барколабовская икона божьей матери где находится и когда почитается
Икона Богородицы Борколабовская (Барколабовская)
Празднование
История
Борколабовская (Барколабовская) икона Божией Матери – чудотворный образ, получивший свое название по месту своего нахождения в главной церкви Борколабовского женского монастыря в честь Вознесения Господня в селе Борколабове Быховского района Могилевской области (Республика Беларусь). Основание его относится к 1648 году.
В монастырском архиве хранится следующая запись об истории этой иконы. «Тайну цареву подобает хранити, – говорится в летописи, – а дела Божии открывати. Попущением Божиим бывшей брани в Польше и Литве, в лето от сотворения мира 7167, а от Рождества Христова 1659 г., грядуще обратно из Польши князь воев (воинов) русских, прозванием Пожарский, имеяй с собою потай (тайно) сию икону Пресвятыя Богородицы, егда прииде на место сие, идеже ныне у врат великих, тогда ста (стала) икона неподвижна. Трудясь же князь и хотя конскою силою и младыми отроки своими двигнути, ничто же успе, и бысть икона неподвижна. Сие видя, князь пойде ко игумении тогда бывшей Фотинии Кирнаровне и рече: «Возьмите икону Пресвятыя Богородицы: видно бо хощет Мати Божия зде пребывати»». Это было 11 июля 1659 года. С тех пор чудотворная икона пребывает в Борколабовском монастыре. Во многих церквях с нее имеются старинные списки. В надписях, которые можно увидеть на этих копиях, упоминается, что Борколабовская икона прославлена многими чудесами, совершавшимися в обители. Этот образ Пресвятой Богородицы является одним из самых почитаемых в восточных областях Белоруссии образов Божией Матери.
Борколабовская Одигитрия написана темперой на хвойной основе с вызолоченным резным фоном и является одним из шедевров белорусской школы иконописи, сохранив между тем выразительные черты его древне-византийского прообраза. Исследователи относят время создания образа к границе XVI–XVII вв., либо к первой половине XVII века.
Празднование в честь этой иконы 11 июля установлено в память принесения ее в монастырь князем Пожарским.
Барколабовская икона божьей матери где находится и когда почитается
Некогда Баркулабовская лавра была знаменита на всю Европу. Сегодня в местечке Барколабово в 8 километрах севернее Быхова находится действующий женский в честь Вознесения Господня, основанный еще в 1623 году Богданом Стеткевичем.
В соборном храме монастыря хранилась чудотворная икона Божией Матери, подаренная монастырю в 1659 году князем Пожарским, возвращавшимся с войсками в Россию из Литвы. Существует легенда, что икона была спрятана в военном обозе. Когда отряд князя проходил мимо монастыря, «образ стал недвижим» и никакие усилия не смогли сдвинуть его с места. Пожарский понял, что образ желает остаться в монастыре, и передал его игуменье Фотинии Киркоровне. Икона была первоначально помещена в центре Вознесенской церкви, в следующую ночь икона чудесным образом переместилась к стене храма.
На поклонение образу в Борколабовский монастырь стекались паломники не только православного. вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и войны 1812 года.
Чудотворная икона пережила все войны 17-20 столетий, и все гонения на религию, включая советские времена. В 1882 года Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара. После 1920 года Барколабовский монастырь закрыли. Во время Великой Отечественной войны икону сохранили бывшие инокини (по другим устным сведениям, образ находился в часовне на железнодорожной ст. Быхов). В 1953 году перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в Свято-Троицкий храм в Быхове и помещен в специальный пристенный киот.
Это образ является одним из самых почитаемых образов Божией Матери в Восточной Беларуси. Барколабовская Одигитрия, написанная темперой на хвойной основе с вызолоченным резным фоном, является одним величайших шедевров белорусской школы иконописи, и вместе с тем сохраняет выразительные черты его древне-византийского прообраза. Исследователи высказывают мнение, что образ создан на границе 16-17 столетий, или в 1-й половине 17 столетия в центрально-белорусском регионе (возможно в Слуцке). Иконография близка Иверской и Ильинской (Черниговской) иконам Божией Матери.
Божия Матерь изображена почти поколенно, облачена в темно-пурпурный мафорий, украшенный 3 золотыми ажурными звездами и золотой кружевной каймой с кистями, темно-зеленое платье имеет широкую жемчужную обнизь на горловине и поручах, золотой нимб гравирован лучистым сиянием. Лик Богородицы исполнен царственной красоты, благородства и скорби. Склонив голову к Младенцу, восседающему на Ее левой руке, высоко поднятой вверх правой рукой Она указывает на благословляющую десницу Сына. Младенец Христос, в белом хитоне-рубашке с отложным воротом, препоясанном красным кушаком, и охристо-красном гиматии с обильным золотым ассистом, слегка повернут к Богоматери, благословляет правой рукой, в левой руке держит свиток.
К сожалению не сохранился серебряный позолоченный оклад иконы, который был украшен драгоценными камнями и жемчугом; в серебряной звезде подле ножек Богомладенца находились частицы мощей св. Евфросинии Полоцкой и св. Лонгина. Сохранились сведения о реставрации и частичной переделке оклада в 1868 г.
День празднования образа приходится на 11 июля старого стиля (24 июля н.с.), день его явления в Барколабовском монастыре.
В настоящее время чудотворная икона находится в Свято-Вознесенском женском монастыре возле аг. Барколабово Быховского района.
Барколабовская Божия Матерь: От каких болезней души и тела избавляет
самый почитаемый и чудесный образ Восточной Беларуси
Барколабовская Божия Матерь
Сегодня православная церковь празднует честь наиболее почитаемой белорусской иконы — Божией Матери Барколабовской. И неслучайно торжество приходится на еще один памятный день, ведь 24 июля память равноапостольной Ольги, зачинательницы христианства на Руси.
Свое название Барколабовская икона Божией Матери носит по месту своего нахождения в честь Вознесения Господня женском монастыре в селе Борколабове Быховского района Могилёвской области. В его главной церкви и находится чудотворная икона Богоматери.
Интересна история монастыря. Как свидетельствуют хроники, название деревни Барколабово (или Боркулабово) происходит от имени ротмистра польского короля Августа Баркулаба Ивановича Корсака. Именно он в 1564 году основывает замок, а через четыре года строит две церкви.
После брака дочери Корсака Евы с князем Соломерецким деревня Барколабово становится культурным центром всего приднепровского края, ведь здесь приобретена известная во всей Речи Посполитой библиотека. У князя Соломерецкого в то время жили и работали домашними учителями Лаврентий Зизаний и Мелетий Смотрицкий – известные ученые и общественные политические деятели. «Азбукой» и «Грамматикой» Лаврентия Зизания пользовались в школах Беларуси, Украины и Литвы. А самым авторитетным учебником по славянскому языку более двух столетий была «Грамматика» Мелетия Смотрицкого.
К слову сказать, селение знаменито еще и тем, что местный священник Фёдор Филипович является автором Баркулабовской летописи, которая охватывает события с 1563 до 1608 года. Главное место в ней занимают рассказы о деятельности казачества под руководством Северина Наливайко, отряды которого действовали на Украине и в Беларуси. В частности о сожжении Могилёва в 1595 году, массовых убийствах и ограблении местных жителей.
Через некоторое время княжна Елена Соломерицкая, вступив в брак с Богданом Стеткевичем договаривается с ним о строительстве женского монастыря. В 1641 году Стеткевич получает «разрешение на Барколабовский монастырь». И хотя княжна в скором времени умерла, муж осуществляет совместно данный обет.
Совсем скоро после сооружения главного храма в жизни обители произошло событие исключительного значения. Возвращаясь летом из Польши, князь Пожарский, не расстававшийся никогда в походах с особо чтимою им иконой Божией Матери, проезжал мимо вновь возникшего монастыря. Обоз, в котором находился образ, недвижимо стал и лошади, несмотря на усилия возничих, не могли тронуться с места. Поэтому икона была передана в монастырь и первоначально помещена в центре Вознесенской церкви, но в следующую ночь образ чудесным образом переместился к стене храма. В дальнейшем он находился летом в Вознесенской церкви, а зимой в церкви во имя Иоанна Предтечи в особых высоких золоченых киотах, напротив клироса.
25 июля 2010 года в возрождаемый монастырь из Свято-Троицкого храма Быхова была торжественно перенесена чудотворная Барколабовская икона. Фото subscribe.ru
В 1882 году Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара. После 1920 года Барколабовский монастырь закрыли. Во время Великой Отечественной войны икону спрятали инокини монастыря (по другим устным сведениям, образ находился в часовне на железнодорожной станции Быхов). А в 1953 году перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в храм Святой Троицы в Быхове и помещен в специальный пристенный киот.
Около 300 лет монастырь был важнейшим духовным и культурным центром Восточной Беларуси, оказывал большое влияние на жителей окрестных поселений. При монастыре действовала школа. В монастырском приюте содержались дети-сироты, здесь прививалась любовь к книгам, навыкам домашнего чтения, накапливались знания по земледелию, агрономии, селекции растений.
Специально для иконы был сооружен напольный киот, в который и был помещен святой образ. Фото subscribe.ru
Известно, что у иконы был серебряный позолоченный оклад (не сохранился), украшенный драгоценными камнями и жемчугом, а в серебряной звезде подле ножек Богомладенца находились частицы мощей Святой Евфросинии Полоцкой и Святого Лонгина.
На поклонение образу в Борколабовский монастырь стекались паломники не только православного вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и войны 1812 года. А в 1900 году прекратился падеж скота после крестного хода с образом.
У крестьянок Могилёвской губернии был известен обычай покупать в монастыре на храмовые праздники фигурки животных, сделанные из воска, и прикладывать их к иконе, затем фигурки приносились домой как знак помощи Божией Матери в сохранении домашних животных от болезней.
Наибольшим чудом считается то, что образ пережил все войны 17-20 столетий. Этот образ является одним из самых почитаемых образов Божией Матери в Восточной Беларуси.
В последнее время многие верующие, особенно почитающие Борколабовскую Одигитрию, свидетельствуют об избавлении с ее помощью от онкологических и психических заболеваний, а также от болезней внутренних органов. А 24 июля 2000 года, в день памяти равноапостольной Ольги и чествования Ржецкой и Борколабовской икон Богородицы, на глазах верующих получил чудесное исцеление от болезни кисти руки один из прихожан.
filaretuos
Реалии нашей жизни
Друзья и враги
Самая чтимая святыня Белоруссии. Барколабовская икона Богородицы
Её списки (копии) находятся во многих белорусских храмах, сама же святыня пребывала в Свято-Троицком храме города Быхова Могилёвской области, а 24-25 июля 2010 года состоялось историческое событие – чудотворная икона Божией Матери «Барколабовская» из г. Быхова в возрождаемый Свято-Вознесенский женский монастырь дер. Барколабово.
Некогда Барколабовская лавра была знаменита на всю Европу. В местечке Барколабово в 8 км севернее Быхова находился действующий женский монастырь в честь Вознесения Господня, основанный еще в 1641 г. Богданом Стеткевичем. В соборном храме монастыря хранилась чудотворная икона Божией Матери, получившая свое название по своему местонахождению.
Согласно преданию, в 50-х гг. XVII в., во время военных действий царя Алексея Михайловича на территории Великого княжества Литовского, образ был взят русским войском в одном из храмов Центральной или Западной Белоруссии. Когда войско в 1659 г. подошло к стенам Барколабовского монастыря, обоз, в котором находился образ, недвижимо стал и лошади, несмотря на усилия возничих, не могли тронуться с места. Тогда русское войско оставило икону Божией Матери в монастыре у игуменьи Фотинии (Киркоровны). Барколабовская икона первоначально была помещена игуменьей Фотинией в центре Вознесенской церкви монастыря, в следующую ночь икона чудесным образом переместилась к стене храма. В дальнейшем образ находился летом в Вознесенской церкви, а зимой в церкви во имя св. Иоанна Предтечи в особых высоких золоченых киотах, напротив клироса. В 1882 г. Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара. В 1885 г. Была возведена монастырская Успенская каменная церковь, куда и была перенесена чудотворная икона.
На поклонение образу в Барколабовский монастырь стекались паломники не только православного вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и войны 1812 г. У крестьянок Могилёвской губернии был известен обычай покупать в монастыре на храмовые праздники фигурки животных, сделанные из воска, и прикладывать их к Барколабовской иконе, затем фигурки приносились домой как знак помощи Божией Матери в сохранении домашних животных от болезней. В 1900 г. после крестного хода с образом прекратился падеж скота.
Чудотворная икона пережила все войны XVII — XVIII столетий и все гонения на религию, включая советские времена.
В 1924 г. Барколабовский монастырь закрыли. Святыню сохранили бывшие инокини монастыря. В 1953 г. перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в церковь Св. Троицы в Быхове и помещен в специальный пристенный киот. В 1979 г. Н. Ф. Высоцкая провела реставрационное укрепление и атрибуцию иконы. Чудотворная икона находилась в Свято-Троицком храме до 2010 г., когда была торжественно перенесена в храм Иоанна Предтечи возрождаемого Барколабовского монастыря.
Этот образ является одним из самых почитаемых образов Божией Матери в Восточной Беларуси. Барколабовская Одигитрия, написанная темперой на хвойной основе с вызолоченным резным фоном, является одним величайших шедевров белорусской школы иконописи, и вместе с тем сохраняет выразительные черты его древне-византийского прообраза. Исследователи высказывают мнение, что образ создан на границе XVI — XVII столетий, или в 1-й половине XVII столетия в центрально-белорусском регионе (возможно в Слуцке). Иконография близка Иверской и Ильинской (Черниговской) иконам Божией Матери. Подобный извод, в основе которого, очевидно, лежало почитание Полоцкой Эфесско-Корсунской иконы Божией Матери — главной Богородичной святыни Белоруссии с середины XII в., был широко распространен в иконописи в центре и на юго-западе Белоруссии в первой половине — середине XVII в., о чем свидетельствует ряд сохранившихся произведений.
Особенности иконографии Барколабовской иконы: Божия Матерь изображена почти поколенно, облачена в темно-пурпурный мафорий, украшенный 3 золотыми ажурными звездами и золотой кружевной каймой с кистями, темно-зеленое платье имеет широкую жемчужную обнизь на горловине и поручах, золотой нимб гравирован лучистым сиянием. Лик Богородицы исполнен царственной красоты, благородства и скорби. Склонив голову к Младенцу, восседающему на Ее левой руке, высоко поднятой вверх правой рукой Она указывает на благословляющую десницу Сына. Младенец Христос, в белом хитоне-рубашке с отложным воротом, препоясанном красным кушаком, и охристо-красном гиматии с обильным золотым ассистом, слегка повернут к Богоматери, благословляет правой рукой, в левой руке держит свиток.
Существовало несколько списков Барколабовской иконы в самом монастыре и в храмах близлежащих городов и сел. Список из Барколабовского монастыря (не сохранился) имел живописные клейма с изображением чудес иконы. В приходской Михайловской церкви с. Барколабово особо почиталась двухсторонняя икона с образом Божией Матери на одной стороне и архангела Михаила — на другой (не сохранилась). Список, выполненный в начале ХХ в. художником Ореховым, находился в часовне на вокзале г. Могилёва.
Сохранившиеся списки Барколабовской иконы можно увидеть в иконостасе церкви Святой Троицы г. Быхова, в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь и в Николаевском соборе Могилевского Свято-Никольского женского монастыря. Этот образ, написанный во 2-й половине XVIII в., имел вверху изображения ангелов (почти утрачены), коронующих Божию Матерь, и серебряный оклад (не сохранился), выполненный в 1781 г. могилёвским ювелиром П. Слижиком. В церкви св. Онуфриятого же монастыря находится еще один список Барколабовской иконы, обретенный в 1992 г.
filaretuos
Реалии нашей жизни
Друзья и враги
БОРКОЛАБОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Барколабовская икона празднуется 24 июля, это чудотворный образ, получивший название по своему местонахождению в Борколабовском в честь Вознесения Господня женском монастыре в селе Борколабове Быховского р-на Могилёвской обл. в 8 км. от города Быхова (Республика Беларусь). Согласно преданию, записанному в XIX в. Барколабовская икона и была помещена в мон-ре в 1659 г. 11 июля, в день памяти Евфимии и св. равноап. кнгини Ольги. В 50-х гг. XVII в., во время военных действий царя Алексея Михайловича на территории Великого княжества Литовского, образ был взят рус. войском под предводительством князя Пожарского, вероятно в одном из храмов Центр. или Зап. Белоруссии. Когда войско в 1659 г. подошло к стенам Борколабовского мон-ря, обоз, в к-ром находился образ, недвижимо стал и лошади, несмотря на усилия возничих, не могли тронуться с места. Тогда русское войско оставило икону Божией Матери в мон-ре у игум. Фотинии (Киркоровны). Эти сведения о иконе носят легендарный характер.
Особенности иконографии в том, что Божия Матерь изображена почти поколенно, облачена в темно-пурпурный мафорий, украшенный 3 золотыми ажурными звездами и золотой кружевной каймой с кистями, темно-зеленое платье имеет широкую жемчужную обнизь на горловине и поручах, золотой нимб гравирован лучистым сиянием. Лик Богородицы исполнен царственной красоты, благородства и скорби. Склонив голову к Младенцу, восседающему на Ее левой руке, высоко поднятой вверх правой рукой Она указывает на благословляющую десницу Сына. Младенец Христос, в белом хитоне-рубашке с отложным воротом, препоясанном красным кушаком, и охристо-красном гиматии с обильным золотым ассистом, слегка повернут к Богоматери, благословляет правой рукой, в левой руке держит свиток.
Серебряный позолоченный оклад, который до сего дня НЕ СОХРАНИЛСЯ был украшен драгоценными камнями и жемчугом; в серебряной звезде подле ножек Богомладенца находились частицы мощей св. Евфросинии Полоцкой и св. Лонгина. Сохранились сведения о реставрации и частичной переделке оклада в 1868 г.
На поклонение образу в Борколабовский мон-рь стекались паломники не только православного вероисповедания, но и униаты и католики Белоруссии, Украины, Прибалтики и Польши. Образ прославился чудесами во время Северной войны и войны 1812 г. В 1900 г. прекратился падеж скота после крестного хода с образом. У крестьянок Могилёвской губернии был известен обычай покупать в мон-ре на храмовые праздники фигурки животных, сделанные из воска, и прикладывать их к чудотворной иконы, затем фигурки приносились домой как знак помощи Божией Матери в сохранении домашних животных от болезней.
Существовало несколько чудотворных списков с этой иконы.
Сегодня этот образ является одним из самых почитаемых образов Божией Матери в Восточной Беларуси.
Сам Барколабовский Вознесенский монастырь в котором хранилась икона, был построен в 1623 году Богданом Вильгельмовичем Станкевичем.
Литовским государственным деятелем, который являлся большим православным меценатом и основателем четырёх монастырей.
В 2010 году Барколабовская икона была перенесена из собора города Быхова в свой родной монастырь.
ВОТ КАК ОБ ЭТОМ 4 ГОДА НАЗАД ПИСАЛИ БЕЛОРУССКИЕ ГАЗЕТЫ.
В Быховском районе произошло историческое событие: знаменитая икона Барколабовской Божией Матери, которую народ чтит как чудотворную, возвращена в возрождающийся Свято-Вознесенский женский монастырь.
Москвичка увидела сон: ей привиделась бабушка и сказала, что Матерь Божья возвращается. «Погостила, а теперь домой». Женщина поняла, что речь идет об иконе Барколабовской Божьей Матери, с историей которой связана ее семья.
Бабушка после разорения советской властью древнего белорусского монастыря прятала вместе с людьми старинную икону. Ценность иконы была не только в ее почтенном возрасте (в этом году ей исполнился 351 год), а в ее чудотворности. Многие люди рассказывают об избавлении от болезней и несчастий после молитв Барколабовской Божьей Матери.
