бавтуто г а учебно полевая практика по ботанике

Опарин Роман Владимирович

Полевая практика по ботанике: орг. вопросы

Полевая практика студентов по анатомии и морфологии растений знакомит студентов с разнообразием жизненных форм растений, их видовым разнообразием, экологической приуроченностью. Согласно стандарту высшего профессионального образования учебно-полевая практика по ботанике имеет эколого-морфологическую направленность, поэтому основной акцент делается на изучении морфологических особенностей различных видов растений, их жизненных форм и экологических групп. Особое внимание уделено онтогенезу, способам размножения растений и распространения их в зависимости от экологических условий. По завершении полевой практики студент должен:

— основные виды местной флоры, их морфологические особенности и приспособленность к условиям обитания;

— разнообразие морфологических и анатомических структур вегетативных и генеративных органов растения на конкретных примерах;

— основы систематики прокариот, грибов, низших и высших растений;

— основы экологии, фитоценологии и географии растений района практики;

— редкие и исчезающие виды растений, подлежащие охране и занесенные в «Красную книгу»;

— самостоятельно работать с ботанической литературой, анализировать прочитанное и результаты использовать для решения практических задач;

— работать с микроскопом, бинокуляром;

— проводить морфолого-анатомическое описание тканей и органов растений;

— различать в природе не менее 150 видов растений, 50 из них знать на латинском языке;

— распознавать возрастные особенности растений в процессе онтогенеза;

— проводить геоботаническое описание фитоценозов;

— гербаризировать рекомендованные преподавателем виды растений;

— проводить мероприятия по охране редких и исчезающих видов растений;

— рационально использовать и охранять редкие виды растений.

— базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет;

— ботаническим понятийным аппаратом;

— навыками полевых наблюдений за ростом, развитием растений, их вегетативным и половым размножением;

— навыками сбора растений и их гербаризации;

— методами описания фитоценозов и растительности.

Работа студентов во время полевой практики складывается из экскурсий в природу, занятий в лаборатории (камеральной обработки собранного на экскурсии материала) и выполнения индивидуальной работы. Учебно-исследовательская работа студентов проводится в течение всего практикума. Объектами исследования служат отдельные виды растений, их популяции и сообщества. Основной метод изучения растений — морфолого-анатомический. Кроме выполнения индивидуальной работы каждый студент выбирает тему, по которой он делает сообщение (тематика с указанием основной литературы приведена ниже). Ниже приводим примерный тематический план практикума. Ряд теоретических вопросов, включенных в программу, раскрывает преподаватель в виде мини-лекций, часть — готовят студенты в виде сообщений и мини-докладов.

1. Бавтуто Г.А. Учебно-полевая практика по ботанике. Для вузов.- Мн.: Выш. шк., 1990.- 269 с.

2. Викторов В.П., Годин В.Н., Ключникова Н.М. и др. Руководство к летней практике по ботанике. Учебное пособие. — М: МПГУ, 2015. — 100 с.

3. Гуленкова М.А., Красникова А.А. Летняя полевая практика по ботанике. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1986. — 175 с.

4. Каденова А.Б., Камкин В.А. Учебно-полевая практика по ботанике: учебное пособие для студентов сельскохозяйственных и биологических специальностей. — Павлодар: Кереку, 2010. — 302 с.

5. Карпач Е.Б., Мартинчик Т.Н., Родионова С.Ю. Методические указания и руководство к проведению учебно-полевой практики по ботанике. Гродно: Гродненский государственный аграрный университет, 2010. — 35 с

6. Негробов В.В., Агафонов В.А. (сост.) Методические рекомендации к проведению учебной полевой практики по ботанике. Учебно-методическое пособие для вузов. — Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2009. — 47 с.

9. Фардеева М.Б., Прохоров В.Е. Полевая практика по ботанике: учебно-методическое пособие для проведения комплексной экологической учебно-полевой практики. — Казань, КГУ, 2009. — 167 с.

Все ответы на вопросы, выполненные задания заносятся в шаблон плана-отчета по практике. Титульный лист должен быть заполнен.На титульном листе при сдаче преподавателю должна быть подпись студента.

Источник

Учебно-полевая практика «Растительный мир улуса»

Разделы: Биология

Содержание

1. Организация полевой практики по ботанике

2. Методика сбора и сушки растений

3. Методика определения растений

4. Методика оформления гербария

5. Методика биоэкологического описания растений

6. Методика описания лесного растительного сообщества

7. Методика описания луговой и степной растительности

1. Организация полевой практики по ботанике

Полевая практика включает в себя следующие формы работы: экскурсии группы учащихся под руководством учителя, камеральную (в классе) обработку собранных материалов (описание и определение растений, их морфологический анализ, анатомическое изучение и т.д.), ведение дневников и флористических списков (тетрадей), выполнение самостоятельных наблюдений и исследований по индивидуальным заданиям, составление ботанических коллекций, участие в природоохранительных мероприятиях. В конце практики проводится итоговая конференция и зачет.

Самостоятельные учебно-исследовательские работы по избранным темам выполняются бригадами из 2-3 учащихся. По результатам самостоятельной работы учащиеся представляют письменный отчет, снабженный документальными материалами (гербарий или другая коллекция, рисунки, фотографии, схемы, цифровой материал, графики и пр.). Материалы самостоятельных работ обсуждаются на итоговой конференции.

Материалами к зачету для ученика служат: дневник практики, лабораторная тетрадь, флористическая тетрадь, отчет о самостоятельной учебно-исследовательской работе, а также собранные на практике коллекции самостоятельно определенных растений.

2. Методика сбора и сушки растений

Сбор растения для гербария

Сбор растений лучше проводить в ясную и сухую погоду. Растения, собранные в дождливую или пасмурную погоду, плохо поддаются сушке, изменяется их естественная окраска.

Во время сбора растений, одновременно напишите черновую этикетку с указанием местонахождения, местопроизрастания, даты сбора и фамилии того, кто собрал растение. Черновая этикетка заполняется на любой бумаге (9х6 см).

Сушка собранных растений

Растения сохнут от 4 до 7 дней. Нельзя допускать пересушки растений, пересушенные растения быстро ломаются. Растение считается сухим, если оно не сгибается, когда берешь за нижнюю часть стебля, и не чувствуется ощущение холода, когда прикладываешь растение к лицу.

3. Методика определения растений

Оборудование: определители растений, лупы, препаровальные иглы, линейки, бумага для этикеток.

Ошибки в определении чаще всего происходят от невнимательного выбора диагноза без детального анализа всех указанных им признаков. Чтобы избежать таких ошибок, надо следовать следующим правилам:

1) перед определением анализируют все признаки растения;

2) в ходе определения внимательно и до конца прочитывают диагнозы, тезы и антитезы каждой ступени, учитывая весь комплекс, а не один признак;

3) встретившись с незнакомым термином, следует выяснить его значение.

Последовательность определения растений

(памятка для учащихся)

— Определение всегда начинать с первой ступени. Внимательно прочитать тезу и антитезу и сравнить признаки, приведенные в них, с гербарием определенного растения;

— Если подходит теза, то следует перейти к той ступени, номер которой стоит после описания признаков тезы, если же признаки растения схожи с антитезой, то переходят к ступени, номер которой указан после антитезы;

— В указанной ступени опять сравнивать признаки растения с тезой и антитезой. Выбирают одну из них и переходят к другой ступени, куда вас отсылают;

— Если после тезы и антитезы нет цифры, указывающей переход к следующей ступени, а стоит название растения, то определение растения на этом заканчивается;

— Найдя видовое название растения, надо точно вписать бинарное название вида (русское и латинское с указанием автора) в этикетку гербарного образца, в флористическую тетрадь.

4. Методика оформления гербария

Для оформления гербария отберите лучшие из высушенных растений и смонтируйте их на стандартном листе (42х28 см) светлого тона плотной бумаги хорошего качества. Растения должны занять весь лист равномерно за исключением нижнего правого угла, где наклеивается этикетка.

На гербарный лист монтируется одно крупное растение или несколько мелких растений корнями вниз, цветками и плодами вверх. Растение плотно прикрепите к листу во избежание механических повреждений: толстые органы пришейте зеленой или серой ниткой, тонкие части приклейте узкими полосками плотной бумаги одного тона с гербарным листом. Этикетку, аккуратно заполненную или отпечатанную, наклейте в правом нижнем углу, на 1 см отступив от края листа. Гербарная этикетка является паспортом растения, поэтому заполняйте ее аккуратно и полно. Она включает следующие сведения о растении:

1. Название школы, где учится ученик, собравший растение.

2. Название семейства на латинском и русском языках.

3. Видовое название растения на латинском и русском языках.

6. Фамилия и имя того, кто собрал растение.

7. Фамилия и имя того, кто определил растение.

8. Дата сбора растения.

Образец гербарной этикетки

Чурапчинская общеобразовательная школа №2

Республика Саха (Якутия) Чурапчинский улус, окр-сть селаЧурапча.

Опушка ивняков на первой надпойменной террасе долины Средней Лены.

Собрал Слепцов Сергей

Определил слепцов Сергей 8 июня 2007 г.

5. Методика биоэкологического описания растений

Биоэкологическая характеристика растений складывается из описания морфологических (внешнего строения органов), биологических (характера роста и развития) и экологических (взаимодействий с условиями среды) признаков растений.

Описание растений проводится по следующей схеме:

Название вида: русское, латинское, якутское.

Местообитание: лес, луг, болото, водоем и др.

Рельеф местности: понижение, склон, вершина горы и т.д.

Почва: механический состав (песчаный, супесчаный, суглинистый и глинистый), влажность (сухой, свежий, влажный, мокрый), название почвы.

Таблица 1. Группы растений по продолжительности жизни

Жизненные формы растений (таблица 2).

Таблица 2. Жизненные формы по Раункиеру

Жизненные формыБиологические особенности
ТерофитыОднолетние растения, не имеющие зимующих почек и перезимовывающие в виде семян
КриптофитыМноголетние и двулетние растения, у которых почки возобновления находятся в почве
ГемикриптофитыМноголетние травянистые растения и полукустарники, у которых почки возобновления находятся на самой поверхности почвы
ХамефитыКустарнички и полукустарники, у которых почки возобновления находятся низко над поверхностью почвы
ФанерофитыДревесные и кустарниковые породы, у которых почки возобновления расположены высоко над поверхностью почвы.

— по форме (стержневая и мочковатая корневые системы);

— по происхождению (главный, боковой и придаточный);

— микориза (эктотрофная и эндотрофная);

— симбиоз (клубеньковые бактерии).

8. Лист (при описании листа нужно указать различия верхушечных, средних и нижних листьев. Описывают, обычно, средние листья):

9. Цветок и соцветия:

Экологические группы растений по отношению к свету:

светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые. Светолюбивые растения могут развиваться лишь при сильном освещении и не выдерживают затенения. Тенелюбивые растения наоборот не выдерживают сильного освещения. Теневыносливые растения лучше развиваются на свету, в то же время могут безболезненно переносить некоторое затенение.

11. Экологические группы растений по отношению к воде (таблица 3).

Таблица 3.Экологические группы растений по отношению к воде

Экологические группыМестообитание и биологические особенности
ГидрофитыВодные растения, которые полностью или частично погружены в воду. Они плавают в воде свободно или прикреплены ко дну водоема
ГигрофитыРастения избыточно увлаженных местообитаний (болото, сырые луга)
МезофитыРастения среднеувлажненных мест (лиственничные, березовые леса, луга)
КсерофитыРастения сухих местообитаний (степные участки, каменистые склоны и сухие сосновые леса).
ПсихрофитыРастения влажных и холодных местообитаний (высокогорье и тундра)
КриофитыРастений сухих и холодных местообитаний (высокогорье)

Экологические группы растений по отношению к почве (таблица 4)

Таблица 4. Экологические группы растений по отношению к почве

Экологические группыМестообитание
Мегатрофырастения плодородных черноземных почв
Мезотрофырастения среднеплодородных дерново-подзолистых почв
Олиготрофырастения бедных песчаных и супесчаных почв
ПсаммофитыРастения подвижных песков
ХасмофитыРастения каменистых скал и склонов
ОксилофитыРастения кислых сфагновых болот
Галофитырастения засоленных почв
КальцефилыРастения известковых отложений и щелочных почв
НитрофилыРастения богатых азотом мусорных мест

Значение растения в народном хозяйстве, быту и природе (пищевые, ядовитые, кормовые, технические, лекарственные, декоративные и др.).

Дата описания; фамилия и имя ученика, описавшего растение.

Использованная литература

1. Андреев В.Н., Галактионова Т.Ф., Перфильева В.И., Щербаков И.П. Основные особенности растительного покрова Якутской АССР. Якутск: ЯФ СО АН СССР, 1987.

3.Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Просвещение, 1987.

4. Бавтуто Т.А. Учебно-полевая практика по ботанике. Минск, 1990.

5. Бровкина Е.М., Державина Т.В. Экскурсии в природу // Биология в школе. 1993. №5.

7. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. Учебник для студентов пед. Институтов по биол. спец. 4-е изд-е. М.: Просвещение, 1983.

8. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1976.

9. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1977.

10. Вечен ли лес на вечной мерзлоте. Как организовать общественный мониторинг в лесах мерзлотной зоны: Пособие для руководителей школьных лесничеств и экологических объелинений граждан / Под ред. П.А.Тимофеева, А.П.Исаева, Л.Г.Михалевой. Якутск: Якутский госуниверситет, 1999.

11.Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-Н/Д: Изд-во «Феникс». 1996.

12. Иванова В.П. Высшие растения окрестностей г. Якутска (Определитель). Учебное пособие. Якутск, 1986.

13. Иванова В.П. Двудольные растения окрестностей г. Якутска (Определитель). Учебное пособие. Якутск: изд-во ЯГУ, 1990.

14. Ильин М.П. Школьный гербарий. М.: Просвещение, 1971.

15. Захлебный А.Н. На экологической тропе: Опыт экологического воспитания. М.: Знания, 1986.

16. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение, 1984.

17. Нинбург Е.А. Технология научного исследования. Методические рекомендации. СПб. 2000.

Источник

Учебно-полевые практические занятия по ботанике лесных растений для СПО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Заместитель директора по УР

_______________ Л.Н. Филиппова

Методическая разработка по учебной дисциплине

к основной профессиональной образовательной программе

по специальности СПО

250110«Лесное и лесопарковое хозяйство»

Учебно-полевые практические занятия

по ботанике лесных растений

Учебно-полевые практические занятия

по ботанике лесных растений разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО 250110

«Лесное и лесопарковое хозяйство»

ГБОУ СПО МО ПЛХТ преподаватель Савенков Д.В..

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Одобрено на заседании предметно- цикловой комиссии

профессионального цикла специальности 250110

«Лесное и лесопарковое хозяйство»

Протокол №_______ от «_____» _________ 2015г.

Председатель ЦК ________________________ /Антипенко Т.А./

1. Организация полевых практических занятий по ботанике.

2. Методика сбора и сушки растений.

3. Методика определения растений.

4. Методика оформления гербария.

5. Методика биоэкологического описания растений.

6. Методика описания и классификация лесного растительного сообщества.

7. Методика описания луговой растительного сообщества.

Данная методика является частью в ажнейшей задачей в реформе образования, которая направлена на повышение качества образовательного процесса. Она складывается из практических занятий и самостоятельных работ непосредственно на природе, способствует развитию творческой инициативы обучающихся, а так же расширяет горизонты познания в ботанике. Учебно-полевые практические работы по дисциплине «Ботаника», это способствует углубленному изучению фитоценоза, развивает у обучающихся межпредметные связи с такими как «Дендрология» и «Лесоведение», повышает знания, практические умения и навыки.

Психологией доказано, что практический, реальный анализ коллективной деятельности, представляет первую степень познавательной деятельности. Если обучающиеся осуществляют реальный анализ растения – анализируя условия его произрастания, биологические особенности, влияние на них сопутствующих растений и древестно-кустарниковых форм и др., такое действенное наблюдение значительно активизирует познавательную деятельность обучающихся, развивает их мышление.

Необходимо повысить эффективность практических занятий, и нельзя ограничиваться простой прогулкой в лес для простого обзора или примитивного сбора природного материала. Задача состоит в том, чтобы обучающиеся не только получали совокупность знаний, но и могли применять полученную теорию на практических занятиях непосредственно на природе, собирая и анализируя полученную информацию.

1. Организация учебно-полевых практических занятий по ботанике

Учебно-полевые практические занятия включают в себя следующие формы работы: экскурсии группы обучающихся под руководством преподавателя, камеральную обработку собранных материалов (описание и определение растений, их морфологический анализ, анатомическое изучение и т.д.), ведение дневников и флористических списков (тетрадей), выполнение самостоятельных наблюдений и исследований по индивидуальным заданиям, составление ботанических коллекций, участие в природоохранительных мероприятиях. В конце учебно-полевых практических занятий проводится зачет.

Дневник учебно-полевых практических занятий ведется каждой группой обучающихся. Дневник не должен служить полевым блокнотом, иначе он может быть истрепан, испачкан, вымочен. В него записывают результаты наблюдений, сделанных на экскурсии или во время лабораторной работы. Очень важно научиться вести записи лаконично, так, чтобы они отражали конкретные особенности местности, природные явления, специфику изучаемых объектов. Нельзя загромождать дневник общими сведениями, повторяющими учебник. Необходимо заносить в него свои соображения и возникающие вопросы. Сформулированный вопрос помогает искать на него ответ. Так что ведение дневника становится частью исследовательской работы.

Самостоятельные учебно-исследовательские работы по избранным темам выполняются бригадами из 2-3 обучающихся. По результатам самостоятельной работы учащиеся представляют письменный отчет, снабженный документальными материалами (гербарий, рисунки, фотографии, схемы, цифровой материал, графики и пр.). Материалы самостоятельных работ обсуждаются на итоговой конференции.

Материалами к зачету для обучающегося служат: дневник учебно-полевых практических занятий, лабораторная тетрадь, флористическая тетрадь, отчет о самостоятельной учебно-исследовательской работе, а также собранный на практике гербарий самостоятельно определенных растений.

2. Методика сбора и сушки растений

Сбор растения для гербария

Сбор растений лучше проводить в ясную и сухую погоду. Растения, собранные в дождливую или пасмурную погоду, плохо поддаются сушке, изменяется их естественная окраска.

Во время сбора растений, одновременно напишите черновую этикетку с указанием местонахождения, местопроизрастания, даты сбора и фамилии того, кто собрал растение. Черновая этикетка заполняется на любой бумаге (9х6 см).

Сушка собранных растений

Растения сохнут от 4 до 7 дней. Нельзя допускать пересушки растений, пересушенные растения быстро ломаются. Растение считается сухим, если оно не сгибается, когда берешь за нижнюю часть стебля.

3. Методика определения растений

Оборудование: определители растений, лупы, препаровальные иглы, линейки, бумага для этикеток.

Ошибки в определении чаще всего происходят от невнимательного выбора диагноза без детального анализа всех указанных им признаков. Чтобы избежать таких ошибок, надо следовать следующим правилам:

1) перед определением анализируют все признаки растения;

2) в ходе определения внимательно и до конца прочитывают диагнозы, тезы и антитезы каждой ступени, учитывая весь комплекс, а не один признак;

3) встретившись с незнакомым термином, следует выяснить его значение.

Последовательность определения растений

(памятка для обучающегося)

— Определение всегда начинать с первой ступени. Внимательно прочитать тезу и антитезу и сравнить признаки, приведенные в них, с гербарием определенного растения;

— Если подходит теза, то следует перейти к той ступени, номер которой стоит после описания признаков тезы, если же признаки растения схожи с антитезой, то переходят к ступени, номер которой указан после антитезы;

— В указанной ступени опять сравнивать признаки растения с тезой и антитезой. Выбирают одну из них и переходят к другой ступени, куда вас отсылают;

— Если после тезы и антитезы нет цифры, указывающей переход к следующей ступени, а стоит название растения, то определение растения на этом заканчивается;

— Найдя видовое название растения, надо точно вписать бинарное название вида (русское и латинское с указанием автора) в этикетку гербарного образца, в флористическую тетрадь.

4. Методика оформления гербария

Для оформления гербария отберите лучшие из высушенных растений и смонтируйте их на стандартном листе (42х28 см) светлого тона плотной бумаги хорошего качества. Растения должны занять весь лист равномерно за исключением нижнего правого угла, где наклеивается этикетка.

На гербарный лист монтируется одно крупное растение или несколько мелких растений корнями вниз, цветками и плодами вверх. Растение плотно прикрепите к листу во избежание механических повреждений: толстые органы пришейте зеленой или серой ниткой, тонкие части приклейте узкими полосками плотной бумаги одного тона с гербарным листом. Этикетку, аккуратно заполненную или отпечатанную, наклейте в правом нижнем углу, на 1 см отступив от края листа. Гербарная этикетка является паспортом растения, поэтому заполняйте ее аккуратно и полно. Она включает следующие сведения о растении:

Образец гербарной этикетки

1.Название учебного заведения, где учится обучающийся, собравший растение.

ГБОУ СПО МО «Правдинский лесхоз-техникум»

2. Название семейства на русском языке.

3. Видовое название растения на латинском и русском языках.

Московская область, Пушкинский район, г.п.Правдинский

Учебно-опытное лесничество кв №82. Заболоченная опушка ивняков на левом берегу реки Серебрянки

6. Фамилия и имя того, кто собрал растение.

7. Фамилия и имя того, кто определил растение.

8. Дата сбора растения.

5. Методика биоэкологического описания растений

Биоэкологическая характеристика растений складывается из описания морфологических (внешнего строения), биологических (характера роста и развития) и экологических (взаимодействий с условиями среды) признаков растений.

Описание растений проводится по следующей схеме:

Название вида: русское, латинское.

Местообитание: лес, луг, болото, водоем и др.

Рельеф местности: понижение, склон, равнина и т.д.

Почва: механический состав (песчаный, супесчаный, суглинистый и глинистый), влажность (сухой, свежий, влажный, мокрый), название почвы.

Таблица 1. Группы растений по продолжительности жизни

Таблица 2. Жизненные формы по Раункиеру

— по форме (стержневая и мочковатая корневые системы);

— по происхождению (главный, боковой и придаточный);

— микориза (эктотрофная и эндотрофная);

— симбиоз (клубеньковые бактерии).

— высота в см для травянистых, полукустарниковых и кустарничковых видов, в м для древесных и кустарниковых видов;

Лист (при описании листа нужно указать различия верхушечных, средних и нижних листьев. Описывают, обычно, средние листья):

Экологические группы растений по отношению к свету:

светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые. Светолюбивые растения могут развиваться лишь при сильном освещении и не выдерживают затенения. Тенелюбивые растения наоборот не выдерживают сильного освещения. Теневыносливые растения лучше развиваются на свету, в то же время могут безболезненно переносить некоторое затенение.

Таблица 3.Экологические группы растений по отношению к воде

Растений сухих и холодных местообитаний (высокогорье)

Таблица 4. Экологические группы растений по отношению к почве

растения подвижных песков

растения каменистых скал и склонов

растения кислых сфагновых болот

растения засоленных почв

растения известковых отложений и щелочных почв

растения богатых азотом мусорных мест

Значение растения в народном хозяйстве, быту и природе (пищевые, ядовитые, кормовые, технические, лекарственные, декоративные и др.).

6.Методика описания и классификация лесного растительного сообщества.

При работе необходимо учитывать среду обитания растений и сообщества в целом (рельеф, почва, характер увлажнения, условия минерального питания, освещения, состав лесной подстилки, ее толщина, образование, разложение и т.д.). При посещении разных типов леса предоставляется возможность сравнить их, выявить общие и различные виды, выделить растения, наиболее типичные для конкретного сообщества, и связать особенности их строения и биологии с условиями оби­тания.

Знакомство с жизненными формами растений, с флористическим составом, обилием отдельных видов (обильно — растения одного вида смыкаются побегами, образуя сплошную заросль; очень мно­го — растения создают фон; много — растения часто встречаются, их много; мало — растений мало, они рассеяны между другими ви­дами; единично — несколько экземпляров на площадке 10 м кв.), с характером их размещения (группами, образуя больших или меньших размеров пятна, или диффузно) неминуемо подводит к характеристике фитоценоза, к анализу закономерностей его сложения. В лесу легко обнаружить ярусное сложение сообщества, установить проективное покрытие площади всеми растениями или отдельными видами, сделать выводы. Разная степень освещенности отдельных участков леса (непосредственно под кронами света меньше, чем в «окнах») сказывается на распределении растений: одни из них тяготеют к местам с лучшим освещением, другие могут произрастать в тени, третьи одинаково обильны при разном освещении. На мозаичное распределение видов оказывают влияние микрорельеф.
Важно отметить доминантные растения (постоянные и временные) и эдификторы, ибо последние определяют условия жизни для других, сопутствующих им видов (например, ель в еловом лесу).

Геоботаническое описание. Растительный покров состоит из фитоценозов. В составе и строении фитоценоза проявляются внутренние закономерности взаимодействий растений друг с другом и со средой обитания. В процессе описания изучаются: флористический состав, общая численность, масса растений и количест­венные соотношения между видами и группами видов, состоя­ние особей каждого вида («жизненность»), пространственное вертикальное и горизонтальное — распределение растений и структурные части фитоценоза. Для оценки всех этих призна­ков пользуются количественными показателями. Это облегча­ет сравнение фитоценозов между собой. Применительно к фитоценозам разных типов (лесным, луговым и т. д.) разработаны специальные бланки описаний, что облегчает сравнение. Описывают не весь фитоценоз в целом, а лишь часть его — ограниченную «пробную площадь». Она имеет форму квадрата или прямоугольника и закладывается в пределах фитоценоза таким образом, чтобы охватить наиболее типичный его участок, избегая при этом «искажений» в растительном покрове (на границах растительных сообществ, у нор животных, в местах, нарушенных пожаром, деятельностью человека и пр.). Размер пробной площади должен быть достаточен для выявления всех черт фитоценоза и, в первую очередь, его флористического состава (20х20м). Если показатели однородны то следующие пробы 1х1м.

Бланк геоботанического описания

Размер пробной площадки:

Географическое положение (адрес):

Общий характер рельефа:

Влияние человека и животных:

описания . Все описания обязательно нумеруются, что упрощает их поиск в массе других описаний, а также облегчает камеральную обработку.

Дата. Указывать необходимо, так как время, когда сделано описание, важно для оценки таких показателей, как состояние растений в фитоценозе и др.

Автор. При сравнении геоботанических описаний важно знать, сделаны они одним или разными авторами.

Название фитоценоза. После завершения описания определяют, какой это описанный фитоценоз. Название фитоценоза может быть уточнено и изменено в камеральный период при обработке полевого материала.

Величина пробной площади. Опытным путем было установлено, что для лесных сообществ минимальный размер пробной площади квадратом 20х20 м .

Географическое поло­жение пробной площади. Указывают область, район, населенный пункт. Полезно указать и другие ориентиры для более точной привязки.

Положение в рельефе фитоценоза и пробной площади. Указать: на водоразделе или на склоне, экспозицию и крутизну склона (в градусах). В бланке описания дается сетка, на которой в масштабе изображают вертикальный профиль рельефа, указывают на нем границы фитоценоза и пробной площади.

Микрорельеф. К микрорельефу относятся формы с горизонтальными размерами 2—20(50) м и вертикальными — до 1 м. Чаще всего это различные кочки, впадины и т. д., образующие неровности на поверхности пробной площади. Отмечают их размеры и распределение. Растительность чутко реагирует на микрорельеф, так как он влияет на перераспределение поверхностного стока и других экологических факторов. Характеристика микрорельефа важна и для хозяйственной оценки территории. Микрорельеф может быть фитогенного про­исхождения, что следует отметить особо .

Условия увлажнения . Указать: атмосферное, грунтовыми водами, проточное, застойное, наличие стока на склонах.

Лесная подстилка. Указывают степень покрытия почвы подстилкой (в %), ее толщину, компоненты (листья, кора, ветви—каких видов и т. п.).

Почва . Указывается название почвы (например, серая лесная), уровень грунтовых вод, материнская порода, делается рисунок почвенного разреза, который описывается по горизонтам (для каждого указать: мощность, окраску, структуру, механический состав, плотность, влажность, включения, новообразования, вскипание, на­личие корней, характер переходов).

В описании использовалась шкала обилия Браун-Бланке:

— особей вида много, но покрытие невелико или особи разрежены, но покрытие большое;

— число особей вида любое проективное покрытие более 75 %.

— растение только вигитирует, находится в стадии розетки, начинает давать стебель;

— растение вегетирует после цветения.

Травяно-кустарничковый покров .

Общее проективное покрытие почвы определяется как процент площади, занятой проекциями надземных частей растений — всех трав и кустарничков.

Общий облик . Необходимо обратить внимание на эту часть описания, так как именно физиономия нижних ярусов лесного фитоценоза позволяет быстро находить сходные фитоценозы и хорошо отличать данный фитоценоз от соседних. Аспект. Складывается из самых заметных черт строения фитоценоза: обилия какого-то одного цветущего вида, особой густоты покрова, его монотонной окраски и т. п.

Разделение на подъярусы. Вертикальная структура в травянистом покрове обычно нечетко выражена, но в ряде случаев по высоте растений удается вы­делить несколько подъярусов.

Названия растений и их групп . Дают латинские названия растений, выделяют и последовательно описывают группы: кустарнички, многолетние и однолетние растения.

7.Методика описания луговой растительного сообщества

В зависимости от места организации может быть проведена на поемный или суходольный луг. На лугу, так же как и в рассмотренном выше лесном сообществе, составляют список видов (по хозяйственным группам), берут растения для морфологического описания, определения, гербаризации. Во время занятий предоставляется возможность более подробно ознакомиться с разными жизненными формами луговых растений, выявить преобладающие формы (сравнить с таковыми в травянистом ярусе лесного сообщества, в условиях повышенного затенения и отсутствия сильной задернованности субстрата), разобрать материал по основным типам кущения злаков. Отдельно следует остановиться на хозяйственно ценных видах (кормовые, лекарственные, медоносные и т. п.), балластных, сорных и ядовитых, их биологических особенностях, адаптивных (приспособительных) признаках, способе размножения (семенное, вегетативное) обилии (много, мало, единично), характере распределения (группами, диффузно), встречаемости на лугу. Выявить доминантные виды и установить приуроченность их к определенному ярусу. Растения-эдификаторы, их влияние на другие виды и сообщество в целом. Обратить внимание на связь между обилием мхов и проективным покрытием площади травянистыми растениями, обилием полупаразитов (погремки, очанки, марьянники) и продуктивностью луга. Составить список растений, подлежащих охране.

Особенности описания травянистого фитоценоза. Остановимся лишь на тех пунктах бланка, которые специфичны для луговых фитоценозов в от­личие от лесных.

Величина пробной площади. Вследствие срав­нительно небольших размеров луговых растений достаточной величиной пробной площади будет площадка в 100 кв.м (10Х10 м).

Тбавтуто г а учебно полевая практика по ботаникеравянистый покров. Устанавливают проективное покрытие для всего травостоя, а затем — для злаков, осоковидных, бобовых и разнотравья в отдельности. Самый удобный способ определе­ния проективного покрытия при помощи сеточки Раменского. Она обычно имеет размер 2х5 см и разделена на 10 одинаковых квадратов (таким образом, каждая ячейка—-10%). Сеточку держат на некотором расстоянии от глаза. Наблюдая травостой через сеточку, мысленно собирают проекции надземных частей растений в соседние ячейки, а просветы (незадернованная почва) в другие. Если, например, проекции заняли 7 и 3 ячейки соответственно, то общее проективное по­крытие травостоя—70%. Учет проводят не менее 10 раз в разных местах пробной площади и устанавливают среднее значение проективного покрытия. Проективное покрытие можно определять и с помощью мелких площадок. Методика работы описана ниже.

Общий облик: преобладающие виды . Это общее описание облика фитоценоза особенно важно для луговых сообществ, поскольку они в большой степени подвергаются сезон­ной изменчивости.

Разделение на ярусы . Четкая ярусность на лугах встречается крайне редко. Ярусы выделяем по высоте: ярус верховых злаков, ярус низовых злаков, ярус низкого разнотравья (подсед), напочвенный моховой ярус. Это хорошо видно на примере рис.77, для степной растительности.

бавтуто г а учебно полевая практика по ботанике

Такие же различия наблюдаются и по глубине проникновения корней отдельных видов, о чем можно судить по данным таблицы, полученным при изучении трех типов лугов, а также по рисункам 70 и 71.

бавтуто г а учебно полевая практика по ботанике

Мертвый покров . На лугах в состав мертвого покрова входят «ветошь» и опад. Ве­тоши особенно много на лугах весной или в том случае, когда луг заброшен и не используется. Ее наличие необходимо отметить, так как долго сохраняющаяся ветошь способствует задержанию влаги и заболачиванию луга.

Названия растений . Даются по латыни. При описании травостоя последовательно характеризуют группы злаков, бобовых, осоковидных и разнотравья. Для каждого вида определяют высоту (устанавливается как средняя величина по измерениям нескольких особей с господствующей высотой), обилие (по шкале Друде), проективное покрытие (оценивают в процентах; определяют либо как среднее по измерениям на 10 мелких площадках по 0,25 кв. м расположенных в случайном порядке в пределах пробной площади, либо в целом для всей пробной площади — глазомерно, что требует определенного навыка), фенофазу, жизненность. Сумма проективных покрытий всех групп может превышать общее проективное покрытие растительности — в том случае, когда надземные органы одних растений перекрывают другие. Сумма проективных покрытий видов одной группы, как правило, равняется проективному покрытию всей этой группы в целом.

Моховой и лишайниковый покров . Подробное описание мохово-лишайникового покрова позволяет во многом судить о состоянии лугового фитоценоза и его использовании.

Описание лугового фитоценоза, так же как и лесного, ве­дется по бригадам (первая описывает злаки, вторая — осоковидные и бобовые, третья — разнотравье). В начале работы выявляют границу фитоценоза, выбирают место и закладывают пробную площадь. Обучающиеся равномерно распределяются по периметру пробной площади. Каждый с того места, где стоит, определяет проективное покрытие всей растительности и отдельных групп расте­ний. Затем все меняются местами и снова дают оценки проективного покрытия. Выводятся средние значения для названных показателей. Одновременно отмечается однородность строения фитоценоза по горизонтали и ярусы по вертикали. Затем собирают в букет все растения, которые отмечают в бланке описания. Некаторые собирают мхи. В конце работы сводят все полученные данные воедино: каждый в своем бланке составляет полный список видов (демонстрируя растения), заполняют нужные графы. Дается оценка травостоя с точки зрения его современного состояния и возможностей использования. Подчеркивается влияние окружающего поляну леса, особо отмечаются лесные растения, найденные на лугу.
Описания на мелких площадках . В некоторых случаях обычные геоботанические описания оказываются недостаточными для получения интересующих данных. Например, для статистической, оценки тех или иных признаков растительных сообществ собрать массовый материал с достаточной степенью точности на больших пробных площадях невозможно. Тогда проводят описание растительности на серии мелких площадок.

Размеры площадок выбираются в зависимости от целей работы и объектов исследования. Для ограничения площадок чаще всего применяются квадратные рамки (50х50 см) и 1кв. м. Поскольку размеры площадок невелики, необходима определен­ная повторность описаний (в учебных работах не менее 10).

Существует несколько способов расположения площадок в пределах описываемой территории.

1.Случайное расположение: положение каждой площадки совершенно не зависит от положения всех остальных. Всю территорию разбивают по плану на равные квадраты, нумеруют их, а затем по таблицам случайных чисел или жеребьевкой определяют те из них, где должна быть описана растительность. Для применения этого способа нужно иметь заранее план или карту территории и таблицы случайных чисел.

2. Систематическое расположение: площадки расположены на равных расстояниях друг от друга, они покрывают территорию равномерной сетью, величина расстояния между площадками зависит от степени подробности, с которой будет исследована растительность.

Для площадок, заложенных в пределах одного фитоценоза, определяют среднее проективное покрытие для видов, у кото­рых оно не менее 10% на одной площадке.

Сравнивая описания, полученные на всех площадках, вы­числяют «встречаемость» видов.

Встречаемость определяют как процент площадок, на которых встречен данный вид вне зависимости от его обилия. Устанавливают классы встречаемости. Например:

1-й класс—от 81 до 100%,

5-й—от 0 до 20%. (Как правило, последний класс удобнее рассматривать еще 1 более дробно: 20—10%, 10—5%, 5%—0.) Все виды группируют по классам встречаемости. Виды, имеющие встречаемость 80—100%, называются константными . Особо оценивают встречаемость видов с высоким проективным покрытием — видов-доминантов.

Работа по индивидуальной теме. Темы индивидуальных работ связаны с программой частью практических занятий по ботанике.

В начале группа (2—4 человек) выби­рает тему работы, которая выполняется ими в свободное время в течение всего периода. Разъясняется задача, предусмотренная данной темой, с объектами исследования, предлагается методика сбора и обработки материала. При сборе фактического материала обучающийся должен научиться правильно вести записи в полевом дневнике, верно регистрировать полученный фактический материал. По проделанной работе оформляется коллективный отчет.

1) цели и задачи, поставленные в работе, значение изучаемого объекта,

2) методика исследования (сбора и обработки материала),

3) изложение полученного материала,

4) обсуждение результатов с привлечением литературных данных,

5) заключение и выводы,

6) список использованной литературы,

7) приложения, в которые включаются заполненные бланки геоботанических описаний и другие документы, отражающие полевые наблюдения. Отчет оформляется в тетради или альбоме. На титульном листе указывают название темы, список школьников, выполнивших работу, фамилию, имя и отчество руководителя темы, время и место выполнения работы. Работа должна быть хорошо иллюстрирована, фактический материал следует, по возможности, представить в виде графиков, схем, таблиц, профилей, рисунков. Объем отчета около 10 стандартных страниц.

В условиях среднего профессионального образования, проблема активизации познавательной деятельности обучающихся на всех этапах развития образования – одна из актуальных, так как активность применения знаний на учебно-практических занятиях, является необходимым условием формирования умственных качеств личности.

Этому способствует использование новых технологий, что и легло в основу методической разработки.

Актуальность данной методике в том, что обучающиеся становится субъектом обучения, идет активная познавательная деятельность обучающихся при скрытом руководстве преподавателя; делается акцент на развитие мышления, воображения, осуществляется деятельностный подход в обучении, на учебно-полевых практических занятиях преобладает деловое сотрудничество т.к работа проходит в группах (бригадах).

Сущность заключается в создании условий для развития познавательного интереса обучающихся через внедрение обновленных на основе старых но не заслуженно забытых технологий; введение в занятие элементов дифференциации, занимательности, новизны; использование различных приборов, творческих заданий на природе.

Эта методическая разработка является модифицированной, так как дополняет, развивает и синтезирует идеи Н.П. Власовой, Н.А. Блукет, Н.П. Соколова, Т.В. Косякиной и др.

В ходе использования методической разработки преподаватель:

Переходит с позиций носителя знаний на организатора бригадно-практического, анализо-познавательной деятельности;

Мотивирует анализо-познавательную деятельность обучающихся, в ходе решения проблемных ситуаций;

Организует практико-самостоятельную деятельность обучающихся, формирует интерес к учебной дисциплине;

Используются коллективные, групповые и индивидуальные способы практичесно-научной деятельности, включая всех обучающихся, организует взаимопомощь;

Создает ситуацию успеха;

Организует самоанализ и самооценку собственной учебной деятельности обучающихся.
Теоретический анализ, проведённый по проблеме учебно-полевого практического исследования позволяет выделить следующее:

защищать свое мнение, используя приобретенные знания;

выяснять непонятное, задавая вопросы преподавателю, товарищам;

делиться своими знаниями с другими, помогать товарищам в затруднениях;

рецензировать полученные результаты своей деятельности, делать выводы.

3. Технологичность методической разработки

Задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия для перехода теоретического к научно- практическому творчеству. Данная разработка может быть использована преподавателями средней, средне-профессиональной и высшей школы.

Власова Н.П. Практикум по лесным травам. «Лесная промышленность», 1978.

Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Просвещение, 1987.

Бавтуто Т.А. Учебно-полевая практика по ботанике. Минск, 1990.

Бровкина Е.М., Державина Т.В. Экскурсии в природу // Биология в школе. 1993. №5.

Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. Учебник для студентов пед. Институтов по биол. спец. 4-е изд-е. М.: Просвещение, 1983.

Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1977.

Методы геоботанических исследований: Методическое пособие (сост. А.С. Боголюбов). Москва, Экосистема, 1996, 21с.

Неронов В.В. Полевая практика по геоботанике в средней полосе Европейской России: Методическое пособие. – М.: Издательство Центра охраны дикой природы, 2002.

Простейшая методика геоботанического описания леса: Методическое пособие. А.С. Боголюбов, А.Б. Панков. Москва, Экосистема, 1996.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *