базаров природа не храм а мастерская и человек в ней работник

«Природа не храм, а мастерская».

«Природа не храм, а мастерская, а человек в ней — работник», — это слова героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгения Базарова. Можно ли согласиться с его утверждением?

Я думаю, что не совсем. Природа – это, несомненно, храм, к которому нужно относиться бережно, охранять и беречь его красоту. Столько на нашей Земле великолепных мест: величественные горы, полноводные реки, глубокие моря, густые леса и многое другое.

Любое создание природы требует к себе трепетного отношения, потому что дано человеку для жизни и для души. Это нашло отражение и в художественной литературе. Произведения М. Пришвина, К. Паустовского, стихотворения С. Есенина, И. Бунина, К. Рыленкова и многих других воспевают красоту окружающего мира, обогащают душу человека.

Но люди должны не только любоваться храмом природы, но и жить в нём. Поэтому природу можно назвать мастерской, а человека — мастером. Остальное зависит от того, каков мастер. Эта проблема всегда интересовала писателей и поэтов.

В повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» говорится о затоплении плодородных земель при строительстве гидроэлектростанции. Веками жили люди на этой земле. Растили хлеб, пользовались дарами лесов и рек, рожали и воспитывали детей. А теперь – сжигают избы, разоряют кладбища. Посёлок, куда переселяют людей из Матёры, мало приспособлен для сельских жителей. Негде держать скотину, нет рядом сенокосных угодий, подтапливаются погреба. Конечно, в электричестве, которое даст гидроэлектростанция, нуждаются и люди, и города, и предприятия. Но не слишком ли дорогой ценой оно достаётся?

Писатель подчеркнул силу природу, создав образ лиственницы, которая росла на острове. И сжечь её пытались рабочие, и спилить. Но крепкое дерево не поддалось людям. Я думаю, что эта лиственница – символ могущества и бессмертия природы. Автор повести заставляет читателя задуматься о своем отношении к окружающему миру и о том, что если уж природа – мастерская, то человек должен быть хорошим мастером, который не разрушает живой мир, а живёт с ним в гармонии.

Именно таким мастером мы можем назвать героя повести Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» Егора Полушкина. «Бедоносцем» называет его жена. Добрый, непрактичный, безденежный, вряд ли понравится он современному молодому читателю. Но, несомненно, именно этот герой повести заставит каждого задуматься о своём отношении к красоте окружающего мира, научит любить родную природу.

Егор жил жизнью матери-природы. С болью в сердце смотрел на объятый пламенем муравейник, на липу с начисто ободранной корой. Жалко ему было каждого зверёныша, каждую травинку и веточку. И ещё он мечтал, чтобы Чёрное озеро вновь стало Лебяжьим. На все деньги, данные ему на покупки земляками, в Москве он купил лебедей и привёз их на родину, на лесное озеро. Думал, что ни у кого не поднимется рука на такую красоту. Поднялась! Убиты лебеди, погиб Егор. Но растёт его сын, Колька, в душу которого отец сумел заложить любовь к матери-природе. Закрывая книгу Васильева, задумается о вопросах, поставленных в повести писателем, и о своём отношении к миру читатель.

Да, природа и храм, и мастерская, а человек в ней должен быть рачительным и бережливым мастером.

Источник

Базаров природа не храм а мастерская и человек в ней работник

В жизни каждый человек так или иначе использовал ресурсы природы ради выгоды. Иначе быть и не может, ведь тогда бы не было того прогресса, что мы имеем. Обращаясь к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети», мы замечаем, как главный герой относился к тому, что даёт окружающая среда. Базаров считал, что она является лишь «мастерской», а не «храмом»; думал, что в ней нет ничего прекрасного, что она подвластна человеку. Евгений Васильевич — нигилист, который отрицает всё, в том числе и красоту того, что находится совсем рядом. Но прав ли он в своих словах?

Основная часть.

Люди с самого начала пользовались всем тем, что находили вокруг себя: камнями, деревьями, водой и другими различными ресурсами. С помощью этого человек построил себе кров, стал упрощать свою жизнь и придумывать всё больше и больше приспособлений для дальнейшего комфортного проживания. Природа действует по своим законам, даёт всё необходимое для жизни, а мы пользуемся этим. Однако человечество дурно влияет на мир и меняет окружающую среду. Со временем исчезают виды животных, а запасы тех или иных веществ уменьшаются; с появлением машинной техники воздух, реки, земля загрязняются, неся за собой необратимые последствия для живых организмов. Мы вторглись на территорию природы, используя её для своих целей.