Но вот послание о возвращении москвичка поняла не сразу. Она знала, что после войны, в 1954 году, икону передали в Свято-Троицкую церковь в Быхове, где она и хранилась до последнего времени. Все разъяснилось, когда женщину пригласили принять участие в знаменательном событии: крестном ходе, который возвратит икону в монастырь у старого русла Днепра в деревне Барколабово Быховского района.
— Это волнующее событие для православных, — сказали в монастыре. — Ведь это единственная чудотворная икона, которая сохранилась в подлиннике через столетия, войны и революцию в Могилевской области.
Что ж, в Быхове совсем не хотели расставаться со своей любимой иконой.
— Эта икона не похожа на другие: она написана по-простому, но с особым умилением, — рассказала Елена. — Чувства трудно передать, но она мне легла на душу. Для всех людей я просила бы у нее божественной любви и мира в душе.
В престольный праздник Барколабовской Божьей Матери быховчане рассказывали о чудесах исцеления, просили у заступницы добра и здоровья. Но все же признавали, что Барколабово для иконы — справедливое место, и там ей будет хорошо.
Ведь именно в Барколабовском монастыре, согласно преданию, икона захотела сама остаться. В 1859 году князь Пожарский остановился в монастыре, но обоз так и не смог тронуться с места. Князь решил, что он должен оставить в дар монастырю прекрасный образ Божьей Матери.
В конце концов, решили верующие, Барколабово от Быхова — немногим больше десятка километров. Крестный ход буквально за несколько часов доставил Барколабовскую Божью Матерь домой.
24 июля в Быхов специально пришли паломники из Бобруйска и Могилева. Крестным ходом, который возглавило духовенство и представители местной власти, шли и молодые, и старые. Пожилые со слезами провожали икону, а молодые говорили, что хотят прикоснуться к истории своих предков.
Несмотря на жару, крестным ходом шли женщины с маленькими детьми, инвалиды на колясках, бабушки с велосипедами. Никому из них, кстати, не понадобилась медицинская помощь: медики говорили, что, вероятно, духовная крепость рождает физическую.
Барколабовскую икону Божьей Матери в монастыре встретили колокольным звоном. Паломники прошли по зеленой дорожке из свежей травы, украшенной цветами. В новом главном монастырском храме Иоанна Крестителя икону поместили в резной деревянный киот.
На следующий день после перенесения иконы в монастыре под открытым небом состоялась божественная литургия, в которой участвовали три епископа: архиепископ Витебский и Оршанский Дмитрий, епископ Бобруйский и Быховский Серафим, епископ Могилевский и Мстиславский Софроний. После все участники торжеств прошли в храм на поклон к чудотворной иконе.
— Она — наша гордость, — сказала одна из монахинь. — Матерь Божья возвращается в свою обитель. Тут еще недавно был пустырь, а сейчас храм есть. Православные сюда стремятся: тут место благодатное, намоленное.
Уже само возрождение монастыря люди считают настоящим чудом. Его строительство возглавила схиигуменья Антония, пожилая монахиня, родом из этих мест.
— Матерь Божья нас не оставляет, — уверена настоятельница. — Без нее на пустом месте мы бы не построили ничего. Я даже не хотела это дело начинать в силу своего возраста. Но мне сказали: мол, иди, возьмись, тогда и другие подойдут, помогут. Так и происходит: кажется, нет денег ни на что, но вдруг помощь приходит со стороны чудесным образом.
Теперь в Свято-Вознесенском монастыре живет чуть более десятка монахинь и послушниц. Было бы и больше, но нет жилья для них. Поэтому теперь, кроме росписи главного храма, у настоятельницы новая забота: построить жилой корпус.
— Мы просим покровительства Божьей Матери и молимся за всех православных людей, — сказала схиигуменья Антония.
Барколабовский монастырь был на протяжении сотен лет важным духовным и культурным центром Восточной Беларуси. Теперь тут пытаются возродить былую славу, и возвращение старинной чудотворной иконы — важный шаг на этом трудном и долгом пути.