Батуми каппадокия расстояние на машине
Как добраться из Батуми в Каппадокию
6 вариантов от €57
Самолет из Batumi в Nevsehir
В пути 17 мин. Расстояние 5 км.
Вылетайте в Istanbul (IST) из аэропорта Batumi (BUS).
В пути 4 ч. 45 мин. Стоимость проезда от €110.
Перевозчик Turkish Airlines.
Езжайте на такси из Nevsehir (NAV).
В пути 45 мин. Стоимость проезда от €15. Расстояние 37 км.
Перевозчик Forum Kapadokya Taksi.
🛏Посмотрите отель со скидкой до 20% в городе Каппадокия на Booking
Самолет из Batumi в Kayseri, автобус
В пути 17 мин. Расстояние 0 м.
Вылетайте в Istanbul (IST) из аэропорта Batumi (BUS).
В пути 4 ч. 45 мин. Стоимость проезда от €45.
Перевозчик Turkish Airlines.
В пути 30 мин. Стоимость проезда от €1. Расстояние 5 км.
На остановке Kayseri садитесь на автобус Kamil Koc.
В пути 1 ч. 3 мин. Стоимость проезда от €5. Расстояние 74 км.
Перевозчик Kamil Koc.
Езжайте на такси из Göreme.
В пути 9 мин. Стоимость проезда от €2. Расстояние 4 км.
Перевозчик Forum Kapadokya Taksi.
🛏Посмотрите отель со скидкой до 20% в городе Каппадокия на Booking
Автобус, шаттл-трансфер в Trabzon, самолет в Nevsehir
В пути 20 мин. Расстояние 19 км.
От Sarpi пройдите пешком 729 м. до Sarp
В пути 8 мин. Расстояние 729 м.
На остановке Sarp садитесь на автобус Ali Osman ULUSOY.
В пути 1 ч. Расстояние 66 км.
Перевозчик Ali Osman ULUSOY.
В пути 2 ч. 32 мин. Стоимость проезда от €1. Расстояние 120 км.
Вылетайте в Sabiha Gokcen (SAW) из аэропорта Trabzon (TZX).
В пути 4 ч. 15 мин. Стоимость проезда от €35.
Перевозчик Turkish Airlines.
Езжайте на такси из Batumi Airport.
В пути 45 мин. Стоимость проезда от €15. Расстояние 0 м.
Перевозчик Forum Kapadokya Taksi.
🛏Посмотрите отель со скидкой до 20% в городе Каппадокия на Booking
Автобус
В пути 20 мин. Расстояние 0 м.
От Batumi Airport пройдите пешком 0 м. до Batumi (BUS)
В пути 8 мин. Расстояние 0 м.
На остановке Sarp садитесь на автобус Ali Osman ULUSOY.
В пути 2 ч. 15 мин. Расстояние 114 км.
Перевозчик Ali Osman ULUSOY.
На остановке Rize садитесь на автобус Kamil Koc.
В пути 14 ч. 55 мин. Стоимость проезда от €10. Расстояние 974 км.
Перевозчик Kamil Koc.
Езжайте на такси из Batumi Airport.
В пути 9 мин. Стоимость проезда от €2. Расстояние 0 м.
Перевозчик Forum Kapadokya Taksi.
🛏Посмотрите отель со скидкой до 20% в городе Каппадокия на Booking
Автобус через Гиресун
На остановке Batumi садитесь на автобус Metro Georgia.
В пути 7 ч. 30 мин. Расстояние 338 км.
Перевозчик Metro Georgia.
На остановке Giresun садитесь на автобус Kamil Koc.
В пути 11 ч. 43 мин. Стоимость проезда от €9. Расстояние 735 км.
Перевозчик Kamil Koc.
Езжайте на такси из Batumi Airport.
В пути 9 мин. Стоимость проезда от €2. Расстояние 0 м.
Перевозчик Forum Kapadokya Taksi.
🛏Посмотрите отель со скидкой до 20% в городе Каппадокия на Booking
На автомобиле
На арендованной машине. Посмотрите список местных прокатных контор здесь.
В пути 12 ч. 39 мин. Расстояние 849 км.
🛏Посмотрите отель со скидкой до 20% в городе Каппадокия на Booking
Батуми – Каппадокия на машине
Здесь я опишу три маршрута из Грузии в Каппадокию. Почитать о самой Каппадокии и моих впечатлениях от путешествия туда можно здесь.
Попасть из Батуми в Каппадокию можно несколькими маршрутами. Отличаются они качеством дорог, длиной и необходимостью преодолевать горные перевалы.
Мы поехали через Сушехри и Сивас. Часть маршрута длиной 150 км проходила по горному серпантину, на котором мы потеряли много времени. И нервов, потому что там было несколько километров асфальта, посыпанного гравием. Камешки из под колес встречных машин летели нам в кузов. Серпантин опасный, так как на нем много крутых поворотов над обрывами не имеют ни ограждений, ни предупреждающих знаков.
Гораздо более комфортный маршрут проходит через Самсун, Чорум, Кырыккале и Невшехир. Он на 200 км длиннее предыдущего, но зато на нем нет серпантинов и однополосных дорог.
Еще один маршрут идет через Самсун, Чорум, Йозгат и Богазлыян. По длине он находится между двумя предыдущими. На нем также нет серпантинов, зато есть узкие двухполосные участки.
Дальше будут подробные описания с фотографиями. Все дороги, по которым мы проехали лично, были бесплатными.
Содержание
Маршрут Батуми – Каппадокия через Сушехри и Сивас
Конечный пункт назначения в Каппадокии – город Ортахисар. Расстояние от Батуми до Каппадокии вдоль этого маршрута – 890 км. Чистое время в пути без учета остановок – 12 часов, с остановками, в том числе для пересечения границ и покупки сим-карты – 15 часов 50 минут.
Примерно в 8:30 по грузинскому времени выехали из Батуми, в 9:15 подъехали к КПП Сарпи. В 10:15 прошли обе границы и перевели часы на один час назад. Далее маршрут был таким (время указано уже турецкое): Ризе – Трабзон (11:40) – Сёгютлю. В Сёгютлю около часа потратили на покупку турецкой сим-карты и в 13:00 продолжили путь. Гиресун (14:20). В Гиресуне повернули на юг и стали переезжать Понтийские горы. Дерели – Шебинкарахисар – Сушехри (17:50) – Зара (18:50) – Сивас (19:45) – Гемерек – Кайсери – Ортахисар (23:20).
Из Ортахисара ездили смотреть Деринкую – крупнейший подземный город Каппадокии и всей Турции. От Ортахисара до Деринкую 36 км.
Дальше характиристики отдельных участков маршрута.
Батуми – Сарпи
Расстояние от Батуми до Сарпи 21 км. Этот участок маршрута проходит по асфальтированной дороге с одной полосой в каждом направлении.
Сарпи – Гиресун
Гиресун – Сушехри
Участок представляет из себя горный серпантин с одной полосой в каждом направлении, длина участка 150 км, время в пути 3 часа 15 минут, средняя скорость 46 км/ч. Есть очень опасные повороты, потому что они крутые, проходят над пропастями и при этом не имеют совершенно никаких ограждений и опознавательных знаков. Машин мало. Наивысшая отметка в 2200 м над уровнем моря – перевал Эгрибель (Eğribel). Зимой перевал могут перекрывать из-за непогоды. Чтобы не зависеть от туманов и метелей, там построили тоннель, официальное открытие которого должно было состояться в июне 2018 года. Тем не менее, когда мы проезжали мимо, тоннель еще не работал.
Расстояние от Эгрибеля до Гиресуна 80 км, до Сушехри – 70 км. Практически везде на дороге асфальт, за исключением 3 – 4 участков длиной по нескольку сот метров с грунтовым покрытием, которые не представляют проблемы, по крайней, если дорога сухая. Самое неприятное было в другом. Между Гиресуном и перевалом был отрезок асфальта протяженностью несколько километров, посыпанный мелким гравием, который вылетал из под колес и бил в арки. Хотя мы осознавали, что вряд ли он мог повредить лакокрасочное покрытие кузова, все равно было не по себе от звука ударов камней, поэтому двигались медленно. Напротив, гравий от встречных машин представлял реальную угрозу, но тут, к счастью, все обошлось, отчасти потому, что этих встречных авто было мало.
Дорога от перевала до Сушехри по качеству лучше, на ней уже нигде не было гравия. Отрезок пути длиной 8 км перед Сушехри проходит по скоростной автомагистрали E80 с двумя полосами в каждом направлении.
Как и везде в горах, виды здесь великолепные.
В Турцию на своей машине. Часть 4. Батуми — Каппадокия. Не верьте навигаторам:)
И вот, рано утречком мы двинулись в Турцию. От Батуми до границы всего около 20 км. Приграничный городок называется Сарпи с Грузинской стороны и Сарп с турецкой. При переходе (переезде) границы проблем не было, только турецкая женщина — погранец что-то пыталась объяснить про 10-ти литровую канистру бензина в багажнике. Но мы друг друга не поняли и спокойно проехали дальше. С документами никаких проблем не возникло, все прошло очень быстро, буквально 20 минут.
Если очень коротко, мои впечатления:
А теперь — подробнее…
Наш путь лежал до города Учизар, что в центральной Турции. Первая часть дороги до города Оф шла вплотную к морю. Это просто радость автомобилиста и эстета — прекрасные дороги и шикарный вид из окна.
Красотка, что везла нас тысячи километров
С другой стороны горы и холмы на которых растет… Чай. Это было для меня открытием, что турки производят его так активно. Но про чай подробнее расскажу в финальных главах.
Черноморское побережье Турции практически не используется местными для купания, пляжи можно пересчитать по пальцам. Зато рыболовство тут процветает. Очень много «гаражей» для лодок и искусственно созданных бухт. Наверное, у каждого местного есть свой катерок.
Подъезжая к городу Оф, мы задумались. Можно было доехать до Трабзона, сделать небольшой крюк… Или повернуть на Байбурт прямо от Офа. Навител сказал, что там есть нормальная дорога. Гугл прямо таки кричал: «Через Трабзон, через Трабзон, глупцы!». Но мы решили свернуть, что крюки-то лишние делать…
Но, самый безопасный и проверенный вариант доехать на машине из Батуми (Грузия) до Каппадокии (Турция) — это путь Батуми-Трабзон-Сивас-Кайсери и дальше куда вам нужно.
Откровение #1: Турция — страна не только морей и пустынь.
Чего мы не знали о Турции? Что кроме моря, там есть горы. Нет, даже так: ГОРЫ. Там живет много людей, есть дороги. Высокогорные. Об этом у нас стали появляться подозрения, когда асфальт стал заканчиваться, а пропасть за ограждением стала становиться все глубже. А потом ограждение вообще пропало. Как-то так:
Если вы улетели в пропасть — ваши проблемы:D
Поворачивать назад было уже поздно, ну и навигатор говорит, что дорога есть. И въехали мы в высокогорную Турцию. Дорога превратилась в однополосную, водитель прижимался к горе, а пассажир обреченно смотрел, как колеса едут в сантиметре от глубокого обрыва.
Горы тут очень обжиты:
Пробирались по узким улочкам этих поселений, даже в пробку попали.
Улицы поселка Карачам (Karaçam)
Еще один серпантин… Мы поднимаемся выше и выше. На обочине валяется древний ржавый корпус от Пежо 206. Как бы намекает, что с нами может случится то же самое, ведь мы к горным дорогам не привыкли.
Внезапно навстречу выехал внедорожник. Увидел нас, встал на более-менее широком участке, чтобы разъехаться. Сдали немного назад, заднее колесо немного повисло над пропастью. Мое сердце медленно начало свое движение к пяткам. Хорошо, что расстояния хватило и внедорожник проехал.
А мы забираемся все выше, мимо горных ручьев. Выезжаем из-за поворота прямо… в заграждение. Рядом какая-то сторожка, из неё выбегает человек, начинает что-то объяснять на турецком. Английский он не знает. Уходит, приводит из сторожки еще одного человека. Голубоглазого и светловолосого дядечку. Ну, думаем, сейчас нам все объяснят. Но нет, он тоже не знает английского! К счастью, он отлично объяснялся жестами.
Ситуация была примерно такой: угроза обвала, дорога дальше перекрыта, ехать опасно. Есть другая дорога. Дядечка даже сходил, написал на турецком куда и где повернуть, чтобы мы могли эту бумажку в случае чего показать местным.
Надо отметить, что ни гугл, ни навител больше дорог отсюда не знали. Предлагали вернуться к Трабзону.
Дядечка гостеприимно пригласил попить чаю (а слово чай и в Турции чай), но надо было ехать. Обратно, по серпантину, до деревушки.
Мы подумали, что эта вторая дорога должна быть в долине между горами. Т.е. с этой нам нужно спуститься.
Доехали до деревушки, решили уточнить у местных. Английский никто не знает здесь тоже. Но жесты и волшебная бумажка от дядечки нам в помощь.
Смотрю, сбываются худшие опасения — местый показывает на гору напротив и чертит зигзаг. Ага, на той горе зигзагообразная дорога вверх… Т.е. нам нужно спуститься с этой горы и забраться на соседнюю.
Пока писала этот пост решила найти фотографию дороги, сама не сделала. Нашла. В статье «Турецкая Дорога D915 признана самой опасной дорогой в мире«. Да, D915 — это та дорога, по которой мы ехали…
Вот так вот, едешь-едешь, а потом узнаешь, что ехал по «дороге смерти»:D Кстати, конкретно эту строила Российская армия в 1916 году.
В общем, забирались-спускались мы по этим серпантинам часа два.
Поднялись, домиков там стало меньше. Долго ехали, прежде чем найти кого-нибудь, для уточнения маршрута.
Нашли одного парнишу, жестами объяснил, что мы едем верно. Кстати, забыла про
Откровение #2: Турки бывают голубоглазыми и светловолосыми.
В горах нам их встретилось достаточно.
После кучи опасных подъемов, которые машинка кое-как потянула, мы, наконец-таки, выехали на что-то более ровное. Начались красивые альпийские луга. На вершине этой горы находится город (село) Чайкара, окраины которой раскиданы по всей горе.
Воздух там чистый, свежий, прохладный.
Как бы мы еще увидели эту красоту горной Турции?
Но дороги опасные, это да.
Ехали мы, ехали, потихоньку спустились с горы и доехали до старинного города Байбурта. В него не заезжали, но примечательную крепость хорошо было видно с дороги:
Дальше мы ехали до тех пор, пока у нас бензин не дошел до критической отметки. Ничего примечательного не случилось до этого момента, кроме того, что дороги в Турции очень и очень хорошего качества.
Доехали до маленького городка Келкит. Нужно было снять денег, заправить машину и очень-очень хотелось есть.
Глубинка Турции очень религиозна. Много мечетей, женщины ходят закрытые, только лицо видно. Мое платье было с рукавами, но до колен. Опасалась косых взглядов и неодобрения. Но кому моя одежда сдалась? Интерес был, но в том плане, что иностранцев тут видят очень редко.
Деньги сняли. Покушать бы…
Рядом с местом, где оставили машину, какое-то здание, похожее на кафе. Ну и на вывеске блюда какие-то нарисованы.
Решили зайти. Входим, а там пусто и лишь за одним столом кушает мусульманская семья — женщины и дети.
На нас смотрят очень удивленно. Спросили на английском работают ли они, есть ли меню. И, конечно, на нем тут не говорят. Жестами выяснили, что мы хотим перекусить. Нам указали на стол, мы сели.
Старшая очень позитивная женщина подошла, начала объяснять, что у них в меню. Я уловила только знакомое слово «фасоль-ен», молодой человек услышал «пилаф» (плов). Нам так хотелось есть, что мы просто кивнули.
Молодая улыбчивая женщина принесла нам хлеб и кувшин с водой. Через несколько минут нам принесли:
Как это выглядит: какой-то молочный суп, арбуз, перловка, фасоль в подливке. Если бы я зашла в кафе и встретила что-то такое в меню, я бы никогда не заказала, но тут пришлось есть, так как, повторюсь, очень хотелось кушать.
На деле все оказалось очень вкусно: молочный суп с мятой и лаймом, острая перловка и острая фасоль. А также свежайший хлеб. Вот такое вот удивительное знакомство с местной кухней.
Мы поели, настало время расплатиться. А тут ребятишки как раз привели какого-то молодого парнишу, который немного говорит по английски. За обед на двоих вышло 20 лир (500 р.). Это был самый недорогой обед по соотношению количество/качество за всю Турцию.
Кстати, это заведение называется «Локанта», что-то типа столовой, где есть фиксированный набор блюд, за недорогую цену.
Заправили себя и машину, поехали дальше, до финальной точки — города Учизар.
Как мы отдохнули в Каппадокии и не полетали на воздушном шаре
И не пожалели об этом
Каппадокия — это регион в глубине Турции, вдали от Средиземного и Черного морей.
Визитная карточка региона — воздушные шары, на которых любой желающий может встретить рассвет. Наверняка вы видели эти фотографии в инстаграмах блогеров и в брошюрах турагентств. Но подняться на шаре — дорогое удовольствие, а взлетают они не каждый день: должно повезти с погодой. Зато в Каппадокии есть чем заняться и без этого туристического развлечения.
Я давно хотел в Каппадокию, с тех пор как прочитал про нее в ЖЖ одного блогера. Меня поразили фотографии гор необычной, даже вызывающей формы. А чуть позже я увидел на канале «Дискавери» программу про подземные города Турции. Все они находятся в регионе Каппадокия, самый крупный из них основали 5000 лет назад.
В июне 2018 года мы с женой отправились в трехнедельное путешествие по Турции, в рамках которого проехали по стране на автобусах около 1700 км. После Стамбула первым пунктом поездки стала Каппадокия. Там мы провели целых пять дней и отметили десятилетнюю годовщину свадьбы.
Карта нашего путешествия по стране — вдруг вы тоже так захотите. Кроме Каппадокии, мы побывали в Фетхие, Кушадасах, Измире, Бергаме, Бурсе и Стамбуле
Вот что нужно знать, чтобы организовать поездку в Каппадокию.
Потратили вдвоем за пять дней в Каппадокии — 77 398 Р
Зачем ехать
У Каппадокии необычная история. Когда-то здесь извергались вулканы, и землю покрыл массивный слой лавы. За миллионы лет выветривания и эрозия превратили лаву в горы удивительной формы. В этой мягкой вулканической породе 3000 лет назад люди прорыли многоэтажные подземные города. Там они скрывались от многочисленных завоевателей региона. Позже, во времена иконоборчества, там же прятались религиозные деятели — так появилось множество монастырей и скальных церквей.
Сегодня церкви работают как музеи, а Каппадокия стала популярным туристическим направлением. Сюда едут, чтобы побродить по подземным тоннелям, пожить в отелях в настоящих пещерах, подняться в небо в окружении десятков воздушных шаров и просто погулять по инопланетным ландшафтам.
Когда ехать
Как добраться
Ближайшие к парку «Гёреме» аэропорты находятся в городах Кайсери и Невшехир. Прямых рейсов из Петербурга и Москвы туда нет, поэтому придется добираться с пересадками.
Регулярные рейсы из России есть в Стамбул, Даламан и Анталью. Улететь можно авиакомпаниями «Туркиш-эйрлайнс», «Россия», «Победа». Из Стамбула лучше взять локальный перелет до Кайсери или Невшехира, а из Даламана и Антальи до Каппадокии можно добраться только автобусом.
Р при покупке чуть больше чем за месяц. Но я рекомендую бронировать локальный перелет отдельно: почему-то так выходит дешевле» loading=»lazy» >
Россиянам для поездки в Турцию не нужна виза. Я не оформлял страховку, потому что пользуюсь картой «Альфа-банка» для путешественников: по условиям к ней прилагается бесплатный годовой страховой полис для поездок за границу. Мы оформили жене такую же карту. К счастью, полисы не пригодились.
Жилье
В Каппадокии необычные отели: многие из них полностью или частично расположены в пещерах. Найти их просто: в названии обязательно будет слово «пещера» — cave. В таких отелях комфортно останавливаться в любое время года: летом там прохладно, зимой — тепло.
Р — дешевле, чем на «Агоде», плюс ужин и трансфер» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Отель нам очень понравился. В стоимость проживания входили вкусные и разнообразные завтраки по системе шведского стола. Номер был огромный: большая спальня, прихожая, ванная комната и хаммам. Последний нас не впечатлил: по моим ощущениям, он сильно уступает хаммамам в фитнес-центрах Петербурга. В отеле можно было посетить спа, бассейн и видовой ресторан.
Ургюп — небольшой городок в 8 км от парка «Гёреме», более популярный у местных туристов, чем у европейцев. Нам там было хорошо. В окрестностях отеля расположено множество скальных жилищ, причем большинство из них заброшенные. Их никто не охранял — можно было спокойно зайти внутрь и посмотреть, как там совсем недавно жили люди. Я люблю такое гораздо больше, чем официальные достопримечательности.
Так выглядел наш номер — это самая настоящая пещера. На фото прихожая, а за ней — спальня
Мы завтракали в отеле, а обедали и ужинали в Гёреме в недорогих заведениях — они расположены вдоль главной улицы деревни. В супермаркеты мы не заходили, покупали только воду и фрукты, а абрикосы просто рвали с деревьев — они в Каппадокии повсюду.
Когда мы только заселились в отель и пошли в деревню, то увидели необычную картину: все кафе и рестораны были открыты, в них сидел народ, но никто ничего не ел. Все пили чай и ждали захода солнца: по правилам Рамадана только после этого можно есть. Но нас накормили, и никто косо не посмотрел на то, что мы не соблюдаем пост. А как только зашло солнце, все изменилось: в каждом кафе было битком, за столами сидели большие компании, все ели, пили и галдели. Прямо как на улице Рубинштейна в Петербурге пятничным вечером.
Каппадокийская кухня имеет свои особенности. Ее фирменное блюдо — тести-кебаб, это говядина или баранина в закрытом горшке. При подаче официант разбивает верхушку горшка, ее потом можно забрать с собой. Горшки одноразовые, и хозяева ресторанов выкладывают их на видное место — заведение, где готовят тести-кебаб, можно заметить издалека. Такое блюдо стоит 25—30 TRY ( 256—308 Р ).
Традиционное каппадокийское блюдо — тести-кебаб. Иногда горлышко горшка могут закрыть шапкой из теста или просто фольгой, но самый правильный вариант — цельный горшок, который разбивают прямо при вас. Источник: Flickr
Транспорт
В основном мы пользовались бесплатным шаттлом отеля. Он отвозил нас в центр Ургюпа, а дальше мы сами решали, куда отправиться. Мы много ходим пешком, поэтому преодолеть 10—15 км в день для нас не проблема.
Маршрутки. Из общественного транспорта в Каппадокии есть только маршрутные автобусы. Они ходят нечасто — примерно раз в полчаса. Сесть в маршрутку можно не только на остановке, но и в любом месте на дороге: нужно махнуть рукой, чтобы машина остановилась. Но объехать на них национальный парк не получится, потому что маршрутки курсируют между деревнями. Это транспорт для местных.
Такси. Обычно таксисты кучкуются у станций такси. Это небольшие будки, которые есть во всех популярных местах: на площадях, рядом с вокзалами и большими отелями. По моим наблюдениям, таксисты добродушные и не навязываются. Разве что спросят: «Такси?» Если отрицательно мотнуть головой, они потеряют к вам интерес.
мы заплатили за поездку на такси из Ургюпа до отеля
Бывает, что попутные машины останавливаются на дороге и предлагают подвезти. По моему опыту, это безопасно. Однажды мы ждали маршрутку, чтобы добраться из долины Любви в Гёреме. Проезжавший водитель забрал нас, довез до места и наотрез отказался брать деньги.
От нашего отеля до подземного города Деринкую надо было ехать 43 км, поэтому я арендовал скутер в одной из прокатных контор. Заранее онлайн ничего не выбирал — просто зашел в несколько пунктов, расположенных вдоль главной улицы Ургюпа, и сравнил цены, но они везде были одинаковые.
Что смотреть в Каппадокии
стоит билет в комплекс монастырей на окраине национального парка «Гёреме»
Три Красотки и Дымоходы Фей. Некоторые из каменных столбов на территории парка выделяются даже на фоне общего инопланетного ландшафта. У них есть имена.
Дымоходы Фей — еще одно место с красивыми «грибами». Оно расположено в 5 км от Гёреме. Там можно побродить, посрывать абрикосы с деревьев и забраться на самый верх, чтобы осмотреть окрестности. Абрикосовых деревьев в Каппадокии очень много, особенно вдоль дорог: местные жители используют их как защиту от выветривания полей.
Мы увидели оба места случайно, когда проходили мимо. Добраться сюда специально можно пешком, на скутере или такси.
Учхисар — город в 4 км от деревни Гёреме. Его название переводится как «три крепости». Так его обычно и называют — городом-крепостью. На самом деле это скала, в которой люди вырезали себе жилища. Город выглядит как огромный муравейник. По разным данным, там жило от 1000 до 3000 человек.
Из Гёреме или Ургюпа сюда можно добраться автобусом. Мы доехали на скутере.
Долины парка «Гёреме». Чтобы почувствовать дух Каппадокии, надо пройтись по долинам парка. Популярных несколько — это долина Любви с гигантскими фаллосами, Голубиная долина рядом с городом Учхисар и Розовая долина, в которую есть несколько спусков недалеко от деревушки Ортахисар.
На мой взгляд, для спокойной прогулки лучше всего подходит Розовая долина. Ее протяженность — 3 км, на всем пути расположены церкви и скальные жилища, пробиты проходы для проезда всадников. Людей тут почти нет, нам попались только две пары туристов. Можно полдня гулять в свое удовольствие, никто не помешает. Благодаря большому количеству деревьев тут нежарко.
В Розовой долине интересно посмотреть на жилье и понять, как люди решали квартирный вопрос. Нужно увеличить жилплощадь? Вырубаешь в породе новую комнату со столом, скамьями и полками в стене. Дешево и практично.
В долине есть указатели направлений, но кто-то краской нанес исправления — им можно верить. Мы прошли долину целиком и вышли в Чавушин. Это небольшая деревня с остатком скального города — дырявого, как ломтик сыра.
стоит час поездки на лошади в Розовой долине
Чавушин. В развалины мы не полезли — и без этого была масса впечатлений. Больше в Чавушине, как мне показалось, делать нечего
Другие долины парка — Голубиная и долина Любви — начинаются в Учхисаре. В Голубиной действительно обитают голуби — прямо в скальных жилищах. Но с виду она показалась нам непримечательной, так что мы предпочли ей долину Любви. Главное, чем она привлекает туристов, — горы провокационной формы.
Протяженность долины Любви — 4,5 км. Скального жилья тут немного, а тропы едва заметные. Кое-где нам пришлось продираться сквозь кусты и ориентироваться на следы лошадей: наверное, кто-то прямо перед нами заказал конную экскурсию.
Подземный город Деринкую. В Каппадокии есть шесть подземных городов. Самые известные из них — Каймаклы и Деринкую. Я решил посетить второй, потому что он находился дальше и я предположил, что там будет меньше людей. Мой расчет оправдался. Проезжая Каймаклы, я увидел несколько туристических автобусов у входа. А в Деринкую автобусных экскурсий при нас не было.
Чтобы добраться сюда самостоятельно из парка «Гёреме» на автобусах, придется сперва доехать до Невшехира, а потом пересесть на другой автобус до Деринкую. Общее расстояние — около 30 км. Мы отправились на скутере и за всю поездку не увидели ни одной попутной маршрутки.
Деринкую был основан 3000 лет назад, а максимального расцвета достиг в период арабо-византийских войн в 780—1180 годах. Люди не жили там постоянно, а прятались от неприятелей. Город увеличился в размерах во время нашествия Тамерлана в 14 веке. В 1923 году Деринкую был заброшен после обмена населением между Турцией и Грецией. Каппадокийские греки уехали в Турцию, а на их место приехали турки из Греции.
Деринкую — самый крупный подземный город Каппадокии, доступный для посещения. Точно неизвестно, сколько в нем этажей, предположительно — 21, из которых расчищены 8. Говорят, он вмещал несколько тысяч человек. В нем были церкви, кухни, склады продовольствия, винодельни, стойла для животных и колодцы. Воздух поступал через вентиляционные шахты.
Мне очень понравился город. Я обошел всю доступную территорию и с фонариком облазил несколько тупиковых ходов.
Воздушные шары
Если нет погодных противопоказаний — сильного ветра или осадков — на рассвете в Каппадокии взлетают шары. Поднимутся ли они, заранее узнать нельзя: это централизованно объявляют капитанам прямо перед взлетом. Поэтому иногда случается так, что туристы приезжают зря. За четыре ночи, что мы провели в Каппадокии, разрешение на полет дали только раз.
стоит полет на воздушном шаре на одного человека в сезон
Забронировать развлечение можно онлайн или на месте: агентств-организаторов очень много. Вот они на карте:
В цену входит трансфер из отеля до места назначения и обратно, а также завтрак, которым угощают, пока вы ждете разрешения на полет.
Мы с женой решили посмотреть на шары с земли. В июне солнце встает в пять утра, поэтому уже в четыре нам пришлось собраться и отправиться на скутере на смотровую площадку, расположенную в получасе езды от нашего отеля. В Каппадокии много смотровых площадок, потому что шары запускают из разных точек. В отеле мы выяснили, где находится ближайшая, и поехали туда.
По случайности это было именно то утро, когда шары взлетели. Зрелище завораживающее: сначала поднимаются одиночные шары, потом их становится все больше. Встает солнце и подсвечивает шары, которых уже около двух сотен. Такой я и запомню Каппадокию.