Если считать, что окружающий мир — «мастерская», то не за чем исправлять то, что было испорчено. Человек берёт нужную вещь, создаёт из неё что-то полезное для себя, но оказывает отрицательное влияние на это место. Однако при таком исходе в конечном итоге ни у кого не будет средств к существованию. Это приведет к массовой гибели всего живого.

Но в случае,когда природу называют «храмом», люди не имеют никакого права пользоваться тем, что в ней присутствует. Она дала жизнь человеку, она является домом. Мир красив и восхитителен, некоторые чувствуют единение с ним.

базаров природа не храм а мастерская и человек в ней работник

«Окруженная свежестью и тенью, она читала, работала или предавалась тому ощущению полной тишины, которое, вероятно, знакомо каждому и прелесть которого состоит в едва сознательном, немотствующем подкарауливанье широкой жизненной волны, непрерывно катящейся и кругом нас и в нас самих»,- писал Тургенев в романе «Отцы и дети» в подтверждение этому.

Каждый должен беречь природу. Однако она является чем-то средним между «храмом» и «мастерской. Считая землю, леса, поля, все те пейзажи, что мы видим, «храмом», люди не тратят её ресурсы, а значит, не сохраняют привычную жизнь и не идут к прогрессу. А в значении «мастерской» мы придём к той же гибели. Следовательно, природа — ни то и ни другое. Это дом. Погубив его, мы погубим и себя. Поэтому человечеству стоит пользоваться ресурсами, что он даёт, но не причинять никакого вреда своему миру.

Вывод.

Природа многое значит для человека, как и человек для неё. Люди решают, как жить по тем законам, которые действуют в ней и как распоряжаться ресурсами, что она даёт. Утверждение Базарова, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» неверно, ведь окружающая среда является ни тем и ни другим. Для того, чтобы продолжать жизнь, нужно бережно относиться к нашему дому, а не считать его «храмом» или «мастерской».

Источник

Отцы и дети (Тургенев И. С., 1862)

В тот же день и Базаров познакомился с Фенечкой. Он вместе с Аркадием ходил по саду и толковал ему, почему иные деревца, особенно дубки, не принялись.

— Надо серебристых тополей побольше здесь сажать, да елок, да, пожалуй, липок, подбавивши чернозему. Вон беседка принялась хорошо, — прибавил он, — потому что акация да сирень — ребята добрые, ухода не требуют. Ба! да тут кто-то есть.

В беседке сидела Фенечка с Дуняшей и Митей. Базаров остановился, а Аркадий кивнул головою Фенечке, как старый знакомый.

— Кто это? — спросил его Базаров, как только они прошли мимо. — Какая хорошенькая!

— Да ты о ком говоришь?

— Известно о ком: одна только хорошенькая.

Аркадий, не без замешательства, объяснил ему в коротких словах, кто была Фенечка.

— Ага! — промолвил Базаров. — У твоего отца, видно, губа не дура. А он мне нравится, твой отец, ей-ей! Он молодец. Однако надо познакомиться, — прибавил он и отправился назад к беседке.

— Евгений! — с испугом крикнул ему вослед Аркадий. — Осторожней, ради бога.

— Не волнуйся, — проговорил Базаров, — народ мы тертый, в городах живали.

Приблизясь к Фенечке, он скинул картуз.

— Позвольте представиться, — начал он с вежливым поклоном, — Аркадию Николаевичу приятель и человек смирный.

Фенечка приподнялась со скамейки и глядела на него молча.

— Какой ребенок чудесный! — продолжал Базаров. — Не беспокойтесь, я еще никого не сглазил. Что это у него щеки такие красные? Зубки, что ли, прорезаются?

— Да-с, — промолвила Фенечка. — Четверо зубков у него уже прорезались, а теперь вот десны опять припухли.

— Покажите-ка… Да вы не бойтесь, я доктор.

Базаров взял на руки ребенка, который, к удивлению и Фенечки и Дуняши, не оказал никакого сопротивления и не испугался.

— Вижу, вижу… Ничего, все в порядке: зубастый будет. Если что случится, скажите мне. А сами вы здоровы?

— Здорова, слава богу.

— Слава богу — лучше всего. А вы? — прибавил Базаров, обращаясь к Дуняше.

Дуняша, девушка очень строгая в хоромах и хохотунья за воротами, только фыркнула ему в ответ.

— Ну и прекрасно. Вот вам ваш богатырь.

Фенечка приняла ребенка к себе на руки.

— Как он у вас тихо сидел, — промолвила она вполголоса.

— У меня все дети тихо сидят, — отвечал Базаров, — я такую штуку знаю.

— Дети чувствуют, кто их любит, — заметила Дуняша.

— Это точно, — подтвердила Фенечка. — Вот и Митя, к иному ни за что на руки не пойдет.

— А ко мне пойдет? — спросил Аркадий, который, постояв некоторое время в отдалении, приблизился к беседке. Он поманил к себе Митю, но Митя откинул голову назад и запищал, что очень смутило Фенечку.

— В другой раз, когда привыкнуть успеет, — снисходительно промолвил Аркадий, и оба приятеля удалились.

— Как, бишь, ее зовут? — спросил Базаров.

— Фенечкой… Федосьей, — ответил Аркадий.

— А по батюшке. Это тоже нужно знать.

— Bene. [Хорошо (лат.).] Мне нравится в ней то, что она не слишком конфузится. Иной, пожалуй, это-то и осудил бы в ней. Что за вздор? чего конфузиться? Она мать — ну и права.

— Она-то права, — заметил Аркадий, — но вот отец мой…

— И он прав, — перебил Базаров.

— Ну, нет, я не нахожу.

— Видно, лишний наследничек нам не по нутру?

— Как тебе не стыдно предполагать во мне такие мысли! — с жаром подхватил Аркадий. — Я не с этой точки зрения почитаю отца неправым; я нахожу, что он должен бы жениться на ней.

— Эге-ге! — спокойно проговорил Базаров. — Вот мы какие великодушные! Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал.

Приятели сделали несколько шагов в молчанье.

— Видел я все заведения твоего отца, — начал опять Базаров. — Скот плохой, и лошади разбитые. Строения тоже подгуляли, и работники смотрят отъявленными ленивцами; а управляющий либо дурак, либо плут, я еще не разобрал хорошенько.

— Строг же ты сегодня, Евгений Васильич.

— И добрые мужички надуют твоего отца всенепременно. Знаешь поговорку: «Русский мужик бога слопает».

— Я начинаю соглашаться с дядей, — заметил Аркадий, — ты решительно дурного мнения о русских.

— Эка важность! Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения. Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки.

— И природа пустяки? — проговорил Аркадий, задумчиво глядя вдаль на пестрые поля, красиво и мягко освещенные уже невысоким солнцем.

— И природа пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.

Медлительные звуки виолончели долетели до них из дому в это самое мгновение. Кто-то играл с чувством, хотя и неопытною рукою «Ожидание» Шуберта, и медом разливалась по воздуху сладостная мелодия.

— Это что? — произнес с изумлением Базаров.

— Твой отец играет на виолончели?

— Да сколько твоему отцу лет?

Базаров вдруг расхохотался.

— Чему же ты смеешься?

— Помилуй! в сорок четыре года человек, pater familias, [Отец семейства (лат.).] в…м уезде — играет на виолончели!

Базаров продолжал хохотать; но Аркадий, как ни благоговел перед своим учителем, на этот раз даже не улыбнулся.

Источник

5 сочинений «Образ Базарова» по литературе «Отцы и дети»

базаров природа не храм а мастерская и человек в ней работник

­­ Пример сочинения 1

Базаров является центральным персонажем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Он выступает представителем нового поколения. Себя же он называет нигилистом – человеком, который не верит ни во что. Для него никто не является авторитетом. Да и стереотипы и принципы ему ни к чему. Герой ярый противник «уездного дворянства», которое он считал «самолюбивым и пустым». Базаров уверен, что такие как он, призваны сломать нормы и порядок вещей, чтобы изменить буржуазное общество. Природа для Евгения является не предметом восхищения, она дня него «не храм, а мастерская, и человек в ней работник». В любовь герой также не верит и называет ее белибердой, непростительной дурью.

Автор романа проводит своего героя через ряд испытаний, в том числе и через любовь. После встречи с Одинцовой Базаров был уверен, что любви быть не может. Девушка для него является представителем млекопитающих, и смотрит он на нее весьма скептически. Однако постепенно в его душе неожиданно для него самого просыпаются странные чувства, которые приводят героя в состояние растерянности. Чем больше он находится рядом с Анной, тем ближе сходится с ней, и тем больше у него возникает чувств. Человек, который был уверен в своих убеждениях, ломается при первой встрече с настоящей жизнью. Но, неразделенная любовь не лишает Базарова гордости. «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал» – говорит он Одинцовой.

У героя возникает конфликт с самим собой. Он пытался выстроить свое существование на основе теории нигилизма, но жизнь неподвластна сухой идее. Базаров, отрицая принцип чести, принимает вызов на дуэль от Павла Петровича, где ведет себя благородно.

Финал романа грустный: Базаров умирает. Перед смертью он предстает перед нами совершенно с другой стороны. Евгений понимает, что ошибался и осознает, что нельзя отрицать все на свете. Потому что главные ценности, те от которых нельзя отказаться – это семья, любовь, дружба, героизм и благородство.

Пример сочинения 2

Евгений Базаров — главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Многим юным читателям близок его образ, ведь максимализм, уверенность в себе, принципиальность — это качества, присущие многим молодым людям, стремящимся найти свое призвание и место в жизни. Поэтому за Базаровым интересно следить. Кажется, что ему уготован славный удел блестящего научного деятеля. Но в финале он умирает без надежд и достижений. Только в конце книги читатель узнает настоящего Евгения — того, кто прятал свои слабости, сомнения и порывы души под маской нигилизма.

На первых страницах романа Базаров производит хорошее впечатление. У него «красные руки», которые дают понять, что герой много трудится. Он говорит мало и просто, не следит за модой и уделяет много времени своим научным занятиям. Он получил высшее образование в столице и готовился стать специалистом по естественным наукам. Его отношение к делу не было формальным, как, например, у Аркадия. Евгений искренне хотел работать и развивать свою сферу деятельности. Он проводил много опытов, вставал ни свет ни заря. О его досуге автор говорил кратко: «Аркадий сибаритствовал. Базаров работал». Даже в беседах с Павлом Петровичем Евгений не пытался самоутвердиться. Он вообще говорил неохотно и даже лениво, избегая длинных речей. Он лишь доказывал оппоненту, что его точка зрения может быть оспорена, как и всякая другая. В непризнании авторитетов и догм и состоял нигилизм Базарова. Все, что общепризнанно, он подвергал сомнению. Зачем? Увы, на всем готовом невозможно прогрессировать. Многие открытия противоречат уже известным фактам, разрушают прежнюю картину мира. Поэтому позиция Базарова вполне рациональна. Но совсем искусственным и наигранным выглядит его отрицание любви, искусства, природы как объекта созерцания. «Природа не храм, а мастерская, а человек в ней — работник» — такой взгляд на окружающий мир очень узок и категоричен. Не умея чувствовать жизнь и ощущать ее, герой сознательно ограничивает сферу своего познания: «Разве вы не знаете сами, что изящная сторона жизни мне недоступна…». Поэтому он не выдерживает испытания любовью: Анна Одинцова отвергает его, и он не может жить дальше, потеряв интерес абсолютно ко всему. Он просто не умел любить, страдать, оправляться от страданий. Все это он вычеркнул из своего опыта, только вот обойтись без этого невозможно. Природа берет свое.

Образ Базарова очень трагичен, ведь перед нами человек с большими возможностями и природными задатками, который так и не реализовал свой потенциал. Его категоричность, несгибаемость, желание все разрушить и оспорить — это те качества, которые помешали ему стать счастливым и обрести свое значение в обществе и даже мире.
Пример сочинения 3

Пример сочинения 4

Евгений Базаров, в отличие от Аркадия Кирсанова, не имеет дворянского происхождения. Дед его «землю пахал», а отец его был простым лекарем. Принято считать, что Базаров – разночинец, который всего добился собственными силами. Несмотря на свою бедность, Евгений – человек гордый, который «милостыни еще до сих пор не принимал». С самого детства главный герой занимается естественными науками, учится на медицинском факультете и хочет стать опытным врачом, поэтому часто ставит различные эксперименты.
Пример сочинения 5

Герой романа Евгений Базаров – человек простого происхождения, который не подчиняется ни каким принципам и авторитетам, он нигилист. Базаров очень уверен в своих убеждениях, силу его убеждений мы видим в сцене словестного поединка с Павлом Петровичем Кирсановым. Базаров спокойно и хладнокровно рассказывает свои основные убеждения, Кирсанов же горячиться и пытается противоречить нигилисту, но все его примеры неудачны и он терпит поражение.
Несомненно, убеждения и доводы Евгения по поводу нигилизма справедливы, но не во всем. Он не признает творчества и красоту природы, неуважительно относится к великим писателям, таким как Пушкин, Гоголь, хотя толком и не знаком с их творчеством. Базаров отрицает все, что это непонятно – и это несомненно, минус нигилизма.В романе мы можем заметить весьма красочные и частые описания красоты природы, которые говорят нам, что природа – это храм божий, в то время как сам Базаров говорит, что природа не храм, а мастерская: то есть автор постоянно опровергает своего героя.

Герой достаточно скептически относится к любви: “Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина… “. Но в романе мы видим его горячее сердце, скрывавшееся за внешней холодностью, после того как он влюбляется в Одинцову. Его взгляды на любовь разбиты и он злиться на себя за это.

Автор в романе подчеркивает в своем герое черты деятельного и сильного характера, с острым умом, гордостью, прямолинейностью. Этот человек был обречен на гибель, так как он стоял в преддверии чего-то нового. Такие люди подготавливают почву для великих дел, выдерживают все испытания с высоко поднятой головой, а когда наступит время борьбы, без колебаний вступят в нее.

На мой взгляд, Базаров, это герой который мог бы стать представителем разрушающей силы настоящего. Без таких людей было бы невозможно рождение нового.

Источник

Эссе. Природа мастерская или «храм»? ( по роману «Отцы и дети» И. С. Тургенева)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Природа мастерская или «храм»?

( по роману «Отцы и дети» И. С. Тургенева)

Что же это за герой? И почему у него на природу свой взгляд. Взгляд нигилиста. Казалось бы, Базаров гордится своими предками. С теплотой в голосе мы слышим от него: « Мой дед землю пахал… Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника ». Корни его происхождения уходят в самые глубины народной жизни. Базаров близок к народу: « Все в доме привыкли к нему, к его небрежным манерам, к его немногосложным и отрывочным речам. Фенечка, в особенности, до того с ним освоилась, что однажды ночью велела разбудить его: с Митей сделались судороги; и он пришел и, по обыкновению, полушутя, полузевая, просидел у ней часа два и помог ребенку », «дворовые мальчишки бегали за «дохтуром», как собачонки », « слуги также привязались к нему … они чувствовали, что он все-таки свой брат, не барин ».

Но бывает ли в жизни чистое отрицание? Думаю, нет. Всегда найдётся и положительное, то, что ещё раз докажет: хорошее смешано с плохим, в плохом, если захотеть, отыщется хорошее. Так было и с Базаровым. Он, увлекаясь естественными науками, конечно, знал: человек – тоже природа. Умная его часть. Отказываясь признать в природе храм, именно в ней он находил успокоение. Так было после сцены признания Базарова в любви Одинцовой: « Он быстро обернулся, бросил на нее пожирающий взор — и, схватив ее обе руки, внезапно привлек ее к себе на грудь. Она не тотчас освободилась из его объятий; но мгновенье спустя она уже стояла далеко в углу и глядела оттуда на Базарова. Он рванулся к ней. — Вы меня не поняли, — прошептала она с торопливым испугом. Казалось, шагни он еще раз, она бы вскрикнула. Базаров закусил губы и вышел ». Отказ сразил героя. И успокаивался, когда бывал наедине с природой: « Тогда он отправлялся в лес и ходил по нем большими шагами, ломая попадавшиеся ветки и браня вполголоса и ее и себя; или забирался на сеновал, в сарай, и, упрямо закрывая глаза, заставлял себя спать, что ему, разумеется, не всегда удавалось ». Значит, природа не мастерская, а всё же храм? Такой вопрос мог задать себе сам герой. В этом всё противоречие нигилиста. Он, оказывается, и лирик, и нигилист. Вот не хватало Базарову видения природы, как у Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:

На эту тему можно говорить много. Тема безграничная, пространная, глубокая. Кому – то ближе её красота, кому – то полезность в практической деятельности. Но главным должно быть одно: её надо беречь! Она даёт нам жизнь. Мы ею любуемся, гордимся её лесами и реками. И от того, чем она является для нас, зависит и её жизнь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *