барколабовская икона божией матери история
Барколабовская икона божией матери история
Некогда Баркулабовская лавра была знаменита на всю Европу. Сегодня в местечке Барколабово в 8 километрах севернее Быхова находится действующий женский в честь Вознесения Господня, основанный еще в 1623 году Богданом Стеткевичем.
В соборном храме монастыря хранилась чудотворная икона Божией Матери, подаренная монастырю в 1659 году князем Пожарским, возвращавшимся с войсками в Россию из Литвы. Существует легенда, что икона была спрятана в военном обозе. Когда отряд князя проходил мимо монастыря, «образ стал недвижим» и никакие усилия не смогли сдвинуть его с места. Пожарский понял, что образ желает остаться в монастыре, и передал его игуменье Фотинии Киркоровне. Икона была первоначально помещена в центре Вознесенской церкви, в следующую ночь икона чудесным образом переместилась к стене храма.
На поклонение образу в Борколабовский монастырь стекались паломники не только православного. вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и войны 1812 года.
Чудотворная икона пережила все войны 17-20 столетий, и все гонения на религию, включая советские времена. В 1882 года Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара. После 1920 года Барколабовский монастырь закрыли. Во время Великой Отечественной войны икону сохранили бывшие инокини (по другим устным сведениям, образ находился в часовне на железнодорожной ст. Быхов). В 1953 году перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в Свято-Троицкий храм в Быхове и помещен в специальный пристенный киот.
Это образ является одним из самых почитаемых образов Божией Матери в Восточной Беларуси. Барколабовская Одигитрия, написанная темперой на хвойной основе с вызолоченным резным фоном, является одним величайших шедевров белорусской школы иконописи, и вместе с тем сохраняет выразительные черты его древне-византийского прообраза. Исследователи высказывают мнение, что образ создан на границе 16-17 столетий, или в 1-й половине 17 столетия в центрально-белорусском регионе (возможно в Слуцке). Иконография близка Иверской и Ильинской (Черниговской) иконам Божией Матери.
Божия Матерь изображена почти поколенно, облачена в темно-пурпурный мафорий, украшенный 3 золотыми ажурными звездами и золотой кружевной каймой с кистями, темно-зеленое платье имеет широкую жемчужную обнизь на горловине и поручах, золотой нимб гравирован лучистым сиянием. Лик Богородицы исполнен царственной красоты, благородства и скорби. Склонив голову к Младенцу, восседающему на Ее левой руке, высоко поднятой вверх правой рукой Она указывает на благословляющую десницу Сына. Младенец Христос, в белом хитоне-рубашке с отложным воротом, препоясанном красным кушаком, и охристо-красном гиматии с обильным золотым ассистом, слегка повернут к Богоматери, благословляет правой рукой, в левой руке держит свиток.
К сожалению не сохранился серебряный позолоченный оклад иконы, который был украшен драгоценными камнями и жемчугом; в серебряной звезде подле ножек Богомладенца находились частицы мощей св. Евфросинии Полоцкой и св. Лонгина. Сохранились сведения о реставрации и частичной переделке оклада в 1868 г.
День празднования образа приходится на 11 июля старого стиля (24 июля н.с.), день его явления в Барколабовском монастыре.
В настоящее время чудотворная икона находится в Свято-Вознесенском женском монастыре возле аг. Барколабово Быховского района.
24 июля — праздник иконы Божией Матери «Барколабовская»
Икона получила название по месту своего нахождения –Барколабовского Свято-Вознесенского женского монастыря Могилёвской губернии. История иконы связана с событиями, происшедшими 11 июля 1659 года, когда некий русский князь по фамилии Пожарский, возвращаясь из похода в Польшу, проезжал мимо обители с иконой, взятой им в поход. Около монастыря лошади остановились и не смогли сдвинуть повозку с места. Князь, решив, что Божия Матерь желает остаться в обители, подарил икону монастырю. Икона Пресвятой Богородицы Барколабовская – одна из самых чтимых в Белоруссии.
Её списки (копии) находятся во многих белорусских храмах, сама же святыня пребывала в Свято-Троицком храме города Быхова Могилёвской области, а 24-25 июля 2010 года состоялось историческое событие – чудотворная икона Божией Матери «Барколабовская» из г. Быхова в возрождаемыйСвято-Вознесенский женский монастырь дер. Барколабово.
Некогда Барколабовская лавра была знаменита на всю Европу. В местечке Барколабово в 8 км севернее Быхова находился действующий женский монастырь в честь Вознесения Господня, основанный еще в 1641 г. Богданом Стеткевичем. В соборном храме монастыря хранилась чудотворная икона Божией Матери, получившая свое название по своему местонахождению.
Согласно преданию, в 50-х гг. XVII в., во время военных действий царя Алексея Михайловича на территории Великого княжества Литовского, образ был взят русским войском в одном из храмов Центральной или Западной Белоруссии. Когда войско в 1659 г. подошло к стенам Барколабовского монастыря, обоз, в котором находился образ, недвижимо стал и лошади, несмотря на усилия возничих, не могли тронуться с места. Тогда русское войско оставило икону Божией Матери в монастыре у игуменьи Фотинии (Киркоровны). Барколабовская икона первоначально была помещена игуменьей Фотинией в центре Вознесенской церкви монастыря, в следующую ночь икона чудесным образом переместилась к стене храма. В дальнейшем образ находился летом в Вознесенской церкви, а зимой в церкви во имя св. Иоанна Предтечи в особых высоких золоченых киотах, напротив клироса. В 1882 г. Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара. В 1885 г. Была возведена монастырская Успенская каменная церковь, куда и была перенесена чудотворная икона.
На поклонение образу в Барколабовский монастырь стекались паломники не только православного вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и войны 1812 г. У крестьянок Могилёвской губернии был известен обычай покупать в монастыре на храмовые праздники фигурки животных, сделанные из воска, и прикладывать их к Барколабовской иконе, затем фигурки приносились домой как знак помощи Божией Матери в сохранении домашних животных от болезней. В 1900 г. после крестного хода с образом прекратился падеж скота.
Чудотворная икона пережила все войны XVII — XVIII столетий и все гонения на религию, включая советские времена.
В 1924 г. Барколабовский монастырь закрыли. Святыню сохранили бывшие инокини монастыря. В 1953 г. перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в церковь Св. Троицы в Быхове и помещен в специальный пристенный киот. В 1979 г. Н. Ф. Высоцкая провела реставрационное укрепление и атрибуцию иконы. Чудотворная икона находилась в Свято-Троицком храме до 2010 г., когда была торжественно перенесена в храм Иоанна Предтечи возрождаемого Барколабовского монастыря.
Этот образ является одним из самых почитаемых образов Божией Матери в Восточной Беларуси. Барколабовская Одигитрия, написанная темперой на хвойной основе с вызолоченным резным фоном, является одним величайших шедевров белорусской школы иконописи, и вместе с тем сохраняет выразительные черты его древне-византийского прообраза. Исследователи высказывают мнение, что образ создан на границе XVI — XVII столетий, или в 1-й половине XVII столетия в центрально-белорусском регионе (возможно в Слуцке). Иконография близка Иверской и Ильинской (Черниговской) иконам Божией Матери. Подобный извод, в основе которого, очевидно, лежало почитание Полоцкой Эфесско-Корсунской иконы Божией Матери — главной Богородичной святыни Белоруссии с середины XII в., был широко распространен в иконописи в центре и на юго-западе Белоруссии в первой половине — середине XVII в., о чем свидетельствует ряд сохранившихся произведений.
Особенности иконографии Барколабовской иконы: Божия Матерь изображена почти поколенно, облачена в темно-пурпурный мафорий, украшенный 3 золотыми ажурными звездами и золотой кружевной каймой с кистями, темно-зеленое платье имеет широкую жемчужную обнизь на горловине и поручах, золотой нимб гравирован лучистым сиянием. Лик Богородицы исполнен царственной красоты, благородства и скорби. Склонив голову к Младенцу, восседающему на Ее левой руке, высоко поднятой вверх правой рукой Она указывает на благословляющую десницу Сына. Младенец Христос, в белом хитоне-рубашке с отложным воротом, препоясанном красным кушаком, и охристо-красном гиматии с обильным золотым ассистом, слегка повернут к Богоматери, благословляет правой рукой, в левой руке держит свиток.
Существовало несколько списков Барколабовской иконыв самом монастыре и в храмах близлежащих городов и сел. Список из Барколабовского монастыря (не сохранился) имел живописные клейма с изображением чудес иконы. В приходской Михайловской церкви с. Барколабово особо почиталась двухсторонняя икона с образом Божией Матери на одной стороне и архангела Михаила — на другой (не сохранилась). Список, выполненный в начале ХХ в. художником Ореховым, находился в часовне на вокзале г. Могилёва.
Сохранившиеся списки Барколабовской иконы можно увидеть в иконостасе церкви Святой Троицы г. Быхова, в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь и в Николаевском соборе Могилевского Свято-Никольского женского монастыря. Этот образ, написанный во 2-й половине XVIII в., имел вверху изображения ангелов (почти утрачены), коронующих Божию Матерь, и серебряный оклад (не сохранился), выполненный в 1781 г. могилёвским ювелиром П. Слижиком. В церкви св. Онуфриятого же монастыря находится еще один список Барколабовской иконы, обретенный в 1992 году.
Святыни родного края: Барколабовская икона Божией Матери
В следующем, 2019 году, Вознесенская обитель у села Барколабово Быховского района Могилевской области отметит 360-летие обретения Барколабовской иконы Божией Матери. Эту икону учёные называют величайшим шедевром белорусской школы иконописи, «Барколабовской Одигитрией», сохранившей черты древне-византийского прообраза. Простые верующие люди обладают главным знанием о святыне Быховского края – о том, что Барколабовская икона Пресвятой Богородицы является чудотворной.
Берега Днепра, в водах которого 1030 лет назад крестились наши предки, были свидетелями различных чудесных явлений на протяжении всех последующих веков. На Быховской земле у поселения Барколабово ещё в середине 17 столетия был основан женский монастырь, главной святыней которого стала икона Божией Матери, получившая одноименное название — «Барколабовская». В 1659 году князь Иоанн Пожарский, возвращавшийся из военного похода в родные пределы через Приднепровье, тайно хотел вывезти из Белой Руси образ Пресвятой. Но внезапно у стен обители повозка с иконой встала намертво. Тогда князь понял, что Сама Пресвятая Богородица хочет оставить свой образ в местной обители.
От Барколабовской иконы было явлено много исцелений и других чудес. Но главным чудом жители этого края считают то, что чудотворный образ сохранился даже тогда, когда безбожники разрушили обитель. Совсем недавно икона вернулась в уже восстановленный монастырь из соседнего Быхова.
Епископ Бобруйский и Быховский Серафим отмечает: «Разве не чудо, что 10 лет назад здесь была голая поляна – ничего не осталось от того монастыря, который был на этом месте. А сегодня мы видим: храм прекрасный, колокольня, духовная жизнь в этом монастыре, икона возвращена сюда. Здесь особая атмосфера, созданная, я думаю, молитвами целых поколений сестёр, которые здесь жили, которые здесь возносили свои молитвы».
В настоящее время в монастыре более пятнадцати насельниц. В возрождённую обитель первые из них прибыли из Кутеинского Успенского монастыря точно так же, как и 377 лет назад первые насельницы Барколобовского монастыря во главе с игуменьей Фотинией пришли именно из Кутеинской обители – история всё вернула «на круги своя». Сейчас в Барколабово ежедневно совершается полный круг богослужебной чреды. Читается Псалтирь, служатся акафисты, ежедневно совершается Божественная литургия. Обитель, как и много веков назад, привлекает сюда паломников.
Ежегодно 24 июля, в день Барколабовской иконы Божией Матери, сюда стекаются крестные ходы из Быхова и Могилёва. Некоторые паломники присоединяются к ним, приезжая издалека.
В следующем году исполнится 360-летняя годовщина обретения обителью чудотворной иконы Божией Матери. За это время, как говорится, «много воды утекло», но неизменным остается то, что по вере людей Пресвятая Богородица до сих пор подаёт исцеления перед своим чудотворным Барколабовским образом и его списками.
Барколабовская икона божией матери история
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Борколабово, монастырь и его достопримечательности
Местечко Борколабово (Баркулабава) на берегу Днепра было известно еще с века 16, когда ротмистр и староста соседних деревень Баркулаб Корсак построил в этой местности замок(1564), хотя 2 церкви тут стояли уже до него, да и судя по археологическим находкам люди жили в этой местности уже давно.
С XVI века Борколабово имело статус местечка и входило в состав Оршанского повета Витебского воеводства, а в 1583 году в качестве приданного местечко перешло к князю Б. Соломерецкому, который женился на дочке Корсака Еве. Именно его сыну Богдану с сестрой Алёной и приписывают основание в Борколабово православного мужского монастыря(на его постройку пожертвовали жители ближайших деревень), который и стал в будущем крупным православным центром. Чуть позже, правда, он был переделан в женский, а местечко сменило еще несколько хозяев(Александр Полубинский, Станислав Сапега, А. Рык), но так и осталось святым и значимым местом для многих.
И этому есть две веские причины.
Первая как раз и привела нас в эту деревеньку и этот монастырь — Борколабовская икона Божьей Матери.
С ней связано много легенд и историй, начиная с ее возникновения в этом монастыре в 1659 году благодаря князю Пожарскому, возвращавшимся с войсками в Россию из Литвы.
Существует легенда, что икона была спрятана в военном обозе. Когда отряд князя проходил мимо монастыря, «образ стал недвижим» и никакие усилия не смогли сдвинуть его с места. Пожарский понял, что образ желает остаться в монастыре, и передал его игуменье Фотинии Киркоровне. Икона была первоначально помещена в центре Вознесенской церкви, в следующую ночь икона чудесным образом переместилась к стене храма. На поклонение образу в Борколабовский монастырь стекались паломники не только правосл. вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и Отечественной войны 1812 года.
Чудотворная икона пережила все войны XVII — XX веков, и все гонения на религию, включая советские времена. В 1882 года Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара.
После 1920 года Барколабовский монастырь закрыли. Во время Великой Отечественной войны икону сохранили бывшие инокини (по другим устным сведениям, образ находился в часовне на железнодорожной станции Быхов). В 1953 году перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в Свято-Троицкий храм в Быхове и помещен в специальный пристенный киот, откуда только недавно был возвращен в ныне отстроенный (в 2008-2010) году Вознесенский женский монастырь.
Это образ является одним из самых почитаемых образов Божией Матери в Восточной Беларуси. Барколабовская Одигитрия, написанная темперой на хвойной основе с вызолоченным резным фоном, является одним величайших шедевров белорусской школы иконописи, и вместе с тем сохраняет выразительные черты его древне-византийского прообраза. Исследователи высказывают мнение, что образ создан на границе XVI-XVII столетий, или в 1-й половине XVII века в центрально-белорусском регионе (возможно в Слуцке). Иконография близка Иверской и Ильинской (Черниговской) иконам Божией Матери.
О второй причине значимости этого места, я узнала чуть позже: вероятно, в этом монастыре была создана Борколабовская летопись, одна из самых старых и значимых на территории Беларуси (предположительно написана местным православным святителем Федором Могилевцем)
Описание событий начинается с Бресткой унии (1545) и постройки Могилевского замка (1526). Потом после 11-летнего перерыва, записаны более систематизированные события начиная с 1563 (захват Иваном IV Полоцка) и до 1608. В конце летописи позднейшее добавление неизвестного автора про поход Владислава IV на Смоленск во время войны 1632—1634 гг.В произведение добавлены письмо Ивана IV Стэфану Баторию (1580), грамота Сигизмунда III (1592), текст «Универсала» 1606 года. Летопись содержит уникальные сведения по истории Восточной Беларуси: информацию про отдельные военно-исторические события, про историю беларуской культуры и православной церкви, при исторических особ, в том числе двух Лжедмитриев и про возникновение местечка Баркулабава
Так что не просто так занесло нас в эти края:)
(информация с википедии в основном)
Барколабовский женский монастырь в Быховском районе, который на днях отметил 380-летие, сами сестры восстановили в чистом поле буквально за несколько лет
Вдали от мирской суеты
Восставший из руин
Монастырь построили в 1621 году, а в 1924-м его закрыли, рассказали мне сестры, с которыми позже познакомлю ближе. К концу ХХ века от него не осталось камня на камне. А 16 июня 2008 года в Барколабово наблюдалась необычная картина: здесь появились восемь монахинь во главе с игуменьей Антонией Полуяновой, которой и суждено было восстановить монастырь…
— Идея вернуть месту прежний вид принадлежит скорее ее сыну протоиерею Александру, — вспоминает старт масштабной перезагрузки нынешняя настоятельница Ангелина. — В один момент у него появилось непреодолимое желание отстроить намоленное место. Обратился с такой просьбой к матушке. Она настоятельница другого монастыря, в Орше, к тому же уже в возрасте. Хватит ли сил? Хватило.
Работа начиналась в прямом смысле в чистом поле. Это время хорошо помнит матушка Антонина, которая вместе с другими сестрами приехала в Барколабово на пустырь:
— Единственный объект, который здесь сохранился, — поклонный крест. Мы начинали с того, что устроили себе жилище. Сперва ютились в домике игуменьи в соседней деревне. Постепенно стали прирастать: появилась простенькая трапезная, жилое помещение. Служили первое время в палатке. Но было настолько сильное желание и энтузиазм восстановить монастырь, что находились силы. Нам выделили 5 гектаров земли, где посадили кабачки, чтобы заработать хоть какие-то копейки.
Сегодня в монастыре 17 монахинь. Они отказались от мирских благ и посвятили свою жизнь служению Богу. На территории монастыря храм, отдельно стоящий современный жилой блок, два аккуратных домика. Захожу в один из них и попадаю в трапезную. Так на церковном языке называется комната приема пищи. Запах здесь поистине божественный. Перед едой — обязательная молитва. На часах 10 утра. Монахини на ногах хороших пять часов, ведь день в монастыре начинается засветло: в 6:00 полуношница (служба), в 8:00 — божественная литургия, она длится до 10:00. Кто занят на кухне, уходит раньше — нужно успеть наготовить на всю большую семью. После завтрака все расходятся по послушаниям, в миру — на работу. У каждой сестры она своя. Но во главу угла монашеской жизни ставится пение и чтение молитв.
— Одно из самых тяжелых послушаний — работа на кухне. Несмотря на то что нас в монастыре всего 17, мы принимаем очень много гостей. На всех нужно успеть приготовить, потом прибрать, помыть посуду, — говорит матушка Антонина. — Есть послушание ухаживать за хозяйством (держим коров, коз), следить за огородом.
«Мы должны быть один на один с Богом».
Реальное чудо
Люди в монастырь едут в первую очередь из-за главной ценности — Барколабовской иконы Божьей матери, которая чудом уцелела во всех лихолетьях. Православные считают ее чудотворной. По легенде, она сама выбрала для себя место: обоз князя Пожарского не мог никуда сдвинуться, пока образ не оставили в монастыре. Это случилось 362 года назад. Сегодня икона в золотом окладе и ее украшают драгоценные подношения в честь разных чудес. Вот одно из них.
— Маше, моей двоюродной внучке, тогда было три годика, — вспоминает 2017 год могилевчанка Людмила Цыркунова. — После плановой прививки девочке стало плохо: высокая температура не спадала, ей становилось все хуже и хуже. Врачи разводили руками… И тут мне приснился сон: на аллее стоят мама и покойные бабушки. Мать держит в руках икону и говорит: «Найди ее, она поможет Маше». Значения сну не придала. Под утро снова задремала. И тут снова приходит мама уже с другими словами: «Ты всегда была благоразумной, поищи икону».
Какой образ та имела в виду, Людмила не знала. Пошла в Свято-Никольский монастырь в Могилеве и увидела там копию иконы, которую приснила. Не откладывая, отправилась в Барколабово. А там все так: аллея и лик.
— Позвонила родственникам, чтобы те немедленно приехали, — вспоминает события могилевчанка. — В храме отслужили молебен, освятили водичку, дали Маше попить. Ребенок выздоровел.
Барколабовский монастырь — жемчужина в излучине Днепра.
Наедине с. Богом
Есть ли ответ на вопрос, почему мирские люди идут в монастырь? У каждого своя история. Но объединяет всех монахинь одно — непреодолимое желание служить Богу. Игуменья Ангелина, к примеру, в монастыре с 2000 года: 10 лет несла послушание в Полоцком монастыре, уже четыре года в Барколабово.
— Никогда бы не променяла монастырь на самое лучшее жилище. Потому что встреча с Богом — истинное счастье. А от него никто добровольно не отказывается. В мирской жизни радость более короткая. Купил человек машину, кажется счастлив, но потом все нивелируется и превращается в обыденность. Почему люди идут в монастырь? В жизни у каждого свое призвание. Кто-то отличный врач, другой отменный столяр. Так и у нас предназначение — служить Богу и жить в монастыре, — поясняет игуменья Ангелина.
Монастырь — не светское заведение, где все нараспашку. Люди, которые сюда приезжают, должны понимать: у монахинь свой уклад жизни и лишний раз не надо беспокоить их. Игуменья отмечает: если что-то нужно в духовной жизни, помогут. Но пустых разговоров не любят:
— Монах — моно, мы должны быть один на один с Богом.
Поэтому брать интервью у послушниц непросто. Они отрешены от суеты. Однако настоятельница Ангелина соглашается рассказать свою историю. Родом из Брагина. 18 лет прожила в Минске, где, говорит, произошло ее духовное становление.
— У меня, как у всех, было желание выйти замуж, завести семью. Так и получилось: была в браке, родила двоих дочерей. Но когда первый раз попала в монастырь в Елгаве, влюбилась в него. Смотрела на все удивленными глазами, примеряла быт на себя. Думала: ой, как трудно рано встать, много молиться. Но сейчас понимаю, что уже тогда была готова. Практически каждое лето с младшей дочерью ездила недельки на две в монастырь. Потом стояла на литургии и плакала, почему же не здесь, зачем вышла замуж… Ушла в монастырь в 2000 году. Тогда уже не стало мужа.
Как бы странно это ни звучало, но здесь сестры ощущают свою греховность сильнее, чем в миру. По их словам, все недостатки на виду. Уклад жизни, одновременно размеренный и чрезвычайно насыщенный, подталкивает к бесконечным размышлениям — о себе, о своем месте в этом мире и, конечно, о Господе, вера в которого здесь незыблема. Чем больше сторонний наблюдатель находится в монастыре, тем больше вопросов возникает. Наверное, на них так и не появятся ответы. `l