барбара эрроусмит янг развитие мозга упражнениями

Барбара эрроусмит янг развитие мозга упражнениями

Давно собиралась написать, но уж больно длинный перевод. Но тем не менее – часть первая готова. Я честно изучила все отчеты, статьи, и мед-статистику которую нашла по этой программе, и, считаю, что данная методика представляет интерес.

Сразу скажу – этой программой практически невозможно заниматься самостоятельно, необходимо обучение в специальной школе в Канаде или в одной из школ США, в которых эта программа применяется. Но перевожу я это потому, что мне кажется это может помочь понять родителям, почему у ребенка есть проблемы в понимании или обучаемости в определенных областях. Он «это» делает не потому что «вредный и родителей не слушает», а потому что он не умеет, не может иначе. Эти проблемы относятся и ко многим взрослым.

Плюс, зная о изобретательности родителей многих особенных детей, я предполагаю что возможно они придумают или адаптируют упражнения, создадут новые методы, чтобы помочь своему ребенку, опираясь на полученную информацию.

Если вам знакомы такие фразы, как «Я просто не понимаю», «У меня дырявая память», «Повторите, пожалуйста, помедленнее», «Не стирайте с доски», «Я такая неуклюжая», «У меня глаза болят от чтения», «Я вечно теряюсь», «Я вообще не понимаю, какую кнопку на этой штуке нажимать», «Я не люблю цифры», «Я не очень хорошо помню, как что называется», «я никогда не любил чтение», «я не очень быстро соображаю», «я вас не узнал» — то читайте дальше.

В поисках полезной литературы мне попалась интересная книга Барбары Арроусмит-Янг «Женщина, изменившая свой мозг». Барбара описывает свою жизнь и работу по изучению проблем с обучением в различных областях у детей и взрослых.

Самой Барбаре был в начальной школе поставлен диагноз «тяжело-обучаема»: она писала и читала наоборот, путала буквы, с трудом разбиралась в речи, постоянно терялась и была неуклюжей. Со временем Барбара научилась правильно писать и читать, скрывать свои многочисленные проблемы, но тем не менее проблемы с обучением оставались и мешали ей добиваться своей цели.

С тяжелым трудом, преодолевая свои «неумения и непонимания» она поступила в колледж, получила степень Мастера в Школьной Психологии (Master’s degree in School Psychology from the University of Toronto) и работала учителем при университетской школе, где она изучала те же проблемы, что мучали ее саму. Со временем она пришла к пониманию и осознанию того, что определенные функции ее мозга не работают так, как у многих других, «хорошо-обучаемых» людей. Она создала упражнения помогающие ей преодолевать собственные трудности и, затем, несколько лет спустя, создала целую программу Arrowsmith School, которая работает с детьми и взрослыми, помогая им «научиться учиться».

В своей книге Барбара описывает то, как она ощущала свою жизнь до упражнений. Обладая высокими интеллектуальными способностями, она тем не менее «жила как в тумане». Она пишет: «Я не понимала мир вокруг себя. Я не видела связей в том, что происходило вокруг, в том, что мне говорили. Я с трудом ощущала себя в пространстве, карта города для меня была непостижимой тайной. Речь учителя была слишком быстрой и когда она доходила до конца предложения, я была не способна проследить за логикой ее изложения и уже не была способна понять, о чем она говорила. Мне нужно было прочесть одно и то же предложение десяток раз, чтобы в нем разобраться. Я путала буквы местами и не понимала почему это неправильно. Глядя на часы со стрелками я не могла назвать время, поскольку не понимала как положение стрелок на циферблате соотносится со временем суток». Она много пишет об опыте других людей, их проблемах, их ощущениях.

Барбара выделяет 19 «дисфункций обучения». Она пишет, что практически у каждого человека есть та или иная проблема. В легких случаях, человек способен хорошо функционировать в обществе, компенсируя слабости с помощью других процессов и механизмов. В тяжелых случаях, человек не способен жить самостоятельно, работать. Иногда он может причинить себе вред не понимая как он это делает и почему.

Ее программа предназначена для коррекции таких проблем. Обучение состоит из различных упражнений адресно работающих с каждой идентифицированной сложностью у ребенка. Задача работы не «обучить языку, математике, литературе», а помочь мозгу выработать необходимые умения для решения задач нужных для собственно изучения и работы с новой информацией, то есть не «выучить двадцать правил правописания намертво»,а «научить мозг правильно обрабатывать информацию при чтении и правильно выдавать ее при написании».

Это умение необходимо в процессе обучения и воспроизведения последовательных схем движения – написание алфавита или цифр. Включает в себя ввод визуальной информации – чтение, вывод через руку (письмо) и рот (речь). Если в этой функции есть проблемы, они выражаются в следующем:

2. Взаимоотношения символов.

Это умение понимать взаимоотношения между двумя или более идеями или концепциями. Слабость этой функции выражается в следующих проблемах:

3. Запоминание информации или инструкций.

Это способность запоминать куски информации, такие как инструкции. Дисфункция в этой области выражается в:

4. Предикативная (внутренняя) речь

Это умение ощущать как символы (слова и цифры) связываются последовательно в предложения и процедуры. Это происходит когда мы думаем, говорим, пишем. Проблемы в этом случае:

Источник

Как тренировать мозг правильно

барбара эрроусмит янг развитие мозга упражнениями

С помощью специальных упражнений мы можем улучшить когнитивные функции мозга: память, внимание, мышление и восприятие. Из этой статьи Вы узнаете о том, как тренировать мозг наиболее эффективно, и какие факторы влияют на результат.

Интеллект можно тренировать. Научной основой данного утверждения является революционное открытие американских нейробиологов, убедительно доказавших, что наш мозг обладает способностью к изменению самого себя. Он пластичен, поэтому с помощью специальных упражнений мы в силах улучшать свои когнитивные функции, а это, в свою очередь, положительно сказывается на качестве жизни в целом. Люди, регулярно занимающиеся тренировкой мозга, часто рассказывают, как однажды они вдруг обнаруживают прилив креативности, улучшение памяти или остроты интеллекта.

Однако не все достигают положительного результата. В этой статье мы остановимся на основных факторах, которые, по нашим наблюдениям, имеют решающее значение для достижения успеха.

Мотивация

Давно замечено, что мозг неохотно прислушивается к голосу рассудка. Чтобы стать лучше или научиться чему-то новому, нам обязательно нужен эмоциональный импульс. Только благодаря эмоциям и чувству неудовлетворённости мы можем заставить себя эффективно работать. Желание измениться – вот то, что может и должно двигать Вас вперёд.

В интернете Вы можете найти множество мотивирующих книг и статей, помогающих настроить себя на достижение определённых целей. Также хорошим способом мотивации являются аффирмации.

Немаловажную роль играет и интересность самого процесса тренировки. Людям быстро наскучивает выполнять однообразные упражнения день за днём. Преодолеть это можно только одним способом: превратив тренировку в игру. При разработке Битрейники мы уделяем игровому аспекту много внимания. Магия, турниры, титулы, рейтинги и тому подобное призваны повысить интерес к тренировке и стимулировать заниматься больше. Используйте их.

Сложность упражнений

Сложность заданий должна быть оптимальной. Если она будет слишком низкой, то Вы легко будете справляться, а мозгу не будет нужды перестраиваться. Если, напротив, упражнение окажется слишком сложным — Вы тоже ничего не добьётесь, кроме раздражения из-за собственного бессилия.

Интеллектуальные возможности зависят от времени суток, степени усталости, состояния здоровья и множества других факторов. А значит, сложность должна регулироваться очень гибко.

Результат будет максимальным только тогда, когда Вы занимаетесь на пределе своих возможностей. Практически невозможно добиться этого с помощью традиционных игр, кроссвордов и головоломок, но с этим успешно справляются компьютерные когнитивные тренажёры мозга. Они непрерывно оценивают состояние Ваших когнитивных функций, усложняя или упрощая задания по мере необходимости.

Интенсивность тренировки

Мы уже упоминали, что мозг обладает чрезвычайно важным свойством – нейропластичностью, которое помогает ему обучаться, приспосабливаться к изменившимся условиям, восстанавливаться после повреждений. Мозг непрерывно меняет свою структуру, чтобы максимально эффективно выполнять те задачи, которые стоят перед ним, и именно поэтому можно улучшать интеллектуальные способности путём тренировок.

Ирония заключается в том, что по этой же причине не получится достичь эффекта, делая большие перерывы между тренировками или занимаясь недостаточно. Когда Вы не занимаетесь, мозг «перестраивает» себя под другие, более актуальные, с его точки зрения, нужды, а полученные навыки постепенно теряются.

Несмотря на то, что в последнее время в сфере тренировки мозга популярен принцип малых регулярных нагрузок (например, мы рекомендуем нашим пользователям заниматься по 15 минут 5 раз в неделю), нужно иметь в виду, что это тот минимум, при котором среднестатистический человек может рассчитывать на результат. Однако иногда Вам может потребоваться гораздо больше усилий.

Американский психолог Норман Дойдж в своей книге «Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга» описывает случай Барбары Эрроусмит Янг. При помощи тренировки ей самостоятельно удалось преодолеть множество серьезных нарушений психики, превратившись из умственно отсталого ребёнка в практически здорового человека, получить образование и открыть собственную школу. Тут важно заметить, что Барбара занималась ежедневно и по многу часов, доводя себя практически до изнеможения.

Для того, чтобы составить представление о влиянии интенсивности занятий на результат, приведём статистику тренировки рабочей памяти тремя группами наших пользователей при помощи задачи n-назад.

Развивайтесь разносторонне

Во время тренировки нужно уделять внимание всему спектру способностей. Не следует ограничиваться отдельными, понравившимися упражнениями. В повседневной жизни мы никогда не используем одни когнитивные функции отдельно от других. Так, запоминание невозможно без сосредоточения внимания, а внимание – это составная часть процесса восприятия. Любая мыслительная деятельность – это комплексный процесс, затрагивающий множество когнитивных функций. Развивая только одну из них, Вы не получите ожидаемого эффекта.

Если Вы занимаетесь на Битрейнике, то не пропускайте упражнения, предлагаемые по программе обучения. Мы позаботились о том, чтобы они были сбалансированными. Конечно, Вы без ущерба можете заменить или исключить отдельные тренажёры.

Образ жизни

Мозг — это орган тела. Следовательно, его робота (и, в частности, эффект от тренировок) напрямую зависит от состояния здоровья и общего тонуса организма. Существует много заболеваний, симптомами которых является ухудшение работы мозга (атеросклероз, сахарный диабет, заболевания щитовидной железы и другие). Если Вы подозреваете у себя подобную проблему, то основное внимание следует уделить не тренировке мозга, а лечению заболевания.

В общем же случае, чтобы мозг работал хорошо, а у Вас имелось достаточно сил на воплощение жизненных планов, совершенно необходимо придерживаться хотя бы простейших принципов здорового образа жизни. Вот то, что оказывает на работу мозга наибольшее влияние:

Аэробные физические нагрузки

К ним относятся ходьба, бег, плавание, катание на велосипеде, гребля и тому подобные нагрузки. Отличие аэробных упражнений в том, что при их выполнении организм в качестве основного источника энергии использует вдыхаемый кислород.

Многочисленные исследования показывают, что регулярные аэробные нагрузки улучшают работу мозга сами по себе. В сочетании же с занятиями на когнитивных тренажёрах результат получится намного лучше.

Питание

Недостаток тех или иных веществ, потребляемых с пищей, может приводить не только к ухудшению мозговой деятельности и проблемам с обучаемостью, но и вызывать такие психические проявления как раздражительность, слезливость и даже агрессия. Мы – это то, что мы едим. О влиянии различных продуктов на работу мозга читайте в нашей статье.

Сон не менее важен для организма, чем вода или пища. Ваш мозг будет хорошо работать только в том случае, если Вы высыпаетесь. Подробнее о влиянии сна на работу мозга и несколько советов на эту тему Вы можете прочитать в нашей специальной статье.

Источник

Секреты мозга от практикующего нейрохирурга

Как улучшить работу главного органа: конспект книги «Нейрофитнес».

барбара эрроусмит янг развитие мозга упражнениями

барбара эрроусмит янг развитие мозга упражнениями

За последние 20 лет ученые совершили прорыв в исследовании работы мозга. Так что, вполне вероятно, ваши школьные знания всерьез устарели. Например, польза медитации научно доказана, «прокачать» мозг — вполне реально, а жить можно даже с одним полушарием. Об этом и многом другом — в книге «Нейрофитнес».

Ее автор, Рахул Джандиал — нейрохирург, доцент калифорнийского клинического исследовательского центра City of Hope. В каждой главе он опровергает мифы о мозге, рассказывает об открытиях в области нейронауки и предлагает упражнения, которые помогут сохранить когнитивные способности на долгие годы.

Делимся инсайтами из книги.

Мы стали умнее

В 1984 году ученый Джеймс Флинн обнаружил, что средний IQ постепенно растет — примерно на три пункта за каждое десятилетие. Он изучал результаты IQ-тестов с начала XX века, и выяснилось, что средний показатель 1920-х сегодня считался бы умственной отсталостью, а современные заурядные значения в начале ХХ столетия были бы близки к уровню гениальности.

Флинн уверен, что люди действительно поумнели благодаря тому, что стали с детства хорошо питаться и меньше страдать от болезней. Кроме того, вырос уровень школьного образования, а доступ к информации упростился.

Эффект Флинна демонстрирует, что человечество в целом умнеет, а сила интеллекта зависит не только от ДНК.

Диета для мозга

Один из многих факторов, влияющих на когнитивные способности, — рацион. Автор книги предлагает придерживаться MIND-диеты. Это сочетание средиземноморского типа питания и диеты против гипертонии.

Рекомендуется есть больше овощей, особенно темно-зеленых, сухофрукты, ягоды и орехи, фасоль, чечевицу, цельнозерновые продукты, отварную или тушеную курицу, индейку и рыбу. Ограничить стоит жареное, копчености, сыры, красное мясо и сладости.

Как работает память

Не так давно считалось, что в мозге нет отдельных клеток для хранения определенных воспоминаний. Но в 2005 году ученые смогли установить, что конкретные нейроны отвечают за узнавание соответствующих объектов. Так, на фото Дженнифер Энистон откликался один определенный нейрон, а на снимок Хэлли Берри — совсем другой.

С тех пор ученые выработали методы, которые позволяют внедрять в мозг мышей фальшивые воспоминания — как в фильме Кристофера Нолана «Начало».

Когда нам необходимо что-то вспомнить, мозг ищет нужную ячейку не хаотично, а в конкретной области. Этот способ получил название «поиск в ограниченной зоне». Например, если нас попросят перечислить как можно больше животных, то, скорее всего, мы начнем с домашних и, лишь исчерпав эту категорию, перейдем к диким.

Исследование выявило, что люди с высоким IQ могут вспомнить больше животных, чем те, у кого интеллект слабее, — но только из-за того, что способны найти большее число категорий для ментального поиска.

Вы можете провести похожий эксперимент для себя. Поставьте таймер на две минуты и запишите максимум названий существ, живущих в воде. Готово? А теперь проделайте то же самое, но опирайтесь на категории: пресноводные рыбы, морские рыбы, морские млекопитающие, хищные рыбы, морские обитатели с раковиной. Скорее всего, во втором случае вы сможете назвать намного больше животных. Для мозга искать в ограниченной зоне гораздо эффективнее, чем в размытых категориях.

Применяйте этот метод, когда вам нужно запомнить любой длинный список.

Иностранный язык как защита от деменции

Изучение иностранного языка с детства создает мощный когнитивный резерв, который позволит мозгу эффективно работать на протяжении всей жизни.

«Постоянно задействованные нейроны обычно здоровы и благополучны, в отличие от бездельных, которые чахнут и увядают, когда у них нет необходимости выполнять задачи», — предупреждает автор книги.

Вот как иностранные языки влияют на мозг:

Раскрытие креативности

Существует известный миф о креативности: творческий потенциал человека зависит от того, какое полушарие у него ведущее. Но в действительности это утверждение ничем не подкреплено.

Программисты и художники в равной степени задействуют оба полушария. Чтобы «возникло творчество», пишет автор книги, необходимо, чтобы все отделы мозга работали слаженно. Именно в согласованности между этими участками и кроется тайна креативности.

Чтобы мозг мог выстроить связи, в него нужно «сложить» необходимую информацию. Рахул Джандиал делится своим методом.

Так в его мозг прочно впечатывается картинка операционного поля, где хирургу предстоит действовать.

Дополнительно два вечера в неделю перед сном Джандиал читает научные статьи по своей тематике. Постепенно мозг обнаруживает дополнительные связи между уже известными данными и находит что-то новое.

Моменты творческого озарения часто приходятся на время между сном и бодрствованием — когда мы практически уснули или почти пробудились. Это особое состояние мозга, в котором можно «открыть двери в запрятанный в подсознании творческий потенциал».

барбара эрроусмит янг развитие мозга упражнениями

Дмитрий Бузовский,
Эксперт в публичных выступлениях c 14-летним опытом

барбара эрроусмит янг развитие мозга упражнениями

Александр Кучерук,
Ex-product-маркетолог Microsoft

Но есть и другие способы разбудить креативную энергию.

Упражнение #1. Позвольте разуму блуждать

Блуждающий разум стимулирует творческое воображение. Чем дальше забредают наши мысли, тем яснее видны на МРТ-исследованиях связи между отдаленными участками мозга.

Проводите время без внешних стимулов в виде гаджетов или бесед — пусть ваши мысли свободно перескакивают с одной на другую, позвольте себе поскучать или пофантазировать.

Упражнение #2. Выйдите на природу

Контакт с природой стимулирует креативность. Это доказал эксперимент психолога Дэвида Страйера. Двум группам участников он предложил пройти тест на креативность. Одна выполнила его до 4-6-дневного туристического похода, другая — после. Результаты второй группы оказались на 50% лучше.

Для подстегивания креативности не обязательно отправляться в недельное путешествие, достаточно небольшой прогулки. Например, Эйнштейн ежедневно ходил пешком на работу в университет и обратно — 2,5 км в одну сторону.

Сон по науке

Следующее распространенное заблуждение — сон нужен человеку, чтобы мозг отдохнул. На самом деле мозг не отдыхает никогда, а пока мы спим, в нем происходят важные процессы. Нам до сих пор неизвестны все функции сна, но среди них точно есть:

Важно спать достаточное количество времени. Вот рекомендации Национального фонда сна США:

барбара эрроусмит янг развитие мозга упражнениями

Но что делать, если уснуть не получается? Рахул Джандиал пишет, что самые сложные его пациенты — те, кто страдает тотальной бессонницей. Такие люди бодрствуют неделями, и это может привести к смертельному исходу. Но если расстройство не настолько серьезно, способны помочь рекомендации AASM — Американской академии медицины сна.

Развиваем нейропластичность

«Единственное, что мы, нейрохирурги, знаем точно: всякий мозг способен вернуться в нормальное состояние даже после самого тяжелого заболевания или травмы», — пишет Рахул Джандиал.

Весь бизнес-контент в удобном формате. Интервью, кейсы, лайфхаки корп. мира — в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь!

Нейропластичность — это способность мозга адаптироваться. В том числе — к экстремальным условиям. Об этом говорит опыт операций, в ходе которых людям по медицинским показаниям удаляли одно из полушарий — и в течение пары лет многие из пациентов полностью восстанавливаются, особенно если переносят процедуру в раннем возрасте. Одно полушарие развивает все необходимые связи и берет на себя функции двух.

Это свидетельствует о том, что мозг действительно можно тренировать. Вот несколько простых способов развивать нейропластичность:

Источник

барбара эрроусмит янг развитие мозга упражнениямиgreenadine

На лезвии бритвы

Барбара считалась отсталой в детстве, с трудом координировала движения, не ориентировалась в пространстве, всё время терялась, натыкалась на предметы, не умела читать время по часам, не понимала связи между символами, ей было трудно понимать смысл услышанного или прочитанного и тем более проанализировать. В то же время у неё была прекрасная зрительная память, которую она использовала для компенсации в школе. Ценой огромных усилий она закончила школу и поступила в университет, продолжая искать решение своих проблем.

И тогда она начала работать над собой, разработав для начала серию упражнений с часами: карточки, где были нарисованы часы со стрелками, показывающими разное время, а на обратной стороне время было написано словами для проверки. Она тренировалась часами, добавила стрелки для секунд, затем дней, месяцев и т.д. и через несколько недель почувствовала прогресс, причём не только с чтением по часам, но и со всеми остальными навыками, которые были так трудны для неё.

Она продолжала разработку упражнений для каждого из нарушений, которые она выделила, и основала школу, где другим детям предлагается её программа.

Её главная идея: не компенсация, а тренировка слабых мест посредством подолжительных и систематических упражнений.

Это когнитивная программа, а не академическая, то есть, она не учит читать или писать, а тренирует общие навыки, которые нужны при любом обучении (исполнительные функции, cоциальное восприятие, обработка языка, зрительная память, слуховая памать и обработка звуков, рассуждение).

Научных исследований её программы, к сожалению, пока мало, но на сайте есть ссылки, сейчас ведутся исследования, направленные на оценку эффективности программы.

Программа Arrowsmith пока применяется только в Канаде и США, в Австралии планируют начать применять скоро.
Можно, вроде, подписаться на вебинар на их сайте.

Источник

Норман Дойдж. Женщина, считавшаяся умственно отсталой, находит способ самоизлечения

В какой степени тренировка мозга способна изменить человека? Узнайте об этом, прочитав фрагмент из книги Нормана Дойджа «Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга»

Женщина, считавшаяся умственно отсталой, находит способ самоизлечения

Ученые, совершающие важные открытия в области изучения мозга, как правило, личности, которые обладают выдающимися умственными способностями и работают с теми, чей мозг поврежден. Практически никогда подобные открытия не принадлежат людям, которые сами страдают мозговыми нарушениями, однако существует несколько исключений. Одно из них — Барбара Эрроусмит Янг.

«Асимметричность» — это наиболее подходящее слово для описания проблем Барбары в школьные годы. Барбара родилась в 1951 году в Торонто и выросла в Петерборо, Онтарио. В детском возрасте она проявляла яркие способности в некоторых областях. Так, по результатам проверки, эффективность ее слуховой и зрительной памяти составляла девяносто девять процентов. Лобные доли мозга Барбары были прекрасно развиты, она обладала такими качествами, как целеустремленность и упорство. Однако ее мозг был «асимметричным», а это означало, что эти исключительные способности сосуществовали с отклонениями в развитии.

Асимметричность мозга наложила свой отпечаток на все тело Барбары. Ее мать шутила: «Должно быть, акушерка вытаскивала тебя за правую ногу». Правая нога у Барбары была длиннее левой, из-за чего произошло смещение таза. Она не могла выпрямить правую руку, правая сторона ее тела была больше левой, а левый глаз видел хуже, чем правый. Из-за асимметрии позвоночника у нее был сколиоз.

Барбара сталкивалась с множеством серьезных трудностей в обучении. Область ее мозга, связанная с речью (область Брока), работала неправильно, поэтому у нее были проблемы с произнесением слов. К тому же у Барбары отсутствовала способность к пространственному анализу.

Однажды, когда Барбаре было три года, она решила сыграть в матадора и быка. Она была быком, а роль плаща матадора выполнял автомобиль, стоящий на подъездной дорожке к дому. Она бросилась в атаку, думая, что сможет свернуть в сторону и избежать столкновения, но неправильно оценила расстояние и врезалась в машину, получив рваную рану головы. Ее мать заявила тогда, что удивится, если Барбара проживет еще один год.

Предварительный план в нашей голове

Когда мы хотим изменить положение своего тела в пространстве, то используем пространственное мышление для того, чтобы перед выполнением движения неосознанно представить у себя в голове его воображаемую траекторию. Такое бессознательное планирование движений происходит постоянно, в любых даже самых простых случаях: когда маленький ребенок ползает по полу, дантист сверлит зуб, хоккеист рассчитывает свои действия.

Пространственное мышление также необходимо для составления ментальной карты местоположения окружающих нас вещей. Мы используем этот тип мышления для того, чтобы разложить предметы на рабочем столе или вспомнить, где оставили ключи.

Барбара постоянно все теряла. Из-за проблем с ментальной картой предметы окружающего мира, не попадавшие в ее поле зрения, как бы не учитывались мозгом Барбары. Это превращало ее в «барахольщицу», которой приходилось складывать перед собой в кучу все то, с чем она играла или работала, и держать открытыми шкафы для одежды и кухонные шкафы. Выходя за пределы своего дома, она всегда терялась.

На Битрейнике Вы можете развивать пространственное мышление с помощью онлайн-тренажеров «Спектр» и «Путь ниндзя

Кроме того, у Барбары была «кинестетическая» проблема. Кинестетическое восприятие позволяет нам определять положение нашего тела или конечностей в пространстве, давая возможность контролировать и координировать движения. Оно также помогает нам узнавать предметы на ощупь. Но Барбара никогда не могла сказать, насколько далеко передвинулись в левую сторону ее руки или ноги. В душе она была живой и непоседливой девочкой, а в жизни — неуклюжим увальнем. Она не способна была удержать в левой руке чашку сока, не пролив его. Она часто спотыкалась или оступалась. Лестницы неизменно таили для нее опасность. У нее также было ослаблено чувство осязания в левой стороне тела, поэтому она была подвержена ушибам. Когда со временем она научилась управлять автомобилем, то его левый борт постоянно был покрыт вмятинами.

У Барбары, кроме всего прочего, были проблемы и со зрением. Ее поле зрения было настолько узким, что, когда она смотрела на страницу с текстом, то могла одновременно видеть только несколько букв.

Развить периферическое зрение можно с помощью тренажеров: «Аргус» и «Светлячки»

Символ, логика и причинно-следственные связи

Однако она сталкивалась и с другими, не менее важными проблемами. Из-за того, что та часть мозга Барбары, которая позволяет уловить взаимоотношения между символами, функционировала неправильно, ей было сложно понимать грамматику, математические понятия, логику и причинно-следственные связи. Она не могла отличить такие словосочетания, как «брат отца» и «отец брата». Интерпретация двойного отрицания была для нее невыполнимой задачей. Она не умела определять время по часам, потому что не могла уловить смысловую связь между стрелками. Она в буквальном смысле не способна была отличить левую руку от правой, и не только из-за отсутствия у нее ментальной пространственной карты, но потому что не понимала отношение между понятиями «право» и «лево». Только благодаря невероятным умственным усилиям и постоянному повторению она научилась связывать символы друг с другом.

Не понимая причинно-следственные связи, Барбара совершала странные с точки зрения социальных норм поступки, потому что не была способна связать свое поведение с его последствиями. Посещая подготовительный класс начальной школы, она не могла понять, почему не может, когда захочет, покинуть свой класс и навестить братьев, которые учились в той же школе. Она могла запомнить математические процедуры, но не понимала математические понятия. Она могла запомнить, что пятью пять будет двадцать пять, но не могла понять, почему. Из-за этого учителя давали ей дополнительные упражнения, и хотя отец часами занимался с ней, все было бесполезно. Мать писала для нее карточки с простыми математическими задачами. Но Барбара не в силах была их понять…

«Я живу в тумане, а мир вокруг меня не тверже сахарной ваты»

Барбара ничего не понимала в реальном времени; понимание приходило к ней с запозданием после того, как что-то уже произошло. Она проводила долгие часы, анализируя прошлое, чтобы собрать воедино его непонятные фрагменты и сделать их доступными пониманию. Ей приходилось по двадцать раз проигрывать в голове простые разговоры, диалоги из фильмов и тексты песен, потому что к тому времени, когда она добиралась до конца предложения, то уже не могла вспомнить, что было в его начале.

Все это отражалось на ее эмоциональном развитии. Из-за проблем с логическим мышлением во время разговоров с людьми, склонными к многословию, она не могла заметить противоречия в их словах, поэтому никогда не знала, кому из собеседников можно доверять. Ей было сложно заводить друзей, и в определенный период времени у нее никогда не было больше одного друга.

Однако наибольшие мучения ей доставляли постоянные сомнения и неуверенность, которые она испытывала в отношении всего. Она чувствовала, что во всем без исключения есть смысл, но не могла это проверить. Девизом для нее стала фраза — «Я это не понимаю». Она говорила самой себе: «Я живу в тумане, а мир вокруг меня не тверже сахарной ваты». Как многие дети, переживающие серьезные затруднения при обучении, она начала считать себя сумасшедшей.

В надежде разобраться с тем, что с ней происходит, Барбара занялась изучением проблемы детского развития. Она поступила в Университет Гвелфа, но во время обучения снова проявились ее серьезные ментальные несоответствия. К счастью, преподаватели заметили, что она обладает удивительной способностью выявлять невербальные сигналы во время наблюдений за детьми, и попросили ее возглавить проведение лабораторных практикумов. Ей казалось, что произошла какая-то ошибка. Затем ее приняли в аспирантуру в Институте исследований в области образования провинции Онтарио (OISE). Большинству студентов требовалось прочитать научную статью один или два раза, но Барбаре, как правило, приходилось читать ее двадцать раз, а также изучать множество ее источников, чтобы хотя бы уловить ее смысл. Из-за этого она спала не больше четырех часов в день.

Поскольку Барбара проявляла блестящие способности во многих областях и прекрасно разбиралась в вопросах детского развития, ее преподавателям в аспирантуре было сложно поверить в ее проблемы с обучением. Первым, кто это понял, стал Джошуа Кохен, еще один одаренный студент OISE, имевший, как и Барбара, затруднения при обучении. Он руководил небольшой клиникой для детей с пониженной обучаемостью, в которой применялось стандартное лечение на основе «компенсаций», ориентированное на общепринятую теорию того времени: если клетки мозга умирают или перестают развиваться, их восстановление невозможно. В этом случае проблема решается с помощью компенсаций. Люди, имеющие трудности с чтением, слушают аудиокассеты. Тем, кто «тормозит» соображая, дают больше времени на выполнение тестов. Тем, кто не может понять ход рассуждений, предлагают маркировать цветом главные пункты. Джошуа разработал для Барбары специальную программу компенсации, но она посчитала, что ее выполнение требует слишком много времени. Более того, в своей диссертации, основанной на данных исследования детей с пониженной обучаемостью, проходивших лечение на основе компенсаций в клинике OISE, она доказала, что у большинства этих детей не наблюдалось реальных улучшений. К тому же у нее самой было такое количество нарушений, что сложно было бы найти здоровые функции, способные их компенсировать. Учитывая, каких успехов она смогла добиться в развитии собственной памяти, она сказала Джошуа, что, по ее мнению, должен быть иной способ улучшения ее состояния.

Однажды Джошуа предложил Барбаре познакомиться с некоторыми книгами советского психолога Александра Лурии, которые сам Джошуа читал. Она энергично взялась за их изучение, перечитывая сложные места бесчисленное количество раз. Больше всего ее заинтересовал один из разделов в книге Лурии «Основные проблемы нейролингвистики», рассказывающий о людях, перенесших инсульт или получивших ранения, у которых были проблемы с грамматикой, логикой и ориентацией во времени по часам.

Прочитав эту книгу Лурии, Барбара впервые поняла, что ее главное мозговое нарушение имеет конкретную причину. Однако из книг Лурии она не узнала о том, как это можно вылечить. Когда она поняла, насколько сильно нарушена работа ее мозга, она почувствовала себя еще более измученной и подавленной и начала думать, что так дальше продолжаться не может. Стоя на платформе метро, она высматривала место, с которого удобнее всего прыгнуть под поезд.

Ей было двадцать восемь лет, и она все еще училась в аспирантуре. И именно в это время она обнаружила у себя на письменном столе статью профессора Марка Розенцвейга из Калифорнийского университета в Беркли. Он со своими коллегами изучал крыс, помещаемых в стимулирующую среду (сложную, богатую по структуре и числу раздражителей), и крыс, выросших в нестимулирующей обстановке. После проведения посмертных вскрытий черепа крыс он обнаружил, что у крыс, выращенных в стимулирующих условиях, мозг имел большее количество медиаторов, весил больше и лучше снабжался кровью, чем у тех крыс, которые были выращены в пустых и тесных одиночных клетках. Он был одним из тех ученых, которые первыми обосновали существование нейропластичности, доказав, что стимулирующие условия способствуют изменению структуры мозга.

Для Барбары это было словно вспышка молнии. Розенцвейг показал, что мозг может быть изменен. Для нее это означало, что помимо компенсации могут существовать и другие способы решения ее проблемы. Чтобы найти их, ей предстояло соединить результаты исследований Розенцвейга и Лурии.

Она добровольно изолировала себя от окружающего мира и начала выполнять разработанные ею самой упражнения. Хотя у нее не было никакой уверенности в том, что это к чему-то приведет, она трудилась неделя за неделей, позволяя себе лишь короткие перерывы на сон и доводя себя почти до изнеможения. Она тренировала свою самую ослабленную функцию — установление связи между рядом символов. Одно из упражнений предполагало определение времени по сотням карточек, на которых были нарисованы часы, показывающие разное время. На обратной стороне этих карточек Джошуа Кохен по ее просьбе написал правильное время. Она перемешивала карточки, чтобы не иметь возможности вспомнить ответы. Она брала карточку, пыталась назвать показанное на ней время, проверяла ответ, затем как можно быстрее переходила к следующей карточке. Когда она не могла разобрать, что показывают часы, нарисованные на карточке, она подолгу занималась с настоящими часами, медленно поворачивая стрелки и пытаясь понять, почему в 2:45 часовая стрелка проходит три четверти своего пути до трех.

Когда в конце концов она начала находить ответы на эти вопросы, она добавила стрелки, отсчитывающие секунды и шестидесятые доли секунды. После долгих недель изнурительной работы она не только научилась определять время по часам быстрее, чем обычные люди, но заметила улучшения в плане других своих проблем по связыванию символов и впервые начала понимать грамматику, математику и логику. А самое главное, она теперь могла понимать, что говорят люди непосредственно в момент речи. Она, наконец, стала жить в реальном времени.

Вдохновленная первыми успехами, Барбара разработала упражнения для других своих нарушений: сложностей с пространственным мышлением, проблем с пониманием положения конечностей и для зрительных нарушений. Барбара развила эти функции мозга до среднего уровня.

Школа Эрроусмит. Снова о проблемах со словами и текстами

Барбара и Джошуа Кохен поженились и в 1980 году открыли Школу Эрроусмит в Торонто. Они проводили совместные исследования, а Барбара продолжала разрабатывать ментальные упражнения и занималась ежедневным руководством школой. Со временем они разошлись, а в 2000 году Джошуа умер.

Тогда очень немногие принимали идею нейропластичности и верили в то, что мозг можно тренировать, как мышцы, давая ему нагрузки, поэтому работа Барбары редко находила понимание. Некоторые критики считали, будто ее заявления о том, что нарушения способности к обучению можно лечить, не имеют достаточных оснований. Однако это ее мало беспокоило, и она продолжала разрабатывать упражнения для тренировки тех участков мозга и его функций, которые чаще всего ослаблены у людей, страдающих пониженной обучаемостью.

В Школе Эрроусмит дети, не умевшие, как и Барбара, определить время по часам, работают за компьютером, упражняются в чтении невероятно сложных часов с десятью стрелками (не только для минут, часов и секунд, но и для других временных отрезков, таких как дни, месяцы, годы) в секундах. Они тихо сидят и сосредоточенно выполняют свои задания, пока не набирают достаточное количество правильных ответов для того, чтобы перейти на следующий уровень. Тогда они громко кричат: «Да!», а на экране их компьютера вспыхивает поздравление. К моменту завершения программы они могут определять время по гораздо более сложным часам, чем те, которыми пользуются «нормальные» люди.

За другими компьютерными столами дети изучают буквы языка урду и персидского языка для укрепления визуальной памяти. Эти буквы имеют необычную форму, и выполнение специально разработанного ментального упражнения требует от учеников умения быстро распознавать эти чужие для них формы.

«Хэппи-энд» истории Барбары

Сегодня Барбара Эрроусмит Янг — сообразительная и веселая женщина, у которой вы не заметите никаких явных умственных проблем. Она легко переходит от одного вида деятельности к другому, переключается с одного ребенка на другого и в совершенстве владеет множеством навыков.

Эта женщина доказала, что дети, имеющие трудности в обучении, могут решить свою главную проблему. Программы Барбары так же, как и все программы тренировки мозга, лучше и быстрее всего помогают людям, имеющим проблемы только в некоторых областях. Однако она разработала упражнения для такого количества дисфункций мозга, что нередко способна помочь детям с многочисленными трудностями в обучении. Ведь именно такой была она сама до того, как усовершенствовала свой мозг.

Тренируйте Ваш мозг на Битрейнике, чтобы всегда держать его в тонусе и достигать лучших результатов. Приступайте прямо сейчас!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *