баскетбол методика обучения ведению мяча
Баскетбол методика обучения ведения мяча
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВЕДЕНИЮ МЯЧА.
Ведение технический прием, при котором игрок одной рукой толчкообразным движением посылает мяч в пол. Голова должна быть поднята, а взгляд устремлен вперед. В баскетболе чаще всего применяют ведение с обычным и сниженным отскоками мяча. При ведении мяча с обычным, средним по высоте отскоком баскетболист передвигается на слегка согнутых ногах, туловище несколько наклонено вперед, рука, ведущая мяч, согнута в локте (предплечье параллельно площадке), кисть со свободно расставленными пальцами встречает отскакивающий мяч и накладывается на мяч сверху «от себя». Толчки мяча выполняют равномерно, согласованно со скоростью продвижения и несколько сбоку от игрока. Нужно стремиться к тому, чтобы рука сопровождала мяч возможно дольше, а это способствует хорошему контролю мяча и лучшему управлению им. Для быстрого передвижения применяют ведение с высоким отскоком мяча. Ведение мяча со сниженным отскоком игрок осуществляет в более низкой стойке и раньше встречает мяч, отскакивающий от площадки. Это достигается за счет движения кисти почти выпрямленной рукой. Применяют его, когда необходимо изменить ритм ведения, если защитник находится вблизи.
Основные подводящие упражнения:
1. Учащийся держит одной рукой сверху малый мяч, волнообразным, энергичным движением кисти посылает его вниз и ловит сверху после отскока. Работает только кисть.
2. Обучение в парах. Первый игрок удерживает баскетбольный мяч снизу, на уровне пояса (рука согнута в локтевом суставе под углом 90°). Второй игрок накладывает на мяч кисть сверху, пальцы немного разведены, и мягким движением он направляет мяч вниз — вперед, до полного выпрямления руки в локтевом суставе. Первый игрок оказывает слабое сопротивление, затем ловит мяч. Особое внимание обращать на движение руки (без отрыва от мяча).
3. Учащийся держит левой рукой снизу – сбоку мяч (левая нога впереди), правая накладывается на мяч кистью сверху. Мягким движем мяч направляется вниз — вперед, до полного выпрямления руки в локтевом суставе, затем мяч ловят. Обратить внимание на правильную стоик, на движение руки без отрыва от мяча.
4. Учащийся выполняет ведение мяча, подвешенного на резиновом амортизаторе, не отрывая руки от мяча при его движении вниз и вверх.
5. Мяч на полу толчкообразным движением руки (кисти) поднять мяч.
Обучение ведению мяча можно разделить на следующие основные этапы:
I этап. Ведение на месте
Имитация ведения без мяча: в высокой стойке ведение на месте с высоким отскоком обратить внимание на правильное держание спины не наклонятся к воображаемому мячу, видеть площадку. Имитационное упражнения без мяча: имитация ведения мяча на месте правой, а затем левой рукой шагом по прямой; бегом по прямой; по кругу; в движении с изменением направления и скорости.
Ведение мяча на месте. Упражнение.
1. Ведение правой, а затем левой рукой с длительным сопровождением. Обратить внимание на ошибки: кисть накладывается на мяч ударом (шлепком),неправильная координация работы руки и ног, ноги прямые, ведение мяча перед собой недостаточно сильным направляющим движением вперед неумение вести мяч без периодического зрительного контроля.
2. Ведение в высокой, низкой стойке (с высоким, низким отскоком).
3. Ведение мяча правой затем левой с поворотом вокруг опорной ноги.
Рука накладывается сверху – справа, сверху – слева.
4. Ведение мяча, посылая его в пол поочередно вперед-назад. Кисть накладывается на мяч спереди — сверху (вперед) и сзади сверху (назад) волнообразным движением в лучезапястном суставе.
5. Ведение мяча с переводом с руки на руку перед собой:
(на одном колене), лежа на животе с опорой на руку,
сидя на скамейке. Обратить внимание на волнообразное движение руки в лучезапястном суставе, без отрыва от мяча.
подают по очереди то левой, то правой рукой; в соответствии с этим ведение выполняет баскетболист с мячом то правой, то левой
рукой; в) то же, партнер без мяча поднимает и опускает руку, изменяя частоту движений; соответственно и ведение мяча медленное и быстрое (высокое и низкое); г) то же, партнер (и.п. — о.с, рука согнута у плеча) поднимает в среднем темпе руку
и опускает; игрок ведет мяч и считает, сколько движений рукой тот выполнил; д) упражнение «Делай, как я», партнеры с мячами; один показывает все изученные подводящие упражнения в ведении,
другой повторяет их; е) ведение мяча в сочетании с приемом выбивания: один игрок ведет мяч, другой старается его выбить; оба с мячами, выбивают мяч друг у друга, при этом выполняют ведение.
«Охотники и утки». Вдоль лицевой линии спортивного зала (площадки) с противоположных сторон по 2 игрока-охотника выполняют на месте ведение малого мяча. По сигналу учителя от боковой линии через зал на противоположную сторону перебегают несколько игроков-уток. Охотники стараются попасть мячом в уток. Последний оставшийся из неосаленных — победитель.
«Перестрелка». На противоположных сторонах зала игроки выполняют ведение малого мяча. По сигналу учителя своими мячами они стараются попасть в игроков команды соперника. Осаленный выбывает. Игрок, поймавший мяч, получает фору в 1 попадание. После перестрелки игроки опять начинают ведение мяча до следующего сигнала. Игру можно проводить на время, до определенного минимума игроков в проигрывающей команде и т.п.
«Вызов номеров». Вдоль лицевой линии спортивного зала игроки выполняют ведение мяча на месте. У каждого игрока свой номер; на противоположной стороне зала то же самое осуществляют другие игроки под теми же номерами. В центре, на средней линии, находится предмет — флажок, кубик и т.п. Учитель, находясь у пересечения боковой и средней линии, подает сигнал, показывая карточку, на обеих сторонах которой изображен один и тот же номер. Игроки, чей номер показан, берут мяч в руки и с двух сторон бегут к предмету, стремясь быстрее его схватить. Выигрывает опередивший.
Возможны и другие сходные игры и варианты игр; фантазия и опыт подскажут учителю, как украсить занятия, проводить их разнообразно, интересно и весело.
II этап. Ведение шагом, бегом по прямой.
Передвижение осуществляют на слегка согнутых ногах, наклоняя туловище несколько вперед. Рука, ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со свободнорасставленными пальцами накладывается на мяч сверху «от себя». Толчки мяча выполняют вперед несколько от себя, равномерно, согласованно с передвижением, по типу «Догони мяч».
1. Ведение мяча в высокой, низкой стойке.
2. Ведение шагом на коленях.
3. Ведение с остановками по сигналу через 5 — 6 м (при остановке ведение на
4. Ведение, остановка, принять стойку на одной ноге и выполнить переводы мяча под ногой или за спиной.
5. То же, сесть, лечь, не прекращая ведения.
6. Ведение мяча переводом с руки на руку между ногами на каждый шаг.
7. Ведение мяча с отвлечением внимания (см.ведение мяча на месте).
8. Ведение двух мячей одновременно, попеременно.
9. Ведение мяча с преодолением препятствий: по гимнастической скамейке, передвигаясь сбоку от нее или сидя на скамейке, а также переходя через предметы.
10. Ведение мяча с подлезанием под предметом (конь, козел) или
перелезанием через него.
11. Ведение мяча с кувырками вперед-назад по ходу ведения.
12. Ведение мяча с преодолением нескольких гимнастических обручей, расположенных симметрично и асимметрично по ходу ведения.
13. Ведение по сигналу (зрительному) то шагом, то бегом.
14. Ведение мяча бегом по прямой на скорость.
16. Ведение мяча в сочетании с остановками, передвигаясь шагом, прыжками, сдвоенным шагом (удар мяча — два шага), с поворотами. При
выполнении связки приемов обратить внимание на умение слитно выполнять сочетание.
III этап. Ведение по кругу.
Упражнения:
1. Ведение мяча по кругу одной рукой. Осуществляется внешней, дальней от круга рукой в сочетании с поворотом на осевой ноге.
2. Ведение по кругу с изменением высоты отскока мяча, правой, левой рукой, попеременное ведение, с отвлечением внимания, ведение двух
мячей.
3. Подвижная игра «Круговая охота». Школьники образуют две команды, одна расположена на внутреннем, другая на внешнем круге. Расстояние между этими концентрическими кругами примерно 2-3 м. У каждого игрока баскетбольный мяч. По команде учителя игроки начинают выполнять ведение мяча по кругу лицом вперед (все в одну сторону), приставным шагом правым, левым боком, спиной; по сигналу игроки внешнего круга убегают с ведением мяча по прямой, игроки внутреннего круга их догоняют.
IV этап. Ведение с изменением направления.
1. Ведение противоходом. Игрок с ведением мяча движется в сторону партнера, обводит его и возвращается в и.п. Приближаясь к партнеру, после высокого ведения перейти на среднее или низкое; ведение осуществлять
дальней от соперника рукой, прикрывая от него мяч туловищем и ближней рукой.
2. Ведение по разметке баскетбольной площадки.
3. Ведение мяча зигзагами («змейкой»).
4. Подвижная игра «Иголка и нитка». Ведение мяча за направляющим —иголкой; нитка —все остальные игроки. Куда иголка, туда и нитка.
5. Ведение мяча с обводкой препятствий справа, слева.
6. Ведение мяча вокруг препятствий.
7. Ведение мяча переводом его из руки в руку в момент поворота в обратном направлении. Обратить внимание на момент поворота, чтобы не
8. Ведение с изменением скорости движения
игрока и длины его шагов.
9. Ведение на подскоках, с ускорениями и замедлениями, рывками, остановками.
10. Переход от обычного ведения к сниженному и обратно.
11. Сочетание ведения с другими приемами.
12. Ведение, остановка и поворот.
При выполнении упражнений стремиться к формированию навыка ведения мяча без постоянного зрительного контроля, дальней от защитника рукой. Обратить внимание на ошибки: рут неправильно накладываются на мяч, центр массы тела не переносится в сторону предстоящего движения, потеря контроля над мячом, недостаточно согнуты ноги, бег на носках, неумение чередовать работу правой и левой рук при изменении направления ведения мяча.
V этап. Ведение с изменением высоты отскока мяча,
направления и скорости.
Упражнения. Основная цель — выполнять ведение на максимальной скорости.
1. Ведение мяча вокруг разметочных кругов на площадке, партнёров и прочих препятствий.
2. Передача самому себе на ход, ловля мяча и ведение на скорость.
3. Ведение мяча на месте или с продвижением вперед в сочетании с бегом, с высоким подниманием бедра (захлестом голени назад), с остановкой, — стремясь достичь максимальной частоты выполняемых движений.
4. Ведение в парах — «Догонялки».
5. Челночное ведение мяча на 20-60 м по
прямой.
6. Челночное ведение с изменением направления при обводке препятствий (стоек, мячей, обручей).
7. Ведение мяча на месте с изменением высоты отскока; по сигналу — скоростное ведение по прямой 10-30 м.
8. Подвижная игра «Воробьи-вороны» из различных и.п.
9. Ведение мяча по прямой из различных и.п. по сигналу до средней линии, обратно ведение в движении спиной вперед.
10. Выполнять прыжки толчком обеих ног с высоким подниманием бедра, ведение мяча на месте; по сигналу — скоростное ведение до противоположной лицевой линии.
11. Ведение мяча на месте с переводом мяча вперед-назад между ногами; по сигналу — скоростное ведение с изменением направления движения
переводом мяча между ногами.
12. Выполняя прыжки на одной ноге (смена толчковой через каждые 3 прыжка), ведение мяча на месте; по сигналу — скоростное ведение до средней линии, поднять свободной рукой набивной мяч, не прекращая ведения; обратно ведение приставными шагами, боком.
13. Выполняя прыжки толчком обеих ног через гимнастическую скамейку или набивной мяч, ведение на месте; по сигналу — скоростное ведение по восьмерке, используя круги разметки баскетбольной площадки.
14. То же, что упражнение 12, но набивной мяч находится у игрока в свободной руке в и.п. При выполнении упражнений следить за правильностью структуры движения.
VI этап. Ведение мяча при сближении с соперником.
Игроку с мячом, обводящему защитника при ведении правой рукой, если защитник находится справа, нужно сделать шаг левой ногой, толкнуть мяч правой рукой вперед — вниз по направлению к левой руке, стараясь не зацепить его левой ногой, и дальше вести мяч левой рукой. При встрече с защитником слева — то же проделать в правую сторону.
Правила выполнения. 1. Толкая мяч в пол, используй движение главным образом пальцев и кисти и небольшое движение в локте. Не бей по мячу ладонью. 2. Не смотри вниз на мяч — держи голову поднятой, чтобы видеть других игроков и площадку в целом, контролируй мяч периферическим зрением. 3. Удерживай мяч слегка сбоку, спереди-справа, когда ведешь правой рукой, и слева, когда ведешь левой рукой. 4. Если необходимо, удерживай тело между мячом и защитником. Кроме того, мешай ему вытянутой и поднятой свободной рукой. 5. Ноги должны быть согнуты, а тело наклонено вперед. 6. Учись передавать мяч сразу после ведения, не останавливаясь. 7. Учись одинаково хорошо вести мяч как правой, так и левой рукой (дальней от защитника).
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
ИГРЫ И ПОДВОДЯЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МП (IV) КЛАССОВ.
I класс. Броски, ловля мяча, передача партнеру. Остановка в движении по звуковому сигналу. Подвижные игры и различные упражнения, развивающие двигательные качества и совершенствующие владение ловлей и передачей мяча.
II класс. Различные игры и игровые упражнения с малыми и большими мячами. Стойка игрока. Передвижения игрока в стойке. Остановка по
; звуковому сигналу. Различные комплексы упражнений с малыми и большими мячами.
III — (IV) класс. Передвижения в стойке. Остановка прыжком. Ловля и передача мяча двумя руками от груди, стоя на месте. Ведение правой и левой рукой по прямой. Бросок мяча двумя руками от груди с места с отражением от щита.
Методическая разработка на тему «Обучение технике ведения мяча в баскетболе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Пикалево им. А.П. Румянцева
«Обучение технике ведения мяча в баскетболе»
Разработчик: учитель физической культуры
Богданова Алла Олеговна
Примерные игровые задания и подвижные игры на ведение мяча в движении:
2. «Броуновское» (беспорядочное) движение
1. пятнашки с ведением мяча
4. «Ведение после передачи»
Актуальность написания методической разработки состоит, в том, что на протяжении многих лет провожу уроки физической культуры в школе и столкнулась с такой проблемой, что учащиеся не знают, не умеют, или не владеют элементарной техникой ведения баскетбольного мяча, не говоря уже о том, чтобы вели мяч без зрительного контроля.
Цель и задачи этой разработки: помочь учащимся в короткие сроки овладеть знаниями, умениями, навыками ведения мяча, ведения мяча без зрительного контроля.
А молодым преподавателям овладеть методикой быстрого и эффективного обучения учащихся ведению мяча без зрительного контроля.
Обучение технике ведения мяча
Ускорить этот процесс помогают специальные упражнения. Я в своей многолетней учительской практике пришла к такой последовательности обучения ведению:
-ведение мяча на месте вначале правой (сильнейшей), потом левой рукой;
-поочередное ведение мяча на месте то правой, то левой рукой;
-то же во время ходьбы, а затем медленного бега;
-ведение мяча с изменением направления и скорости передвижения.
И с самых первых упражнений необходимо стремиться к привитию навыка ведения мяча без постоянного зрительного контроля.
Обучение ведению мяча начинаю с 4 класса, в последующих классах выполнение приема совершенствуется и закрепляется за счет увеличения скорости и изменения направления движения, попеременного ведения мяча правой и левой рукой. В 9 классе, согласно школьной программе, учащиеся должны овладеть навыком ведения мяча при сближении с соперником.
Обучение ведению мяча провожу по следующей методике. Как известно, сначала изучается стойка игрока, затем передвижения – бег, прыжки, остановки, вышагивания, повороты. Непосредственно ведению начинаю обучать с подготовительных упражнений – одноразовых ударов мяча об пол. Затем предлагаю учащимся сочетать эти приемы с принятием стойки и с передвижением приставным шагом вперед-назад, вправо-влево. После этого применяем многоразовые удары об пол правой, левой рукой, сначала стоя на месте, потом в беге на месте и с небольшими перемещениями в разные стороны и с разной высотой отскока мяча.
Конечно, все это вначале выполняется со зрительным контролем и лишь позже – без него. Совершенствуя навыки ведения мяча, занимающиеся выполняют передвижение с ведением мяча по прямой, а также по дуге, кругу, на различные расстояния, с варьированием мест ударов мячом об пол в зависимости от характера и темпа передвижения.
Постепенно учащиеся переходят на ведение мяча после ловли его в движении. Завершается изучение ведения при сближении с соперником. Параллельно с обучением новому материалу идет совершенствование и закрепление ранее изученных двигательных навыков ведения.
Такое постепенное расширение игрового навыка я использую вот уже пять лет, применяя разработанные мною методические приемы, упражнения, а также подвижные игры на совершенствование ведения мяча. Упражнения и игры разнообразят уроки баскетбола, делают их более эмоциональными, повышают плотность занятий.
Наибольшее внимание уделяю ведению мяча без зрительного контроля. На начальном этапе обучения ведению рекомендую учащимся кисть свободной руки поднести ребром к носу. В этом случае при прямом положении головы ученик не видит мяча, исключается и периферическое зрение. Как стоя на месте, так и в движении используют такое ведение с закрытыми глазами.
Примерные игровые задания и подвижные игры
на ведение мяча в движении
«Кросс с ведением мяча». Упражнение выполняют во время бега в среднем темпе, продолжительность – 2-3 мин. В ходе упражнения учитель дает сигнал на низкое или высокое ведение, со зрительным или без зрительного контроля. Ведение осуществляется вокруг баскетбольной площадки или по диагонали, дугами.
Кросс имеет следующие этапы: ведение бегом, приставными шагами правым, затем левым боком, спиной вперед, прыжками, в полном приседе, ведение с ускорением по диагонали, с поворотом на 360°, с рывками и остановками по сигналу.
Все игровые задания выполняются правой, затем левой рукой, попеременно правой и левой с различной высотой отскока.
«Броуновское (беспорядочное) движение». По всему спортивному залу расставляют до 40 низких стоек в произвольных местах. Класс делится на 2-3 команды, в каждой не более 10 игроков. Командам дается по 1 минуте, в течение которой игроки, ведя мяч, должны обойти как можно больше стоек, делая вокруг каждой круг. Количество обойденных стоек всеми членами команды суммируются, таким образом, выявляется команда-победительница. Можно проводить и личные соревнования.
Вести мяч надо в течение всей минуты, брать мяч в обе руки нельзя. Ведение осуществляют одной или попеременно правой и левой рукой. Высота отскока мяча регулируется сигналом учителя. Если в 4 – 6 классах ведение выполняют любой рукой независимо от положения стоек, то в старших классах ведение осуществляют дальней рукой от стоек, как бы имитируя ведение мяча при сближении с соперником.
Игры для совершенствования ведения мяча
«Пятнашки с ведением». Два игрока, передвигаясь в одном направлении вокруг стойки или стоящего в центре круга третьего игрока и ведя мяч дальней рукой от соперника, стараются осалить свободной рукой друг друга в плечо и при этом не потерять мяч. Игрокам разрешается, чтобы избежать осаливания, отводить своей рукой свободную руку соперника. Тот, кому удалось дотронуться до плеча соперника и не потерять права на ведение, получает 1 очко. При утрате контроля над мячом 1 очко присуждается сопернику и игрок, допустивший ошибку, меняется местами с партнером, стоящим в круге.
Вариант: сторож, передвигаясь с ведением мяча вокруг лежащего на полу обруча, препятствует попаданию в обруч мяча игрока 2. Тот тоже, применяя ведение, пытается обмануть сторожа и послать мяч в обруч. Сторожу разрешается отбивать мяч свободной рукой.
«Зоркий глаз». Класс делится на три команды, которые выстраиваются в колонны по одному. Перед каждой командой у линии старта лежит обруч. В 10 – 15 м от него установлено 5 разноцветных флажков: красный, черный, белый, зеленый, синий. В 5 м от линии флажков проводится параллельно ей еще одна линия – для передвижения учителя, в руках у которого 5 флажков такой же расцветки. По сигналу первые номера команды начинают ведение мяча вокруг обруча, постоянно наблюдая за учителем, который быстро передвигается в различных направлениях по своей линии. Как только учитель поднимает вверх один из имеющихся у него флажков, первые номера команд, не прекращая ведения, должны добежать до своих флажков, взять один из них нужной расцветки и, ведя мяч, быстро вернуться к своей команде. Участник, не допустивший ошибки, взявший нужный флажок. Первый, вернувшись к линии старта, приносит своей команде 3 очка, пришедший вторым – 2 и третьим – 1 очко. При ошибках очки не начисляются. Затем в игру вступают вторые номера и т.д. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
«Ведение после передачи». Класс делится на пары. Партнеры стоят в 5 метрах друг к другу. Первый игрок передает мяч второму. Второй сразу переводит мяч на ведение, ведя мяч, добегает до первого, обводит его и с ведением возвращается на свое место, после чего делает передачу первому. Упражнение повторяют несколько раз.
«Подними мяч». В парах, положение партнеров такое же, как в предыдущей игре. По сигналу первый номер, ведя мяч, подбегает ко второму и, остановившись, быстро переводит мяч с высокого ведения на низкое – до полной остановки мяча. Затем, оставив мяч у ног партнера, он бегом возвращается на свое место. Второй игрок частыми ударами кистью по мячу переводит мяч на ведение и далее повторяет действия первого.
«Повтори лидера». Игра проводится в парах, у каждой пары по одному мячу. Игрок с мячом становится за спину игрока без мяча. По команде учителя игрок без мяча начинает свободно двигаться по залу, делая резкие ускорения, остановки, меняя направление движения. Партнер с мячом должен, ведя мяч, повторять все перемещения лидера и как можно плотнее держаться за ним.
«Вокруг партнера». В парах, расстояние между партнерами – 2 метра. По сигналу учителя ученик без мяча начинает медленно передвигаться вперед приставными шагами, а его партнер осуществляет ведение мяча вокруг него. После одного круга вокруг спортивного зала игроки меняются ролями.
«Змейка». Класс, строится в две колонны, расстояние между учащимися – 2 метра. У игроков первой колоны – мячи. По сигналу учителя вторая колонна игроков без мячей начинает медленное движение шагом в обход зала. Ученики первой колонны осуществляют ведение мяча в беге «змейкой» между идущими учениками второй колонны. После двух кругов колонны меняются местами.
Вариант: расстояние между учениками – 4 м; колонна учащихся с мячами движется с ведением мяча, как по ходу второй колонны, так и навстречу ей.
Навык ведения мяча оцениваю не при обособленном выполнении данного приема, а при прохождении учащимися полосы препятствий, приближенной к игровой обстановке. Полосу препятствий использую и для всестороннего совершенствования этого игрового действия. На полосе препятствий есть возможность моделировать всевозможные ситуации во время ведения, которые могут встретиться непосредственно в игре. Таким образом, полоса препятствий становится как бы промежуточным звеном между совершенствованием отдельно взятых приемов с ведением мяча и выполнением их в тренировочных и контрольных матчах. Полоса препятствий позволяет: объективно оценивать технику ведения; осуществлять совершенствование игровых навыков в максимально приближенной к игре деятельности; тренировать двигательную память учащихся; четко выявлять ошибки в технике ведения мяча и находить продуктивные пути их устранения.
Примерные этапы полосы препятствий
1. Ловля мяча двумя руками после длинной передачи. Отсчет времени начинается, как только руки игрока коснутся мяча.
2. Обводка удобной для играющего рукой 6 стоек, стоящих друг от друга в 1 метре.
3. Обводка 5 стоек, расположенных в 2-3 метрах друг от друга, дальней от стойки рукой.
4. Стоя на месте ведение мяча удобной рукой по восьмерке между двумя низкими (50 см) стойками. Расстояние между стойками – 0,5 м.
5. Ведение по коридору между двумя гимнастическими скамейками, расположенными на расстоянии 45 см.
6. После ведения остановка прыжком и передача мяча от груди двумя руками партнеру, стоящему в центральном круге. Затем ловля мяча одной рукой с переворотом на ведение по кругу дальней рукой от центра круга. Эту часть упражнения выполняют как правой, так и левой рукой. Ведение осуществляется без зрительного контроля.
7. Попадание во время ведения мячом в 5 обручей, лежащих на полу, на расстоянии 1,5 – 2 метра друг от друга (3 обруча расположены по прямой, 2 последних составляют с третьим равнобедренный треугольник).
8. Ведение удобной рукой ударами мяча с правой и левой стороны от трех гимнастических палок, положенных на половину в одну линию (в 4 – 5 классах правой и левой рукой попеременно).
9. Ведение мяча правой и рукой вокруг опорной левой ноги, затем левой рукой вокруг опорной правой ноги (повороты делать влево, затем вправо).
10.После ведения мяча два шага с последующим броском в корзину (секундомер останавливают в момент, когда мяч оторвется от рук).
Обучая ведению мяча при приближении с соперником для неожиданного изменения направления движения (это помогает выиграть полшага или целый шаг у защитника и сохранить контроль над мячом при жесткой опеке), использую следующие упражнения:
— ведение мяча со снижением высоты отскока и изменением темпа, когда игрок неожиданно переходит с высокого ведения на низкое, с одного темпа на другой, с обманным движением туловища;
— ведение мяча с поворотами при передвижении спиной вперед с одновременным переводом мяча из одной руки в другую.
Перевод мяча перед собой и перевод с высокого ведения на низкое с последующими изменениями темпа мы начинаем изучать в 8 классе. В 9 классе добавляю еще два приема – перевод мяча за спиной и ведение мяча с поворотом. В 11 классе работаем над совершенствованием выполнения приемов.
Последовательность обучения данным приемам следующая: объяснение и показ приема; имитация без мяча; выполнение на месте, а затем с шага; на месте перед пассивным защитником; после ведения шагом перед пассивным защитником; после ведения бегом перед пассивным защитником; выполнение приема в контакте с активным защитником.
Оценки выставляю за каждый отдельно выполняемый прием. Сам же процесс оценивания проходит поточным методом.
Вывод: Применение на практике данной методики в работе на уроках и школьной секции позволило добиться значительных результатов в подготовке игроков игры в баскетбол. Обучающиеся занимают первые и призовые места в школьных соревнованиях, районных, зональных, областных и продолжают работу над совершенствованием.
1. Под редакцией Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова «Спортивные игры». Совершенствование спортивного мастерства. 3-е издание 2008 г. Москва. «Академия».
2. Коджаспиров Ю.Г. «Развивающие игры на уроках физической культуры» 5 – 11 классы. Методическое пособие 8-е изд. Стереотипное. – М.: Дрофа. 2004 г.
3. «Спортивный отбор» В.М. Волков, В.П. Филин ФК и СМ, 1983 г.
4. Александр Гомельский «Докажи правоту победы» Москва. «Советская Россия» 1987 г.
5. Т.П. Юшкович, В.Е. Васюк, В.К. Булаков «Применение технических средств в обучении и тренировке спортсменов» Методическое пособие Минск. «Палымя» 1987 г.
6. Э. Найминева «Физкультура» Методика преподавания. Спортивные игры. Ростов –на- Дону «Феникс» 2001 г.
7. Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов Теория и методика физического воспитания и спорта. 2-е издания Москва 2003 г.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.