Баз 8080 аэродромный автомобиль
Брянский автомобильный завод представил новейшую пожарную аэродромную машину
В рамках открывшегося в подмосковной Кубинке XIII Международного салона «Комплексная безопасность» Брянский автомобильный завод (подразделение Концерна воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей») представил новейший пожарный аэродромный автомобиль (СПСА) и шасси общетранспортного назначения с системой самопогрузки типа «Мультилифт».
Пожарный аэродромный автомобиль создан на шасси БАЗ-8080 (колесная формула 6х6.1) и обладает повышенными динамическими характеристиками и высокоэффективной системой пожаротушения, отвечающей требованиям международной организации гражданской авиации ICAO. Автомобиль предназначен для быстрого прибытия на место происшествия, обеспечения маршрутов эвакуации, тушения пожаров и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ на воздушных судах и наземных объектах аэропорта (вывоз боевого расчета, пожарно-технического вооружения, огнетушащих веществ). Трансмиссия СПСА обеспечивает работу насосной установки (с подачей водопенных компонентов) от одного тягового двигателя в движении на различных скоростях.
Автомобиль имеет уникальную конструкцию. Мощный силовой агрегат позволяет разгонять машину полной массой до 80 км/ч за 35 секунд. Независимая подвеска и широкопрофильные шины позволяют двигаться как по неподготовленной местности, так и по территории аэродрома. Все агрегаты, системы и оборудование автомобиля расположены с учётом минимальной высоты центра тяжести машины, что позволяет быстро прибыть к месту вызова (со скоростью до 115 км/ч). Тяговый двигатель мощностью 700 л.с. (515 кВт) находится сзади, кабина боевого расчёта на 4 человека впереди, а модуль пожаротушения – в середине автомобиля.
Шасси общетранспортного назначения с колесной формулой 8х8 предназначено для размещения различного оборудования заказчика. В рамках салона «Комплексная безопасность» представлен вариант шасси с системой «Мультилифт».
Номенклатура продукции Брянского автомобильного завода с каждым годом увеличивается. Новые образцы спецтехники технологичны, эффективны, экономически выгодны.
Брянский автомобильный завод (входит с Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей») – производитель специальных колёсных шасси и тягачей (СКШТ) высокой проходимости грузоподъёмностью от 14 до 40 т. Является одним из ведущих в своей отрасли предприятием, способным обеспечить полный жизненный цикл выпускаемых СКШТ (разработка, испытания, производство, техническое обслуживание и ремонт).
В рамках программы диверсификации производство на заводе организовано по технологии двойного назначения: унифицированные узлы и агрегаты применяются в технике, как для обеспечения обороноспособности государства, так и экономического комплекса страны – в нефтегазовом секторе, в строительстве, для сложных транспортных операций, для пожарной, спасательной, аэродромной техники и другого.
АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей» – одно из крупнейших интегрированных объединений российского оборонно-промышленного комплекса, на котором трудятся около 130 тысяч человек. Продукция Концерна поставляется более чем в 50 стран мира.
bmpd
На II Международном пожарно-спасательном Конгрессе, состоявшемся в Москве 5-6 ноября 2020 года, АО «Брянский автомобильный завод» (входящее в состав АО «Концерн ВКО «Алмаз–Антей»), представило новый стартовый аэродромный пожарно-спасательный автомобиль (СПСА) АА 12,5-70/100 (БАЗ-8080).
Новый стартовый аэродромный пожарно-спасательный автомобиль (СПСА) АА 12,5-70/100 (БАЗ-8080) разработки АО «Брянский автомобильный завод» (в составе АО «Концерн ВКО «Алмаз–Антей»), в экспозиции II Международного пожарно-спасательного Конгресса. Москва, 05.11.2020 (с) tehnorussia.ru
Впервые прототип АА 12,5-70/100 (БАЗ-8080) был продемонстрирован в Брянске 18 сентября. Машина обладает повышенными динамическими характеристиками и высокоэффективной системой пожаротушения, отвечает требованиям международной организации гражданской авиации ICAO.
«При создании стартового пожарно-спасательного автомобиля Брянский автомобильный завод выступил в качестве головного исполнителя опытно-конструкторской работы, – отметил заместитель генерального директора – главный конструктор АО «БАЗ» Вадим Таричко. – Проведена значительная работа по формированию кооперации для разработки и изготовления составных частей автомобиля: двигателя и его систем, гидромеханической коробки передач, специального пожарного оборудования и кабины».
Пожарный автомобиль создан на шасси БАЗ-8080 (колесная формула 6х6.1) и предназначен для быстрого прибытия на место происшествия, обеспечения маршрутов эвакуации, тушения пожаров и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ на воздушных судах и наземных объектах аэропорта (вывоз боевого расчета, пожарно-технического вооружения, огнетушащих веществ). Трансмиссия СПСА обеспечивает работу насосной установки (с подачей водопенных компонентов) от одного тягового двигателя прямо на ходу при различных скоростях движения.
БАЗ построил аэродромный пожарный автомобиль
Упоминания о Брянском автомобильном заводе нечасто встречаются в новостях. Оно и понятно: в его программе всегда были лишь тяжелые многоосные шасси для военных да немного для нефтяников. В последние годы БАЗ не встречался и в ежегодной статистике, проходя в графе «Прочие». Иногда даже казалось, что он и вовсе закрыт. Однако это не так: с приходом нового владельца, концерна «Алмаз-Антей», дела завода пошли в гору. К примеру, совсем недавно БАЗ неожиданно показал эффектный прототип аэродромной пожарной машины.
Хотя серийно пожарных машин на шасси БАЗа не выпускали, единичные случаи постройки подобной, в том числе аэродромной, техники все же бывали
Никакие технические данные пока не известны, их опубликуют только после окончания испытаний. Впрочем, можно предположить, что машина базируется на военном шасси БАЗ-6909 с 400-сильным дизелем ЯМЗ и механической коробкой передач. На это, по крайней мере, намекает конструкция подвески переднего моста, которую видно на фото. Наш редактор Федор Лапшин подробно рассказывал о конструкции этого монстра в Якутии. Если это так, то особого успеха у огнеборцев добиться не удастся. Как показывает еще советская история, получить соответствующий спецтребованиям аэродромник из военной машины затруднительно.
Главной ударной силой у пожарных советских аэропортов с 1973 года был аэродромник АА-60 (70) на базе знаменитого двухкабинного МАЗ-543 Ураган (позднее — 7310). Единственное, что удовлетворяло в нем огнеборцев, — большая грузоподъемность (20 тонн). При этом максимальная скорость 60 км/ч, плохая маневренность, малый ресурс и неподходящая эргономика стали существенными минусами.
Увы, слишком разнятся задачи военных и пожарных, чтобы можно было использовать одинаковые шасси. Неслучайно дальнейшие попытки построить аэродромную машину на военных шасси МЗКТ оставались единичными. Да и остальные отечественные аэродромники (а в их роли побывали практически все тяжелые полноприводники) в последнее время все чаще уступают место импортным машинам. По крайней мере, в больших международных аэропортах.
Самым авторитетным примером аэродромного пожарного автомобиля остается «всемирный» Rosenbauer Panther
Оно и неудивительно, учитывая современные требования к таким «аппаратам». При полной массе 40 тонн максимальная скорость должна достигать 120 км/ч, а время разгона до «сотни» — не более 30 секунд. Потому и мощность двигателей стартует от 700 л.с., и коробки передач автоматические, для тяжелых условий эксплуатации, и мосты-карданы соответствующие, с запасом.
Впрочем, не исключено, что компонентная база у новинки иная. Судя по известной кабине, которую покупают в Китае минский МЗКТ, украинский КрАЗ и некоторые наши фирмы, двигатель и другие агрегаты тоже могут быть из Поднебесной. Тем более что опыт работы с китайскими комплектующими у БАЗа уже был.
Новую пожарную аэродромную машину, разработанную в Брянске, представили на Международном пожарно-спасательном конгрессе
Ключевое мероприятие 2020 года
5 ноября на базе Академии Государственной противопожарной службы МЧС России в режиме видеоконференцсвязи проходит второй Международный пожарно-спасательный конгресс. Это ключевое мероприятие 2020 года направлено на стимулирование развития отечественной пожарной-спасательной отрасли, создание и продвижение инновационной и конкурентоспособной продукции и услуг в этой сфере.
Деловой программой предусмотрены конференции, семинары и круглые столы. Участники обсудят вопросы государственной политики и межгосударственного регулирования в сфере пожарной безопасности, отечественный и международный опыт материально-технического обеспечения всех видов пожарной охраны, а также методы профилактики и обучения технологиям проведения аварийно-спасательных работ. Кроме того, в рамках мероприятия, состоялся героико-патриотический диктант «МЧС России – 30 лет во имя жизни».
В конгрессе принимают участие представители органов государственной власти, государственных компаний и корпораций, профессиональных и общественных объединений.
Уникальная конструкция и высокоэффективная система пожаротушения
В рамках II Международного пожарно-спасательного конгресса состоялась презентация новой пожарной машины для использования на аэродромах, которую разработал Брянский автомобильный завод (БАЗ), входящий в Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей» и специализирующийся на выпуске сверхтяжелых многоосных шасси и тягачей высокой проходимости.
Разработку впервые показали в середине сентября этого года на открытии Литейного моста в Брянске — она возглавляла торжественную колонну.
Пожарный автомобиль имеет повышенные динамические характеристики и высокоэффективную систему пожаротушения, отвечает всем международным требованиям ICAO и сертификационным стандартам СПАСОП гражданской авиации РФ к аэродромным пожарным автомобилям.
Техническими характеристиками новинки поделились специалисты АО «БАЗ».
Пожарный автомобиль АА 12,5-70/100 создан на базе шасси БАЗ-8080 модели 119 ВР.
Все агрегаты, системы и оборудование автомобиля расположены с учётом минимальной высоты центра тяжести машины, что позволяет быстро прибыть к месту вызова (со скоростью до 115 км/ч). Тяговый двигатель мощностью 700 л.с. (515 кВт) находится сзади, кабина боевого расчёта на 4 человека впереди, а модуль пожаротушения – в середине автомобиля.
-Данный автомобиль позволяет решать все возникающие задачи при тушении пожаров и ликвидации аварий на воздушных судах и наземных объектах аэропортов,- подчеркнул Врио начальника Управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ Главного управления МЧС Росии по Брянской области Алексей Яшкин.
Автомобиль оснащен пожарным насосом нормального давления типа НЦПН-70/100, который позволяет подавать воду и раствор пенообразователя расходом 70 л/с под давлением 10 атмосфер. При этом трансмиссия автомобиля обеспечивает работу насосной установки от одного тягового двигателя прямо на ходу, в том числе и при маневрировании с малой скоростью.
Объем цистерны для воды составляет 11000 л (т.е. 11 м3), пенобак вмещает 1500 л пенообразователя. Кроме того, имеется система порошкового пожаротушения общим объемом 180 кг.
За один проход автомобиль позволяет подготовить пенную подушку на взлётно-посадочной полосе шириной не менее 8 м.
— Данное изделие комплектуется индивидуально, под каждого заказчика, поэтому объемы производства и потребности составляют в пределах 10 единиц в год,- отметил заместитель генерального директора- главный конструктор АО «БАЗ» Вадим Таричко.
Выпуск таких спецмашин в России позволит потеснить в нише аэродромных пожарных автомобилей иностранных производителей.
На Брянском автозаводе создали интересный СПСА на новейшем шасси БАЗ-8080. Сравните с белорусским аналогом на базе МАЗ-63182M
Фото БАЗ, ГУ МЧС России по Брянской области
Фото БАЗ, ГУ МЧС России по Брянской области
Эта машина, получившая индекс АА 12,5-70/100 (БАЗ-8080), имеет уникальную конструкцию и обладает повышенными динамическими характеристиками, а также высокоэффективной системой пожаротушения.
Новинка разработана на Брянском автомобильном заводе, который производит специальные колесные шасси и тягачи высокой проходимости грузоподъемностью от 14 до 40 тонн для военной и гражданской техники (напомним, что предприятие входит в состав Концерна воздушно-космической обороны «Алмаз – Антей»).
Сразу отметим необычную компоновку этого автомобиля с колесной формулой 6х6.1: за кабиной «боевого» расчета на 4 бойца находится модуль пожаротушения, а двигатель расположен в задней части. При этом все агрегаты, системы и оборудование расположены с учетом минимальной высоты центра тяжести автомобиля. Кстати, его габаритные размеры – 12.000 х 3000 х 4000 мм.
Двигатель (его марка не уточняется) обладает мощностью 700 л.с. Коробка передач гидромеханическая. Это позволяет полностью загруженному автомобилю полной массой 37 тонн разгоняться до скорости 85 км/ч всего за 40 секунд, при этом максимальная скорость достигает 115 км/ч.
Такие мощь и разгонная динамика нужны этой машине, чтобы наилучшим образом выполнять свою работу: АА 12,5-70/100 (БАЗ-8080) предназначен для быстрого прибытия на место происшествия, обеспечения маршрутов эвакуации, тушения пожаров и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ на воздушных судах и наземных объектах аэропорта. Другое название этой машины – стартовый аэродромный пожарно-спасательный автомобиль (СПСА).
Трансмиссия СПСА обеспечивает работу насосной установки (с подачей водопенных компонентов) от двигателя шасси прямо на ходу при различных скоростях движения. Независимая подвеска и широкопрофильные шины позволяют двигаться как по неподготовленной местности, так и по территории аэродрома.
Как рассказали на заводе, СПСА будет комплектоваться индивидуально под каждого заказчика. Ожидается, что выпуск таких спецмашин в России позволит потеснить в нише аэродромных пожарных автомобилей иностранных производителей. Оценочная потребность в подобной технике – 10 машин в год.
Фото ООО «Пожснаб»
Напомним, что в Беларуси недавно был создан свой автомобиль аэродромного тушения АА 12,0-100 (6318) – его на шасси МАЗ-63182M с колесной формулой 6х6 изготовила компания «Пожснаб» из Борисова.
Фото ООО «Пожснаб»
Белорусская машина создана по классической схеме на базе серийного шасси. Тем не менее за счет применения 550-сильного двигателя Weichai WP13.550 (это самый мощный мотор в «гражданской» линейке Минского автозавода) и автоматической трансмиссии Allison 4500 она обладает высокими динамическими характеристиками: время разгона до скорости 80 км/ч составляет 40 секунд; время движения автомобиля с полной массой от нуля до остановки по прямолинейному маршруту длиной 2000 м с асфальтированным или бетонным покрытием не превышает 80 секунд. Максимальная скорость – те же 115 км/ч.
Фото ООО «Пожснаб»
Вместимость цистерны для воды – 11.000 л, вместимость пенобака – 1400 л. Производительность пожарного насоса – 100 л/с; лафетного ствола – 80 л/с; бамперной установки – 30 л/с. Благодаря автоматической коробке передач привод насоса пожарного оборудования включается в процессе движения автомобиля, без его остановки. Кроме того, имеется установка углекислотного тушения емкостью 120 л.
Еще одна «фишка» белорусской машины – автоматическая система подачи и дозирования пенообразователя. Она обеспечивает пеносмешение пропорционально в диапазоне от 0,1% до 9,9% (с шагом 0,1), с возможностью занесения в память двух предустановленных значений для их быстрого выбора. Управление водопенными коммуникациями осуществляется дистанционно с двух пультов, расположенных в кабине водителя и в насосном отсеке.
Остается добавить, что автомобиль аэродромного тушения АА 12,0-100 (6318) имеет меньшую полную массу (35 тонн), а пожарных вмещает больше – 6 человек. Кроме того, автомобиль имеет дорожный габарит: 11.000 х 2550 х 3700 мм.