барловская икона божией матери

Икона Божией Матери «Блаженное чрево»

барловская икона божией матери

Православная икона «Блаженное чрево» — очень древний образ Богородицы, заключающий в себе божественный дар. Святыня является покровительницей будущих и уже состоявшихся матерей, а главное, чудотворная сила образа помогает побороть бесплодие.

Великий образ Пресвятой Девы «Блаженное чрево» известен каждому православному верующему. Прославленная икона обладает силой исцеления, благодаря которой считается уникальной и имеет огромную значимость в жизни каждого верующего. Через этот образ люди, познавшие горе, обращаются напрямую к Божией Матери, которая указывает им путь, полный счастья и радости.

История иконы «Блаженное чрево»

Чудотворная икона «Блаженное чрево», которую также именуют «Барловской», сыграла огромную роль в становлении и укреплении православной веры. Но, несмотря на религиозную ценность, к сожалению, об истории ее первоначального появления мало что известно.

барловская икона божией матери

Обретение данного образа в России относится к 14 веку. Икона долгое время находилась в стенах Московского Благовещенского собора на территории Кремля. Но уже тогда святой образ обрел глубокое уважение и любовь со стороны православного народа. Барловская икона размещалась в самой главной и святейшей части храма, прямо напротив почётного царского места.

С появлением священного лика Богоматери начали происходить немыслимые чудеса. Верующие люди со всего мира приезжали в святую обитель, где молились перед иконой-целительницей. Она очень быстро обрела невероятную известность и почтение христиан. Для женщин святыня стала надежной опорой и поддержкой в любых несчастьях. И по сей день икона «Блаженное чрево» является покровительницей и главной защитницей женщин, в особенности тех, кто готовится стать матерью.

Где находится святой образ Божией Матери «Блаженное чрево»

В настоящее время местонахождение подлинной иконы Богородицы «Блаженное чрево» неизвестно. Существует всего три чудодейственных списка данной святыни, и все они находятся на территории нашей страны. Два из них хранятся в Москве: в Оружейной
палате и в Благовещенском соборе. Третий священный список Барловской иконы Божией Матери украшает иконостас Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале.

Все три списка находятся в огромном почтении у верующих христиан по всему миру. Многие приезжают из разных концов земли, чтобы помолиться и обрести поддержку великой иконы.

Описание иконы «Блаженное чрево»

барловская икона божией матери

Существует множество вариантов написания данной иконы. Но есть главные черты, которые обязательно отображены на каждой святыне «Блаженное чрево»: длинный мафорий, что покрывает голову Пресвятой Девы, изображен в красных тонах. Присутствие Младенца Иисуса Христа на руках Богородицы, возле живота, олицетворяет новую жизнь и Его рождение на свет. Богомладенец жестом руки благословляет верующих.

О чем молятся перед чудотворным образом «Блаженное чрево»

Икона Богоматери «Блаженное чрево» обладает огромной силой, которая способна оказать помощь при любых бедах и тяжких испытаниях. Большое количество верующих людей возносят свои молитвы перед великим ликом с просьбами:

Чудотворная икона обладает редчайшей способностью исцелять женщин от бесплодия даже при утвержденном, точном диагнозе врачей.

Дни празднования

Официальным днем празднования святыни считается 8 января. Эта дата выбрана не случайно: в этот день несколько веков назад на территории нашей родины была обретена данная икона, которая внесла огромный вклад в совершенствование и укрепление православной веры.

Молитва перед иконой

барловская икона божией матери

«О, великая заступница! Целительница тела и души! К Тебе возношу слова молитвы, ибо лишь Ты способна избавить меня от болезненных мук, несчастий и горести. Подари мне Свою поддержку, о Святая Царица! Не дай болезням истерзать мое тело, а печалям охватывать душу. Отгони прочь невзгоды и бедствия, придай моей жизни света, счастья и добра. Почитать Тебя, Пресвятая Дева, не перестану и восхвалю имя Твое Великое! Да будет на всё воля Божия. Во веки веков. Аминь».

Прославленный образ Богородицы «Блаженное чрево» совершил большое количество благих деяний, в том числе исцелил многих женщин от бесплодия, позволив им обрести истинное счастье материнства.

Помните, что самое главное — безмерная вера в чудотворную силу божественной иконы, непрестанные усердные молитвы и, конечно же, искренние слова, исходящие из самого сердца. Если вы поистине верите в Господа, а ваши сердца переполнены сильной любовью и верой, то вы непременно обретете покровительство и защиту чудотворной святыни Божией Матери и ощутите, как ваша жизнь наполняется счастьем, а все беды остаются позади. Мы желаем вам мира в душе. Будьте счастливы

Источник

Декабрь

3.12. Пахромская

барловская икона божией матери

Сия икона явилась в 1472 году. В древней летописи сохраняется замечание, что в этом году «от нея кровь шла чудно вельми».

4.12. Дамаскинская 133

барловская икона божией матери

По древнему преданию, сию икону в VIII веке писал преподобный Иоанн Дамаскин за преславное исцеление Пресвятою Богородицею отсечённой его правой руки по клевете иконоборца Льва Исаврянина.

7.12. Селигерская

В общежительной Ниловой пустыни на острове Селигере Тверской губернии находится чудотворная Владимирская-Селигерская икона Богоматери. Она принесена преп. Нилом Столобенским в XVI веке и доселе находится при мощах его. 7 декабря на вечерне торжественно совершается пред нею молебен, а вторично празднуется ей мая 26-го дня.

20.12. Новгород-Северская

Явление иконы относится к 1301 году. Икона сия находится в Новгороде-Северском Черниговской епархии.

20.12. Новодворская

барловская икона божией матери

Икона Божией Матери, именуемая Новодворской, писана свт. Петром, митрополитом Всероссийским, около 1320 года, тогда, как он был ещё на Волыни в монастыре, устроенном им на реке Рати, на урочище, называемом Новый Дворец, ныне не существующем. Во время гонения на православие от униатов, когда они напали на Новодворский монастырь, тамошний иеромонах Иаков перенёс её в Черниговский Успенский Елецкий монастырь. Когда же устроился монастырь Сурожский при городе Суроже, преосвященный Антоний Стаховский отдал сию икону строителю монастыря Симеону. В соборной церкви сего монастыря, теперь уже не существующего, стояла святая икона Новодворская. В 1677 году 14 августа икона перенесена была из старой церкви в новую в крестном ходе пред Литургией. Святитель Димитрий Ростовский, прибывший в это время на поклонение чудотворному образу, рассказывает, что 16 августа Никодим, епископ Целерский, оглашал в церкви после обедни чудеса, бывшие от иконы Богоматери.

20.12. Новодворская – в Каменском монастыре

Каменский монастырь основан был, по благословению Лазаря (Барановича), архиепископа Черниговского, иеромонахом Ионой Волховским в 1687 году. В благословение новооснованной обители архиепископ Лазарь дал свою келейную икону Новодворской Божией Матери, которая, по желанию его, была списана с чудотворной иконы, написанной святителем Петром, митрополитом Московским (1326 г. 2 декабря). В Каменской обители эта благодатная икона находится более 200 лет. В 1889 году 26 июня от громового удара сильно пострадал Успенский храм в Каменской обители, и много вреда внутри храма причинила молния; но Новодворская икона осталась совершенно невредимой. В память сего чудесного события в Каменском монастыре ежегодно 26 июня совершается крестный ход со свято чтимою иконою. Каменский монастырь находится в Новозыбковском уезде Черниговской епархии.

На Новодворской иконе Божия Матерь, держащая Спасителя на левой руке, изображена в венце, и на главе Богомладенца также венец.

В Киевском Златоверхо-Михайловском монастыре также находится свято чтимая Новодворская икона, точная копия с чудотворной, в серебряной ризе, в особом киоте. Икона поставлена в главном храме обители, на столпе за правым клиросом.

26.12. Собор Пресвятой Богородицы

барловская икона божией матери

Собор Пресвятой Богородицы

Празднество установлено Православною Церковью в память бегства Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем в Египет от гонения иудейского царя Ирода.

26.12. Барловская, или блаженное чрево 134

барловская икона божией матери

Барловская, или блаженное чрево

Явление чудотворного образа последовало в 1392 г. Икона сия находится в Московском Благовещенском соборе. Празднуется ещё и 6 октября.

26.12. Милостивая 135

барловская икона божией матери

Одна из трёх икон Пресвятой Богородицы, первоначально написанных св. евангелистом Лукою и удостоившихся благословения Самой Преблагословенной Девы, называется Милостивой для различия от других. Она называется Милостивою, как умоляющая Сына Своего о помиловании нас, грешных. Чудотворения от этой иконы бесчисленны; к Ней притекают не только христиане, но и магометане; в скорбях и болезнях все стремятся к милостивой Заступнице. Празднество ей совершается также и 12 ноября.

Точный снимок с сей иконы находится во Флорищевой пустыни Владимирской епархии.

26.12. Байбузская

барловская икона божией матери

Сия икона прославилась в 1852 году в селе Байбузы Черкасского уезда, откуда перенесена в Киево-Печерскую Лавру.

26.12. Виленская – Остробрамская

барловская икона божией матери

Время явления сей иконы неизвестно. Икона находится в Вильне над городскими воротами, именуемыми Острой Брамой, отчего и называется икона Остробрамской. Все жители Вильны и окрестных мест, как православные, так и католики, имеют благоговейное почитание к сей чудотворной иконе. Вторично празднуется ей также и 14 апреля.

26.12. Трёх радостей 136

барловская икона божией матери

Чудотворная икона Трёх Радостей находится в Москве на Покровке в церкви Святой Троицы на Грязех. На этой иконе вместе с Младенцем Иисусом изображён и младенец Иоанн Креститель.

26.12. Нечаянная Радость

барловская икона божией матери

В Москве находятся три чудотворные иконы Нечаянной Радости: 1) в церкви Благовещения у Кремлёвской стены близ Тайницких ворот; 2) в церкви Феодора Стратилата почтового ведомства и 3) в церкви Неопалимая Купина близ Девичьего Поля. Ко всем иконам Нечаянной Радости верующие во множестве прибегают и получают утешение и исцеление в недугах.

Изображение иконы Нечаянная Радость следующее: в комнате, вверху, – икона Божией Матери, а внизу пред иконою коленопреклонённо молящийся юноша. В книге «Руно орошенное» так описывается проявление благодатной силы сей иконы: «Эта икона находилась в доме одного грешника, который не утратил привычки ежедневно молиться пред нею словесами архангельского целования: «Радуйся, Обрадованная!» Однажды, хотящу ему идти к скверному беззаконию, обратится к образу Пресвятыя Богородицы, да первее совершит моление, посем да идет, и абие нападе на него страх и быв в ужасе, видит образ движущься, и се жива Богородица с Сыном, на руку держимым; отверзошася же язвы Младенца в руках и ногах и боку, и се течаше кровь потоками, яко же на кресте. Сие человек видев, паде от страха и возопи: «О Госпоже, кто сия сотвори?» Отвеща Богородица: «Ты и прочии грешницы грехами Сына Моего распинаете, яко иудеи». И рече грешник: «Помилуй мя, Мати милосердия!» Отвеща Богордица:

«Матерь милосердия Мя нарицаете, скорби же мя исполняете». Грешник рече: «Ни, Владычице, да не преодолеет моя злоба Твоея неизреченныя благодати. Ты бо еси всем грешным надежда. Умоли о мне Сына Твоего, Отца моего». Тогда Преблагословенная Матерь нача молити Господа: «Благоутробне Сыне Мой, любви ради Моея помяни сего грешника и прости вся дела его елико содея». И тако скончася видение». И Божественный голос заставил грешника раскаяться, и получил он нечаянную радость от иконы Пресвятой Богородицы, спасшей его от вечной гибели.

Чудотворная икона Нечаянная Радость в церкви Неопалимой Купины прославилась в 1838 году; одна женщина, страдавшая сильною глухотой, так что не могла слышать ни церковного пения, ни колокольного звона, пришла в церковь и усердно молилась пред сею иконою, и получила исцеление. День празднования этой иконы в неделю Всех святых, а также 9 декабря.

26.12. Помощь в родах

барловская икона божией матери

И кто, прибегающий к Царице Небесной, не получает от Неё утешения и помощи в скорбях и болезнях?! Её всесильное заступничество даёт благополучный исход разрешению всех болезней и страданий, от которых не может спасти никакое богатство, никакое могущество на земле!

барловская икона божией матери

Помогательница женам чады рождати

Существует ещё и другая очень древняя икона, имеющая название: Образ Пресвятой Богородицы, Помогательницы женам чады рождати. На этой иконе Божия Матерь изображена с открытою главою и распущенными по плечам власами, со сложенными на груди руками, причём персты левой руки покрывают до половины персты правой руки. Ниже сложенных кистей рук изображён сидящий при персях Богомладенец, десная рука Которого благословляет именословно, а левая лежит на колене; из-под одежды видны оконечности ног. На Богоматери верхняя одежда красная с прозолотью, имеющая на каждом плече по золотой звёздочке; нижняя одежда темно-зелёная с прозолотью и с золотыми звёздочками и такою же оторочкою по вороту и рукавам. Глава Богоматери несколько наклонена. На Спасителе одежда жёлтая с прозолотью, на груди отливающая в темно-зелёный цвет. Все изображение помещено на полумесяце.

29.12. Божия Матерь избиенных младенцев от Ирода

В Вологде, в Ильинской церкви, находится древняя, замечательная икона и по художественному письму, и по наименованию ее в церковной описи 1809 года. Икона эта названа: «Икона Божией Матери избиенных младенцев от Ирода». Изображение этой иконы такое: в облаках представлена Богоматерь с Предвечным Младенцем, окружённая со всех сторон, в виде венка, группою нагих младенцев в самых разнообразных положениях.

В Киевской пещере прп. Феодосия хранится тело одного из Вифлеемских младенцев. К сему св. младенцу- мученику прибегают бесплодные жены с молитвою о разрешении своего бесчадия; ему же молятся о здравии детей.

Мощи младенца, убиенного по повелению Ирода, привезены в Киев в 1620 году Иерусалимским патриархом Феофаном и покоятся в серебряном ковчеге. Неизвестно, почему придают ему имя Иоанн.

Древний чудотворный образ находится на о. Мальта – Ред..

Приведён список, который является точным повторением чудотворной иконы «Богоматери Бардовской» из Московского Кремля. Ныне находится в собрании Оружейной палаты – Ред..

Приведён образ из Киккского монастыря на о. Кипр – Ред..

Находится в церкви Живоначальной Троицы на Грязех, в Москве – Ред..

Источник: ΙSΒΝ 978-5-91459-006-9. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон. Сост. София Снессорева. — М.: Терирем, 2010. — 640 с. УДК 271.22-526.62. ББК 86.372

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

БЛАЖЕННОЕ ЧРЕВО, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

барловская икона божией матери
Икона Божией Матери «Блаженное Чрево»

Барловская икона Божией Матери «Блаженное чрево», также именуемая «Помогательница женам чады рождати» или «В родах помощница», «Помощь в родах».

Празднование 6 октября, 26 декабря в день явления Барловского списка.

Описание

Согласно Поселянину [2], на иконе «Помощь в родах» Богоматерь изображается стоящей в рост с воздетыми для молитвы руками и с Предвечным Младенцем на лоне, напоминая несколько икону «Знамение». Икона Богородицы «Помогательницы женам чады рождати» являет Божию Матерь с открытой головой и распущенными волосами. Руки Ее сложены на груди, причем персты левой руки до половины покрывают персты правой. Ниже сложенных рук изображен Предвечный Младенец, десной рукой благословляющий, а левую держащий на колене. Из-под короткой одежды Его видны оконечности ног. На Богоматери верхняя одежда красная с прозолотью, имеющая на каждом плече по золотой звезде, нижняя же одежда темно-зеленого цвета с позолотой и с золотыми звездочками и такой же оторочкой по вороту и рукавам. Голова Божией Матери несколько наклонена. На Спасителе одежда желтая с позолотой, на груди отливающая в темно-зеленый цвет. Все изображение помещено на полумесяце.

Богоматерь на Барловской иконе, хранившейся в Москве, была изображена поколенно, а Младенец Христос возлежал, вкушая млеко из Ее сосца. На иконе из собрания Рыбинского музея [3] Богоматерь представлена в типе «Млекопитательница» (по-гречески «Галактотрофуса»). На рыбинском образе поза Христа динамична и более сложна по сравнению с московским образом. Оригинальным декоративным дополнением является рама со сложным плетеным орнаментом позднебарочного типа («стиль регентства»), заимствованная, вероятно, c западноевропейского образца.

Существуют и другие иконы Богоматери, известные под названием «Блаженное Чрево». Одна из них несколько похожа на икону «Помощь в родах», а на другой Богоматерь изображена в короне, а Предвечный Младенец с непокровенной главой. Наверху помещены изображения двух ангелов, одной рукой поддерживающих корону на главе Пречистой Девы, а другой — украшение в виде цепочки, полукругом спускающейся вниз около лика Богородицы [2].

Есть сведения также что на иконе «Блаженное чрево» Богоматерь изображается с чашей для омовения [4].

История

На Руси обретение иконы, именуемой «Барловским [5] списком», произошло 26 декабря 1392 года. [6] Эта икона хранилась в Благовещенском соборе Московского Кремля. Об особом почитании образа Богоматери Барловской свидетельствует то, что в соборе его поместили напротив царского места, а во второй половине XVII века икону поновлял глава иконописцев Оружейной палаты Симон Ушаков. Ныне местонахождение этого образа неизвестно.

Литература

Использованные материалы

[3] Первая пол. XVIII в., дерево, темпера, 34.4 х 30 см. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Россия, Инв. РБМ 4613, поступила в музей в 1920-е годы, реставрировалась в 1997–2000 годах в МАХУ памяти 1905 года Е. А. Егоровой. На иконе надпись: «ОБРАЗЪ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ БЛАЖЕННОЕ ЧРЕВО». См. иллюстрацию на этой странице

Источник

ИКОНА ХАБАРОВСКАЯ «БЛАЖЕННОЕ ЧРЕВО»

В 1664 году рязанский иконописец Иван Авксентиев написал икону Богоматери Млекопитательницы, которая была подписана им как «Хабаровская». На этой иконе Богоматерь изображена поколенно, в легком повороте вправо. Ее голова склонена вправо к Младенцу, которого Она кормит грудью. Левой рукой Богоматерь поддерживает Младенца, правая касается его ножек. Младенец Христос изображен полулежащим на коленях Матери. Волосы Марии не скрыты чепцом (как это обычно изображено на иконах Богородицы), а спускаются вдоль лика и шеи темно-русыми прядями. Одежды насыщенных розовых и зеленых оттенков с золотым орнаментом в виде звезд и цветов. По каймам и зарукавьям одежды Богоматери украшены золотыми надписями из Псалма, пророчествующего о славе Богородицы. Личнóе написано по зеленоватому санкирю высветлениями, создающими объем.

Эта икона явилась списком с очень почитаемой на Руси иконы Богоматери «Блаженное Чрево» Барловской. До 1924 года она находилась в Благовещенском соборе Московского Кремля, в настоящее время ее местонахождение неизвестно. Барловская икона была явлена 26 декабря 1392 года. Наименованием иконы «Блаженное Чрево» послужили строки из Евангелия от Луки «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. 11, 27). Согласно рукописному сборнику XVIII века образ был принесен в Москву из итальянского города Бари, где он находился при гробе святителя Николая, архиепископа Мирликийского, отсюда и второе название иконы — «Барловская». Об особом почитании Барловского образа Богоматери свидетельствует то, что в Благовещенском соборе его поместили напротив царского места, а во второй половине XVII века икону поновлял глава иконописцев Оружейной палаты Симон Ушаков. Богоматерь на московской иконе была изображена поколенно, а Младенец Христос — возлежащим и вкушающим млеко из Ее сосца.

Итак, во второй половине XVII века с древней Барловской иконы XIV века Иван Авксентиев делает список, на нижнем поле которого помещает надпись: «. году генваря списан сий образ с чудотворнаго образа греческого письма зовется Хабаровская а стоит против царского места на налое Благовещения Пречистыя Богородицы у государя на сенях а списал архиепископа Рязанского Илариона иконописец Иоанъ Авксентиевъ». Этот текст повторен в резной надписи на серебряной пластине, укрепленной на обороте иконы, причем утраченный в начале надписи лицевой стороны год написания иконы сохранился на обороте: «1664 году генваря списан сий образ с чудотворнаго образа греческого письма зовется Хабаровская а стоит против царского места на налое в церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы у государя на сенях а списал архиепископа Рязанского Илариона иконописец Иоанъ Авксентиевъ». Как отмечает искусствовед М. А. Быкова (Иконы Владимира и Суздаля. М.: Северный паломник, 2006. С. древняя чудотворная Барловская икона XIV века не сохранилась и известна по нескольким спискам. Самый ранний из них — икона XVI века в золотом окладе рубежа веков из Новодевичьего монастыря — наиболее близок суздальской иконе.

Вероятно, Иван Авксентиев получил заказ на выполнение списка с чудотворной иконы Барловской из Благовещенского собора Московского Кремля от рязанского архиепископа Илариона, который был посвящен в архиепископа Рязанского и Муромского в 1657 году и в 1669 году получил сан митрополита. Где размещалась Хабаровская икона 1664 года после написания нам неизвестно. Можно предположить, что икона была подарена в Спасо-Евфимиев монастырь самим митрополитом Иларионом или кем-то из окружения митрополита после его смерти в 1673 году.

Наименование иконы «Хабаровская», надо полагать, появилось неслучайно: в то время у всех на слуху было имя Ерофея Хабарова. И неудивительно, что икона, которая стала списком с иконы Барловской, получила название Хабаровской (созвучие «помогло»). Так, по Промыслу Божию, за две сотни лет до основания Хабаровска появилась Хабаровская икона. После начавшихся печальных событий разрушения России и ее культуры в годы ХХ столетия икона разделила участь многих шедевров русской иконописи — она превратилась в музейный экспонат, поскольку Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале стал частью комплекса Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Монастырь все еще принадлежит государству, и икона хранится там в музейных фондах по сей день.

В год со дня рождения Ерофея Павловича Хабарова по благословению архиепископа Хабаровского и Приамурского Марка было решено сделать список с музейной иконы, репродукция которой размещена в каталоге «Иконы Владимира и Суздаля», опубликованном московским издательством «Северный паломник» в 2006 году. Местом создания новой иконы стала иконописная мастерская Хабаровской духовной семинарии, а благословение на написание иконы получила известный хабаровский иконописец инокиня Ирина (Мороз). Архиепископ Марк благословил наполнить новую икону новым содержанием: на полях иконы изобразить святых, которые, так или иначе, относятся к нашей благословенной хабаровской земле. В день первого выпуска семинарии, 24 июня 2010 года, икона была торжественно внесена в Спасо-Преображенский кафедральный собор и освящена архиепископом с собором духовенства. Икона Божией Матери стала даром хабаровской земле от семинарии. Создание иконы было бы невозможным, если бы не помощь прихожан хабаровских храмов, которые с радостью откликнулись на призыв семинарии о сборе средств, необходимых для написания иконы. Таким образом, наша земля обрела новую святыню, а ее созидателями явились и правящий архиерей, и духовенство, и региональная семинария, и прихожане — то есть вся Хабаровская епархия.

Хабаровская икона Божией Матери принадлежит к сравнительно редкому для русской иконописи изводу. Изображения Девы Марии, кормящей грудью Младенца Христа, известны уже в раннехристианском искусстве. Особой популярностью этот сюжет пользовался в пост-
византийской итало-греческой живописи. На Руси подобные изображения распространяются лишь с XVII века. Для них характерны поколенный срез фигуры Богоматери, ее распущенные волосы под мафорием и изображение полулежащего Младенца. Все эти черты сохраняет Хабаровская икона, средник которой полностью ориентируется на икону XVII века.

Икону венчает «Спас Нерукотворный» — образ, который всегда сопровождал русских людей в походах. На полях иконы размещены 12 клейм с изображением святых. В верхнем ряду два апостола — святой апостол Фома (по преданию проповедовал в Индии и дошел до пределов стран Азиатско-Тихоокеанского региона) и святой апостол Марк (небесный покровитель правящего архиерея епархии, при котором создавалась икона). Рядом с апостолами святые епископы — святой священномученик Ерофей, епископ Афинский (небесный покровитель Ерофея Павловича Хабарова) и святитель Николай, архиепископ Мирликийский (небесный покровитель графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского, покровитель путешествующих). Далее изображены святитель Иннокентий Иркутский (миссионер Восточной Сибири) и святитель Иннокентий Московский (апостол Дальнего Востока и Северной Америки). Под ними — священномученик Петр, митрополит Крутицкий и Коломенский (в бытность его Местоблюстителем Патриаршего Престола в 1925 году была открыта Хабаровская епархия) и священномученик Евгений, митрополит Горьковский викарий Иркутской епархии, епископ Приамурский и Благовещенский).

В нижнем ряду изображена святая равноапостольная Мария Магдалина, так как первой церковной постройкой на месте нынешнего Хабаровска была часовня в ее честь на амурском утесе. Также изображена другая женщина — святая преподобномученица Великая Княгиня Елизавета, в честь которой в наше время освящен один из хабаровских храмов. Кроме того, в нижнем ряду расположены лики святого равноапостольного Николая Японского и святителя Иоанна Сан-Францисского и Шанхайского, которые имеют самое непосредственное отношение к Дальнему Востоку.

Весьма интересны иконографические особенности некоторых святых с Хабаровской иконы. Издревле известны иконы святых, где они изображаются держащими на руках храм или монастырь, небесным покровителем которого они являются. Эта иконописная традиция принята во внимание при изображении святых, связанных с Хабаровском. Так, святитель Иннокентий Иркутский на нашей иконе держит в руке Свято-Иннокентьевский храм — первый каменный храм в Хабаровске, святитель Иннокентий Московский — духовную семинарию, святая Елизавета — Елизаветинский храм, а святая Мария Магдалина изображена с часовней, построенной в ее честь на амурском утесе основателями Хабаровки. Часовня не сохранилась, но сохранились фотографии, где она запечатлена, по которым и было сделано данное изображение. На оборотной стороне иконной доски написаны имена всех людей, которые внесли свою лепту на создание иконы.

Хабаровская икона Божией Матери сразу после освящения приняла участие в миссионерском сплаве по Амуру в 2010 году на теплоходе «Василий Поярков». Специально для служения молебнов был написан тропарь иконе — особое песнопение, исполняемое во время службы перед иконой:

«Днесь светло красуется преименитый град Хабаровск/ и вся Приамурская страна,/ созывающи к веселию вся боголюбивыя народы христианския,/ на преславное торжество Божия Матере,/ пришествия ради святаго Ея образа,/ днесь бо явися нам пресветлое великое солнце./ Приидите, вси богоизбраннии людие,/ ко источнику цельбоносному,/ источает бо нам неоскудныя милости Пресвятая Богородица/ и избавляет вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих./ О, Всемилостивая Госпоже Дево Богородице,/ спаси страну нашу и вся люди Твоя, да зовем Ти: // радуйся, Дево, христиан похвало.»

Во время остановок участники сплава несли икону крестным ходом по приамурским селениям, перед ней служились молебны и возносились горячие молитвы к Богоматери. Прославилась икона и чудесами. Каждый участник сплава отмечал необыкновенное внутреннее чувство живого присутствия Божией Матери.

Ныне Хабаровская икона пребывает в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Хабаровчане полюбили свою новую святыню, к иконе приходят все, кто нуждается в помощи. Некогда и Владимирская, и Казанская и другие хорошо известные нам иконы Девы Марии были вновь написанными. Но со временем они прославились многими чудесами, ибо Богоматерь не оставляет неуслышанным каждого, кто приступает с верой и любовью к Ее образу. А теперь перед новой Хабаровской иконой всегда горят свечи — символ нашей горячей молитвы, символ нашей неугасающей надежды. (http://www.slovoart.ru/node/825)

барловская икона божией матери
Тропарь Хабаровской иконе:»Днесь светло красуется преименитый град/ Хабаровск и вся Приамурская страна,/ созывающи к веселию вся боголюбивыя народы христианския,/ на преславное торжество Божия Матере,/ пришествия ради святаго Ея образа,/ днесь бо явися нам пресветлое великое солнце./ Приидите, вси богоизбраннии людие,/ ко источнику цельбоносному,/ источает бо нам неоскудныя милости Пресвятая Богородица/ и избавляет вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих./ О, Всемилостивая Госпоже Дево Богородице,/ спаси страну нашу и вся люди Твоя, да зовем Ти: // радуйся, Дево, христиан похвало».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *