и 1701 годами в стиле нарышкинского барокко. В 1931 г. о закрытии храма ходатайствовал коллектив фабрики «Руссолент». Но его оттеснило всесильное ОГПУ: 9 февраля 1932 г. президиум Мособлисполкома постановил снести храм под строительство многоэтажного дома. Пока неясно, что спасло его от уничтожения. Возвращён Церкви в 1993 г. В храме имеется придел редкого посвящения: муч. Лонгина Сотника, иже при Кресте Господнем.
С. Романюк. Из истории московских переулков. М., 1988. С. 254; В. Козлов. Чудом спасённые//Моск. журнал. 1992. №1. С. 16.
Барашевская слобода дала название Барашевскому переулку, где стоит здание церкви Введения, «что в Барашах». Так назывались, вероятнее всего, шатерники, ведавшие царскими шатрами, то есть служившие, армейскими квартирмейстерами. В одной из грамот 1615 г., посланных в Пермь, в которой предписывалось отыскать и привести в Москву ушедших из разоренной после польско-литовской интервенции Москвы тяглецов Барашевской слободы, писалось о барашах: «. служат они нашу шатерную службу в наших походах». Возможно, что первоначально барашами называлась категория зависимых арендаторов земли, обязанных платить за аренду определенный оброк, а потом уже на них была возложена и обязанность шатерничих. В Барашевской слободе, как и во многих других московских слободах, были построены свои приходские церкви: Воскресенская на углу с Покровской (ул. Покровка, 26) и Введенская, о которой сохранились сведения, что в 1660-х гг. при ней работала начальная школа, устроенная местным священником И. Фокиным на свои средства.
О построении первого каменного храма свидетельствовали хранившиеся здесь три деревянные креста с надписями об освящении престола Введения в 1647 г., Ильи Пророка в 1653 и Лонгина в 1668 г. Нынешнее здание выстроено в конце XVII в. В 1688 г. на него выдано сто тысяч жженого кирпича. Придел Лонгина освящен в 1698 г., главный престол в 1701 г. В стене лонгиновского придела сохранялись два вдавленных полукружия, по-видимому, от здания 1668 г. Внутри два тяжелых четвероугольных столба трапезной в 1837 г. архитектором М.М. Казаковым искусно переделаны каждый в четыре круглые колонны с просветом между ними. Главный барочный иконостас сохранялся от 1701 г. Прежде он был выкрашен голубой краской, а в 1851 г. весь вызолочен.
Первая каменная церковь Введения в Барашах была освящена в 1647 году, а в 1653 году был освящён придел Пророка Илии. Позднее, в 1668 году был освящён придел Лонгина Сотника, считавшегося покровителем московского царского рода.
Подготовка к строительству нового храма, дошедшего до наших дней, началась в 1688 году с заготовки 100 тысяч кирпичей. В новом Введенском храме первым был освящён северный придел Лонгина Сотника (1698), вслед за ним придел Пророка Ильи (1699). При строительстве нового храма были частично использованы стены и детали предыдущего храма, постройки 1668 года. Строительство было закончено к 1701 году, о чём свидетельствует надпись на антиминсе: «Освящаем был лета 7155 года, от Рождества Христова 1647 года, месяца октября 11 дня при святейшем патриархе Иоасафе. Возобновляем был лета 7210, от Рождества Христова 1701 года ноября 23 дня Преосвященнейшим Парфением Митрополитом Азовским».
В 1737 году здание храма пострадало от пожара. Очевидно, что во время восстановительных работ была построена сохранившаяся до настоящего времени ярусная колокольня. Своей формой и декором она аналогична колокольне храма Рождества Иоанна Предтечи на Варварке, построенной в 1741 году и некоторым другим постройкам этого периода.
Очередная реконструкция храма проводилась в 1815 году. Для увеличения освещённости в четвериках приделов были прорублены дополнительные полукруглые окна. По проекту П.М. Казакова (сын архитектора М.Ф. Казакова) были сделаны новые иконостасы. Реконструкция продолжилась в 1837 году, когда был значительно расширен придел Лонгина Сотника. В это же время внутри трапезной два тяжёлых четырёхугольных столба были искусно переделаны каждый в четыре круглые колонны с просветом между ними. Также была переложена северная часть западного свода трапезной и проведены некоторые другие работы.
9 февраля 1932 года вышло постановление президиума Мособлисполкома, в котором было указано, что храм Введения в Барашах необходимо закрыть, а затем снести, освободив таким образом место под строительство многоэтажного дома. Перед закрытием храма часть икон его иконостаса была передано в Третьяковскую галерею. Несмотря на это постановление, храм не был снесён. В его здании, после частичной перестройки, было размещено общежитие строительных рабочих, затем завод электроизделий. В 1948 году, во время пробития стены, для нужд завода в специально устроенных нишах были найдены три скелета. По рассказам рабочих, на месте захоронения они также нашли золотые кресты и золотые короны. В 1977 году завод начал переезжать на новое место и к 1979 году переехал полностью, оставив после себя полуразрушенное и сильно перестроенное здание храма.
Первые попытки реставрации храма были предприняты в 1976 году. В результате возобновившихся реставрационных работ к 1983 году было частично завершено восстановление колокольни, на ней был водружён крест, установлены главки приделов, но большая часть храма была по прежнему окружена строительными лесами. Реставрация храма была завершена только к 1990 году. До 1993 года помещения храма занимал цех реставрации металла Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината (ВПНРК).
В 1993 году храм Введения в Барашах был передан Русской Православной Церкви.
В 1620 г. показана, как теплый деревянный храм. Придел Илии пророка известен с 1647 г., когда сюда 3 августа был выход государя. Того же года 11 октября освящена каменная Введенская церковь. Придел Лонгина Сотника известен с 1651 г., когда сюда 16 октября был выход государя. Св. Лонгин был в особом почитании у царского семейства с 1415 г. При церкви были государевы хоромы. В 1668 г. построен каменный Лонгиновский придел, на него шла руга из приказа Большого Дворца отдельно от Введенской церкви.
С 1688 г. при помощи от приказа Поместного строился нынешний трехпрестольный храм. Лонгиновский придел освящен 15 октября 1698 г., а главная церковь 23 ноября 1701 г. Храм был обновлен в 1869 г.
Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.
В XVII в. здесь находилась слобода, в которой жили царские шатерники – слуги, возившие во время военных походов за царем и его свитой шатры (бараши). Первая каменная Введенская церковь была построена в 1647–1653 гг. на повороте дороги, идущей от Покровки к Земляному валу, позднее названной Барашевским переулком. В 1688–1701 гг. на ее месте был построен большой одноглавый храм с престолом Введения во храм Пресвятой Богородицы, обширная двухстолпная трапезная с двумя приделами: северным во имя пророка Илии и южным во имя мученика Лонгина сотника.
Церковь является примечательным памятником московского («нарышкинского» барокко). Окна храма украшены наличниками с колонками и замысловатыми гребнями, стены завершаются наличниками, восьмигранный барабан единственной главы – граненой главкой. Существующую четырехъярусную колокольню построили в 1740-х годах, и она прекрасно завершила композицию храма. В 1815 г. храм обновлялся при участии архитектора М.М. Казакова, сына великого мастера классицизма. Ограда и ворота были построены в начале XIX в.
В 1823–1824 гг. снаружи в декоративных кокошниках были сделаны росписи. Иконостас главного храма в начала XIX века выкрасили голубой краской, а в 1851 г. весь вызолотили. В храме хранилась чтимая икона «Богоматерь – умягчение злых сердец», написанная в 1713 г. известным иконописцем Василием Улановым, переданная в филиал Исторического музея Новодевичий монастырь. Также в церкви находился образ Спаса Нерукотворного, который был подарен царю Ивану Грозному послом императора Священной Римской империи Рудольфа II Габсбурга.
Храм закрыли в 1932 г., иконы конца XVII века передали в Третьяковскую галерею. Церковное здание было обезглавлено и обезображено заводскими надстройками – лестницами, трубами разного размера и т. п. Храм был возвращен верующим в 1993 г. На праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в 2000 г. придел Илии пророка был освящен малым чином. Художник Сергей Леонидович Шихачевский расписал трапезную храма фресками по древнерусским канонам.
М. Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни»