башни новодевичьего монастыря названия
Ансамбль Новодевичьего монастыря
Сегодня в Новодевичьем монастыре соседствуют действующая обитель и музейные экспозиции, так как это не только памятник старины и часть русской истории, но и место, окутанное преданиями и легендами.
Легенды и предания
Одна из них гласит, что баскаки Золотой Орды собирали дань с Руси не только деньгами, но и девушками. Поле, на котором московские красавицы прощались с родными перед отправкой в неволю, назвали Девичьим. Согласно второй легенде, своим именем обитель обязана первой настоятельнице — Елене по прозвищу Девочкина. Третья, самая прозаичная легенда, гласит, что такое название дано для отличия от кремлевского Вознесенского (Стародевичьего) монастыря, который был разрушен в 1929 году.
Сохранились предания о том, что в тяжелые времена призраки первой настоятельницы монастыря Елены и сестер являлись то на церковной паперти, то на монастырских стенах. Их видели плачущими во время чумы 1771 года, когда монастырь стал больницей; фигуры монахинь появились на стенах монастыря в 1812 году, когда Наполеон только перешел границу Российского государства; они приходили к несправедливо обиженным монахиням, а однажды Елена со своими келейницами явилась московскому архипастырю и попросила заступиться за угнетенных, после чего в монастыре было начато расследование.
Монастырь в судьбе женщин
Монастырь основан по указу московского князя Василия III, который дал обет основать на перекрестке Смоленской дороги и Москвы-реки обитель в честь возвращения Смоленска Руси из польско-литовского владычества. Правда, существовала и другая причина, уже личного характера, побудившая великого князя начать строительство. Он собирался развестись с Соломонией Сабуровой, которая за 20 лет брака не родила ему наследника, и сослать ее в этот монастырь. Но Соломония узницей Новодевичьего не стала — после пострига она настояла, чтобы ее отправили в Покровский монастырь города Суздаля, который она патронировала как великая княгиня.
Надо сказать, что история Новодевичьего монастыря на протяжении веков всегда переплеталась с трагическими судьбами многих знатных русских женщин. После смерти последнего Рюриковича, царя Федора Иоанновича, в монастырь удалилась его вдова, царица Ирина, сестра Бориса Годунова. Перед отправкой в ссылку в монастыре содержалась знаменитая раскольница — боярыня Морозова. Мятежная царевна Софья, потерпев поражение в борьбе за власть, была пострижена в монахини Новодевичьего монастыря под именем Сусанна. Неугодную жену Петра Евдокию Лопухину тоже ждала участь монахини этой обители. Кроме особ царской крови в монастырь отправлялись неугодные боярские жены, вдовы, незамужние дочери и сестры.
История обители
Облик Новодевичьего монастыря не всегда был таким, каким он предстает перед нами сегодня. Изначально его стены и башни были деревянными. На устройство обители в 1523 году из казны выделили 230 килограммов серебра, и уже через год она была возведена. Строительство же Смоленского собора завершили 13 мая 1525 года. Из-за спешки в процессе строительства произошел обвал здания и погибли несколько артелей каменщиков ― всего 56 человек; до сих пор в обители их поминают молитвами.
Каменные стены и 12 башен Новодевичьего монастыря появились в конце XVI века при Борисе Годунове. Они охраняли подступы к Москве с запада. Монастырь входил в четверку мощных обителей-форпостов вокруг столицы наряду с Донским, Даниловым и Симоновым монастырями. Но защитить монастырь от разорения в Смутное время они не смогли.
Новый расцвет монастыря начался с приходом Романовых. Он был восстановлен и превращен в царское богомолье. Однако святость этого места не помешала Наполеону Бонапарту разместить здесь свою батарею, а перед уходом из Москвы отдать приказ сжечь храмы. Но казначейше обители, монахине Саре, удалось затушить фитили у пороховых бочек. Наполеон долго стоял на другой стороне Москвы-реки, ожидая грандиозного пожара в Новодевичьем. И тогда хозяин находившегося рядом с монастырем дома запалил свои строения. Бушевавший огонь обманул императора, и монастырь был спасен.
В 1922 году монастырь был закрыт, и в его стенах создали Музей раскрепощения женщины, позже ставший филиалом Исторического музея. Во время Великой Отечественной войны в храмах Новодевичьего монастыря вновь разрешили проводить богослужения, на его территории открылись Московские богословские курсы и Богословский институт. Сейчас в Новодевичьем располагается резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского. Также в монастыре представлена интереснейшая экспозиция Церковного музея Московской епархии РПЦ.
Новодевичий, один из старейших и красивейших монастырей России, получил сертификат о включении в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО в 2004 году как шедевр русских и итальянских архитекторов, камнерезов и живописцев. Сложившийся в конце XVII века уникальный в своей сохранности ансамбль зданий никогда не перестраивался, не реконструировался и пронес через века удивительную красоту архитектуры в стиле «московское барокко».
Собор Смоленской иконы Божией Матери
Итальянец Алевиз Фрязин и русский зодчий Нестор возвели собор в 1524–1525 годах по образцу великого Успенского собора Московского Кремля. 70 икон, украшающих иконостас Смоленского собора, подарены Борисом Годуновым. Уникальная фресковая роспись храма, иллюстрирующая Акафист Пресвятой Богородице, рассказывает о непростой политической ситуации времен постройки собора. Именно здесь Борис Годунов дал согласие на царствование.
Цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович Романовы ходили в Новодевичий монастырь на богомолье пешком из Кремля. Под стенами монастыря после службы угощали паломников; с тех пор в Москве возникла традиция народных гуляний у стен Новодевичьего.
Стиль «московское барокко»
Здания, построенные во второй половине XVII века, образуют уникальный и прекрасно сохранившийся ансамбль в новом тогда для Москвы изящном и нарядном стиле. За стеной с двурогими зубцами, с башнями, украшенными резными коронами, открывается ансамбль удивительных по красоте зданий. Грандиозное строительство на территории монастыря развернулось в правление царевны Софьи Алексеевны.
Колокольня
Авторство проекта колокольни Новодевичьего монастыря приписывают крепостному зодчему Якову Бухвостову. Скорее всего, правительница Софья в опекаемой ею обители хотела видеть колокольню по образцу кремлевского Ивана Великого. Но она превзошла ожидания. Пять последовательно уменьшающихся восьмериков необыкновенно выверенных пропорций, изысканно украшенных белокаменной резьбой, гармонично перекликаются с другими строениями монастыря. Великие архитекторы Баженов и Бове считали колокольню Новодевичьего самой красивой и гармоничной в России.
Старинная московская улица Пречистенка получила свое название по указу царя в 1658 году в честь иконы Пречистой Девы, с которой шли из Кремля в Новодевичий монастырь.
Некрополь Новодевичьего монастыря
На территории монастырского некрополя похоронены члены семей княжеских родов, выдающиеся деятели искусства, политические деятели, ученые и военачальники. В конце XIX века кладбище было расширено за пределы монастыря. Эта часть некрополя пострадала во время реконструкции в 30-е годы, многие могилы сочли «лишними», оставив только захоронения ученых и писателей. В советские годы Новодевичье кладбище приобрело статус второго по значимости некрополя после Кремлевской стены.
kirinushka
kirinushka
Новодевичий монастырь.
Сегодня разрешите предложить вам небольшую экскурсию по Новодевичьему монастырю.
Совершенно случайно, спасибо навигатору, мы оказались на берегу Большого Новодевичего Пруда. Кстати, чуть позже я узнала, что панорама Новодевичьего монастыря с противоположного берега пруда считается одним из самых красивых видов Москвы?
Итак.
Московский Новодевичий монастырь (Богородице-Смоленский Новодевичий женский Монастырь) был основан Василием III Ивановичем в 1524 году в ознаменование присоединения к Московскому государству Смоленска, который находился под властью Литвы более 100 лет. И в честь Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия». Отсюда его название Богородице-Смоленский.
Существует несколько версии названия Новодевичий.
— Монастырь называется по местоположению. Стоит эта белокаменная крепость в излучине Москва-реки на Девичьем поле. По преданию в этих местах во время татаро-могольского ига отбирали девушек, которых вместе с данью отправляли в Золотую Орду.
— Девичье поле называется так потому, что на нем построен Новодевичий монастырь, а он новый, по сравнению с существовавшими в Москве во время постройки Зачатьевским (Стародевичьим) и Воскресенским монастырями. И, конечно же, девичий, потому что женский.
Первоначальные укрепления монастыря были деревянными, а первая каменная ограда была возведена при Борисе Годунове (в конце XVI в.).
Последняя перестройка монастыря проводилась в 80-х годах XVII века. Во время этой перестройки мастера больше внимания уделяли декоративности элементов постройки, поскольку к этому времени монастыри практически утратили свое оборонное значение.
Ограда, как, впрочем, и весь комплекс монастыря, получила оформление в очень популярном тогда архитектурном стиле, представленном только в России и названном Нарышкинское Барокко (сейчас Московское барокко).
Современная ограда Новодевичьего – это 12 башен и почти километр (950 м.) стен 3-х метровой толщины, высота которых колеблется от 5 до 11 метров. При строительстве новых стен частично использовалась кладка древних стен монастыря.
Все башни Новодевичьего монастыря имеют свои имена.
А самой популярной у Москвичей стала в начале нулевых Напрудная или Софьина башня.
Это практически Стена Плача местного разлива ))) В кладку стены стали засовывать записочки с просьбами и желаниями и исписывать ими же стены башни. Но.
Вот что я нашла в интернете:». По легенде з агадывать желания нужно этой башне, а просить — святую Софью. Н ужно приложить руку от сердца, левую, соответственно, потом на какое-то время ее убрать — должно пойти тепло. Если почувствуешь тепло, можно загадывать желание. Значит, она, Св. Софья, тебя слышит. » )))
И еще. Желательно загадывать не для себя и не писать на самой башне (зачем портить достояние национальной культуры?!)
В Новодевичьем монастыре две надвратные церкви:
Над северными воротами возвышается Храм Спаса Преображения (Преображенская надвратная церковь). По строенный в1687-1689 гг. и действующий до сих пор. Однако для свободного доступа храм закрыт, т.к. является домовой церковью митрополита Крутицкого и Коломенского.
Сейчас и ворота, и храм не используются и потому закрыты.
После получения благословения сестры, Борис Годунов принял избрание на царство в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Случилось это 22 февраля 1598 года. С этого дня началось время подъема и процветания обители.
Царице-инокине Ирине были отстроены новые просторные кельи, названные Ирининскими палатами, с трапезной и домовой церковью во имя Иоанна Предтечи. Примерно в то же время были выстроены Певческие палаты, в которых гораздо позже по указу Петра I открыли приют для девочек-сирот. Приют был рассчитан на 250 человек. Девочек обучали искусству плетения голландского кружева, для чего Петр специально выписывал мастериц из Барбанта.
Так, например, на средства царевны Софьи Алексеевны были возведены основные постройки Новодевичьего.
Строится Успенская церковь
и пристроенная к ней трапезная.
Установленный на высоком подклете пятикупольный белокаменный храм выглядит очень величественно.
Да и размеры его внушительны. Высота от уровня пола (то есть не считая подклета) до замкового камня центрального подкупольного барабана – 33,7 м, а от уровня пола подклета до креста – 42,5 м.
Внутри сохранились необычайной красоты мозаики, но вот фотографии ни одной не получилось (
И многие-многие другие.
До «реконструкции» 30-х годов ХХ века некрополь Новодевичьего монастыря насчитывал более 2000 захоронений, после уцелело около 100 надгробий.
А сейчас я хотела бы спросить у вас, задавались ли вы вопросом почему купола православных церквей имеют разную форму и разную окраску? Кроме того их бывает разное количество.
Ну, для начала, правильнее все-таки не купол, а глава и главка.
Вот и пришло время прощаться с Новодевичьим монастырем. Его двери открываются для туристов в 10:00 и закрываются в 17:30 каждый день кроме понедельников.
Удивительно как встречается в нашем мире история и современность! В начале нашей прогулки мы смотрели на монастырь с противоположного берега большого Новодевичьего пруда и я говорила, что это один из красивейших видов Москвы, а теперь посмотрим на Москву с берега, на котором стоит монастырь. Насколько красив этот вид решать вам, а я с вами прощаюсь. )))
Мне осталось только заметить, что архитектурный комплекс монастыря включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, что вход на территорию монастыря платный и что за фотосъемку нужно будет заплатить отдельно и за видеосъемку тоже отдельно. Во время проведения службы фотографирование и съемка в храмах строго запрещены в остальное время не возбраняются.
Ну вот и все. Всем спасибо за внимание! Мира вам, счастья и добра!
Башни новодевичьего монастыря названия
Настоящим расцветом стали для Новодевичьего монастыря годы регентства царевны Софьи Алексеевны (1682-1689). Она сделала обитель на Девичьем поле своей загородной резиденцией и энергично занялась её украшением. Тогда-то и сложился неповторимый, сохранившийся до нашего времени, архитектурный ансамбль, поражающий своим поистине царским великолепием.
Храмы в плане образуют правильный обращённый к востоку крест, в центре которого находится собор. Главная тема архитектурного убранства обители – контраст белокаменного узорочья наличников, арок, галерей, балюстрад с багряно-красным фоном стен. Законченность и стилистическое единство ансамблю придают белые зубчатые стены и башни, с декоративными навершиями в виде корон.
СТЕНЫ И БАШНИ обители, поставленные царем Борисом Годуновым, при Софье были укреплены и расширены. В настоящее время их общая протяженность составляет 870 метров, высота от 7 до 11 метров, толщина – до 5 метров. Образуя неправильный пятиугольник, они окружают территорию общей площадью 5 гектаров. По периметру стен располагаются 12 башен: четыре круглых угловых: Напрудная, Никольская, Чеботарная, Сетуньская, с прилегающими к ним стрелецкими караульнями, а остальные восемь – 4-угольные: Лопухинская, Царицынская, Иоасафовская, Швальная, Покровская, Предтеченская, Затрапезная и Саввинская.
СМОЛЕНСКИЙ СОБОР (1524-1525) – древнейшая каменная постройка Новодевичьего монастыря, представляет собой шестистолпный храм на высоком подклете, окруженный с трех сторон широкой галереей, на которой первоначально располагались четыре придельных церкви. Из них до нашего времени сохранились две: святых апостолов Прохора и Никанора, чья память совпадает с празднованием Смоленской иконе, и святой мученицы Софии. В диаконнике собора находился престол в честь Архангела Гавриила, небесного покровителя Василия III.
Основными темами настенной росписи, относящейся к концу XVI века, являются Акафист Пресвятой Богородице, Сказания о земной жизни Богоматери и о Римской-Лиддской иконе. В люнете над восточной аркой видна монументальная фреска Богоматери Одигитрии, которой посвящен храм. На столпах собора изображены святые воины-мученики, благоверные русские князья и византийские царицы, мученицы и преподобные жёны.
К годуновскому времени относятся иконы праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого рядов, а также украшенные орнаментальной росписью тябла иконостаса. Роскошная вызолоченная рама с 84-мя колонками в виде виноградных лоз, выполненная мастерами Оружейной палаты в технике «флемской» сквозной резьбы, была сделана при царевне Софье, в 1683-1685 годах. Тогда же к пяти рядам годуновских икон сверху был добавлен страстной ряд, разобранный в начале XX века при реставрации собора.
Иконостас южного Софийского придела собора по замыслу венценосной ктиторши был посвящен теме женской святости. Здесь в деисусном чине мастера во главе со знаменитым Фёдором Зубовым пошли на уникальную замену, вместо апостолов изобразив русских благоверных княгинь и преподобных жён. В местном ряду были помещены иконы святых мучениц Софии и Феодосии. Храмовой иконой этого придела стал образ святой Софии с дочерьми-мученицами Верой, Надеждой и Любовью. В настоящее время все иконы находятся в фондах Государственного исторического музея.
ПАЛАТЫ ЦАРИЦЫ ИРИНЫ ГОДУНОВОЙ С АМВРОСИЕВСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ – после Смоленского собора древнейший архитектурный комплекс обители. Во второй половине XVI века представлял собой отдельно замкнутую усадьбу, построенную, вероятно, для княгини Ульяны Удельной (в монашестве Александры), позже принадлежавшую царице Ирине Годуновой (в монашестве также Александре). Здание сильно пострадало во время пожара 1796 года и утратило свой первоначальный облик.
Первоначально храм был украшен изящным пятиглавием, пострадавшим от пожара в 1796 году и окружен открытой белокаменной галереей, разобранной по ветхости в начале XIX века. После восстановительных работ, производившихся по проекту Казакова, церковь приобрела нынешний облик.
ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ (1687-1688), построенная над святыми (северными) воротами, является как бы «визитной карточкой» Новодевичьего монастыря. Изящный, лёгкий, украшенный белокаменным убором храм, кажется парящим над обителью. Его высокий четверик с тремя рядами окон, завершён поясом крупных белокаменных раковин и пятью гранёными барабанами с фигурными главками. С запада к Преображенской церкви примыкают Лопухинские палаты, первоначально построенные для царевны Екатерины Алексеевны, в 1727-1731 годах ставшие жилищем царицы-инокини Елены (Евдокии Фёдоровны Лопухиной, первой супруги Петра I). В Преображенской церкви сохранился резной иконостас работы Карпа Золотарёва. Особой тонкостью и совершенством письма отличаются иконы местного ряда. В их подборе нашла отражение державная идея, занимавшая царевну Софью. На одной из икон святая мученица София изображена предстоящей Богоматери вместе со святыми равноапостольными царицей Еленой, княгиней Ольгой и мученицей Параскевой, покровительницей супруги царя Ивана Алексеевича.
ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ (1683-1688) возведена над южными воротами монастыря. Она не столь величественна как Преображенская, но не менее оригинальна. Её создателями был использован редкий приём, характерный для украинского зодчества: три лёгких, ярусных главы этого храма поставлены в один ряд над притвором, трапезной и алтарём, причём в боковых главах устроены звонницы. С востока к нему примыкают Мариинские палаты, в которых жила царевна Мария Алексеевна. Иконы этого храма, выполненные царским изографом Кириллом Улановым, находятся в фондах Государственного исторического музея.
КОЛОКОЛЬНЯ (1687-1689)** построена в последний год правления царевны Софьи, имеет высоту 72 метра и состоит из шести ярусов восьмериков, окруженных галереями с белокаменными балюстрадами. Третий и пятый ярусы занимают звонницы. В нижнем находилась церковь преподобных Варлаама и Иоасафа***, соединявшаяся с покоями царевны Евдокии Алексеевны. На втором ярусе была церковь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, которую после 1812 года перенесли в трапезную часть Успенского храма.
** Для её строительства была разобрана обветшавшая церковь над гробницей царевны Анны, первенца Ивана Грозного. Её останки были перезахоронены в крипте под алтарём Смоленского собора.
*** Преподобные Варлаам и Иоасаф, царевич Индийский, по замыслу царевны Софьи должны были служить символическими образами царя Ивана Алексеевича и его учителя Симеона Полоцкого, белорусского богослова и поэта. Сохранившиеся иконы храмовых святых имеют портретное сходство со своими прототипами.
Новодевичий монастырь в Москве история создания
Новодевичий монастырь — старейший, даже пожалуй, один из самых красивых функциональных женских монастырей Москвы. Наибольшее количество не только туристов, но и местных художников приходило сюда, к пруду с утками, в поисках вдохновения. Новодевичий монастырь был основан в 1524 году в ознаменование выхода Смоленска от Литвы, важного шага в завоевании Москвой земель старой Киевской Руси. Самым старым и доминирующим зданием на территории является белый Смоленский собор с роскошным интерьером, покрытым фресками 16 века. Новодевичий монастырь — действующий. Женщинам рекомендуется при входе в церковь покрывать голову и плечи, а мужчинам — в длинных штанах. Читайте дальше на нашем сайте anonssmi.ru
История Новодевичьего монастыря
С самого начала «женский монастырь» считался местом выхода на пенсию женщин из знатных семей — одни охотнее других. Самыми известными обитателями монастыря были Ирина Годунова (жена Федора I и сестра Бориса Годунова), София Алексеевна (сводная сестра Петра Великого) и Евдокия Лопухина (первая жена Петра Великого).
Вход монастыря обрамлен через красно-белую Преображенскую надвратную церковь стиля московского барокко, построенную у северной стены между 1687 и 1689 годами. Все эти поразительные стены и башни, а также многие другие здания на территории, были перестроены примерно под руководством Софьи Алексеевны. Изысканная Колокольня у восточной стены возвышается на 72 метра над остальной частью монастыря. На момент постройки (1690 год) это была одна из самых высоких башен Москвы (уступающая только колокольне Ивана Великого в Кремле).
Центральным украшением монастыря является белый Смоленский собор, построенный с 1524 по 1525 год для хранения драгоценной Смоленской иконы Божией Матери. Ранее окруженный четырьмя часовнями меньшего размера, план этажа был смоделирован по образцу Успенского Кремлевского собора. Роскошный интерьер покрыт фресками 16 века, которые считаются одними из лучших орнаментов города. В огромном позолоченном иконостасе, подаренном Софией в 1685 году, есть иконы времен Бориса Годунова. Иконы пятого яруса приписываются художникам XVII века Симеону Ушакову и Федору Зубову. Могилы Софии, пары ее сестер и Евдокии Лопухиной находятся в южном нефе.
София Алексеевна использовала монастырь как резиденцию, когда правила Россией в качестве регента (1680-х годах). Во время своего правления она перестроила монастырь по своему вкусу, что было удачей, так как позже она была заключена здесь, когда Петр Великий достиг совершеннолетия. Будучи причастной к стрелецкому восстанию, София Алексеевна была заключена здесь на всю жизнь, населяя Прудную башню (Напрудная башня). Позднее к Софии в принудительном покое присоединилась Евдокия Лопухина, которая облюбовала покои, впоследствии названные Лопухинские Палаты.
Город в архитектуре и памятниках
Церковь расположена на излучине Москвы-реки на Самсоновской поляне, представляя собой настоящую крепость — имеет неприступные стены, кирпичные башни с бойницами и белокаменную отделку. Большая часть зданий датирована XVII веком, оформленная стилем московского барокко.
Центральная часть монастыря — величественный Смоленский собор с пятью куполами, сохранивший в своих интерьерах фрески XVI века и резной золоченый иконостас мастеров Оружейной палаты Кремля.
При Софии Александровне началось строительство симметричного архитектурного ансамбля, предполагавшего, что собор будет точкой пересечения двух определяющих осей. По одной оси располагались две церкви (Преображенская и Покровская), по второй оси — колокольня и трапезная. По предположениям историков, архитектор П. Потапов отвечал за создание проекта, одновременно управляя процессом строительства. Колокольня, имеющая 6 ярусов, имела высоту 72 метра, при этом, была тогда ниже только колокольни Ивана Великого.
Крепостные стены с башнями были построены во времена правления Бориса Годунова. Всего насчитывается 12 башен, четыре из которых имеют круглую форму, а остальные восемь — четырехугольную. Все эти башни увенчаны ажурными «коронами».
На территории Новодевичьего монастыря 22 здания, которые внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
История создания Новодевичьего монастыря в Москве
Военно-политическая история
Помимо того, что здание было построено как монастырь, благодаря удачному расположению для укрепления, можно было контролировать переправу через реку и преодолевать границы города с юго-запада.
С Новодевичьим монастырем связаны многие ключевые события российской истории. В частности, в Смоленском соборе в конце XVI века Борис Годунов был избран регентством. Помимо прочего, монастырь был местом, где облачились в покрывало самые влиятельные женщины разных времен, среди них — вдова Василия IV (Шуйского), дочь царя Михаила Федоровича и вдова Бориса Годунова.
Тогда монастырь также служил тюрьмой, поэтому здесь были заключены дочь императора Петра Великого София и его жена Евдокия Лопухина.